Особенности редакционной и публицистической деятельности Ф.М. Достоевского

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История журналистики
  • 29 29 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 17.04.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Особенности редактирования Достоевского, принципы его работы 6
1.1. Достоевский – известный редактор 6
1.2. Принципы редактирования Достоевского 10
Глава 2. Публицистическая деятельность Достоевского, его редакторская деятельность в различных журналах. 13
2.1. «Время» и «Эпоха» в жизни Достоевского Федора Михайловича 13
2.2. Достоевский и «Дневники писателя» 21
Заключение 28
Список использованной литературы: 30






Фрагмент для ознакомления

Он имеет свою закономерность, с первостепенным значением. Например, «детская тема», которая наглядно позволяет увидеть стиль и методы автора, его публицистической работы. Пребывая в клубе художников на рождественской елке, Достоевский пристально всматривается в лица, наблюдает манеры, изучает психологию девочек и мальчиков различных возрастов. Такие наблюдения приводят его к размышлениям о «праве на бесчестье», «облегченной педагогике», «обжорливой младости».Достоевский сравнивает поведение подростков из благополучных семей с обездоленными подростками-сверстниками, чьи судьбы искалечены жизнью среди разврата и пьянства, погибающих от лишений и голода. Писатель, чтобы иметь явное представление о происходящем, бывает в колонии малолетних преступников,воспитательном доме, присутствует на судебных заседаниях, защищающих интересы детей.Его горячие, нравственно и психологически аргументированные выступления в пользу обвиняемых иногда не только приводят к более справедливому приговору (например, случай с беременной молодой женщиной, которая находясь в состоянии аффекта столкнула шестилетнюю падчерицу с четвертого этажа), а и способствуют раздумьям об отношениях отцов и детей, о понимании значимости воспитания подрастающего поколения, влияющего на будущее России.Это свойственное каждой странице «Дневника писателя».Столкновение социального и личного, общего и конкретного можно увидеть и в совсем другой области рассуждений автора - рассуждений о внешней политике: о недопустимости укрепления милитаризма «бисмарковской» Германии, о коварных действиях правительств Австрии и Англии и в первоочередной необходимости оказания помощи Росси угнетенным славянам.В одна тысяча восемьсот семьдесят пятом и одна тысяча восемьсот семьдесят шестом годах сначала в Боснии и Герцеговине, а затем Сербии и Болгарии произошло восстание против турецкого ига.Тогда государственные власти, находящиеся под давлением европейской дипломатии, вначале не решались открыто встать на поддержку восставших. В обществе произошло разрастание добровольческого движения, в котором участвовали все сословия.Значимую роль в этом движении занимал славянский благотворительный комитет, который был организован с целью оказания помощи и поддержки братским народам.Достоевский также являлся его членом, он неустанно призывал со страниц «Дневника писателя» активно поддерживать национально-освободительную борьбу славян, последовательно освещая развитие такой борьбы.Его статьи, как точные военные сводки, сообщали о ходе боевых операций. В своих статьях он со знанием дела обсуждал замыслы европейских правительств, освещал текущие проблемы в вооружении и тактике, с огромными переживаниями повествовал о мучительных терзаниях болгар, особенно детей женщин, а также с гордостью писал о благородстве и геройстве добровольцев, о пожертвованиях, сделанных русским народом в пользу угнетенных славян.Готовность людей бескорыстно помогать, которая объединяла их, не смотря на социальные барьеры и сословные границы, укрепляла их души пониманием самопожертвования, приводила Достоевского к размышлениям о том, что Россия в ближайшем будущем окажется способной сказать миру «великое слово», которое послужит «заветом единения общечеловеческого». «Не будет просматриваться в этом «великом слове» личный эгоизм, присущий людям и нации, из борьбы за существование, наукой определяя нравственные границы свободному духу, но одновременно роя друг другу ямы, окутывая друг друга ложью, хулой и клеветой».Размышляя над конкретными фактами участия России на Балканах в освободительной войне, писатель приходит к обобщающим выводам, что если нации не будут руководствоваться бескорыстными, высшими идеями и целями в служении человечеству, то они погибнут, обессилят, окоченеют и умрут.