Вклад в теорию и методологию библиотековедения Дворкиной М.Я

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 30 30 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 12.03.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Биография Дворкиной М.Я. 6
Глава 2. Характеристика книги «Информационное обслуживание: социокультурный аспект» 10
Глава 3. Особенности теории и методологии библиотековедения Дворкиной М.Я. 19
Заключение 25
Список использованных литературы 28
Фрагмент для ознакомления

Под массовой работойона представляет системуосуществления культурно-досуговойдеятельности библиотекипосредством библиотечных мероприятий.По ее мнению, библиотечные мероприятия одновременно с чтением и остальными видами деятельности должны являться одной из форм развития и удовлетворения потребностей пользователей.Главной целью массовой работы являетсямотивированиепользовательской и познавательной деятельности, обеспечение каждомупользователю библиотекимаксимально полный и комфортный доступ к информации.Массовая работа библиотекинаправлена на решение задач, вытекающих из главных функций библиотеки: информационной; образовательной;культурной; социально-адаптирующей; коммуникативной; рекреационной [13]. Массовая работа направлена на реализацию следующих функций: формирование информационной культуры читателей, которая включает в себя техническую и гуманитарную компоненты; формирование запроса и умения применять чтение и информацию в качестве средства решения общественных или интеллектуальных проблем; развитие позитивного отношения к чтению, библиотеке, информации в качестве реальных ценностей в самосовершенствовании современнойличности;привлечение к чтению тех, кто вовсе не посещает библиотеку или посещает крайне редко [14].Отдельно стоит сказать о внесении М.Я. Дворкиной огромного вклада в разработку концепции библиотечно-информационной  деятельности. По ее мнению данная деятельность «является информационной системой, а все виды библиотечно-информационной деятельности осуществляются в рамках информационных систем и реализуются в различных технологических процессах.Поэтому можно однозначно идентифицировать библиотеку как информационную систему» [8].В соответствии с системно-деятельностнымподходом, М.Я. Дворкиной удается со всей убедительностью доказать, что «библиотечно-информационная деятельность является системой, т.е. совокупностью элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, единство» [9]. Также профессору удалось определить общую цель данной системы иглавные ее характеристики, которые экстраполируютсязатем на внешнюю сферу.Также имеют интерес ее рассуждения об информационных ресурсах. По М.Я. Дворкиной информационные ресурсы состоят из документов, а не из информации как это многие предполагают. Из совокупности документов формируются следующие аспекты: библиотечный фонд; база данных; каталог, картотека, досье или регистр и т. п. [7]А библиотечные услуги она систематизировала на следующие группы: документные услуги, которые обеспечивают доступность изданий, архивных документов, музейных предметов наразличных носителях; справочные, которые предоставляют доступность библиографических, фактографических, концептографических банков и баз данных;новостные, предлагающие сообщения об актуальныхсобытиях и темах, о новых изданиях и т. д.; учебно-консультационные, исследовательские, организационно-вспомогательные и комплексные услуги [6].Среди основных ее трудов стоит выделить следующие:Монографии:Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. – М.: Фаир, 2009. – 256 с.Библиотечное обслуживание: Новая реальность. - М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2003. – 48с.Информационное обслуживание: социокультурный аспект - М.: Профиздат, 2001. – 111 с.Теория и история библиотечного дела. В 2 частях. – М.: Пашков дом, 2015. – 916 с.Учебники:Библиотековедение. Общий курс. – Спб.: Профессия, 2013. - 240 с.Статьи:Библиотечная деятельность и др. (Отклик на статью В.А. Глухова и О.Л. Лаврик «Электронное библиотечное дело»: PRO ET CONTRA. // Библиосфера. - № 2, 2008. – С. 3-4.Инерция библиотечной истории. // Библиосфера. - № 1, 2006. – С. 3-5.Выводы:Работая над теорией и методологией библиотековедения М.Я. Дворкиной, удалось, во-первых, обосновать классификацию библиотечной продукции и услуг, технологию библиотечного обслуживания, а также тем, что ей было введено понятие библиотечной среды;во-вторых, М.