Анти монопольное регулирование в рыночной экономике: опыт США, России и др. стран (по работам А.Шаститко, Р.Розановой, С.Авдашевой)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 28 28 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 11.05.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы монополизации и антимонопольной политики 5
1.1. Понятие и виды монополий 5
1.2. Положительные и отрицательные последствия монополии и антимонопольная политика 8
Глава 2. Монополизация и антимонопольная политика за рубежом 11
Глава 3. Монополизация и антимонопольная политика в России 15
3.1. Исторические основы развития и особенности монополии в России 15
3.2. Основные направления антимонопольной политики в РФ 17
3.3. Антимонопольная деятельность в РФ 20
Заключение 26
Список литературы 29





Фрагмент для ознакомления

В частности, обязательным элементом стало допущение малых и средних компаний к участию в соответствующих торгах. Действительно, антимонопольное законодательство не только должно бороться с монополиями, а также стимулировать конкуренцию, поддерживать малый и средний бизнес. Нельзя оставить без внимания и систему закупок госкомпаний. Известно, что она направлена на интересы крупного бизнеса. Однако следует отметить, что с 01.01.2014 г. действуют нововведения, задача которых оказать поддержку МСБ в данном направлении. С начала 2014 г. проведение конкурсов на госзаказы регулируется ФЗ 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 г. В документе содержится информация о том, что малый бизнес должен получать 15% заказов, также "малышам" предоставляется выбор по оплате залога за обеспечение заявки конкурса - банковской гарантией или деньгами. Правительством РФ 29 мая 2013 г. была утверждена "дорожная карта", целью которой является облегчение доступа малого и среднего бизнеса к рынку обслуживания компаний с государственным участием. В целом антимонопольное законодательство России направлено на то, чтобы своевременно и оперативно реагировать и защищать интересы наиболее уязвимых участников рынка в условиях кризиса. Для совершенствования антимонопольного законодательства необходимо глубокое изучение соответствующей практики за рубежом. Сравнение антимонопольного законодательства и факторов, влияющих на конкуренцию в России и за рубежом, представлено в таблице 1.Таблица 1Сравнительный анализ антимонопольного законодательства и факторов конкуренции в России и за рубежомКритерий для сравненияРазвитые страны зарубежьяРоссийская ФедерацияЗаконодательная направленностьотражает интересы государства по уменьшению влияния со стороны монополийзащищает интересы монополий, созданных еще при командно-административной системе в СССР, недопущение образования новых монополийСанкции, применяемые к нарушителямОчень высокие (пример ЕС и США)относительно низкие Господдержка малого и среднего бизнесасильнаяСлабая Уровень экономической свободывысокий НизкийУровень коррупцииНизкий Высокий  Исходя из анализа таблицы и исследования, проведенного в предыдущей главе, можно отметить, что за рубежом антимонопольное законодательство, существующее уже достаточно длительное время, эффективно и показывает неплохие результаты. Взять, например, США - там действует широкая поддержка малому и среднему бизнесу, активно поощряется частное предпринимательство и инициатива. Однако в силу множества причин американское и европейское антимонопольное законодательство различается. Американскоеантимонопольноезаконодательство, прежде всего, ориентировано противмонополийкакбизнес-единицы. Европейскоеантимонопольноезаконодательствонаправленонапротиводействиенегативныхпоследствийрыночного доминированиямонополий, а неналиквидациюсамоймонополии.Несомненно, антимонопольное законодательство России нуждается в дальнейшем совершенствовании. По нашему мнению, дальнейшее развитие должно предусматривать следующие направления:1) модернизация корпоративного законодательства и совершенствование системы корпоративного управления, в том числеусиление механизмов защиты и гарантирования прав собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, реорганизацию интегрированных бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве) и др.;В последние годы в рамках данного направления предприняты существенные изменения, в частности внесены поправки в Гражданский Кодекс РФ относительно организационно-правовых форм, совершенствуется законодательство в области банкротства компаний.2) улучшение конкурентной ситуации и стимулирование конкуренции;3) совершенствование регулирования естественных монополий;4) повышение эффективности функционирования особых экономических зон.Анализ показывает, что антимонопольное законодательство за рубежом по сравнению с российской практикой является более разработанным. Кроме того, опыт применения антимонопольного законодательства за рубежом более длительный, и практика применения норма антимонопольного законодательства более обширна. Тем не менее, в последнее время антимонопольное законодательство РФ совершенствуется, в том числе используя передовой опыт зарубежных стран в этой сфере. ЗаключениеМонополия - разновидность рыночной структуры, являющаяся полной противоположностью совершенной конкуренции. Последствия монополизации экономики весьма плачевны. К ним можно отнести и нарушение конкурентного механизма, который является стимулом и катализатором экономических процессов, повышения качества, снижения издержек и благотворно влияет на общество в целом. При этом следует помнить, что монополия монополии рознь. Естественные монополии в отличие от искусственно созданных монополий – обязательный элемент экономического механизма, без которого не обойтись. Соответственно деятельность таких компаний должна обязательным образом регламентироваться государством. Считается, что, есликомпанияимеетболее65%всейприбылиотрасли, значит, отрасльмонополистична. Достичьтакойприбылиможно, толькоеслилишитьпотребителявозможностивыбора.Косновнымметодамборьбысмонополиейотносятся: - Устранениевсякихбарьеровисозданиеблагоприятныхусловийдляобразованиявотраслифирм-конкурентов.- Устранениепрепятствийдлязарубежныхпроизводителей.- Принудительноеразделениебольшойорганизациинанесколькомелких.- Государственныйнадзорзапроцессамислиянияипоглощения, которыеприближаютотраслькмонополии, атакжеустановлениевысокихтребованийкфирме-«поглотителю».- Прямойконтроль. Государствосамостоятельноопределяетзаработнуюплатусотрудниковиценупродукциипредприятий, являющихсяестественнымимонополистами. Примертакойкомпании–«Уралкалий», фирма, котораяразрабатываетединственноевстранеместорождениекалийныхсолей.