анализ потребительских предпочтений седативных лекарственных препаратов на примере базы производственной практики
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 24.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Общая характеристика седативных препаратов 4
2 Применение седативных средств в терапевтической практике 7
3 Седативные препараты растительного происхождения 10
4 Анализ рынка лекарственных препаратов седативного действия 15
5 Выявление потребительских предпочтений седативных лекарственных препаратов 21
Заключение 24
Список литературы 25
Товарный ассортимент, а точнее его полнота, имеет важное социально-экономическое значение, так как его качество определяет полноту удовлетворения потребительского спроса. Узкий ассортимент может быть одним из факторов, сдерживающих процесс удовлетворения индивидуальных потребностей каждого потребителя. Определение оптимального ассортимента является ключевым моментом экономической деятельности каждой аптечной организации и позволяет обеспечить ее максимальную экономическую эффективность.Необходимо отметить, что рационально сформированный ассортимент с учетом конкурентоспособности товара определяет качество удовлетворения покупательского спроса. К факторам конкурентоспособности относятся качество товара (лекарственного средства) и его соответствие спросу; обслуживание потребителей и формы продвижения товара;себестоимость; рекламные мероприятияи дизайн [7, 8].Для лекарственных препаратов наиболее важными факторами конкурентоспособности являются следующие:Безопасность и терапевтическая эффективность лекарственных препаратов (отсутствие неблагоприятных последствий лечения, побочных эффектов);Стоимостной показатель (цена);Рациональность упаковки, дозировки, лекарственной формы;Длительность курса лечения и т.д.Лекарственные препараты как товар имеют ряд особенностей. Одной из таких особенностей является то, что спрос на них формируется как самими покупателями, так и врачами. По этой причине оценка основных показателей конкурентоспособности должна проводиться в форме опроса как врачей, так и самих потребителей.В процессе оценки конкурентоспособности лекарственных препаратов необходимо учитывать наличие препаратов, содержащих одинаковые действующие вещества разных фирм-производителей. Для этого целесообразно проводить маркетинговый анализ предпочтений по таким показателям, как сравнительный анализ терапевтической эффективности лекарственных препаратов, способа применения, дозировки,формы выпуска, выраженности побочных эффектов и др.Таким образом, анализ отдельных показателей конкурентоспособности лекарственных препаратов позволяет выделить их ассортимент, имеющий наилучшие потребительские и наименьшие стоимостные характеристики (при одинаковых потребительских, то есть качественных характеристиках), и сформировать оптимальный ассортимент лекарственных препаратов седативного действия безрецептурного отпуска ваптечной организации для наиболее полного удовлетворения потребности покупателей.5 Выявление потребительских предпочтений седативных лекарственных препаратовСовременная концепция маркетинга состоит в том, чтобы каждый аспект маркетинговой программы фармацевтического предприятия, желающего выжить и достичь конкурентного преимущества на рынке, разрабатывался с учетом основных закономерностей поведения потребителей, знания потребительского спроса и его изменений в перспективе.Руководству предприятия нужно принимать во внимание психологию формирования привычек потребителя, факторы личностного, социального и организационного влияния на поведение и предпочтения потребителей, причины принятия потребителем соответствующего решения с целью ориентировать производство лекарственных средств на удовлетворение этих запросов и предпочтений.В процессе проведения сегментации потребителей седативных препаратов установлено, что контингент опрошенных представляет собой потребителей разного рода занятий, уровня образования, уровня дохода, пол и возраста. Большую часть потребителей седативных препаратов составляют лица в возрасте от 18 до 30 лет — 51%. Среди потребителей препаратов исследуемой группы преобладают женщины — 58%.Для наиболее полного удовлетворения предпочтений потребителей необходимо выявить и проанализировать уже сложившиеся потребности, изучить закономерности их развития и формирования новых. С этой целью в аптечных учреждениях города Заречный Свердловской области был проведен опрос респондентов методами анкетирования и интервьюирования.Результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство опрошенных потребителей (62%) посещают аптеку по мере необходимости. При выборе аптеки 27% потребителей отдают предпочтение ее удобному месту расположения, из них 13% — выбирают аптеку, которая находится возле дома, 14% — аптеку, которая находится по дороге с работы домой.