Я. Дворкина заложила основу понимания общенияв качестве процесса, лежащего в основекаждой деятельности, в частности, библиотечной. Библиотечное общение – это коммуникация людей при библиотечном обслуживании; в-третьих, М.Я. Дворкина является создательницей уникальной концепции библиотечного обслуживания. Библиотечное обслуживание понимается ей в качестве целостной системы обеспечения доступа документов, информации, знаний, передаче ценностей культуры, реализующая свои функции посредством предоставления читателям с учетом их запросов, потребностей и желаний библиотечных услуг; в-четвертых,М. Я. Дворкинапод библиотечной услугойпредложила понимать совокупное и конечноеследствие библиотечного обслуживания, которое отвечает запросу и потребностям читателей, предоставляютпосетителям библиотеки в самых разных формах и обеспечивают доступ к библиотечным ресурсам.Кроме того, М.Я. Дворкина разработала концепцию библиотечно-информационной  деятельности, которая является информационной системой и потому каждый вид библиотечно-информационной деятельности реализуется в рамках информационных систем и осуществляется в различных технологических процессах.ЗаключениеЦелью исследования стало изучение на основе анализа научных источников, теоретических аспектов исследования вклада в теорию и методологию библиотековедения Дворкиной М.Я.Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:1. Изучитьбиографию Дворкиной М.Я..2. Дать характеристику книги «Информационное обслуживание: социокультурный аспект».3. Исследовать вклад в теорию и методологию библиотековедения Дворкиной М.Я.Таким образом, на основе анализа научных источников, теоретических аспектов исследования вклада в теорию и методологию библиотековедения Дворкиной М.Я. были сформулированы следующие выводы:1. М.Я. Дворкина родилась в 1936 г. в городе Москва. В 1959 г. с успехом окончила МГБИ (Московский государственный библиотечный институт). После учебы работала в столичных библиотеках и органах информации города Москва. С 1979 по 1999 работает во МГИК Московский государственный институт культуры на кафедре библиотековедения. 2. В конце 80-х гг. М.Я. Дворкина руководит коллективным исследованием истории столичных библиотек. Где-то с этого времени является инициатором научных чтений по библиотековедческим вопросам и проблемам, которые проходят каждый год, всероссийских научных конференций «Библиотека в контексте истории», занимается активной редакцией соответствующих сборников посвященных данной теме, руководит секцией «История библиотек и библиотечного дела Москвы». С 1995 по 1999 гг. возглавляет Московскую библиотечную ассоциацию и является сопредседателем секции истории библиотек Российской библиотечной ассоциации. С весны 1999 г. назначается заведующей сектором истории библиотечного дела РГБ (Российская государственная библиотека).3. На сегодняшний день М.Я. Дворкина член Московской библиотечной ассоциации, руководитель секции по истории столичных библиотек и сопредседатель секции по истории библиотек Российской библиотечной ассоциации.4. М.Я. Дворкина открыла новое научное направление, которому дала название теории информационного обслуживания. Автор рассматривает библиотечное обслуживание на фоне информационного в качестве его составного элемента. 5. В информационной деятельности любого учреждения выделяются следующие аспекты: 1) основной; 2) включенный; 3) вспомогательный.6. М.Я. Дворкина вводит понятие «институт социальной памяти», который выполняет кумулятивную и трансляционную функции.7. Библиотека должна соответствовать потребностям читателя, как своим фондом, так и всеми остальными компонентами: 1) квалификацией библиотечного персонала; 2) комфортностью обслуживания; 3) качеством информационно-поисковых систем; 4) сервисом, сопутствующими услугами.8. Существует целая группа следующих барьеров, препятствующих свободному доступу к информации: целостные, пространственные, физические, социальные, психологические, коммуникативные, сервисные, правовые, экономические, технологические и др.9. Информационные ресурсы состоят из документов, а не их информации как это многие предполагают. Из совокупности документов формируются следующие аспекты: библиотечный фонд, база данных, каталог, картотека, досье или регистр и т. п. 10. М.Я. Дворкиной удалось обосновать классификацию библиотечной продукции и услуг, технологию библиотечного обслуживания, а также тем, что ей было введено понятие библиотечной среды.11. М.