Особенности обучения второму иностранному языку на начальном этапе общеобразовательной школы.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 32 + 32 источника
- Добавлена 12.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1 Организация обучения второму иностранному языку в школе 8
1.1 Современный урок иностранного языка в начальной школе характеристика и особенности 8
1.2 Готовность младших школьников к обучению иностранному языку. Характеристика возрастных особенностей младшего школьника 15
1.3 Дидактические основы обучения второму иностранному языку в начальной школе 18
Глава 2 Обучение французскому языку как второму иностранному 23
2.1 Содержание обучения французскому языку на базе английского 23
2.2 Современные формы обучения французскому языку как второму на начальном этапе образования 25
Заключение 29
Библиографический список 31
В грамматике возможно проведение аналогий по некоторым морфологическим, синтаксическим категориям. Сюда можно отнести: Число имен существительных А. Наличие особых форм образования множественного числа;Б. Наличие только одной формы числа у ряда существительныхАртикль А. Понятие определенного и неопределенного артикля;Б. Понятие исчисляемого и неисчисляемого;Прилагательное А. Наличие степеней сравнения;Б. Наличие особых случаев образования степеней сравнения (good, bad, – bon, manvais)Глагол А. Распространенные вспомогательные глаголы: Tobe – etretohave – avoirБ. Ряд аналогий в употреблении глагольных форм: Plus-que-parfairиpastperfect,Futurdanslepassé и futureinthepastВ. Понятие наклонения;Наиболее распространенные трудности в обучении второму иностранному французскому проявляются в произношении, ударении. Тажде необходимо отметить, что обучение чтению на французском языке необходимо вести не сопоставляя английский и французский языки, так как языки имеют различную манеру чтения.Основными компонентами методики обучения французскому языку как второму становятся:-учет сходств и различий первого и второго иностранного;-опора на лингвистический опыт.Современные формы обучения французскому языку как второму на начальном этапе образованияСовременное обучение иностранному языку направлено на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. В таком аспекте эффективной считается применение коммуникативной методики обучения. В отличие от традиционного обучения, где основными способами являются заучивание материала и передача заученного текста, в современном подходе выделяю множество форм и способов организации обучения. Сторонников коммуникативной методики множество, хотя все же выделяют множество неисследованных вопросов в области применения данной технологии.Традиционно выделяют три основных вида учебных материалов: основанные на тексте, основанные на коммуникативной задаче, реалии.Основное место при коммуникативном обучении иностранному языку занимают игровые ситуации, работа в парах, задания на поиск ошибок, которые не только позволяют наращивать лексический запас, но учат мыслить аналитически.В рамках работы с данной методикой можно определить следующие цели для изучения французского как второго иностранного:Создание психологических и дидактических условий для формирования познавательного интереса к языку.Стимулирование мотивации для общения с зарубежными сверстниками.Формирование элементарных коммуникативных умений с учетом потребностей младших школьников (в говорении, письме, аудировании, чтении).Формы организации обучения иностранному языку в рамках коммуникативной методики:Игровые технологииОсуществление взаимодействия в рамках личностно-ориентированного подходаДля младшего школьного возраста характерно преобладание ведущей игровой деятельности, соответственно именно эту особенность педагогу необходимо использовать в обучении и первому , и второму иностранному языку.Методические приемы игровой технологии:Лексико-грамматические игрыИгры с элементами движенийРолевые игрыКонкурсыСоревнованияСтихиИнсценировкиПесниПроектыВ современной школе особое значение имеют те формы занятий, которые «обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения» . В.П. Беспалько отмечет, что «игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности» .В игровой деятельности для учащихся стираются границы требований и Игры способствуют выполнению таких методических задач, как: - созданию психологической готовности детей к речевому общению; - обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; - тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.Из педагогического опыта следует: игра служит средством обучения языку, выработки у учащихся речевых навыков и умений. М.Н. Скаткин отмечал, что специфика игры, заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится». Из анализа по исследованию использования игровых технологий следует выделить такие формы: - грамматические игры (цель – научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся); - лексические игры (цель – тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся); - фонетические игры (цель – практиковать и развивать произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы); - орфографические игры (цель - упражнение в написании иностранных слов); - творческие игры (цель - научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, научить выделять главное в потоке информации, развить слуховую память учащихся). Таким образом, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Игра, как средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность педагогов и учащихся. ЗаключениеВ заключение нашей курсовой работы хотелось бы отметить важность и актуальность данного исследования. Мы попытались осветить особенности обучения второму иностранному языку на начальном этапе школьного образования.