Проблема банковских рисков в период современных антироссийских санкций

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Финансовые риски
  • 55 55 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 10.06.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы возникновения санкций 6
1.1. Сущность экономических санкций 6
1.2. Предпосылки возникновения санкций 11
Глава 2. Банковский сектор России в эпоху санкций: масштаб потерь и степень рисков 18
2.1. Влияние санкций на банковский сектор России 18
2.2. Риски банков в связи с введением санкций 27
Глава 3. Проблемы минимизации банковских рисков и пути их решения 39
3.1. Меры преодоления кризисов, связанных с введением экономических санкций 39
3.2. Развитие национальной платёжной системы как способ преодоления санкций 44
Заключение 55
Список использованных источников 59

Фрагмент для ознакомления

Инструменты экономических санкций включают следующие меры воздействия (рис. 1): Рисунок 1. Инструменты воздействия экономических санкцийэкспортные и импортные квоты; ограничения на выдачу экспортных и импортных лицензий; частичное или полное эмбарго на совершение торговых операций; разрыв торговых соглашений; приостановка финансовых потоков; отмена совместных проектов; запрет на экспорт новых технологий; ограничения технического содействия и программ обучения; ограничения прав на отлов рыбы; ограничения на предоставление страховых услуг; сужение доступа к различным видам телекоммуникаций; занесение в черный список лиц и фирм, торгующих со страной, к которой применены санкции; ограничения на предоставление страховых услуг; отказ в статусе наиболее благоприятствуемой нации.Как видно из представленных данных, спектр воздействия санкций на экономику страны весьма разнообразен, но в большинстве случав к их числу относят только официально объявленные, т. е. речь идет о скрытых и открытых санкциях.На результативность санкций оказывает воздействие целый ряд политических и экономических факторов. Политические факторы включают такие составляющие, как длительность воздействия экономических санкций; уровень демократизации страны, подвергаемой санкциям; уровень предшествующих политических отношений, включая отношения глав государств; степень международного сотрудничества при введении санкций; политическую стабильность в стране и т. п. К числу экономических факторов относят величину потерь для страны, к которой применены санкции (в % к ВВП); уровень экономического развития страны; развитость экономических отношений; стоимость затрат для страны, налагающей санкции; тип используемых санкций и др.Мировой опыт применения экономических санкций западными странами против отдельных государств показывает, что они могут оказать значительное негативное влияние на социально-экономическое развитие страны - объекта санкций. Однако в современных условиях глобализации мировые рынки взаимодействуют и развиваются как единый организм, способный быстро реагировать на изменения и приспосабливаться к новым условиям в случае потери конкретного рынка.Все это свидетельствует в целом онизкой эффективности экономических санкций, что отмечают как российские, так и зарубежные исследователи, так как их основная цель - подрыв национальной экономики и изменение внутри- и внешнеэкономической политики страны - объекта санкций, как правило, не достигается. Более того, в отдельных случаях имеет место диверсификация национальной экономики (например, в Иране и даже в Российской Федерации), а также внешнеэкономических связей этих стран.Из этого можно сделать вывод о нецелесообразности применения экономических санкций. Представляется гораздо более эффективным поиск иных, более соответствующих условиям страновых, региональных и мировых интересов - методов и инструментов международного хозяйственного взаимодействия в системе мирового хозяйства, технологические и секторальные ограничения, которые ведут не только к сокращению инвестиций, но и к расширению запретов на поставки в Россию современной техники.При этом возникают технологические проблемы и риски, поскольку степень технологической зависимости российской экономики от западной грандиозна (в год закупается машин и оборудования на 100 млрд долл. и более).При введении санкций следует учитывать их результативность (в зависимости от вида санкций), негативные последствия для наименее защищенных слоев населения принимающей стороны, а также отрицательные последствия, которые могут оказать влияние на экономику третьих стран: экономические санкции, введенные в марте 2014 г., отрицательно повлияли на возможность получения российскими банками доступных кредитов, провоцируя инвестиционный спад в стране, ухудшая инвестиционный климат и ослабляя курс рубля.1.2. Предпосылки возникновения санкцийНе каждая страна может позволить себе иметь свои политические и экономические интересы. Россия, являясь великой державой, может. Отстаивая свои интересы, она постоянно сталкивается с давлением извне. Начало политической и экономической экспансии западных стран во главе с США в Украину вызвало ответную реакцию со стороны России, поскольку данная территория исторически входила в состав Российской империи и Советского Союза, веками была интегрирована в единое экономическое пространство, а также тесно переплетена исторически, культурно и этнически. Иллюстрацией этого является хотя бы тот факт, что более 