Я. Дворкина заложила основу понимания общенияв качестве процесса, лежащего в основекаждой деятельности, в частности, библиотечной. Библиотечное общение – это коммуникация людей при библиотечном обслуживании.12. М.Я. Дворкина является создательницей уникальной концепции библиотечного обслуживания. Библиотечное обслуживание понимается ей в качестве целостной системы обеспечения доступа документов, информации, знаний, передаче ценностей культуры, реализующая свои функции посредством предоставления читателям с учетом их запросов, потребностей и желаний библиотечных услуг.13. М. Я. Дворкина под библиотечной услугойпредложила понимать совокупное и конечноеследствие библиотечного обслуживания, которое отвечает запросу и потребностям читателей, предоставляютпосетителям библиотеки в самых разных формах и обеспечивают доступ к библиотечным ресурсам.14. М.Я. Дворкина разработала концепцию библиотечно-информационной  деятельности, которая является информационной системой и потому каждый вид библиотечно-информационной деятельности реализуется в рамках информационных систем и осуществляется в различных технологических процессах.Следовательно, цель достигнута, а задачи решены. Список использованной литературыБрежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание как сервисная деятельность. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - № 1, 2003. – С. 59-62.Борисов А.Н. Нормативное регулирование деятельности библиотек. // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - № 2, 2011. – С. 118-120.Ванеев А.Н. Библиотека как социальный институт и проблемы ее комплексного изучения. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - № 1, 2003. – С. 44-51.Ванеев А.Н.О методологической базе библиотековедческих исследований. // // Библиосфера. - № 4, 2008. – С. 3-6.Вохрышева М.Г. Библиотековедение, библиографоведение и информатика: терминологический путеводитель. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 104 с.Гречихин А.А. Общая библиография. - М. : МПИ, 1990. – 108 с.Голева М. В.,Доронина И. Н.Функциональноемоделирование (нотацияIDEF0) муниципальнойбиблиотеки. // Международный журнал экспериментального образования. - № 7-1, 2014. – С. 11-13. Дергилева, Т. В. Библиотечное обслуживание. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2010. – 136 с.Дергилева Т.В. Формирование и развитие информационно-библиотечной системы Российской академии наук (организационно-методический аспект): Учеб.пособие.– Новосибирск, 2003. – 128 с.Дворкина М.Я. Библиотековедение. Общий курс. – Спб.: Профессия, 2013. - 240 с.Дворкина М.Я. Библиотечная деятельность и др. (Отклик на статью В.А. Глухова и О.Л. Лаврик «Электронное библиотечное дело»: PRO ET CONTRA. // Библиосфера. - № 2, 2008. – С. 3-4.Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность. - М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2003. – 48 с.Дворкина М.Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. – М.: Фаир, 2009. – 256 с.Дворкина М.Я. Инерция библиотечной истории. // Библиосфера. - № 1, 2006. – С. 3-5.Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный аспект - М.: Профиздат, 2001. – 111 с.Дворкина М.Я. Теория и история библиотечного дела. В 2 частях. – М.: Пашков дом, 2015. – 916 с.Доронина И.Н., Муроашко О.Ю. Методология структурного анализа и проектирования как перспективный вариант развития системного подхода в библиотечно-информационной деятельности. // Наука. Искусство. Культура. - № 4, 2014. – С. 118-127. Езова С.А. Об операционализации понятий «общение», «культура общения» и их библиотечных модификаций. // Библиосфера. - № 1, 2008. – С. 33-37.Карташов Н. С., Скворцов В. В.. Общее библиотековедение. - М.: Общая теория библиотечного дела, 1997. - 256 с.Столяров Ю. Н. М. Я. Дворкина – навигатор теорииинформационного обслуживания. [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/78/286/39523.phpОбщее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. – М.: Либерия – Бибинформ, 2007. – 575 с. Туранина Н.А., Капустина Т.А. Вербальное общение в библиотечно-информационной сфере: особенности и подготовка кадров. // Среднее профессиональное образование. - № 8, 2014. – С. 22-23. Юдина И.Г., Лаврик О.Л. Информационная функция библиотеки в теории и практике библиотечного дела. - Новосибирск, 2007. - с. 278 - 285.

1. Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание как сервисная деятельность. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - № 1, 2003. – С. 59-62.
2. Борисов А.Н. Нормативное регулирование деятельности библиотек. // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - № 2, 2011. – С. 118-120.
3. Ванеев А.Н. Библиотека как социальный институт и проблемы ее комплексного изучения. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - № 1, 2003. – С. 44-51.
4. Ванеев А.Н. О методологической базе библиотековедческих исследований. // // Библиосфера. - № 4, 2008. – С. 3-6.
5. Вохрышева М.Г. Библиотековедение, библиографоведение и информатика: терминологический путеводитель. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 104 с.
6. Гречихин А.А. Общая библиография. - М. : МПИ, 1990. – 108 с.
7. Голева М. В., Доронина И. Н. Функциональное моделирование (нотация IDEF0) муниципальной библиотеки. // Международный журнал экспериментального образования. - № 7-1, 2014. – С. 11-13.
8. Дергилева, Т. В. Библиотечное обслуживание. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2010. – 136 с.
9. Дергилева Т.В. Формирование и развитие информационно-библиотечной системы Российской академии наук (организационно-методический аспект): Учеб. пособие.– Новосибирск, 2003. – 128 с.
10. Дворкина М.Я. Библиотековедение. Общий курс. – Спб.: Профессия, 2013. - 240 с.
11. Дворкина М.Я. Библиотечная деятельность и др. (Отклик на статью В.А. Глухова и О.Л. Лаврик «Электронное библиотечное дело»: PRO ET CONTRA. // Библиосфера. - № 2, 2008. – С. 3-4.
12. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность. - М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2003. – 48 с.
13. Дворкина М.Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. – М.: Фаир, 2009. – 256 с.
14. Дворкина М.Я. Инерция библиотечной истории. // Библиосфера. - № 1, 2006. – С. 3-5.
15. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный аспект - М.: Профиздат, 2001. – 111 с.
16. Дворкина М.Я. Теория и история библиотечного дела. В 2 частях. – М.: Пашков дом, 2015. – 916 с.
17. Доронина И.Н., Муроашко О.Ю. Методология структурного анализа и проектирования как перспективный вариант развития системного подхода в библиотечно-информационной деятельности. // Наука. Искусство. Культура. - № 4, 2014. – С. 118-127.
18. Езова С.А. Об операционализации понятий «общение», «культура общения» и их библиотечных модификаций. // Библиосфера. - № 1, 2008. – С. 33-37.
19. Карташов Н. С., Скворцов В. В.. Общее библиотековедение. - М.: Общая теория библиотечного дела, 1997. - 256 с.
20. Столяров Ю. Н. М. Я. Дворкина – навигатор теории
информационного обслуживания. [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/78/286/39523.php
21. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. – М.: Либерия – Бибинформ, 2007. – 575 с.
22. Туранина Н.А., Капустина Т.А. Вербальное общение в библиотечно-информационной сфере: особенности и подготовка кадров. // Среднее профессиональное образование. - № 8, 2014. – С. 22-23.
23. Юдина И.Г., Лаврик О.Л. Информационная функция библиотеки в теории и практике библиотечного дела. - Новосибирск, 2007. - с. 278 - 285.

