Пути формирования любви к природе у младших дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 01.03.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Особенности эмоционально-чувственного восприятия природы детьми младшего дошкольного возраста 6
1.1 Сущность ответственного отношения к природе 6
1.2 Пути взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе формирования правильного отношения дошкольников к природе 8
Вывод по главе 1 13
2 Основные средства формирования любви к природе у детей младшего дошкольного возраста 15
2.1 Роль дидактических игр с применением природных материалов 15
2.2 Экспериментальное исследование формирования любви к природе младших дошкольников 18
Вывод по главе 2 23
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Приложения
д.Смешанныеформы(комбинированные)-деньоткрытыхдверей,родительскиесобрания,конференции.Проявлен немалыйинтересродителейкинформациивродительскихуголках.Там содержатся экологическиеакции,рекомендациипоздоровомуобразужизни.Вработесродителямиприменяютсядомашниезадания.Например, наблюдение за чем-либо,затемрассказать,передатьсвоивпечатленияврисунке.2.Анкетированиеродителей (прил.1)Ванкетированиипринялиучастие6родителей.По результатам анкетирования67%в полном объемеответилинавопросотом,чтотакоеприрода?По их словам, природа – это окружающий нас мир с содержанием разнообразных растений и явлений.Остальные33%далиболееконкретныйответ.Природа -этоокружающий нас мир.Формированияотношения уребенкакприродеинтересует88%родителей.Всеродителилюбятприроду.Однакотолько40%родителейподдерживаютпроводимуювДОУработупоформированиюлюбви ребенкакприроде.Знакомятдетейсправильнымотношениемкрастениям40%родителей.Ипрактическивсеродители(90%)считают,чтонужноформироватьправильноеотношение и любовьребенкакприроде.Всемродителямтребуется консультация педагога по вопросампроведения наблюдениясдетьмизарастениями, а такжекак их знакомить с манерой поведения на природе.По итогаманкетированияможносделатьвыводотом,чтородителиимеют интерес кпроблемамформированиялюбвиребенкакприроде,этодовольнохорошийпоказатель.Но домазанимаютсяформированиемлюбви ребенкакприродевсего30% семей.Педагогический проект формирования любви к природе у младших дошкольников.НамибылаиспользованаметодикаТ.А.Серебряковой.Задание1.«Определитьхарактерныеособенностирастительногомира»(проводитсяиндивидуальноскаждымребенком).Цель:Определитьуровеньзнанияхарактерныхособенностейрастительногомира.Оборудование:комнатныерастения:герань,алое,распылительводы;палочкадлярыхления;салфетка, подставка.Суть задания:Педагогпредставляетнесколькокомнатныхрастений,предлагаетпоказатьих.-Какиеусловиянеобходимыдляжизни,ростаиразвитиякомнатныхрастений?-Какправильноухаживатьзакомнатнымирастениями? Покажи?-Длячегонамнужныкомнатныерастения?После этогонеобходимовыбрать:а)деревья,кустарники;б)лиственныеихвойныедеревья;в)ягодыигрибы.Оценкарезультатовдеятельности:Высокийуровень(от10-13баллов):- Ребеноксам называетназваниярастений.- Безпомощивзрослогоназываетусловия,необходимыедляжизни,ростаиразвитиякомнатныхрастений.- Рассказывает и показывает,какправильноухаживатьзаними.- Заинтересован в данном проведении.Среднийуровень(7-10баллов):- Ребенокиногдаошибаетсяприназваниирастений.- Безпомощивзрослогоназываетусловия,необходимыедляжизни,ростаиразвитиякомнатныхрастений.- Рассказывает и показывает,какправильноухаживатьзаними.- Навыкиуходазакомнатнымирастениямисформированынедостаточно.- Заинтересован в данном проведении.Низкийуровень(до7баллов):- Ребенокзатрудняетсяназыватьрастения.- Затрудняетсярассказывать и показывать,какправильноухаживатьзакомнатнымирастениями.- Уменияинавыкиуходазакомнатнымирастенияминесформированы.- Впрактическойдеятельностипостояннообращаетсязапомощьюквзрослому.- Интерес не проявляется.Результатызадания1представленывприл.2.У85%испытуемыхопределенсреднийуровеньзнанийоприроде.У15%-низкийуровеньзнанийоприроде.Задание2.«Растения»(проводитсяиндивидуальноскаждымребенком)Цель:уточнить,чтодетизнаюторастениях.Материал:картинкисразнымирастениями.Суть задания:проводитсяввидебеседысиспользованиемкартинок.1.Посмотринакартинку,накоторойизображенодеревои определи отличия?2.Почемурастенияотносяткживымобъектам?Кактыобэтомдогадался?3.Какиеовощиифруктытебеизвестны?Назовиихипокажинакартинке.4.Какнужноухаживатьзакомнатнымирастениями?Критерииоценки:1.