Бюджетное планирование как составная часть финансового планирования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Бюджетные системы
  • 39 39 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 20.03.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
1. Бюджетное планирование как элемент экономического развития 4
1.1. Бюджет как элемент экономического развития 4
1.2. Принципы построения бюджетной системы 7
2. Теоретические аспекты бюджетного планирования 14
2.1. Теоретико-методологический аспект бюджетного планирования 14
2.2. Бюджетное планирование как элемент финансового планирования 20
3. Практические аспекты бюджетного планирования 27
3.1. Бюджетное планирование как способ обеспечения сбалансированного бюджета 27
3.2. Совершенствование бюджетного планирования и прогнозирования 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Фрагмент для ознакомления

Эффективное бюджетное планирование является способом защиты от значительного дефицита государственного бюджета, который возникает из-за структурной разбалансированности экономики, из-за нерационального определения источников поступлений бюджетных средств и направлений их перераспределения внутри бюджетной системы.
Одним из мероприятий оптимизации дефицита государственного бюджета является введение научно обоснованной системы планирования и прогнозирования показателей, которые берутся за основу формирования доходов и расходов бюджета, и использование при бюджетном планировании нормативов бюджетной обеспеченности. Введение бюджетного планирования на многолетней основе несколько упростит процедуры обслуживания государственного, особенно внешнего, долга, требует долгосрочного планирования и прогнозирования [9].
Для активизации экономического роста и повышения общественного благосостояния целесообразно:
- Определение общих целей фискальной политики и четкое установление способов предоставления средств на их финансирование из будущих бюджетов;
- Достижение среднесрочных целей фискальной политики наиболее надежным способом;
- Предвидение долгосрочных последствий нынешних решений для будущих бюджетов, поскольку расходы могут быть не в полной мере отражены в текущем бюджете и увеличиться в течение последующих лет.
Выполнение следующих рекомендаций сможет дополнить успешность внедрения долгосрочного бюджетного планирования и не допустить причин формирования дефицита государственного бюджета:
1. Для ограничения степени неуверенности по развитию экономической ситуации необходимо обоснованное макроэкономическое планирование и проведение взвешенной социально-экономической политики государства.
2. Нынешним условиям наиболее соответствует среднесрочная система бюджетного планирования, которая уточняется ежегодно. Временной горизонт желательно определить, как бюджетный год плюс два последующих года, а не три - как это имеет место в большинстве стран.
3. Следующее бюджетное планирование на многолетней основе должно осуществляться в номинальном выражении.
4. Повышение эффективности функционирования отраслей экономики и механизма налогообложения хозяйствующих субъектов.
5. Стимулирование процесса производства с целью увеличения налоговых поступлений в бюджет.
6. Создание научно обоснованной методологической базы прогнозирования доходов и расходов бюджетов всех уровней.
7. Следует контролировать уровень и характер расходов в пределах многолетнего бюджетного планирования для предотвращения несоответствия реального финансирования отдельных сфер уровню, установленному государством. Во избежание такой проблемы бюджетная система характеризоваться высоким уровнем прозрачности. Данные о финансировании статей бюджета должны регулярно публиковаться с учетом произведенных изменений.
8. Повышению эффективности использования бюджетных средств и усилению контроля за их использованием будет способствовать изменение механизмов финансирования сельскохозяйственного комплекса, жилищного строительства: распределение льгот должен осуществляться по принципу удешевления кредитов на строительство жилья - коммерческие банки берут на себя ответственность за возврат кредитов, государство - по возмещения процентов.
9. Реформирование бюджетной практики, направленное на повышение эффективности и действенности управления государственным сектором.
10. Для повышения доверия к среднесрочным целям фискальной политики очень важно реформирования и повышения ответственности местных органов власти, стимулирование внимания к функционированию распорядителей бюджетных средств и результатов их деятельности.
11. Применение единой методологии планирования и прогнозирования тенденций и направлений социально-экономического развития страны. С целью усовершенствования государственного регулирования трансформационными процессами необходимо продолжать внедрение в практику работы центральных органов исполнительной власти средне - и долгосрочного бюджетного планирования для повышения уровня сбалансированности и прозрачности государственного бюджета. Итак, перспективное бюджетное планирование является важным фактором повышения эффективности бюджетного управления.




