Игровая деятельность детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 27 27 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 22.04.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
Неотъемлемым компонентом современной общеобразовательной подготовки в Российской Федерации является эстетическое воспитание. Осмысление проблемы музыкальных способностей, как одной из самых актуальных проблем музыкального образования, осуществлен в научных работах в различных аспектах: философском (Аристотель, М. Каган, А. Лосев), социологическом (А. Сохор, В. Цукерман), психологическом (Б. Ананьев, Л. Выготский, Д. Эльконина, Н. Лейтес, С. Рубинштейн, Леонтьев, Е. Назайкинский, Б. Теплов), музыковедческом (Б. Асафьев, Л. Баренбойм, В. Медушевский, Б. Яворский). Исследование музыкальных способностей, поиск путей и методов их формирования и развития осуществили О. Лобов, В. Макаров, Л. Масол, Е. Печерская, О. Ростовский, а также Е. Жак-Далькроз, С. Кодай, М. Монтессори, К. Орф, Ш. Судзукы, Б. Тричков ученые-педагоги. Отдельные аспекты исследуемой проблемы получили воплощение в научных трудах в ракурсе общемузыкальном, музыкально-творческом, музыкально-эстетическом, в частности на народной основе воспитания. 4
Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста исследовали А. Арисменди, Г. Артоболевская, Н. Ветлугина, А.И. Запорожец, М. Михайлов, С. Науменко, О. Радинова, К. Тарасов. Проблема обогащения содержания музыкального воспитания дошкольников получила дальнейшее развитие в трудах В. Верховинця, О. Кононко, Т. Науменко, С. Русовой, В. Шацькои, А. Шевчук. Однако, несмотря на значительный теоретический и практический вклад вышеуказанных исследований в решение этой проблемы, в музыкально-педагогической области образования не хватает системного исследования методических основ формирования музыкальных способностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Требуют дальнейшего изучения вопросы комплексного использования этнического художественного фонда как доминанты музыкального воспитания и обучения детей на важном этапе дошкольного детства. Является проблемой недостаточность репертуарных сборников. 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 7
1.1.Специфика музыкального воспитания по педагогической системе Марии Монтессори 7
1.2.Организация музыкальной деятельности детей в дошкольном учебном заведении 9
ГЛАВА ІІ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКИ 15
2.1. Игровые музыкальные занятия 15
с детьми дошкольного возраста 15
2.2. Игровые минуты на занятиях музыки 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 29

