Управление специфическими финансовыми рисками организации и его совершенствование
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 18.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические аспекты управления финансовыми рисками…………...5
1.1. Понятие риска в экономике……………………………………………...5
1.2. Основные признаки и особенности финансового риска……………...7
1.3. Классификация и виды финансовых рисков………………………….11
1.4. Методы управления финансовыми рисками………………………….15
2. Анализ и оценка системы управления рискамиПАО «Аэрофлот»….23
2.1. Общая характеристика ПАО «Аэрофлот»…………………………...23
2.2.Анализ системы управления рисками на предприятии и
методов, используемых для минимизации рисков……………………….25
2.3.Мероприятия по повышению эффективности подразделения
риск-менеджмента на ПАО «Аэрофлот»……………..................................30
Заключение…………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………….................................37
Общее выражение для определения фактической защищенной стоимости (ФЗС) может быть представлено следующим образом10: ФЗС = (По + S + ПР + СРМ) - (Пнс+ Пс - В + Зрм + СП), (1)где По - ожидаемые потери от сохраненных предприятием рисков, предотвращенные в результате применения инструментов риск-менеджмента;S - застрахованная стоимость (совокупная страховая сумма по всем действующим договорам страхования); ПР - прибыль, полученная за счет механизмов риск-менеджмента, поддающаяся точному измерению;СРМ - латентная стоимость, созданная за счет механизмов риск-менеджмента; Пнс - непредвиденные потери, не застрахованные по договорам страхования за рассматриваемый период; Пс - потери по страховым случаям за рассматриваемый период;В - сумма возмещенных потерь за счет страховых выплат;Зрм - сумма затрат на риск-менеджмент;СП - страховые премии. Таким образом, первое выражение в скобках отражает защищенную и созданную стоимость, а второе выражение - это вся потерянная стоимость.Риск-менеджмент может создавать латентную стоимость, которая заключается в реализованных возможностях, связанных с принятием рисков. Например, предприятие «Аэрофлот» управляет стратегическими (не ценовыми) рыночными рисками (такими, как риск сильной конкуренции, риск разрушения конкурентного преимущества, риск потери рынка и тому подобное) путем создания альянсов, диверсификации деятельности, усовершенствования процессов. Будущие выгоды от применения таких инструментов трудно оценить заранее, причем выгоды эти обычно проявляются не сразу, а по истечении более длительного периода времени и могут быть очень значительными. Кроме того, латентная стоимость создается и за счет повышения разных аспектов надежности предприятия в глазах ее контрагентов и клиентов, что нередко выражается в приобретении новых выгодных договоров и сохранении выгодных клиентов. Следует заметить, что количественные оценки латентной стоимости во многих случаях затруднительны, поэтому часто в практических расчетах их опускают.Из выражения (1) получим другой основной показатель экономической эффективности - отношение потерянной стоимости к потенциально защищенной и созданной стоимости10: =(Пнс+(Пс-В)+Зрм+СП)/(+S+Пр+Срм)==((ΣП+Зрм+СП)/ΣЗС)*100% (2)Для построения мультипликативной факторной модели оценки экономической эффективности РМ, введем следующие дополнительные показатели3: - мультипликатор защищенной стоимости: Мзс=А/ΣЗС (3)гдеА - активы;- доля застрахованной стоимости в активах:3 = ΣS/A (4);- средняя цена страхования: = ΣСП/ ΣS(5);- доля потерянной стоимости в операционных доходах:= (ΣП+Зрм+СП)/ΣД (2.6)гдеД - сумма операционных доходов компании; - доля страховой премии в операционных доходах: =ΣСП/ΣД (7).Указанная группа показателей характеризует эффективность риск-менеджмента по размеру соотношения понесенных страховых и не страховых расходов. Ранее защите от рисков подлежали лишь физические активы предприятий, с использованием страхования. Но данный инструмент весьма затратный. Поэтому снижение доли страховых расходов в общей сумме расходов на управление рисками выступает показателем эффективности риск-менеджмента. Также уменьшение доли застрахованной стоимости в суммарной защищенной стоимости следует считать положительной тенденцией. Перемножив показатели (3), (4), (5), (6), получим необходимую нам мультипликативную факторную модель: Эрм = Мзс*3Sа*СЦс*,или Эрм=(А/ΣЗС)*(ΣS/A)*(ΣСП/ΣS)*((ΣП+Зрм+СП)/ΣД) (8),что также эквивалентно выражению:Эрм=* (9).