Совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы в игровой деятельности
Заказать уникальную дипломную работу- 71 71 страница
- 60 + 60 источников
- Добавлена 04.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 8
1.2. Возрастные особенности развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста 16
1.3 Лингвистические основы совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы 27
1.4. Игровая деятельность как средство совершенствованию звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы 30
1.5. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта и методических разработок в аспекте проблемы совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы 34
Выводы по 1 главе 38
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО – ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 40
2.1 Диагностика сформированности звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы 40
2.2 Комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы в игровой деятельности 49
Выводы по 2 главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Кроме этого,слуховое внимание и восприятие, звукопроизношение и слоговая структура находятся на низком уровне.Исходя из полученных результатов диагностики и из того, что основной деятельность дошкольников является именно игровая, нами был составлен специальный комплекс упражнений в игровой деятельности,направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы в игровой деятельности, который и описан нами в следующемразделе.2.2 Комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы в игровой деятельностиРассматривая комплекс упражнений, ориентированный на совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы в игровой деятельности, в первую очередь, укажем, что в совместном воспитании детей разного возраста имеется много положительного. В первую очередь это связано с тем, что постоянное общение младших со старшими детьми формирует благоприятные условия для созданиядружеских отношений, заботливости, коммуникативного развития.Так как основной деятельностью всех возрастных групп в период дошкольного детства является именно игра, то и совершенствование звуковой культуры речи у детей, с нашей точки зрения, будет более эффективным при условии применения игровой деятельности.Кроме этого, поведение детей в игре, последующий анализ их высказываний позволяют сделать воспитателю значимые методические выводы по руководству развитием детской речи в процессе игровой деятельности. К числу основных педагогических условий развития звуковой культуры речи дошкольников средствами игровой деятельности можно назвать следующие:- развивать звуковую сторону речь детей в тесной связи с формированием у них игровых умений; - обязательно обеспечить необходимый подбор игрушек, а также материалов и пособий при речевой работе в соответствии с общим развитием детей-дошкольников и их игры;- активно содействовать тому, чтобы в игре группировка детей (как по возрасту, так и речевым умениям) активно способствовала расширению словарного запаса и развитию языка более слабых и отстающих детей;- обязательно проявлять интерес к детским играм, так как детская речь в игре совершенствуется исключительно под влиянием взрослого; - обучать детей основным способам общения, а также сотрудничества со сверстниками, активно проявлять инициативу в общении.Кроме этого, включение игровых элементов по звуковому развитию речи в режимныемоментовтакжепомогает детям воспитывает культуру речевого поведения. При работе над звуковой культурой речи в разновозрастной группе необходимо обозначить следующие основные задачи:1. Формирование у ребенка правильного произношения звуков. 2. Развитие артикуляционной моторики.3.Развитие дыхательных и голосовых функций.4.Формирование динамической стороны речи.5.Совершенствование слухового внимания и восприятия.6. Развитие звукопроизношения и слоговой структуры.В ходе проведенной нами работымы выяснили, что для детей среднего дошкольного возраста и некоторых детей старшего дошкольного возраста необходима работа по развитию у них речевого дыхания.В этом отношении отметим, что процесс нормализации функции дыхания у ребенка-дошкольника рекомендуем осуществлять в три этапа следующих:- Формирование у ребенка направленного выдоха.- Формирование у ребенка длительного вокализованного выдоха.- Формирование у ребенка речевого дыхания.Для непосредственного формирования у ребенка направленного выдоха выполняются так называемые игровые «поддувания» либо «поплевывания», а также применяются игры на духовых инструментах. Для формирования у ребенка длительного вокализованного выдоха нами рекомендуется пропевать гласные звуки.В процессе проведения игр, которые направлены на развитие у ребенка-дошкольника дыхания, важно иметь в виду, что все дыхательные упражнения достаточно быстро утомляют ребенка, а также могут вызвать головокружение. В связи с этим подобные игры необходимо ограничивать по периодам времени и в обязательном порядке чередовать с другими необходимыми ребенку упражнениям.Комплекс игр и игровых упражнений длясовершенствованиязвуковой культуры речи в игровой деятельности разновозрастной группе: Игра «Лети, бабочка!», игра «Ветерок», игровое упражнение под названием «Кто дальше загонит мяч?» и др.Работу по формированию у ребенка темпа речи и качеств голоса нами рекомендуется проводить в трех основных направлениях:1) Развитие силы голоса ребенка.2) Развитие звуковысотных модуляций голоса.3) Развитие тембра голоса ребенка.Назовем некоторые игровые упражнения, направленные на развитие силы голоса.Удлинение произнесения отдельных звуков (при оценки силы голоса как средняя).Усиление голоса (применяется беззвучная артикуляция –сначала шепот – потом тихо – затем громко).