О чем бы ни писал автор в своих статьях «Дневника писателя», то ли об обществе покровительства животным или литературных типах, о замученном солдате или доброй няне, кукольном поведении дипломатов или игривых манерах адвокатов, кровавой реальности террористических действий или утопических мечтаниях о «золотом веке», его мысли всегда обогащены текущими фактами, глубинными аналогиями и ассоциациями, и состоят из главных направлений развития цивилизации и культуры, идеологии и истории, включают в себя противоречия и идейные разногласия. При этом автор освещает столь разноплановые темы предельно конкретно и одновременно на общечеловеческом уровне.В «Дневнике писателя»автор пытается разглядеть среди современного хаоса очертания нового создания, базу складывающейся жизни, пытается угадать облик наступающей будущей России, населенной честными людьми, которым необходима лишь одна правда.Осуждение буржуазной Европы, глубинный анализ нахождения России после реформы удивительным образом комбинируются в «Дневнике» с дискуссией против разнообразных течений социальной мысли 1870-х годов, начиная консервативными утопиями, заканчивая народническими и социалистическими идеями.Для редакторской деятельности Достоевского требовалось непосредственное знакомство с «живой жизнью». Он при содействии А. Ф. Кони побывал 1875 году в колонии малолетних преступников и в 1876 году в Воспитательном доме.В 1878 году Достоевский после кончины любимого сына Алёши поехал в Оптину пустынь, где провел беседу со старцем Амвросием. Писатель особенно был обеспокоен событиями в России.В марте 1878 года Достоевский присутствует на процессе Веры Засулич, проходившем в Петербургском окружном суде. В апреле того же года дает ответ на письмо студентов, которые просили дать свое мнение по факту избиения участников студенческой демонстрации лавочниками.В феврале 1880 года становится свидетелем казни И. О. Млодецкого, который стрелял в М.Т.Лорис-Меликова. Насыщенность, разнообразие контактов с окружающей действительностью, активная общественная и публицистическая деятельность дали многостороннюю подготовку для нового этапа творчества писателя. В «Дневнике писателя» созревали и испытывались сюжет и идея его последнего романа. В конце 1877 года Достоевский объявил о закрытии «Дневника» по причине намерения начать «одну художническую работу, которая сложилась ... за два года публикации «Дневника» случайно и неприметно» – это был роман «Братья Карамазовы».«Дневник писателя» представляет собой ценность, так как содержит воспоминания автора, и являет собой некий комментарий к художественному творчеству Достоевского. В «Дневниках писателя» читатель может найти намек на какое-нибудь событие, которое дало толчок его фантазии или даже более детальному развитию той или иной идеи, которая затронута в художественном произведении. «Дневник писателя» содержит ряд замечательных очерков и повестей, иногда только лишь с наметками, а иногда и вполне дорисованных.Успех «Дневника писателя» был неимоверный. Об этом говорят цифры: на 1876 год «Дневник» насчитывал 1982 подписчика, и помимо этого розничная продажа каждого номера составляла 2000—2500 экземпляров. Отдельные номера требовали даже дополнительного издания, к примеру, январский номер. В 1877 году насчитывалось уже около 3000 подписчиков, розничная торговля насчитывала столько же продаж.Номер, который был выпущен в августе 1880 года, который содержал публикацию о Пушкине был издан в 4000 экземплярах, разошедшихся за пару дней. Дополнительно было выпущено 2000 экземпляров, разошедшихся без остатка. «Дневник писателя» на 1881 год выпускался в 8000 экземплярах и до выхода первого номера в январе уже имел 1074 подписчика. Все выпущенныеэкземпляры распродались вдни выноса и погребения. Дополнительно выпустили еще 6000 экземпляров, которые тоже все разошлось.ЗаключениеЦель работы можно считать достигнутой, так как в ходе работы были отображены основные принципы редакторской деятельности Достоевского Федора Михайловича. Для того чтобы достичь цели были поставлены и решены следующие задачи:Описаны особенности редакторской деятельности Достоевского;Рассмотрены принципы его публицистической деятельности;Уделено внимание редакторской работе Достоевского в журналах «Эпоха» и «Время»;Описаны особенности работы Достоевского над «Дневниками писателя». Работая в периодических изданиях,Федор Михайлович высказывал собственные политические и идеологические мысли. В таких изданиях как «Время» и «Эпоха» им развивалась идея «почвенничества», которая имелаогромное влияние на общественность России. В «Дневнике писателя» политические взгляды Достоевского были очень близки к славянофилам правого толка, иногда Достоевский даже полностью сливался с ними. Несмотря на то, что нрав писателя был горяч, в его статьях прослеживалась абсолютная твердость взглядов и убеждений. Его тексты были пронизаны уникальным мастерством, чувство юмора переплеталось с серьезностью, простотой и легкостью обычного разговора между писателем и читательским сердцем. Во всей жизни и во всем творчестве автора именно публицистика занимала много места. Занятость его в этом деле была просто невероятной, писатель и редактор Федор Михайлович был очень загружен редактированием.