научные электронные библиотеки: сравнительный анализ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 50 50 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 16.03.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1 Понятие «Электронная библиотека» 6
1.1 Понятие электронной библиотеки в рамках информационного общества 6
1.2 История возникновения и развития электронной библиотеки. 12
1.3 Основная терминология. Структура электронной библиотеки 16
1.4 Виды электронных библиотек. Практическая значимость 18
1.5 Ресурсы электронных библиотек 24
Глава 2 Научные электронные библиотеки 29
2.1 Методика сравнения электронных библиотек 29
2.2 Объекты сравнительного анализа 33
2.3 Сравнительный анализ научных электронных библиотек 40
Заключение 46
Список литературы 49
Приложение 1 52
Приложение 2 54
Приложение3 55

Фрагмент для ознакомления

Рисунок 2 «сайт Киберленинка»Вот такое описание библиотеки дают сами авторы проекта: «КиберЛенинка — это научная электронная библиотека, построенная на парадигме открытой науки (OpenScience), основными задачами которой является популяризация науки и научной деятельности, общественный контроль качества научных публикаций, развитие междисциплинарных исследований, современного института научной рецензии и повышение цитируемости российской науки».Библиотека ориентирована на современного пользователя, имеет свой раздел в социальных сетях. Работа ведется в открытом, бесплатном доступе. Сайт наполнен научными статьями, публикациями, журналами.Киберленинка предлагает тесное взаимодействие с социальными сетями, а также предоставляет возможность получения информации без привязки к месту геолокации. Это несомненно характеризует ее как библиотеку нового поколения.Государственная публичная научно-техническая библиотека России. Не смотря на всю сложность названия сайт библиотеки прост в использовании, поиск позволяет нам искать информацию не только по каталогу библиотеки, но также предлагает искать во всех к ней библиотеках подключенных, для этого создан сводный каталог. Новостная система библиотека рассказывает о предстоящих научных событиях. Рисунок 3 «Сайт Государственная публичная научно-техническая библиотека России» Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) создана Постановлением Совета Министров в1958 года на базе Государственной научной библиотеки Минвуза СССР. Библиотека является подведомственной организацией Министерства образования и науки Российской Федерации.ГПНТБ России – крупнейшая научно-техническая библиотека страны. На сегодняшний день она является центральным звеном государственной системы в информационной сфере, это центр, обеспечивающий доступ как к мировым так и зарубежным источникам. Также это центр, выполняющий научные и методические функции. Это главная организация по ведению и развитию банка данных библиотек, учреждение, занимающееся научно –исследовательской деятельностью, также это центр, занимающийся программой обмена данными. Рисунок4 « Научная электронная библиотека»Проект eLIBRARY.RU был создан в 1999 году по инициативе Российского фонда фундаментальных исследований с целью обеспечения российским ученым электронного доступа к ведущим иностранным научным изданиям. С 2005 года eLIBRARY.RU начала работу с русскоязычными публикациями и на сегодняшний день является ведущей электронной библиотекой научной периодики на русском языке в мире.Для того чтобы иметь полноценный доступ ко всем зарубежным статьям и изданиям, необходимо быть подписчиком eLIBRARY.RU, тогдавам станут доступны полнотекстовые версии как иностранных, так и отечественных научных журналов, рефераты публикаций почти 20 тысяч журналов, а такжена сайте вы найдете описания полутора миллионов зарубежных и российских диссертаций. Общее число зарегистрированных пользователей (организаций) - более 2200. В системе зарегистрированы 1,1 миллиона индивидуальных пользователей из 125 стран мира. Каждый год пользователи получают из библиотеки более 7 миллионов полнотекстовых статей и просматривают более 22 миллионов аннотаций.Свыше 2800 российских научных журналов размещены в бесплатном открытом доступе. Для доступа к остальным изданиям предлагается возможность подписаться или заказать отдельные публикации. Рисунок 5 «Электронная библиотека диссертаций»Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat — это самый крупный проект научных работ в Российском интернете. Фонд библиотеки составляет более 750 тысяч научно-исследовательских работ и отражает всю современную науку РФ и ее развитие. С каждой из них можно ознакомиться бесплатно, для большинства диссертационных исследований в качестве ознакомления доступны оглавление, введение и список литературы, для более глубокого изучения научной статьи есть возможность заказать доставку того или иного научного текста и скачать его в формате PDF и MicrosoftWord (.doc), т.о. можно избавиться от необходимости поездки в РГБ.Библиотека обладает мощным, научным поиском учитывающим морфологию русского языка (есть возможность сужения поиска до определенной специальности ВАК РФ и поиск только по докторским диссертациям, исключая кандидатские работы). Для облегчения подбора научной литературы реализована система "похожих работ", каталог тем научных работ (по шифрам специальностей ВАК РФ), а так же подсветка значимых слов в ознакомительных текстах диссертаций ( индекс цитируемости научных исследований).