Вопрос-ответ:

Кто автор статьи?

Автор статьи - Дворкина М.Я.

Какая тема статьи?

Тема статьи - вклад в теорию и методологию библиотековедения.

Сколько глав в книге "Информационное обслуживание социокультурный аспект"?

В книге "Информационное обслуживание социокультурный аспект" 3 главы.

Что представляет собой система библиотечных мероприятий?

Система библиотечных мероприятий представляет собой систему осуществления культурно-досуговой деятельности библиотеки.

Что является основным содержанием массовой работы библиотеки?

Основным содержанием массовой работы библиотеки является система библиотечных мероприятий, включающая проведение различных культурно-досуговых мероприятий для читателей.

Какие были вклады М.Я. Дворкиной в теорию и методологию библиотековедения?

М.Я. Дворкина внесла значительные вклады в теорию и методологию библиотековедения. Она разработала новые подходы к организации и проведению библиотечных мероприятий, предложила систему осуществления культурно-досуговой деятельности библиотек через проведение мероприятий. Ее работы стали основой для последующих исследований в области библиотековедения.

Какие главы входят в книгу "Информационное обслуживание социокультурный аспект" авторства М.Я. Дворкиной?

Книга "Информационное обслуживание социокультурный аспект" авторства М.Я. Дворкиной содержит 3 главы. В главе 1 рассказывается о биографии самой автора. В главе 2 приводится характеристика книги, а в главе 3 освещаются особенности теории и методологии библиотековедения, разработанные М.Я. Дворкиной.

Какую функцию выполняют библиотечные мероприятия, согласно исследованиям М.Я. Дворкиной?

Согласно исследованиям М.Я. Дворкиной, библиотечные мероприятия выполняют функцию осуществления культурно-досуговой деятельности. Они позволяют предоставить посетителям библиотеки возможность участия в различных культурных и образовательных мероприятиях, таких как чтение книг, проведение лекций и презентаций, выставки и многое другое.

В чем особенности теории и методологии библиотековедения, разработанные М.Я. Дворкиной?

Особенности теории и методологии библиотековедения, разработанные М.Я. Дворкиной, заключаются в новом подходе к организации библиотечных мероприятий и внедрении системы осуществления культурно-досуговой деятельности через библиотечные мероприятия. Она также выделяет важность обеспечения доступа к информационным ресурсам и развития информационной культуры среди посетителей библиотек.

Какой вклад внесла М.Я. Дворкина в теорию и методологию библиотековедения?

М.Я. Дворкина внесла значительный вклад в теорию и методологию библиотековедения. Она разработала систему осуществления культурно-досуговой деятельности библиотек посредством библиотечных мероприятий. Ее работы положительно повлияли на развитие библиотечной практики и расширили представление о функциях библиотечной работы.

Какая информация содержится в главе 2 книги "Информационное обслуживание: социокультурный аспект" М.Я. Дворкиной?

В главе 2 книги М.Я. Дворкиной "Информационное обслуживание: социокультурный аспект" рассматриваются основные концепции и подходы к организации информационного обслуживания в библиотеках с учетом социокультурных факторов. Автор подробно описывает взаимосвязь информационного обслуживания и социокультурного развития, а также предлагает методики и приемы проведения библиотечных мероприятий для обеспечения информационного обслуживания, соответствующего потребностям пользователей.

Какие особенности можно выделить в теории и методологии библиотековедения М.Я. Дворкиной?

Особенности теории и методологии библиотековедения М.Я. Дворкиной включают в себя акцентирование внимания на библиотечных мероприятиях как средстве осуществления культурно-досуговой деятельности библиотек, разработку методик и приемов проведения библиотечных мероприятий, а также учет социокультурного аспекта в организации информационного обслуживания. Ее теория и методология обогатили практику библиотечной работы и способствовали развитию библиотечно-информационной деятельности.