Формирование умение импровизировать у эстрадно- джазового певца в вузе
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 22.03.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Яркий представитель – «TheSwingleSingers».Рассмотрение вокальной импровизации диктует вывод о том, что интонировать сложные музыкальные фразы становится проще вместе с инструментом, в то время как попытки рисовать «вокальные кривые» без инструментальной поддержки не могут привести малоопытного студента к нужному результату.Одним из важных аспектов формирования умения вокальной импровизации является физический аспект. Помимо голоса, для вокалиста важна работа его мозга, так как на успешность импровизации могут влиять травмы тех или иных частей, в том числе и незначительное сотрясение мозга, потому как все эти факторы влияют негативно на те отделы мозга, которые отвечают за креативность, музыкальность, двигательные моменты.Вокалисты, поющие импровизацию, нуждаются в особо успешной работе коры лобных долей, так как именно эта часть мозга отвечает за дисциплину, самоконтроль и умение выразить свои чувства. Но даже если у вокалиста отсутствуют какие–либо травмы головы, существуют и другие факторы, которые могут повлиять на качество его исполнения. К примеру, нельзя не отметить, насколько необходимо вокалисту высыпаться. Отсутствие сна может влиять на мозг человека так же, как употребление наркотиков. Недостаточное количество сна снижает работоспособность мозга, а значит, снижает способность мозга к импровизации.Не менее важен и психологический аспект импровизации. Импровизация связана с упреждающим, прогнозирующим мышлением. Прогнозирующее мышление – это способность действовать и принимать те или иные решения с определенным опережением в отношении ожидаемых, будущих событий. Прогнозирующее мышление, в свою очередь, тесно связано с памятью и мышлением. Память не просто механическисохраняет полученную в опыте информацию, а перерабатываетее, чтобы ею было легче воспользоваться в случае надобности.Стоит отметить и еще один аспект, который является предметом спора в сфере эстрадно–джазового исполнительства – лингвистический аспект. Проблема большинства исполнителей в России – незнание английского языка, языка, который является средством его общения с аудиторией. С 60-х годов исполнение джаза на английском языке перестаёт быть обязательным и возникают исполнители, которые отражают в джазе свой фольклорный колорит. Не смотря на попытки внедрить в джаз русский язык, английский все же не сдает своих позиций и джаз все еще принадлежит к его фонетике, в особенности, если речь идет о скэт импровизации. Каждому педагогу следует определить, какой язык он изберет для обучения импровизации: русский или английский. Если это английский, то, без сомнений, студенту лучше заняться его изучением для большей вокальной, артикуляционной и импровизационной свободы.Инструментальная и вокальная импровизации: сходства и отличияРазделение музыки на вокальную и инструментальную произошло задолго до рождения джаза. Поэтому, стоит отметить, что скорее разделение отложило свой отпечаток на джаз, нежели наоборот. Рассматривая многовековую историю музыкального искусства, мы можем наблюдать сосуществование и «борьбу» двух важнейших его компонентов - вокального и инструментального. Тенденции их взаимодействия заключались то в отдалении и противопоставлении друг другу, то в сближении и подражании.Инструментальная импровизация – это импровизация на каком–либо инструменте, будь то фортепиано, гитара, кларнет, ударные или же саксофон. Вокальная импровизация – это импровизация, при которой инструмент исполнителя – это его голос.Безусловно, для того, чтобы овладеть навыком импровизации, нужно первоначально овладеть инструментом – будь это музыкальный инструмент или же голос. Помимо этого, для овладения навыком импровизации следует изучить законы гармонии и композиции. В этом состоит главное сходство вокальной и инструментальной импровизации. Однако главное отличие вокальной импровизации заключается в том, что инструмент исполнителя, как было сказано ранее, – это его голос, которым он может подражать разным инструментам. И в этом случае исполнитель одновременно неограничен и ограничен возможностями своего голоса, так как если у пианиста в распоряжении все октавы фортепиано, то вокалист ограничен своим звуковым диапазоном. В случае, когда речь идет об инструментальной импровизации, стоит также учесть, что исполнителю приходится производить манипуляцию не голосом, а каким–либо органом, в зависимости от его инструмента. Если рассматривать в качестве примера пианиста, то для него важно, насколько умело он манипулирует движением своих пальцев. Мгновенная готовность рук ответить на приказ слуха, разумеется, не является врожденной способностью, а тренируется в течение всей предшествующей музыкальной деятельности. Одним из самых известных и проверенных опытом методических принципов является сохранение постоянной аппликатуры при исполнении одних и тех же звуковых последований и комплексов Психофизиологический смысл такого сохранения понять нетрудно – так скорейшим и эффективнейшим образом формируетсяусловно-рефлекторная связь между определенными звукоинтонациями и игровыми движениями рук на клавиатуре,необходимыми для реализации этих интонаций на инструменте.Вокальное исполнение, подобно инструментальному, также содержит определенную палитру музыкальных штрихов, для чего вокалисты пользуются различной атакой звука. Однако явление артикуляции в вокальном исполнении связывают с важнейшей особенностью вокальной музыки - ее зависимости от поэтического текста и его произношения (артикулирования, дикции) при пении. За этот процесс отвечают уже не органы дыхания, воздушный столб, а так называемый артикуляционный аппарат. Он включает в себя ротовую полость с языком и мягким нёбом, нижней челюстью, глотку, гортань.