Любая диссертация и автореферат может быть добавлена самим автором в каталог с целью бесплатного распространения его научного труда. Для этого создан раздел Бесплатные диссертации. В данной главе мы рассмотрели объекты, выбранные для сравнительного анализа. Каждая из вышеперечисленных библиотек представлена иллюстративно, в дальнейшем это поможет наиболее полно раскрыть значимость исследуемого объекта. Рисунки были сделаны в виде стартовой страницы электронной версии библиотеки. 2.3 Сравнительный анализ научных электронных библиотекПрежде всего уточним значение понятия сравнительный анализ. В словарях этот термин трактуется как научный метод познания действительности, в нашей работе эта действительность заменяется объектами, в соответствии с которым изучение закономерностей проводится путем сравнения качественных ступеней развития действительности (объектов). Сравнение это прежде всего способ познания, сопоставления отдельных явлений. В нашей исследовательской работе сравнительный анализ имеет значение в получении новой информации не только о сравниваемых объектах, но и их взаимодействии, возможно общей тенденции развития. В нашей работе сравнительный анализ способствует более глубокому познанию свойств и различий современных электронных научных библиотек. В результате он должен привести нас к критической оценке опыта нашей страны при создании научных электронных проектов.В предыдущем разделе мы разобрали самые крупные, общедоступные, обладающие большой содержательной базой библиотеки. Каждая из библиотек разработана в индивидуальном дизайне.По своей наполненности содержанием библиотеки соответствуют требованиям любого уровня пользователя. Так все пять исследуемых объектов предоставляют открытый бесплатный доступ к файлам фондов. Метаданные киберленинки предоставляют доступ к своим файлам еще и посредством открытыхрепозиторий.Каждый из объектов мы рассматривали с позиции их сходства и различия, в процессе изучения деятельности ЭБ были выявлены общие черты, параметры, которые и легли в основу нашего сравнения. Параметры сравнения мы довели до уровня объективной оценки «+» и «-», то есть присутствует или отсутствует данный фактор в деятельности. В первый блок параметров оценки мы включили год создания библиотеки или появления проекта, год появления сайта библиотеки, есть ли информация об этой библиотеке, миссия, легко ли стать читателем. В этом блоке у нас получили положительную оценку все изучаемые библиотеки, так как все параметры соблюдены и библиотеки предоставляют эту информацию в свободном доступе. Следующий блок параметров это сервисные возможности информативных ресурсов библиотеки. В данном блоке мы рассматривали те возможности, которые нам предоставляют объекты исследования, это есть электронный каталог, электронные базы, можно ли создать личный кабинет, имеют ли возможность пользователь получить виртуальную справку и заказать копию документа онлайн. В этом блоке также все библиотеки соответствуют параметрам, что говорит о профессионализме создателей и высоком уровне их подготовки.Следующий блок это работа с сервисами 2.0, взаимодействие библиотеки с социальными сетями, работа в блогах. На этом уровне не все объекты имеют опыт такого взаимодействия, так мобильная версия сайта есть только у трех исследуемых объектов, а группа в социальной сети только у двух. Сообщение основных новостей в блогах также недоступно для большинства объектов. Блок этих параметров имеет особенно важное значение в современном мире информационных технологий, например мобильная версия сайта очень удобна для пользователей, обладающих смартфонами, планшетами и экономящих свое время при чтении, к примеру научной статьи, в транспорте или другом удобном месте. Библиотека, имеющая свою группу вКонтакте, будет иметь большую популярность нежели та, у которой эта взаимосвязь не налажена. Задача образования насегодняшний день вовлечь в процесс как можно больше человек, для того чтобы нация не деградировала, а развивалась культурно и духовно.К сожалению по блоку социокультурных услуг не все библиотеки предоставляют экскурсии, не организовываются выставки. Этот блок параметров более присущ традиционному виду библиотеки.Таблица 1Параметры сравненияОбъекты сравненияelibrary.rucyberleninka.ruwww.dissercat.comellib.gpntb.ruнэб.рфГод создания библиотеки+++++Год появления сайта+++++Информация о библиотеке+++++Миссия+++++Как стать читателем+++++Сервисные возможности информативных ресурсов библиотекиЭлектронный каталог+++++Электронные базы данных+++++Электронная библиотека+++++Личный кабинет+++++Онлайн бронирование+++++Онлайн заказ копий+++++Виртуальная справочная информация+++++Социокультурные услугиЭкскурсии___+_Выставки+__+_Видеолектории+____Олимпиады___+_Сервисы веб 2.0Блог++_+_Мобильная версия++_+_Вконтакте_+_+_Facebook_+_+_Twitter_+_+_Instagram_+_+_YouTube_+_+_RSS-канал_+_+_Все данные нашего исследования отражены в таблице 1. Необходимо отметить, что те библиотеки, которые имеют тесную взаимосвязь с веб сервисами наиболее популярны среди пользователей, имеют большее количество посетителей. В заключении работы хотелось бы выделить elibrary.ru ,cyberleninka.ru как библиотеки полностью соответствующие требованиям современного пользователь. Они предлагают своему читателю широкий спектр возможностей. После работы с этими библиотеками отпадает необходимость поиска других источников. ЗаключениеПеред библиотеками в современном мире встают новые все более сложные задачи. В следствие появляется необходимость в кардинальном изменении похода библиотеки к своей работе. Постоянно изменяющийся растущий мир информационных технологий обязывает библиотеки внедрять в свою деятельность эти новые технологии, создавать собственные для решения главной задачи в своей деятельности – удовлетворение информационных потребностей пользователя.