77% населения страны являются украинцами по национальности, при этом на русском языке общается в семьях более 45% населения, а на украинском - лишь 42%. Поскольку ранее фактически Украина (в её нынешних границах) не имела своей государственности, являясь частью Российской империи или других стран, после антиконституционного переворота в феврале 2014 года важнейшим этапом для разрушения экономики с целью её дальнейшего поглощения стало формирование в глазах общественности образа России как главного врага, образа Русского мира - как чужеродного, варварского, навязанного мировоззрения, русских людей - как агрессоров, захвативших страну и нещадно эксплуатирующих её многие столетия. Всё это привело к принудительному разрыву устоявшихся столетиями экономических связей с РФ. Но кроме этого такие методы государственной самоидентификации привели к ненависти, возникшей у местного населения к регионам, в которых проживают этнические русские. Ненависть доходила до физического уничтожения людей и могла в любой момент вылиться в этнические чистки, что происходило ранее на территории некогда единого государства Югославия. В связи с этим прямо или косвенно Россия не могла не вступиться за жизнь граждан основной национальности нашей страны. Одним из последствий данного действия стало проведение в Крыму в марте 2014 года референдума о независимости и последующее вхождение Республики Крым и города Севастополь в состав РФ. За независимость от Украины и последующее вхождение в состав РФ высказалось более 95% населения при общей явке более 82%. Стремительное вхождение в состав РФ части Украины вызвало гневную реакцию Западных стран, вылившуюся во введение экономических санкций, которые по задумке авторов должны ослабить экономику нашей страны, повлиять на состояние элит, привести к росту недовольства населения снижением уровня жизни и в дальнейшем вылиться в «цветную революцию», аналогичную «евромайдану» в Украине или «арабской весне» в ряде стран Ближнего Востока.Санкции, введенные с 2014 года западными странами против Российской Федерации, можно разделить на экономические и политические. Политические санкции связаны с ограничением въезда на территорию ряда государств физическим и должностным лицам, причастным к событиям в Крыму и на юго-востоке Украины, а также ограничения права ведения экономической деятельности этими лицами на территории этих государств. Также политические санкции касаются отказа на правительственном уровне от участия в военно-техническом сотрудничестве, от совместной борьбы с оборотом наркотиков и многих других программ. Что же касается экономических санкций, то их можно разделить на несколько основных направлений.1.Ограничения для банковской системы.Запрет доступа к дешёвым кредитам части банков с государственным участием, а также банков, владельцами которых являются граждане, которые по мнению вводивших санкции стран причастны тем или иным образом к событиям в Крыму и на юго-востоке Украины.2.Ограничения для ряда компаний с государственным участием.Запрет доступа к иностранному банковскому финансированию, а также ограничения на приобретение продукции.3.Запрет на инвестирование и ограничение оборота ценных бумаг.Запрет на инвестирование в российский бизнес и приобретение долей в российских компаниях. Запрет на приобретение ценных бумаг иностранных компаний физическими и юридическими лицами РФ. Ограничение оборота ценных бумаг российских компаний, а также запрет на инвестирование в р Октябрь 2014 г.Расширение числа отраслей, подвергшихся экономическим санкциям, кроме нефтегазовой, авиастроения и оборонного комплексаПопытка ряда российских банков и нефтегазовых компаний доказать незаконность введения против них европейских санкцийНоябрь 2014 г.Вовлечение Швейцарии в список стран, применивших санкции-В начальной версии санкции против России со стороны ЕС носили более жесткий характер. Так, вначале предусматривалось полное эмбарго на экспорт в Россию техники двойного назначения, однако затем список запрещенных к вывозу видов продукции сократили. На данный момент экспорт продукции двойного назначения в Россию составляет 20 млрд евро в год, при этом 80% экспортируемых товаров предназначается для гражданских нужд. Формально введенные ограничения коснулись будущих инвестиционных проектов, однако часть товаров, все же попавших под эмбарго, существенно затруднили их реализацию.Подавляющее большинство «отложенных» инвестиционных проектов вследствие эмбарго на поставку техники и технологий коснулось нефтегазового сектора.Впрочем, убытки понесла и европейская сторона, причем экономический урон вследствие санкций у ЕС и России примерно одинаковый. В 2015 г. убытки России составили около 75 млрд евро, или 4,5% ВВП. По подсчетам Еврокомиссии, экономический урон ЕС оценивается в 50 млрд евро, или 0,4% совокупного ВВП стран - членов ЕС.Отметим несколько важных инвестиционных проектов, приостановление которых нанесло ощутимый экономический ущерб и России, и Европейскому союзу.1.Французская компания Total заморозила воплощение совместного с ПАО «ЛУКОЙЛ» проекта по освоению трудноизвлекаемых углеводородов в Западной Сибири.2.Приостановленапокупка акций ПАО «НОВАТЭК», одного из крупнейших производителей природного газа в России.3.Англо-голландская корпорация Shell разорвала договор с ПАО «Газпром нефть» по добыче сланцевой нефти.4.