Разработка интегрированных уроков по «Основам безопасности жизнедеятельности».
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 11.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 2
1.1 Научно-теоретические основы интегрированного обучения 2
1.2 Межпредметные связи и интеграция на уроке по «Основам безопасности жизнедеятельности» 6
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ПО «ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 9
2.1 Примеры интегрированных уроков. Методика проведения 9
2.2 Анализ результативности интегрированных уроков по «основам безопасности жизнедеятельности» 13
Заключение 18
Список литературы 20
Современному ребенку (да и взрослым тоже) намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Очень важны современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для познавательной активности учащихся в сфере безопасности жизнедеятельности.Технология обучения ОБЖ в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с обучаемыми с использованием компьютера, других технических средств. Практика показывает, что обучающие программы и компьютерные модели, создание мультимедийных презентаций подходят для совместной работы пар или групп учащихся. Участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами. В процессе совместной работы происходит совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении учащихся. Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень. Компьютерное тестирование также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания по ОБЖ. Тесты по ОБЖ на компьютере позволяют вернуться к еще неотработанным вопросам. Современные информационные технологии и их применение Технологии третьего уровня означают высший этап компьютеризации. Они позволяют задействовать ЭВМ в творческом процессе, соединить силу человеческого ума и мощь электронной техники. Интегрированная автоматизация предполагает охват следующих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации; анализ информации, подготовка текста; поддержка индивидуальной деятельности; программирование и решение специальных задач. В будущем предстоит искать и находить пути интеграции инновационных моделей с задачами формирования культуры безопасности жизнедеятельности (в том числе – на дорогах) не только в столице, но и по всей республике, наряду с этим – создавать инновационные образовательные центры безопасности жизнедеятельности и добиваться их налаженного функционирования [17, с.128].Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предоставляет благоприятную возможность для реализации интегративности с тем, чтобы добиться более глубокого и комплексного решения задач подготовки личности безопасного типа, преодолеть фрагментарность формируемых качеств и знаний. Целостность достигается через объединение физики, химии, биологии, географии, истории и экологии в единый смысловой блок о том, зачем ученику знания по ОБЖ и как ими пользоваться в реальности. Речь идет о том, чтобы «Основы безопасности жизнедеятельности» в действительности превратить в интегративную учебную дисциплину, исходя из ее комплексной сущности. Инновации в обучении безопасному поведению на дороге Изучение Правил дорожного движения в рамках предмета «Окружающий мир» позволяет дать лишь общее представление о Правилах дорожного движения. Это делает интегративные курсы особенно актуальными и востребованными, обосновывает правомерность интеграции содержания ПДД и других учебных предметов. Проектная деятельность по ОБЖ обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В то же время проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач. Проектная деятельность ориентирует учащихся на коллективную, групповую парную и индивидуальную деятельность по безопасности жизнедеятельности. В ходе работы над проектами по безопасности жизнедеятельности учащиеся приобретают коммуникативные умения, т.е. умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Часто к инновационным формам организации обучения относят все гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением отдельных предметов. Но при этом к ним следует относиться дифференцированно. Если, например, углубленное изучение ОБЖ распространилось уже во многих учебных заведениях, то вряд ли это будет инновацией. Это – «бывшая» инновация, превратившаяся ныне в традиционное обучение [5, с.6].Так, например, Я.А. Коменский ввел свою замечательную инновацию – классно-урочную систему, но она, распространившись почти во всем образовательном пространстве, превратилась в традиционную форму организации учебного процесса). По сути, истинно инновационная школа – это авторская школа, где личностью, его командой, детьми создается принципиально новая инновационная педагогика, оригинальное образовательное пространство. В дальнейшем следует стремиться к совершенствованию основных направлений инновационных подходов в обучении (в формировании безопасности жизнедеятельности – в том числе). А это требует: формирования в педагогических коллективах необходимости качественных изменений в образовательной деятельности; совершенствования организационных форм инновационного обучения и инновационной деятельности на разных уровнях образования; повышения уровня информированности педагогов об инновационных подходах, существующих ныне идеях и