Основные соц технологии применяемые в практической соцработе воспитывающие детей с ОВЗ
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 12.03.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы социальной работы, направленной на воспитание детей с ОВЗ 6
1.1 Основные аспекты социальной работы 6
1.2 Особенности воспитания детей с ОВЗ 10
Выводы по первой главе 13
Глава 2. Социальные технологии, применяемые при работе с детьми, имеющими ОВЗ 14
2.1 Технологии в системе современной профессиональной социальной работы 14
2.2 Анализ социальных технологий, применяемых в практической работе при воспитании детей с ОВЗ 18
Выводы по второй главе 22
Заключение 23
Список литературы 25
Наблюдение предполагает необходимость ознакомления социального работника с проблемами ребенка с ОВЗ в естественныхдля него и привычных условиях жизни. Одной из важных форм закрепления навыковиумений детей-инвалидов можно назвать экскурсии, которые могут разделяться на экскурсии-наблюдения, а также на практикумы в зависимостиот ролиребенка (наблюдатель или практик) во время посещения того или иного учреждения.Также экскурсию-наблюдение можно проводить с целью ознакомления с изучаемым на данный момент объектом (это может быть социально значимый объект - магазин, почта, библиотека и др.), у детей с ОВЗв процессе её проведения развиваются представления о социальной инфраструктуре. Подобный вид экскурсийважно организовывать так, чтобы дети с ОВЗ не только могли наблюдать изучаемые объекты, но и обязательно сами совершали определенные действия, видели личный пример специалиста по социальной работе и окружающих людей. Такая экскурсия способствует включениюребенка (подросткового возраста и старше) с ограниченными возможностями здоровья в окружающую социальную среду, при этомтакая ситуация максимально приближает его к естественным условиям организации жизнедеятельности.Метод экскурсии-практикума в социальных технологиях по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, предусматривает организацию использования инвалидом социальных умений и навыков в реальной ситуации. Сюда относится, к примеру, выход ребенка в магазин, выбор им покупок, расчет бюджета, оплата товара – все это должно выполняться им самостоятельно, а социальный работник присутствует в качестве наблюдателя.Немаловажными в технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида, являются физкультурно-оздоровительные мероприятия, а также приобщение к спорту, что включено в перечень необходимых мероприятий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Такие мероприятия применяются с целью восстановления у них здоровья, для развития самодисциплины, а также волевых качеств. Зачастую, социальную реабилитацию ребенка-инвалида при помощи физкультурно-оздоровительных мероприятий организует инструктор по физической культуре и спорту. К задачам его деятельности относят: проведение необходимых физкультурно-оздоровительных мероприятий, информирование и консультирование семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья по вопросам выбора перечня упражнений по физической культуре, которые наиболее ему подходят. К примеру, дети с ОВЗ, имеющие заболевания органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата могут заниматься такими видами спорта как биатлон, боулинг, велосипед, дзюдо, колясочный баскетбол, колясочный волейбол, конный спорт, легкая атлетика, настольный теннис, плавание, стрельба из лука, сидячий хоккей, шахматы, футбол и др.Также технология социальной работы включает в себя терапиюпри помощи использования методов арт-терапии, сказкотерапии, трудовой терапии и др. Результат их применения - восстановление у ребенка с ОВЗ способностей, а также достижение достаточно высоких результатов в значимой для него деятельности и преодоление отрицательных последствий во взаимоотношениях с близкими ему людьми. При помощи данных объединений у ребенка-инвалида происходит формирование ценностных ориентаций (таких как забота, взаимопомощь, поддержка и др.), положительных эмоций.Таким образом, нами было выявлено, что применение различных технологий в социальной работе с детьми, имеющими ОВЗ, способствует их самовыражению, самоутверждению, а также позволяет им освоить необходимые социальные навыкииумения.Выводы по второй главеПрименение технологий в современной социальной работе предполагает такую деятельность руководителя и специалистов социальной службы, которая характеризуется как аналитическая, контрольно-оценочная, что, в свою очередь, обеспечит качество управления организацией, результативность деятельности кадров и повысит эффективность оказания социальных услуг населению.Применение различных технологий в социальной работе с детьми, имеющими ОВЗ, способствует их самовыражению, самоутверждению, а также позволяет им освоить необходимые социальные навыки и умения.