Из формул (8) и (9) вытекает, что в целях повышения эффективности РМ страховые премии должны снижаться, в то время как суммарная защищенная стоимость ΣЗС - расти, причем как по отношению к застрахованной стоимости и к активам, так и в абсолютном выражении. Для численной иллюстрации модели рассчитаем экономическую эффективность риск-менеджмента на основе фактических данных предприятия, представленных в таблице 2. Показатели по активам и доходам, потери по рискам, а также расходы по страхованию представляют собой усредненные значения, полученные на основе анализа баланса ПАО «Аэрофлот».Таблица 2 Исходные данные для оценки эффективностиПоказатели201320142015ΣСП110108106,5ΣS68 08567 72567 465А95 29095 55195 852,44ΣЗС75 65075 25074 961,13ΣП00100Зрм690660570ΣД25 00040 00053 000Рассчитаем коэффициенты и вычислим результирующий показатель по формулам (8), (9). Полученные данные запишем в таблицу 3.Таблица 3 Расчет коэффициентов, входящих в модель оценки эффективности РМ, %Показатели201320142015Мзс1,261,271,283Sa71,570,970,4СЦс0,1620,160,163,21,921,5СПд0,440,260,21,061,021,04Эрм0,470,280,2Также необходимо знать, какие факторы повлияли на изменение искомого показателя, а значит, следует провести факторный анализ. Таблица 4 содержит результаты такого анализа.На снижение итогового показателя определяющее влияние оказало уменьшение влияния таких факторов, как доля застрахованной стоимости, средняя цена страхования, и увеличилось влияние мультипликатора защищенной стоимости. Это произошло за счет снижения страховой премии и затрат на риск-менеджмент. Таблица 4Результаты факторного анализаФакторыАбсолютное отклонениеВлияние факторовМзс0,040,01033Sa-2,015-0,0097СЦс-0,005-0,0097-2,29-0,0028Σ-4,27-0,0120Таким образом, предложенная оценка эффективности системы управления предусматривает приведение значений итогового показателя (ЭРМ) к нулю, но, следует заметить, что этот показатель никогда не будет равен нулю.2.3. Мероприятия по повышению эффективности подразделения риск-менеджмента на ПАО «Аэрофлот»В сложившихся условиях нестабильной конъюнктуры рынка авиаперевозок возникает понимание необходимости управления рисками. К сожалению, практически ни в одной авиакомпании в России вопросу риск-менеджмента не уделяется должного внимания.Система управления рисками призвана не только снизить влияние негативных воздействий на предприятие и минимизировать финансовые последствия, но и повысить конкурентоспособность авиакомпании на рынке.Чаще всего выделяют следующие риски, реализация которых критична для непрерывности деятельности компании10:- нестабильность экономической ситуации, в том числе политические и валютные риски;- дефицит квалифицированного персонала; - невыполнение программ обновления флота воздушных судов; - авиационные происшествия; - недостаточное развитие наземной инфраструктуры, в том числе в аэропортах.Примечательно, что авиационные происшествия, которых общественность опасается больше всего, по степени своего влияния на бизнес авиакомпании оказались только на третьем месте. Далеко не каждый руководитель авиакомпании знает, каким рискам подвержена его организация в наибольшей степени. Поэтому одна из ключевых задач риск-менеджеров, независимо от того, состоят ли они в штате фирмы или представляют приглашенную консалтинговую компанию, заключается в выявлении и ранжировании рисков, то есть в определении степени опасности и вероятности событий, которые могут негативно повлиять на деятельность организации, а также их возможные последствия и размеры ущерба.Когда встает вопрос о расчете эффективности действующей системы риск-менеджмента, то специалисты сталкиваются с определенными трудностями: отсутствие разработанных математических методов, отсутствие статистики происшествий и инцидентов по отрасли, информационная изолированность многих авиакомпаний, превалирование качественных показателей над количественными, что усложняет расчеты и анализ эффективности.Когда необходимо предоставить количественные расчеты по оценке эффективности проводимых мероприятий, то можно использовать взаимосвязь расходов на внедрение защитных механизмов от рисков и расходов на страхование. Страхование для авиакомпании не может эффективно решаться простым приобретением страхового полиса, которым может заниматься сотрудник, не имеющий специализированных знаний в данной области и не имеющий представление о ситуации на рынке авиационного страхования.На размер страхового тарифа напрямую повлияет: - финансовая устойчивость компании; - рост ключевых показателей из года в год: объем перевозок, количество выполненных циклов; - история страхования авиакомпании; - история инцидентов и происшествий (убытков) и так далее.