Ослабление голоса (применяется беззвучная артикуляция обратного порядка: сначала громко – потом тихо – затем шепот).Усиление, а также ослабление голоса без какой-либо паузы, делается на одном выдохе. Также усиление голоса с непосредственным увеличением продолжительности звучания.Ослабление голоса ребенка с непосредственным увеличением длительности звучания.Ребенок выполняет прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением своего голоса.Ребенок выполняет обратный счёт от 5 до 1 с постепенным ослаблением своего голоса.Называние детьми дней недели с постепенным усилением, а также последующим ослаблением ребенком силы голоса, произнесение ребенком предложений с изменением силы своего голоса.Проговаривание ребенком стихотворений с изменением силы своего голоса.Игровые упражнения, ориентированные на развитие высоты голоса.Данные упражнения проводятся со всеми детьмичерез подражание звучанию различной высоты с непосредственной опорой на движения руки, а также графические изображения.При этом для каждой возрастной подгруппы различается объем их выполнения, то есть для средней подгруппы меньше, чем для старшей и подготовительной.1. Повышение и понижение ребенком голоса при произнесении им гласных звуков.У У ………..У…….У ……..У …………У …………..У…………………..У ……………….УТоже с гласными И, А, О, Э2. Повышение, а также понижение ребенком голоса при произнесении им сочетаний из двух и трёх звуков.3. Повышение и понижение ребенком голоса при произнесении слогов.4. «Укачивание» (то есть имитация укачивания ребенка).5. Проговаривание ребенком стихотворений, соблюдая при этом изменения голоса по необходимой высоте.6. Пропевание ребенком знакомых ему мелодий без слов, изменяя при этом высоту слов.В этом случае также упражнения проводятся со всеми детьми. Для каждой возрастной подгруппы различается объем их выполнения, то есть для средней подгруппы меньше, чем для старшей и подготовительной.Работу по развитию артикуляционной моторики важно вести с некоторой последовательностью – то есть продвигаться от простых игровых упражнений к более сложным. Проводить с детьми данную гимнастику необходимо эмоционально, в интересной игровой форме. В процессе такой работы полезно будет использование как статических, так и динамических игровых упражнений по артикуляционной гимнастики.Например,к статическим игровым артикуляционным упражнения можно отнести: игровое упражнение «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Сердитая кошечка», «Желобок», «Парус», «Чашечка», «Заборчик».К числу динамических игровых артикуляционных упражнений можно отнести следующие: «Утиный клювик», «Шторки», «Лошадка», «Грибок», «Маляр», «Дятел», «Утюжок», «Прогони комарика», «Покусывание кончика языка», «Катание шарика».Указанные выше, а также многие другие упражнения нами рекомендуется применять для отработки с детьми различных звуков. При этом правильное и систематическое проведение с детьми артикуляционной гимнастики неизменно способствует формирование у последних правильных звуков, а в дальнейшем – усвоению слов сложной слоговой конструкции.Первоначально все игровые упражнения выполняются в достаточно медленном темпе, чаще всего перед зеркалом. После того, как ребенок освоит выполнение данного в движения, зеркало необходимо убирать, и необходимые функции контроля берут уже на себя собственные кинестетические ощущения ребенка. Преодоление имеющихся у детей нарушений интонационной стороны речи включает обязательные занятия логоритмикой и специальных игровых занятий, например, игры «Деревцо».В свою очередь работа над восприятием детьми неречевых звуков обязательно должна начинаться с занятий с картинками, игрушками, а также ихдействиями.Например, в этом плане весьма интересна игра под название «Скажи, что ты слышишь?», «Скажи, что звучит?»,«Три медведя», Игра «Чей голосок?».Различие слов-паронимов: игрыпод названием «Будь внимателен», «Подбери по звучанию» и др.Формирование у детей фонематических представлений (то есть гласные, согласные звуки) должна обязательно начинаться с уточнения представлений у детей о данных звуках, а также их дифференциальных акустических и,конечноже, произносительных признаках.При этом все дети должны знать, что гласные и согласные звуки имеют различия по способу артикуляции. В этом случае мы предлагаем для занятий следующие игровые упражнения:- дети должны назвать исключительно гласный либо согласный звук слога.- дети должны придумать слог с гласным либо согласным звуком.Формирование у детей звукового анализа – для детей старшей и подготовительных подгрупп. В рамках этого проводится:1) анализ совместно с детьми ряда звуков;2) выделение совместно с детьми звука на фоне слога;3) выделение совместно с детьми звука на фоне слова (то есть в режиме начало-середина-конец);4) проведение совместно с детьми полного звукового анализа слога, а также слова.Более полный комплекс игровых упражнений и игр по возрастным подгруппам представлен в таблице3.Таблица 3Комплекс игровых упражнений и игр по возрастным подгруппам на первое полугодиеИгровые упражнение и игрыЦелиРежимный момент Средняя возрастная подгруппаИгровые упражнения для губ, языка и нижней челюстиРазвитие статической и динамичной координации у детей речевых движений. Во время свободной игровой деятельностиИгры и игровые упражнения для развития речевого дыхания у детейОбеспечение детей правильному звукообразованию, созданию условий для поддержания нормальной громкости речи, а также четкого соблюдения пауз, сохранения у детей плавности речи и интонационной выразительности.Во время занятий (в виде физминуток)Игра «Цепочка слов»Упражнение детей в определении первого и последнего звука в словах. (Дети средней подгруппы).На прогулкеИгра «Кто быстрее соберет вещи?»Упражнение детей в дифференциации звуков [с] – [iш].