Сочетая в себе все эти достоинства, ему удавалосьпоражать все больше читателей, и увлекатьих своими статьями. Этот факт резко противоречил общим вкусам и мнениям читателей петербургских периодических изданий, былпрозрачным и понятным протестом против господствующих умственных течений. Остается только представлять, каким утешением и поводом для радости такое издание должно было быть для всех тех, кто сгорал от негодования на господствующие силы. Так какпросто никто не мог найти в периодических изданияхаспекты выражения своего протеста или наличиемыслей,схожих со своими. В ходе работы также было выяснено, что если говорить о Федоре Михайловиче как о редакторе, то стоит сказать, что он был крупнейшим, очень знаменитым, возлюбленным редактором, который проводил свою активную деятельность в конце девятнадцатого века и в начале двадцатого.Список использованной литературы:Литература:Акелькина, Е.А. «Дневник писателя» за 1876-1877 гг. / Е.А. Акелькина // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник/Сост. и науч. ред. Г.К. Щенников, Б.Н. Тихомиров.– СПб.: Пушкинский дом, 2008. –370 с..Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.M. Достоевского / Сост. Н.Н. Страхов, О.Ф. Миллер. – СПб.: Типография А.С. Суворина, 1883. – 830 с.Волгин И.В. Достоевский - журналист («Дневник писателя» и русская общественность) /адаптированное издание. И.В. Волгин. – М., Мысль. 2016 г.– 230 с.Дмитриева Л.С. Литературно-эстетическая концепция Ф.М. Достоевского / Л.С. Дмитриева. – М.,АСТ. 2014.– 171 с.Долинин А.С. К цензурной истории первых двух журналов Достоевского // Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы. ‒ Сб. 2. ‒ М.; Л., 1924. ‒ 580 с.Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. 3 изд. – М., АСТ. 2008. –440 с.Нечаева В.С. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Время» (1861-1863) / В.С. Нечаева. – М.: Наука.– 2012.– 320 с.Нечаева В.С. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Эпоха» (1864-1865) / В.С. Нечаева. – М.: Наука – 2015.– 198 с.Туниманов В.А. Творчество Достоевского 1854-1862 / В.А. Туниманов. – Ленинград: Наука.– 1980. – 240 с.Туниманов, В.А. Публицистика Достоевского. «Дневник писателя» В.А. Туниманов // Ф.М. Достоевский – художник и мыслитель: [Сборник статей]. – М.: Художественная литература.– 1972. – 290 с.Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. – В 2 т. Том 1 // под редакцией Вацуро В. Э. – М.: Художественная литература.– 1990 г. – 642 с.Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература / Г.М. Фридлендер. – Л.: Советский писатель.– 1985. –456 с.II. Статьи и монографии:Андрулайтис Л. «Дневник писателя» Достоевского как прообраз сетевой публицистики / Л. Андрулайтис // Октябрь. – 2005. – № 12. – С. 19-27Борисова, В.В. Рождественский рассказ до и после Ф.М. Достоевского / В.В. Борисова // Достоевский и мировая культура. –СПб.: «Серебряный век»– 2013. – № 18.– С. 114-119.Волгин, И.Л. Фрагменты «Дневника писателя» / И.Л. Волгин // Ф.М. Достоевский. Новые материалы и исследования / Литературное наследство.– М.: Наука, 2013. – С. 59-81.Денисова, A.B. «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского и традиция жития / A.B. Денисова // Достоевский и современность. Материалы IX Международных «Старорусских чтений» 1994 г. – Новгород, 2011.– С. 81-90.Зограб И. Редакторская деятельность Ф.М. Достоевского в журнале «Гражданин» и религиозно-нравственный контекст «Братьев Карамазовых» / И. Зограб // Русская литература. – 2012.– № 3.– С. 55-77.Касаткина Татьяна Достоевский о всемирности и всечеловечности русского человека // литературный журнал Камертон – М., 2012. № 27 – С. 13-18Кунильский Д. А. Славянофилы и «Время»: к истории запрещения журнала // Вестник Череповецкого государственного университета.– 2015. – № 6 – С. 85-90Мельник М. Г. Журнал братьев Достоевских «Время»: Тема защиты прав униженных и оскорбленных // Армия и общество.– 2014.– № 4 (41) – С. 1-10Поддубная Р.Н. Малая проза «Дневника писателя» и «Братья Карамазовы» (идейно-художественные сопряжения и структурные переклички) Р.Н. Поддубная Достоевский и современность: тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Часть I. – Новгород. 2011. –С. 137-142.Рева Е.К. - Жанровое своеобразие «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского / Е.К. Рева // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. –2010. –№ 15 (19).– С. 44-47.Савицкий П.Н. Заметки. Русская история //Вопросы истории. – 2011. №11 – С. 19-26Фокина П.Е. Достоевский без глянца / П.Е. Фокина. – СПб: Амфора, 2008. –С. 19-53