В первой главе исследования были рассмотрены основные теоретические и методологические основы обучения иностранному языку, а именно французскому как второму. Данное рассмотрение педагогической литературы позволило определить значимые проблемы в обучении второму иностранному языку младших школьников. Некоторые исследователи считают, что обучение второму иностранному языку нецелесообразно вводить в начальной школе по причине несформированных компетенций учащихся в области родного языка и первого иностранного. Но все же в данном направлении ведется работа, проводятся исследования, внедряется экспериментальное обучение, все это позволяет определить какими способами и с каким содержанием обучать второму иностранному языку. В первой главе нами рассмотрены вопросы, касающиеся организации урока иностранного языка как основной формы обучения французскому языку в школе, также выделены дидактические основы обучения. Во второй части работы рассмотрены содержательный компонент обучения второму иностранному языку на базе первого, а также современные технологии, решающие проблему обучения младших школьников. Выбор методики, рассматриваемой во второй главе обусловлен результатами исследования первой главы.Теоретическая значимость исследования проявляется в предоставлении нового взгляда на проблемы и особенности обучения французскому языку как второму иностранному на начальном этапе.В ходе исследования были реализованы следующие задачи: 1.определили теоретические основы обучения иностранному языку на начальном этапе общеобразовательной школы;2.описали структуру урока иностранного языка и требования к его организации;3.выявили особенности готовности обучающихся к изучению иностранного языка на начальном этапе школы4.предложили методы эффективного обучения на основе анализа опыта педагогов и теоретических концепций.Таким образом, по нашему мнению достигнута цель курсового исследования, были раскрыты и освещены вопросы, касающиеся особенностей урока иностранного языка на начальном этапе общеобразовательной школы.Практическое значение работы заключается в возможности использования материалов исследования при разработке урока французского языка в общеобразовательной школе, работа раскрывает необходимые требования для осуществления педагогической деятельности в рамках обучения второму иностранному языку.Необходимость обучения второму иностранному языку в начальной школе находится под вопросом ввиду сложности восприятия материала для младшего школьного возраста, в ходе исследования выяснено, что в данном аспекте ведется работа, решаются проблемы поиска необходимых методов и приемов для обучения второму иностранному языку в начальной школе.На данном этапе можно считать исследование завершенным, но имеющим возможность продолжения раскрытия темы при более глубоком исследовании материалов в аспекте развития педагогической науки.Библиографический списокАндриевская В. В. Психология усвоения иностранных языков на разных возрастных ступенях.— В кн.: Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970.Кабардов М. К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком. М., 1983.http://festival.1september.ru/articles/310386Ариян М.А. УМК по английскому языку для 2 класса (2 год обучения). М. ,1993. Балина Л. Г. Особенности обучения английскому языку в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 531–535. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65177.htm.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192с. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского) Учебное пособие. — Обнинск: Титул, 2001. — 48 с.Быстров Н.А. Взаимодействие педагога и учащегося http://www.informio.ru/publications/id440/Vzaimodeistvie-pedagoga-i-uchashegosjaВозрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. М., 1979.Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе, М.,1990.Гальскова Н.Д. Об итогах второго года экспериментального обучения иностранным языкам в начальной школе. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 Гальскова Н.Д., Никитенко З.И. Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе. М. 1994. Денисова Л.Г. Соловцова Э.И. Второй иностранный язык в средней школе. И.Я.Ш. – 1995 – №3 – с. 11-15, 43Кириллова Мария Егоровна, статья « Игровые технологии на уроках французского языка» http://festival.1september.ru/articles/213991/Латыпова Э.Р. Речевое поведение учителя на уроке. http://festival.1september.ru/articles/585257/Леонтьев А.А. Раннее обучение иностранным языкам. М.,1986Минскин Е. М. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 192 с.Негневицкая Е. И.. Шахнорович А. М. Язык и дети. М., 1981.Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. М.,1987.Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению .М.: Русский язык, 1989. — 276 с.Пассов Е.И. Содержание обучения иностранным языкам: учебное пособие. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1999. –201 с.Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод.пособие. М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. 78с. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Современный урок иностранного языка: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 232 с.Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – 3 изд. пер. – М.: Просвещение, 2001. – 207 с.Скаткин М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965. 183c. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2005.- 239 с.Соловьева Т.А. Урок иностранного языка в контексте модернизации образования. // Иностранные языки в школе - 2012. - №3, 5.Сурженко О. Ю. Коммуникативная методика против традиционного метода обучения иностранному языку [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 160-162.Щерба Л.В. преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики.Эльконин Д. Б. Психология игры. — М. Педагогика, 1978. С. 208-212.
1. Андриевская В. В. Психология усвоения иностранных языков на разных возрастных ступенях.— В кн.: Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970.
2. Кабардов М. К. Роль индивидуальных раз¬личий в успешности овладения иностранным языком. М., 1983.
3. http://festival.1september.ru/articles/310386
4. Ариян М.А. УМК по английскому языку для 2 класса (2 год обучения). М. ,1993.
5. Балина Л. Г. Особенности обучения английскому языку в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 531–535. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65177.htm.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192с.
7. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского) Учебное пособие. — Обнинск: Титул, 2001. — 48 с.
8. Быстров Н.А. Взаимодействие педагога и учащегося http://www.informio.ru/publications/id440/Vzaimodeistvie-pedagoga-i-uchashegosja
9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. М., 1979.
10. Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе, М.,1990.
