Развитие мелкой моторики как инструмент формирования связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Заказать уникальную дипломную работу- 81 81 страница
- 55 + 55 источников
- Добавлена 07.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…………...…………...…………...…………...…………...…………...
6
1.1. Понятие связной речи и ее становление в норме ……………….......... 6
1.2. Классификация нарушений речи у детей дошкольного возраста ….. 16
1.3. Влияние мелкой моторики на развитие связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи………………..........……….. 22
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 30
2.1. Задачи исследования……………………………………………………. 31
2.2. Методы исследования…………………………………………………... 30
2.3. Организация исследования…………………………………………….. 33
2.4. Результаты констатирующего этапа исследования…………………... 35
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ……………………………………. 42
3.1. Описание работы по формированию связной речи посредством работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением речи……………………………………………………………. 42
3.2. Оценка динамики сформированности связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи………………………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… 74
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 77
Комплектность: игровое панно на которое можно крепить предметы одежды разного цвета и формы, украшать его различными вспомогательными элементами.Варианты игры:Вариант I (для развития памяти ребенка):Используются цветные карточки с сюжетом разного уровня сложности. Показать картинку ребенку и попросить запомнить сюжет, который изображен на ней, а потом спрятать ее.Предложить ребенку самостоятельно воспроизвести сюжет на поле - ковре.В зависимости от возраста ребенка и уровня его развития (5 - 10 сек) и количество раз показа карточки (1 - 4 раза).Вариант 2 (для развития речи):При составлении фигурки предлагаем прокомментировать свои действия. В зависимости от возраста нужно задавать задачи и задавать вопросы. Например: Что ты надел на куклу? Перечисли.В какой последовательности ты надевал одежду?Какого цвета кофточка?Что еще бывает такого цвета?Цвет нравится тебе больше всего?Как ты назовешь свою новую куклу? Куда она пойдет?Вариант 3 (для развития внимания):Проводятся игры на тему: «Что изменилось?».Ребенок внимательно смотрит на готовую композицию, созданную самостоятельно или предложенную взрослым. Затем просим ребенка отвернуться, забираем или заменяем одну из деталей. Ребенок должен ответить, какие изменения произошли.Игру можно усложнить: увеличить количество измененных деталей,не воспринимать ни одной детали, только менять их.Вариант 4 (для развития мелкой моторики рук):Завязывать и развязывать узелки на толстых веревках, шнурках; заплетать косички, завязывать бантики;нанизывать на леску пуговицы, бусинки, ягоды рябины;играть с тонкой проволокой (из нее можно делать интересные фигурки)играть в пальчиковые игры со шнурками (плетение, преподавание букв соч. цифр. предметов);разыгрывать с помощью пальцев различные сценки, инсценировать рифмованные стихи, истории, сказки.Сортировка бусинок (бобов)Цель:Развитие мелкой моторики, уточнения движений пальцев рук, координации движений;развивать наблюдательность, концентрацию внимания, мышления;развивать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине.Комплектность: нитки, мисочки с бусинками разного размера и разного цвета, бобы разной величины, коробочки, пинцеты.Правила и ход игры:Игру можно усложнить, изменяя размеры бусин и емкости отсеков. Однако стоит учесть, что игра достаточно сложная и требует от ребенка крайней концентрации внимания и внутреннего контроля. Если у ребенка бусина падает на поднос, она всегда сама сможет исправить ошибку.Игра требует большой точности в движениях. За каждое удачное действие следует поощрять ребенка, хвалить ее.Варианты игрыВариант 1Воспитатель показывает, как можно с помощью пинцета перекладывать бусины и предлагает детям собственноручно заполнить отсеки бусинками. Когда емкость окажется заполненной, бусины с помощью пинцета переводят обратно.Вариант 2Детям предлагают разложить бусинки по коробочках по цвету а бобы по величине.Вариант 3Ведущий предлагает ребенку сделать ожерелье. Можно предложить сделать ожерелье по образцу, а бусинки подобрать по форме и цвету.Песочная анимацияцель:Развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого,указательного и среднего), осязательные анализаторы.Развивать фантазию, способность создавать художественные образы. Закреплять и расширять знания детей о свойствах песка (манной крупы).Воспитывать у детей эстетический вкус.комплектность: Песок (манная крупа) цветной картон (по временам года), объемные формы.Варианты игрыВоспитатель предлагает детям насыпать тремя пальцами песок (манку)тонким слоем на картон и создать (нарисовать пальчиками или объемными формами) сюжет на заданную тему.