Технология портфолио в обучении и воспитании младших школьников
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 20.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Описание технологии портфолио 5
2.Типы и функции Портфолио. Их особенности на начальной ступени образования 8
3.Структура и содержание использования технологии портфолио в начальной школе 12
4.Методика использования технологии портфолио в обучении и воспитании младших школьников 14
5.Примерная структура Портфолио 19
Заключение 22
Литература…………...…………………………………………………………..23
Прежде всего, у ребенка должен быть сформирован стойкий познавательный интерес. При этом необходимо пояснять все для ребенка на понятном и доступном языке.Те проекты и темы, которые разрабатывает ребенок, должны быть ему по – настоящему интересными и доступными. Дети участвуют в различных творческих, социальных, образовательных проектах на протяжение всей учебы в начальном звене. Поэтому от педагога требуется глубокое понимание того, какое воздействие на учащихся оказывает их участие в различных формах деятельности. Как уже указывалось выше, все дети обладают различными интересами и разным уровнем сформированности знаний умений и навыков в различных сферах образовательной деятельности. Поэтому педагогу важно своевременно видеть и диагностировать интересы ребенка, их направленность. На этапе непосредственного участия ребенка в различных видах деятельности и составления портфолио определяется не только роль и участие ребенка в каждом конкретном проекте, но и участие родителей. Определяется роль каждого субъекта образовательного процесса, выставляется круг задач, которые необходимо решить [2]. После того, как деятельность спланирована, участие педагога отходит на второй план. Он начинает выполнять роль куратора и наблюдателя. Все остальное дети делают самостоятельно. Хотя в значительной степени самостоятельность ребенка будет определяться тем.насколько он подготовлен, насколько у него достаточно знаний, умений и навыков, чтобы успешно участвовать в разнообразных проектах, конкурсах, смотрах знаний. Полученные в результате подобных мероприятий продукты деятельности имеют важное значение для развития детской самостоятельности и самооценки. Получение заключения, диплома, характеристики завершает проделанную работу и дает возможность самостоятельно оценить ее результаты. Кроме того, для приложения к портфолио самооценок, творческих отчетов о проделанной работе, самохарактеристик учащегося требуется научить ребенка лаконично, кратко и грамотно формулировать результаты своей деятельности, в связном виде представлять информацию о проделанной работе и ее итогах, подкреплять эту информацию использованием наглядного материала. В данном случае работа учителя носит предварительный характер, но и при завершении участия в том или ином проекте он обязательно дает заключение учащемуся относительно проделанной работы, резюмирует оценку, настраивает ребенка на дальнейшую активную деятельность [11]. Только в этом случае можно надеяться на максимальный воспитательный эффект составления портфолио. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.Авторы (М.Б. Павлова, М.И, Гуревич, И.А. Стасова) указывают, что необходимо исходить из интересов детей, но в то же времени руководствоваться теми практическими и духовными нуждами, которые существуют в современном обществе. С точки зрения школьного обучения, в педагогическо практике используются два основных пути для социализации детей и подготовке их к жизни. Первый путь предполагает изучение различных наук в школе и соблюдение тех норм и правил, которые установлены в школьной жизни. Другой путь предполагает непосредственное участие школьника в решении тех или иных проблем. Метод портфолио дает возможность учащемуся выйти за границы непосредственной образовательной деятельности, он расширяет границы педагогической практики. То есть, по сути, предполагает переход от теории к воспитанию в различных видах жизнедеятельности. Таким образом, организация работы над портфолио содействует развитию творческого потенциала учащихся, их аналитических умений, самостоятельной оценочной деятельности. Примерная структура ПортфолиоСледует отметить, что не существует какой –то единой установленной структуры портфолио. Как указывалось выше, элементы портфолио носят рекомендованный и вариативный характер. Как правило, в его структуру входят следующие элементы: - Личные данные (информация об учащемся) .-Метапредметные и предметные результаты ( контрольные работы, выборки детских работ, в том числе – творческих, детские работы)- Показатели личностных результатов (Характеристики педагогов на ребенка). - Иные достижения . Помещается информация о том, какие достижения есть у ребенка во внеучебной деятельности. Например, в спорте, творчестве и т.