Французский производитель гражданских и военных грузовых автомобилей RenaultTrucksDefense заморозил совместный с российским предприятием «Буревестник» проект создания боевой машины пехоты (БМП) «Атом».5.Итальянский холдинг Fincantieri отложил реализацию совместного с ЦКБ морской техники «Рубин» проект по разработке малой неатомной подлодки S-1000.Анализируя масштаб и содержание экономических санкций, введенных ЕС по отношению к России, можно сделать неоспоримый вывод: именно Евросоюз в первую очередь «ударил» по отраслям, развитие которых является стратегически важным для России и приносит нашей стране наибольший доход. Впоследствии большая часть из введенных ограничений затронула нефтегазовый сектор как в части реализации совместных проектов по разработке перспективных месторождений, так и в плане экспорта наукоемких технологий.Второй по наибольшему негативному экономическому эффекту для России оказалась группа санкций в отрасли ВПК. Заморозка отдельных проектов и поставок из-за рубежа вынудили Россию увеличить расходы на создание отечественных аналогов техники двойного военногражданского назначения.По мнению авторитетных ученых, наиболее полную «отдачу» от западных экономических санкций Россия испытает в 2016-2017 гг. Однако ограничения – не основная причина экономического обострения; Россия, по нашему мнению, нуждается в новой, более эффективной модели государственного управления, которая сочетала бы в себе достоинства рыночного регулирования и господдержки «беззащитных» для свободного рынка отраслей. 3.2. Развитие национальной платёжной системы как способ преодоления санкцийВ плане гарантии надежности и независимости финансового порядка РФ стартовал проект формирования национальной системы платежных карт (далее - НСПК). Идея построения государственной «карточной» платежной системы одобрена и включена в Федеральный закон № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».23 июля 2014 года Банком России было создано Акционерное общество «НСПК».До декабря 2015 года в РФ действовали только иностранные платежные системы, главные из них - Visa и MasterCard. 15 декабря 2015 года была произведена первая национальная платежная карта «Мир».Ввод властями США санкций против России повлекло блокирование расчетов по картам для потребителей четырех российских банков. Стала очевидной сильная зависимость и уязвимость российской финансовой сферы от международных платежных систем. Банк России совместно с АО «НСПК» с нуля занимается налаживанием российского платежного пространства, независимого от иностранного влияния, созданием продуктивного, бесперебойного и доступного оказания услуг по переводу денежных средств с применением государственных платежных методов с учетом передовых мировых стандартов и достижений технического прогресса в платежной сфере.Таблица 8 – Этапы развития НСПКСтепени развитияВременной отрезокМероприятияПервая ступеньг. - I кварталг.Разработка единственной процессинговой платформы - операционный платежно-клиринговый центр (ОПКЦ) для обслуживания операций, совершенных при помощи карт.Организация и запуск в промышленную эксплуатацию главной и дублирующий центры обработки транзакций, создана правовая схема и все виды регламентов взаимодействия с участниками рынка и Банком РФ.II квартал 2015 г.Внутрироссийские операции с использованием карт платежных систем Visa и MasterCard используется посредством процессинга ОПКЦ НСПК.Второй этап2015 г.Комплекс мероприятий по запуску и развитию национальных платежных инструментов, ключевым результатом которого стал выпуск платежной карты «Мир».Настоящее время2016 г.Оснащение дополнительной защитой — технологией двухфакторной идентификации 3DSecure платежной системы «Мир».Завершение разработки технологий.Активно развиваются отношения с белорусской «карточной» системой БЕЛКАРТ.Одновременно Банк России и АО «НСПК» выстраивают взаимоотношения с национальными платежными системами Армении и Узбекистана.Расплачиваться картой можно именно в РФ. Исключение - так называемые кобейджинговые карты, работающие с двумя платежными системами.При создании Национальной платежной системы учитывались основные проблемы денежного оборота, решение которых с помощью НСПК позволит расширить безналичные расчеты и определить национальные стандарты безопасности переводов денежных средств. Значительно можно повысить доступность финансовых услуги и финансовую грамотность населения. Не менее важным будут являться вопросы защищенности денежных средств населения России, стимулирования долгосрочных сбережений сокращению теневого сектора экономики. Структурные изменения рынка розничных платежных услуг, приведут к снижению его зависимости от международных платежных систем и инновационному развитию. Мировая платежная система, как было сказано выше, займет свою особую нишу в качестве неподконтрольных платежных систем.Стратегия по развитию НСПК включает цели и задачи: обеспечение эффективного, бесперебойного и доступного оказания услуг по переводу денежных средств в Российской Федерации с использованием национальных и международных платежных инструментов в условиях конкуренции с существующими платежными системами; повышение доверия пользователей к безналичным расчетам и три основные задачи: во- первых создание независимой платформы по обработке транзакций с использованием международных карт внутри России. Во-вторых, продвижение продуктов и сервисов НПСК на международный рынок. В- третьих, создание инновационных платежных инструментов.