Фантазии из прищепокцель:Развивать координацию мелких движений пальцев рук, тактильные и цветовые ощущения;развивать интеллект детей и креативное мышление, фантазию, творческое воображение, память, внимание, наблюдательность, пространственное восприятие, связную речь;Способствовать взаимодействию между речью и движениями пальцев рук.Активизировать эмоциональную сферу детей.Расширить знания детей об окружающем мире, объекты и явления природы.Формировать представление о величине; совершенствовать умение детей различать и группировать предметы по величине и цвету, способствовать их сенсорному развитию.Воспитывать эстетический вкус, чувство композиции.Воспитывать у детей самостоятельность и инициативность, исполнительность, настойчивость.Воспитывать доброжелательные взаимоотношения, умение следовать инструкциям взрослого.Комплектность: желтые, красные, синие картонные кружочки, геометрические фигуры (плоскостные) различных цветов, большие и маленькие прищепки желтого, зеленого, синего, красного, белого и коричневого цветов, силуэтные изображения и набор карточек в соответствии с лексических тем, коврик желтого цвета.Правила и ход игры:напомнить детям об осторожном обращении с прищепками.Во время проведения игр с прищепками желательно использовать заклички, потешки загадки и другой материал познавательного характера.Предоставлять ребенку возможность самостоятельно выполнять то или иное задание, проявлять и воплощать креативные фантазии в самостоятельной творческой деятельности.Игру можно проводить индивидуально или с подгруппой детей.Варианты игры:1. Создание объектов и явлений природыподарим лучики для солнышка (большие, маленькие, большие и маленькие)дождевая тучка (прикрепить прищепки к веревочку или друг к другу)морская волна (зигзагообразная форма).2. Растительные фантазии:колючки на кактусе, листочки на цветах;волшебные цветы (одного цвета и разноцветные, с помощью геометрических форм и только с прищепок)овощи и фрукты (ботва для свеклы и моркови, ананаса; силуэтном создание с воображением)грибочки (ножка)травонька - муравонька (высокая, низенькая, густая, пожелтевшая)елка (подобрать по цвету, прикрепить прищепки попарно, прикрепить под углом к «ствола», создатьобъемную елку)3. Маленькие помощники:укрась баночку, коробочку (закрепить прищепку на стенках предметов, украсить одним цветом или различными, большими или маленькими и т. д.);посушим белье (закрепить клочки материи прищепкой соответствующего цвета)построим заборчик;смоделируем одежду куклам.4. Веселые фигурки (с помощью геометрических форм):Телевизор (антенна)Столик (ножки)Ежик (колючки)Робот (туловище, руки, ноги)Домик (крыша) и др ..V. Выкладывание картин, сочинение сказок и веселых историй с образованными силуэтами и образами.Игра "Цветные шарики"Цель: Познакомить детей с игровым материалом: панно, резиновые мячики. Закрепить знания о цветах и их оттенках. Упражнять в согласовании существительного с прилагательным. Развивать мелкую моторику рук.Воспитывать умение играть вместе, следовать инструкциям взрослого.Комплектность: игровое панно, резиновые мячики с шипами.Правила и ход игры: Перед игрой педагог загадывает детям загадку - стихотворение:Хотя и ест только воздух – Потолстеет через мгновение; Как наестся, то без ветра К облакам долетит.После того, как дети отгадывают загадку, педагог раскладывает игровое панно, дети обследуют резиновые мячики, находят дорожки по цвету. Каждый ребенок прокатывает резиновый мячик по направлению к воздушному шарику такого же цвета. Ребенок прокатывает мячик ладонью правой руки от конца нити к воздушного шарика, в обратном направлении ребенок катит его ладонью левой руки.Варианты игры:1. Мячик следует прокатывать пальчиками правой руки к воздушного шарика, в обратном направлении ребенок катит его пальчиками левой руки. Можно прокатывать мяч отдельно каждым пальцем. Как осложнение, дети могут произносить слова стихотворения - загадки о шарик, или говорить: "Я качу зеленый мячик в зеленый шарики".2. Панно можно использовать для закрепления навыков согласования существительных с прилагательными.Ребенок прокатывает шарик по волнистой линии, называя предметы, которые бывают такого же цвета. Сначала педагог накладывает на шарики разнообразные предметы определенного цвета, затем дети по памяти называют предметы. Например: солнышко желтое; одуванчик желтая; лимон желтый и тому подобное.Игра «дождик»Цель: Расширить знания детей о явлениях природы. Закрепить понятия: "облака", "гром", "дождь", "молния", "град", "гроза", "снегопад". Обогащать и активизировать словарь детей словами, в соответствии с темой "Явления природы". Учить четко произносить название природного явления; подбирать к существительным соответствующие глаголы (дождь идет, гром гремит, молния сверкает, облака плывут и т.д.). Развивать связную речь, обучая детей составлять рассказы о явлениях природы. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать наблюдательность, самостоятельность.Комплектность: Игровое панно, на которое можно крепить на липкий ленте неживые объекты природы, 5 деревянных или резиновых мячиков.Правила и ход игры: В начале игры дети получают мячики. Каждый ребенок должен прокатить мячик по панно к соответствующему явления в природе, которое называет педагог, снизу вверх пальцами левой руки и вернуть мячик сверху вниз по панно пальцами правой руки.Варианты игры:1. Прокатывая мячик, ребенок четко произносит название природного явления.2. Прокатывая мячик, ребенок сначала вместе с педагогом, а затем самостоятельно говорит стихотворение о данном явлении.3. Панно можно использовать для закрепления умения детей подбирать к существительному-название явления соответствующее глагол. Например, прокатывая мячик молнии, говорит: "Молния блестит, излучает".1V. Перед игрой педагог может предложить детям выбрать для себя любое явление, которое расположено на панно; вспомнить, что они знают об этом явлении и, прокатывая мячик, рассказать о нем.Игра "Пошли ножки в пляс, и обули сапожок"Цель: способствовать развитию познавательной и речевой активности, продолжать учить оперировать понятиями «левый - правый»;закреплять названия геометрических фигур и умение использовать их для украшения;поддерживать желание находить парные предметы в соответствии цветовой гаммы;развивать логическое мышление, фантазию и мелкую моторику рук.Развивать умение использовать элементы народного фольклора (потешки, потешки, скороговорки, считалки) во время игры.Воспитывать базовые качества: наблюдательность, креативность, самообладание ответственность.Комплектность: 3 коврика в виде стопы, вырезанные из ткани разноцветные силуэты сапожек, геометрические фигуры, разноцветные бусинки и ниточки.Правила и ход игры: На полу лежат разноцветные коврики в виде стоп. В корзинках находятся вырезанные из ткани разноцветные сапожки.Варианты игры:1. Дети находят пару сапожек определенного цвета, выкладывают их на коврик и украшают геометрическими фигурами.2. Дети среди набора разноцветных сапожек ищут пару, а затем украшение соответствующего цвета.3. Выложить с помощью нитей пару сапожек соответствующего цвета.Такимобразом,формированиесвязнойречичерезразвитиемелкоймоторикивыполняетсякомплекснои,восновном,вигровойформе.3.2.ОценкадинамикисформированностисвязнойречиудетейдошкольноговозрастаснарушениямиречиЦельконтрольногоэксперимента:оценитьэффективностьразвитиямелкоймоторикинаформированиесвязнойречиудетей старшего дошкольного возрастасобщимнедоразвитиемречитретьегоуровня.Задачиконтрольногоэксперимента:1.Подобратьдиагностическиеметодики,направленныенаизучениесвязнойречидетейстаршегодошкольноговозраста.2.Провестиконтрольныйэкспериментбазе…налогопедическойгруппедетейсОНРIIIуровняинабазе…нагруппестаршегодошкольноговозрастаснормальнымразвитием.3.Сравнитьполученныепоказателиконтрольногоэкспериментасданнымиконстатирующегоэксперимента.4.Проанализироватьрезультатыконтрольногоэксперимента.Висследованииучаствовало15детейэкспериментальнойгруппы5-6летсОНРIIIуровняи15детейстаршегодошкольноговозрастаконтрольнойгруппыснормальнымречевымразвитием.Дляконтрольногоисследованиясвязнойречидетей старшего дошкольного возрастабылииспользованытежедиагностическиеметодики,чтоинаэтапеконстатирующегоэксперимента.ДлявыявленияуровняразвитиясвязнойречидетейбылапроведенатестоваяметодикадиагностикиустнойречиВ.П.Глухова[7]иметодикаобследованиясвязнойречиЛ.Н.Ефименковой[15].Комплексноеисследованиевключаловсебячетыреэкспериментальныхзадания:1.Пересказранеезнакомоготекста;2.Рассказпосериисюжетныхкартин;3.Рассказпоранеевиденному;4.Рассказ-описание.Выполнениекаждогозаданияконтрольногоэкспериментадетьмиэкспериментальнойгруппыоценивалосьпобалльно-уровневойсистеме,данныефиксировалисьвсоответствующемпротоколе(Таблица7)вПриложении9.Наоснованииэтихпоказателейбылисоставленысравнительныедиаграммы.Количественныерезультатыпопервомузаданиюнагляднодемонстрируетрисунок6.Рис.6.СравнительнаядиаграммаобследованиясоставленияпересказазнакомойсказкиэкспериментальнойиконтрольнойгруппынаконтрольномэтапеАнализрезультатоввыполненияпервогозаданияпоказалдостаточновысокиерезультаты.Удвоихдетей–13,3%невозниклотрудностейвсоставлениилогичногоиполногопересказазнакомойсказки.Всегоодинребенок–6,7%%показалнедостаточныйуровень,ушестидетейудовлетворительныйуровеньвыполнениязадания,аэто–40%отвсейгруппыдетей.Рис.7.ДинамикавразвитиинавыкасоставленияпересказазнакомойсказкиуэкспериментальнойгруппыМысравнилирезультатыобследованиянавыкапересказазнакомойсказкиудетейэкспериментальнойгруппынаконстатирующемиконтрольномэтапахэксперимента(рисунок7),иполучилиследующиерезультаты:на13,3%возрослоколичестводетейсвысокимуровнем,примернона27%увеличилоськоличестводетейсудовлетворительнымуровнем.Низкиерезультатывыполненияданногозаданияпоказалвсегоодинребенок.На13%уменьшилоськоличестводетейснедостаточнымуровнемвыполнениязадания.