Фрагмент для ознакомления

А теперь я покажу, как надо «играть на этом интересном инструменте». Когда касаются тебя, ты будешь петь свой звук до тех пор, пока я не заберу руку. То есть, таким образом, я буду «играть» определенную ноту. Если я буду «играть» двумя руками, я смогу создать одновременно два звука. Они могут быть разной длины звучания.Продемонстрируйте возможности «инструмента» и передайте роль Музыканта шестому ребенку. Помогите другим группам сформировать свои «инструменты». Проследите за тем, чтобы во время игры можно больше детей побывали музыканты.Анализ упражнения-игры.- Понравился тебе инструмент, частью которого ты был?- Что тебе понравилось больше всего?- Какой музыкант «играл» лучше на вашем инструменте?Упражнение «Кто лучше поет»Цель. Во время этой «слуховой игры» нужно внимательно вслушиваться и локализовать звуки. Вы можете использовать эту игру для того, чтобы поднять настроение группы, для более творческого проведения разминок.Материалы. Повязка на глаза.Инструкция. - Станьте, пожалуйста, в один большой круг. Один из вас должен показать, умеет ли он хорошо слушать. Этот ребенок получает повязку, завязывают глаза, и становится в центр круга. Остальные начинает петь одну и ту же песню, но каждый с разной силой звучания. Кто-то в классе петь громче всех, и ведущий, с завязанными глазами, должен определить, кто это. Он также должен отгадать имя певца с лучшим голосом и попробовать подойти к нему и дотронуться.- Кто хочет быть первым ведущим и стать в центре круга? Замечательно, Ирина, выйди на минутку из класса, чтобы группа выбрала, кто будет петь громче, а также песню.(Попросите каждого определить свою силу звучания пения и найдите такого ребенка, который захочет и сможет взять на себя задачу петь громче. После этого ведущий может войти в класс. Хорошо, если ведущим смогут побывать как можно больше детей).Анализ упражнения-игры.- Трудно было тебе петь с одинаковой силой звучания?- Как ты обычно говоришь: очень тихо, очень громко или тихо?- Легко тебе слушать, как говорят в нашей группе? Или иногда кто-то, по твоему мнению, говорит слишком громко?Упражнение «Музыка земли»Цель.Лучше познакомить детей с «активным слушанием», если они регулярно слушать специально для них подобранную музыку.Предлагаем вам использовать музыкальные произведения, которые могут вселять в детей чувство уверенности, защищенности и надежности. Необходима спокойная, теплая и мелодичная музыка, которая вызывает ощущение покоя. Лучше предложить эту игру, когда дети спокойны. Тогда они смогут почувствовать особое тепло своей защищенности.Материалы.Диск с записями двух вариантов спокойной мелодичной музыки.Инструкция. - Когда вы сосредоточены и внимательны, ваши уши вроде широко раскрываются. Представьте, что вы в состоянии слушать не только ушами, но и носом, ртом, кожей. Как вы слушали бы, если бы у вас по всему телу были маленькие уши? Это, наверное, очень хорошо. Особенно, когда вы слушаете прекрасные звуки музыки? Я сейчас задам вам два музыкальных произведения, их очень приятно слушать. Сядьте поудобнее, и закройте глаза, трижды глубоко вдохните воздух ...Когда начнется музыка, представьте себе, что вы вдыхаете звуки музыки ушами, носом, ртом и всеми клеточками своего тела ... (раздается первая мелодия).- Дышите глубоко носом ..., ушами ..., кожей ..., почувствуйте, как звуки проникают в вас, в ваши руки, ноги, живот, в сердце ... Пусть тело будет, как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается. Почувствуйте, что музыка делает в вашем теле, как она дарит покой, тепло и защиту.(Сделайте короткую паузу после первой мелодии и повторите инструкцию.Когда начнется вторая мелодия, пусть дети себе представят, что они как бы вдыхают все звуки).Анализ упражнения-игры.- Что ты переживал во время слушания первой мелодии?- Что ты чувствовал, когда слушал второе произведение?- Ты смог представить себе, что ты вдыхаешь звуки всем телом?- Какая музыка тебе нравится?- На этот раз ты слушал музыку иначе, не так, как обычно?Упражнение «Танцующие руки»Цель.Если дети беспокойны или раздражены, то эта игра должна дать им возможность прояснить свои чувства и помочь внутренне расслабиться.Материалы.Большой лист бумаги (или старые обои), скотч, цветные мелки.Упражнение игра сопровождается живой музыкой. Бумага разложена и прикреплена к столу.Инструкция. - Возьмите каждый по два кусочка мела. Выберите для каждой руки цвет, который вам нравится, станьте удобно, чтобы ваши руки от кисти до локтевого сустава находились над бумагой. Закройте глаза. И когда зазвучит музыка, вы можете обеими руками рисовать на бумаге. Ваши руки должны двигаться в такт музыке (2-3 минуты).Проводя занятия с использованием упражнений психологического характера, педагоги способствуют решению двух задач. С одной стороны - задачи развития эмоциональной культуры: улучшение эмоционального состояния ребенка, лишение коммуникативных осложнений, развитие умения использовать Музыкальные звуки для релаксации, формирование умения активно и пассивно прослушивать музыкальные произведения. С другой стороны - достижение такого состояния ребенка, который будет способствовать вокальной работе, потому что настроение певца, его готовность к пению и умение включиться в творческую работу имеют большое значения для выполнения тех задач, которые нуждается певческая деятельность.В игровой форме можно проводить как отдельные этапы урока музыки, так и весь урок. К каждой теме урока, отдельного вида деятельности можно придумать игру. Для ее создания нужны изобретательность и фантазия.Задача игры - способствовать активному развитию музыкальных способностей, усвоению теоретического материала. Она должна вызывать сильные и длительные положительные эмоции, желание учиться без принуждения. Играм можно придумать яркие, образные названия.Таким образом, разнообразие составленных педагогами игр качественно дополняет теоретические знания по теме, помогаю и педагогам, и дают возможность активно включиться в творческий процесс изучения музыки в дошкольном учреждении.