Теория основы технологии социальной реабилитации с детьми ограниченными возможностями здоровья
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 40 + 40 источников
- Добавлена 08.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты технологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Социальная реабилитация: сущность и особенности характеристики основных понятий 6
1.2. Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной реабилитации 13
1.3. Нормативно правовые основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 17
Глава 2. Практические основы технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 20
2.1. Зарубежный опыт использования технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 20
2.2. Отечественный опыт использования технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 23
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Куклотерапия позволяет ребенку-инвалиду посредством куклы выражать любые мысли, чувства, действия, которые самостоятельно он, по каким-либо причинам, выразить не может. Куклотерапия позволяет изучать способы социального взаимодействия, принятые в обществе, для наиболее комфортного включения самого ребенка-инвалида в это взаимодействие.В настоящее время специалистами по социальной реабилитации активно используются различные технологии арт-терапии, к рассмотренным выше можно добавить танцевальную терапию, фототерапия, песочную терапию и многие другие.Помимо технологий арт-терапии, при осуществлении социальной реабилитации детей-инвалидов, активно используется анималотерапия. По определению, предложенному И.И. Анцуповой, анималотерапия представляет собой социальную технологию, которая использует животных и их образы в социальной работе.Основными функциями анималотерапии являются: Психофизиологическая (нормализуется эмоциональное состояние)Функция самореализации (реализуется потребность в значимости);Реабилитационная (взаимодействие с окружающей живой природой оказывает положительное влияние на социальную реабилитацию);Функция общенияКомпетентностная (происходит овладение определенными навыками) [21, С. 74-75]В работе с детьми-инвалидами используются различные виды анималотерапии. Рассмотрим некоторые из них.Иппотерапия является видом анималотерапии, при котором ребенок-инвалид взаимодействует с лошадью. Данная терапия является эффективным методом лечебной физкультуры, поскольку верховая езда стимулирует работу крупных мышц тела. В связи с этим иппотерапия активно используется в реабилитации детей с детским церебральным параличом [5].Не менее эффективным видом анимлотерапии в работе с детьми-инвалидами является дельфинотерапия. Взаимодействие с дельфинами позволяет улучшить эмоциональное и психическое состояние ребенка-инвалида. Наилучшие результаты при использовании дельфинотерапии достигаются с детьми с ДЦП, ЗПР, синдромом Дауна и аутизмом.Общение с животными при использовании анималотерапии позволяет стимулировать физическое, речевое и психическое состояние ребенка-инвалида, что положительно влияет на его социальную реабилитацию. В настоящей работе мы хотим уделить особое внимание инновационным технологиям в социальной реабилитации детей-инвалидов. Постоянное увеличение количества детей-инвалидов и изменение общественных запросов по их социальной реабилитации требуют от специалистов разработки новых технологий. К инновационным технологиям можно отнести такую модификацию музыкотерапии как музыкальный луч «Саундбим». Данная технологияпредставляет собой ультразвуковой луч, который отражается от тела человека таким образом, что любые движения человека превращаются в музыку. Данная технология подходит для работы с различными категориями детей-инвалидов, однако наиболее эффективной она является в работе с детьми, имеющими патологию в двигательной сфере. Музыкальный луч предоставляет возможность для развития «чувства движения» у детей-инвалидов, повышает мотивацию к реабилитации, улучшает рисунок ходьбы и ощущение себя в пространстве, а, следовательно, и в мире в целом. К инновационным технологиям можно отнести туротерапию в работе с детьми-инвалидами, поскольку широко применяться она стала только в последнее время. Туротерапия– это технология социально-реабилитационной деятельности, в основе которой лежат туристические виды деятельности, такие как путешествия, походы, экскурсии. Применение данной технологии позволяет развивать физические возможности детей-инвалидов, обучать социальному взаимодействию, включать его в культурное пространство социума.Использование групповой формы туротерапии (вместе с семьями) позволяет объединять семей с детьми-инвалидами, оказывает положительное влияние на преодоление страхов перед полноценным включением в общество [49].Многофакторность терапевтического влияния туризма оказывает влияние на формирование позитивного отношения к решению своих проблем семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов.Л.