Количественныерезультатыповторомузаданиюнагляднодемонстрируетрисунок8.Рис.8.СравнительнаядиаграммаобследованиясоставлениярассказапосериикартинэкспериментальнойиконтрольнойгруппынаконтрольномэтапеВыполнениевторогозадания–составлениерассказапосериисюжетныхкартинокневыявилозатрудненийуодногоребенкаэкспериментальнойгруппы–6,7%.Пятьдетей–33,3%справилисьсзаданиемудовлетворительно.Семерымдетям–46,6%потребоваласьстимулирующаяпомощьвразложениикартинок,удетейвозникалитрудностиприсоставлениифразовоговысказывания,норассказыдетейбылисоставленыдостаточнограмотноипоследовательно.Низкийуровеньпоказалидвоедетей–13,4%.Рис.9.ДинамикавразвитиинавыкасоставлениярассказапосериикартинуэкспериментальнойгруппыМысравнилирезультатыобследованиянавыкасоставлениярассказапосериисюжетныхкартинудетейэкспериментальнойгруппынаконстатирующемиконтрольномэтапеэксперимента(рисунок9),иполучилиследующиерезультаты:на6,7%возрослоколичестводетейсвысокимуровнем,примернона30%увеличилоськоличестводетейсудовлетворительнымуровнем.На15%уменьшилоськоличестводетейснедостаточнымуровнем.Низкийуровеньвыполненияданногозаданияпоказалидвоедетей–13,3%.Количественныерезультатыпотретьемузаданиюнагляднодемонстрируетрисунок10.Рис.10.СравнительнаядиаграммаобследованиясоставлениярассказапоранеевиденномуэкспериментальнойиконтрольнойгруппынаконтрольномэтапеТретьезадание–составлениерассказапоранеевиденномупотребовалоотдетейнаибольшейсамостоятельностиизложения.Анализрассказовпоказал,чтосэтимзаданиемнаконтрольномэтапеэкспериментасправилсяодинребенок–6,7%.Удовлетворительныйуровеньпоказалипятьдетей–33,3%.Семерымдетямдлясоставлениярассказапотребовалсявопросныйпланиподсказкилогопеда–онипоказалинедостаточныйуровеньвыполнениязадания–40%.Низкийуровеньудвоихдетей–13,3%.Рис.11.ДинамикавразвитиинавыкасоставлениярассказапоранеевиденномууэкспериментальнойгруппыМысравнилирезультатыобследованиянавыкарассказапоранеевиденномуудетейэкспериментальнойгруппынаконстатирующемиконтрольномэтапеэксперимента(рисунок11),иполучилиследующиерезультаты:на6,7%возрослоколичестводетейсвысокимуровнем,на33%увеличилоськоличестводетейсудовлетворительнымуровнем.Примернона10%уменьшилоськоличестводетейснедостаточнымуровнем.Наконтрольномэтапеэкспериментапоказалинизкийуровеньвсегодвоедетей–13,3%.Количестводетейснизкимуровнемуменьшилосьпочтина30%.Количественныерезультатыпочетвертомузаданиюнагляднодемонстрируетрисунок12.Рис.12.Сравнительнаядиаграммаобследованиясоставлениярассказа-описанияэкспериментальнойиконтрольнойгруппынаконтрольномэтапеЧетвертоезаданиесоставлениерассказа-описанияпредметанесоставилозатрудненийуодногоребенка–6,7%.Шестьдетейсправилисьсзаданиемудовлетворительно–40%.Ушестерыхдетей–40%рассказыбылисоставленыдостаточнополноипоследовательно,нопроявляласьстереотипностьоформлениявысказывания,аграмматизмы,бедностьсловарногозапаса,ограниченноезнаниеслов-признаковонипоказалинедостаточныйуровень.Низкийуровеньпоказалидвоедетей–13,3%.Рис.13.Динамикавразвитиинавыкасоставлениярассказа-описанияуэкспериментальнойгруппыМысравнилирезультатыобследованиянавыкарассказа-описанияудетейэкспериментальнойгруппынаконстатирующемиконтрольномэтапеэксперимента(рисунок13),иполучилиследующиерезультаты:1ребенокпоказалхорошийуровеньвыполнениязадания,примернона33%возрослоколичестводетейсудовлетворительнымуровнем.На20%уменьшилоськоличестводетейснедостаточныминизкимуровнемвыполненияданногозадания.Баллыповсемчетыремвидамзаданийфиксировалисьиподвергалисьанализу.Мыподсчиталиколичествобалловзавсюсериюзаданийповсемиспытуемымиопределилиуровеньразвитиясвязнойречидетейэкспериментальнойгруппынаконтрольномэтапеэксперимента.Проведясравнительныйанализрезультатовобследованиянаконстатирующемиконтрольномэтапеэксперимента,мыполучиликоличественныерезультаты,которыенагляднопредставленынарисунке14.Рис.14.ДанныесравнительногоисследованияуровняовладениясвязнойречьюэкспериментальнойгруппынаконстатирующемиконтрольномэтапахэкспериментаПорисунку14видно,чтоданныеполученныенаконстатирующемиконтрольномэтапезначительноотличаются.Наконтрольномэтапеэкспериментаодинребенокуспешновыполнилвсюсериюзаданийипоказалхорошиерезультатыовладениясвязнойречью–это6,7%.Также,можноотметитьповышениеболеечемна30%детейсудовлетворительнымуровнемразвитиясвязнойречи.Всеещеостается40%этошестьдетейснедостаточнымуровнем,ноихколичествоуменьшилосьна13,3%(на2человека)посравнениюсконстатирующимэтапомэксперимента.Количестводетейснизкимуровнемразвитиясократилосьна20%исоставиловсегодвоихдетей.ВыводыпоГлаве3Намибыларазработанакомплекснаяметодикаразвитиямелкоймоторикидетей дошкольного возрастасОНР,предусматривающаяразвитиесвязнойречи.Вработеактивноиспользоваласьгимнастикадляпальцев,аименнопассивныеупражнениядляпальцевиактивныеупражнениядляпальцев.Формированиесвязнойречичерезразвитиемелкоймоторикивыполняетсякомплекснои,восновном,вигровойформе.Цельюконтрольногоэкспериментасталаоценкаэффективностиразвитиямелкоймоторикинаформированиесвязнойречиудетей старшего дошкольного возрастасобщимнедоразвитиемречитретьегоуровня.