Ребенокправильноответилвопросы,понимаетсмысл-3балла.2.Ребенокзатрудняетсясответом -2балла.3.Ребенокнеможетответитьнавопрос-1балл.Высокийуровень-14-17баллов.Среднийуровень-9-13баллов.Низкийуровень-4-8баллов.Результатызадания2представленывприл.3.Поитогамметодики«Растения»рассмотрим следующиерезультаты:у30%детейвысокийуровеньзнанийорастениях;у60%ребятсреднийуровеньзнанийорастениях;у10%-низкийуровеньзнанийорастениях.Вывод по главе 2Такимобразом,уровень правильного отношения к природе и любви к ней, на основании проведенного исследования, невысок, хоть и проводятся в ДОУ занятия по заданной тематике.На основании анкетирования,родителинедостаточновниманияуделяютсвоимдетямпоформированиюлюбви к природе.На наш взгляд, для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо привлечь семью для развития правильного отношения и любви у ребенка к природе.ЗаключениеНа основании проведенного нами исследования необходимо отметить, что познанияо природе побуждаютдетейбережноотноситьсяк ней.Благиедела идействияподкрепляютсяпониманиемверностиинеобходимоститаковогоповедения в целях охраны природы. Бережноеотношениек растительному мируподразумеваетизображениехорошихдел идействийв техвариантах,когда это надо, а дляданногодетиобязанызнать, какухаживать зарастениями, какие условиясоздатьдля ихподходящегоподъемаистановления. Дошкольный возраст -в особенностипринципиальныйэпизодв жизникаждогочеловека. Новообразования,обретенныевданномвозрасте, закладываютбазуформированияблагоприятнойличностив будущем. Знакомство с природой -наиболеедоступнаяформа познаниянаходящейся вокругреальности. Удетейулучшаютсяанализаторы (слуховой,зрительный), развиваютсяразныевиды мышления,ребенокобучаетсядуматьлогически,обозначатьпричинно-следственныевзаимосвязи,делатьобобщения. Напредоставленномшагечереззнакомство с природой закладываютсязародышитрудового,физиологического,нравственногои эстетическогообучения. Аспектомсформированностиответственногоотношениякнаходящейся вокругсредесчитаетсянравственнаязаботаогрядущихпоколениях.Работасродителямипоформированиюверногоотношенияк природе и любви к ней у младших дошкольниковсчитаетсяодной из составныхчастейработы дошкольного учреждения. Вработесродителямипоформированиюосмысленноверногоотношенияк растительному миру и природе дошкольниковнужноприменятьвседоступныеформы взаимодействия с семьей, кактрадиционные,таки нетрадиционные.Таким образом, что касается проведенного нами эксперимента, то уровень правильного отношения к природе и любви к ней, довольно невысок, хоть и проводятся в ДОУ занятия по заданной тематике. На основании анкетирования, родители недостаточно внимания уделяют своим детям по формированию любви к природе. На наш взгляд, для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо привлечь семью для развития правильного отношения и любви у ребенка к природе.Список использованной литературыПсихология – наука будущего: материалы III международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего» 5-7 ноября 2009 г., Москва/ И.Р. Абитов [и др.]. — М.: Институт психологии РАН, 2009. — 528 c.Непрерывное образование личности как феномен XXI века. Часть 2: материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов. 11 мая 2012 года/ Е.Л. Аникина [и др.]. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2012. — 179 c.Астахова, Т.В. Категории и отрасли дошкольной педагогики / Т.В. Астахова // Вопросы гуманитарных наук: журнал. — 2013. — №5. — С. 50-51.Баюкова, Н. Педагогическая поддержка детей в образовательном пространстве дошкольного учреждения / Н. Баюкова // Детский сад от А до Я : журнал . — 2013 .— №4 .— С. 76-84.Белова, Е.С. Развитие одарённых дошкольников с речевыми трудностями / Е.С. Белова // Начальная школа плюс до и после : журнал . — 2013 .— №5 .— С. 37-41.Глебов, В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации / В. Глебов // Дошкольное воспитание : журнал . — 2013 .— №11 .— С. 116-120.Горбунова, И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей. Подготовительная к школе группа / И. Горбунова // Дошкольное воспитание : журнал . — 2013 .— №3 .— С. 24-28.Гурвиц, В.Н. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в художественном конструировании / В.Н. Гурвиц // Наука и школа : журнал . — 2013 .— №4 .— С. 125-127.Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / Гуревич П.С. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 320 c.Данилова, И. Правовое образование родителей и педагогов в ДОУ / И. Данилова // Дошкольное образование - 1 сентября: газета. — 2013.— №6 .— С. 18-21.Петрова О.О. Педагогика: учебное пособие/ Петрова О.О., Долганова О.В., Шарохина Е.В.— Саратов: Научная книга, 2012. — 191 c.Резепов И.Ш. Психология и педагогика: учебное пособие/ Резепов И.Ш. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. — 105 c.Электронные источникиГазина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Газина О.М., Фокина В.Г. — М.: Прометей, 2013. — 254 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24031Основы дошкольной педагогики [Электронный ресурс]/ Л.В. Коломийченко [и др.].— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 157 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32075Лазаренко Е.Н. Формирование у дошкольников и младших школьников ценностного отношения к природе [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие по курсу «Методика обучения и воспитания дошкольников»/ Лазаренко Е.Н. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — 52 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47859Приложение 1Анкета по определению уровня отношения к природеАнкета предназначена для опроса родителей детей младшего дошкольного возраста1. Что такое природа?2. Как Вы относитесь к природе?3. Как Вы отличаете красивые явления от некрасивых?4. Вы бережно относитесь к природе?5. Обращаете ли Вы внимание на природу по дороге на работу?6. Как влияет природа на ваше настроение?7. Вам нравится садоводство, рыбалка?8. В книгах Вы обращаете внимание на изображение природы?9. Писали ли Вы стихи, посвященные природе?10. Насколько регулярно Вы ухаживаете за комнатными растениями?Приложение 2Таблица1.Результатыметодики«Определениехарактерныхособенностей природы»№ п/пФИОУмение выделятьУсловияУходПользаОтношениеСумма балловУровень знаний растений1212229средний2211127средний3111216низкий4111126низкий5221229средний62222210среднийВпишите имена.Приложение 3Таблица2.Результатыметодики«Растения»№ п/пФИООтличиеСущностьПриспособлениеОсведомленностьОтношениеСумма балловУровень знаний растений13332314высокий22322211средний32333314высокий4112228низкий52212310средний62222210среднийВпишите имена.
1. Психология – наука будущего: материалы III международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего» 5-7 ноября 2009 г., Москва/ И.Р. Абитов [и др.]. — М.: Институт психологии РАН, 2009. — 528 c.
2. Непрерывное образование личности как феномен XXI века. Часть 2: материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов. 11 мая 2012 года/ Е.Л. Аникина [и др.]. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2012. — 179 c.
3. Астахова, Т.В. Категории и отрасли дошкольной педагогики / Т.В. Астахова // Вопросы гуманитарных наук: журнал. — 2013. — №5. — С. 50-51.
4. Баюкова, Н. Педагогическая поддержка детей в образовательном пространстве дошкольного учреждения / Н. Баюкова // Детский сад от А до Я : журнал . — 2013 .— №4 .— С. 76-84.
5. Белова, Е.С. Развитие одарённых дошкольников с речевыми трудностями / Е.С. Белова // Начальная школа плюс до и после : журнал . — 2013 .— №5 .— С. 37-41.
6. Глебов, В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации / В. Глебов // Дошкольное воспитание : журнал . — 2013 .— №11 .— С. 116-120.
7. Горбунова, И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей. Подготовительная к школе группа / И. Горбунова // Дошкольное воспитание : журнал . — 2013 .— №3 .— С. 24-28.
8. Гурвиц, В.Н. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в художественном конструировании / В.Н. Гурвиц // Наука и школа : журнал . — 2013 .— №4 .— С. 125-127.
9. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / Гуревич П.С. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 320 c.
10. Данилова, И. Правовое образование родителей и педагогов в ДОУ / И. Данилова // Дошкольное образование - 1 сентября: газета. — 2013.— №6 .— С. 18-21.
11. Петрова О.О. Педагогика: учебное пособие/ Петрова О.О., Долганова О.В., Шарохина Е.В.— Саратов: Научная книга, 2012. — 191 c.
12. Резепов И.Ш. Психология и педагогика: учебное пособие/ Резепов И.Ш. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. — 105 c.