ЗАКЛЮЧЕНИЕИгра - основная деятельность детей дошкольного возраста, в которой могут быть хороводы, песни, сюжетно - ролевые, подвижные игры. В отдельное подразделение выделено музыкально - дидактические игры, в которых развиваются музыкально - сенсорные способности. Музыкально - самостоятельная деятельность возникает по инициативе детей в процессе игр, наполняет их жизнь интересным содержанием. Праздники и развлечения включают большое разнообразие видов и жанров художественной музыки, при творческой инициативе воспитателей и активности детей решает большие задачи музыкально - эстетического воспитания. Этим же задачам и отвечает и введение музыки в повседневную жизнь ребенка. Музыка сопровождает утреннюю гимнастику, прогулку, работу, занятия по родному языку, ознакомлению с природой и так далее. По мере развития активности ребенка, его психических функций происходит накопление слухового опыта, формируются первые певческие навыки, увеличивается объем танцевальных движений, усваиваются элементарные сведения о музыке. Музыка также передает различный характер движений - спокойный, подвижный, порывистый. Ведущим в детской музыкальной деятельности является восприятие. Для того, чтобы выучить песню, ребенок должен ее прослушать, а изучив прислушаться - выразительная музыка или нет. Двигаясь под музыку, ребенок должен ее постоянно слушать, следить за ее развитием, передавать в движениях ее характер. Для развития восприятия важную роль играет музыкально - сенсорное восприятие ребенка. У ребенка развивается восприятие звуков различной окраски.Музыкально - дидактические игры требуют от детей умения слушать и воспроизводить голосом или движениями разные по высоте, динамике, тембру звуки. Дети учатся различать тембры различных по звучанию детских инструментов или игрушек (барабан, бубен). Музыкально-дидактические игры объединяют музыку с движениями.Пение - один из важных видов деятельности, который позволяет ребенку музыкально развиваться, у детей начинают формироваться первые вокально - хоровые навыки, развитие голоса, слуха, песенного творчества. Дети овладевают навыками коллективного пения в одном темпе, петь тихо, правильно интонировать, выражать свои чувства. Петь естественным голосом, развивать певческие интонации, дикцию, во время пения развивать муз память, дети учатся петь с сопровождением и без сопровождения.Пение является самым массовым и доступным видом деятельности. В музыкально-ритмической деятельности ставится задача более точно передавать в движениях особенности музыкальной пьесы. Музыкально-ритмическая деятельность условно делится на две группы: восприятие музыки и воспроизведения ее выразительных особенностей в движениях. Первая группа связана с восприятием музыки, а вторая группа направлена ​​на освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев. У детей формируется умение выполнять различные танцевальные движения (галоп), учатся ориентироваться в пространстве, делать перестроения, развивать координацию движений. В старших группах дети разучивают русские хороводы, бальные (вальс), характерные, развивается актерское мастерство. В танцах дети учатся слушать музыку и начинать движения с текстом песни или по указанию воспитателя.Тема работы актуальна и требует продолжения изучения, поскольку педагогические практики всегда требуют апробации, как на теоретическом, так и практическом уровнях. Таким образом, педагог может заинтересовать детей разнообразием игр, которые тесно связаны с музыкальным развитием детей дошкольного возраста.Опыт известного педагога М. Монтессори является также актуальным в работе педагогов дошкольных учреждений. Он помогает выстроить более грамотную систему, алгоритм действий педагога и детей в ходе организации игровой деятельности на занятиях по музыке в дошкольных учреждениях. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Воронова В. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. М.: Просвещение, 1981. – 80 с. – С. 36.Гогоберидзе А. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - Питер, 2014. - 464 с. – С. 52.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.Г. Гогоберидзе В.А. Деркунская. - М.: Издательский центр Академия - 2005. 320 с. – С. 37.Дошкольная педагогика: в 2-х ч. / Под ред. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 1988. 272 с.Колидзей, Э.А. Психология двигательной деятельности ребенка: учебное пособие для студ. / Э.А. Колидзей. Саратов, 2005. - 91с. – С. 42.Колесникова И. Коммуникативная деятельность педагога / И.А. Колесникова // Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Под ред. И. А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.Колесникова И. Коммуникативная деятельность педагога / И.А. Колесникова // Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Под ред. И. А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.Коренева, Т.Ф. Музыкально-ритмические движения (для детей дошкольного и младшего школьного возраста): В 2-х ч. / Т.Ф. Коренева -4.1. 1 Юс.; 4.2. -104с. - М.: Владос, 2001.Лифшиц, И.Г. Уроки ритмики в детском саду / И.Г. Лифшиц//Дошкольное воспитание. 1990. - №5 - С. 5-11; - 1991. - №11 -С.81-95.Международная ассоциация Монтессори [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://brillikid.com/ru/montessori-association.html (дата обращения - 04 марта 2017 года)Минаева В. Развитие эмоций дошкольников / В.М. Минаева. М.: АРКТИ, 1999. - 48 с.Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики / М. Монтессори. − М.: Задруга, 1913. – 33Психологиямузыкальнойдеятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнатская, Н.И. Кнященко, К.В. Тарасова и др. / Под ред. Г.М. Цыпин. - М: Издательский центр «Академия», 2003. - 232 с. – С. 62.Терентьева Н. История и теория музыкальной педагогики и образования: Учеб.пос. в 2-х ч. / Н.А. Терентьева. - СПб.: Образование, 1994. - Ч. 2. - 148 с. – С. 75.Штрек А. Музыкальные занятия как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://solncesvet.ru (дата обращения – 16 марта 2017 года