Приэтомбылирешеныследующиезадачи:1.Подобратьдиагностическиеметодики,направленныенаизучениесвязнойречидетейстаршегодошкольноговозраста.2.Провестиконтрольныйэкспериментбазе…налогопедическойгруппедетейсОНРIIIуровняинабазе…нагруппестаршегодошкольноговозрастаснормальнымразвитием.3.Сравнитьполученныепоказателиконтрольногоэкспериментасданнымиконстатирующегоэксперимента.4.Проанализироватьрезультатыконтрольногоэксперимента.Висследованииучаствовало15детейэкспериментальнойгруппы5-6летсОНРIIIуровняи15детейстаршегодошкольноговозрастаконтрольнойгруппыснормальнымречевымразвитием.Дляконтрольногоисследованиясвязнойречидетей старшего дошкольного возрастабылииспользованытежедиагностическиеметодики,чтоинаэтапеконстатирующегоэксперимента.ДлявыявленияуровняразвитиясвязнойречидетейбылапроведенатестоваяметодикадиагностикиустнойречиВ.П.ГлуховаиметодикаобследованиясвязнойречиЛ.Н.Ефименковой.Наконтрольномэтапеэкспериментавэкспериментальнойгруппеодинребенокуспешновыполнилвсюсериюзаданийипоказалхорошиерезультатыовладениясвязнойречью–это6,7%.Также,можноотметитьповышениеболеечемна30%детейсудовлетворительнымуровнемразвитиясвязнойречи.Всеещеостается40%этошестьдетейснедостаточнымуровнем,ноихколичествоуменьшилосьна13,3%(на2человека)посравнениюсконстатирующимэтапомэксперимента.Количестводетейснизкимуровнемразвитиясократилосьна20%исоставиловсегодвоихдетей.Даннаядинамикабылаотмеченанафоненезначительныхизмененийврезультатахконтрольнойгруппы.Такимобразом,послепроведениякоррекционныхзанятийспоразвитиюмелкоймоторикимыможемпроследитьположительнуюдинамикувразвитиисвязнойречиудетейданнойкатегории,чтосвидетельствуетобэффективностииспользованиядидактическихигрналогопедическихзанятияхпоформированиюсвязноговысказывания.ЗАКЛЮЧЕНИЕУдетей старшего дошкольного возрастасобщимнедоразвитиемречинарушеноформированиевсехкомпонентовречевойсистемы,чтоведетзасобойзначительноеотставаниевовладениииминавыкамисвязнойречи.Именноотуровняразвитиясвязноговысказывания(уменийсодержательно,последовательноилогичностроитьвысказывания)вдальнейшемзависитуспешностьдетейсобщимнедоразвитиемречиприобучениившколе:овладениенавыкамиучебногомонолога,грамоты,письма.СвязнаяречьудетейсОНРсамостоятельнонеформируется.Очевиднанеобходимостьсистематическойкоррекционнойработылогопедасиспользованиемэффективныхметодовисредствпоформированиюсвязнойречи.Мелкаямоторикаэтосовокупностьскоординированныхдействийнервной,мышечнойикостнойсистем,частовсочетаниисозрительныманализаторомввыполнениимелкихиточныхдвиженийкистямиипальцамирукиног.Входеисследованиянаучнойлитературыподанномувопросубыливыявленызакономерностиразвитиямелкоймоторикиудетейирассмотреныпонятиямелкоймоторикииеезначениевжизничеловека.Вданнойработеотраженыметодыиспособы,способствующиеразвитиюмелкоймоторикидетей дошкольного возраста,вособенностиудетейснарушениямиречи.Проанализировавпсихолого-педагогическуюлитературупообозначеннойпроблеме,мыпришликвыводу,чтомелкаямоторикаруксовместнофункционируетстакимивысшимипсихическимипроцессами,каквнимание,мышление,зрительнаяидвигательнаяпамять,речь.Изученысовременныепредставленияобобщемнедоразвитииречи,проанализировананаучно-методическаялитература,характеризующаяособенностисвязнойречиудетей дошкольного возрастасобщимнедоразвитиемречитретьегоуровня,выявленыпсихологическиеособенностидетейсречевыминарушениями,рассмотренвопросэффективностипримененияупражненийдляразвитиямелкоймоторикипоформированиюсвязнойречиудетей старшего дошкольного возрастасобщимнедоразвитиемречи.Подобраныипроведеныдиагностическиеметодикипоисследованиюуровнясформированностисвязнойречиудетейстаршегодошкольноговозрастасобщимнедоразвитиемречитретьегоуровняиудетейснормойразвития.ИсследованиепроведенопометодикеВ.П.ГлуховаиЛ.Н.Ефименковой.Сравнительныйанализданныхэкспериментальногоисследованиявыявил,чтосвязнаяречьдетей старшего дошкольного возрастасобщимнедоразвитиемречитретьегоуровняхарактеризуетсянедостаточнойсвязностью,логичностьюипоследовательностью.Разработанипроведенкомплекслогопедическихзанятийсприменениемметодовразвитиямелкоймоторики,направленныйнакоррекциюнедостатковсвязнойречиудетейстаршегодошкольноговозрастасобщимнедоразвитиемречитретьегоуровня.Намипроведенаоценкаэффективностикоррекционно-развивающихлогопедическихзанятийнаправленныхнаразвитиесвязнойречиустаршихдетей старшего дошкольного возрастасобщимнедоразвитиемречитретьегоуровня.Данныеполученныевходеповторнойдиагностикипоказалиболеевысокийуровеньсвязноговысказыванияудошкольниковэкспериментальнойгруппы:пересказыдетейбылисоставленыпоследовательнобезлогическихпропусковмеждупредложениямиичастямирассказа;появилисьзачаткисложногопредложения;обогатилсялексическийсловарь;повысилисьнавыкииспользованияграмматическиправильнооформленныхвысказываний;детямсталдоступенсамыйсложныйвидрассказа–творческий.