исследование психомоторики у дошкольников с ЗПР

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 77 77 страниц
  • 58 + 58 источников
  • Добавлена 21.03.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Проблема нарушений психомоторных функций у детей с ЗПР 5
1.1.Уровневая теория организации движения. Роль речи в формировании и осуществлении произвольных движений 5
1.2.Роль двигательного анализатора в процессе развития высших психических функций ребенка 9
1.3.Развитие двигательных функций в процессе онтогенеза 13
1.4.Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР 15
1.5.Особенности развития психомоторных функций у детей с ЗПР 18
ГЛАВА 2. Организация исследования психомоторных функций у дошкольников с ЗПР 23
2.1.Цель, задачи, методы и организация исследования 23
2.2.Характеристика детей экспериментальной группы 26
ГЛАВА 3.Особенности психомоторного развития дошкольников с ЗПР 28
3.1.Состояние общей моторики у дошкольников с ЗПР 28
3.2. Состояние мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР 30
3.3.Состояние артикуляционной моторики и мимической мускулатуры у детей с ЗПР 33
3.4.Обобщение результатов констатирующего эксперимента 38
ГЛАВА 4.Методологические рекомендации по развитию психомоторных функций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 44
4.1.Принципы и задачи работы по преодолению нарушений психомоторной сферы у старших дошкольников с ЗПР 44
4.2.Содержание работы по преодолению психомоторных нарушений у дошкольников с ЗПР 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Фрагмент для ознакомления