Во время вечернего одеванияИгра «Магазин»Упражнение детей в дифференциации звуков [р] – [л], [с] – [ш].Свободная игровая деятельностьИгра «Собери букет»Упражнение детей в различении заданного звука в словах. На музыкальных занятияхИгра «Построим пирамиду»Упражнение детей в определении количества звуков в словах.В игровой деятельностиИгра «Найди пару»Упражнение детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.На прогулкеИгра «Включи телевизор»Упражнение детей в определении первого или последнего звука в словах, а также в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), в чтении слов из трех-четырех букв. На занятияхИгра «На каком месте этот звук?»Научить детей распределять 3 слова в определенных местах в зависимости от позиции указанного звука в названии животного, птицы и цветка. На прогулкеДети старшей и подготовительной подгруппыИгры и игровые упражнения для развития плавного ротового выдохаРазвитие у детей длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.На занятиях Игры и игровые упражнения по формированию звуковой культуры речи детей Формирование у детей звуковой культуры. На занятияхИгра «Лети, бабочка!»Развитие у детей долгого непрерывного ротового выдоха, а также у детей активизация губных мышцНа занятияхИгра «Ветерок»Развитие у ребенка сильного, а также плавного ротового выдоха; активизация у ребенка губных мышцВ игровой деятельностиИгровое упражнение под названием «Кто дальше загонит мяч?».Выработка у ребенка плавной, длительной, воздушной непрерывной струи, которая идет по середине языкаВ игровой деятельностиИгра Лото «Определи первый звук в слове»Упражнение детей в выделении первого звука в слове. На прогулкеИгра «Подбери слово к схеме»Упражнение детей в нахождении места звуков [с] или [ш] в слове (в начале, середине или конце).В свободной игровой деятельностиИгра «Найди место звука в слове»Упражнение детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).В свободной игровой деятельностиИгра «Магазин одежды»Упражнение детей в определении первого звука в словах – выбирать («покупать») одежду по определенному звуку в начале слова. Научить классифицировать одежду по видам на основе общих признаков: например, верхняя одежда, легкое платье, белье, головные уборы, обувь.В свободной игровой деятельностиИгра «Цепочки»Упражнение детей в выделении одинаковых звуков в начале и конце слов при соединении в цепочку карточек-домино. Обучение детей умению обозначить одной буквой два одинаковых звука в словах при соединении карточек На занятияхИгра «На каком месте этот звук?»Научить детей определять место звука в словах –то есть в начале, середине либо конце слова. Научить распределять 6 слов (дети старшей группы), 9 слов (дети подготовительной группы) на клетки карточек в соответствии с позицией данного звука в названиях зверей (либо домашних животных), птиц и растений. Объединять в группы зверей, птиц, растения (то есть классификация).На прогулкеИгра «Составь пирамиду»Упражнение детей в делении слов на односложные, двухсложные, трехсложные (дети старшей группы) и четырехсложные (дети подготовительной группы) слова. Развивать у детей умение работать парами – распределять работу между собой, контролировать друг друга и помогать друг-другу.На занятиях «Слоги и ударения»Упражнение детей в делении на слоги двухсложных и трехсложных слов, выделять ударный слог в слове. На занятияхИгра «Составь пирамиду»Упражнение детей в делении слов на односложные, двухсложные, трехсложные (дети старшей группы) и четырехсложные (дети подготовительной группы) слова. Развивать у детей умение работать парами – распределять работу между собой, контролировать друг друга и помогать друг-другу.На занятияхДети всех возрастных подгруппИгра «Скажи, что ты слышишь?».Развитие у детей с слухового восприятия, дифференциация у детей неречевых звуковВ игровой деятельностиИгра под названием «Три медведя»Развитие у ребенка звуков голоса, а также звукоподражанияВ игровой деятельностиИгра «Чья команда быстрее добежит до финиша?»Упражнение детей в делении слов на слоги – разложить карточки-домино с изображениями животных в цепочку с учетом количества слогов в их названиях. Научить детей выбирать для своей цепочки карточки-домино с животными, бегущими в нужном направлении, - вправо либо влево. (все дети)На физкультурных занятияхТаким образом, мы смогли определить основной комплекс игр и игровых занятий, направленных на развитие у детей старшей разновозрастной группы звуковой культуры. При этом весьма важно заинтересовать ребенка. А для этого все речевые занятия не должны быть скучными, ребенок их должен воспринимать как интересную игру.Выводы по 2 главеС целью определения уровня сформированности звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы нами была разработана и реализована программы опытно – поисковой работы, основными компонентами которой стали: подбор методов обследования речи, выявление сформированности звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы, подбор комплекса игр и игровых упражнений для совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы.Подобранный нами комплекс диагностических заданий, основанный на разработки Е.А. Стребелевой, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.В. Серебряковой, Л.В. Соломаха, позволил всесторонне исследовать сформированность звуковой культуры речи у детей старше разновозрастной группы. Проведенная диагностика позволила установить, что у детей, включенных нами в выборку, достаточно развит фонематический слух, при том, как слуховое внимание и восприятие, звукопроизношение и слоговая структура находятся на низком уровне. Кроме этого, в совершенствовании нуждаются такие стороны звуковой культуры речи разновозрастной группы, как артикуляционнаямоторика, дыхательные иголосовые функции и динамическая сторона речи. Исходя из полученных результатов диагностики и того фактора, что основной деятельность дошкольников является игровая, то нами был составлен специальный комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы в игровой деятельности.