Электронные источники
13. Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Газина О.М., Фокина В.Г. — М.: Прометей, 2013. — 254 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24031
14. Основы дошкольной педагогики [Электронный ресурс]/ Л.В. Коломийченко [и др.]. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. — 157 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32075
15. Лазаренко Е.Н. Формирование у дошкольников и младших школьников ценностного отношения к природе [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие по курсу «Методика обучения и воспитания дошкольников»/ Лазаренко Е.Н. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — 52 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47859
Вопрос-ответ:
Какие особенности эмоционально-чувственного восприятия природы есть у детей младшего дошкольного возраста?
Дети младшего дошкольного возраста эмоционально-чувственно воспринимают природу более ярко и насыщенно, чем взрослые. Они обладают острым восприятием звуков, запахов, цветов и форм, что делает их легко увлекаемыми и заинтересованными в окружающем мире. Стимулирование эмоционально-чувственного восприятия природы важно для формирования любви к ней в детском возрасте.
В чем суть ответственного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста?
Ответственное отношение к природе включает в себя осознание необходимости ее бережного отношения, умение заботиться о живых и неживых объектах окружающей среды, понимание важности природных ресурсов. Дети должны понимать, что они частичка природы и что от их отношения к ней зависит ее благополучие и сохранение для будущих поколений.
Какими путями может осуществляться взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании правильного отношения дошкольников к природе?
Взаимодействие между дошкольным учреждением и семьей в формировании правильного отношения дошкольников к природе может осуществляться через проведение совместных мероприятий, таких как экскурсии, посещение природных объектов, организация семейных праздников на природе. Также важно обмен информацией и опытом между педагогами и родителями, проведение семинаров и консультаций по вопросам природы и экологии.
Какие средства основными при формировании любви к природе у детей младшего дошкольного возраста?
Основными средствами формирования любви к природе у детей младшего дошкольного возраста являются дидактические игры с использованием природных материалов, занятия на свежем воздухе, творческие занятия, чтение книг и просмотр фильмов о природе, общение с животными и растениями.
Какие особенности эмоционально-чувственного восприятия природы у детей младшего дошкольного возраста?
Дети младшего дошкольного возраста принимают природу с большой эмоциональностью и наивностью. Они испытывают к ней искреннее восторг и позитивные эмоции. Свежий воздух, яркие цвета, нежные запахи природы вызывают у детей положительные чувства. Дети настраиваются на единение с природой и способны ощущать ее ритмы. Они оживают и радуются, когда видят цветущие цветы, пение птиц или прогулку по лесу.
Что подразумевается под ответственным отношением к природе и как это отношение формируется у дошкольников?
Ответственное отношение к природе подразумевает заботу о ней, понимание важности сохранения и охраны окружающей среды. У дошкольников это отношение формируется через систематические занятия, посвященные охране природы, рассказы о животных и растениях, экологические прогулки, участие в различных экологических проектах. Также родители, воспитатели и учреждения активно обучают детей практическим экологическим принципам, например, раздельному сбору мусора или экономии воды.
Каковы пути взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе формирования правильного отношения дошкольников к природе?
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи играет важную роль в формировании правильного отношения дошкольников к природе. Как правило, дошкольные учреждения организуют совместные мероприятия семьи и детей, например, экскурсии, пикники или садоводческие кружки. Родители также могут включаться в образовательный процесс, помогая детям наблюдать и изучать природу. Важно, чтобы семья и учреждение делили общие ценности и стремились формировать у детей правильное отношение к окружающей среде.
Какие особенности эмоционально-чувственного восприятия природы у детей младшего дошкольного возраста?
Дети младшего дошкольного возраста воспринимают природу очень эмоционально и чувственно. Они испытывают радость, удивление и любопытство при взаимодействии с природными объектами, такими как деревья, цветы, животные. У детей младшего дошкольного возраста чувства восприятия природы яркие и насыщенные, что позволяет им легко влиять на эмоциональное состояние и формирование положительного отношения к природе.
Как можно формировать ответственное отношение к природе у детей младшего дошкольного возраста?
Формирование ответственного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста требует совместных усилий дошкольного учреждения и семьи. Важно развивать у детей понимание о том, что природа нуждается в заботе и бережном отношении. Это можно делать через проведение экологических занятий, организацию посещения природных объектов, а также обсуждение в семье важности сохранения природы. Такие методы помогут детям осознать свою ответственность за природу и станут основой для формирования правильного отношения к ней.