Перспектива развития деятельности библиотек, заключается в создании единого информационного пространства, которое совершенствовало бы всю работу библиотечно-информационной системы. Это и стало предпосылкой появления электронных библиотек в современном обществе. Они в полной мере справляются с функцией информирования пользователя. Теоретическая часть нашей работы показала малоизученность данного вопроса, необходимость его дальнейшего исследования, конкретизации терминологии. Таким образом актуальность курсового исследования не вызывает сомнений, что и послужило поводом к написанию работы.В процессе теоретического исследования раскрылась двоякая сторона проблемы появления и изучения электронных библиотек. С одной стороны мы наблюдаем динамический процесс образования новых библиотек, об этом свидетельствует широкая классификация этого понятия, их проникновение во многие сферы жизни человека, это подтверждает то, что электронные библиотеки приняты обществом и используются им. Но в то же время встает вопрос о недостаточной разработанности теоретической стороны вопроса.В результате появляются различные по своей структуре, содержанию исследования, не имеющие строгого конкретного подхода к определению проблемы, это влечет за собой множество разногласий у исследователей, и в результате отсутствуют четкие методические решения по организации развития, внедрения, распространения электронных библиотек. В нашем исследовании нам необходимо было проследить историю возникновения и развития электронных библиотек, рассмотреть и изучить основные понятия и терминологию по данной теме, изучить классификацию электронных библиотек на сегодняшний день, и все это было проделано и прослеживается по ходу работы.Теоретическое исследование ставило перед собой цель создать базу, на основе которой можно проводить практическое исследование. В самом начале мы ставили перед собой цель рассмотреть теоретические вопросы понятия электронные библиотеки, проследить историю исследования данного вопроса в отечественных и зарубежных источниках изучить основную терминологию и затем опираясь на изученный материал провести сравнительный анализ современных научных электронных библиотек. Мы считаем,что цель работы достигнута, так как есть положительный результат сравнительной деятельности,отраженный в таблице. Наше исследование расширило знания в данной области, что позволит в дальнейшем более глубоко рассматривать вопросы этой сферы.В процессе исследования мы использовали как практические, так и теоретические методы. В параграфах глав отражено проведение сравнительного анализа, структурирование материла, его синтез.Все методы исследования в комплексе помогли выявить ответы на вопросы, поставленные в начале работы. Мы пришли к выводу, что несмотря на значительное распространение электронных библиотек в обществе их функции выполняются не в полной мере, в связи с неизученностью в нашей стране данного вопроса. Так же мы можем говорить о том, что появление электронных библиотек обусловлено развитием информационного общества, его растущими потребностями.На многих этапах развития общества перед человеком стоял вопрос образованности. На сегодняшний день электронные библиотеки призваны выполнять просветительскую, образовательную функцию. Сравнительный анализ выбранных объектов показал, что с этой функцией научные электронные библиотеки справляются, что это новый перспективный класс библиотек. Но, несмотря на то, что этот класс библиотек расширяет возможности пользователя, все же традиционная форма библиотек остается также востребована. Электронные библиотеки не могут в полной мере обеспечить контакт человека с искусством, произведениями классической литературы, имеющими историческую ценность. И в то же время они обеспечивают сохранность культурного наследия человека для его потомков, путем оцифровки материалов. В приложениях к нашей работе мы подробнее рассматриваем наиболее удачные проекты электронных библиотек, в которых хранятся бесценные коллекции произведений.Сравнительный анализ научных электронных библиотек помог нам выявить наиболее успешные проекты, соответствующие современным запросам, а так же выявить некоторые недостатки в их деятельности, такие как отсутствие выставок, проведение олимпиад. Из этого следует что электронные библиотеки не могут в полной мере осуществлять социокультурное развитие человека, поэтому эта задача остается перед традиционными библиотеками.Список литературыАкилина, М.И. Философия современной библиотеки / М.И. Аки-лина // Библиотековедение. -1996. -№ 4/5. -С. 91—100.Алешин, Л.И. Классификация информационных ресурсов электронных библиотек: по результатам поиска в Интернете / Л.И. Алешин // Библиография. -2003. -№ 4. Антонов, A.B. Методы классификации и технология Галактика-Зум / A.B. Антонов //НТИ ВИНИТИ. -Сер. 1. -2004. № 6. - С. 20-27.Антопольский, А.Б. Системы метаданных в электронных библиотеках / А.Б. Антопольский // Научные и технические библиотеки. — 2002. — № З.-С. 26-44.