Зависимость качества звучания голоса и инструментов от физиологического и психологического состояния музыканта, а также от внешних факторов несомненна. У вокалистов такая зависимость выражена значительно ярче. Например, волнение вокалиста во время выступления непосредственно влияет на полноту, свободу звучания голоса, на выбранный темп.Возрастные изменения также влияют на состояние голосового аппарата: в отличие от музыкально инструмента голос рождается, созревает, взрослеет, стареет синхронно всему организму. Вместе с полной потерей голоса, певец теряет способность к исполнению. Музыкант-инструменталист в случае повреждения своего инструмента имеет возможность его починить, приобрести новый.Физиологические особенности голоса непосредственно влияют на принципы вокальной педагогики, которая в ряде моментов отличается от обучения игры на инструментах. Тот факт, что голосовой аппарат «спрятан» внутри тела человека, весьма затрудняет сам процесс обучения вокала, а значит, и импровизации.Следует отметить, что на вокальную манеру певца оказывает определенное влияние специфика его родной речи. Строение, особенности голосового аппарата во многом зависят от того языка, на котором человек говорит и который слышит с детства. От особенностей родной речи зависит и манера пения. Так как джаз берет свое начало в США, как было сказано ранее, языком джаза можно по праву назвать английский язык, при незнании которого возможности вокалиста для импровизации значительно ограничены. В то время как инструменталист не ограничен незнанием английского, ведь единственный язык, которым он должен владеть – язык музыки.Внимание стоит уделить и полу исполнителя, в случае, если речь идет о вокальной импровизации. Распространено мнение, что мужчины более предрасположены к вокальной импровизации, нежели женщины, так как располагают большим диапазоном, помимо этого мужские голоса ниже, тембрально богаче тембрально богаче, так как у низких голосов обширнее палитра тембровых градаций. Для мужчин характерно диафрагмальное нижнереберное дыхание, наиболее подходящее для вокала (у женщин дыхание верхнереберное, ключичное). Пол инструментального исполнителя имеет гораздо меньшее влияние на звучание инструмента. Таким образом, инструментальная и вокальная импровизация имеют свои сходства и различия. Однако стоит отметить, что не смотря на такое разделение, джазовая вокальная импровизация зарождалась в тандеме с инструментальной. Одно было невозможно без другого. Именно в союзе эти два вида импровизации создают произведение, оказывающее столько большое влияние на аудиторию, слушателей.ЗаключениеВ данной работе было рассмотрено понятие «импровизации», проведен краткий сравнительный анализ инструментальной и вокальной импровизации, определены различные аспекты импровизации, а также методика работы над ритмом, мелодией и гармонией. Джаз способствует повышению культурного уровня аудитории, а также предоставляет плодотворную почву для возникновения новых музыкальных веяний. Импровизация является основополагающей, отличительной чертой джаза. Именно поэтому для эстрадно–джазового вокалиста так важно овладеть этим навыком. В искусстве джаза от вокалиста требуется создать что–то новое, оригинальное, при этом создание этого нового должно происходить «на ходу», на глазах аудитории. Импровизация демонстрирует не результат создания музыки, а процесс. Однако хотя импровизация и считается «свободным полетом», для того, чтобы стать успешным исполнителем–импровизатором, требуется накопить музыкальную базу и опыт. Накопление импровизационного багажа – это большой труд, требующий как физических усилий, так и психической подготовки. Большую роль в импровизации играет работа мозга, поэтому стоит уделять внимание не только вокальным данным, но и здоровому сну, а также избеганию каких–либо травм головного мозга. Знание английского языка до сих пор имеет большое влияние на импровизационные способности эстрадно–джазового исполнителя не смотря на то, что джаз уже давно перестал быть только американской музыкой. Освоение импровизации осложняется еще и тем, что представляет собой достаточно многогранный вопрос. Не существует единого мнения по поводу того, с чего следует начинать изучение импровизации. Однако даже при выборе какой–либо концепции студенту требуется усиленно работать над своим музыкальным багажом вне учебы. По уровню импровизационного мастерства можно судить о профессиональной подготовке и творческом потенциале исполнителя. Обучение джазовой импровизации должно основываться на практике, выработке навыков в области мелодии, ритмики, гармонии, фактуры и т.п. Каждый из приведенных выше аспектов играет значительную роль в становлении навыка импровизации у эстрадно–джазовых исполнителей. Список использованной литературыHttps://ru.wikipedia.org/wiki/Музыкальная_импровизацияЛеурда Оксана Петровна,Роль вокальной импровизации в подготовке специалистов эстрадно- джазового пенияЗайцева Анна Сергеевна, Дидактические особенности обучения джазовойимпровизации вокалистов музыкального искусства Эстрады в вузах культуры и искусствС. Мальцев, О психологии музыкальной импровизацииФуксман, М. Метр и ритм: число и энергия. Степурко О. Cкэт импровизация. – М.: Камертов, 2006 Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007 – 338 с.Кинус, Ю.Г. Импровизация и композиция в джазе. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008 - 192 с.Чернышёв, А. Джазовый ритм в музыке академической традиции. –Российский научный специализированный журнал Проблемы музыкальной науки, 2008 Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. – М.: Граф-пресс, 2010 Способин, И.В. Музыкальная форма. – М.: Музыка, 1980 - 400 с.Мохонько, А.П. Джазовый вокал: проблемы, поиски, решения. –Научное периодическое издание «IN SITU» №1/2015 - 101-106 с.Щеткин, Ю. Основы джазового языка. Учебное пособие / Ю. Щеткин. - Пенза: Эмузин, 2002.
