Учение протестантских сект о спасении (на примере баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня). - тема курсовой работы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Церковная история
  • 27 27 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 15.04.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1 Православное учение о спасении 5
Глава 2 Основные современные протестантские секты 13
2.1. Баптисты 13
2.2. Пятидесятники 14
2.3. Адвентисты седьмого дня 16
Глава 3 Сравнительный анализ сектантского и православного взглядов на концепцию о спасении 19
3.1. Сотериология пятидесятников 19
3.2. Сотериология адвентистов седьмого дня 24
3.3. Сотериология баптистов 25
Заключение 28
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Позиционное освящение приобретается в момент обращения и представляет собой вменение грешнику крестных заслуг и праведности Христа. Тем не менее, христианин не становиться в результате этого совершенным исполнителем Божественных  заповедей,  поскольку  праведность  его исключительно внешняя, приписываемая ему Богом единственно в результате заслуг христовых.
Действительное освящение и является освящением в собственном смысле слова, то есть постепенным возрастанием в святости, в постоянном противостоянии греху и приобретении навыков исполнения воли Божией. Таким образом, данный аспект святости согласно пятидесятническому пониманию можно определить, как бесконечный путь к совершенству. Путь этот хотя и проходиться человеком, но основной его движущей силой является не воля человека, а Святой Дух, которому человек подчиняется. В данном отношении интересны выражения, которыми сами сектанты пытаются определить рассматриваемый термин: «это упорная борьба между живущим в нас Духом Божьим и старой греховной природой, которая по-прежнему живет в нас и постоянно проявляет себя».
Окончательное освящение - суть состояние прославленного человека после Второго Пришествия Спасителя. Другое наименование данного раздела учения об освящении - доктрина о прославлении.
Следует отметить, что на самом деле, "освящения" и "святость" достигается у пятидесятников не благодаря пребывающему в человеке Святому Духу, а за счет тварных энергий самого человека, так как учение о Благодати, как Энергии Божества, сектантами полностью отрицается.
Согласно представлениям, бытующим на сегодняшний день в среде пятидесятников кроме крещения в воде, существует так же так называемое «крещение Духом Святым».
При этом следует отметить, что указать точное время, в которое происходит данное событие в жизни каждого христианина невозможно. Оно может наступить сразу после крещения в воде, или через неопределенное время; может произойти одновременно с водным крещением и даже ранее его. Единственно чему не может предшествовать крещение Святым Духом, так это возрождению, то есть самому моменту уверования, что вполне закономерно с точки зрения пятидесятнического богословия. Ведь если спасение приходит в сам момент обретения веры, то нет более ничего такого, что могло бы привнести нечто существенное в участь человека. И менее всего в этом смысле значимо водное крещение, о чем мы уже говорили выше.
При этом само возрождение и крещение Духом строго различаются:
«Возрождение — это не то же самое, что крещение Духа Святого (или Духом Святым). Конечно, возрождение и крещение Духом могут произойти одновременно, но иногда между этими двумя событиями может пройти более или менее длительный отрезок времени». 
Крещение Духом не считается пятидесятниками и некоторым этапом процесса освящения. «Крещение Святым Духом происходит, главным образом, не для развития святости в отдельно взятом человеке (хотя это возможно и должно быть), оно дает силу для служения». 
Как видно из приведенных цитат, оно рассматривается не как элемент личной духовной жизни, но скорее как акт поставления на служение Церкви, совмещая в себе те функции, которые в православном богословии отводятся таинствам миропомазания и священства. Здесь мы видим замечательную по своей сути попытку восстановить своими собственными силами потерянное в результате разрыва с Древней Церковью присутствие Святого Духа в жизни христиан, так очевидно осознаваемое в православном Предании.