НСПК опирается на текущее состояние рынка розничных платежных услуг со значительной долей наличных расчетов. Высокие темпы ростаколичества, и объемов операций, с банковскими картами и электронными средствами платежа (ЭСП), объем операций с наличными денежными средствами через банкоматные сети, требуют повышение прозрачности механизмов формирования цен на рынке розничных платежных услуг и доверия населения к платежным картам.Участникам НСПК будут предложены инновационные продукты и платежными услуги с применением национальных платежных инструментов от бесконтактных и мобильных технологий перевода денежных средств до единого стандарта IS020022 обеспечения сквозной обработки и снижения издержек в условиях операционной независимости и технологической безопасности НСПК. Перспективная платежная система Банка России должна обеспечить конкурентоспособность продуктовой линейки НСПК за счет единой базы счетов, интегрированных сервисов, централизованной системы единого мониторингового центра, пакетной обработки срочных платежей, параллельного клиринга, управления ликвидностью рамках пула через единый корреспондентский счет с единым расширительным регламентом, в различных интерфейсах с международными и национальными платежными системами.Уже созданы 3 типа карт «Мир»: классические, дебетовые и премиальные, которые привязываются исключительно к рублевым счетам. Отличие между ними состоит только лимите на снятие суммы наличных денег - от 300 тыс. руб. до 1 млн. руб.На сегодняшний день заключены договоры о сотрудничестве с 1СБи Аmеricаn Еxprеss по выпуску кобейджинговых карт; подписан меморандум о сотрудничестве с вьетнамской платежной системой BаnknеtVN; 66 банков-участников Национальной системы платежных карт «Мир», при этом 9 из них уже являются эмитентами платежных карт «Мир», остальные готовятся начать выпуск карт. В частности, в июне 2015 года заключено соглашение о выпуске ко-бейджинговых карт под брендами «Мир-Mаеstrо, Мир-JCB и Мир-АmЕx JCB и Аmеricаn Еxprеss. Операции по таким картам за пределами России будут обслуживаться так же, как и раньше, по правилам и стандартам международных платежных систем, а на территории России — платежной системы «Мир».Национальная система платёжных карт (НСПК) и Jарап CreditBurеаu (JCB) - платёжная система Японии будут выпускать кобейджинговую карту «Мир-JCB, которая будет приниматься к оплате в интерфейсе платёжной системы «Мир» как банковская карта «Мир», за рубежом она может использоваться как карта JCB. Дополнительные затраты, которые могут возникнуть в связи с выпуском кобейджинговых карт - совместного продукта двух платежных систем, обусловлены технологией изготовления таких карт, требующей установки микросхем с большим объемом памяти.Ведущий принцип кобейджа состоит в следующем: на местности РФ карта «Мир» обслуживается как государственная, а за рубежом - как продукт международной платежной системы. На сегодняшний день достигнуты договоренности о кобейдже с тремя международными платежными системами - MasterCard, JCB (Джей Си Би) и AmericanExpress (AmEx).На сегодня одним из главных достоинств карты «Мир» является ее стоимость. Годовое обслуживание дебетовой карты составляет в разных банках от 150 до 700 руб.В проекте участвуют уже 45 банков, включая такие ведущие кредитно-финансовые организации страны, как Сбербанк, ВТБ 24, Газпромбанк, Альфа-банк.Таблица 9 – Цифры и факты по состоянию на 1 марта 2017 г.ПоказателиКоличествоКоличество выпущенных карт всего258,5 млн ед.Количество выпущенных карт платежной системы «Мир» 175,2 тыс. ед.Количество кредитных организаций,присоединившихся к правилам платежной системы «Мир»123Платежный потенциал карты «Мир» обширны и будут развиваться вплоть до 2018 года. По карте «Мир» можно расплатиться:В крупнейших сетях быстрого питания «Макдоналдс» и «KFC»;В сети гипермаркетов «Метро Кэш энд Керри» и мебельном гиганте «ИКЕА»;Во всех супермаркетах сети «БИЛЛА» в России;В кассах и автоматах компаний «Аэрофлот» и «Аэроэкспресс». Снаружи карта «Мир» выглядит как простая платежная карта, так же как Visa и MasterCard (рисунок4). Рисунок 4 – Интерфейс платежной карты «Мир»С одной стороны, можно рассмотреть контакты EMV-чипа, с другой видна магнитная полоса. Несходность лишь в логотипе платежной системы и в номере, который открывается с цифры «2». Особого отличия карты “Мир” от международных карт, таких как Visa и MasterCard нет. Отличительные свойства государственной платежной системы карты «МИР» от других межнациональных платежных систем приведены в таблице 9.Таблица 9 – Аналитическая таблица карты «МИР»СвойствоОтличительная чертаНазвание и логотип картыНазвание - «МИР» и внешнее оформление карты выбраны по результатам открытого Всероссийского голосованияЗащитные технологии платежей в интернетеПомимо уже существующей технологии 3D Secure АО «НСПК» разрабатывают и внедряют собственную защитуВыполнение основных функций:выдача/внесение денежной наличности в устройствах самообслуживания и кассах;переводы денежной наличности с карты на карту (Card2Card);осуществление покупок в сети торгового эквайринга.