Подбираемые нами игровые упражнения и игры были ориентированы на: формирование у детей правильного произношения звуков; выработку у ребенка правильной дикции; формирование у детей темпа речи и качеств голоса; воспитание у детей культуры речевого общения и развитию речевого дыхания. Реализация данного комплекса должна осуществляться как на занятиях, так и в режимные моменты и свободной игровой деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение теоретических аспектов темы исследования позволило судить о следующем.В период дошкольного детства особого внимания в этом отношении заслуживает процесс овладения ребенком речью. У детей важно воспитывать звуковую культуру речи, то есть формировать у них правильное произношение звуков, вырабатывать дикцию, вест работу над правильным произношением, формировать у детей темп речи и качество голоса, развивать у них выразительность речи, формировать речевой слух и речевое дыхание, а также обязательно воспитывать культуру речевого общения.Формирование у детей-дошкольников звуковой культуры речи основано на правильном произношении ими звуков в словах, что во многом способствует точной передаче, а также пониманию смысла отдельной фразы. Овладение морфологическим строем языка именно в дошкольном возрасте необходимо для дальнейшего развития ребенка. Помочь ребенку сформировать звуковую культуру речи – это важная задача, котораястоит перед взрослыми (воспитателями, родителями).Игра, являясь ведущим видом деятельности в жизни ребенка-дошкольника, помогает ему всесторонне развиваться. В процессе игры дети активно познают мир, они приобретают знания, а также совершенствуют и развивают свои речевые навыки. Игра, которая применяется для обучения, обязательно должна нести как учебную, так и дидактическую задачу. В ходе игры дети решают данную задачу в привлекательной форме, достижение которой происходит определенными игровыми действиями.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования речевое развитие ребенка включает владение речью в качестве средством общения и культуры. Звуковаякультура речи это достаточно понятие широкое, которое включает орфоэпическую и фонетическую правильность речи, а также выразительность ее и четкую дикцию. Процесс воспитания звуковой культуры предполагает: формирование у ребенка правильного звукопроизношенияисловопроизношения;орфоэпически правильной речи, еевыразительности;правильнойдикции;культуры речевого общения;восприятияречи.Каждая воспитательная программа ДОУ в отношении развития у детей произносительной культуры имеет свои специфические отличия, однако все они должны подчиняться требованиям ФГОС ДО.С целью определения уровня сформированности звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы нами была разработана и реализована программы опытно – поисковой работы, основными компонентами которой стали: подбор методов обследования речи, выявление сформированности звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы, подбор комплекса игр и игровых упражнений для совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы.Подобранный нами комплекс диагностических заданий, основанный на разработки Е.А. Стребелевой, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.В. Серебряковой, Л.В. Соломаха, позволил всесторонне исследовать сформированность звуковой культуры речи у детей старше разновозрастной группы. Проведенная диагностика фонематического слуха у детей разновозрастной группы показала, что 50 % диагностируемых детей показали средний уровень фонетического слуха.31 % детей обладают высоким уровнем фонетического слуха. И только 19 % от всей выборки показали допустимый уровень. Проведенная нами диагностика по выявлению уровня сформированности у детей разновозрастной группы звукопроизношения показала, что только у 12 % детей все звуки в норме. 44 % детей соответствуют среднему и низкому уровню. То есть нами было установлено, что у детей, включенных нами в выборку, достаточно развит фонематический слух, при том, как слуховое внимание и восприятие, звукопроизношение и слоговая структура находятся на низком уровне. Обследованиеартикуляционноймоторикипоказало, что у 25 % детей наблюдается скованность либо вялость движения речевого аппарата, двигательных актов, которые заключаютсяв наличии трудности определениипозиций губ и особенно языка поинструкции либо подражанию.Согласно полученным результатам относительно дыхательной иголосовой функций у детей-дошкольников разновозрастной группы было выявлено следующее: у 25% детей голос тихий либо чрезмерно громкий, в ряде случаев назализованный; у некоторых детей наблюдался вдох с придыханием, поднятием плеч, в подавляющем большинстве отмечалось у детей верхнеегрудноедыхание. Специфика динамической стороны речи у детей-дошкольников разновозрастной группы заключается в большей степени в следующем: у 33 % детей выявлено наличие медленного темпа, неверноеупотребление пауз, отмечалосьнарушение также основных видовинтонации. То есть в совершенствовании нуждаются такие стороны звуковой культуры речи разновозрастной группы, как артикуляционнаямоторика, дыхательные иголосовые функции и динамическая сторона речи. Исходя из полученных результатов диагностики и того фактора, что основной деятельность дошкольников является игровая, поэтому эффективность процесса совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы может быть более успешной при условии применения игровых методов,нами был составлен специальный комплекс мероприятий, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы в игровой деятельности.