3.2. Сотериология адвентистов седьмого дня


В общем, учения о спасении пятидесятников и адвентистов во многом схожи, так как имеют один источник – протестантизм. У обоих учений спасение понимается юридически и в рамках Божественного закона. Кроме того, их понимание первородного греха связано с изменением человеческого естества: «Их глаза «открылись», но новое «захватывающее» переживание принесло Адаму и Еве лишь чувство стыда». Кроме того, в их учении о спасении делается упор на физическое и моральное совершенствование, которое больше похоже на курсы саморазвития, чем на борьбу с грехом.
Также в учении адвентистов седьмого дня делается упор на гарантированное спасение (и на Страшном Суде тоже), которое обеспечивается верой – « Пребывая в Нем (в Духе), мы становимся причастниками Божественной природы и получаем уверенность в спасении как теперь, так и на суде».
Существует еще возражение, связанное со спасением, – это неприятие сектантами Евхаристии. Вот, что они говорят: «Недостаточно понимать план спасения только умом. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, — открыл ученикам Христос, — то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).
Этим Христос ясно показывает, что верующие должны питаться Его Словом. Иисус сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63; ср. Мф. 4:4).
То, что «ест и пьет» наш ум, составляет наш характер».
В итоге отрицается сама тайна пресуществляйся Тела Господня и благодать, получаемая через Таинство Причастия. Преломление хлеба в Тело Христово и употребление вина в качестве Крови Христовой воспринимается ими метафорично и иносказательно.

3.3. Сотериология баптистов

В деле спасения баптисты признают только лишь авторитет Священного Писания. Всякое учение, основанное не на Священном Писании, баптисты называют ложным. Таким образом, Писание по учению баптистов, содержит в себе все необходимое для спасения учение Христа и апостолов и нет нужды в Священном Предании.
Баптисты, в общем, принимают христианское учение о Боге, но отрицают возможность природного в энергиях или по благодати соединения человека со своим Творцом, отрицают возможность энергийного общения твари и Творца. То есть, по сути они отрицают мистическое переживание Богообщения.
Бог баптистов по своей природе никоим образом не может быть доступен твари, он трансцендентен. Отсюда дуализм и абстрактное понимание Божества как некоего отвлеченного понятия. Обряды баптистские только указывают на идеи, этим обрядом обозначаемые, но не сообщают участникам обряда благодать. Например хлебопреломление есть только символ тайной вечери, размышление о которой могут укрепить баптизм, но не более, никакого отношения ко спасению участие в тайной вечери не имеет.
По православному учению, в таинствах нетварная природа Божества по благодати или энергийно сообщается тленной твари, преображая и обожая ее. В этом у баптистов нет никакой нужды, поскольку их учение о спасении сводится к учению об избавлении от кар Божиих.
Баптисты отвергают синергию, т.е. сотрудничество, и подменяют его учением о Божественной и человеческой стороне спасения. Божественная сторона заключается в том, что Бог совершил спасение, а человеческое участие сводится только к принятию искупительной жертвы Христа. В этом контексте дела являются плодом веры, но не больше, т.о. активное участие человека в деле спасения ими отвергается. Спасение совершается одним Богом, человеку же отводится роль пассивного существа, которое может только принять этот дар.
Согласно же православного учения спасение совершается посредством синергии благодати и человеческих усилий, реализующихся в следовании заповедей. На всем протяжении пути, ведущего к спасению, благодать Божия помогает нам побеждать грех и достигать обожения. С другой стороны достигнуть единения с Богом можно только любовью к Божественным заповедям.



















Заключение



Итак, рассмотрев Учение протестантских сект о спасении (на примере баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня) можно сформулировать следующие выводы.
Во-первых, основные положения протестантских сект о спасении в основном сходятся. Это подтверждает их появление от одного источника – протестантизма (идеи Мартина Лютера и Жана Кальвина), который покинув лого западной Церкви, не протянул руку Восточной, а пошел своим путем, путем либерализации и дальнейших разделений.
Во-вторых, у сект присутствует искаженное понятие о спасении, кардинальным образом отличающееся от православного понимания: только вера спасает людей. То есть достаточно поверить в Христа, как ты уже спасен. Но, извините, «бесы тоже веруют и трепещут». В результате этого сводится на нет огромный пласт аскетической культуры и нравственного богословия. Сектанты, которых мы встречаем, всегда счастливы и довольны, улыбки озаряют их лица. Но за такой беспечностью и расслабленностью может скрываться страсть или даже прелесть. Ведь человек, который постоянно в приподнятом состоянии, теряет навык сокрушения и раскаяния в своих прегрешениях. Потому-то у этих объединений нет постов и воздержания. От такого положения Церковь начинает хиреть и изменять догматы. Пример этого мы наблюдаем в современной Европе, когда протестантские священники начинают венчать однопалые пары.
В заключении, хочется отметить, что спасение, его суть и глубинный смысл в разных исторических церквях отличаются кардинальным образом. Всевозможное количество различных сект увеличивается год от года. А православное учение, выстраданное и обоснованное, не перестаёт оставаться критерием истинности апостольской Церкви.
Список литературы