Усвоенные в дошкольный период жизни ритуалы остаются с ребенком на всю его жизнь. С самого начала коррекционных занятий ребенок обязательно должен понять и четко усвоить нормы и правила (то есть ритуалы) поведения в группе. Сначала это четкая, каждый раз повторяющая структура занятий, конкретное начало и конец занятий, временной лимит на выполнение определенного задания, что выступает в качестве дополнительного организующего момента.
Таким образом, можно заключить, что целенаправленное и системное применение обозначенных нами выше упражнений в структуре коррекционного занятия эффективно воздействует на структуры всех трех функциональных блоков, а также развивает у ребенка связанные с ними функции.
Далее рассмотрим работу по развитию у старших дошкольников в ЗПР мелкой моторики. В качестве основных направлений работы с детьми на коррекционных занятиях можно назвать следующие:
1.Пальчиковая гимнастика (теневой театр, театр на руке, игры с пальцами).
2.Применения разного рода приспособлений (например, валики, массажные мячики, так называемые «скалочки» и «ёжики», семена).
3. Проведение игры с мелкими предметами (например, бусы, косточки, камешки, скрепки, пуговицы, спички, а также некоторые мелкие игрушки).
4.Работа с детьми по завязыванию бантиков, шнуровке, застёгиванию пуговиц, а также замков.
5. Проведение игры с нитками (например, вышивание, наматывание клубков, плетение, выкладывание узоров).
6. Осуществление работы с бумагой (обрывание, складывание, вырезание, выкладывание каких-либо узоров).
7. Проведение работы с карандашом (штриховка, обводка, раскрашивание, выполнение определенных графических заданий).
8.Проведение игры в так называемом «сухом бассейне», который «наполненном» мячиками разной величины либо цветными пластмассовыми крышками: дети находят заданные предметы, дети угадывают предметы на ощупь с закрытыми глазами.
9.Применение методики Су Джок (то есть осуществление работы с различными семенами), например: перекладывание, сортировка, выкладывание узоров (также в том случае можно применять разного рода мозаики).
10.Использовние аппликаторов Н. Г. Ляпко (то есть игольчатых ковриков) с целью воздействия на основные биологически активные точки детей, которые расположены на пальцах рук.
То есть в настоящее время существует достаточно много специальных игр, материалов, которые направлены на развитие мелкой моторики рук дошкольников. При этом достаточно часто педагоги применяют в своей работе такие виды деятельности, где задействованы исключительно первые три пальца – то есть большой указательный и средний. К таким видам деятельности относятся преимущественно плетение, мозаика, нанизывание бусин и колец, рисование штриховка, вырезание из бумаги, а также обведение по контуру. Первые три пальца, а также прилегающая к ним часть ладони и соответствующее им поле относятся к так называемой социальной зоне руки. Два последних пальца, то есть безымянный и мизинец, находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности они обычно пассивны. Однако не использование этих пальцев в упражнениях примерно на треть снижает эффективность всей работы по развитию мелкой моторики рук. Очень полезно применять такие средства развития мелкой моторики рук, как упражнения с песком, упражнения с водой, упражнения с различными природными материалами (шишками, каштанами, камешками, ракушками, желудями), с пуговицами, работать с пластилином, бумагой и т.п. Наиболее часто используются в этом случае такие средства развития мелкой моторики рук, как упражнения с пластилином.
В числе эффективных упражнений на развитие у старших дошкольников с ЗПР мелкой моторики можно назвать следующие игры: «Переложи игрушки», «Забей мяч в ворота», «Перебираем крупу», «Разорви лист по линиям», «По кочкам через болото», «Гармошка», «Строители», «Шофер», «На морском берегу», «Шнуровка», «Художник», пазлы и др.
В свою очередь пальчиковые игры для детей старшей группы с ЗПР являются эффективным и интересным средством развития мелкой моторики ребенка. Применение пальчиковых игр в работе помогает развитию у детей ловкости, умению управлять своими движениями, способствует умению концентрировать внимание на одном виде деятельности, а также скорости движения. Использование пальчиковых игр непосредственно предполагает также тренировку трех типов составляющих: растяжения, сжатия, расслабления.
Для развития у старших дошкольников с ЗПР артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры также важно упражнения подбирать и применять комплексно. Нами рекомендуется следующий комплекс корректировочных упражнений: 1) упражнения для нижней челюсти: «Трусливый птенчик», «Большие ворота», «Акулы», «Обезьяна»; 2) упражнения для губ: «Хоботок» (или «Трубочка»), «Улыбка», «Бублик» (или «Рупор»), «Заборчик», «Кролик»; 3) упражнения для языка: «Лопаточка», «Птенчики», «Иголочка» (или «Стрелочка», «Жало»), «Чашечка», «Горка» (или «Киска сердится»),«Грибок», «Трубочка»,
После проведения и закрепления данных упражнений следует постепенно практиковать со старшими дошкольниками с ЗПР различные сложно-координированные артикуляционные движения с целью развития артикуляции и подвижных мышц. В числе такого рода упражнений можно назвать следующие:
1.Упражнения для языка (по своему характеру – динамические): «Змейка», «Часики» (или «Маятник»), «Качели», «Футбол» (или «Спрячь конфетку»), «Катушка», «Почистим зубы», «Лошадка», «Маляр», «Гармошка», «Вкусное варенье», а также «Оближем губки»,
2.Упражнения с целью развития у ребенка подвижности губ: осуществление покусывания, а также почесывание в первую очередь верхней, а затем нижней губы зубами, упражнения «Пятачок», «Улыбка – Трубочка», «Уточка», «Рыбки разговаривают», «Недовольная лошадка»,
В том случае, если у ребенка губы достаточно слабые, то ему необходимо: достаточно сильно надувать щеки, при этом изо всех сил стремиться удерживая во рту воздух; нарисовать круг (или квадрат) удерживая при этом карандаш (или пластмассовую трубочку) именно губами; ребенок удерживает губами марлевую салфетку, а в это время взрослый стремиться аккуратно ее выдернуть.
3.Упражнения для развития губ и щек ребенка: похлопывание и растирание щек, покусывание, «Голодный хомячок», «Сытый хомячок», а также «Лопни шарик».
4.Работа по тренировки мышц мягкого неба и глотки: 1) ребенку необходимо позевывать как с открытым, так и закрытым ртом. Затем позевывать с максимально широким открыванием рта, а также шумным втягиванием воздуха; 2) ребенку необходимо произвольно покашливать. Затем хорошо откашляться с очень широко открытым ртом, при этом с силой сжимая кулаки; 3) ребенку необходимо покашливать с высунутым языком; 4) ребенку необходимо имитировать процесс полоскания горла с запрокинутой головой; 5) ребенку следует глотать воду по небольшим порциям всего 20 - 30 глотков). Глотать капли; 6) ребенку следует надуть щеки при условии зажатого носа; 7) ребенку следует по возможности медленно произносить такие звуки, как [к],[г], [т], [д]; 8) ребенок должен подражать: мычанию, стону, а также свисту; 9) ребенок должен запрокидывать голову с условием преодоления сопротивления. В этом случае взрослый должен держать руку на затылке ребенка. Далее ребенок должен опускать голову также с преодолением сопротивления. В этом случае взрослый руку держит уже на лбу ребенка. Потом ребенок запрокидывает и опускает голову при обязательном сильном нажатии своим подбородком на кулаки обеих рук; 10 ) ребенок должен выдвинуть язык к подбородку, затем втягивать его в рот также с преодолением сопротивления. В это время взрослый пытается аккуратно удержать вне рта язык ребенка; 11) ребенок должен произносить такие гласные звуки, как: [а], [э], [и], [о], [у] на твердой атаке; 12) ебенок должен произносить, при этом удерживая кончик своего высунутого языка пальцами, звук [и-а]. При этом звук [и] отделяется от звука [а] паузой; 13) ебенок должен надувать специально с этой целью подобранные резиновые игрушки, а также пускать мыльные пузыри.
То есть можем заключить, что развитие у старших дошкольников с ЗПР артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры должно, с нашей точки зрения, проходить в три этапа. Первый этап – это тренировочный. На этом этапе детям следует предлагать достаточно простые статические артикуляционные упражнения. Второй этап – это основной. В этом случае дети должны выполнять такие упражнения, которые требуют как простой динамики, так и координации движений. Третий этап – это итоговый. В рамках этого этапа у детей необходимо развивать координированность, точность, ритм, темп, а также выносливость артикуляционного аппарата.
Кроме комплекса достаточно простых и сложнокоординированных артикуляционных упражнений, можно применять рифмованное речевое сопровождение выполняемых детьми артикуляционных упражнений, использовать в работе фотографии упражнений, а также другой иллюстративный материал. Работа должна вестись воспитателем, логопедом, а также родителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Положение об исключительной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека опирается на многочисленные данные отечественных и зарубежных исследователей. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, М.М. Кольцовой, Н.И. Жинкина, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления.