3.2. Совершенствование бюджетного планирования и прогнозирования

Формирования обоснованной бюджетной стратегии как на государственном, так и на местном уровнях является первоочередной задачей государственной власти, в решении которого важную роль играет эффективная организация процессов бюджетного планирования и прогнозирования. Они являются действенными инструментами управления бюджетными средствами, которые улучшают качество принятия финансовых решений, позволяющих определить альтернативные пути решения проблемных вопросов в организации бюджетного процесса, способствуют открытости и прозрачности принятия управленческих решений.
Бюджетное планирование и прогнозирование как специфические виды экономической деятельности требуют таких методов реализации, которые в полной мере отвечали требованиям. Любая страна, и особенно в кризисный период, без качественного бюджетного планирования и прогнозирования не способна обеспечить выход на траекторию устойчивого экономического роста [2].
Проанализировав преимущества и недостатки существующих подходов, можно предоставить обобщающее определение бюджетного планирования как комплекса научно обоснованных организационно-технических, методических мероприятий по определению доходов и расходов, которые перераспределяются через централизованные фонды средств государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляется в целях обеспечения устойчивого экономического развития страны.
Неотъемлемой составляющей разработки долгосрочной финансовой политики государства является прогнозирование, главное назначение которого - выявление на основе проведенного анализа тенденций и закономерностей развития народного хозяйства. Это дает возможность проанализировать тенденции формирования и использования бюджетных ресурсов; выявить факторы, которые необходимо принимать во внимание в расчетах бюджетных показателей, определить их взаимосвязи, а также возможные способы воздействия на них.
Прогнозирование в разрезе экономической сущности можно рассматривать как определенный этап общего процесса планирования, направленный на разработку не конкретных мероприятий, а на обоснование тенденций развития того или иного процесса, решение проблем [4].
Анализ научных публикаций также показал отсутствие четкого разграничения бюджетного планирования и прогнозирования. Эти стадии разработки бюджетов являются последовательными и взаимосвязанными, что вызывает смешение этих понятий, размывание границы между ними. Основное различие между бюджетным планированием и прогнозированием заключается в их экономической сущности как инструментов бюджетной политики. Прогнозирование представляет собой предсказания возможного состояния объекта в будущем, не требуется выполнять. Целью его осуществления является обоснование плановых бюджетных показателей, которые являются обязательными для исполнения и применяются для целенаправленного воздействия на уровень социально-экономического развития государства; то есть бюджетное планирование является логическим продолжением прогнозирования [4].
Основным вопросом обновления методологии бюджетного планирования является определение методов его реализации как системы средств разработки, обоснования, взаимоувязки и оптимизации плановых заданий и показателей. Сегодня широко применяются традиционные для Украины методы планирования: балансовый, нормативный, коэффициентов, программно-целевой, которые тесно взаимосвязаны.
Важной составляющей бюджетного планирования является бюджетирование - совокупность технологических процедур бюджетной работы с аналитически-расчетной подготовки бюджетов, смет и программ с помощью сравнения относительной полезности альтернативных вариантов расходования бюджетных средств на конкретные виды государственной деятельности с учетом стоимости затрат на достижение конечного результата и упущения выгод. То есть, бюджетирования напрямую связано с разработкой и анализом отдельных бюджетов и смет, учитывающий и отражает намерения политического, экономического и социального характера.
Как управленческая финансовая технология оно предусматривает формирование бюджетных расходов в соответствии с четко определенными долгосрочными приоритетами развития страны и государственных финансов. Основное назначение этого метода переориентируется с бережливости на эффективность использования бюджетных средств, то есть на достижение максимальных результатов с помощью привлеченных ресурсов.
Бюджетирование, ориентированное на результат, применяется в Российской Федерации как инструмент бюджетного планирования на федеральном и региональном уровнях. Происходит поиск вариантов и отработки системы показателей, по которым можно оценивать результаты работы как органов власти, так и конкретных учреждений.
На сегодня применение данного метода еще не получило общегосударственного распространения, однако во многих областях планирования основных показателей бюджета происходит именно по этому методу. На сегодняшний день считается, что наиболее прогрессивной формой бюджетирования является программно-целевой метод (ПЦМ), который используется многими странами. Это не просто новая технология калькулирования затрат на различные виды государственной деятельности, а система многоаспектного аналитического подхода к процессу принятия решений в бюджетной сфере по управлению бюджетными ресурсами в кратко - и среднесрочной перспективе, которая предусматривает разработку и реализацию бюджетных программ, ориентированных на конечный результат [9].