К таким технологиям мы отнесли технологии по социальной реабилитации, адаптации, терапии, диагностике. Для выявления социальных умений и навыков ребенка с ограниченными возможностями, определения уровня их сформированности, применяются такие методы социальной диагностики, как: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, обследование жилищно-бытовых условий, анализ документов. Важными формами закрепления навыков и умений детей-инвалидов можно назвать экскурсии, а также физкультурно-оздоровительные мероприятия и различные методы арт-терапии. ЗаключениеВ теоретической части работы нами были выявлены следующие аспекты.Социальная работа - этотакая профессиональная деятельность, которая имеет цель содействовать людям, социальнымгруппам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации; социальная защита - это определеннаясистема мер, которые направлены на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.Социальная работа заключается в оказании помощи людям, а управление социальной работой – в создании и организации функционирования специальных учреждений по ее реализации.К одной из серьезных опасностей, существующих во многих семьях, имеющихдетей с ограниченными возможностями, относят установление к ним особого отношения в виде «особенного» ребенка. При этом родители постоянно стремятся оградить его и от различных физических усилий, выполняя за него многие действия, которые он мог бы совершить успешно и сам, реагируют на любые его капризы, лишая его даже элементарной самостоятельности.Для ребенка с ОВЗ особенно важным является осознание семьи. Для такого ребенка, как и для ребенка с отсутствием дефектов, семья— это самые близкие люди, которые принимают его таким, какой он есть, внезависимости от состояния его здоровья ииндивидуальных особенностей. Однако,семья может бытьи причиной развития негативных качеств в детях, осуществлять препятствия его адаптации при меняющихся жизненных ситуациях.При анализе технологий, применяемых в социальной работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ, мы выяснили следующее.Применение технологий в современной социальной работе предполагает такую деятельность руководителя и специалистов социальной службы, которая характеризуется как аналитическая, контрольно-оценочная, что, в свою очередь, обеспечит качество управления организацией, результативность деятельности кадров и повысит эффективность оказания социальных услуг населению.Применение различных технологий в социальной работе с детьми, имеющими ОВЗ, способствует их самовыражению, самоутверждению, а также позволяет им освоить необходимые социальные навыки и умения.К таким технологиям мы отнесли технологии по социальной реабилитации, адаптации, терапии, диагностике. Для выявления социальных умений и навыков ребенка с ограниченными возможностями, определения уровня их сформированности, применяются такие методы социальной диагностики, как: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, обследование жилищно-бытовых условий, анализ документов. Важными формами закрепления навыков и умений детей-инвалидов можно назвать экскурсии, а также физкультурно-оздоровительные мероприятия и различные методы арт-терапии. Список литературыВасильковаЮ.В., ВасильковаТ.А.Социальная педагогика.— М., 2000. Гарашкина Н.В. Интерактивные методы обучения в технологии в вузовской подготовки будущих социальных работников / Н.В. Гарашкина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2013. –№ 12. – С. 113–121.Иванов В.Н., Патрушев В.И.- Социальные технологии: Учеб.пособие - М.: Муниципальный мир, 2006.КевляФ.И.Семья иразвитие личности ребенка// Семья вРоссии.— 1997. КлюеваН.В., КасаткинаЮ.В.Учим детей общению.— Ярославль: Академия развития, 1996. КозловаА.В., ДешеулинаР.П.Работа ДОУ ссемьей.— М.: Творческий центр «Сфера», 2004. КравченкоА.И.Социальная работа: учебник— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. КрупинаИ.В.Основы семейного воспитания// Педагогика/ Под ред. П.И.Пидкасистого.— 2-е изд.— М., 1996. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007.Лялина Е. Г., Палехова П. В., Терентьева Т. А. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. - 170 с.Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый цент «Маркетинг», 2001. – С. 28-29.ОлиференкоЛ.Я., ШульгаТ.И., ДементьеваИ.Ф.Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.— М., 2002.Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок – М.: ИНФРА-М, 2006.Плотинский Ю.М. Модель социальных процессов. – М.: Логос, 2006.СолодянкинаО.В.Педагогические основы взаимодействия образовательного учреждения ссемьей: теория ипрактика: Монография.— Екатеринбург-Ижевск: Институт экономики УрО РАН, 2004. СолодянкинаО.В.Сотрудничество дошкольного учреждения ссемьей.— М.: АРКТИ, 2004. Социальная инноватика в управлении: муниципал.финанс. – производ. группы: учебн. пособие для вузов / В.