Зона свободной торговли
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 11.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1 История создания зоны свободной торговли в странах СНГ 5
1.2 Зона свободной торговли как одна из форм торгово-экономической интеграции государств 9
ГЛАВА 2. ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ В КРЫМУ 15
2.1 Анализ мирового и регионального опыта функционирования зон свободной торговли 15
2.2 Проблемы и перспективы дальнейшего развития зон свободной торговли в Крыму 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Например, отсутствие развитой инфраструктуры нельзя компенсировать за счет получаемых инвесторами льгот, так как она сама по себе является одним из условий привлечения инвестиций;3) проблему необоснованного перераспределения средств федерального бюджета для развития СЭЗ в одних регионах за счет других и нерационального соотношения "собственные - зарубежные" инвестиции. Нет необходимости тратить бездумно средства федерального бюджета в расчете на иностранные инвестиции там, где можно создать программу привлечения внутренних инвестиций;4) проблему непропорционального вложения иностранного капитала в те сферы деятельности, которые являются наиболее эффективными и наименее рисковыми. Как показывает опыт, в наших нестабильных условиях, такими сферами являются не промышленное или сельскохозяйственное производство, а торговля и развлекательно-туристическая индустрия;5) проблему роста опасности проникновения на территорию СЭЗ неблагонадёжных компаний из числа мировых аутсайдеров и криминализации бизнеса в зоне. Наличие определенных налоговых льгот, как правило, не ведет к активизации и изменению стратегий расширения бизнеса крупных мировых компаний;6) проблему неэффективного расходования на местах и тех явно недостаточных средств, что выделяются Федеральным бюджетом под реализацию определённых программ;7) проблему отсутствия системы реальных государственных гарантий по привлекаемым средствам и отсутствия системного подхода в оценке инвестиционных рисков.Для Крыма альтернативным СЭЗ вариантом регионального развития является разработка и реализация программы стимулирования среднего и малого предпринимательства. Тем более, опыт создания такой программы уже был: в 2012 году Министерством экономического развития и торговли АРК была разработана «Программа развития малого и среднего предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2013-2014 годы».Ее целью было создание надлежащих условий для всестороннего развития малого и среднего предпринимательства АРК и повышения его роли в решении социальных проблем региона. Среди приоритетных заданий Программы (актуальных и сейчас) можно выделить:- устранение административных барьеров, сдерживающих развитие малого предпринимательства, в том числе путем совершенствования процедуры регистрации субъектов предпринимательской деятельности и выдачи документов разрешительного характера, соблюдения принципов государственной регуляторной политики, оптимизации нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности;- активизация финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, направленных на поддержку малого предпринимательства в приоритетных отраслях (сферах) экономики АРК;- оказание информационной, методической, консультационной и другой помощи субъектам малого предпринимательства, в том числе путем повышения квалификации кадров малого и среднего предпринимательства;- создание и обеспечение работы объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства.В качестве источников финансирования Программы использованы бюджет АРК, местные бюджеты. По прогнозу: рост числа занятых при реализации данной Программы 6,9 тыс. человек (с 303,2 тыс. человек до 309,1) и 2500 новых рабочих мест; за 4 года рост поступлений в бюджет в 1,5 раза.Тем самым, не привлекая значительных бюджетных средств, возможно получить позитивный экономический эффект лишь от данной единичной программы. Если же подходить к планированию регионального развития системно, то важности в создании СЭЗ в имеющихся условиях (нестабильности внешней, в том числе нехватки ресурсов бюджета) пока нет. В дальнейшем, при каких-либо изменениях условий ведения бизнеса и устранении присутствующихвопросов, в Крыму безусловно есть смысл создать СЭЗ, при всем при этом не надо создавать принципиально новое, достаточно только обратиться к мировому опыту.