Согласно Н.А. Бернштейну, на начальных этапах овладения произвольным движением программирование двигательного акта осуществляется в основном высшими неврологическими уровнями. По мере упражнения все большее количество компонентов этого программирования передается с высших, «ведущих» уровней нервной системы на низшие, филогенетически более ранние — «фоновые» уровни. Механизм этой передачи отражает этап формирования корково-подкорковых взаимосвязей и представляет собой физиологическую основу автоматизации. При этом необходимо отметить, что полностью корковый контроль в управлении движением, естественно, не утрачивается. Возрастание же удельного веса фоновых уровней в управлении движением очень важно, во-первых, потому, что эти уровни больше приспособлены к проприоцептивной коррекции и тем самым к более эффективному управлению движением и, во-вторых, потому, что, принимая на себя выполнение известной части двигательной задачи, они разгружают работу соответствующих корковых центров. Механизм автоматизации движений лежит в основе формирования двигательных навыков, например навыка ходьбы, письма и др. Существенная роль в процессе этой автоматизации принадлежит экстрапирамидной системе. При поражении или дисфункции этой системы процесс формирования двигательных навыков происходит с трудом и требует специальных коррекционных мероприятий.
С целью выявления особенностей моторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР нами было проведено практическое исследование.
Проведенный анализ результатов диагностик позволил сказать, что у подавляющего большинства детей с ЗПР движения недостаточно координированы в сравнении с возрастной нормой, отдельные двигательные навыки детей недостаточно развиты.
Имеющиеся сложности удержания статической позы, на наш взгляд, могут объясняться несовершенством руброспинального уровня регуляции движений. Этот уровень обеспечивает бессознательную, непроизвольную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприорецепции, а в области произвольной моторики — движений, связанных с принятием и удержанием позы. Вследствие недостаточности руброспинального уровня организации движений, осуществляющего также большое количество фоновых движений, у детей с ЗПР могут отмечаться гипотонические расстройства. Однако у этих детей ярче проявляется недостаточность эфферентной организации данного уровня, приводящая к возникновению интенционного тремора (дрожания при выполнении произвольных движений).
Повышенная скованность при выполнении тестов на исследование динамической организации двигательного акта позволяет говорить о возможном наличии у детей с ЗПР гиподинамических расстройств, которые могут быть следствием недостаточной работы таламо-паллидарного уровня (В), обеспечивающего автоматичность движений.
Трудности согласования двигательного акта с внешним пространством проявляются в расстройствах своевременности, точности, координации выполняемых движений. Это может свидетельствовать о недостаточности деятельности уровня пространственного поля (С) или пирамидно-стриального, обеспечивающего целевой характер движений. У детей с ЗПР при выполнении тестовых заданий нами была отмечена недостаточность работы как нижнего подуровня пространственного поля (С1), проявляющаяся в нарушении направления движений, так и верхнего подуровня (С2), выражающаяся в нарушениях целевой точности и координации движений.
Наряду с недостаточностью деятельности уровней (А), (В), (С) у детей с ЗПР отмечается и недостаточность работы низшего кортикального теменно-премоторного уровня организации движений (Д). В этих случаях наблюдается диспраксия, проявляющаяся в расстройстве четкости и плавности серийной организации движений. Дети при выполнении двигательного акта затрудняются в быстром переходе от одного элемента движения к другому, сопровождая их проговариванием. При этом в ряде случаев проговариваемая ребенком инструкция не соответствует заданной. Такая опора на кинестезические речевые импульсы для обеспечения каждого звена двигательной программы может рассматриваться как своеобразная компенсаторная помощь в осуществлении единого плавного двигательного акта.
Учитывая, что практически ни одно движение не обеспечивается только одним ведущим уровнем, признавая сложность отношений между уровнями организации движений, отсутствие четких границ их действия, различный характер ведущих афферентаций при выполнении внешне сходных двигательных актов, можно говорить о том, что особенности моторных функций детей с ЗПР обусловлены не недостаточностью работы отдельных уровней организации движений, а несформированностью их согласованной деятельности.
У подавляющее большинства детей старшего дошкольного возраста с ЗПР имеет место несовершенство движений практически всех компонентах общей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики, а также были выявлены определенные трудности в регуляции и контроле детьми произвольных движений. Кроме этого, у детей с ЗПР несформированность общей моторики находила свое проявление в виде некачественной координации частей тела при выполнении сложных двигательных действий, недостаточной четкости и точности, весьма выраженных затруднениях при выполнении детьми разного рода упражнений как по показу, так и по предложенной словесной инструкции.
В свою очередь недостаточность артикуляционной и лицевой моторики нашла свое проявление как в бедности, так невыразительности у детей мимических движений. То есть проведенный нами сравнительный анализ характера выполнения детьми тестовых заданий наглядно показывает о наличии различий состояния моторики детей с ЗПР и их сверстников в норме.
Основные методы должны быть ориентированы на элиминацию дефекта, а также на функциональную активацию подкорковых образований ребенка. В этом случае необходимо применять комплекс дыхательных упражнений, растяжки, массаж и самомассаж, релаксации, а также расширение сенсо-моторного репертуара, осуществляется формирование и коррекция у ребенка базовых сенсомоторных (как одновременных, так и реципрокных) взаимодействий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Акрушенко, А.В. Психология развития / А.В. Акрушенко, О.А.Ларина. – М.: Эксмо, 2008. – 306 с.
Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей. - М., 1982. - 244 c.
Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. - М.: Изд-во УРАО, 1999. – 148 с.
Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений / Н.А. Берншейн. – Воронеж, 1997. – 119 с
Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности Н.А. Берншейн. – М., 1966 – 349 с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Л.Р. Болотова, Т.С.Комарова, С.П.Баранов. – М., 1997. – 388 c.
Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю Борякова. – М.: ГномПресс, 2002. – 64 с
Вайзман, Н.П. Психомоторика детей олигофренов / Н.П. Вайзман. – М.: Педагогика, 1976. – 104с.
Валуева, М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма / М.Н. Валуева. – М., 1967. – 244 c.
Вильчковский, Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста / Э.С. Вильчковский. – Киев: Здоровье. 1979,. – 232 с.
Власова, Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей / Т.А Власова К.С. Лебединская // Дефектология. – 1975. – №6. – С. 8-17.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. ВЛАДОС, 2009. – 335с.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – М., 1983. – Т. 6. – 324 c.
Герд, А. Обучение детей с нарушениями поведения в ГДР / А. Герд // Дефектология. – 1975. – № 6. – С. 54-63.
Гуревич, М.О. Психомоторика / М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий. – М., 1930. Т 1–2. – 782 с.
Демьянов, Ю.Г. Клинические особенности младших школьников со стойкими нарушениями успеваемости / Ю.Г. Демьянов // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью / под ред. К.С. Лебединской, В.М. Явкина, В.Г. Петровой. – М., 1976. – С. 47-53.
Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов специальных учреждений. – М.: Аквариум, 2007. – 122 с.
Дробинская, А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь / А.О. Дробинская. - М.: Шк. Пресса, 2005. – 96 с.
Дубинская, А.В. Клинические проявления задержки психического развития у детей шестилетнего возраста / А.В. Дубинская, В. Плуде // Изучение шестилетних детей. – Рига, 1980. – С. 31-47.
Ермолаева, М.В. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.-Воронеж, 2002. – 118 с.
Дорожнова, К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка / К.П. Дорожнова. – М., 1983. – 160 с.
Екжанова, Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения / Е.А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 1. – C. 23 – 25.
Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. – М., 1995. – 78 с
Запорожец, А.В. Психология действия. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.; Воронеж, 2000. – 312 c.
Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. – М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 430 с.
Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека: учеб. для вузов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384с.
Кистяковская, М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни / М.Ю. Кистяковская. – М.: Педагогика, 1970. – 232 c.
Ковалёв, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. – М., 1979. – 278 c.
Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности) / М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 1973. – 144с.
Конева, Е.А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями / Е.А. Конева, Н.А. Рудаметова. – Новосибирск, 2015. – 116 с.
Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. – М., 2004. – 298 c.
Крупенчук, О.Н. Мелкая моторика / О.Н. Крупенчук. – СПб., 2009. – 188 c.
Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие / В.В. Лебединский. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 167 с.