Н. Иванов, С.Б. Мельников (и др.); под общ. Ред. В.Н. Иванова, С.Б. Мельникова: Академия наук социал. технологий и местн. самоуправл. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Муниципальный мир, 2006.Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Отв. ред. Е.И. Холостова. М.: МГСУ, 2006.Топчий Л.В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг / Л.В. Топчий. – М., 2009.Фромм А. Азбука для родителей, или Как помочь ребенку втрудной ситуации.- Екатеринбург, 1996.Хадисова К. В. Социокультурные факторы дифференциации содержания форм и методов социальной работы // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 472-474.Холостова Е. И. Социальная работа. — М.: Дашков и К, 2009. — 860 с.Ярычев Н. У. Становление и развитие отечественной парадигмы социальной помощи и поддержки нуждающихся: историко-социокультурный обзор // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 168-171.Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.garant.ru/103544/1/#block_100#ixzz4OckY7E29Социальная защита [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/94.Фадеева Г.Д., Гарькин И.Н. Роль общественных организаций в решении социальных задач // Современные научные исследования и инновации. –2016. — №5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/.
2. Гарашкина Н.В. Интерактивные методы обучения в технологии в вузовской подготовки будущих социальных работников / Н.В. Гарашкина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2013. –№ 12. – С. 113–121.
3. Иванов В.Н., Патрушев В.И.- Социальные технологии: Учеб. пособие - М.: Муниципальный мир, 2006.
4. Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка// Семья в России. — 1997.
5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия развития, 1996.
6. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. — М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
7. Кравченко А. И. Социальная работа: учебник — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
8. Крупина И. В. Основы семейного воспитания// Педагогика/ Под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд. — М., 1996.
9. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007.
10. Лялина Е. Г., Палехова П. В., Терентьева Т. А. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. - 170 с.
11. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый цент «Маркетинг», 2001. – С. 28-29.
12. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2002.
13. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок – М.: ИНФРА-М, 2006.
14. Плотинский Ю.М. Модель социальных процессов. – М.: Логос, 2006.
15. Солодянкина О. В. Педагогические основы взаимодействия образовательного учреждения с семьей: теория и практика: Монография. — Екатеринбург-Ижевск: Институт экономики УрО РАН, 2004.
16. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. — М.: АРКТИ, 2004.
17. Социальная инноватика в управлении: муниципал. финанс. – производ. группы: учебн. пособие для вузов / В.Н. Иванов, С.Б. Мельников (и др.); под общ. Ред. В.Н. Иванова, С.Б. Мельникова: Академия наук социал. технологий и местн. самоуправл. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Муниципальный мир, 2006.
18. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Отв. ред. Е.И. Холостова. М.: МГСУ, 2006.
19. Топчий Л.В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг / Л.В. Топчий. – М., 2009.
20. Фромм А. Азбука для родителей, или Как помочь ребенку в трудной ситуации.- Екатеринбург, 1996.
21. Хадисова К. В. Социокультурные факторы дифференциации содержания форм и методов социальной работы // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 472-474.
22. Холостова Е. И. Социальная работа. — М.: Дашков и К, 2009. — 860 с.
23. Ярычев Н. У. Становление и развитие отечественной парадигмы социальной помощи и поддержки нуждающихся: историко-социокультурный обзор // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 168-171.
24. Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.garant.ru/103544/1/#block_100#ixzz4OckY7E29
25. Социальная защита [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/94.
26. Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н. Роль общественных организаций в решении социальных задач // Современные научные исследования и инновации. –2016. — № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/.
Вопрос-ответ:
Какие социальные технологии используются в практической социальной работе с детьми, имеющими ОВЗ?
В практической социальной работе с детьми, имеющими ОВЗ, используются различные социальные технологии, такие как индивидуальные и групповые занятия, психологическое консультирование, арт-терапия, социальная игра и многие другие. Все эти технологии направлены на помощь детям в развитии и преодолении своих особенностей.
Какие основные аспекты социальной работы с детьми, имеющими ОВЗ?