Рассмотрим на примере страхования части парка авиакомпании, как может повлиять внедрение системы риск-менеджмента на расходы по данным статьям. В качестве исходных данных для первоначальных расчетов страховой премии по страхованию Каско Воздушного Судна мы возьмем парк воздушных судов «Аэрофлота» и средние тарифы на рынке. Сумма страховой премии по договору страхования Каско воздушного судна (ВС) может считаться как по каждому борту в отдельности, так и по совокупной стоимости всего парка. В том и другом случае применяется единая формула расчета8: Sпр = SВС * Т(%), (10) гдеSпр - страховая премия; SВС - стоимость ВС; Т(%) – тариф.Получаем следующие расчеты, представленные в таблице 5.Как показывает практика, когда страховщик и брокер обладает полной информацией об объекте страхования, когда авиакомпания является для него «прозрачной» и в любой момент готова предоставить интересующую их информацию, когда авиакомпания настроена работать со своим партнером продолжительный период времени, то тарифная политика существенно меняется в пользу страхователя. Это может быть значительное снижение тарифов, около 30%, условия рассрочки оплаты страховой премии, снижение размера франшизы и так далее.Рассчитаем затраты на страхование парка ВС с применением понижающих коэффициентов. Предположим, что благодаря предоставленной информации брокеры снизили ставки на 30%. Уровень франшизы также снижен до 550 000 долларов США за дополнительную плату в размере 30 000 долларов США. При этом на каждый борт придется 2000 долларов США, а сумма непокрываемого ущерба снизится на 450 000 долларов США, что является наглядным примером бесспорной выгоды. Таблица 5Расчет страховой премии первоначальной№ п/пВоздушное судноСтраховая сумма, доллары СШАТарифСтраховая премия, доллары СШАФраншиза, доллары США1Boeing 767-216ER12 500 0000,48%60 0001 000 0002Boeing 767-216ER36 000 0000,48%172 8003Boeing 767-300ER40 000 0000,48%192 0004Boeing 767-30040 000 0000,48%192 0005Boeing 767-3Q840 000 0000,48%192 0006Boeing 767-201ER18 500 0000,48%88 8007Boeing 767-37E50 000 0000,48%240 0008Boeing 737-4S320 000 0000,48%96 0009Boeing 737-4YO15 000 0000,48%72 00010Boeing 737-40021 000 0000,48%100 80011Boeing 737-30010 000 0000,48%48 00012Boeing 737-30010 000 0000,48%48 00013Boeing 737-40018 000 0000,48%86 40014Boeing 737-40021 500 0000,48%103 20015Boeing 737-5Q812 000 0000,48%57 600Итого364 500 0001 749 600Проанализировав таблицы 5 и 6, мы видим, что проведенная оценка рисков и грамотное тесное сотрудничество со страховщиками может сэкономить компании около 500 тысяч долларов США не только по выплаченной страховой премии, но и увеличить сумму реального страхового покрытия за счет снижения франшизы.В авиакомпании совокупность рисков может составлять более 1 миллиарда долларов, что заставляет задуматься об экономии каждого процента, выплачиваемого в качестве страхового взноса. Внедрение комплексной системы риск-менеджмента, которая в данный момент не наблюдается в компании, как показывает практика «Аэрофлот», может позволить снизить расходы на покрытие рисков в 10 раз, а кредитный риск – в 2 раза. Таблица 6Расчет страховой премии после проведенной оценки рисков№ п/пВоздушное судноСтраховая сумма, доллары СШАТарифСтраховая премия, доллары СШАФраншиза, доллары США1Boeing 767-216ER12 500 0000,336%44 000550 0002Boeing 767-216ER36 000 0000,336%122 9603Boeing 767-300ER40 000 0000,336%136 4004Boeing 767-30040 000 0000,336%136 4005Boeing 767-3Q840 000 0000,336%136 4006Boeing 767-201ER18 500 0000,336%64 1607Boeing 767-37E50 000 0000,336%170 0008Boeing 737-4S320 000 0000,336%69 2009Boeing 737-4YO15 000 0000,336%52 40010Boeing 737-40021 000 0000,336%72 56011Boeing 737-30010 000 0000,336%35 60012Boeing 737-30010 000 0000,336%35 60013Boeing 737-40018 000 0000,336%62 48014Boeing 737-40021 500 0000,336%74 24015Boeing 737-5Q812 000 0000,336%42 320Итого364 500 0001 254 720Анализ текущего состояния и тенденций развития отрасли гражданской авиации и экономики в целом, проблем и особенностей предприятий подтверждает актуальность и своевременность разработки механизма управления рисками. Несомненно, что риск-менеджмент как наука только формируется, но уже сегодня становится понятно, что ни один из процессов жизнедеятельности авиакомпании не обходится без рисков, а соответственно есть потребность в управлении ими.