ЗАКЛЮЧЕНИЕДля достижения поставленной цели были рассмотрены обозначенные в начале курсовой работы задачи.1) Таким образом, стоит обратить внимание, что создание зоны свободной торговли довольно длительный процесс, который положил свое начало еще в 1993 году. В формирование зоны свободной торговли Россия имела особое значение так как по предложению именно Российской стороны была упрощена законодательная база между странами СНГ. Существовавшие многообразные двухсторонние договоры создавали различные неудобства и приводили к дискриминации в торговле. В Исполкоме СНГ по предложению России было принято многостороннее соглашение о зоне свободной торговли, что значительно упрощало процесс регламентации взаимной торговли.2) Также важно отметить, что само понятие зона свободной торговли рассматривалось многими авторами. Наиболее полным на наш взгляд является предложенное понятие В.В. Комарова, который предлагает понимать зону свободной торговли как форму экономической интеграции нескольких государств, при которой упраздняются таможенные пошлины и другие торговые ограничения между некоторыми странами-участницами. ЗСТ влияет на развитие инфраструктуры, повышает экспортные возможности, позволяет преодолевать многие трудности на рынке по сбыту товаров и оказанию каких-либо услуг.Также, при принятии решения об образование зоны свободной торговли необходимо понимать, что оно возможно только как торгово-экономическое объединение двух государств или таможенного союза и государства, попытки создать зону свободной торговли несколькими государствами неизбежно приведут к отсутствию взаимных интересов во внешней торговле.Полагаем, что теоретическое изучение форм торгово-экономической интеграции государств необходимо анализировать и развивать в дальнейшем, что позволит в результате сформировать обоснованную научную доктрину торгово-экономических объединений государств.3) Таким образом, что вопрос зоны свободной торговли встал для Крыма особенно актуальным после подписания, Владимиром Путиным Закона о создании свободной экономической зоны в Крыму. Также необходимо подчеркнуть, что на данный момент в мире, по различным данным, более 400 зон свободной торговли. Почти все эти ЗСТ служат инструментами социально-экономического преобразования регионов, обычно, ранее депрессивных. А это значит, что данный вопрос является актуальным во многих государствах.4) Тем самым, не привлекая значительных бюджетных средств, возможно получить позитивный экономический эффект лишь от данной единичной программы. Если же подходить к планированию регионального развития системно, то важности в создании СЭЗ в имеющихся условиях (нестабильности внешней, в том числе нехватки ресурсов бюджета) пока нет. В дальнейшем, при каких-либо изменениях условий ведения бизнеса и устранении присутствующих вопросов, в Крыму безусловно есть смысл создать СЭЗ, при всем при этом не надо создавать принципиально новое, достаточно только обратиться к мировому опыту.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативно правовые актыТаможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, N 50, ст. 6615Договор стран СНГ от 24.09.1993 "О создании Экономического союза"// Бюллетень международных договоров, N 1, 1995Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 "О создании зоны свободной торговли"// Бюллетень международных договоров", N 9, 1994Протокол от 02.04.1999 "О внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года" [Электронный ресурс] Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ruФедеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 01.12.2014, N 48, ст. 6658Учебная литератураБуваева Н.Э. Международное таможенное право: Учебник для магистров / Под общ. ред. А.В. Зубача. М.: Юрайт, 2013. 376 с.Комаров В.В. Зоны свободной торговли: Краткий словарь. М.: Финансы и статистика, 2004. 160 с.Сигалов К.Е., Панарин А.А. Многообразие форм среды права: Монография. М.: АНО ВПО "МОГИ", 2012. 236 с.Таможенные процедуры в Таможенном союзе ЕврАзЭС: альбом схем: Учебно-практическое пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2012.Таможенное регулирование: международные стандарты / Под общ. ред. С.В. Борисюка. Минск: Белтаможсервис, 2013. 240 с.Научные статьиАрхипов А.Ю., Павлов П.В., Татарова А.В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности. М.: Монография. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.С. 22Иванова В.Н. Особая экономическая зона в Калининградской области: конкурентоспособность экономического режима и пути развития эксклавного региона России/ В.Н. Иванова, А.Ю. Горохов // Экономические науки. 2015. № 6 . С. 98 - 111.Лешина И.Е. Предпосылки и цели создания СЭЗ. Проблемы и перспективы развития // Проблемы МСУ. 2005. № 16. [Электронный ресурс] Режим доступа. - URL: http://www.samoupravlenie.ru/ 16-12 (дата обращения 10.03.2017).Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза: Монография / К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев, С.Ю. Кашкин и др.; отв. ред. Е.Г. Моисеев. М.: Проспект, 2014. 176 с.Моисеенко Д.Д. Костенко Т.В. Опыт и перспективы создания свободной экономической зоны в Крыму. Символ науки// Экономика и экономические науки.2016. №10-1.С. 91-95Орлов И.В. Проблема трансформации таможенной территории Таможенного союза: Беларусь - Казахстан - Россия // Таможенное дело. 2014. № 3.Пироженко О.Ю. Оценка пространственной структуры АР Крым в контексте реформирования территориального устройства с учетом процессов урбанизации // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10 (39). С. 202-211.Тищенко А.Н., Узунов В.Н., Розгон И.В. Экономическая диагностика регионов как способ управления конкурентоспособностью // Проблемы экономики. Харьков. 2013. №1. с. 151-158.Интернет ресурсыОсобые экономические зоны: опыт и перспективы // Проблемы МСУ. - 2014. № 60. [Электронный ресурс] Режим доступа. - URL: http://www. samoupravlenie.ru/60-04.php (дата обращения 10.03.2017).Россия и Всемирная торговая организация. [Электронный ресурс] Режим доступа. - URL: wto.ru.ru/content/documents/docs/VIIgensogl.doc (дата обращения: 11.03.2017).
Нормативно правовые акты
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, N 50, ст. 6615
2. Договор стран СНГ от 24.09.1993 "О создании Экономического союза"// Бюллетень международных договоров, N 1, 1995
3. Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 "О создании зоны свободной торговли"// Бюллетень международных договоров", N 9, 1994
4. Протокол от 02.04.1999 "О внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года" [Электронный ресурс] Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru
5. Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 01.12.2014, N 48, ст. 6658
Учебная литература
6. Буваева Н.Э. Международное таможенное право: Учебник для магистров / Под общ. ред. А.В. Зубача. М.: Юрайт, 2013. 376 с.
7. Комаров В.В. Зоны свободной торговли: Краткий словарь. М.: Финансы и статистика, 2004. 160 с.
8. Сигалов К.Е., Панарин А.А. Многообразие форм среды права: Монография. М.: АНО ВПО "МОГИ", 2012. 236 с.
9. Таможенные процедуры в Таможенном союзе ЕврАзЭС: альбом схем: Учебно-практическое пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2012.
10. Таможенное регулирование: международные стандарты / Под общ. ред. С.В. Борисюка. Минск: Белтаможсервис, 2013. 240 с.
Научные статьи
11. Архипов А.Ю., Павлов П.В., Татарова А.В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности. М.: Монография. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.С. 22
12. Иванова В.Н. Особая экономическая зона в Калининградской области: конкурентоспособность экономического режима и пути развития эксклавного региона России/ В.Н. Иванова, А.Ю. Горохов // Экономические науки. 2015. № 6 . С. 98 - 111.
13. Лешина И.Е. Предпосылки и цели создания СЭЗ. Проблемы и перспективы развития // Проблемы МСУ. 2005. № 16. [Электронный ресурс] Режим доступа. - URL: http://www.samoupravlenie.ru/ 16-12 (дата обращения 10.03.2017).
14. Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза: Монография / К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев, С.Ю. Кашкин и др.; отв. ред. Е.Г. Моисеев. М.: Проспект, 2014. 176 с.
15. Моисеенко Д.Д. Костенко Т.В. Опыт и перспективы создания свободной экономической зоны в Крыму. Символ науки// Экономика и экономические науки.2016. №10-1.С. 91-95
16. Орлов И.В. Проблема трансформации таможенной территории Таможенного союза: Беларусь - Казахстан - Россия // Таможенное дело. 2014. № 3.
17. Пироженко О.Ю. Оценка пространственной структуры АР Крым в контексте реформирования территориального устройства с учетом процессов урбанизации // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10 (39). С. 202-211.