Проведенные исследования показывают, что главными причинами приобретения лекарственных средств являются: развитие конкретного заболевания (43,6%), профилактика заболеваний (21,5%) и с целью улучшения самочувствия (20,4%). Причина приобретения лекарственных средств у 11,8% потребителей - это исчерпание домашних запасов определенных препаратов; у 2,7% потребителей — неудовлетворенность эффективностью принимаемых лекарств. В ходе опроса установлено, что большая часть респондентов (85%) осведомлены о седативных средствах растительного происхождения, и 60% из них применяют препараты данной фармакологической группы.Большинство потребителей седативных средств отдают предпочтение препаратам отечественного производства (58%). Основными поводами для покупки седативных средств растительного происхождения являются различные психопатологические заболевания (45,7%) и их профилактика (28,8%). Приобретению лекарственных средств седативного действия способствуют советы друзей, членов семьи (16,2%), а также реклама нового лекарственного препарата данной группы (9,3%). При их выборе потребители руководствуются различными источниками информации, и как свидетельствуют результаты проведенного исследования, основными из них являются: советы врача (22,2%), консультации фармацевта (провизора) (20,8%), собственное мнение потребителя (15,8%), советы коллег, друзей,членов семьи (11,6%), реклама на телевидении (10,9%).На следующем этапе было проведено ранжирование критериев значимости для потребителей отдельных параметров седативных средств. При их выборе седативных препаратов для потребителей наиболее важны следующие атрибуты: эффективность (15%), безопасность (13%) и цена лекарственного средства (12%). Потребители с низким доходом оценивают данную ситуацию иначе. Так, для пенсионеров и студентов равноценными по значимости критериями являются цена и эффективность препарата. Предприниматели, имеющие высокий доход, при покупке лекарств руководствуются, прежде всего, их безопасностью. Полученные результаты позволили определить общую структуру потребительских предпочтений, выяснить, на что обращает внимание покупатель при приобретении седативных средств растительного происхождения в первую очередь, какие общие требования и критерии оказывают влияние на решение потребителя о покупке препарата.Центральным понятием эмоциональной реакции потребителей на товар является концепция отношения. Отношение в исследовании потребительского поведения представляет собой сложившееся убеждение потребителя (как неблагоприятное, так и благоприятное) относительно идеи, товара, организации,торговых марок, ситуации или иных маркетинговых стимулов. Фармацевтические предприятия могут извлечь значительную выгоду, проводя изучение отношений к торговой марке,лекарственным средствам и т.п. Отношение формируется в результате личного опыта, получения информации, в результате усвоения опыта других потребителей.ЗаключениеВ работе изучены ассортимент и реализация седативных средств растительного происхождения в аптеках города Заречный Свердловской области.Проведен анализ ассортимента, анализ опроса посетителей аптек, покупающих седативные препараты, анализ опроса работников аптек, отпускающих седативные препараты, статистическая обработка данных об объеме реализации седативных препаратов.Проблемы психического здоровья населения вызывают все большую озабоченность во всем мире. Исследования, проводимые в разных странах, показывают, что нервно-психические расстройства в течение жизни переносит значительная часть населения, причем подавляющее большинство их случаев остается не диагностированным.Можно считать, что спрос на седативные препараты в будущем не уменьшится, так как современный ритм жизни, проблемы людей, информационные перегрузки, социально – бытовые проблемы вызывают различные расстройства психики организма.Список литературыДемидов Н.В. Безрецептурные препараты: остов свободы в бурном океане российского фармацевтического рынка // Новая аптека. Эффективное управление. - 2011. -№1. - С. 35-40.Дремова Н.Б. Комплексный подход в исследовании маркетинговых позиций лекарственных средств / Н.Б. Дремова, А.М. Николаенко, И.И. Совершенный // Новая аптека. Эффективное управление. - 2009. - №8. - С. 47-51.Безрецептурный отпуск лекарственных средств в системе самопомощи и само профилактики / Л. В. Мошкова - М.: МЦРЭФ, 2001. – 314 с.Нормативно-правовые аспекты регулирования обращения лекарственных средств в Российской Федерации / А.Н. Миронов // Фармация. - 2011. - №3. - С. 3-5.Мнушко З.И. Оценка отношения потребителей к седативным лекарственным средствам растительного происхождения // Провизор. - 2005. - №23. - С. 14-16.Морохина С.А. Изучение седативного эффекта успокоительных сборов / С.А. Морохина, Р.Н. Аляутдин, А.А. Сорокина // Фармация. - 2010. - №6. - С. 39-41.Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. - 2-е изд. - М.: Финпресс. - 2000. - 464 с.Дремова, Н.Б. Маркетинг в аптеке: шаг за шагом. Практическое руководство / Н.Б. Дремова. - М.: МЦФЭР, 2008. - 198 с.Зейгорник М. Седативные препараты растительного происхождения доступны и безопасны // Ремедиум. - 2000. - № 9. - С. 85-86.