1. Воронова В. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. М.: Просвещение, 1981. – 80 с. – С. 36.
2. Гогоберидзе А. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - Питер, 2014. - 464 с. – С. 52.
3. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.Г. Гогоберидзе В.А. Деркунская. - М.: Издательский центр Академия - 2005. 320 с. – С. 37.
4. Дошкольная педагогика: в 2-х ч. / Под ред. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 1988. 272 с.
5. Колидзей, Э.А. Психология двигательной деятельности ребенка: учебное пособие для студ. / Э.А. Колидзей. Саратов, 2005. - 91с. – С. 42.
6. Колесникова И. Коммуникативная деятельность педагога / И.А. Колесникова // Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Под ред. И. А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
7. Колесникова И. Коммуникативная деятельность педагога / И.А. Колесникова // Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Под ред. И. А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
8. Коренева, Т.Ф. Музыкально-ритмические движения (для детей дошкольного и младшего школьного возраста): В 2-х ч. / Т.Ф. Коренева -4.1. 1 Юс.; 4.2. -104с. - М.: Владос, 2001.
9. Лифшиц, И.Г. Уроки ритмики в детском саду / И.Г. Лифшиц//Дошкольное воспитание. 1990. - №5 - С. 5-11; - 1991. - №11 -С.81-95.
10. Международная ассоциация Монтессори [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://brillikid.com/ru/montessori-association.html (дата обращения - 04 марта 2017 года)
11. Минаева В. Развитие эмоций дошкольников / В.М. Минаева. М.: АРКТИ, 1999. - 48 с.
12. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики / М. Монтессори. − М.: Задруга, 1913. – 33
13. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнатская, Н.И. Кнященко, К.В. Тарасова и др. / Под ред. Г.М. Цыпин. - М: Издательский центр «Академия», 2003. - 232 с. – С. 62.
14. Терентьева Н. История и теория музыкальной педагогики и образования: Учеб. пос. в 2-х ч. / Н.А. Терентьева. - СПб.: Образование, 1994. - Ч. 2. - 148 с. – С. 75.
15. Штрек А. Музыкальные занятия как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://solncesvet.ru (дата обращения – 16 марта 2017 года

Вопрос-ответ:

Зачем детям в дошкольном возрасте заниматься игровой деятельностью на музыкальных занятиях?