Библиотека в эпоху перемен: философско-культурологические и информационные аспекты Вып. 3(15): Библиотека и правовая культура. / Рос.гос. б-ка М., 2002. - 152 с.Библиотечное дело: терминологический словарь / Сост. Т.А. Бах-турина и др. М., 1997. - 167 с.Вегнер, Б. Электронные средства информации в процессе обучения и исследованиях. Роль библиотек как информационных посредников / БерндВегнер // Научные и технические библиотеки—2002. —№ 9. —С. 34-46.Гиляревский, P.C. Научная библиотека в эпоху электронных коммуникаций /P.C. Гиляревский // Научные и технические библиотеки.— 1998. 7.-С. 3-12.Гиляревский, P.C. Виртуальная библиотека / P.C. Гиляревский, O.A. Ларенова Электронный ресурс. // Библиотечная энциклопедия.— М.: РГБ, 2004., — Режим доступа: http://www.rsl.ru/pub.asp7bibДворкина, М.Я. Об изменении библиотечного обслуживания и о библиотечной философии / Дворкина М.Я. // Библиотековедение. — 1997. — № 5/6.-С. 20-28.Десять конференций «Крым» — десять лучших докладов / Гос. публ. науч.-техн. б-ка России (Москва), гл. ред. Я.Л. Шрайберг М.: ГПНТБ России, 2003.- 124 с.Евстигнеева, Г.А. Электронная информация — электронная библиотека / Г.А. Евстигнеева, А.И. Земсков // Научные и технические библиотеки. 2000. - № 6. - С. 46-52.Земсков, А.И. К проекту Программы "Российские электронные библиотеки" / А.И. Земсков // Научные и технические библиотеки. — 2000. — № 3. С. 4-10. Земсков, А.И. Послушаем Бребери / А.И. Земсков // Научные и технические библиотеки. 2001. - № 12. — С. 42-47. Земсков, А.И. Электронные библиотеки и общественная активность / ФС. 14-17. Земсков, А.И. Электронные библиотеки как элемент информационного общества / А.И. Земсков // Научные и технические библиотеки. — 2002.-№6.-С. 5-15.Электронные ресурсы и электронные библиотеки : ежегодный межведомственный сборник научных трудов / гл. ред. Я. Л. Шрайберг. - Москва : ГПНТБ России, 2006. - 89 с.Электронные ресурсы и международный информационный обмен: Восток-Запад NinthInternationalWorkshopDigitalResourcesandInternationalInformationExchange: East : труды 9-го международного семинара (Вашингтон, Округ Колумбия, СаусОранж, Нью-Джерси, Торонто, март 2007). - Москва : ГПНТБ России, 2007. - 79, 75 с. + 2 CD.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика.общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - С. 50Лапо, Петр Михайлович. Электронные библиотеки в образовании / П. М. Лапо, И. А. Тавгень. - Минск :Красико-Принт, 2009. - 63 с.Роес, Г. Электронные библиотеки и образование: возможности и перспективы / Г. Роес // Научные и технические библиотеки. - 2002. - № 10. - С. 77-89.Graham P. Rutgers University Libraries. — S. l., 199Marchionini G. Research and Development in Digital Libraries. — S. l., 1998Dowlin K. The Electronic Library. — S. l., 1984/E. A. Fox, 1999.www .elibrary.ru www cyberleninka.ru ellib.gpntb.ru нэб.рфwww.gutenberg.orgПриложение 1Проект «Листая страницы» Создан Британской библиотекой. На сегодняшний день это самая крупная библиотека по числу хранения экземпляров в фонде библиотеки, более 150 миллионов. Сама библиотека создана в 1973 году, до этого она была музеем.Множество экземпляров фонда библиотеки оцифрованы, есть и такие, которые представляют историческую ценность.Среди этих экземпляров «Алмазная сутра» - первая в мире печатная книга.Рисунок 1 «Алмазная сутра»Рисунок 2 «Евангелие из Линдисфарна VII века»Рисунок 3 « Записные книжки Леонардо да Винчи»Рисунок 4 «Записные книжки Леонардо да Винчи»Также Британской библиотеке принадлежат единственная сохранившаяся рукопись поэмы «Беовульф», Евангелие Анны Болейн.Приложение 2Проект «Встречи на границах»Совместный русско-американский проект.Америка, Россия и "Встреча на границах".Проект "Встреча на границах" исследует сравнительную историю продвижения России на Дальний Восток и на Тихий океан и Америки на Запад, и их встречу на русско-американской границе на Аляске и на северо-востоке Тихого океана. Россия и Америка были очень различны: Россия была самодержавной страной, управляемой царем, а Америка - демократической республикой. Однако история освоения новых территорий обеими странами имела много общего, и в отношении свободы и возможностей, которые они предлагали, и в отношении конфликтов и трудностей, с которыми сталкивались как переселенцы, так и местные жители.Американцы обычно считают свое движение на запад процессом свободного заселения территорий. В отличие от них, русские свободно используют выражение "завоевание Сибири" и не имеют в своем языке точного эквивалента английскому слову "frontier" (переводится как граница, новая территория) с его оттенком открытости, свободы и возможностей. Как бы там ни было, обе страны разделяют исторический опыт освоения огромных территорий, их заселения и развития, невиданного нигде еще в мире. Самосознание обеих стран в большой степени определяется их опытом освоения новых земель."Встреча на границах" - электронная цифровая библиотека, представленная различными видами массовой информации - предлагает путь к этому опыту и к тому, что остается по-прежнему важным для национального самосознания России и Америки в XXI веке.Приложение3Проект «Гутенберг»Включает в себя всевозможные оцифрованные тексты по литературе. В основном файлы находятся в бесплатном доступе, но по желанию можно сделать пожертвования. Это самый первый проект оцифрованной книги.Рисунок 1 «навигация по сайту Гутенберг»Рисунок 2 «Художественное произведение М.Твен «Приключения ГеккельбериФина»»