Основные аспекты социальной работы с детьми, имеющими ОВЗ, включают в себя оказание психологической поддержки, помощь в адаптации к обществу и социализации, развитие коммуникативных навыков, помощь в образовании и профессиональной ориентации, а также обеспечение доступа к специализированным услугам и предоставление информационной поддержки.
Какие особенности воспитания у детей с ОВЗ?
У детей с ОВЗ есть свои особенности, которые нужно учитывать при воспитании. Это может быть ограничение в физической или психической активности, особенности в обучении и коммуникации, а также социальная изоляция. Воспитание детей с ОВЗ требует индивидуального подхода, терпения и понимания их особенностей.
Какие социальные технологии используются в системе современной профессиональной социальной работы?
В системе современной профессиональной социальной работы используются различные социальные технологии, такие как кейс-менеджмент, методы социального тренинга, когнитивно-поведенческая терапия, кризисное вмешательство и другие. Все эти технологии помогают решать социальные проблемы и преодолевать социальные трудности у клиентов.
Какие основные соцтехнологии используются в практической социальной работе с детьми с ОВЗ?
В практической социальной работе с детьми с ОВЗ применяются различные соцтехнологии, включая когнитивно-поведенческую технологию, системный подход, групповые и индивидуальные формы работы, метод проектов и другие.
Какие основные аспекты социальной работы важны при воспитании детей с ОВЗ?
Основными аспектами социальной работы при воспитании детей с ОВЗ являются создание безопасной и поддерживающей среды, индивидуальный подход к каждому ребенку, развитие его навыков и способностей, содействие социальной интеграции и развитие самостоятельности.
Какие особенности воспитания имеют дети с ОВЗ?
Дети с ОВЗ имеют различные особенности в поведении, коммуникативных навыках и познавательных способностях. Некоторые из них могут испытывать трудности в общении, восприятии информации или самообслуживании. Поэтому воспитание детей с ОВЗ требует специального подхода, учета их индивидуальных особенностей и применения соответствующих соцтехнологий.
Какие социальные технологии применяются при работе с детьми, имеющими ОВЗ?
При работе с детьми, имеющими ОВЗ, широко применяются такие социальные технологии, как игровая терапия, арт-терапия, музыкальная терапия, сказкотерапия, психологические тренинги, активные методы обучения и другие методы, направленные на развитие коммуникативных и познавательных навыков, социализацию и повышение самооценки детей.
Какие технологии используются в системе современной профессиональной социальной работы?
В системе современной профессиональной социальной работы широко используются такие технологии, как кейс-менеджмент, социальное партнерство, медиация, сетевое взаимодействие, работа в группе, различные методики и инструменты для эффективного взаимодействия с клиентами и достижения поставленных целей.
Какие основные социальные технологии применяются в практической социальной работе с детьми с ОВЗ?
Основные социальные технологии, применяемые в практической социальной работе с детьми с ОВЗ, включают в себя индивидуальные консультации, групповые занятия, социальную диагностику, социально-психологическую коррекцию, тренинги, реабилитационные программы и другие методы, направленные на повышение качества и уровня жизни этих детей. Эти технологии помогают развивать их потенциал, адаптироваться в обществе и облегчать проблемные ситуации в повседневной жизни.
В чем особенности воспитания детей с ОВЗ?
Воспитание детей с ОВЗ имеет свои особенности, такие как индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его специфических потребностей и возможностей, использование адаптивных технологий и методик, развитие способностей и навыков, компенсация отсутствующих у них навыков или функций, формирование самостоятельности и самоуважения, создание безопасной и поддерживающей среды для обучения и воспитания. Основная цель воспитания детей с ОВЗ - помочь им стать полноценными членами общества и преодолеть преграды, связанные с их инвалидностью.
Какие социальные технологии применяются в системе современной профессиональной социальной работы с детьми со специальными потребностями?
В системе современной профессиональной социальной работы с детьми со специальными потребностями применяются различные социальные технологии, такие как социальная адаптация, интеграция, реабилитация, тренинги, социально-психологическая коррекция, групповые занятия, интернет-технологии и другие. Эти технологии помогают детям развиваться, адаптироваться в обществе, обретать навыки самостоятельной жизни, улучшать качество жизни и ставить свои цели в жизни.