Список использованной литературы:

I. Литература:

1. Акелькина, Е.А. «Дневник писателя» за 1876-1877 гг. / Е.А. Акелькина // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник / Сост. и науч. ред. Г.К. Щенников, Б.Н. Тихомиров. – СПб.: Пушкинский дом, 2008. –370 с..
2. Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.M. Достоевского / Сост. Н.Н. Страхов, О.Ф. Миллер. – СПб.: Типография А.С. Суворина, 1883. – 830 с.
3. Волгин И.В. Достоевский - журналист («Дневник писателя» и русская общественность) /адаптированное издание. И.В. Волгин. – М., Мысль. 2016 г. – 230 с.
4. Дмитриева Л.С. Литературно-эстетическая концепция Ф.М. Достоевского / Л.С. Дмитриева. – М., АСТ. 2014. – 171 с.
5. Долинин А.С. К цензурной истории первых двух журналов Достоевского // Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы. ‒ Сб. 2. ‒ М.; Л., 1924. ‒ 580 с.
6. Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. 3 изд. – М., АСТ. 2008. –440 с.
7. Нечаева В.С. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Время» (1861-1863) / В.С. Нечаева. – М.: Наука. – 2012. – 320 с.
8. Нечаева В.С. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Эпоха» (1864-1865) / В.С. Нечаева. – М.: Наука – 2015. – 198 с.
9. Туниманов В.А. Творчество Достоевского 1854-1862 / В.А. Туниманов. – Ленинград: Наука. – 1980. – 240 с.
10. Туниманов, В.А. Публицистика Достоевского. «Дневник писателя» В.А. Туниманов // Ф.М. Достоевский – художник и мыслитель: [Сборник статей]. – М.: Художественная литература. – 1972. – 290 с.
11. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. – В 2 т. Том 1 // под редакцией Вацуро В. Э. – М.: Художественная литература. – 1990 г. – 642 с.
12. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература / Г.М. Фридлендер. – Л.: Советский писатель. – 1985. – 456 с.