разработках, которые могут быть использованы в заметном повышении качества обучения; планирования и осуществления совместных действий. ЗаключениеМожно сделать вывод, что на интегрированных уроках учащиеся развивают: - умение формулировать собственные учебные цели, брать ответственность на себя, быть лидером группового или парного проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации и переноса знаний в новую ситуацию; - осуществлять индивидуальную образовательную траекторию; - умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;- умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат; - понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией; - умение работать в группе, искать и находить компромиссы; формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации; - владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.). И наконец, для учителя важны создание комфортной здоровьесберегающей среды, создание условий для самопознания и для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы, и эффект сотрудничества, содружества, партнёрства. Такие уроки имеют и другие преимущества: раскрепощают детей, дают возможность им высказаться. Дети не боятся ошибаться, с удовольствием учатся ориентироваться в потоке информации.Такой подход делает обучение не только эффективным, но и более интересным. В такой работе происходит рост познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.По словам Мэла Левина, «самые лучшие ученики — это те, кто лучше всего может пересказать что-либо своими словами». При этом информация разбивается на более мелкие части, которые легче перефразировать и запомнить. Те, кто умело делает записи, пользуются этим принципом, не записывая все слово в слово. Таким образом, мы можем говорить о том, что интегрированные уроки являются прямой необходимостью в системе современного образования. Дети нуждаются во всестороннем развитии и именно такой тип уроков дает им возможность познавать новое, расширять кругозор и поднимать общий уровень образованности. Список литературыАбаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 208 с.Аветисов, А. Эра интегрированных коммуникаций. – М.: ICA Publishimg, 2011. – 230 с.Айзман Р.И., Королев В.А. Дистанционное обучение – возможность для непрерывного образования // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2013. – №6. – С. 22–24.Бибик, В.А. Интегрированная система обучения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 100 с.Веденеева С. А., Гришина Л. Н., Наговицына Л. В. Роль интегрированных уроков ОБЖ, ПДД, русского языка и литературы, физики в формировании культурного, грамотного пешехода// Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 4-7.Гордияш, Е.Л. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, социологии, экологии. 6-11 классы. – М.: Учитель, 2007. – 256 с.Екжанова, Е.А. Резникова, Е.В. Основы интегрированного обучения. – М.: Дрофа, 2008. – 288 с.Жаде Э.Р. Межпредметная интеграция на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Вестник НЦ БЖД. – 2013. – №1(15). – С. 115–117.Иванова, В.Е. Единое образовательное пространство. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 236 с.Лазарев В.С. Направления и задачи совершенствования инновационной деятельности в образовании // Педагогика. – 2013. – №3. – С. 3–13.Михайлов Л.А., Кисилева Э.М., Русак О.Н. Методика обучения безопасности жизнедеятельности Москва. – Издательский центр «Академия», 2012. – 382 с.Никулина, Т.О. Интеграция содержания образовательных программ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 312 с.Олесина Е.П., Новикова Н.А., Радомская О.И. Механизмы внедрения интеграционных педагогических технологий в общее образование // Педагогика искусства. 2013. №1.Пайгусов, А.К. Теория и практика интегрированного обучения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 324 с.Радомская О.И., Савенкова Л.Г. Теоретическое основание комплексного интегрированного обучения* // Педагогика искусства. 2015. № 2. – 2 с.Таран Е.Г., Кубасова Е.В. Методика проведения интегрированных уроков. Учебное пособие. - http://pedsovet.org/ , 2012. – 60 с.Яковлев, В.У. Современный образовательный процесс в школе:. – М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2014. – 128 с.Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.А. Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.http://orlovm.ru/developments/integrirovannyj-urok-literatura-obzhhttps://moluch.ru/conf/ped/archive/22/1939/
Список литературы
1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 208 с.
2. Аветисов, А. Эра интегрированных коммуникаций. – М.: ICA Publishimg, 2011. – 230 с.
3. Айзман Р.И., Королев В.А. Дистанционное обучение – возможность для непрерывного образования // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2013. – №6. – С. 22–24.
4. Бибик, В.А. Интегрированная система обучения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 100 с.
5. Веденеева С. А., Гришина Л. Н., Наговицына Л. В. Роль интегрированных уроков ОБЖ, ПДД, русского языка и литературы, физики в формировании культурного, грамотного пешехода// Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 4-7.
6. Гордияш, Е.Л. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, социологии, экологии. 6-11 классы. – М.: Учитель, 2007. – 256 с.