А. Казакова выделяет следующие факторы, позволяющие воспринимать туризм как технологию социальной реабилитации: Благодаря туризму осуществляется двигательная активность детей-инвалидовВо время использования данной технологии ребенок-инвалид получает возможность включения в социум, благодаря расширению социальных контактов, использование различных социальных ролей;Освоение экологических и культурных видов деятельности способствуют уравновешиванию эмоционального состояния ребенка-инвалидаОдной из наиболее новых и эффективных технологий социальной реабилитации в работе с детьми-инвалидами является тренировочная квартира. Использование данной технологии направлено на подготовку детей к самостоятельной жизни в обществе, технология включает в себя инновационную образовательную и воспитательную систему, направленную на подготовку детей-инвалидов к самостоятельной жизни в социуме. Данная технология реализуется на базе ГБУ РХ Республиканского дома-интерната для детей «Теремок» с 2013 года. Посредством данной технологии в тренировочной квартире обучаются дети 10-18 лет с разным уровнем развития и самостоятельности. Нахождение в тренировочной квартире составляет 2 часа в день. Тренировочная квартира состоит из трех блоковСанитарно-гигиенический блок (включает ванную комнату и туалет с учетом потребностей детей);Кухонно-бытовой блок (кухня, приспособленная для самостоятельных действий детей-инвалидов и столовая)Спально-гостиничный блок (гостиная и спальня, оборудованная зоной для сна, отдыха, учебы и игры).Главной целью инновационной технологии «Тренировочная квартира» является активная деятельность ребенка-инвалида в разнообразных социальных ситуациях.Результат использования технологии тренировочной квартиры заключается в полном (или частичном) восстановлении ребенка-инвалида к социальной и бытовой деятельности, способствуют расширению сознания, оказанию содействия в адаптации к социуму.Один раз в неделю в рамках этой технологии дети-инвалиды выходят в общественные места, такие как магазин, поликлиника и др. Такие выходы позволяют детям-инвалидам взаимодействовать с людьми, способствуют развитию коммуникативных навыков.Технология социальной реабилитации «Тренировочная квартира» позволяет решить проблему социальной изолированности и включить ребенка-инвалида в социум [25]. Для наиболее эффективной социальной реабилитации детей-инвалидов необходима постоянная целенаправленная работа, поскольку ребенок большую часть времени проводит в кругу семьи, существует необходимость обучения родителей грамотному осуществлению реабилитационных действий. Исходя из данной задачи, появилась такая технология, как домашнее визитирование. Домашнее визитирование – это технология реабилитации детей-инвалидов, сущность которой заключается в визите социальных работников в семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, с целью разработки программы развития ребенка, обучению родителей приемам воспитания и всестороннего развития ребенка-инвалида. Л.В. Кудряшова определяет основные задачи домашнего визитирования:Оказание социально-психологической помощи ребенку-инвалиду в домашних условиях пребыванияОбучение родителей способам ухода и приемам воспитания и развития ребенка-инвалидаВключение родителей в процесс реабилитации ребенка-инвалида [31]Современное развитие общества характеризуется активной интеграцией людей с ограниченными возможностями здоровья в социум. Особенно явно это отображается на работе с детьми-инвалидами. Ребенка с детства развивают как полноценного члена общества. Учат бытовым и социальным навыкам, что отражается в работе по социальной реабилитации таких детей. Постоянно меняющаяся внешняя среда и увеличение количества детей-инвалидов требует от социальных работников разработки и внедрения наибольшего количества эффективных инновационных технологий.Анализ теоретических аспектов проблемы развития инновационных технологий при предоставлении реабилитационных услуг детям-инвалидам, позволяет сделать следующие выводы: 1. Ребенок-инвалид, обладает особым статусом в обществе. Семья, имеющая в своем составе ребёнка-инвалида, характеризуется замкнутостью от социума, ограниченностью общественных связей и общения, а также сложностью взаимоотношений внутри семьи, личностными проблемами ее членов и особенным отношением к ребенку с ограничениями из-за его болезни. 2. Основным средством помощи детям-инвалидам и их семьям решении социальных проблем является социальная реабилитация. 3. Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, восстановления их социального статуса и способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности путем социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации. 4. Основной задачей социально-реабилитационной деятельности является подготовка детей-инвалидов к полноценной жизни в обществе. 