Что касается методов бюджетного прогнозирования, то следует отметить, что наиболее широко используются формализованные методы (прогнозной экстраполяции, системно-структурные, ассоциативные, опережая информации), а в зарубежных странах распространена практика интуитивных методов (индивидуальные и коллективные экспертные оценки). В условиях нестабильности экономического развития важное значение для прогнозирования бюджетных показателей будет учета показателей инфляции, обменного курса национальной валюты, государственного долга и их изменения в прогнозируемом периоде. Точность прогнозных расчетов зависит в основном от следующих факторов: значений бюджетных показателей в базисном периоде, величины и динамики заданных параметров развития экономики в прогнозируемом периоде, структуры и внутренней характеристики модели для расчета показателя.
Для реализации основного методологического принципа бюджетного прогнозирования, состоит в достижении и динамическом поддержании сбалансированности движения бюджетных потоков в процессе экономического развития, целесообразно использовать экономико-математические модели. Принцип достижения, установление и поддержание бюджетной сбалансированности должен придерживаться при решении всего круга задач бюджетного прогнозирования.
Прогнозирование показателей финансового состояния местных бюджетов является важным инструментом механизма регулирования межбюджетных отношений и обеспечения устойчивого развития регионов. Финансовое состояние местных бюджетов является обобщенной характеристикой результатов финансовой деятельности органов местного самоуправления. Его оценка предоставляет информацию относительно ожидаемой эффективности местного управления, уровня автономии от государственной власти и достаточности средств для осуществления возложенных на них функций и обязательств. Это является основой для лучшего понимания финансовой ситуации, эффективного управления бюджетными ресурсами и индикатором инвестиционной привлекательности регионов для потенциальных инвесторов / кредиторов.
В условиях нестабильности экономического развития при прогнозировании бюджетных показателей важно учитывать показатели инфляции, обменного курса национальной валюты, государственного долга и их изменения в прогнозируемом периоде. Поэтому становится необходимым разработка новых подходов к бюджетному прогнозирования, которые позволят более объективно и прозрачно определять реальные возможности и потребности различных регионов в бюджетных средствах, вести постоянный мониторинг, оперативно рассчитывать и обосновывать различные варианты согласования интересов центрального и регионального бюджетов.
Основными методами бюджетного планирования являются методы экономического анализа, нормативный, программно-целевой, балансовый, индексный. Метод экономического анализа оценивает степень выполнения бюджетных показателей за прошедший период путем сравнения фактических данных с плановыми и используется при составлении проекта бюджета с целью выявления резервов увеличения доходов бюджета и повышения эффективности использования бюджетных средств. Согласно нормативного метода плановые бюджетные показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов.
Программно-целевой метод позволяет оценить и выбрать лучшие варианты социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Балансовый метод позволяет увязать финансовые ресурсы органов государственной власти по их потребностями, сбалансировать расходы бюджетов с их доходами и на основе этого рассчитать источники покрытия бюджетного дефицита. Индексный метод предусматривает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых бюджетных показателей и учета инфляционных процессов. Экспертные методы предусматривают составление прогноза на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства.
Эффективность этих методов зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не учитывают информацию о прошлом исследуемых процессов. Наиболее распространенными методами для прогнозирования доходов бюджета является экономико математические. Они могут быть разделены на две группы: методы экстраполяции и методы моделирования. Методы экстраполяции предусматривают составление прогнозов исходя из установленной устойчивой динамики развития бюджетных показателей в предыдущих периодах.
Расчет прогнозных показателей осуществляется путем корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Методы экстраполяции приводят к удовлетворительным результатам лишь в тех случаях, когда тенденции развития прогнозируемого показателя, обнаруженные на период разработки прогноза, сохранятся также и на прогнозный период. Методы моделирования позволяют учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на бюджетные показатели и направлены на разработку и использование моделей, в которых значение бюджетных показателей представляется в виде зависимости от факторов, которые его составляют. Прогнозное значение каждого элемента показателя рассчитывается с помощью этой зависимости с прогнозными значениями факторов.



