Дидактическая игра как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста .
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 02.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников 6
1.1 Понятие сенсорное воспитание ребенка 6
1.2 Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике 8
1.3 Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО 11
1.4 Констатирующий эксперимент 16
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 30
В процессе проведенной работы дети не только визуально изменили свое отношение ксенсорной деятельности, но и практически. Этому способствовали знания иумения детей, которые они получали в ходе формирующего этапа эксперимента. Анализируя знания воспитанников на данном этапе можно отметить, что дети:– успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений во время выполнения практических действий;– большинство умеют группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;–сопоставляют разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре;– узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнах разнойвеличины медведя и медвежонка, кошку и котёнка;– активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (мяч, кирпич, крыша, яйцо, шар,огурец), цвета (трава, помидор, лиса и др.);– отбирают предметы нужной формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол всоответствии с цветом их одежды);–активно используют общепринятые слова-названия цвета, часто без обозначения конкретного предмета (синим он может называть ижёлтый, и зелёный предмет).Чтобы прийти к достижению устойчивого педагогического и психологическогоэффекта, необходиморегулярно работать в направлении сенсорного развития детей.Большую успешность обеспечило осуществление сенсорного развития младших дошкольников и то, что помимо непосредственно образовательной деятельности, элементы сенсорного развития применялись и в режимных моментах. Например, принимая детей в группу, обязательно уделялось внимание цвету одежды ребёнка, цвету его обуви: «Егор, какая красивая зеленая футболкаутебя сегодня. А ты, Макарий, сегодня в синей кепке. Давайте-ка посмотрим, может еще у кого–нибудь есть синяя кепка». В утренние часы проводилась индивидуальная работа, в ходе которой детям предлагалсяразличный дидактический материалдля игр. Это «Занимательная коробка», «Найди, чьябудка», «Цветные вкладыши», «Кто большой, кто маленький» и т. д. Режимные моменты проходили с концентрацией внимания на цвет полотенец, салфеток, фартуков, посуду и др. При проведении сюжетных игр обращали внимание на форму, величину, цвет предметов «В суп мы какуюморковку будем добавлять – длинную или короткую?», «Какого цвета подать тебе кружку?» и т.д.На первых порах, как первая ступень умственного развития сенсорное воспитание имеет тесную связь с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому во времянепосредственно образовательной деятельности по: ознакомлению с окружающим; конструированию; изобразительной деятельности; коммуникации; формированию двигательной активности мы старались развивать именно сенсорное, чувственное восприятие ребёнка (Приложение). Но, главное были созданы соответствующие условия и развивающаясреда в группе детского сада. Помимо различных дидактических игр и пособий, таких, как «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебнаямозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы», «Матрёшки»; «Шары»; «Найди по цвету, форме», «Геометрическая мозаика», разрезныекартинки, складные кубики и т. д., организовали сенсорный центр, куда добавили специфические для экспериментов материалы: клубочки ниток, ткани различной фактуры, прищепки, разнообразный природныйматериал, емкостями с водой и песком и многим другим. Здесь организуется совместная деятельность воспитателя с детьми, а также различные игры по желанию детей. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональныйзаряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой,цветом, пропорциями предметов, явлений. Таким образом, сенсорноеразвитие должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.Дети, с которыми проводилась экспериментальная работа, показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины, чем два месяца назад.Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают факт, что дидактические игры повышают уровень сенсорного развития детей.На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика. Разброс показателей дает возможность говорить о необходимости целенаправленного, систематического проведения дидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний детей раннего возраста от постоянства проведения на занятиях и вне дидактических игр.Дидактические игры повышают сенсорную культуру детей раннего возраста и развивают сенсорное восприятие цвета, формы, величиныЗаключениеСенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.Современная отечественная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания – своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.В период дошкольного возраста складываются наиболее благоприятные условия для развития памяти. Известный психолог Л. С. Выготский считает, что одной из центральных функций психики детского возраста является именно память. И именно от памяти зависит строй всех остальных функций в том числе мышления и воображения. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.Проведенная экспериментальная работа показала, что предлагаемая система игр дает хорошие результаты. В группе из 8 детей среднего дошкольного возраста в результате проведенных мероприятий по сенсорному развитию уровень данного качества детей повысился.Таким образом, нами доказана гипотеза курсового исследования – постоянное вовлечение ребёнка в специально организованную дидактическую игру стимулирует его сенсорное развитие.Свою работу хочу закончить притчей, в которой говорится:«Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» – воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!». Давайте играть с детьми, удивляться окружающему, радоваться каждому дню, проведенному в Детстве! Список литературыНормативно–правовые акты:1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года N 1155 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702.Литература:2. БондаренкоА.К. «Дидактические игры в детском саду» / А. К. Бондаренко. –М.: Просвещение, 2001. – 156 с.3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.4. ВенгерЛ.А. «Игры и упражнения по сенсорному воспитанию» / Л.А. Венгер, – М.: Просвещение,2008. – 181 с.5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 239 с.6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2010. – 272с.7. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 5–7 лет / Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика Синтез, 2010. – 128 с.8. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред.проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c9. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитаниюдетей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. – М.: Модэк, 2010. – 148 с.10. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В.,Усова А.П. – М.: Академия педагогических наук, 2009. – 267с.11. Калиниченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие / Ю. В. Микляева, А.В. Калиниченко. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 112 с.12. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2–е изд., перераб. и доп./ Т. А. Куликова, С. А. Козлова – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416с.;13. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / А. Ю. Коджаспирова, Г.М. Коджаспирова. – М.: Просвещение, 2010. – 520 с.14. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет / А.Е. Кузнецова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом XXI век», 2012. – 189с.15. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учеб.пособие / Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. – М.: Академия, 2002. – 324 с.16. Морозова О.Е., И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. - С. 54–5517. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников / Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 2006. – 178с.18. Сорокина А.И. Дидактические игры / А.И. Сорокина – М.: Просвещение, 2002. – 98 с.;19. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 2005 – 301с.20. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста / Е.А. Янушко. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 267с.ПриложениеНапример, при ознакомлении с окружающим использовали серию игр с куклами, мишками, собачками. В гости к детям приходили куклы Катя и Таня. Куклы были разной величины. Мы приглашали кукол к столу и угощали чаем. Задача состояла в подборе чайного набора для каждой куклы согласно ее размера. Воспитатель спрашивала у детей какой величины кукла Катя, а какой Таня. «Эвелина, какую чашку мы дадим Кати?» – спрашивала воспитатель, - «Алина, а какую мы поставим Тане?», «Рома, акакого цвета чашка у Кати и Тани?», «А теперь Игорь, поставим куклам тарелки».– Егор, какую тарелку ты дашь Даше?– Большую.–Расскажи почему?– Потому что она большая.– Кто большая?– Кукла.– Молодец, Игорь, кукла Катя большая и ты ей поставил большуютарелку. А какую ты дал Тане?– Маленькую.– Правильно. Ты молодец! – скажи, а какого цвета тарелки. У Тани какая?– Синяя.– Молодец, верно, эта тарелочка синяя.– Женя, а эта какого цвета?– Зеленая.– Нет, эта тарелка красная. Ребята, давайте вместе скажем, какого цветатарелка!– Красная.– Молодцы.– А теперь Даша скажет, что ещё у нас здесь красного цвета?– Кастрюля и чайник.– Отлично справились, молодцы!
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года N 1155 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702.
Литература:
2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2001. – 156 с.
3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.
4. Венгер Л.А. «Игры и упражнения по сенсорному воспитанию» / Л.А. Венгер, – М.: Просвещение, 2008. – 181 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 239 с.
6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2010. – 272с.
7. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 5–7 лет / Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика Синтез, 2010. – 128 с.
8. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c
9. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. – М.: Модэк, 2010. – 148 с.
10. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. – М.: Академия педагогических наук, 2009. – 267с.
11. Калиниченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие / Ю. В. Микляева, А.В. Калиниченко. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 112 с.
12. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2–е изд., перераб. и доп./ Т. А. Куликова, С. А. Козлова – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416с.;
13. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / А. Ю. Коджаспирова, Г.М. Коджаспирова. – М.: Просвещение, 2010. – 520 с.
14. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет / А.Е. Кузнецова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом XXI век», 2012. – 189с.
15. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие / Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. – М.: Академия, 2002. – 324 с.
16. Морозова О.Е., И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. - С. 54–55
17. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников / Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 2006. – 178с.
18. Сорокина А.И. Дидактические игры / А.И. Сорокина – М.: Просвещение, 2002. – 98 с.;
19. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 2005 – 301с.
20. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста / Е.А. Янушко. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 267с.
Вопрос-ответ:
Для чего предназначена дидактическая игра в воспитании детей младшего дошкольного возраста?
Дидактическая игра используется как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста для развития и формирования различных навыков и способностей, в том числе сенсорного развития.
Какие задачи решает сенсорное воспитание в современной отечественной педагогике?
Сенсорное воспитание в современной отечественной педагогике решает такие задачи, как формирование и развитие сенсорных навыков, развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики и других аспектов развития детей младшего дошкольного возраста.
Как дидактическая игра помогает в сенсорном развитии младших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО?
Дидактическая игра в соответствии с ФГОС ДО помогает в сенсорном развитии младших дошкольников путем создания условий для активной деятельности, самостоятельного открытия и исследования окружающего мира, развития воображения и творческой активности ребенка.
Какие результаты были получены в констатирующем эксперименте от использования дидактической игры?
В констатирующем эксперименте были получены следующие результаты от использования дидактической игры: повышение интереса и мотивации детей к сенсорному развитию, развитие координации движений, улучшение памяти и мыслительных процессов, формирование у детей навыков самостоятельного решения задач.
Какие исследования были использованы в статье для обоснования идеи о влиянии дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников?
В статье были использованы различные исследования, включая работы отечественных и зарубежных ученых, которые подтверждают положительное влияние дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников.
Что такое сенсорное воспитание?
Сенсорное воспитание - это систематическое развитие органов чувств ребенка, таких как зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Оно направлено на формирование и развитие сенсорных способностей, умений и навыков.
Каковы задачи сенсорного воспитания?
Основные задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике: развитие органов чувств, формирование представлений о мире через ощущения и восприятие, развитие слухового, зрительного, тактильного, вкусового и обонятельного восприятия, развитие мелкой моторики и координации движений.
Как использование дидактической игры влияет на сенсорное развитие детей?
Использование дидактической игры способствует развитию сенсорных способностей у детей. В процессе игры они активно взаимодействуют с различными материалами, игрушками и предметами, развивая свои органы чувств, а также формируют представления о мире через ощущения и восприятие.
Что такое ФГОС ДО?
ФГОС ДО - это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Он является основным документом, определяющим цели, задачи и содержание дошкольного образования в России. ФГОС ДО учитывает особенности развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Что такое констатирующий эксперимент?
Констатирующий эксперимент - это эксперимент, в ходе которого проводится сбор и анализ данных для определения первоначальной ситуации или состояния. В данной статье он использовался для оценки уровня сенсорного развития младших дошкольников до и после применения дидактической игры.