1. Демидов Н.В. Безрецептурные препараты: остов свободы в бурном океане российского фармацевтического рынка // Новая аптека. Эффективное управление. - 2011. -№1. - С. 35-40.
2. Дремова Н.Б. Комплексный подход в исследовании маркетинговых позиций лекарственных средств / Н.Б. Дремова, А.М. Николаенко, И.И. Совершенный // Новая аптека. Эффективное управление. - 2009. - №8. - С. 47-51.
3. Безрецептурный отпуск лекарственных средств в системе самопомощи и само профилактики / Л. В. Мошкова - М.: МЦРЭФ, 2001. – 314 с.
4. Нормативно-правовые аспекты регулирования обращения лекарственных средств в Российской Федерации / А.Н. Миронов // Фармация. - 2011. - №3. - С. 3-5.
5. Мнушко З.И. Оценка отношения потребителей к седативным лекарственным средствам растительного происхождения // Провизор. - 2005. - №23. - С. 14-16.
6. Морохина С.А. Изучение седативного эффекта успокоительных сборов / С.А. Морохина, Р.Н. Аляутдин, А.А. Сорокина // Фармация. - 2010. - №6. - С. 39-41.
7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. - 2-е изд. - М.: Финпресс. - 2000. - 464 с.
8. Дремова, Н.Б. Маркетинг в аптеке: шаг за шагом. Практическое руководство / Н.Б. Дремова. - М.: МЦФЭР, 2008. - 198 с.
9. Зейгорник М. Седативные препараты растительного происхождения доступны и безопасны // Ремедиум. - 2000. - № 9. - С. 85-86.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Маркетинговые подходы изучению фармацевтического рынка лекарственных препаратов
1.1 Значение маркетинговых исследований в изучение рынка лекарственных средств
1.2 Методы анализа ассортимента лекарственных средств
Глава 2. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе оксациллина
2.1 Товароведческая характеристика оксациллина (классификационная группа с учетом различных классификаций, фармакологическое действие, применение, особенности хранения и отпуска из аптеки)
2.1.1 Описание свойства фармацевтических
2.1.2.Классификация группы
2.1.3 Формы выпуска
2.2 Анализ ассортимента лекарственных препаратов, продуктов на основе оксациллина, разрешенных к применению в стране по количеству торговых наименований, форм выпуска, по странам, фирмы-производители, после даты регистрации)
2.3 Анализ рынка лекарственных препаратов на основе оксациллина на примере аптек, Курск
2.4 Сравнительная характеристика фармацевтического рынка в России и на местном рынке города Курск
Вывод
библиография
Приложение 1
маркетинг лекарственный товароведческая оксациллин
ВВЕДЕНИЕ
Инфекционные болезни известны человечеству еще с древних времен, когда эпидемиями охватывались огромные территории, включая целые государства и народы. Недаром инфекционные болезни получили название "моровых болезней".
Инфекционные болезни - это заболевания, которые вызываются и поддерживается присутствием в организме живого повреждающего чужеродного патогена. Он входит в комплекс биологически взаимодействия с человеческим организмом, что приводит к инфекционному процессу, затем - инфекционной болезни. Инфекционный процесс представляет собой взаимодействие возбудителя и организма человека в определенных условиях внешней среды, на воздействие патогена, организм отвечает защитной реакции. Понятие "инфекция" означает состояние зараженности организма и проявляется в виде болезни или видеть.
Инфекционные заболевания являются серьезной глобальной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире умирают 16 миллионов человек. Несмотря на различия в структуре причин смертности, эта проблема является острой не только для развивающихся стран, но и для процветающих государств Западной Европы и Северной Америки, а также России [17, 19, 24]. Как было подчеркнуто на саммите "Группы восьми" в Санкт-Петербурге, это продиктовано необходимостью снижения негативного воздействия инфекционные заболеваний у населения, а также на системы здравоохранения и экономики в различных странах [18].