В функционале отсутствует бесконтактный платежЧипВыпуск карт осуществляется с российским чипомПривязка к денежной валютеТолько рублевый счетВ данное время планируется подготовить дорожную карту по решению вопросов совместимости транспортных приложений и карты «Мир», реализовать проекты по разработке мобильного приложения для карты «Мир», приложений программ лояльности, топливных приложений и др. Размещение на карте социальных и медицинских приложений позволит его владельцу расплатиться не только в общественном транспорте или оплатить стоимость парковки, но также пройти идентификацию в учреждениях здравоохранения и получить электронный рецепт льготных медикаментов с определенным длительностью доступности.Среди конкурентных преимуществ платежной системы «Мир» и залогом ее успешного продвижения на российский и международные рынки является низкая тарифная политика. Тарифы являются фиксированными на все межбанковские комиссии (в отличие от всех остальных платежных систем, в которых комиссия взимается от суммы операций в процентах) для дебетовых и предоплаченных карт. Можно выделить несколько составляющих снижения стоимости услуг платежной инфраструктуры участников платежной системы, такие как: низкие тарифы, действующие до марта 2016 г., ставки за услуги только в рублях, использование логотипа и внутрибанковские операции бесплатны, снятие наличных всего за 0.45% (таблица10).За количество классических и дебетовых карт плата тоже не будет взиматься, не взимается и вступительный взнос. Несомненные выгоды от использования Национальной Системы Платёжных Карт заинтересуют представителей самых различных сфер бизнеса. НСПК предложит дешёвые, надёжные и эффективные финансовые продукты и решения для банков, предприятий или держателей банковских карт.Таблица 10 – Ставки (тарифы) за межбанковские операции№Операция оплаты товаров/услуг в зависимости от классификации торгово-сервисного предприятия по типу деятельностиСтавка за операцию (%/ руб.)1Услуги жилищно-коммунального хозяйства, в том числе электричество, газ, водоснабжение, канализация4 руб.2Оплата государственных и муниципальных услуг, сборов, пеней и штрафов0,15%3Услуги предприятий розничной торговли с повышенным объемом операций0,50%4Услуги городского и пригородного пассажирского транспорта0,50%5Услуги предприятий быстрого обслуживания в общественном питании1,0%6Услуги предприятий розничной торговли1,20%7Телекоммуникационный сервис,1,00%8Услуги воздушного пассажирского транспорта1,00%9Услуги железнодорожного пассажирского транспорта1,00%10Оплата налогов0,00%11Аренда автомобилей3 руб.12Гостиницы3 руб.13Выдача наличных денежных средств по всем продуктам0,45%14Пополнение счета наличными денежными средствами0,80%15Перевод денежных средств с карты «Мир» на карту «Мир»0,40-0,80%16Перевод денежных средств с карты «Мир» на карту иной платежной системы40 руб.17Смена ПИН-кода в банкомате10 руб.Таким образом, система «Мир» по праву считается настоящим отечественным продуктом.Практически все - от пластика до чипа - изготовлено в нашей стране. Это показывает, что мы не находимся в состоянии технологической отсталости. В сжатые сроки отечественные кадры смогли создать непростые финансовые инструменты.Если говорить о перспективах внешнеэкономического банковского сотрудничества, то ближайшим партнером может стать Китай.Сотрудничество российских и китайских банков осуществляется посредством открытия филиалов банков и представительств на территории каждой страны.Что касается участия российских банков в Китае, то их доля находится в диапазоне от 2% до 4%. По данным за 2015 год в Китае насчитывается представительства и филиалы таких российских банков, как Сбербанк, Газпромбанка, функционирующих с 2010 года, и ВТБ банка, который начал свою деятельность в 2008 года. Основная цель сотрудничества на уровне банковских систем России и Китая заключается в осуществлении обслуживания клиентов, обеспечение обмена информацией, поддержа ние деловых интересов и развитие потенциальных деловых связей, также, включая консультации как клиентам, так и партнерам по вопросам банковских услуг.В целом китайские банки занимают достаточно прочные позиции на территории России. Это наблюдается не только в стабильном росте их активов на протяжении всего указанного периода, но и в увеличении кредитного портфеля банков.На сегодняшний день следует выделить несколько факторов, которые замедляют развитие сотрудничества банковских систем России и Китая:Относительно небольшое число филиалов и представительств банков обоих стран;Сокращение операций на конвертации валюты (расчет производится в долларах США, а не в юанях, что провоцирует образование теневого сектора и нелегального обращения юаней);Различные виды ограничений в отношении обслуживания клиентов, таки как: низкое качество обслуживания банковских карт, а также недостаточно развитая система вкладов, отсутствие кредитов в юанях;Недостаточный спрос в России на разработанную в Китае платежную систему ChinaUnionPay (в силу различия тарифов и снижения темпов развития платежной системы России);Неразвитая система информационной поддержки банков через интернет сайты у обоих стран;Недавние флуктуации на сырьевых рынках (нефтепроводы, углеводороды), рынках готовой продукции (металлургия, деревообрабатывающая отрасль) дестабилизируют общие финансовые потоки между банковскими системами стран;Законодательство Китая ограничивает распространение банков с иностранным капиталом на территории КНР. В то же время китайские банки на территории России на текущий момент не ведут агрессивную политику и не стремятся становиться серьезными конкурентами отечественным крупным банкам, ставя своей основной целью качественное обслуживание клиентов, в частности, крупных китайских компаний.