Следовательно,послепроведениякомплексалогопедическихзанятийспоразвитиюмелкоймоторики,отмеченаположительнаядинамикаразвитиясвязнойречиудетей старшего дошкольного возрастасобщимнедоразвитиемречиIIIуровня,чтосвидетельствуетобэффективностииспользованияметодикразвитиямелкоймоторикивлогопедическихзанятиях.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫАлексееваИ.В.,ВасильеваВ.С.Использованиепальчиковойгимнастикиипальчиковыхигрвпроцессеформированияактивногословарядетеймладшегодошкольноговозраста//МатериалыVIIIМеждународнойстуденческойэлектроннойнаучнойконференции«Студенческийнаучныйфорум»URL:http://www.scienceforum.ru/2016/1385/17187(датаобращения:04.03.2017).АлексееваМ.М.,ЯшинаБ.И.Методикаразвитияречииобученияродномуязыкудошкольников:Учеб.пособиедлястуд.высш.исред,пед.учеб.заведений.--3-еизд.,стереотип.–М.:Издательскийцентр«Академия»,2000.–400с.БелаяА.Е.Пальчиковыеигрыдляразвитияречидошкольников[Текст]/А.А.Блок.–М.:Астрель,2009.–143с.БернштейнН.А.Очеркипофизиологиидвиженийифизиологииактивности[Текст]/Н.А.Бернштейн.–М.,1966.–349с.–с139БотО.С.Формированиетонкихдвиженийпальцеврукудетейсобщимнедоразвитиемречи.Дефектология.–1983.–№1.–С.61.ВавиловаА.В.Развитиемелкоймоторикикаксредствоулучшенияречи[Текст]/А.В.Вавилова//Молодойученый.—2014.—№5.—С.495-497.ВоробьеваВ.К.Обучениедетейстяжелыминарушениямиречипервоначальномунавыкуописательно-повествовательнойречи/В.К.Воробьева//Дефектология.–1990.–№4.–C.40–46.Воробьева,В.К.Методикаразвитиясвязнойречиудетейссистемнымнедоразвитиемречи[Текст]/В.К.Воробьева.-М.:ACT:Астрель:Транзиткнига,2006.ВыготскийЛ.С.Проблемавозраста.Собраниесочинений:в6-гит.Т.4.[Текст]/Л.С.Выготский.–М.:Педагогика,1982.–С.244-268.ВыготскийЛ.С.Развитиевысшихпсихическихфункций[Текст]/Л.С.Выготский.–М.:Просвещение,1988.–500сГатанова,Н.В.,ТунинаЕ.Г.Развиваюмелкуюмоторику[Текст]/Н.В.Гатанова,Е.Г.Тунина.-СПб.:«Питер»,2000г.,-144с.ГлуховВ.П.СмирноваМ.Н.Исследованиеособенностейсвязнойречистаршихдошкольниковсзадержкойпсихическогоразвитияиобщимнедоразвитиемречи//Логопедия.–2005.-№3.–125с.ГлуховВ.П.Изопыталогопедическойработыпоформированиюсвязнойречидетейсобщимнедоразвитиемречидошкольноговозрастаназанятияхпообучениюрассказыванию/В.П.Глухов//Дефектология.–1994.–№2;1994.–№4.–C.63–71.Глухов,В.П.Формированиесвязнойречиудетейсобщимречевымнедоразвитием[Текст]/В.ПГлухов.–М:АРКТИ.2004.–168с.ГорбуноваЕ.Взаимосвязьнарушениймелкоймоторикиснарушениямиречиудетейдошкольноговозраста//Коррекционнаяработа,2016.-№8.–С.62-67.Гриншпун,Б.М.Дислалия/Б.М.Гриншпун//Логопедия/подред.Л.С.ВолковойиВ.И.Селиверстова.М.:Гуманит.изд.центВЛАДОС,1997.Т.1.С.109-156.ГуревичМ.О.иОзерецкийН.И.Психомоторика,ч.1-2,М.-Л.,1930ЕржановаС.Е.,ЖумабековаА.А.,ДынгыроваГ.С.Использованиепальчиковойгимнастикикакодноизсредствразвитияречидетей[Текст]//Актуальныевопросысовременнойпедагогики:материалыVIМеждунар.науч.конф.(г.Уфа,март2015г.).—Уфа:Лето,2015.—С.57-59.ЕфименковаЛ.Н.Формированиеречиудошкольников:(Детисобщимнедоразвитиемречи).Пособиедлялогопедов[Текст]/Л.Н.Ефименкова..–М.:Просвещение,1981.–112с.Жукова,Н.С.,Мастюкова,Е.М.,Филичева,Т.Б.Преодолениеобщегонедоразвитияречиудошкольников[Текст].–Екатеринбург:Литург,2004.–320с.ЗапорожецА.В.Развитиепроизвольныхдвижений[Текст]/А.В.Запорожец.–М.:Астрель,1990.–320с.ЗемляченкоМ.В.,КутергинаТ.В.,КузнецоваТ.Д.Формированиемелкоймоторикииразвитиеречидошкольников[Текст]//Проблемыиперспективыразвитияобразования:материалыVМеждунар.науч.конф.(г.Пермь,март2014г.).—Пермь:Меркурий,2014.—С.169-172.Кольцова,М.М.Двигательнаяактивностьиразвитиефункциймозгаребенка[Текст]/М.М.Кольцова.–М.,1973.КрупенчукО.И.Пальчиковыеигры[Текст]/О.И.Крупенчук.–СПБ.:Литера,2005.–220с.ЛалаеваР.И.,СеребряковаН.В.Коррекцияобщегонедоразвитияречиудошкольников.-СПб.:СОЮЗ,1999.-160с.ЛевшинаН.И.,ГрадусоваЛ.В.Современныеподходыкметодикеразвитиясвязнойречидошкольников//Фундаментальныеисследования.–2015.–№2-9.–С.1988-1992;URL:http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37347ЛобановаН.Н.Влияниемелкоймоторикирукнаразвитиеречидетей[Текст]/Н.Н.Лобанова//Молодойученый.—2014.—№20.—С.595-596.ЛурияА.Р.Языкисознание[Текст]/А.РЛурия.–М.,1979.–320с.ЛурияА.Р.Мозгипсихологическиепроцессы[Текст]/А.Р.Лурия.–М.,1963МакароваВ.Н.,СтавцеваЕ.А.,МирошкинаМ.Н.Методикаработыпоразвитиюобразнойречиустаршихдошкольников.М.:Центрпедагогическогообразования,2009.ПавловаЛ.Значениеразвитиядействийрук.//Дошкольноевоспитание.1984,№1.С.54-60.ПлутаеваЕ.,ЛосевП.Развитиемелкоймоторикиудетей5-7-лет//Дошкольноевоспитание–2005-№5–С.43–45.Работапоразвитиюсвязнойречивдетскомсаду(старшаяиподготовительнаякшколегруппы)//Дошкольноевоспитание,1984,№11.Рубинштейн,С.Л.Основыобщейпсихологии[Текст]:в2т./С.Л.Рубинштейн;АПНСССР.–М.:Педагогика,1989.–Т.1.–488с.СавинаЛ.П.Пальчиковаягимнастикадляразвитияречидошкольников[Текст]/Л.П.Савина.–М.:Родничок,2013.–185с.Связнаяречь//Воспитаниеиобучениедетей6-гогодажизни/Подред.Л.А.ПарамоновойиО.С.Ушаковой.-М.:Просвещение,1987.СидорчукТ.А.,ХоменкоН.Н.Технологияразвитиясвязнойречидошкольников(методическоепособиедляпедагоговдошкольныхучреждений)[Текст]/2004,-59с.