д. «Портфель достижений» может иметь вариативную структуруМожно предложить следующий приблизительный вариант структуры портфолио:I раздел «Обо мне» может включать в себя следующие рубрики:1. «Мое имя» – в данной рубрике указывается информация об имени и фамилии ребенка, дата рождения. 2. «Моя семья» – в данной рубрике ребенок может рассказать о членах своей семьи, семейных традициях, увлечениях, семейных праздниках.Такая работа способствует воспитанию у ребенка понимания своего места в семье, формирует чувство причастности и понимания семейной жизни. 3.«Генетическое древо» – в данной рубрике ребенок может с помощью родителей изобразить древо семьи. Подписать имена и отчества, разместить фотографии. Такая работа позволяет ребенку оценить свою семью с точки зрения ее прошлого, формирует чувство патриотизма и гордость за предков. 4. «Город, где я живу» – данная рубрика подразумевает рассказ о родном городе, его достопримечательностях. Эта работа позволяет сформировать у ребенка знания о его малой родине, воспитать любовь к земле своих предков. 5. «Мои хобби» – в рамках данной рубрики ребенок может рассказать о том, чем он увлекается. 6. «Моя школа» – рубрика представляет собой рассказ о школе, о педагогах, о тех уроках, которые нравятся больше всего. В данной рубрике ребенок учится формулировать свои мысли и грамотно аргументировать их7. «Мои цели» – работа над этой рубрикой идет в тесном сотрудничестве с педагогом. При помощи учителя или родителей ребенок может сформулировать цели работы на каждую четверть. По результатам четверти и учебного года оценивается, насколько ребенок достиг этих целейII раздел «Моя учеба».В данном разделе могут находиться удачно написанные контрольные работы, итоги интересных проектов, отзывы о прочитанных книгах, и т.д. III раздел «Я и Общественная жизнь».В данном разделе учащийся может рассказать. Какие у него существуют обязанности в школе, дома. В разделе могут быть отзывы родителей о помощи ребенка в семье. IV раздел «Творчество».В данном разделе могут содержаться сведения о творческих работах ребенка – фотографии, рисунки и т.д. V раздел «Впечатления».В данном разделе ребенок может описать отзывы о различных мероприятиях, экскурсиях, и т.д. Работая над разделом, ребенок также учиться оценивать свою деятельность, то, что он видел, слышал и т.д. VI раздел «Мои достижения».В раздел помещаются грамоты, дипломы, сертификаты, и т.д. VII раздел «Самооценка».Этот раздел учит ребенка оцениванию итогов работы в году. Ребенок оценивает, насколько были достигнуты цели, может выставить планы на следующий год. Таким образом, мы видим, что структура портфолио может иметь разный характер. Важно, чтобы она отображала реальные интересы и достижения учащегося. ЗаключениеВ современной педагогике изменяется подход к активности учащегося в образовательной деятельности. Для полноценного и всестороннего развития личности учащегося педагоги используют различные новые формы и методы обучения. Одним из эффективных методов развития личностной самостоятельности учащихся, их контрольно – оценочной деятельности, является метод портфолио. Данный метод, благодаря своей эффективности, может использоваться с начального звена, а также организовать преемственность между начальным и средним звеном обучения.Высокий воспитательный эффект технологии объясняется высоким уровнем самостоятельности учащихся, их активным взаимодействием с педагогами и между собой, активным привлечением родителей к проектам. Портфолио может иметь различную структуру. Однако важно. Чтобы она отображала реальные интересы и возможности учащихся. Литература1.Баранов С.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987. – С.34.;2.Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам (начальная школа, методическое пособие). - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2014. - С. 204.;3.Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. – 2004. - № 3. - С.32 – 36.;4.Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976. – С.87.;5Матюхина М.В. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 1970. – С.127.;6.Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист. - 2004. - № 5. – С.56 – 59.;7.Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. – 2004. - № 2. - С.48-56.;8.Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений - «портфолио» // Директор школы. -2004. - № 7. - С.45 – 48.;9.Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агенство, 2011. – С.215.;10.Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996. – С.245.;11.Пейн С. Дж. Учебное портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 2000. - № 1. – С.65-67.;12.Портфолио достижений ученика – шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа. - 2004. - № 5. – С.65 - 67.13.Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2013. – С.320.14.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: 1974. - С.45.15.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2012. – С.554.16. Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2014. - С.124.