Патр. Сергий (Страгородский). ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ.// Спб, 1910.;
Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность. // М.: Юридический институт МИИТа, 2003., 252 с.;
Огицкий Дмитрий Петрович, священник Максим Козлов. ПРАВОСЛАВИЕ И ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО. Протестантизм. Учебное пособие для духовных семинарий и духовных училищ. Издание второе, исправленное и дополненное.// МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ. Издательство храма св. муч. Татианы, Москва, 1999., 57 с.
Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. // М.: Аспект Пресс, 1995., 351 с.
Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. // М. : Моск. Хельсинк. группа, 2012., 384 с.;
Диакон Андрей Кураев. Протестантам о православии. Наследие Христа. // Издатель: Тираж-51, 2011., 380 с.;
Прот. Олег Корытко. Концепция спасения согласно учению пятидесятников. [Электронный ресурс]. Образовательный портал Слово. URL: http://www.portal-slovo.ru/theology/44335.php/ (дата обращения 15.03.2017);
Основание Веры. Информация с официального сайта Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России и СНГ. URL: http://adventist.ru/adventist-beliefs/fundamental-beliefs/. (Дата обращения 15.03.2017).
См.: Патр. Сергий (Страгородский). ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ.// Спб, 1910.
Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность. // М.: Юридический институт МИИТа, 2003. С. 87
См.: Огицкий Дмитрий Петрович, священник Максим Козлов. ПРАВОСЛАВИЕ И ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО. Протестантизм. Учебное пособие для духовных семинарий и духовных училищ. Издание второе, исправленное и дополненное.// МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ. Издательство храма св. муч. Татианы, Москва, 1999., С. 35
См.: Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с. С. 312
См.: Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. // М. : Моск. Хельсинк. группа, 2012., С. 177
Диакон Андрей Кураев. Протестантам о православии. Наследие Христа. // Издатель: Тираж-51, 2011. С. 81
прот. Олег Корытко. Концепция спасения согласно учению пятидесятников. [Электронный ресурс]. Образовательный портал Слово. URL: http://www.portal-slovo.ru/theology/44335.php/ (дата обращения 15.03.2017)
Основание Веры. Информация с официального сайта Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России и СНГ. URL: http://adventist.ru/adventist-beliefs/fundamental-beliefs/. (Дата обращения 15.03.2017)









2















12

Список литературы



1. Патр. Сергий (Страгородский). ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ.// Спб, 1910.;
2. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность. // М.: Юридический институт МИИТа, 2003., 252 с.;
3. Огицкий Дмитрий Петрович, священник Максим Козлов. ПРАВОСЛАВИЕ И ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО. Протестантизм. Учебное пособие для духовных семинарий и духовных училищ. Издание второе, исправленное и дополненное.// МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ. Издательство храма св. муч. Татианы, Москва, 1999., 57 с.
4. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. // М.: Аспект Пресс, 1995., 351 с.
5. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. // М. : Моск. Хельсинк. группа, 2012., 384 с.;
6. Диакон Андрей Кураев. Протестантам о православии. Наследие Христа. // Издатель: Тираж-51, 2011., 380 с.;
7. Прот. Олег Корытко. Концепция спасения согласно учению пятидесятников. [Электронный ресурс]. Образовательный портал Слово. URL: http://www.portal-slovo.ru/theology/44335.php/ (дата обращения 15.03.2017);
8. Основание Веры. Информация с официального сайта Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России и СНГ. URL: http://adventist.ru/adventist-beliefs/fundamental-beliefs/. (Дата обращения 15.03.2017).