СолнцеваВ.А.200упражненийдляразвитияобщейимелкоймоторикиудошкольниковимладшихшкольников[Текст]/М.:АСТ,2011.–165с.ТкаченкоТ.А.Мелкаямоторика.Гимнастикадляпальчиков[Текст]/М.:ЭКСМО,2010.–234с.СохинФ.А.Осознаниеречидошкольниками.–М.:Педагогика,1978.Сухомлинский,В.А.Родительскаяпедагогика.-М.:Знание,1978.-96с.ТрофименкоЛ.І.КорекційненавчаннязрозвиткумовленнядітейсередньогодошкільноговікуізЗНМ:програмно-методичнийкомплекс/Л.І.Трофименко;заред.Є.Ф.Соботович.–К.:Актуальнаосвіта,2007.–120с.ТютюеваИ.А.Особенностисвязнойречиудетейстаршегодошкольноговозрастасобщимнедоразвитиемречи//Научно-методическийэлектронныйжурнал«Концепт».–2016.–Т.2.–С.91–95.–URL:http://e-koncept.ru/2016/46019.htm.УзороваО.В.Игрыспальчиками[Текст]/М.:Астрель,2008.–154с.УшаковаО.С.РазвитиеречиитворчествадошкольниковТворческийЦентр.Сфера.Москва2008г.УшаковаО.С.Развитиеречидошкольников[Текст].-М.:Изд-воИнститутаПсихотерапии,2001-240с..Филичева,Т.Б.,Чиркина,Г.В.,Туманова,Т.В.Воспитаниеиобучениедетейдошкольноговозрастасобщимнедоразвитиеречи[Текст].–М.:«Дрофа»,2010.-с25-27.ХалиловаЛ.Б.Характеристикасвязноговысказыванияипутиегоформированияуучащихсясцеребральнымпараличом/Л.Б.Халилова//Особенностиумственногоиречевогоразвитияучащихсясцеребральнымпараличом:сб.науч.тр.АПНСССР,НИИдефект.–М.,1989.–С.57.Характеристикасвязнойречидетей6-7лет/Подред.Т.А.Ладыженской.М.,1979.ЦвынтaрныйВ.В.Игрaeмпaльчикaмиирaзвивaeмрeчь[Текст]/СПб.:Речь,2010.–32с.ШадринаЛ.Г.Развитиепредпосылоксвязнойречиудетеймладшегодошкольноговозраст//ВекторнаукиТГУ.2012.№4(11).–C.326-329ШанинаЛ.Ю.,ХамидулинаЮ.В.Развитиемелкоймоторикиудетейсобщимнедоразвитиемречи[Текст]//Проблемыиперспективыразвитияобразования:материалыIVМеждунар.науч.конф.(г.Пермь,июль2013г.).—Пермь:Меркурий,2013.—С.66-68.ШаховскаяС.Н.Развитиеречемыслительныхспособностейдетей[Текст]/С.Н.Шаховская.–М.:Просвещение,2009.ШмелеваЕ.Б.Пальчиковыеигры[Текст].Пособиепоразвитиюмелкоймоторикииречиудетей2-4лет.М.:Ювента,2008.–48с.ЯшинаВ.И.,АлексееваМ.М.Теорияиметодикаразвитияречидетей.М.:Академия,2013.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] /А.А. Блок. – М. : Астрель, 2009. – 143 с.
4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. – М., 1966. – 349 с. – с139
5. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи. Дефектология. – 1983. – №1. – С. 61.
6. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495-497.
7. Воробьева В. К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно- повествовательной речи / В. К. Воробьева // Дефектология. – 1990. – № 4. – C. 40 – 46.
8. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006.
9. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений: в 6-ги т. Т. 4. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – С. 244-268.
10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1988. – 500 с
11. Гатанова, Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику [Текст] / Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. - СПб.: «Питер», 2000г., - 144 с.
12. Глухов В.П. Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 3. – 125 с.
13. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология. – 1994. – № 2; 1994. – №4. – C. 63 – 71.
14. Глухов, В.П. Формирование связной речи у детей с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П Глухов. – М: АРКТИ. 2004. – 168 с.
15. Горбунова Е. Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста // Коррекционная работа, 2016.-№8. – С. 62-67.
16. Гриншпун, Б. М. Дислалия / Б. М. Гриншпун // Логопедия / под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 1997. Т. 1. С. 109 - 156.
17. Гуревич М.О. и Озерецкий Н.И. Психомоторика, ч. 1-2, М. - Л., 1930
18. Ержанова С. Е., Жумабекова А. А., Дынгырова Г. С. Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 57-59.
19. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов [Текст] / Л.Н. Ефименкова.. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
20. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]. – Екатеринбург: Литург, 2004. – 320 с.
21. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений [Текст] / А. В. Запорожец. – М.: Астрель, 1990. – 320 с.
22. Земляченко М. В., Кутергина Т. В., Кузнецова Т. Д. Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 169-172.
23. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М.М. Кольцова. – М., 1973.
24. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры [Текст]/ О.И. Крупенчук. –СПБ. : Литера, 2005. – 220 с.
25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160с.
26. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-9. – С. 1988-1992;URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37347
27. Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей [Текст] / Н. Н. Лобанова // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596.
28. Лурия А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р Лурия. – М., 1979. – 320 с.