5. Наиболее эффективными инновационными технологиями социализации детей-инвалидов являются: ЗаключениеПроблема детей с ограниченными возможностями - это проблема неравных возможностей, обусловленная физическими, психологическими, социальными, культурными и иными барьерами. Значительно страдает коммуникативная деятельность детей с ограниченными возможностями: практика их общения со сверстниками, взрослыми чрезвычайно бедна и замыкается на близких родственниках. Эти барьеры не позволяют ребенку принимать участие в жизни семьи или общества на таких основаниях, как другие члены общества. В связи с этим современное общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить относительно независимой жизнью. Сегодня решение этих вопросов носит комплексный характер. Во многих учреждениях социального обслуживания населения реализуются мероприятия по социально-медицинской, социально-педагогической, социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов, а также ведется работа с родителям. В процессе совместной работы родителей и специалистов улучшается состояние детей, их развитие и поведение.Социальная адаптация приобретает особенно важное значение для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые образуют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья в России сопровождается поиском путей решения этой проблемы, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их трудовой адаптации. Я в первую очередь, что бы решить проблему социальной адаптации детей с ОВЗ, нужно начать с социума, людей которые настроены либо нейтрально, либо негативно. От этого страдают дети, их не принимают, следовательно вытекают дальнейшие осложнения их социализации.Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей.Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.Проблема еще в том, что в нашей стране не существует системы подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми-инвалидами, и основными источниками повышения квалификации остаются: различные конференции и семинары по обмену опытом (и, в первую очередь, с зарубежными коллегами), изучение новой методической литературы и, конечно же, накопленный собственный опыт в процессе работы.Список использованной литературыАйшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. — М., Инфра-М, 2001. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Правовое обеспечение социальной работы: учебник/Акмалова А.А., Капицын В.М. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование:Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-010698-4, 500 экз. Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 400 с. Бондаровская Л. В. Сущность социально-педагогической поддержки как особого вида социально-педагогической деятельности // Омский научный вестник. - 2010. - № 1. - С. 143-145.Бибикова Н.В. Семейное воспитание как фактор становления личности ребенка // Православная культура в современном обществе : проблем и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. УлГПУим.И.Н. Ульянова.2015.С.56-59 Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. Грызова, У.И. Социальные технологии : информационно-коммуникативная типология / У.И. Грызова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2012. – № 3. – С. 80-83.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. — М.: Русский язык, 1980. — 568 с.Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М., 1996 Духновский, С.В., Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях / С.В.Духновский//. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та,.- 2009. – С.124 3. Социальное сопровождение семей с детьми-инвалидами. - Ставрополь: Бюро новостей, 2011. - С.32.Егорова, Н. К. Формы работы по защите прав и интересов детей в условиях социально-реабилитационного центра / Н. К. Егорова // Социальная педагогика. – 2012. – № 5. – С. 23-28. Казанская В. Г. (Подросток: социальная адаптация (стр. 17-36) — Издательский дом «Питер», 2011 — 288 с.) Карданова И. В. К вопросу об определении понятия "социальная поддержка" : конституционно-правовой аспект // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. - 2010. - N 4. - С. 40-42. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М: ПЭРСЭ, 2002.-192 с Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л. В. Карцева. - 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 224 с. - ISBN 978-5-394-01759-9. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Педагогика-Пресс, 1996. Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С-Петербург, «Речь»,2008, 220 с. Маренцева Е. С. Педагогическая поддержка, как научная категория в современных педагогике и психологии // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Т. 15. - № 2. - С. 299-301. Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы (Под. Общ. ред. И. И. Холостовой), -М., Инфра-М, 2003. Мудрик, А. В. Основы социальной педагогики : учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / А. В. Мудрик. – М. : Academia, 2006. – 204, [1] с. – (Среднее профессиональное обра-зование : педагогическое образование). Семейное воспитание детей, лишенных достаточной родительской заботы. 2004 – 2014. Опыт сотрудничества Центра «Дом милосердия» (Санкт-Петербург, Россия), ACER –RUSSIE и Фонда «Гранше» (Париж, Франция) / Под редакцией В.М. Никитина, Е.В. Нестеровой – СПб.: «Полет» 2014.-192 с. Редакционная группа: К. Менье, А. Сермо, К ЛеРу. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 479 с. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детства : муниципальная система / Л. Я. Олиференко. - М. : Народное образование, 2002. -112 с.Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, – 2013. – 272 с. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. -М., 2003. Преодолевая барьеры инвалидности. — М.: И и т соц. работы, 2003. Пракикум по игровой психотерапии. - С-Петербург, «Питер», 2003, 415 с.Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/Е.Н. Приступа – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. -160 с.: 60х90 1/16. – (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-91134-974-5 Социальная работа: Словарь терминов / Е.Н. Приступа; Пер. П.А. Степичева, М.С. Фироновой; Под ред. Е.Н. Приступы. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 232 с.: 60x90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-00091-018-4, 200 экз. Розин В.М. Технология // Новая философская энциклопедия. — М., 2001. — Т. 4. — С. 65—66.Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф. // Социальная работа. - 2003. №1. - С. 33-34.Селевко Т.К., Селевко Л.Г. Социально-воспитательные технологии // Народное образование. - 2002. - №4. Семенова И.С. «Психолого- педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения , 2008, №7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005. — 512 с. Смирнова Е. М. Различные подходы к понятию социально-педагогической поддержки //Современные исследования социальных проблем. -2010. - № 1. - С. 76-78.Ткачева В.В. «Семья ребенка с отклонениями в развитии»- Москва, Книголюб, 2007, 140 с. Холостова Е.И. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учеб.пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. - 340 с. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие для вузов по специальности «Социальная педагогика» / М. В. Шакурова. – М. : Из- дат. центр «Академия», 2002. – 266 с. – (Высшее образова- ние). Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие для высших педагогиче-ских учебных заведений по специальности «Социальная педагогика» / П. А. Шептенко, П. А. Шептенко, Г. А. Воронина. – Москва : Изд. центр «Академия», 2001. – 206 с. – (Высшее образование).
1 Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. — М., Инфра-М, 2001.
2 Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
3 Правовое обеспечение социальной работы: учебник/Акмалова А.А., Капицын В.М. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-010698-4, 500 экз.
4 Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 400 с.
5 Бондаровская Л. В. Сущность социально-педагогической поддержки как особого вида социально-педагогической деятельности // Омский научный вестник. - 2010. - № 1. - С. 143-145.
6 Бибикова Н.В. Семейное воспитание как фактор становления личности ребенка // Православная культура в современном обществе : проблем и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. УлГПУ им.И.Н. Ульянова.2015.С.56-59
7 Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
8 Грызова, У.И. Социальные технологии : информационно-коммуникативная типология / У.И. Грызова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2012. – № 3. – С. 80-83.
9 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. — М.: Русский язык, 1980. — 568 с.
10 Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М., 1996
11 Духновский, С.В., Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях / С.В.Духновский//. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та,.- 2009. – С.124 3. Социальное сопровождение семей с детьми-инвалидами. - Ставрополь: Бюро новостей, 2011. - С.32.
12 Егорова, Н. К. Формы работы по защите прав и интересов детей в условиях социально-реабилитационного центра / Н. К. Егорова // Социальная педагогика. – 2012. – № 5. – С. 23-28.
13 Казанская В. Г. (Подросток: социальная адаптация (стр. 17-36) — Издательский дом «Питер», 2011 — 288 с.)
14 Карданова И. В. К вопросу об определении понятия "социальная поддержка" : конституционно-правовой аспект // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. - 2010. - N 4. - С. 40-42.
15 Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М: ПЭРСЭ, 2002.-192 с
16 Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л. В. Карцева. - 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 224 с. - ISBN 978-5-394-01759-9.
17 Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
18 Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С-Петербург, «Речь»,2008, 220 с.
19 Маренцева Е. С. Педагогическая поддержка, как научная категория в современных педагогике и психологии // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Т. 15. - № 2. - С. 299-301.
20 Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы (Под. Общ. ред. И. И. Холостовой), -М., Инфра-М, 2003.
21 Мудрик, А. В. Основы социальной педагогики : учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / А. В. Мудрик. – М. : Academia, 2006. – 204, [1] с. – (Среднее профессиональное обра- зование : педагогическое образование).
22 Семейное воспитание детей, лишенных достаточной родительской заботы. 2004 – 2014. Опыт сотрудничества Центра «Дом милосердия» (Санкт-Петербург, Россия), ACER –RUSSIE и Фонда «Гранше» (Париж, Франция) / Под редакцией В.М. Никитина, Е.В. Нестеровой – СПб.: «Полет» 2014.-192 с. Редакционная группа: К. Менье, А. Сермо, К Ле Ру.