7. Екжанова, Е.А. Резникова, Е.В. Основы интегрированного обучения. – М.: Дрофа, 2008. – 288 с.
8. Жаде Э.Р. Межпредметная интеграция на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Вестник НЦ БЖД. – 2013. – №1(15). – С. 115–117.
9. Иванова, В.Е. Единое образовательное пространство. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 236 с.
10. Лазарев В.С. Направления и задачи совершенствования инновационной деятельности в образовании // Педагогика. – 2013. – №3. – С. 3–13.
11. Михайлов Л.А., Кисилева Э.М., Русак О.Н. Методика обучения безопасности жизнедеятельности Москва. – Издательский центр «Академия», 2012. – 382 с.
12. Никулина, Т.О. Интеграция содержания образовательных программ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 312 с.
13. Олесина Е.П., Новикова Н.А., Радомская О.И. Механизмы внедрения интеграционных педагогических технологий в общее образование // Педагогика искусства. 2013. №1.
14. Пайгусов, А.К. Теория и практика интегрированного обучения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 324 с.
15. Радомская О.И., Савенкова Л.Г. Теоретическое основание комплексного интегрированного обучения* // Педагогика искусства. 2015. № 2. – 2 с.
16. Таран Е.Г., Кубасова Е.В. Методика проведения интегрированных уроков. Учебное пособие. - http://pedsovet.org/ , 2012. – 60 с.
17. Яковлев, В.У. Современный образовательный процесс в школе:. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 128 с.
18. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.А. Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.
19. http://orlovm.ru/developments/integrirovannyj-urok-literatura-obzh
20. https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/1939/
Вопрос-ответ:
Какие научно-теоретические основы лежат в основе интегрированного обучения в Основах безопасности жизнедеятельности?
Научные основы интегрированного обучения включают в себя принципы системности и целостности обучения, преемственность и связанность знаний, интердисциплинарность знаний и умений.
Каким образом осуществляется интеграция урока по Основам безопасности жизнедеятельности с другими предметами?
Интеграция на уроке по Основам безопасности жизнедеятельности происходит путем построения связей и взаимосвязей между различными предметами, такими как химия, биология, физика, география и др. Статус урока по ОБЖ при интеграции повышается, так как он становится не только предметом самостоятельного изучения, но и средством достижения целей других предметов.
Какие методические рекомендации существуют по проведению интегрированных уроков по Основам безопасности жизнедеятельности?
При проведении интегрированных уроков по Основам безопасности жизнедеятельности рекомендуется использовать активные формы и методы обучения, такие как дискуссии, групповая работа, практические задания. Также необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся и создавать ситуации, которые позволяют применить полученные знания на практике.
Можете привести примеры интегрированных уроков по Основам безопасности жизнедеятельности?
Примеры интегрированных уроков по Основам безопасности жизнедеятельности включают такие темы, как "Безопасность природных явлений" (интеграция с географией), "Безопасность в технике" (интеграция с технологией), "Безопасность в лаборатории" (интеграция с химией), "Безопасность на дороге" (интеграция с правилами дорожного движения) и др.
Как можно оценить результативность проведенного интегрированного урока по Основам безопасности жизнедеятельности?
Оценка результативности проведенного интегрированного урока по Основам безопасности жизнедеятельности может проводиться как на основе учебных достижений учащихся (тестирование, контрольные работы), так и на основе наблюдений за их практическими действиями, умениями применять полученные знания в реальных ситуациях.
Какие основные теоретические основы интегрированного обучения рассматриваются в статье?
Основные теоретические основы интегрированного обучения, рассматриваемые в статье, включают научно-теоретические аспекты и межпредметные связи на уроке по Основам безопасности жизнедеятельности.
Что подразумевается под интеграцией на уроке по Основам безопасности жизнедеятельности?
Интеграция на уроке по Основам безопасности жизнедеятельности предполагает связывание содержания данного предмета с другими предметами для достижения целостного и глубокого понимания темы безопасности в различных сферах жизни.
Какие методические рекомендации предлагает статья по проведению интегрированных уроков по Основам безопасности жизнедеятельности?
Статья предлагает примеры интегрированных уроков и методику их проведения. Она также анализирует результативность интегрированного обучения и дает рекомендации по использованию данного подхода в процессе обучения.