Рациональным при анализе факторов, осложняющих развитие межбанковских отношений, видится потребность изменения парадигмы восприятия взаимоотношений и стимулирования спроса на банковские услуги обеих сторон.Во-первых, необходимо улучшить систему банковского обслуживания как в России, так и в Китае, включающую увеличение числа банкоматов, терминалов, а также доработка системы ChinaUnionPay, адаптированной под население обоих стран (устранить несовпадение менталитетов и обратить внимание на увеличение темпов развития национальной платежной системы).Во-вторых, развитие системы расчетов в юанях, а не в долларах США, а также расширение со стороны российских банков операций кредитования клиентов и привлечения вкладов в юанях.В-третьих, следует увеличить продолжительность операционного дня по сделкам купли-продажи китайской валюты на бирже.Также будет способствовать развитию сотрудничества банков России и Китая постоянный обмен информацией и регулярные встречи банковских представителей. Более того со стороны России следует поддерживать интерес банковских учреждений в приграничных территориях к «восточному» направлению наряду с «западным».На сегодняшний день сотрудничество банковских систем может быть укреплено посредством осуществления следующих предложений:Целесообразно увеличить количество инвестиционных проектов;Ввести активную практику использования китайской валюты в России посредством предоставления кредитов в юанях, размещения вкладов, проведения торгов на московской бирже. И наоборот со стороны Китая;Расширить кредитные линии в рамках внешнеэкономического сотрудничества;Усовершенствовать платежные системы, а также системы обслуживания кредитных карт и повысить число расчетов с их использованием;Улучшить политику страхования в отношении экспортных сделок;Изменить систем налогообложения процентного дохода по двусторонним сделкам.Таким образом, «санкционная» война против России служит катализатором развития российско-китайских отношений. Однако, несмотря на все преимущества данного сотрудничества, существует ряд факторов, которые существенно препятствуют дальнейшему развитию. Поэтому критически важно изменять структуру взаимодействия с целью повышения эффективности банковских структур России и Китая.Китайская платежная система China UniоnPаy стала весьма привлекательным партнером для российских банков после весеннего раунда западных санкций и действий международных платежных систем Visa, MаstеrСаrd. Бесконтактные технологии платежей UniоnPаy - это решение осуществления удаленных платежных операций, основанных на платформе UniоnPаy с помощью технологии NFC. UniоnPаyIntеrnаtiоnаl непрерывно следует за развитием технологии NFC, предоставляя платежные решения для NFC-SD, NFC-SIM и различных телефонов, а также платформу TSM (TrustеdSеrvicеMаnаgеr) и технологию дистанционного обновления ОTА для более быстрого и удобного осуществления платежей клиентами Англии. UniоnPаy как успешная национальная платежная система основана так же при поддержке Центрального Банка КНР и финансовых учреждений - акционеров, сегодня является лидером, выпуская около 4 млрд. банковских карт, с обслуживанием в России и других странах мира.На наш взгляд, самый важный и актуальный момент в создании национальной платежной системы заключается как раз в том, что она позволит осуществлять мониторинг движения денежных средств и оценку определенных финансовых показателей, обеспечивать социальные трансферты, контролировать денежную массу и доступ к финансовымуслугам. ЗаключениеНесмотря на ответные меры санкций, урон российской экономике наносится значительно более существенный. Ограничение доступа к внешним рынкам капитала в результате введения секторальных санкций в отношении банков с государственным участием, лишило их важного источника долгосрочных финансовых ресурсов и на сегодняшний день это новые экономические реалии, с которыми приходиться считаться. Однако для российской экономики в целом существуют и положительные моменты даже в период такого жесткого давления. Произошла активизация реального сектора экономики, капитал в который до этого так активно не поступал, т.к. дешевые импортные товары, в целом низкий технический уровень нашего сельского хозяйства и промышленности, а также не развитая инфраструктура не позволяли ему быть конкурентоспособным. В условиях ограничения поставок и необходимости в связи с этим наполнять отечественный рынок, а также благодаря низкой стоимости рубля этот сектор экономики получил импульс для своего развития.После 2014года, то есть после введения санкций Западом все экономические показатели резко упали. После введения санкций выросли риски ликвидности банковского сектора. По итогам 2015 года деятельность банковского сектора оказалась убыточной. В условиях усиления дефицита капитала основным источником его пополнения стали взносы из средств государства и действующих акционеров. По данным Банка России, в течение 4кв. 2014 года и в 2015 году банкам предстоит выплатить по внешним долгам около $56 млрд.В случае продления санкций на среднесрочный период существует серьезная проблема рефинансирования зарубежных и внутренних обязательств, особенно после 2016 года.