Игровая деятельность на музыкальных занятиях имеет целый ряд полезных эффектов для детей дошкольного возраста. Она способствует развитию музыкальных способностей, таких как ритмичность и музыкальное слуховое восприятие. Кроме того, игра позволяет детям развивать творческое мышление, воображение, воодушевление, а также общение и социальные навыки.

Какие методы и подходы используются на музыкальных занятиях для развития игровой деятельности детей дошкольного возраста?

На музыкальных занятиях для развития игровой деятельности детей дошкольного возраста используются различные методы и подходы. Один из них - игровой подход, который включает игры с музыкальными инструментами, движение под музыку и импровизацию. Также используются методы, основанные на развитии слуха, такие как игры "угадай мелодию" и "поймай ритм". Другие методы включают использование музыкальных сказок и мультфильмов, которые помогают детям воспринимать музыку и учиться музыкальной грамоте.

Каковы основные принципы эстетического воспитания детей на музыкальных занятиях?

Основными принципами эстетического воспитания детей на музыкальных занятиях являются: индивидуализация, творческий подход, вариативность, доступность, эмоциональность и системность. Индивидуализация предполагает учет индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка. Творческий подход включает развитие креативности и воображения детей. Вариативность означает использование разнообразных методов и приемов работы с музыкой. Доступность предполагает создание такой обстановки, которая позволяет каждому ребенку участвовать в музыкальной деятельности независимо от его физических или психологических особенностей. Эмоциональность - использование музыки для выражения и развития эмоций детей. Системность означает постепенное и последовательное развитие музыкальных навыков и знаний.

Что такое эстетическое воспитание и как оно связано с общеобразовательной подготовкой?

Эстетическое воспитание - это процесс формирования эстетических представлений, чувств и вкусов у детей. Оно тесно связано с общеобразовательной подготовкой, так как помогает развивать детей во всех аспектах: когнитивном, эмоциональном, социальном и физическом.

Какие научные работы осуществлены по проблеме музыкальных способностей?

Научные работы по проблеме музыкальных способностей проводились в различных аспектах, включая философический, социологический и психологический. Известными учеными, которые внесли вклад в это направление исследований, являются Аристотель, М. Каган, А. Лосев, А. Сохор, В. Цукерман, Б. Ананьев и Л. Выготский.

Какие компоненты игровой деятельности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях?

Компоненты игровой деятельности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях включают в себя пение, танцы, игру на музыкальных инструментах, импровизацию и эмоциональное выражение через музыку.

Почему проблема музыкальных способностей является одной из самых актуальных проблем музыкального образования?

Проблема музыкальных способностей является актуальной, так как музыкальное образование играет важную роль в развитии детей. Определение и развитие музыкальных способностей помогает выявить потенциал ребенка и помочь в развитии его музыкальных навыков и талантов.

Как игровая деятельность на музыкальных занятиях способствует эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста?

Игровая деятельность на музыкальных занятиях способствует эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, так как помогает развить у них музыкальные чувства, представления о красоте и гармонии, а также способность выражать свои эмоции через музыку.

Какую роль игровая деятельность играет на музыкальных занятиях детей дошкольного возраста?

Игровая деятельность играет важную роль на музыкальных занятиях детей дошкольного возраста. Она помогает детям развиваться, осваивать новые навыки и умения, исследовать музыкальный мир, а также обогащает их эстетическое восприятие.

Какие ученые и философы занимались проблемой музыкальных способностей в различных аспектах?

Проблемой музыкальных способностей занимались такие ученые и философы, как Аристотель, М. Каган, А. Лосев, А. Сохор, В. Цукерман, Б. Ананьев, Л. Выготский и Д. Элько. Каждый из них рассматривал эту проблему с разных точек зрения - философской, социологической и психологической.

Почему эстетическое воспитание является неотъемлемым компонентом общеобразовательной подготовки в России?

Эстетическое воспитание является неотъемлемым компонентом общеобразовательной подготовки в России, потому что оно способствует формированию у детей эстетического вкуса, развитию творческого мышления, чувств и восприятия красоты и искусства. Это помогает им стать более гармоничными и увидеть мир во всем его многообразии и красоте.