Лурия, А.Р. О генезисе произвольных движений / А.Р. Лурия // Вопр. психологии. – 1957. – № 6. – С. 20 - 22.
Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А.Р. Лурия. – М., 1975. – 253 с.
Мавровская, И.Ф. Задержка психического развития / И.Ф. Мавровская. – М., 1992. – 234 c.
Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.
Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М., 1995. – 198 с.
Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика / Е.М. Мастюкова. – М.:Владос, 1997. – 304 с.
Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников ДОУ / М.Д. Маланева. – М.: АРКТИ, 1999. – 288 c.
Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина.– М.: Академия, 2015. – 376 c.
Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития / В.Б. Никишкина. – М., 2004. – 126 с.
Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М., 1997. – 256 с.
Основы специальной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: «Академия», 2008. – 480 с.
Платонов, К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. – М., 1972. – 216 с
Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – 352 с.
Рейдибойм, М.Г. Клиническое изучение детей с задержкой психического развития / М.Г. Рейдибойм // Дети с временными задержками развития. – М.: Педагогика, 1971. – С. 92-102.
Рогов, Е.И., Настольная книга практического психолога : учеб. пособие: В 2 кн. / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – Кн. 2. – 344 c.
Самодумская, Е.Н. К вопросу об органическом инфантилизме / Е.Н. Самодумская // Дети с временными задержками развития. – М.: Педагогика, 1971. – С. 46-51.
Спионек, X. Нарушения развития учащихся начальных школ и испытываемые ими затруднения в учебной деятельности / Х. Спионек // Дефектология. – 1972. – № 3. – С. 21-28.
Трауготт, Н.Н. Очерки физиологии высшей нервной деятельности / Н.Н. Трауготт, Л.Я. Баллонов, А.Е. Личко. – М., 1957. – 244 c.
Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н. Новгород: НГПУ, 2009. – 210 с.
Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / Г.В. Фадина. – Балашов: «Николаев», 2004. – 68 с.
Фомин, И.А. Физиологические основы двигательной активности / И.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: ФиС, 1991. – 224 с.
Черенёва, Е.А. Роль речи в формировании произвольного поведения / Е.А. Черёнева // Педагогика и психология. – 2013. – № 2. – С. 104-106.
Шустов, Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития / Е.А. Шустов. – Шадринск: Исеть, 2004. – 100 с.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Содержание методики исследования
1.Содержание методики исследования общей психомоторики
1.1. Статическая координация: стоять попеременно то на правой, то на левой ноге: стоять на цыпочках.
Оценка: 4 балла – ребенок данную позу удерживает; 3 балла – ребенок позу удерживает, но корпус тела покачивается; 2 балла – ребенок трудности удержания позы на левой ноге; 1 балл – ребенок на цыпочках позу удерживает, не может стоять на одной ноге; 0 баллов – ребенок с заданием не справился.
1.2. Динамическая координация: определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бёдрах); определяется возможность прыгать с места через верёвку, которая находится на расстоянии 20 см от пола.
Оценка: 4 балла – ребенок движения выполняет равномерно; 3 – ребенок движения выполняет, но трудности выполнения прыжков на одной ноге; 2 – ребенок трудности прыжков на каждой из ног, попеременное опускание согнутой ноги; 1 – прыжки на каждой ноге при постоянном опускании согнутой ноги, прыжок через верёвку не двумя ногами вместе, а перескоком; 0 – ребенок с заданием не справился.
1.3. Скорость движений: быстро по команде сесть на пол и также быстро встать; быстро по команде сесть на пол, лечь, снова сеть и встать.
Оценка: 4 балла – ребенок выполняет всё быстро и ловко; 3 балла – ребенок замедляет движения при выполнении задания лёжа; 2 балла – ребенок выполняет медленно вторую, более объёмную команду; 1 балл – обе команды выполняет очень медленно; 0 баллов – ребенок с заданием не справился.
1.4. Одновременность движений. В этом случае определяется возможность выполнения ребенком движений двумя руками одновременно; выполнение круговых движений руками от плеча – одна рука ребенка выполняет круговые движения, которые направлены вперёд; другая рука выполняет такие движения, которые направлены назад; определение возможность одновременных у ребенка движений рук и ног; ему предлагается катушка ниток, затем при марше он сматывает этой с катушки нитку и ее наматывает на свой указательный палец.
Оценка: 4 балла – ребенок выполняет движения одновременно и правильно; 3 – ребенок задание на круговые движения выполняет не всегда одновременно двумя руками, при маршировке иногда останавливается; 2 – ребенок трудности выполнения одного из заданий; 1 – ребенок оба задания выполняются не одновременно, медленно, поочерёдно; 0 – ребенок с заданием не справился. Характеризуют: С – пирамидно-стриальный уровень. То есть согласование двигательного акта у детей с внешним пространством при ведущей роли в этом процессе зрительной афферентации. D – это предметный, теменно-премоторный, кортикальный уровень организации у детей движений. В этом случае ведущая афферентация не связывается с рецепторными образованиями, а при этом опирается на смысловую сторону действия ребенка с предметом.
2.Содержание методики исследования мелкой психомоторики.
2.1. Статическая координация. Необходимо опустить кисти правой и левой рук, все пальцы, за исключения больших, сжать; большие пальцы при этом вытянуть в стороны; соединить наклонно кончики пальцев левой и правой руки, а большие пальцы должны быть отведены в стороны, горизонтально; перед собой положить правую и левую руку с расставленными пальцами, затем поместить указательный палец на средний.
Оценка: 4 балла – ребенок выполняет все задания правильно, позы он удерживает; 3 балла – позы удерживает, но ребенок испытывает трудности при отведении больших пальцев или наложении указательного на средний; 2 балла – трудности выполнения ребенком одного из заданий; 1 балл – ребенок выполняет только одно из предложенных ему заданий; 0 баллов – ребенок с заданием не справился.
2.2. Динамическая координация. Осуществляется поочередное сгибание (или разгибание) пальцев правой (или левой) руки, начиная с большого (или с мизинца); поочередное прикосновение большим пальцем ко 2, 3, 4, 5 пальцам руки. Оценка: 4 балла – выполняет все предложенные движения правильно; 3 – движения выполняет, но ребенок путает очерёдность движения пальцев; 2 – имеются трудности выполнения задания на прикосновение пальцев к большому; 1 – выполняет ребенком только одно из предложенных заданий; 0 – ребенок заданием не справился.
2.3. Одновременность движений. Осуществляется одновременное изменение положения обеих кистей рук (руки держатся перед собой, одна кисть сжата в кулак, другая – с распрямленными пальцами), расправляя одну и сжимая другую; определяется возможность ребенка выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева от спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном примерно длине спички); ребёнку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку.
Оценка: 4 балла – ребенок выполняет движения одновременно и правильно; 3 балла – задание со спичками выполняет ребенком не всегда одновременно двумя руками, при движениях кистями рук иногда останавливается; 2 балла – трудности выполнения ребенком одного из заданий; 1 балл – оба задания выполняются ребенком не одновременно, медленно, поочерёдно; 0 баллов – ребенок с заданием не справился. Характеризуют: D – это предметный, теменно-премоторный, кортикальный уровень организации движений у детей с ЗПР. Ведущая афферентация никак не связана с рецепторными образованиями, а опирается на смысловую сторону действия с предметом.
3.Содержание методики исследования артикуляторной псимоторики и мимической мускулатуры у дошкольников с ЗПР.
3.1. Статическая координация. Задания: открыть рот, подержать открытым, закрыть; растянуть губы в улыбку с оскалом зубов; вытянуть губы вперед трубочкой; открыть рот, высунуть язык, длительно удерживать его высунутым, убрать, рот закрыть; поднять язык на верхнюю губу, удержать в таком положении; опустить язык на нижнюю губу, удержать в таком положении. Оценка: 4 балла – ребенок выполняет все задания правильно, позы удерживает; 3 – позы удерживает, но у ребенка отмечаются синкинезии, либо мелкие лишние движения артикуляционных органов, задействованных в задании; 2 – имеются трудности выполнения одного из заданий; 1 – ребенок выполняет исключительно одно из предложенных заданий; 0 – ребенок с заданием не справился.
3.2. Динамическая координация. Необходимо выполнить: открыть рот, закрыть рот, повторить движение несколько раз; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону; вытянуть губы вперед, растянуть их в улыбку, повторить движение несколько раз («улыбочка» - «хоботок» и наоборот); высунуть широкий язык, сделать его узким, повторить движение несколько раз; поднять язык вверх к верхней губе, опустить к нижней губе, повторить движение несколько раз.
Оценка: 4 балла – ребенок выполняет все движения правильно; 3 балла – движения выполняет, но он путает очерёдность движений, повторяет одно движение несколько раз; 2 балла – имеются трудности выполнения заданий, связанных с движениями языка; 1 балл – ребенок выполняет только одно из предложенных заданий; 0 баллов – ребенок с заданием не справился. Характеризуют: В – то есть суставно-угловая проприорецепция собственного тела. Деятельность таламопаллидарного уровня охватывает также мимику.