Дополнительный негативный эффект от санкций связан с расширительной трактовкой санкций иностранными контрагентами. Это выражается в следующем:-сворачивание установленных на Банк лимитов со стороны иностранных контрагентов, что приводит к фактическому отказу в осуществлении даже тех операций, на которые отсутствуют прямые запреты;-все платежи Банка и его клиентов в долларах США проходят дополнительный комплаенс-контроль, что приводит к задержкам исполнения платежей.Для решения текущих проблем институциональной структуры банковской системы современной России необходимо предпринимать новые пути ее модернизации с позиции адекватности соответствующей ступени развития экономики.Под влиянием санкций уровень подверженности банковского сектора риску значителен: по оценке Банка России по состоянию на 01.01.2017 удельный вес рыночного риска в совокупном уровне рисков банковского сектора составляет 5,5%.Если рассматривать структуру рыночного риска под влиянием санкций, то можно увидеть, что более 75% процентов приходится на процентный риск, при этом надо иметь в виду, что этот риск оценивается только по торговому портфелю финансовых инструментов кредитных организаций. Так называемый совокупный или «балансовый» процентный риск в оценку не включен. Центральный банк Российской Федерации в рамках мониторинга за деятельностью кредитных организаций в России в условиях санкций, помимо тщательного ведения надзора и регулирования, значительное внимание уделяет рискообразующим событиям, в результате которых в отечественном банковском секторе образуются различного рода риски, которые напрямую влияют на финансовые результаты каждой кредитной организации.Одной из важнейших задач для Российской Федерации является достижение независимости ее банковского сектора. На сегодняшний день Россия остается уязвима к новым санкциям. Несмотря на ее ответные меры, урон нашей экономике наносится значительно более существенный. Ограничение доступа к внешним рынкам капитала в результате введения секторальных санкций в отношении банков с государственным участием, лишило их важного источника долгосрочных финансовых ресурсов и на сегодняшний день это новые экономические реалии, с которыми приходиться считаться. Однако для российской экономики в целом существуют и положительные моменты даже в период такого жесткого давления. Произошла активизация реального сектора экономики, капитал в который до этого так активно не поступал, т.к. дешевые импортные товары, в целом низкий технический уровень нашего сельского хозяйства и промышленности, а также не развитая инфраструктура не позволяли ему быть конкурентоспособным. В условиях ограничения поставок и необходимости в связи с этим наполнять отечественный рынок, а также благодаря низкой стоимости рубля этот сектор экономики получил импульс для своего развития.Так же и российской банковской системе стоит обретать определенную независимость и возможно переориентироваться на иные финансовые центры, в которых мы будем играть более существенную роль. И такие шаги уже делаются, Россия активный участник БРИКС, сотрудничает с АСЕАН и ШОС и др. организациями, что позволяет говорить о создании многополярного политического, экономического и финансового мира, где все большую роль начинают играть страны с развивающейся экономикой, в число которых входит и Россия, имеющие огромный потенциал и ресурсы, совокупно превосходящий развитые страны.Предложения по борьбе с санкциями.1.Законодательное включение в перечень целей государственной денежно-кредитной политики и деятельности Центрального Банка условий для экономического роста.2.Деофшоризация и прекращение незаконного вывоза капитала.3.В целях минимизации негативных последствий от реализации риска отказа в расчетном/клиринговом обслуживании корреспондентских счетов со стороны иностранных корреспондентов:-развитие расчетов в альтернативных доллару США и евро валютах;-ускоренное развитие альтернативной системы передачи финансовых сообщений;-создание национальной системы платежных карт.4.Ввести законодательную норму, предусматривающую зачисление средств российских финансовых и нефинансовых организаций, направленных в счет погашения внешних долговых обязательств, на обособленные счета в российских банках, подпавших под санкции. Режим таких счетов должен предусматривать трансграничный перевод только при отмене санкций.5.В целях минимизации негативных последствий от возможных угроз для технического и технологического обеспечения деятельности банков:-повышение уровня обеспечения информационной безопасности;-разделение и контроль доступа к критичным ресурсам, к конфиденциальной информации, включая: банковскую и иную охраняемую законом тайну, персональные данные работников и клиентов; повышение уровня технического и организационного контроля при совершении банковских операций;-конфиденциальность хранения, обработки и передачи информации, включая обработку конфиденциальной информации, в т.ч. при обеспечении переводов денежных средств;-поддержание целостности обрабатываемых данных критичных банковских сервисов за счет применения российских криптографических алгоритмов;-использование сертифицированных отечественных средств защиты информации, средств телекоммуникации и связи при создании и развитии информационной инфраструктуры банков.Список использованных источников