Антимонопольное регулирование в настоящее время важное направление экономической политики. Антимонопольное регулирование можно трактовать как деятельность государства по защите интересов потребителей, недопущению монополизации хозяйствующими контрагентами сфер и отраслей производства. Антимонопольнаяполитикагосударствавключаетвсебякакмикроэкономическую, такиинституционнуютеорию, вкоторойговоритсяофакторахэффективностирынкамонополии, т.е. онесовершеннойконкуренции, атакжеорынкахестественноймонополиииэффективностигосударственногорегулирования. Основнымсоставляющимконкурентнойполитикиявляетсяантимонопольноерегулированиевнерегулируемыхотрасляхестественныхмонополий, которыедовольнотеснопересекаютсясэкономическойтеориеймонополии, атакжесестественноймонополией. Особенности монополизации за рубежом наиболее ярко проявляются сквозь призму антимонопольного законодательства. Американскоеантимонопольноезаконодательство, прежде всего, ориентировано противмонополийкакбизнес-единицы. Европейскоеантимонопольноезаконодательствонаправленонапротиводействиенегативныхпоследствийрыночного доминированиямонополий, а неналиквидациюсамоймонополии.Высокая степень монополизации российского рынка, наблюдаемая и поныне, обусловлена и является наследием командно-административной системы, существовавшей в СССР. Такую систему легче было контролировать, когда в экономике несколько крупных предприятий в каждой отрасли. Собственно говоря, такое положение дел можно оправдать потребностью того времени. В последнее время антимонопольное законодательство РФ совершенствуется, в том числе путем заимствования зарубежного опыта.Антимонопольное законодательство ориентировано на создание конкурентной среды и борьбу с монополизацией рынка. Основным законодательным актом в РФ является ФЗ «О конкуренции». Конституция РФ устанавливает основные принципы антимонопольного законодательства. В частности, в ст. 8регламентируется главный экономический принцип –свобода рыночных отношений, т.е. конкуренции. Ст. 34 устанавливает запрет монополизации ведения бизнеса. Ст. 74 укапзывает, что территория РФ является единым экономическим пространством. Законодательство РФ устанавливает уровни внедрения антимонопольных законов: федеральный уровень и на уровне субъекта РФ. Субъекты РФ имеют возможность проводить формирование и регулирование ценовой экономики в определенных сферах ведения бизнеса.К сожалению, законодательство РФ, задача которого предотвращение монополизации бизнеса в России, далеко от совершенства. Безусловно, шаги для совершенствования законодательства совершаются, благодаря которым, позволяют продвигать товар на мировые рынки и способствуют предотвращению возникновения трестов. Однако до сих пор антимонопольные законы двойственны, противоречивы, что позволяет находить лазейки для недобросовестных хозяйствующих субъектов и негативно сказываются на экономическом развитии страны в целом. Российская антимонопольная политика находится в кризисе. ФАС РФкаждый год возбуждает болеедесяти тысяч антимонопольных дел. Этот показатель превышает все остальные страны мира, взятые вместе. Болеевосьмидесяти процентов дел, кроме дел в отношении госорганов, ориентировано против малого и среднего предпринимательства. При этом очень мало штрафов накладывается на международные корпорации, действующие в РФ (около 1%), тогда как в США показатель доходит до 90%.Таким образом, огромное число антимонопольных дел не улучшает, а ухудшает конкурентную среду. Другими словами, ФАС борется с отечественными компаниями, прежде всего, практически не обращая на злоупотребления иностранных конкурентов. Все крупные слияния последних лет ФАС одобряет, что способствует дальнейшей монополизации российской экономики. Это предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования антимонопольного законодательства в РФ.Список литературыЗакон РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ruЗакон РФ от 24.06.1992 № 3119-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9039724Акт Шермана [Электронный ресурс] // Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EA%F2_%D8%E5%F0%EC%E0%ED%E0Авдашева С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. 2003. №9. С. 18-32Бондарь, А.В. Микроэкономика [Текст] / учебное пособие / А.В.Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. - МН БГЭУ. 2012 – с. 88-114Князева И.В. Антимонопольная политика в России [Текст] / И.В. Князева – М.: Омега-Л, 2011.Розанова Н. Общая характеристика конкуренции и монополии в российской экономике // Вопросы статистики. 1998. №1. С.64-68.Сосна С.А. Концессионные соглашения. Теория и практика [Текст]/учебное пособие/С.А.Сосна М.,2013. - с. 27-28Тепляков С.Н. Сравнительный анализ антимонопольной политики Европейского союза и РФ в области картельных соглашений [Текст] / С.Н. Тепляков – М.: Синергия, 2014.Шаститко А. Реформа антимонопольного регулирования в России: повестка дня и дизайн дискуссии // Вопросы экономики. 2004. №3. С.140-148.Антимонопольная политика государства; [Электронный ресурс] //Режим доступа:http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/antimonopolnaya-politika.htmlАнтимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба. Государственная антимонопольная политика / статья: [Электронный ресурс] //Режим доступа:http://www.fb.ru/article/142498/antimonopolnoe-zaconodatelstvo-federalnaya-antimonopolnaya-slujba-gosudarstvennaya-antimonopolnaya-politikaВыступление М.Е. Фрадкова на коллегии ФАС России, посвященной 15-летию антимонопольных органов России [Электронный ресурс] //Режим доступа:http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_3172.htmlЕжегодный доклад ФАС РФ [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/mission/История государства и права зарубежных стран. Законодательство о компаниях, монополиях и ограничительной торговой практике [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.bibliotecar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-5/155htmКарташов: «Эффективная защита олимпийской символики - приоритетное направление нашей работы по пресечению актов недобросовестной конкуренции» [Электронный ресурс] //Режим доступа: . http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_33985.htmlМетоды антимонопольного регулирования/ учебное пособие [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://eclib.net/27/50htmlМиссии, цели ФАС [Электронный ресурс] // режим доступа:http://fas.gov.ru/about/mission/Основные понятия антимонопольной политики [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/dictionary/Предпринимательское право. Роль государства в обеспечении правовых гарантий конкуренции [Электронный ресурс] //Режим доступа:http://www/bibliotrcar.ru/predprinematelskoe – pravo/61htmlСловарь бизнес терминов. Академик. ру. 2014 [Электронный ресурс] //Режим доступа:http://dic.nsf/buisness/19263