2. Леурда Оксана Петровна,Роль вокальной импровизации в подготовке специалистов эстрадно- джазового пения
3. Зайцева Анна Сергеевна, Дидактические особенности обучения джазовойимпровизации вокалистов музыкального искусства Эстрады в вузах культуры и искусств
4. С. Мальцев, О психологии музыкальной импровизации
5. Фуксман, М. Метр и ритм: число и энергия.
6. Степурко О. Cкэт импровизация. – М.: Камертов, 2006
7. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007 – 338 с.
8. Кинус, Ю.Г. Импровизация и композиция в джазе. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008 - 192 с.
9. Чернышёв, А. Джазовый ритм в музыке академической традиции. –Российский научный специализированный журнал Проблемы музыкальной науки, 2008
10. Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. – М.: Граф-пресс, 2010
11. Способин, И.В. Музыкальная форма. – М.: Музыка, 1980 - 400 с.
12. Мохонько, А.П. Джазовый вокал: проблемы, поиски, решения. –Научное периодическое издание «IN SITU» №1/2015 - 101-106 с.
13. Щеткин, Ю. Основы джазового языка. Учебное пособие / Ю. Щеткин. - Пенза: Эмузин, 2002.
Вопрос-ответ:
Какие особенности формирования умения вокальной импровизации у эстрадно-джазового певца в вузе?
Формирование умения вокальной импровизации у эстрадно-джазового певца в вузе имеет свои особенности. Это включает изучение различных техник, стилей и музыкальных фраз, а также практическое применение этих навыков на студенческих концертах и мастер-классах. Преподаватели вуза обычно разрабатывают специальные программы обучения, которые помогают студентам развивать свое музыкальное воображение и вырабатывать уникальный стиль вокальной импровизации. Также эстрадно-джазовые певцы в вузе обычно учатся работать в группе, совместно импровизируя с другими музыкантами.
Что является важным аспектом формирования умения вокальной импровизации?
Один из важных аспектов формирования умения вокальной импровизации - это физический аспект. Умение контролировать дыхание, осознавать свое тело и использовать его для создания различных звуков и эмоций является важным навыком для певца. Вокальные упражнения, физическая тренировка и развитие связей между телом и голосом помогают студентам совершенствовать свою технику и выразительность во время импровизации.
Как интонирование сложных музыкальных фраз становится проще при наличии инструментальной поддержки?
С инструментальной поддержкой, певец имеет опору и ориентир для интонирования сложных музыкальных фраз. Инструмент может предоставлять гармоническую структуру и мелодические линии, на основе которых певец может создавать музыкальные фразы и вариации. Использование инструмента позволяет певцу легче контролировать интонацию и выразительность, так как он может слышать, как его голос сочетается с звуками инструментов.
Какой инструмент помогает эстрадно-джазовому певцу интонировать сложные музыкальные фразы?
Инструмент, например, фортепиано, помогает певцу интонировать сложные музыкальные фразы легче и точнее.
Почему попытки рисовать вокальные кривые без инструментальной поддержки не приводят к нужному результату?
Без инструментальной поддержки попытки рисовать вокальные кривые могут не привести к нужному результату, потому что сложно сохранять точность и музыкальность интонации без опоры на инструмент.
Какой аспект формирования умения вокальной импровизации является важным?
Одним из важных аспектов формирования умения вокальной импровизации является физический аспект, то есть правильное использование физических возможностей певца для создания нужных звуков и интонаций.
Что диктует вывод о том, что интонировать сложные музыкальные фразы становится проще с инструментом?
Рассмотрение вокальной импровизации диктует вывод о том, что интонировать сложные музыкальные фразы становится проще вместе с инструментом, так как инструмент помогает певцу сохранять точность и музыкальность интонации.
Что может привести малоопытного студента к нужному результату в вокальной импровизации?
Малоопытному студенту в вокальной импровизации может помочь инструментальная поддержка, так как она позволяет сохранять точность и музыкальность интонации, достигая нужного результата.
Какой вокальный ансамбль рассматривается в статье?
В статье рассматривается яркий представитель ансамбля The Swingle Singers.
Что диктует вывод о том, что интонировать сложные музыкальные фразы становится проще?
Рассмотрение вокальной импровизации диктует данный вывод.