Изменение государственного механизма при Александре I
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 22.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1: Учреждение министерств 5
1. Предпосылки 5
2. Учреждение министерств 6
3. Статус министерств 9
Глава 2: Реформа Сената 12
1. Предпосылки реформы 12
2. Структура Сената 16
3. Статус Сената 18
Глава 3: Учреждение Государственного совета 22
1. Состав и структура Государственного Совета 22
2. Статус государственного совета (как совещательного органа) 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
В 1811 году реформаторская деятельность Сперанского М. М. привела к появлению проекта Уложения Правительствующего Сената. Данный пакет документов должен был стать следующим этапом политических преобразований в стране. Разделение веток власти предполагало, что весь Сенат разделится на Правительствующую и Судебную ветку. Но данному преобразованию не дано было уже свершиться. Стремление предоставить крестьянам одинаковые гражданские права с остальным народом вызвало в стране такую бурю возмущения, что царь был вынужден свернуть проект преобразований и отправить Сперанского в отставку. § 2. Статус государственного совета (как совещательного органа)Реформы Сперанского стали настоящей вершиной правительственных преобразований в начале царствования Александра I. Сын простого священника из села, он приложил немало трудов для того, чтобы стать известным юристом и сделать головокружительную административную карьеру.В 1807 году Сперанский уже входил в число лиц, приближенных к императору, практически ежедневно с ним беседовал, обсуждал проекты преобразований. Его мнение часто было решающим для Александра I при выборе кандидатов на государственные должности. Были у него и недоброжелатели, которые считали, что он владеет волей императора и сам управляет Россией. А на самом деле он всего лишь, пусть и очень талантливо, выполнял указания Александра I. Политические взглядыСперанского отличались такой же неопределенностью, как и взгляды самого императора. С одной стороны, они желали сделать Россию поистине европейской державой, а с другой – понимали, что страна еще не готова к резким преобразованиям. Сперанский, как поклонник Наполеона и его идей, считал, что в стране с преобладанием подневольного населения не может быть и речи о настоящей монархии. Однако он также понимал и то, что если резко решить крестьянский вопрос, ограничится самодержавная власть императора, поэтому вел себя крайне осторожно.Разработаны политические реформы Сперанского и поданы на рассмотрение императору были только в 1809 году. В новом проекте он указывал на то, что в связи с революциями, потрясшими Европу, преобразования в России больше откладывать нельзя.Реформы Сперанского в первую очередь касались разделения нескольких ветвей власти (судебной, исполнительной, законодательной) с помощью созыва Государственной думы и введения судебных выборных инстанций. Также он считал первостепенной важностью создание Государственного совета, который связывал бы между собой органы управления центрального и на местах с императором. Реформы Сперанского, впрочем, наделяли все эти новые органы только правом совещательным. Они никак не влияли на самодержавную власть императора.Сперанский и его реформы, носившие либеральный характер, конечно же, имели не только сторонников. Против них выступили дворяне, настроенные консервативно. В преобразованиях они увидели угрозу для своего положения и для самодержавно-крепостнического строя вообще. Историк и писатель Н. М. Карамзин, как основной идеолог консерваторов, представил императору записку, в которой просил его (и даже настаивал) сохранить прежние порядки, чтобы тем самым сохранить самодержавие и крепостничество.Реформы Сперанского также встретили сопротивление со стороны графа А. А. Аракчеева, близкого к Александру I. Граф, наоборот, считал, что для усиления власти императора нужно еще больше развивать сложившуюся бюрократическую систему. Борьба между консерваторами и либералами завершилась поражением последних. А их идеолог был отстранен от государственных дел и отправлен в ссылку.Реализовались реформы Сперанского лишь в одном вопросе: в 1810 году учредили Государственный совет. В его состав вошли министры и прочие высшие сановники по назначению самого императора. Функции Государственного совета заключались в совещаниях по поводу разработки новых законов и интерпретации значения уже принятых законов. Также он занимался распределением финансов между министерствами, рассматривал отчеты министров за год, прежде чем предоставить их императору. Перечисленные функции сохранились за Государственным советом до 1906 года.В целом реформы, проводившиеся в стране с 1802 года по 1811 год, не изменили сущность ее политической системы. Наоборот, они сделали государственный аппарат еще более централизованным. Верховная законодательная и исполнительная власть по-прежнему оставалась за императором.