11. Гальскова Н.Д. Об итогах второго года экспериментального обучения иностранным языкам в начальной школе.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192
13. Гальскова Н.Д., Никитенко З.И. Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе. М. 1994.
14. Денисова Л.Г. Соловцова Э.И. Второй иностранный язык в средней школе. И.Я.Ш. – 1995 – №3 – с. 11-15, 43
15. Кириллова Мария Егоровна, статья « Игровые технологии на уроках французского языка» http://festival.1september.ru/articles/213991/
16. Латыпова Э.Р. Речевое поведение учителя на уроке. http://festival.1september.ru/articles/585257/
17. Леонтьев А.А. Раннее обучение иностранным языкам. М.,1986
18. Минскин Е. М. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры мл. школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
19. Негневицкая Е. И.. Шахнорович А. М. Язык и дети. М., 1981.
20. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. М.,1987.
21. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению .М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
22. Пассов Е.И. Содержание обучения иностранным языкам: учебное пособие. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
23. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1999. –201 с.
24. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. 78с.
25. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Современный урок иностранного языка: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 232 с.
26. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – 3 изд. пер. – М.: Просвещение, 2001. – 207 с.
27. Скаткин М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965. 183c.
28. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2005.- 239 с.
29. Соловьева Т.А. Урок иностранного языка в контексте модернизации образования. // Иностранные языки в школе - 2012. - №3, 5.
30. Сурженко О. Ю. Коммуникативная методика против традиционного метода обучения иностранному языку [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 160-162.
31. Щерба Л.В. преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики.
32. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М. Педагогика, 1978. С. 208-212.
Вопрос-ответ:
Как организовано обучение второму иностранному языку в начальной школе?
Обучение второму иностранному языку в начальной школе организовано через проведение современных уроков, на которых используются различные методики и технологии обучения, включая игровые и практические задания. Уроки построены таким образом, чтобы активизировать речевую деятельность учащихся и позволить им уверенно использовать полученные знания в коммуникативных ситуациях. Важными элементами обучения второму иностранному языку являются слушание и понимание на слух, чтение, письмо и говорение на иностранном языке.
Какие особенности характеризуют современный урок иностранного языка в начальной школе?
Современный урок иностранного языка в начальной школе отличается от традиционного урока тем, что активно использует коммуникативный подход. На уроке большое внимание уделяется развитию речевых навыков учащихся, а также их способности слушать и понимать на слух. Уроки организованы таким образом, чтобы учащиеся активно участвовали в общении на иностранном языке, задавали и отвечали на вопросы, играли ролевые игры и выполняли практические задания. Такой подход позволяет детям лучше запоминать и понимать новый материал, а также развивает их коммуникативные способности.
Какие особенности характеризуют готовность младших школьников к обучению второму иностранному языку?
Готовность младших школьников к обучению второму иностранному языку определяется их возрастными особенностями. В этом возрасте дети активно развивают свои речевые навыки и способности к общению. Они уже умеют слушать и понимать на слух, а также говорить на родном языке. Часто они обладают хорошим воображением и любознательностью, что способствует успешному усвоению нового материала. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для его активного участия в уроках иностранного языка.
Как организовывается обучение второму иностранному языку в начальной школе?
Обучение второму иностранному языку в начальной школе организуется с учетом современных методик и подходов. Обычно занятия проводятся в игровой форме, с использованием интерактивных методов обучения. Детям предлагаются различные языковые задания, игры, песни и ролевые игры, которые помогают им в освоении языка.
Какие особенности современного урока иностранного языка в начальной школе?
Современный урок иностранного языка в начальной школе отличается активным использованием коммуникативного подхода. Занятия строятся таким образом, чтобы дети могли максимально практиковать разговорную речь и использовать язык в повседневных ситуациях. Также важным элементом урока является использование языковых игр и заданий, которые развивают навыки чтения, письма и слушания.
Какая готовность у младших школьников к обучению иностранному языку?
Младшие школьники обладают определенной готовностью к обучению иностранному языку. Они обычно хорошо воспринимают новую информацию, имеют развитую фантазию и любопытство. Однако важно учитывать их возрастные особенности, такие как кратковременная память, ограниченная концентрация внимания и т.д. Поэтому уроки должны быть структурированными, интересными и доступными для младших школьников.
Какие дидактические основы используются при обучении второму иностранному языку в начальной школе?
При обучении второму иностранному языку в начальной школе используются различные дидактические основы. Одна из основных - это коммуникативный подход, который ставит целью развитие коммуникативных навыков у детей. Также применяются игровые методы, проектная деятельность, работа с автентичными материалами. Это помогает детям активно использовать язык в реальных ситуациях и формирует их языковую компетенцию.
Как организовано обучение второму иностранному языку в начальной школе?
Обучение второму иностранному языку в начальной школе обычно организовано в форме уроков, которые проводятся несколько раз в неделю. На этих уроках учащиеся знакомятся с основами языка, учатся говорить, читать и писать на нём. Также на уроках используются интерактивные методы обучения, игры, песни и другие активности, которые помогают детям легче усваивать материал и развивать навыки общения на иностранном языке.