Приложение 2
Диагностика уровня развития общей моторики у детей экспериментальной группы
Имя ребенка Статическая координация Динамическая координация Скорость движений Одновременность движений Всего Примечание Илья М. 3 3 3 1 10 сходил с места
скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Таня В. 3 2 2 2 9 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
делала рывок в стороны
скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Люда К. 2 1 1 1 5 сходила с места
скованность движений рук и ног
нарушена переключаемость движений и их неполный объём, синкинезии (вытягивание вперёд головы) Женя Т. 3 3 2 2 10 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Рома К. 1 1 1 1 4 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение; сходил с места; скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Уля М. 2 2 1 2 7 делала рывок в стороны
скованность движений рук и ног Ксюша Г. 2 2 1 1 6 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
делала рывок в стороны
скованность движений рук и ног Маша Г. 3 2 2 2 9 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
сходила с места
скованность движений рук и ног
балансировала туловищем Стас К. 2 2 2 2 8 скованность движений рук и ног
нарушена переключаемость движений и их неполный объём, синкинезии (вытягивание вперёд головы) Дима Л. 2 2 2 2 8 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Алексей К. 3 3 3 1 10 скованность движений рук и ног
сходил с места
балансировал туловищем Александра М. 3 2 2 2 9 делала рывок в стороны
тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
скованность движений рук и ног
балансировала туловищем Валентина Б. 2 1 1 1 5 скованность движений рук и ног
сходила с места
нарушена переключаемость движений и их неполный объём, синкинезии Наташа С. 3 3 2 2 10 наблюдалось вялое выполнение
тонус движения нарушен, скованность движений рук и ног
балансировала туловищем Савелий Т. 1 1 1 1 4 сходил с места; тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение; скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Андрей К. 2 2 1 2 7 делал рывок в стороны
скованность движений рук и ног Катерина С. 2 2 1 1 6 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
делала рывок в стороны,
скованность движений рук и ног Даниил К. 3 2 2 2 9 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
скованность движений рук и ног
сходил с места
балансировал туловищем Михаил Ф. 2 2 2 2 8 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
скованность движений рук и ног
балансировала туловищем Анастасия И. 2 2 2 2 8 скованность движений рук и ног
нарушена переключаемость движений и их неполный объём, синкинезии Всего 46 40 34 32 152