ЗаключениеВ тот момент, когда корону Российской империи возложили на Александра I, ему было всего лишь двадцать четыре года. Тем не менее, несмотря на такой молодой возраст, у него было очень прогрессивное мышление, которое и дало толчок к проведению целого ряда умеренно-либеральных реформ. По своему складу ума и характера Александр относился к представителям просвещённого абсолютизма, по примеру своей бабки Екатерина II. Он не делал попыток посягнуть на твердыню крепостного права, но залог прогресса всегда видел именно в образовании. По этой причине при нём открыли несколько привилегированных учебных заведений, в том числе и знаменитый Царскосельский лицей. Трудами молодого императора была преобразована система административного управления государством. На место старых петровских коллегий, по европейскому образцу, учредили министерства. Была даже предпринята реальная попытка даровать подданным конституцию, но она так и осталась лишь в числе благих намерений. Уже во второй половине царствования Александр провёл реформу в армии, дополнившую весьма громоздкую систему рекрутирования печально известными аракчеевскими военными поселениями. После того, как Александр I взошел на престол, он провозглашает, что управление страной будет осуществляться в соответствии с законами императрицы Екатерины. Правление он начинает с подготовки целого ряда весьма радикальных реформ и начинает с создания взамен коллегий Петра Первого 02.09.1802г. создания министерств.Конечная цель установления новой системы состояла в устранении коллегий, введении министерского принципа управления.Император лично назначал министров, и отвечали они только перед ним. Созданная Александром I министерская система, лишь немного модернизированная существовала до самой революции 1917 г.Тем не менее, по причине того, что верховным распорядителем в стране оставался царь, то введение министерств особо ничего не смогло изменить. Повлияло на это и то, что сам порядок прохождения делопроизводства и функции министерств в самом начале не определили в полном объеме.Новый царь понимал, что создание Правительствующего сената (год 1711-й) было продиктовано благими целями, но считал, что с течением лет этот орган утратил свою значимость и превратился в жалкую имитацию самого себя.Сперанский и его реформы, носившие либеральный характер, конечно же, имели не только сторонников. Против них выступили дворяне, настроенные консервативно. В преобразованиях они увидели угрозу для своего положения и для самодержавно-крепостнического строя вообще. Историк и писатель Н. М. Карамзин, как основной идеолог консерваторов, представил императору записку, в которой просил его (и даже настаивал) сохранить прежние порядки, чтобы тем самым сохранить самодержавие и крепостничество.Александр был, наверное, самым демократически настроенным российским императором. Он получил в свои руки государство, работавшее по устаревшим механизмам, которые было необходимо срочно менять.Список использованной литературыАнаньич Б.В. Кризис власти и реформы в России на рубеже XIX-XX вв. // Отечественная история. 2012. №2.Валишевский К. Александр I. История царствования. В 3 томах - СПб.: «Вита Нова», 2011. - т. 1 - с. 480. Дацишина М. В.Тема Наполеона и войны 1812 г. в советской и нацистской пропаганде в ходе Великой Отечественной войны // Вопросы истории. - 2011. - № 6. - С. 149-156.Завражин А.В. Движение декабристов и его влияние на политическое переустройство России // Вестник Военного университета. 2015. № 3 (11). С. 81 - 89.История отечественных органов внутренних дел: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Мулукаева. М., 2012. История России IX - XX вв. Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов. / Под редакцией М.М. Шумилова, С.П. Рябинкина. С-П. 2011.История России. Учебник – 2-е изд., перераб. и доп./под редакцией А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – Москва, Изд. «Проспект». 2013.История России. / под редакцией Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов, Москва, Издательская группа ИНФРА - М – НОРМА. 2014.История России с древности до наших дней / под редакцией М.Н.Зуева, Москва, Высшая школа, 2008.Ключевский В.О. Русская история: Полн. курс лекций: В 3 кн. – М., 1995.Каргалов В.В., Савельев Ю.С., История России с древнейших времен до 1917 года. – Москва, издательство «Русское слово», 2004.МалыгинА.Я., Мулукаев Р.С. Полиция Российской империи. М.: Юнити-Дана, 2013.Мельникова Л. В.Отечественная война 1812 года и Русская православная церковь // Отечественная история. 2012. № 6. С. 27-38.Моряков В. И., Фёдоров В. А., Щетинов Ю. А. История России для поступающих в ВУЗы. - М.: Проспект, 2014. - С. 185.
1. Ананьич Б.В. Кризис власти и реформы в России на рубеже XIX-XX вв. // Отечественная история. 2012. №2.
2. Валишевский К. Александр I. История царствования. В 3 томах - СПб.: «Вита Нова», 2011. - т. 1 - с. 480.
3. Дацишина М. В. Тема Наполеона и войны 1812 г. в советской и нацистской пропаганде в ходе Великой Отечественной войны // Вопросы истории. - 2011. - № 6. - С. 149-156.