Заключение

Введение показателей эффективности в бюджетное планирование требует совершенствования не только механизмов финансирования, но и управления государственным сектором экономики в целом. Целесообразным является совершенствование механизма усиления влияния государства на экономическое развитие путем перехода от управления расходами к управлению соответствующими результатами как составляющей программно-целевого метода планирования бюджета.
Дальнейшее развитие системы планирования и исполнения бюджетов, основанный на принципах программно-целевого метода, требует усовершенствования стадий бюджетного процесса по внедрению элементов среднесрочного планирования, усиление направленности бюджетного планирования на конечные результаты и повышение эффективности расходования бюджетных средств.
В последние годы бюджетная политика не в достаточной мере обеспечивала экономический рост страны на основе инвестиционно-инновационного развития и структурно-институциональных преобразований. Одной из основных задач бюджетного регулирования является упорядочение количества бюджетных программ, в том числе путем составления главными распорядителями бюджетных средств плана деятельности на следующие за плановым два бюджетных периода в соответствии с среднесрочных приоритетов; разработка и утверждение паспортов бюджетных программ, составления отчетов об их выполнении; осуществление управления бюджетными средствами в пределах установленных бюджетных полномочий и проведения оценки эффективности бюджетных программ, внутреннего финансового контроля за полнотой поступлений, взятием бюджетных обязательств распорядителями и получателями бюджетных средств.
Установление приоритетов бюджетной политики на средне- и долгосрочную перспективы, осуществления системной оценки достижения соответствующих целей и задач социально-экономического развития страны, определенных при планировании бюджетов прошлых периодов, дает возможность своевременного принятия управленческих решений в сфере государственных финансов, адекватного реагирования на изменения внутренней и внешней экономической среды. Определение приоритетов государственной поддержки, направленной на экономический рост и социальное развитие, является одной из важных задач бюджетной политики.
С целью усиления влияния бюджетной системы на социально-экономическое развитие общества нужно принимать меры, направленные на повышение уровня сбалансированности и прозрачности бюджета, эффективности расходования бюджетных средств, совершенствования межбюджетных отношений, обеспечение качественного выполнения бюджетов всех уровней, осуществление действенного финансового контроля.
Таким образом, бюджетная политика инструмент государственного регулирования общественного развития является совокупностью финансовых отношений, институционального обеспечения по формированию и использованию бюджетных средств, направленных на достижение финансово-экономической сбалансированности, результативности экономических преобразований.

Список использованной литературы

Бабич, А.М., Павлова. Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. М.: ЮНИТИ, 2015. 687 с.
Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов /под ред. проф. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 406 с.
Бюджетная система Российской Федерации / Учебник под ред. Романовского М.В. и Врублевской О.В.. - М., Юрайт: 2015. - гл. 26.- С. 88.
Бюджетная система Российской Федерации / Учебник под ред. Федорова А.В. - М., Юрайт: 2015. - гл. 26.-490 с.
Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах. - Режим доступа: [http://www.kremlin.ru/appears/2007/03/09/1351_type63373_119318.shtml].
Бюджетный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. - М: Агентство (ЗАО) «Библиотечка Российской газеты», 2015. – 420 с.
Вышегородцев, М.М. Управление бюджетом. Курс лекций / М.М. Бышегородцев. - М.: Дело и сервис, 2016. – 340 с.
Государственные и территориальные финансы. Учебник. / Под ред. Л.И. Сергеева. – Калининград, 2015. – 372с.
Иванова, Н.Г., Маковник, Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов / Н.Г. Иванова, Т.Д. Маковник. - СПб: Питер, 2014.- 380 с.
Казначейская система исполнения бюджета / Учеб. пособие под общ. ред. О.В. Врублевской и Н.Г. Ивановой. – СПб.: Питер, 2014.- 590 с.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Коллектив авторов. Под общей ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2015.- 269 с.