Подбираемые нами игровые упражнения и игры были ориентированы на: формирование у детей правильного произношения звуков; выработку у ребенка правильной дикции; формирование у детей темпа речи и качеств голоса; воспитание у детей культуры речевого общения и развитию речевого дыхания. Реализация данного комплекса должна осуществляться как на занятиях, так и в режимные моменты и свободной игровой деятельности.Проведенное исследование в целом разрешило поставленные задачи.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издат. центр «Академия», 2008. – 400 с.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. Кн. для воспит. детского сада [Текст] / А.Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 312 с.Бабина, Г. Образные языковые средства [Текст] / Г. Бабина, Е. Белобородова // Дошкольное воспит. – 2008. – №6. – С. 16 - 18.Байбородова, Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах[Текст]/ Л.В. Байбородова. – Казань,2014. – 212 с.Банных, Н.Л. Дошкольный возраст. Развитие психики ребенка 3 года-6-7 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/19/psihologicheskie-osobennosti-razvitiya-detey. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 11.02.2017).Бабаян, М.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/razvitie-fonematicheskogo-slukha-u-doshkolnikov. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 10.02.2017).Белоус, Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности [Текст] / Е. Белоус // Дошкол. воспит. – 2009. – №7. – С.66-70.Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. –М.: Просвещение, 2007. – 207 с.Богуш, А.М. Дошкольная лингводидактика: теория и методика обучения родного языка [Текст]: учебник / А.М. Богуш, Н.В. Гавриш. – М .:Высш. шк., 2007. – 274 с. Болотина, Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: методич. пособие /Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис пресс- 2012. – 254 с.Ветчинкина, Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника / Т. Ветчинкина // Учитель. – 2009. – №3. – С.14-15Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 2011. – 344 с.Гавриш, Н. Развитие связной речи дошкольников [Текст] / Н. Гавриш. – Киев, 2008. – 278 с. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи [Текст] / А.С. Герасимова. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 160с.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Сфера, 2007. – 298 с.Двинянинова, Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Ю.А. Двинянинова // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №12. – С.43-47.Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте [Текст] / В.В. Давыдов // Вопр. психологии. – 2012. – № 2. – С. 23 - 35. Еременко, Т.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР// Теория и практика образования в современном мире.- СПб, 2013.- С. 128-131. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/70/3776/v. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 10.02.2017).Заваденко, Н.Н. Нарушения развития речи у детей и их коррекция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.medlinks.ru/article.php?sid=54387. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 07.02.2017).Захарова, О.Л. Роль разновозрастных групп детского сада в формировании готовности детей к школе [Текст] / О.Л. Захарова // Актуальные проблемы психологического знания: сб. науч. трудов. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – Вып. 3. – С. 55-60Карелина, И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет [Текст] И.О. Карелина. – Ярославль: НПС, 2009. – 198 с.Кириллова Т.Ю. Социально-психологический климат в разновозрастной группе ДОУ [Электронный ресурс] / Т.Ю. Кириллова. - Режим доступа:www.humanities.edu.ru/db.. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 07.02.2017).Колодяжная, Т.П. Речевое развитие в детском саду (новые подходы) [Текст]: методич. материалы/ Т.П. Колодяжная. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. – 292 с.Кольцова,М.М.Ребенокучитсяговорить[Текст] / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 288 с.Крупенчук, О.И. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств [Текст] / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.:Издат. Дом «Литера», 2007. – 96 с.Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева. – СПб., 2008. – 234 с.Логопедия [Текст] / под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2008. – 486 с.Лопухина, И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей[Текст] / И.В. Лопухина. – М.: Аквариум, 2015. – 232 с.Лямина, Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание[Текст] / Г.Лямина. – 2006. - №4. – С.105-112.Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – С. 154 – 159.Макарова, В.Н. Диагностика развития речи дошкольников [Текст]: методич. пособие / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Едакова. – М.: Педагогич. об-во России, 2007. – 80 с.Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников[Текст]: пособие для педагогов дошкол. учреждений/ А.И. Максакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 64 с.Мамедова, Е.Х. Лингвистические основы речи детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Х. Мамедова // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер: Педагогика, психология. – 2014. – № 1. – С. 136 – 138.Микляева, Н.В. Социально-эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Н.В. Микляева. – М., 2013. – 188 с.Миронцева, С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников [Текст] / С.М. Миронцева. – СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 188 с.Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры с детьми [Текст]: науч.