Список литературы
1. Закон РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru
2. Закон РФ от 24.06.1992 № 3119-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9039724
3. Акт Шермана [Электронный ресурс] // Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EA%F2_%D8%E5%F0%EC%E0%ED%E0
4. Авдашева С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. 2003. №9. С. 18-32
5. Бондарь, А.В. Микроэкономика [Текст] / учебное пособие / А.В.Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. - МН БГЭУ. 2012 – с. 88-114
6. Князева И.В. Антимонопольная политика в России [Текст] / И.В. Князева – М.: Омега-Л, 2011.
7. Розанова Н. Общая характеристика конкуренции и монополии в российской экономике // Вопросы статистики. 1998. №1. С.64-68.
8. Сосна С.А. Концессионные соглашения. Теория и практика [Текст]/учебное пособие/С.А.Сосна М.,2013. - с. 27-28
9. Тепляков С.Н. Сравнительный анализ антимонопольной политики Европейского союза и РФ в области картельных соглашений [Текст] / С.Н. Тепляков – М.: Синергия, 2014.
10. Шаститко А. Реформа антимонопольного регулирования в России: повестка дня и дизайн дискуссии // Вопросы экономики. 2004. №3. С.140-148.
11. Антимонопольная политика государства; [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/antimonopolnaya-politika.html
12. Антимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба. Государственная антимонопольная политика / статья: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fb.ru/article/142498/antimonopolnoe-zaconodatelstvo-federalnaya-antimonopolnaya-slujba-gosudarstvennaya-antimonopolnaya-politika
13. Выступление М.Е. Фрадкова на коллегии ФАС России, посвященной 15-летию антимонопольных органов России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_3172.html
14. Ежегодный доклад ФАС РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/mission/
15. История государства и права зарубежных стран. Законодательство о компаниях, монополиях и ограничительной торговой практике [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bibliotecar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-5/155htm
16. Карташов: «Эффективная защита олимпийской символики - приоритетное направление нашей работы по пресечению актов недобросовестной конкуренции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: . http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_33985.html
17. Методы антимонопольного регулирования/ учебное пособие [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://eclib.net/27/50html
18. Миссии, цели ФАС [Электронный ресурс] // режим доступа: http://fas.gov.ru/about/mission/
19. Основные понятия антимонопольной политики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/dictionary/
20. Предпринимательское право. Роль государства в обеспечении правовых гарантий конкуренции [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www/bibliotrcar.ru/predprinematelskoe – pravo/61html
21. Словарь бизнес терминов. Академик. ру. 2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dic.nsf/buisness/19263