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ системе управления деятельностью любой организации в современных условиях наиболее сложным звеном является управление финансами. Риски, сопровождающие эту деятельность и генерирующие различные финансовые угрозы — финансовые риски - играют наиболее значимую роль в общем «портфеле рисков».Управление финансовыми рисками выражает совокупность мероприятий по организации мер противодействия, направленных на снижение финансовых потерь, стабильность экономического положения на рынке, адаптации к изменяющимся условиям рынка, определенному развитию деятельности.Необходимо констатировать, что система современных методов управления финансовыми рисками должна быть адекватной по отношению к экономической обстановке в мире и в стране, ей должны быть присущи динамизм, вариативность и возможность использовать современные финансовые технологии и инструменты.Вместе с тем, необходимо учитывать, что для любого хозяйствующего субъекта необходимо не только исследование всех внешних и внутренних факторов риска, присущих для данного субъекта с учетом специфики его деятельности. Но самое главное необходимо исследовать эти факторы риска в комплексе в агрегированной связи между собой, степени влияния каждого из этих факторов риска на конечный результат деятельности хозяйствующих субъектов.Комплексный подход к оценке интегрального риска по всем направлениям экономической деятельности обеспечит формирование не только, высокой степени консолидированной взвешенной реальной оценки риска организации, но и в свою очередь, будет призмой для оценки среды функционирования бизнеса и, соответственно, основой принятия своевременных и правильных управленческих решений, в целях обеспечения экономической безопасности, высокого уровня конкурентоспособности и других стратегических задач.Следует отметить, что данное направление экономической деятельности имеет тенденцию развития, приобретая новые формы и направления. Особенно это проявляется в связи с усилением международных интеграционных процессов, процессов глобализации, вовлекающих субъектов экономической деятельности всех стран в единое экономическое пространство.Согласно анализу, проведенному в курсовой работе, можно с уверенностью сказать, что избежать рисков полностью невозможно, но достичь «идеальной модели» вполне можно, и даже нужно. Изучение данной проблемы позволило сформировать мнение о том, что эффективнее применять не один метод оценки возможных рисков, а комбинированный, так как именно он дает четкую и ясную картину обо всех рисках, которым подвержена организация.Раскрыв все аспекты рисков, проанализировав систему риск-менеджмента на ПАО «Аэрофлот», рассмотрев, какое влияние на финансовые показатели оказывает система управления рисками, достигнув поставленной цели путем решения вышеуказанных задач, стоит отметить, что не возможно представить предприятие без мелких или крупных рисков, оказывающих непосредственное влияние на экономику в целом и деятельность организации в частности. Информация, приведённая в курсовой работе, может пригодиться в будущей жизни не только тем, кто видит себя работающим в структуре риск-менеджмента на крупных предприятиях, но и людям, которые хотят открыть собственное дело, так как данная работа помогает понять, что иметь свой бизнес не так уж и просто, что каждый день придется преодолевать различные риски.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрютина М. С. Экономика предприятия: Учебник / М.С. Абрютина. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2013. – 528 с.Алексейчева Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин. – М.: Дашков и К, 2013. – 292 c.Арямов А. Общая теория риска: Учебник / А. Арямов. - М: Изд-во РАП, 2010 – 202 с.Бланк И. В. Финансовый менеджмент / И. В. Бланк. — Киев: Ника-Центр, 2005. — 600 с.Бланк И. В. Финансовая стратегия предприятия / И. В. Бланк. — Киев: Ника-Центр, 2007. — 459 с.Веснин В. Р. Стратегическое управление / В. Р. Веснин. — М.: Проспект, 2011. — 357 с.Елисеева Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 480 с.Морозко Н. И. Финансовый менеджмент / Н. И. Морозко. — М.: ВГНА Минфина России, 2009. — 200 с.Найт Ф. Понятие риска и неопределенности. Альманах: теория и история экономических и социальных институтов и систем / Ф. Найт. — М.: Инфра-М, 1994. — 348 с.Рогов М. А. Риск-менеджмент / М. А. Рогов. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 523 с.Рэдхэд К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками / Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 349 с.Официальный сайт ПАО «Аэрофлот»./ URL: https://www.aeroflot.ru/ru-ru. Дата обращения 18.03.2017.