21

Список использованной литературы

1. Бабич, А.М., Павлова. Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. М.: ЮНИТИ, 2015. 687 с.
2. Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов /под ред. проф. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 406 с.
3. Бюджетная система Российской Федерации / Учебник под ред. Романовского М.В. и Врублевской О.В.. - М., Юрайт: 2015. - гл. 26.- С. 88.
4. Бюджетная система Российской Федерации / Учебник под ред. Федорова А.В. - М., Юрайт: 2015. - гл. 26.-490 с.
5. Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах. - Режим доступа: [http://www.kremlin.ru/appears/2007/03/09/1351_type63373_119318.shtml].
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. - М: Агентство (ЗАО) «Библиотечка Российской газеты», 2015. – 420 с.
7. Вышегородцев, М.М. Управление бюджетом. Курс лекций / М.М. Бышегородцев. - М.: Дело и сервис, 2016. – 340 с.
8. Государственные и территориальные финансы. Учебник. / Под ред. Л.И. Сергеева. – Калининград, 2015. – 372с.
9. Иванова, Н.Г., Маковник, Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов / Н.Г. Иванова, Т.Д. Маковник. - СПб: Питер, 2014.- 380 с.
10. Казначейская система исполнения бюджета / Учеб. пособие под общ. ред. О.В. Врублевской и Н.Г. Ивановой. – СПб.: Питер, 2014.- 590 с.
11. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Коллектив авторов. Под общей ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2015.- 269 с.

Вопрос-ответ:

Что такое бюджетное планирование?

Бюджетное планирование - это процесс разработки и утверждения бюджета, который является планом доходов и расходов на определенный период времени.

Какое значение имеет бюджетное планирование в экономическом развитии?

Бюджетное планирование является одним из основных инструментов экономического развития. Оно позволяет оптимизировать расходы и управлять финансовыми ресурсами, что способствует стабильному развитию экономики.

Какие принципы лежат в основе построения бюджетной системы?

Построение бюджетной системы основывается на следующих принципах: принцип единообразия бюджетной системы, принцип разделения власти бюджетной системы, принцип баланса бюджета, принцип целевого назначения бюджетных средств, принцип прогнозности, принцип эффективности и принцип законности.

Какое значение имеет бюджетное планирование в финансовом планировании?

Бюджетное планирование является важной составной частью финансового планирования. Оно позволяет определить и оценить потребности в финансовых ресурсах для реализации стратегических целей организации и спланировать их использование.

Какие практические аспекты связаны с бюджетным планированием?

В практических аспектах бюджетного планирования важными элементами являются: составление бюджета, контроль и анализ исполнения бюджета, корректирование бюджета в соответствии с изменениями в экономической ситуации и принятие оперативных решений на основе бюджетных данных.

Что такое бюджетное планирование?

Бюджетное планирование - это процесс разработки и утверждения бюджета организации на определенный период времени. В рамках бюджетного планирования определяются планы по доходам и расходам, а также осуществляется контроль за их исполнением.

Какое значение имеет бюджетное планирование для экономического развития?

Бюджетное планирование играет важную роль в экономическом развитии, поскольку позволяет организации эффективно управлять своими финансами, предвидеть возможные риски и принимать меры по их минимизации. Это также способствует более рациональному использованию ресурсов и повышению финансовой устойчивости.

Каким образом бюджетное планирование влияет на финансовое планирование?

Бюджетное планирование является составной частью финансового планирования. Благодаря бюджету организация может определить свои финансовые цели, разработать планы по доходам и расходам, а также осуществлять контроль за их исполнением. Бюджетное планирование позволяет более эффективно использовать финансовые ресурсы и достигать поставленных финансовых результатов.