1. Акилина, М.И. Философия современной библиотеки / М.И. Аки-лина // Библиотековедение. -1996. -№ 4/5. -С. 91—100.
2. Алешин, Л.И. Классификация информационных ресурсов электронных библиотек: по результатам поиска в Интернете / Л.И. Алешин // Библиография. -2003. -№ 4.
3. Антонов, A.B. Методы классификации и технология Галактика-Зум / A.B. Антонов //НТИ ВИНИТИ. -Сер. 1. -2004. № 6. - С. 20-27.
4. Антопольский, А.Б. Системы метаданных в электронных библиотеках / А.Б. Антопольский // Научные и технические библиотеки. — 2002. — № З.-С. 26-44.
5. Библиотека в эпоху перемен: философско-культурологические и информационные аспекты Вып. 3(15): Библиотека и правовая культура. / Рос.гос. б-ка М., 2002. - 152 с.
6. Библиотечное дело: терминологический словарь / Сост. Т.А. Бах-турина и др. М., 1997. - 167 с.
7. Вегнер, Б. Электронные средства информации в процессе обучения и исследованиях. Роль библиотек как информационных посредников / БерндВегнер // Научные и технические библиотеки—2002. —№ 9. —С. 34-46.
8. Гиляревский, P.C. Научная библиотека в эпоху электронных коммуникаций /P.C. Гиляревский // Научные и технические библиотеки.— 1998. 7.-С. 3-12.
9. Гиляревский, P.C. Виртуальная библиотека / P.C. Гиляревский, O.A. Ларенова Электронный ресурс. // Библиотечная энциклопедия.— М.: РГБ, 2004., — Режим доступа: http://www.rsl.ru/pub.asp7bib
10. Дворкина, М.Я. Об изменении библиотечного обслуживания и о библиотечной философии / Дворкина М.Я. // Библиотековедение. — 1997. — № 5/6.-С. 20-28.
11. Десять конференций «Крым» — десять лучших докладов / Гос. публ. науч.-техн. б-ка России (Москва), гл. ред. Я.Л. Шрайберг М.: ГПНТБ России, 2003.- 124 с.
12. Евстигнеева, Г.А. Электронная информация — электронная библиотека / Г.А. Евстигнеева, А.И. Земсков // Научные и технические библиотеки. 2000. - № 6. - С. 46-52.
13. Земсков, А.И. К проекту Программы "Российские электронные библиотеки" / А.И. Земсков // Научные и технические библиотеки. — 2000. — № 3. С. 4-10.
14. Земсков, А.И. Послушаем Бребери / А.И. Земсков // Научные и технические библиотеки. 2001. - № 12. — С. 42-47.
15. Земсков, А.И. Электронные библиотеки и общественная активность / ФС. 14-17.
16. Земсков, А.И. Электронные библиотеки как элемент информационного общества / А.И. Земсков // Научные и технические библиотеки. — 2002.-№6.-С. 5-15.
17. Электронные ресурсы и электронные библиотеки : ежегодный межведомственный сборник научных трудов / гл. ред. Я. Л. Шрайберг. - Москва : ГПНТБ России, 2006. - 89 с.
18. Электронные ресурсы и международный информационный обмен: Восток-Запад
19. NinthInternationalWorkshopDigitalResourcesandInternationalInformationExchange: East : труды 9-го международного семинара (Вашингтон, Округ Колумбия, СаусОранж, Нью-Джерси, Торонто, март 2007). - Москва : ГПНТБ России, 2007. - 79, 75 с. + 2 CD.
20.
21. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика.общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - С. 50
22. Лапо, Петр Михайлович. Электронные библиотеки в образовании / П. М. Лапо, И. А. Тавгень. - Минск :Красико-Принт, 2009. - 63 с.
23. Роес, Г. Электронные библиотеки и образование: возможности и перспективы / Г. Роес // Научные и технические библиотеки. - 2002. - № 10. - С. 77-89.
24. Graham P. Rutgers University Libraries. — S. l., 199
25. Marchionini G. Research and Development in Digital Libraries. — S. l., 1998
26. Dowlin K. The Electronic Library. — S. l., 1984/E. A. Fox, 1999.
27. www .elibrary.ru
28. www cyberleninka.ru
29. ellib.gpntb.ru
30. нэб.рф
31. www.gutenberg.org