2. Алексейчева Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин. – М.: Дашков и К, 2013. – 292 c.
3. Арямов А. Общая теория риска: Учебник / А. Арямов. - М: Изд-во РАП, 2010 – 202 с.
4. Бланк И. В. Финансовый менеджмент / И. В. Бланк. — Киев: Ника-Центр, 2005. — 600 с.
5. Бланк И. В. Финансовая стратегия предприятия / И. В. Бланк. — Киев: Ника-Центр, 2007. — 459 с.
6. Веснин В. Р. Стратегическое управление / В. Р. Веснин. — М.: Проспект, 2011. — 357 с.
7. Елисеева Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 480 с.
8. Морозко Н. И. Финансовый менеджмент / Н. И. Морозко. — М.: ВГНА Минфина России, 2009. — 200 с.
9. Найт Ф. Понятие риска и неопределенности. Альманах: теория и история экономических и социальных институтов и систем / Ф. Найт. — М.: Инфра-М, 1994. — 348 с.
10. Рогов М. А. Риск-менеджмент / М. А. Рогов. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 523 с.
11. Рэдхэд К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками / Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 349 с.
12. Официальный сайт ПАО «Аэрофлот»./ URL: https://www.aeroflot.ru/ru-ru. Дата обращения 18.03.2017.
Вопрос-ответ:
Какие риски связаны с управлением финансами в организации?
Управление финансами организации может столкнуться с различными видами рисков, такими как валютный риск, процентный риск, риск ликвидности, кредитный риск и рыночный риск.
Что означает понятие "риск" в экономике?
В экономике риск - это возможность возникновения неблагоприятных событий или потерь в результате неопределенности или колебаний в экономической среде.
Какие основные признаки и особенности финансового риска?
Основными признаками финансового риска являются вероятность возникновения убытков, неопределенность и потери. Особенности финансового риска включают в себя измеримость, статистический анализ и возможность управления.
Какие методы существуют для управления финансовыми рисками?
Для управления финансовыми рисками организации могут использоваться различные методы, включая диверсификацию портфеля, использование финансовых деривативов, страхование, управление ликвидностью и кредитным рейтингом.
Как организация ПАО Аэрофлот анализирует и оценивает свою систему управления рисками?
Организация ПАО Аэрофлот проводит анализ и оценку своей системы управления рисками с помощью использования различных методов, таких как оценка вероятности возникновения рисков, определение рисковых событий и их последствий, анализ эффективности существующих мер по управлению рисками и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Какие основные признаки и особенности финансового риска?
Основные признаки и особенности финансового риска включают неопределенность и возможность возникновения неблагоприятных финансовых последствий для организации. Финансовый риск может проявиться в виде убытков от инвестиций, несоответствия плановых показателей финансовых результатов, невозможности выполнить финансовые обязательства перед кредиторами и другими участниками рынка.
Какие методы управления финансовыми рисками существуют?
Существует несколько методов управления финансовыми рисками, включая диверсификацию портфеля инвестиций, использование финансовых инструментов для защиты от изменений цен и процентных ставок, страхование от потерь, использование финансовых деривативов и т. д. Каждый метод имеет свои преимущества и ограничения, и эффективное управление рисками требует комбинирования различных подходов.
Как проводится анализ и оценка системы управления рисками компании ПАО Аэрофлот?
Анализ и оценка системы управления рисками компании ПАО Аэрофлот проводятся путем изучения ее политики управления рисками, оценки эффективности принятых мер по управлению рисками, анализа финансовых показателей и результатов компании. Для этого могут быть использованы различные методы, такие как статистический анализ данных, сравнение с данными по отрасли, экспертные оценки и т. д.
Какие методы управления финансовыми рисками можно применить в организации?
В организации можно применить различные методы управления финансовыми рисками, включая разработку и реализацию стратегии управления рисками, оценку и анализ рисков, использование финансовых инструментов, диверсификацию портфеля инвестиций, страхование от потерь, использование финансовых деривативов и т. д. Выбор методов зависит от специфики организации и ее финансовой ситуации.