Вопрос-ответ:

Какое учение о спасении проповедуют баптисты?

Баптисты верят в индивидуальную ответственность каждого верующего за свое спасение. Они учат, что спасение достигается только через веру в Иисуса Христа и исповедание Христа как своего Спасителя и Господа. Согласно баптистскому учению, спасение Бог дарует по благодати, и оно не достигается через добрые дела, но вера должна проявляться в духовной трансформации жизни.

Какую роль играют пятидесятники в учении о спасении?

У пятидесятников учение о спасении базируется на опыте обращения и наличии Духа Святого. Они считают, что спасение происходит через веру в Иисуса Христа, крещение во имя Иисуса и получение Духа Святого. Для пятидесятников спасение является процессом, который начинается с обращения к Христу и продолжается всю жизнь, включая осознание и проявление даров Духа Святого.

Какая концепция о спасении преподносится адвентистами седьмого дня?

Адвентисты седьмого дня верят в важность и надежность Библейских пророчеств и призывают людей к принятию Иисуса Христа как Спасителя и следованию за ним. Они учат, что спасение достигается через веру в Христа, покаяние и принятие крещения. Адвентисты седьмого дня также придерживаются обязательства соблюдения субботы как святого дня, что служит знаком принадлежности к Богу и богослужению.

Как сотериология протестантских сект отличается от православного учения о спасении?

Протестантские секты, включая баптистов, пятидесятников и адвентистов седьмого дня, уделяют большее внимание роли веры в процессе спасения и индивидуальной ответственности каждого человека перед Богом. В то же время, православное учение о спасении подчеркивает важность духовного процесса трансформации, включая исповедь, отпущение грехов, причастие Святых Таин и соблюдение Божьих заповедей. Протестантские секты часто уделяют большее внимание благодати Божией и учат, что вера является основой для прихода и пребывания христианина в Божьей благодати.

Какие основные протестантские секты изучаются в статье?

В статье изучаются баптисты, пятидесятники и адвентисты седьмого дня.

Чем отличается учение баптистов о спасении от учения пятидесятников?

Учение баптистов о спасении основано на вере и крещении, в то время как у пятидесятников основным аспектом является божественная сила Духа Святого, которая даёт возможность преобразиться и быть спасенным.

Какие основные различия в сотериологии адвентистов седьмого дня и православного учения о спасении?

Основным различием является понимание дня суда и библейской концепции времени после смерти. Адвентисты седьмого дня верят, что после смерти человек находится в состоянии бессознательности до воскресения на суд. Православная церковь, в свою очередь, учит, что душа продолжает существовать после смерти и претерпевает суд за свои дела, прежде чем достичь вечной жизни.

Каким образом православное и сектантское учение различаются в отношении к спасению?

Православное учение о спасении подчеркивает важность веры, таинств и духовной жизни для спасения души. Сектантские учения, такие как у баптистов, пятидесятников и адвентистов седьмого дня, сосредоточены на индивидуальном отношении к Христу и духовном возрождении через искупление и преображение.

В чём особенности сотериологии баптистов?

Основные особенности сотериологии баптистов - это принятие Иисуса Христа как личного Спасителя и вера в Его искупление через крещение. Баптисты верят, что спасение осуществляется через веру, а не через дела, и что каждый человек может иметь личное отношение с Богом.

Что такое протестантские секты?

Протестантские секты - это группы верующих, которые отделились от традиционных протестантских церквей из-за разногласий в вероучении и практике. Они обычно имеют свои собственные учения и обряды.

Какие секты исследуются в курсовой работе?

В данной курсовой работе исследуются баптисты, пятидесятники и адвентисты седьмого дня - протестантские секты, которые имеют свои особенности в учении о спасении.

Какое православное учение о спасении?

Православное учение о спасении предполагает, что человек спасается благодаря вере в Иисуса Христа и его искупительной жертвы. Основное значение придается богословскому учению и освящению через таинства. Также в православии важную роль играет труд на себя и ближнего.