29. Лурия А.Р. Мозг и психологические процессы [Текст] / А.Р. Лурия. – М., 1963
30. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2009.
31. Павлова Л. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание. 1984, №1. С. 54-60.
32. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7-лет // Дошкольное воспитание – 2005 - №5 – С.43 – 45.
33. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 1984, №11.
34. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн; АПН СССР. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – 488 с.
35. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст]/ Л.П. Савина. – М. : Родничок, 2013. – 185 с.
36. Связная речь // Воспитание и обучение детей 6-го года жизни / Под ред. Л.А. Парамоновой и О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987.
37. Сидорчук Т. А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений) [Текст]/ 2004, - 59 с.
38. Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников [Текст] / М. : АСТ, 2011. – 165 с.
39. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков [Текст] / М. : ЭКСМО, 2010. – 234 с.
40. Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками. – М.: Педагогика, 1978.
41. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978. - 96 с.
42. Трофименко Л. І. Корекційне навчання з розвитку мовлення дітей середнього дошкільного віку із ЗНМ : програмно-методичний комплекс / Л. І. Трофименко ; за ред. Є. Ф. Соботович. – К. : Актуальна освіта, 2007. – 120 с.
43. Тютюева И. А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46019.htm.
44. Узорова О. В. Игры с пальчиками [Текст] / М. : Астрель, 2008. – 154 с.
45. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера. Москва 2008г.
46. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников [Текст].- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001-240с..
47. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Туманова, Т.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи [Текст]. – М.: «Дрофа», 2010.- с 25-27.
48. Халилова Л. Б. Характеристика связного высказывания и пути его формирования у учащихся с церебральным параличом / Л. Б. Халилова // Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом : сб. науч. тр. АПН СССР, НИИ дефект. – М., 1989. – С. 57.
49. Характеристика связной речи детей 6-7 лет/ Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1979.
50. Цвынтaрный В. В. Игрaeм пaльчикaми и рaзвивaeм рeчь [Текст] /СПб. : Речь, 2010. – 32 с.
51. Шадрина Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраст // Вектор науки ТГУ. 2012. №4(11). – C.326-329
52. Шанина Л. Ю., Хамидулина Ю. В. Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 66-68.
53. Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей [Текст] / С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2009.
54. Шмелева Е. Б. Пальчиковые игры [Текст]. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. М. : Ювента, 2008. – 48 с.
55. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. М.: Академия, 2013.
Вопрос-ответ:
Как развитие мелкой моторики помогает формированию связной речи у детей с нарушениями речи?
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи может быть эффективным инструментом для формирования связной речи. Мелкая моторика включает движения пальцев, рук и глаз, которые необходимы для выполнения мелких и точных действий, таких как письмо, черчение, вырезание и игра с мелкими предметами. Эти упражнения помогают развивать такие навыки, как координация движений, прецизионность и глазомер, которые в свою очередь способствуют развитию речи и способности детей выразить свои мысли и идеи связным образом.
Что такое связная речь и как она формируется в норме?
Связная речь - это способность человека выражать свои мысли и идеи последовательно и логично. Она формируется постепенно в норме развития ребенка. Сначала ребенок пользуется простыми предложениями, а затем начинает соединять их в более сложные конструкции, добавлять связующие слова и фразы, строить повествование и диалоги. Формирование связной речи в норме зависит от развития множества навыков, включая мелкую моторику, которая играет важную роль в развитии письма, чтения и других умений, необходимых для связной речи.
Какие классификации нарушений речи существуют у детей дошкольного возраста?
Существует несколько классификаций нарушений речи у детей дошкольного возраста. Некоторые из них включают дислалию (нарушение произношения отдельных звуков и звукосочетаний), задержку речевого развития (отставание в развитии речи по сравнению со сверстниками), аутистическую речь (особенности речи у детей с аутизмом), дизартрию (нарушение артикуляции, вызванное проблемами с моторикой речевых органов) и другие. Каждый вид нарушения речи требует особого подхода к оказанию помощи и развитию мелкой моторики может быть полезным компонентом в комплексной речевой терапии.
Какое влияние развитие мелкой моторики оказывает на формирование связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи?
Развитие мелкой моторики является важным инструментом для формирования связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Улучшение моторных навыков, таких как движения пальцев, рук, кисти, помогает детям с нарушениями речи развивать устойчивые навыки артикуляции, размещения языка и контроля дыхания, что в свою очередь способствует более четкому и связному произношению звуков и слов.
В чем заключается понятие связной речи и как она формируется в норме?
Связная речь представляет собой гармоничное сочетание отдельных фрагментов высказывания, предложений и фраз, образующих полноценное и понятное сообщение. Формирование связной речи у детей происходит поэтапно. Сначала дети учатся объединять отдельные слова в фразы, затем учатся строить предложения и в конечном итоге могут выстраивать связные тексты.
Какие виды нарушений речи могут возникать у детей дошкольного возраста?
У детей дошкольного возраста могут возникать различные виды нарушений речи. Некоторые из них включают дислалию (неправильное произношение звуков), дизартрию (нарушение артикуляции), задержку речевого развития (отставание в развитии речи от нормы), страдательные и смешанные формы нарушений.
Каким образом развитие мелкой моторики помогает исправить нарушения речи у детей дошкольного возраста?
Развитие мелкой моторики позволяет детям дошкольного возраста с нарушениями речи улучшить контроль над мышцами лица, языком, губами и другими артикуляционными органами. Улучшение моторных навыков помогает детям научиться правильно артикулировать звуки и слова, следовательно, исправить нарушения в произношении и формировании связной речи.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика - это способность контролировать и координировать движения мелких мышц, таких как пальцы, руки и запястья. У детей дошкольного возраста развитие мелкой моторики играет важную роль в формировании связной речи.