Диагностика уровня развития общей моторики у детей контрольной группы

Имя ребенка Статическая координация Динамическая координация Скорость движений Одновременность движений Всего Андрей К. 4 3 3 4 14 Миша К 3 3 2 3 11 Ира Б. 4 4 4 3 15 Таня Б. 2 2 1 2 7 Сергей И. 4 3 3 4 14 Виталик К. 4 3 3 4 14 Вика З. 3 3 2 2 10 Зоя И. 4 4 4 3 15 Маша Л. 4 3 2 3 12 Коля А. 4 3 3 2 12 Наташа А. 4 3 3 4 14 Вероника М. 3 3 2 3 11 Света В. 4 4 4 3 15 Лиза С. 2 2 1 2 7 Кира У. 4 3 3 4 14 Миша А. 4 3 3 4 14 Семен Б. 3 3 2 2 10 Василий С. 4 4 4 3 15 Тимофей О. 4 3 2 3 12 Андрей М. 4 3 3 2 12 Всего 72 61 54 60 248


Приложение 3
Результаты диагностики по выявлению сформированности мелкой моторики у детей экспериментальной группы
Имя ребенка Статическая координация Динамическая координация Одновременность движений Всего Илья М. 3 2 2 7 Таня В. 2 2 2 6 Люда К. 1 0 0 1 Женя Т. 2 1 1 4 Рома К. 0 0 1 1 Уля М. 1 1 1 3 Ксюша Г. 2 1 2 5 Маша Г. 2 2 2 6 Стас К. 2 2 2 6 Дима Л. 2 1 2 5 Алексей К. 3 2 2 7 Александра М. 2 2 2 6 Валентина Б. 1 0 0 1 Наташа С. 2 1 1 4 Савелий Т. 0 0 1 1 Андрей К. 1 1 1 3 Катерина С. 2 1 2 5 Даниил К. 2 2 2 6 Михаил Ф. 2 2 2 6 Анастасия И. 2 1 2 5 Всего 34 24 30 88

Результаты диагностики по выявлению сформированности мелкой моторики у детей контрольной группы
Имя ребенка Статическая координация Динамическая координация Одновременность движений Всего Андрей К. 4 4 3 11 Миша К 3 3 2 8 Ира Б. 4 3 3 10 Таня Б. 3 3 2 8 Сергей И. 4 4 3 11 Виталик К. 3 3 2 8 Вика З. 2 3 2 7 Зоя И. 3 3 3 9 Маша Л. 3 3 3 9 Коля А. 3 3 3 9 Наташа А. 4 4 3 11 Вероника М. 3 3 2 8 Света В. 4 3 3 10 Лиза С. 3 3 2 8 Кира У. 4 4 3 11 Миша А. 3 3 2 8 Семен Б. 2 3 2 7 Василий С. 3 3 3 9 Тимофей О. 3 3 3 9 Андрей М. 3 3 3 9 Всего 58 64 52 174