18. Тищенко А.Н., Узунов В.Н., Розгон И.В. Экономическая диагностика регионов как способ управления конкурентоспособностью // Проблемы экономики. Харьков. 2013. №1. с. 151-158.
Интернет ресурсы
19. Особые экономические зоны: опыт и перспективы // Проблемы МСУ. - 2014. № 60. [Электронный ресурс] Режим доступа. - URL: http://www. samoupravlenie.ru/60-04.php (дата обращения 10.03.2017).
20. Россия и Всемирная торговая организация. [Электронный ресурс] Режим доступа. - URL: wto.ru.ru/content/documents/docs/VIIgensogl.doc (дата обращения: 11.03.2017).
Вопрос-ответ:
Какова история создания зоны свободной торговли в странах СНГ?
Зона свободной торговли в странах СНГ была создана в 1994 году по инициативе товарищества "Содружество Независимых Государств". Это была попытка установить более свободные экономические отношения между странами, основанная на принципах взаимопользы и международной кооперации.
Что представляет собой зона свободной торговли?
Зона свободной торговли - это территория, где устанавливаются особые экономические и правовые условия для проведения международной торговли. Главная цель создания зоны свободной торговли - облегчение и стимулирование торговых операций между участниками, снижение таможенных и административных барьеров, а также упрощение процедур ввоза и вывоза товаров.
Какие проблемы и перспективы развития зон свободной торговли в Крыму?
Развитие зон свободной торговли в Крыму сталкивается с рядом проблем, таких как ограниченные транспортные связи с материковой частью Украины, сложности с взаимодействием с международными организациями и инвесторами, а также отсутствие четкой стратегии развития. Однако, в долгосрочной перспективе, развитие зоны свободной торговли в Крыму может привести к стимулированию экономики региона, привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест.
Какие анализы мирового и регионального опыта функционирования зон свободной торговли проведены?
Были проведены анализы мирового и регионального опыта функционирования зон свободной торговли, чтобы выявить положительные и отрицательные аспекты и применить их при создании зоны свободной торговли в Крыму. Эти анализы позволяют изучить лучшие практики и принять необходимые меры для успешного развития зоны свободной торговли в регионе.
Что такое зона свободной торговли?
Зона свободной торговли - это территория или регион, где устанавливаются специальные условия для проведения международной торговли. В рамках зон свободной торговли обычно отменяются таможенные пошлины и ограничения на импорт и экспорт товаров. Это позволяет участникам зоны свободной торговли свободно обмениваться товарами и услугами без лишних ограничений.
Какова история создания зоны свободной торговли в странах СНГ?
История создания зоны свободной торговли в странах СНГ начинается с распада Советского Союза. В 1992 году был подписан Договор о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), в рамках которого были заложены основы экономического сотрудничества и создания зоны свободной торговли. В последующие годы было подписано несколько соглашений, которые регулировали вопросы торговли между странами СНГ.
В чем заключается экономическая интеграция в рамках зоны свободной торговли?
Зона свободной торговли является одной из форм торгово-экономической интеграции государств. В рамках такой интеграции страны соглашаются на отмену или снижение таможенных пошлин и торговых барьеров для товаров и услуг, ввозимых из других стран-участников. Это позволяет стимулировать торговлю и экономическое развитие между странами.
Какой анализ мирового и регионального опыта функционирования зон свободной торговли проведен?
В статье проведен анализ мирового и регионального опыта функционирования зон свободной торговли. Было просмотрено различные примеры успешных зон свободной торговли в разных странах, таких как Китай, Сингапур, Южная Корея. Также были рассмотрены опыт создания и развития зон свободной торговли в регионах России, включая Крым.
Какова история создания зоны свободной торговли в странах СНГ?
Зона свободной торговли в странах СНГ была создана в результате подписания Содружества Независимых Государств (СНГ) в 1991 году. Она была создана с целью развития торгово-экономических связей между государствами-участниками СНГ и стимулирования внешнеэкономической деятельности в регионе.