метод. пособие / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 232 c.Мухина, В.С. Детская психология[Текст] / В.С. Мухина. – М.: Апрель-пресс, 2009. – 315с.Основная образовательная программа разновозрастной группы детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://schoolmih.ru/doc/osn_obr_programma_raznovozrastnoj_gruppy_2017.pdf. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 11.02.2017).Основные единицы языка и их функции в речевой деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.net/12_93739_osnovnie-edinitsi-yazika-i-ih-funktsii-v-rechevoy-deyatelnosti.htm. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 10.02.2017).Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / под ред. Г.А. Власовец. – М.: Детство – Пресс, 2002. – 254 с.Пичугина, Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке [Текст] / Е.А. Пичугина // Воспитатель ДОУ. – 2008. - №6. – С.52-54.Подрезова, Т.И. Материал к занятиям по развитию речи [Текст] / Т.И. Подрезова. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 232 с.Полевикова, О.Б. Содержательные компоненты языкового образования и речевого развития детей дошкольного возраста в научно-педагогических концептах А.М. Богуш// Педагогические науки.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://novainfo.ru/archive/31/pedagogicheskie-kontsepty-a-m-bogush. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 11.12.2016).Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. А.С. Самойлова. – М., 2007. – 274 с.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 окт. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст] // Рос. газ. – 2013. – 27 нояб. – № 265. – C.6-7.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» [Текст] / под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. – М.;МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.Развитие личности ребенка от года до трех [Текст] / сост. В.Н. Ильина. – Екатеринбург, 2009. – 168c.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии[Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001. – 433с.Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. – М., 2008. – 286 с.Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия [Текст]: метод. пособие/ Т.А. Ткаченко. – М.: ООО ТД «Изд-во Мир книги», 2008. – 384 с.Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. – метод. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 288 с.Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения[Текст] / М.Ф. Фомичева. – М.: Педагогика, 2011. – 298 с.Харченко, В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения [Текст] / В.К. Харченко //Детская речь как предмет лингвистического изучения. – СПб.,2007. – С.97 – 102.Хватцев, М.Е. Логопедия. Кн. 1 [Текст] / М.Е. Хватцнв; под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 512 с.Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностикеречевых нарушений / Г.В. Чиркина. – М.: Владос, 2003. – 196 с.Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников[Текст]: учеб. пособие/ А.В. Чулкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 220 с.Шарипова, Т.К. Развитие внимания в дошкольном возрасте[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/razvitie-vnimaniya-v-doshkolnom-vozraste (2015-06-16). - Загл. с экрана. – (дата обращения: 21.01.2017).Швачкин, Н.Х. Развитие фонетического восприятия речи в раннем возрасте [Текст] / Н.Х. Швачкин // Возрастная психолингвистика : хрестоматия. – М.,2009. – С.113-143. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет[Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2007. – 348с.Янушко, Е.А. развитие речи у детей раннего возраста [Текст] / Е.А. Янушко. – М., 2012. – 62с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Список детей разновозрастной группы, вошедших в выборку№п/пФамилия, имя ребенкаВозраст1Саша И.5,52Вика Щ.6,73Саша К.6,24Тимофей С.6,65Андрей Б.5,26Настя С.5,87Женя Т.6,98Наташа В.4,89Алёша К.5,110Сашенька Л.6,311Аня Т.4,1112Андрей Ф.4,1113Захар Ш5.314Геля Ш.6,515Вадим А.6,716Ваня А.5,1Приложение 2Результаты обследования фонематического слуха у детей разновозрастной группы№п/пФамилия, имя ребенкаОпределение звука в словеДифференциацияслов, близких по звучаниюСлуховое внимание и восприятиеПроверка слоговой структуры словауровень1Саша И.++1110с/у2Вика Щ.++++12в/у3Саша К.++1110с/у4Тимофей С.11118с/у5Андрей Б.++++12в/у6Настя С.11-17с/у7Женя Т.+1119с/у8Наташа В.----4д/у9Алёша К.+1119с/у10Сашенька Л.++++12в/у11Аня Т.++1+11в/у12Андрей Ф.-1--5д/у13Захар Ш11--6с/у14Геля Ш.++++12в/у15Вадим А.11118с/у16Ваня А.-1--5д/уУсловные обозначения: «+» - задание выполнено правильно, услышал все предлагаемые звуки;-3б. «1»- при выполнении задания допустил ошибки.-2б.«- »- задание не выполнено , звуки не услышал;-1б.Приложение 3Уровень сформированности у детей разновозрастной группы звукопроизношения№п/пФамилия, имя СС’ЗЗ’ЦШЖЩЧРР’ЛЛ’Йуровень1 Саша И.++++ц-сш-сж-зщ-сь+---++д2Вика Щ.+++++++++р-х-л-в++с3Саша К.+++++++++---л-я+с4Тимофей С.с-фсь-фь+++ш-фж-з++---++д5Андрей Б.++++++++++++++в6Настя С.+++++ш-сж-зщ-сь+--л-в++д7Женя Т.+++++++++р-х+л-в++с8Наташа В.+++++ш-хж-хщ-хч-х--л-ль++д9Алёша К.+++++++++р-хрь-хл-в++с10Саша Л.++++++++++++++в11Аня Т.+++++++++---++с12Андрей Ф.++++ц-сш-сж-з++--+++д13Захар Шс-фсь-фь+++ш-фж-з++р-хрь-хл-вл-я+д14Геля Ш.+++++++++р-х-л-в++с15Вадим А.+++++++ч-тьр-лрь-ль+++с16Ваня А.с-фсь-фь+++ш-фж-з++р-хрь-хл-вл-я+дУсловные обозначения: «+» - звук произносит правильно; «-»- звук не произносит, т.е. звук отсутствует.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. Кн. для воспит. детского сада [Текст] / А.Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 312 с.
3. Бабина, Г. Образные языковые средства [Текст] / Г. Бабина, Е. Белобородова // Дошкольное воспит. – 2008. – №6. – С. 16 - 18.