23 Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 479 с.
24 Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детства : муниципальная система / Л. Я. Олиференко. - М. : Народное образование, 2002. -112 с.
25 Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, – 2013. – 272 с.
26 Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. -М., 2003.
27 Преодолевая барьеры инвалидности. — М.: И и т соц. работы, 2003.
28 Пракикум по игровой психотерапии. - С-Петербург, «Питер», 2003, 415 с.
29 Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/Е.Н. Приступа – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. -160 с.: 60х90 1/16. – (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-91134-974-5
30 Социальная работа: Словарь терминов / Е.Н. Приступа; Пер. П.А. Степичева, М.С. Фироновой; Под ред. Е.Н. Приступы. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 232 с.: 60x90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-00091-018-4, 200 экз.
31 Розин В.М. Технология // Новая философская энциклопедия. — М., 2001. — Т. 4. — С. 65—66.
32 Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф. // Социальная работа. - 2003. №1. - С. 33-34.
33 Селевко Т.К., Селевко Л.Г. Социально-воспитательные технологии // Народное образование. - 2002. - №4.
34 Семенова И.С. «Психолого- педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения , 2008, №7.
35 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005. — 512 с.
36 Смирнова Е. М. Различные подходы к понятию социально-педагогической поддержки //Современные исследования социальных проблем. -2010. - № 1. - С. 76-78.
37 Ткачева В.В. «Семья ребенка с отклонениями в развитии»- Москва, Книголюб, 2007, 140 с.
38 Холостова Е.И. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. - 340 с.
39 Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие для вузов по специальнос ти «Социальная педагогика» / М. В. Шакурова. – М. : Из- дат. центр «Академия», 2002. – 266 с. – (Высшее образова- ние).
40 Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие для высших педагогиче- ских учебных заведений по специальности «Социальная педагогика» / П. А. Шептенко, П. А. Шептенко, Г. А. Воронина. – Москва : Изд. центр «Академия», 2001. – 206 с. – (Высшее образование).
Вопрос-ответ:
Какая цель стоит перед технологией социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья?
Целью технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для полноценного включения этих детей в общество, обеспечение развития их социальных навыков, адаптации к окружающей среде и повышение их качества жизни.
Какие особенные характеристики имеют дети с ограниченными возможностями здоровья?
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют особенности в физическом, интеллектуальном, психологическом и социальном развитии. Они могут иметь проблемы с двигательными навыками, коммуникацией, адаптацией к новым ситуациям и общению со сверстниками. Также у них может быть снижена самооценка и мотивация.
Какие нормативно-правовые документы регулируют социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья?
Нормативно-правовые основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья включают Конституцию РФ, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Закон "Об образовании", а также ряд иных нормативных актов на федеральном и региональном уровнях.
Какие задачи ставят перед технологией социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья?
Основные задачи технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья включают формирование социальных навыков, адаптацию к учебной и общественной среде, развитие самостоятельности и самоуважения, повышение уровня физической и психологической активности.
Какие особенности характеризуют социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья?
Особенностями социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья являются индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его специфических потребностей и целей, работа в команде с родителями и специалистами, и создание поддерживающей и благоприятной среды для развития и интеграции ребенка в общество.
Какие дети рассматриваются как объект социальной реабилитации?
Детьми с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются дети, у которых имеются физические, психические или интеллектуальные проблемы, которые мешают ребенку нормально функционировать в обществе и завершить образовательный процесс. Это могут быть дети с ограниченными двигательными возможностями, с задержкой развития или с речевыми и коммуникативными проблемами.
Какие нормативно-правовые основы регулируют социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья?
Нормативно-правовые основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья включают Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "Об образовании", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов", а также нормативные акты регионального и муниципального уровней. Эти документы предусматривают права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение социальной помощи, реабилитационной поддержки, инклюзивного образования и равенства перед законом.
Что включает в себя технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья?
Технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя комплекс мероприятий, направленных на лечение, развитие и социальную интеграцию ребенка. Эти мероприятия могут включать индивидуальные занятия с психологами, логопедами и другими специалистами, проведение реабилитационных и коррекционных занятий, обучение родителей методам работы с ребенком, а также создание инклюзивной среды в образовательных учреждениях.