Министерство образования и науки Украины

Восточноукраинский национальный университет

имени Владимира Даля

Кафедра информатики

КУРСЫ

на тему: "Анализ существующих электронных библиотек"

выполнил: студент группы МФ-181

Жигалка М. Б.

Руководитель: Терещенко М. М.

Луганск 2013

Содержание

Введение

1. Необходимость существования электронных библиотек

2. Критерии анализа и выбора электронных библиотек

3. Типы электронных библиотек

3.1 Электронные библиотеки. Универсальные

3.1.1 Национальная библиотека Украины имени Вернадского

3.1.2 Европейская библиотека "Европейский"

3.1.3 Мировой цифровой библиотеки

3.2 Электронные библиотеки. Периодические издания

3.2.1 библиотека печати периодики

3.2.2 Научная библиотека периодических изданий

3.2.3 Интернет-библиотека СМИ

3.3 Электронные библиотеки. Книги

3.3.1 Электронные библиотеки фантастики

3.3.2 Электронные библиотеки специальные темы

3.3.3 Электронные библиотеки широко темы, ориентированные на образовательные цели

Вывод

Литература

Введение

Библиотека - одно из старейших культурных учреждений. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени их возникновения до наших дней библиотека прошла первый этап эволюции социальной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека превратилась в социальный институт, который включает в себя информационные и культурные компоненты, которые обеспечивают устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Особенность современной эпохи заключается в том, что она является ареной сразу двух революций, ментальной и технологической: первая связана с процессом глобализации и формированием новой культурной парадигмы, вторая - с последствиями техногенного взрыва в сфере коммуникаций. Происходят трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о "границах" библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Изменение роли, назначения библиотек отражается на взаимоотношениях библиотеки с обществом и определенными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.