Приложение 4
Результаты диагностики артикуляционной моторики детей экспериментальной группы
Статическая координация Динамическая координация Всего Илья М. 3 2 5 Таня В. 1 1 2 Люда К. 2 2 4 Женя Т. 3 2 5 Рома К. 1 1 2 Уля М. 2 1 3 Ксюша Г. 2 2 4 Маша Г. 2 2 4 Стас К. 2 1 3 Дима Л. 3 2 5 Алексей К. 3 2 5 Александра М. 1 1 2 Валентина Б. 2 2 4 Наташа С. 3 2 5 Савелий Т. 1 1 2 Андрей К. 2 1 3 Катерина С. 2 2 4 Даниил К. 2 2 4 Михаил Ф. 2 1 3 Анастасия И. 3 2 5 Всего 42 31 74


Результаты диагностики артикуляционной моторики детей контрольной группы

Имя ребенка Статическая координация Динамическая координация Всего Андрей К. 4 4 8 Миша К 3 3 6 Ира Б. 4 4 8 Таня Б. 3 3 6 Сергей И. 4 4 8 Виталик К. 4 4 8 Вика З. 3 3 6 Зоя И. 4 3 7 Маша Л. 4 3 7 Коля А. 4 4 8 Наташа А. 4 4 8 Вероника М. 3 3 6 Света В. 4 4 8 Лиза С. 3 3 6 Кира У. 4 4 8 Миша А. 4 4 8 Семен Б. 3 3 6 Василий С. 4 3 7 Тимофей О. 4 3 7 Андрей М. 4 4 8 Всего 76 72 7148



Приложение 5
Результаты диагностики детей экспериментальной группы по выявлению особенностей мимической моторики
Имя ребенка Статическая координация Динамическая координация Всего Илья М. 2 1 3 Таня В. 1 1 2 Люда К. 2 1 3 Женя Т. 2 2 4 Рома К. 1 1 2 Уля М. 1 1 2 Ксюша Г. 2 1 3 Маша Г. 2 2 4 Стас К. 2 1 3 Дима Л. 2 1 3 Алексей К. 2 1 3 Александра М. 1 1 2 Валентина Б. 2 1 3 Наташа С. 2 2 4 Савелий Т. 1 1 2 Андрей К. 1 1 2 Катерина С. 2 1 3 Даниил К. 2 2 4 Михаил Ф. 2 1 3 Анастасия И. 2 1 3 Всего 34 24 58

Результаты диагностики детей контрольной группы по выявлению особенностей мимической моторики
Статическая координация Динамическая координация Всего Андрей К. 4 4 8 Миша К 4 3 7 Ира Б. 4 4 8 Таня Б. 3 3 6 Сергей И. 4 4 8 Виталик К. 4 4 8 Вика З. 3 4 7 Зоя И. 4 3 7 Маша Л. 4 3 7 Коля А. 4 4 8 Наташа А. 4 4 8 Вероника М. 4 3 7 Света В. 4 4 8 Лиза С. 3 3 6 Кира У. 4 4 8 Миша А. 4 4 8 Семен Б. 3 4 7 Василий С. 4 3 7 Тимофей О. 4 3 7 Андрей М. 4 4 8 Всего 78 74 152