II. Статьи и монографии:

1. Андрулайтис Л. «Дневник писателя» Достоевского как прообраз сетевой публицистики / Л. Андрулайтис // Октябрь. – 2005. – № 12. – С. 19-27
2. Борисова, В.В. Рождественский рассказ до и после Ф.М. Достоевского / В.В. Борисова // Достоевский и мировая культура. – СПб.: «Серебряный век» – 2013. – № 18. – С. 114-119.
3. Волгин, И.Л. Фрагменты «Дневника писателя» / И.Л. Волгин // Ф.М. Достоевский. Новые материалы и исследования / Литературное наследство. – М.: Наука, 2013. – С. 59-81.
4. Денисова, A.B. «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского и традиция жития / A.B. Денисова // Достоевский и современность. Материалы IX Международных «Старорусских чтений» 1994 г. – Новгород, 2011. – С. 81-90.
5. Зограб И. Редакторская деятельность Ф.М. Достоевского в журнале «Гражданин» и религиозно-нравственный контекст «Братьев Карамазовых» / И. Зограб // Русская литература. – 2012. – № 3. – С. 55-77.
6. Касаткина Татьяна Достоевский о всемирности и всечеловечности русского человека // литературный журнал Камертон – М., 2012. № 27 – С. 13-18
7. Кунильский Д. А. Славянофилы и «Время»: к истории запрещения журнала // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 6 – С. 85-90
8. Мельник М. Г. Журнал братьев Достоевских «Время»: Тема защиты прав униженных и оскорбленных // Армия и общество. – 2014. – № 4 (41) – С. 1-10
9. Поддубная Р.Н. Малая проза «Дневника писателя» и «Братья Карамазовы» (идейно-художественные сопряжения и структурные переклички) Р.Н. Поддубная Достоевский и современность: тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Часть I. – Новгород. 2011. – С. 137-142.
10. Рева Е.К. - Жанровое своеобразие «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского / Е.К. Рева // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2010. – № 15 (19). – С. 44-47.
11. Савицкий П.Н. Заметки. Русская история //Вопросы истории. – 2011. №11 – С. 19-26
12. Фокина П.Е. Достоевский без глянца / П.Е. Фокина. – СПб: Амфора, 2008. –С. 19-53

Вопрос-ответ:

Какие особенности были у редакционной деятельности Ф.М. Достоевского?

Ф.М. Достоевский был известным редактором и имел свои принципы работы. Он был очень внимателен к деталям и всегда стремился к совершенству.

Какие принципы редактирования использовал Ф.М. Достоевский?

Ф.М. Достоевский придерживался принципов редактирования, которые включали в себя внимательное чтение и проверку текста, поиск и исправление ошибок и неточностей, а также работу над стилистическими и литературными аспектами.

Какая была публицистическая деятельность Ф.М. Достоевского?

Ф.М. Достоевский активно занимался редакторской деятельностью в различных журналах. Он писал статьи и эссе, выступал с общественными выступлениями и анализировал события своего времени.

Какова роль журнала "Время" в жизни Ф.М. Достоевского?

Журнал "Время" играл важную роль в жизни Ф.М. Достоевского. Он был одним из основателей и редакторов этого издания, где публиковались его работы и статьи. "Время" стало площадкой для обсуждения актуальных тем и идей.

Какие работы Ф.М. Достоевского можно найти в его "Дневниках"?

В "Дневниках" Ф.М. Достоевского можно найти различные записи, заметки, мысли и фрагменты его работы. Он использовал "Дневники" как место для отражения своих дневных событий, а также для размышлений и идей, которые позже могли стать основой для его произведений.

Какие особенности были в редакционной деятельности Ф. М. Достоевского?

Особенности редакционной деятельности Достоевского заключались в его умении редактировать собственные произведения и внимательно относиться к деталям. Он был известен своими режимами редактирования, при которых он много думал, перечитывал и переделывал свои тексты.

Какие принципы редактирования использовал Достоевский?

Достоевский придерживался нескольких принципов редактирования, включая внимание к мелочам, стремление к точности и ясности выражения, а также умение передавать глубокие эмоции и ощущения. Он также часто консультировался с другими писателями и доверял их мнению в отношении своих произведений.

Какую редакторскую деятельность Ф. М. Достоевского можно отметить в различных журналах?

Достоевский активно публиковался в различных журналах, где его редакционная деятельность проявлялась в качестве редактора и автора. Он работал, например, в журнале "Время" и журнале "Эпоха", где публиковал свои произведения и редактировал тексты других авторов.

Какое значение имели Дневники писателя в публицистической деятельности Достоевского?

Дневники писателя имели большое значение в публицистической деятельности Достоевского. Они были своего рода лабораторией для его идей и мыслей, и он использовал их для публикации своих заметок и статей в различных публикациях. Дневники писателя помогали ему развивать свой стиль и формулировать свои мысли.