4. Байбородова, Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах[Текст]/ Л.В. Байбородова. – Казань,2014. – 212 с.
5. Банных, Н.Л. Дошкольный возраст. Развитие психики ребенка 3 года-6-7 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/19/psihologicheskie-osobennosti-razvitiya-detey. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 11.02.2017).
6. Бабаян, М.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/razvitie-fonematicheskogo-slukha-u-doshkolnikov. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 10.02.2017).
7. Белоус, Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности [Текст] / Е. Белоус // Дошкол. воспит. – 2009. – №7. – С.66-70.
8. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. –М.: Просвещение, 2007. – 207 с.
9. Богуш, А.М. Дошкольная лингводидактика: теория и методика обучения родного языка [Текст]: учебник / А.М. Богуш, Н.В. Гавриш. – М .:Высш. шк., 2007. – 274 с.
10. Болотина, Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: методич. пособие /Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис пресс- 2012. – 254 с.
11. Ветчинкина, Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника / Т. Ветчинкина // Учитель. – 2009. – №3. – С.14-15
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 2011. – 344 с.
13. Гавриш, Н. Развитие связной речи дошкольников [Текст] / Н. Гавриш. – Киев, 2008. – 278 с.
14. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи [Текст] / А.С. Герасимова. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 160с.
15. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Сфера, 2007. – 298 с.
16. Двинянинова, Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Ю.А. Двинянинова // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №12. – С.43-47.
17. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте [Текст] / В.В. Давыдов // Вопр. психологии. – 2012. – № 2. – С. 23 - 35.
18. Еременко, Т.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР// Теория и практика образования в современном мире.- СПб, 2013.- С. 128-131. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/70/3776/v. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 10.02.2017).
19. Заваденко, Н.Н. Нарушения развития речи у детей и их коррекция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.medlinks.ru/article.php?sid=54387. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 07.02.2017).
20. Захарова, О.Л. Роль разновозрастных групп детского сада в формировании готовности детей к школе [Текст] / О.Л. Захарова // Актуальные проблемы психологического знания: сб. науч. трудов. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – Вып. 3. – С. 55-60
21. Карелина, И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет [Текст] И.О. Карелина. – Ярославль: НПС, 2009. – 198 с.
22. Кириллова Т.Ю. Социально-психологический климат в разновозрастной группе ДОУ [Электронный ресурс] / Т.Ю. Кириллова. - Режим доступа:www.humanities.edu.ru/db.. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 07.02.2017).
23. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие в детском саду (новые подходы) [Текст]: методич. материалы/ Т.П. Колодяжная. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. – 292 с.
24. Кольцова,М.М.Ребенокучитсяговорить[Текст] / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 288 с.
25. Крупенчук, О.И. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств [Текст] / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.:Издат. Дом «Литера», 2007. – 96 с.
26. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева. – СПб., 2008. – 234 с.
27. Логопедия [Текст] / под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2008. – 486 с.
28. Лопухина, И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей[Текст] / И.В. Лопухина. – М.: Аквариум, 2015. – 232 с.
29. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание[Текст] / Г.Лямина. – 2006. - №4. – С.105-112.
30. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – С. 154 – 159.
31. Макарова, В.Н. Диагностика развития речи дошкольников [Текст]: методич. пособие / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Едакова. – М.: Педагогич. об-во России, 2007. – 80 с.
32. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников[Текст]: пособие для педагогов дошкол. учреждений/ А.И. Максакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 64 с.
33. Мамедова, Е.Х. Лингвистические основы речи детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Х. Мамедова // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер: Педагогика, психология. – 2014. – № 1. – С. 136 – 138.
34. Микляева, Н.В. Социально-эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Н.В. Микляева. – М., 2013. – 188 с.
35. Миронцева, С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников [Текст] / С.М. Миронцева. – СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 188 с.
36. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры с детьми [Текст]: науч.метод. пособие / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 232 c.
37. Мухина, В.С. Детская психология[Текст] / В.С. Мухина. – М.: Апрель-пресс, 2009. – 315с.
38. Основная образовательная программа разновозрастной группы детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://schoolmih.ru/doc/osn_obr_programma_raznovozrastnoj_gruppy_2017.pdf. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 11.02.2017).
39. Основные единицы языка и их функции в речевой деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.net/12_93739_osnovnie-edinitsi-yazika-i-ih-funktsii-v-rechevoy-deyatelnosti.htm. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 10.02.2017).
40. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / под ред. Г.А. Власовец. – М.: Детство – Пресс, 2002. – 254 с.
41. Пичугина, Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке [Текст] / Е.А. Пичугина // Воспитатель ДОУ. – 2008. - №6. – С.52-54.
42. Подрезова, Т.И. Материал к занятиям по развитию речи [Текст] / Т.И. Подрезова. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 232 с.
43. Полевикова, О.Б. Содержательные компоненты языкового образования и речевого развития детей дошкольного возраста в научно-педагогических концептах А.М. Богуш// Педагогические науки.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://novainfo.ru/archive/31/pedagogicheskie-kontsepty-a-m-bogush. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 11.12.2016).
44. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. А.С. Самойлова. – М., 2007. – 274 с.
45. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 окт. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст] // Рос. газ. – 2013. – 27 нояб. – № 265. – C.6-7.
46. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» [Текст] / под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. – М.;МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.
47. Развитие личности ребенка от года до трех [Текст] / сост. В.Н. Ильина. – Екатеринбург, 2009. – 168c.
48. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии[Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001. – 433с.
49. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. – М., 2008. – 286 с.
50. Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия [Текст]: метод. пособие/ Т.А. Ткаченко. – М.: ООО ТД «Изд-во Мир книги», 2008. – 384 с.
51. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. – метод. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 288 с.
52. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения[Текст] / М.Ф. Фомичева. – М.: Педагогика, 2011. – 298 с.
53. Харченко, В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения [Текст] / В.К. Харченко //Детская речь как предмет лингвистического изучения. – СПб.,2007. – С.97 – 102.
54. Хватцев, М.Е. Логопедия. Кн. 1 [Текст] / М.Е. Хватцнв; под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 512 с.
55. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностикеречевых нарушений / Г.В. Чиркина. – М.: Владос, 2003. – 196 с.
56. Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников[Текст]: учеб. пособие/ А.В. Чулкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 220 с.
57. Шарипова, Т.К. Развитие внимания в дошкольном возрасте[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/razvitie-vnimaniya-v-doshkolnom-vozraste (2015-06-16). - Загл. с экрана. – (дата обращения: 21.01.2017).
58. Швачкин, Н.Х. Развитие фонетического восприятия речи в раннем возрасте [Текст] / Н.Х. Швачкин // Возрастная психолингвистика : хрестоматия. – М.,2009. – С.113-143.
59. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет[Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2007. – 348с.
60. Янушко, Е.А. развитие речи у детей раннего возраста [Текст] / Е.А. Янушко. – М., 2012. – 62с.
Вопрос-ответ:
Какие психологические особенности характерны для детей дошкольного возраста?
Дети дошкольного возраста обладают особыми психологическими особенностями, такими как игровая активность, высокая пластичность нервной системы, быстрое обучение, усидчивость и активное любознательное отношение к миру.
Какие возрастные особенности влияют на развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста?
У детей дошкольного возраста возрастные особенности, такие как недостаточная развитость речи, ограниченный словарный запас, неправильное произношение звуков, слабая дифференциация звуков и недостаточное внимание к речи в целом.
Какие лингвистические основы помогают совершенствовать звуковую культуру речи у детей?
Лингвистические основы для совершенствования звуковой культуры речи у детей включают учение звукопроизношению, учение правильному произношению слов, развитие фонематического слуха, обучение правильному дыханию и голосу, а также тренировку артикуляционного аппарата.
Как игровая деятельность способствует совершенствованию звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы?
Игровая деятельность важна для совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы, так как она стимулирует активное вовлечение детей в процесс изучения языка, помогает развивать фонематический слух, артикуляционные навыки и правильное произношение звуков.
Каковы самые эффективные методы совершенствования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста?
Существует несколько эффективных методов для совершенствования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста, таких как игровые упражнения на развитие фонематического слуха, тренировка артикуляционного аппарата, игры с использованием звуков и слов, пение и чтение стихов и сказок.
Какие психологические особенности у детей дошкольного возраста могут влиять на развитие звуковой культуры речи?
Дети дошкольного возраста обладают направленностью на игровую деятельность и имеют ограниченную концентрацию внимания, что может влиять на эффективность обучения звуковой культуре речи. Также у детей в этом возрасте еще не сформировано полностью моторное аппаратное обеспечение речи, что может быть причиной затруднений в произношении некоторых звуков.
Какие возрастные особенности развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста существуют?
У детей дошкольного возраста наблюдается постепенное формирование и совершенствование произносительных навыков, а также усвоение звуков родного языка и образцов речи окружающих. Этот процесс развивается постепенно в зависимости от возраста ребёнка: сначала формируются простые слоговые и звуковые структуры, затем дети начинают осваивать более сложные звуки и фонетические правила.
Какие лингвистические основы существуют для совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы?
Для совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы используются лингвистические методы, такие как дифференциация изучаемых звуков, обучение артикуляционным движениям, образование парных заместителей для затруднительных звуков и др. Также важным аспектом является развитие фонематического слуха и психических процессов, связанных с восприятием и анализом звуков речи.
Какая роль игровой деятельности в совершенствовании звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы?
Игровая деятельность играет важную роль в совершенствовании звуковой культуры речи у детей, так как через игру дети получают возможность экспериментировать с звуками, повторять их, узнавать разницу между ними и развивать свои артикуляционные навыки. Игры также способствуют развитию фонематического слуха и восприятия звуков, а также помогают детям преодолевать страх перед ошибками и неправильным произношением.
Какие психологические особенности у детей дошкольного возраста влияют на развитие звуковой культуры речи?
Психологические особенности детей дошкольного возраста, такие как быстрый темп мышления, высокая пластичность нервной системы и активное воображение, способствуют более успешному развитию звуковой культуры речи.