4. Завражин А.В. Движение декабристов и его влияние на политическое переустройство России // Вестник Военного университета. 2015. № 3 (11). С. 81 - 89.
5. История отечественных органов внутренних дел: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Мулукаева. М., 2012.
6. История России IX - XX вв. Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов. / Под редакцией М.М. Шумилова, С.П. Рябинкина. С-П. 2011.
7. История России. Учебник – 2-е изд., перераб. и доп./под редакцией А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – Москва, Изд. «Проспект». 2013.
8. История России. / под редакцией Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов, Москва, Издательская группа ИНФРА - М – НОРМА. 2014.
9. История России с древности до наших дней / под редакцией М.Н.Зуева, Москва, Высшая школа, 2008.
10. Ключевский В.О. Русская история: Полн. курс лекций: В 3 кн. – М., 1995.
11. Каргалов В.В., Савельев Ю.С., История России с древнейших времен до 1917 года. – Москва, издательство «Русское слово», 2004.
12. Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С. Полиция Российской империи. М.: Юнити-Дана, 2013.
13. Мельникова Л. В. Отечественная война 1812 года и Русская православная церковь // Отечественная история. 2012. № 6. С. 27-38.
14. Моряков В. И., Фёдоров В. А., Щетинов Ю. А. История России для поступающих в ВУЗы. - М.: Проспект, 2014. - С. 185.
Вопрос-ответ:
Какие были предпосылки для изменения государственного механизма при Александре I?
Предпосылками для изменения государственного механизма при Александре I были необходимость проведения преобразований в государственной системе, сложившиеся после реформ Петра I. Также важными факторами были растущая роль государственных министерств и необходимость более эффективного управления государством.
Какие меры были предприняты при Александре I для учреждения министерств?
Для учреждения министерств при Александре I были приняты следующие меры. В 1802 году было создано министерство внутренних дел, в 1803 году - министерство юстиции, в 1808 году - министерство иностранных дел, в 1809 году - министерство финансов. Каждое из этих министерств получило определенный круг полномочий и стало осуществлять контроль за соответствующей сферой деятельности государства.
Каков был статус созданных при Александре I министерств?
Созданные при Александре I министерства получили самостоятельный статус и стали ответственными за определенные сферы государственной деятельности. Они получили право принимать решения по своим вопросам и осуществлять контроль за своей областью работы. Однако, все решения министерств требовали согласования с Александром I.
Какие были предпосылки для реформы Сената при Александре I?
Предпосылками для реформы Сената при Александре I были необходимость более эффективного управления государством, а также критика существующей структуры и работы Сената. Критиковалась его непосредственная подчиненность государю, отсутствие коллегиальности, а также несоответствие его состава и структуры реалиям того времени.
Как была устроена структура Сената после реформы при Александре I?
После реформы при Александре I структура Сената была изменена. Вместо одного главы Сената была установлена коллегиальная глава (коллегия), состоящая из пяти членов. Также были введены коллегии министров, во главе каждой из которых стоял один из министров. Это позволило сделать работу Сената более коллегиальной и эффективной.
Какие были предпосылки для учреждения министерств при Александре I?
Предпосылками для учреждения министерств при Александре I стали необходимость в более эффективном управлении государством, а также внешний и внутренний кризисы, которые требовали серьезных государственных реформ.
Как произошло учреждение министерств при Александре I?
Учреждение министерств при Александре I произошло в результате реформ, проведенных Михаилом Сперанским. Эти реформы включали в себя создание министерств, ответственных за различные области государственной деятельности, такие как финансы, внутренние дела и военное дело.
Каков статус министерств при Александре I?
Министерства при Александре I имели большой полномочия и были непосредственно подчинены императору. Они были ответственны за осуществление государственной политики и внесение предложений в императорский совет.
Какие были предпосылки для реформы Сената при Александре I?
Предпосылками для реформы Сената при Александре I стали необходимость укрепления государственного аппарата, улучшение исполнительной деятельности и современные требования управления государством.
Какова структура Сената при Александре I?
Сенат при Александре I состоял из представителей аристократии и духовенства. Он был разделен на несколько департаментов, ответственных за различные сферы государственной деятельности, такие как правосудие, финансы и внешние дела.
Каков статус Сената при Александре I?
Сенат при Александре I имел важное значение в государственной системе. Он был верховным органом исполнительной власти и имел право разрабатывать законы, управлять губерниями и назначать государственных служащих.
Каков состав и структура Государственного Совета при Александре I?
Государственный Совет при Александре I состоял из представителей высшей аристократии, духовенства и государственных служащих. Он был разделен на различные комитеты, занимающиеся различными аспектами государственной политики.