Платежная система China UnionPay (CUP)
http://www.banki.ru/wikibank/platejnaya_sistema_china_unionpay/

Вопрос-ответ:

Какие проблемы возникают в банковском секторе России из-за санкций?

Из-за санкций в банковском секторе России возникает ряд проблем, включая снижение доступности и дороже стоимости внешнего финансирования, ограничение доступа к иностранным рынкам капитала, рост рисков из-за отсутствия доступа к новым источникам финансирования, смягчение валютных регуляций и ограничение возможности банков проводить операции с валютой.

Какие риски возникают для банков в связи с введением санкций?

Введение санкций приводит к повышению рисков для банков, включая риск потери доступа к иностранным рынкам капитала, риск растяжения сроков возврата долгов, риск сокращения потока средств из-за ограничения доступа к новым источникам финансирования, риск изменения условий существующих кредитов и риск сокращения валютных операций.

Какими мерами можно преодолеть проблемы банковских рисков?

Для преодоления проблем банковских рисков необходимо принимать ряд мер, включая диверсификацию источников финансирования, развитие внутренних рынков капитала, укрепление финансового контроля и мониторинга, разработку альтернативных финансовых инструментов, укрепление регуляторного и надзорного контроля, урегулирование конфликтов внешнеполитического характера и совершенствование правовой базы.

Какие потери понес банковский сектор России в период санкций?

В период санкций банковский сектор России понес значительные потери, включая снижение прибыли и активов, рост неплатежей и проблемных кредитов, сокращение объемов международного финансирования, сокращение доступа к иностранным банкам и ограничение доступа к новым финансовым инструментам.

Какие предпосылки привели к введению экономических санкций против России?

Введение экономических санкций против России было вызвано рядом предпосылок, включая противодействие агрессивной внешней политике России, нарушение территориальной целостности Украины, нарушение прав человека и демократических принципов, участие в конфликтах и вмешательство во внутренние дела других стран.

Какова сущность экономических санкций?

Экономические санкции представляют собой меры, которые одно государство или группа государств принимают против другого государства в целях наказания или изменения его политики. Они могут включать запреты на экспорт/импорт товаров и услуг, запреты на инвестиции, финансовые ограничения и т.д.

Какие предпосылки могут спровоцировать введение санкций?

Предпосылками могут быть нарушение международного права, провокационные действия, нарушение прав человека, запрещенные ядерные программы, нарушение демократических принципов и т.д. Это зависит от конкретной ситуации и целей, которые страны хотят достичь.

Какие меры были приняты для преодоления кризисов в банковском секторе России в период санкций?

Для преодоления кризисов в банковском секторе России в период санкций были приняты различные меры. Это включало внедрение новых принципов управления рисками, ужесточение контроля и надзора со стороны регуляторов, привлечение дополнительного капитала, сокращение заемных средств и т.д. Однако, не все меры оказались эффективными, и банковский сектор все еще сталкивается с рисками.

Какие были потери и степень рисков в банковском секторе России в период санкций?

Влияние санкций на банковский сектор России было значительным. Банки потеряли доступ к международным финансовым рынкам, что привело к снижению ликвидности и увеличению рисков. Кроме того, рубль терял в стоимости, что привело к увеличению убытков от операций с иностранной валютой. Степень рисков варьировалась в зависимости от размера и финансовой стабильности банков, но в целом, риски были высокими.

Какие экономические санкции были применены против России?

Против России были применены различные экономические санкции, включая запрет на импорт определенных товаров и технологий, заморозку активов некоторых российских компаний и лиц, запрет на кредитование и инвестиции в российский сектор и т.д.

Какие последствия санкций оказали на банковский сектор России?

Банковский сектор России столкнулся с серьезными проблемами в связи с введением санкций. Были потери активов из-за вывода капитала, ограничение доступа к финансовым рынкам, рост ставок по кредитам и т.д. Это привело к снижению прибыльности банков и увеличению их рисков.

Какие меры принимаются для минимизации рисков в банковском секторе России?

Для минимизации рисков в банковском секторе России применяются различные меры. Это включает диверсификацию активов, поиск новых источников финансирования, развитие собственных ресурсов, усиление контроля над рисками и т.д. Также проводятся реформы и меры поддержки со стороны государства.