63

1. Акрушенко, А.В. Психология развития / А.В. Акрушенко, О.А.Ларина. – М.: Эксмо, 2008. – 306 с.
2. Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей. - М., 1982. - 244 c.
3. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. - М.: Изд-во УРАО, 1999. – 148 с.
4. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений / Н.А. Берншейн. – Воронеж, 1997. – 119 с
5. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности Н.А. Берншейн. – М., 1966 – 349 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
7. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Л.Р. Болотова, Т.С.Комарова, С.П.Баранов. – М., 1997. – 388 c.
8. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю Борякова. – М.: ГномПресс, 2002. – 64 с
9. Вайзман, Н.П. Психомоторика детей олигофренов / Н.П. Вайзман. – М.: Педагогика, 1976. – 104с.
10. Валуева, М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма / М.Н. Валуева. – М., 1967. – 244 c.
11. Вильчковский, Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста / Э.С. Вильчковский. – Киев: Здоровье. 1979,. – 232 с.
12. Власова, Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей / Т.А Власова К.С. Лебединская // Дефектология. – 1975. – №6. – С. 8-17.
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. ВЛАДОС, 2009. – 335с.
15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – М., 1983. – Т. 6. – 324 c.
16. Герд, А. Обучение детей с нарушениями поведения в ГДР / А. Герд // Дефектология. – 1975. – № 6. – С. 54-63.
17. Гуревич, М.О. Психомоторика / М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий. – М., 1930. Т 1–2. – 782 с.
18. Демьянов, Ю.Г. Клинические особенности младших школьников со стойкими нарушениями успеваемости / Ю.Г. Демьянов // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью / под ред. К.С. Лебединской, В.М. Явкина, В.Г. Петровой. – М., 1976. – С. 47-53.
19. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов специальных учреждений. – М.: Аквариум, 2007. – 122 с.
20. Дробинская, А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь / А.О. Дробинская. - М.: Шк. Пресса, 2005. – 96 с.
21. Дубинская, А.В. Клинические проявления задержки психического развития у детей шестилетнего возраста / А.В. Дубинская, В. Плуде // Изучение шестилетних детей. – Рига, 1980. – С. 31-47.
22. Ермолаева, М.В. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.-Воронеж, 2002. – 118 с.
23. Дорожнова, К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка / К.П. Дорожнова. – М., 1983. – 160 с.
24. Екжанова, Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения / Е.А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 1. – C. 23 – 25.
25. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. – М., 1995. – 78 с
26. Запорожец, А.В. Психология действия. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.; Воронеж, 2000. – 312 c.
27. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. – М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 430 с.
28. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека: учеб. для вузов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384с.
29. Кистяковская, М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни / М.Ю. Кистяковская. – М.: Педагогика, 1970. – 232 c.
30. Ковалёв, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. – М., 1979. – 278 c.
31. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности) / М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 1973. – 144с.
32. Конева, Е.А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реаби¬литации детей со специальными образовательными потреб¬ностями / Е.А. Конева, Н.А. Рудаметова. – Новосибирск, 2015. – 116 с.
33. Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. – М., 2004. – 298 c.
34. Крупенчук, О.Н. Мелкая моторика / О.Н. Крупенчук. – СПб., 2009. – 188 c.
35. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие / В.В. Лебединский. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 167 с.
36. Лурия, А.Р. О генезисе произвольных движений / А.Р. Лурия // Вопр. психологии. – 1957. – № 6. – С. 20 - 22.
37. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А.Р. Лурия. – М., 1975. – 253 с.
38. Мавровская, И.Ф. Задержка психического развития / И.Ф. Мавровская. – М., 1992. – 234 c.
39. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.
40. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М., 1995. – 198 с.
41. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика / Е.М. Мастюкова. – М.:Владос, 1997. – 304 с.
42. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников ДОУ / М.Д. Маланева. – М.: АРКТИ, 1999. – 288 c.
43. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина.– М.: Академия, 2015. – 376 c.
44. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития / В.Б. Никишкина. – М., 2004. – 126 с.
45. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М., 1997. – 256 с.
46. Основы специальной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: «Академия», 2008. – 480 с.
47. Платонов, К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. – М., 1972. – 216 с
48. Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – 352 с.
49. Рейдибойм, М.Г. Клиническое изучение детей с задержкой психического развития / М.Г. Рейдибойм // Дети с временными задержками развития. – М.: Педагогика, 1971. – С. 92-102.
50. Рогов, Е.И., Настольная книга практического психолога : учеб. пособие: В 2 кн. / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – Кн. 2. – 344 c.
51. Самодумская, Е.Н. К вопросу об органическом инфантилизме / Е.Н. Самодумская // Дети с временными задержками развития. – М.: Педагогика, 1971. – С. 46-51.
52. Спионек, X. Нарушения развития учащихся начальных школ и испытываемые ими затруднения в учебной деятельности / Х. Спионек // Дефектология. – 1972. – № 3. – С. 21-28.
53. Трауготт, Н.Н. Очерки физиологии высшей нервной деятельности / Н.Н. Трауготт, Л.Я. Баллонов, А.Е. Личко. – М., 1957. – 244 c.
54. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н. Новгород: НГПУ, 2009. – 210 с.
55. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / Г.В. Фадина. – Балашов: «Николаев», 2004. – 68 с.
56. Фомин, И.А. Физиологические основы двигательной активности / И.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: ФиС, 1991. – 224 с.
57. Черенёва, Е.А. Роль речи в формировании произвольного поведения / Е.А. Черёнева // Педагогика и психология. – 2013. – № 2. – С. 104-106.
58. Шустов, Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития / Е.А. Шустов. – Шадринск: Исеть, 2004. – 100 с.



Основные характерные трудности мыслительных процессов и связной речи у дошкольников с ЗПР

Содержание

Введение

Глава 1. Методологических и теоретических подходов к изучению мышления и речи дошкольников с задержкой психического развития

1.1 Характеристика мыслительных операций и развитие их в онтогенезе

1.2 Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР

1.3 Особенности мышления и речи детей с ЗПР

1.4 Коррекционная работа по формированию мышления и речи у дошкольников с ЗПР

Глава 2. Исследование мышления и речи у нормально развивающихся дошкольников и детей с ЗПР

2.1 Сравнительный анализ методик обследования мышления и речи у дошкольников

2.2 Принципы, цели и задачи эксперимента. Особенности контингента

2.3 Содержание и структура обследования мышления и речи детей с ЗПР и нормально речевого развития

Глава 3. Анализ результатов изучения мышления и речи дошкольников.

3.1 Анализ обследования мышления и речи детей с нормальным речевого развития

3.2 Анализ обследования мышления и речи детей с ЗПР

3.3 Сравнительный анализ мышления и речи детей с нормальным речевого развития и ЗПР

3.4 Основные направления и содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с ЗПР по развитию мышления и речи

Вывод

Библиография

Запрос

Введение

Количество детей с нарушениями в развитии из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности и родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический климат в семье и в школе. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для таких детей характерно отставание в сроках развития и всех форм мышления; в начале обучения этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной деятельности.

Одна актуальных задач на современном этапе логопедии является изучение речи и мышления функций дошкольников с ЗПР.

В работе исследований мы изучили следующую проблему:

· Каков уровень мыслительных операций и речевых возможностей дошкольников с ЗПР.