Вопрос-ответ:

Что такое монополия и какие виды монополий существуют?

Монополия - это рыночная ситуация, в которой одна компания контролирует производство и продажу товаров или услуг. Существуют разные виды монополий: естественные, созданные и врожденные. Естественная монополия возникает, когда только одна компания может эффективно производить и предоставлять товар или услугу из-за её масштабных экономий. Созданные монополии возникают в результате правительственных решений или эксклюзивных прав на производство и продажу товаров. Врожденные монополии возникают из-за контроля ресурсов или технологического преимущества.

Какие положительные и отрицательные последствия монополии и антимонопольной политики?

Монополия может привести к повышению эффективности производства и увеличению инноваций, благодаря масштабным экономиям и возможности вложений в исследования и разработки. Однако, монополия также может привести к повышению цен для потребителей, уменьшению выбора товаров и услуг, ограничению конкуренции, что может быть неблагоприятно для экономики. Антимонопольная политика направлена на предотвращение и урегулирование монополий, чтобы обеспечить конкуренцию, защитить интересы потребителей, и увеличить эффективность рынка.

Какая антимонопольная политика существует в США?

В США антимонопольная политика осуществляется Федеральной Комиссией по Торговле (FTC) и Антимонопольным Управлением (Antitrust Division) Министерства Юстиции. Они мониторят и регулируют деятельность компаний, предотвращая и пресекая нарушение антимонопольного законодательства. В США существуют законы, такие как Шерманов Закон и Закон Клейтона, которые запрещают незаконную монополизацию, агрессивную конкуренцию и препятствие свободной торговле.

Каковы основные виды монополий?

Основные виды монополий: естественные монополии, создаваемые монополии, монополии силы.

Какая антимонопольная политика была принята в США?

В США была принята антимонопольная политика, направленная на борьбу с монополиями и защиту конкуренции. Были приняты законы, такие как Закон Шермана и Закон Клейтона, которые запрещали антиконкурентные практики и ограничивали деятельность монополистов.

Каковы положительные и отрицательные последствия монополии?

Положительные последствия монополии включают повышение эффективности производства, снижение издержек и инновационную деятельность. Однако монополия может также привести к повышению цен, ограничению выбора потребителей, снижению качества товаров и услуг.

Какими историческими основами развития монополизации и антимонопольной политики в России?

Историческими основами развития монополизации и антимонопольной политики в России являются периоды планового хозяйства и деятельность Интернет-компаний, таких как Яндекс и Mail.ru Group.

Какие меры были предприняты в России для борьбы с монополиями?

В России были приняты различные меры для борьбы с монополиями, включая создание Федеральной антимонопольной службы, принятие антимонопольных законов и проведение расследований антимонопольных нарушений.

Какой опыт анти монопольного регулирования имеют США, Россия и другие страны?

США имеют большой опыт анти монопольного регулирования, который начался еще в конце XIX века с создания Антимонопольного комитета. В США были приняты ряд законов, направленных на борьбу с монополиями, таких как Шермановский антитрастовский закон и Закон Клейтона. Они предоставляют правительству широкие полномочия по предотвращению и устранению монопольной деятельности. В России процесс анти монопольного регулирования начался после развала СССР, когда были созданы антимонопольные органы, такие как Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Однако, проблемы с монополиями в России до сих пор остаются актуальными.

Какие положительные и отрицательные последствия может вызвать монополия?

Монополия может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Среди положительных могут быть увеличение эффективности производства, снижение себестоимости, инновационная активность и экономия ресурсов. Однако, отрицательные последствия монополии часто перевешивают. Она может приводить к ухудшению качества товаров и услуг, увеличению цен, ограничению выбора для потребителей, снижению конкуренции и инновационной активности на рынке. Поэтому антимонопольная политика направлена на предотвращение и устранение негативных последствий монополии.