2.Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам (начальная школа, методическое пособие). - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2014. - С. 204.;
3.Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. – 2004. - № 3. - С.32 – 36.;
4.Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976. – С.87.;
5Матюхина М.В. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 1970. – С.127.;
6.Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист. - 2004. - № 5. – С.56 – 59.;
7.Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. – 2004. - № 2. - С.48-56.;
8.Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений - «портфолио» // Директор школы. -2004. - № 7. - С.45 – 48.;
9.Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агенство, 2011. – С.215.;
10.Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996. – С.245.;
11.Пейн С. Дж. Учебное портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 2000. - № 1. – С.65-67.;
12.Портфолио достижений ученика – шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа. - 2004. - № 5. – С.65 - 67.
13.Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2013. – С.320.
14.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: 1974. - С.45.
15.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2012. – С.554.
16. Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2014. - С.124.
Вопрос-ответ:
Что такое технология портфолио в обучении и воспитании младших школьников?
Технология портфолио в обучении и воспитании младших школьников представляет собой систему сбора, организации и анализа различных материалов, которые отражают учебные и воспитательные достижения ученика. Это некая папка или электронный альбом, в котором собраны работы и проекты ребенка, его рефлексивные записи и самооценки.
Какие типы и функции портфолио существуют на начальной ступени образования?
На начальной ступени образования существуют различные типы и функции портфолио. Одним из типов является папка-портфолио, в которую ученик помещает свои работы и проекты по разным предметам. Другим типом является электронное портфолио, создаваемое с помощью компьютерных технологий. Функции портфолио включают оценку и самооценку ученика, а также рефлексию и продвижение образовательного процесса.
Какова структура и содержание использования технологии портфолио в начальной школе?
Структура и содержание использования технологии портфолио в начальной школе состоит из следующих компонентов: материалы учебной и внеурочной деятельности, рефлексивные записи и самооценки, различные виды документации (например, анкеты, опросники, отчеты), орпганизационные документы (планы работы, программы и т. д.), а также материалы оценки и коррекции учебного процесса.
Как проводится методика использования технологии портфолио в обучении и воспитании младших школьников?
Методика использования технологии портфолио в обучении и воспитании младших школьников включает несколько этапов. Вначале учитель объясняет ученикам цели и задачи портфолио, а также правила его ведения. Затем происходит сбор и систематизация материалов, проведение рефлексии и самооценки, а также коррекция и обсуждение результатов. На заключительном этапе происходит оценка и анализ портфолио учеником, учителем и родителями.
Что такое технология портфолио?
Технология портфолио - это метод обучения и оценки, при котором ученик собирает и организует свои работы и достижения в портфолио, которое затем используется как инструмент для самооценки и оценки прогресса.
Какие типы и функции портфолио существуют на начальной ступени образования?
На начальной ступени образования существуют следующие типы портфолио: личное, внеклассное, портфолио талантов и интересов. Их функциями являются: развитие самостоятельности и ответственности, демонстрация достижений и прогресса, рефлексия и самооценка.
Каковы особенности использования технологии портфолио в начальной школе?
Особенности использования технологии портфолио в начальной школе заключаются в создании структурированного портфолио, ориентированного на развитие ученика, индивидуализации обучения, активного участия ученика в процессе сбора и оценки материалов, а также в использовании портфолио в диалоге с учителем и родителями.
Как использовать технологию портфолио при обучении и воспитании младших школьников?
Для использования технологии портфолио при обучении и воспитании младших школьников следует следовать определенной методике, которая включает в себя планирование, организацию, отслеживание и оценку работы учеников, а также диалог с учителем и родителями.
Какая может быть примерная структура портфолио для младших школьников?
Примерная структура портфолио для младших школьников может включать в себя следующие разделы: личные данные, цели и планы на учебный год, работы по разным предметам, рефлексия и самооценка, рекомендации учителя и родителей.