Теория поведения потребителя
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 12.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты потребительского поведения 4
1.1. Теория поведения потребителей 4
1.2. Подходы к исследованию полезности 5
1.3. Кривые и карта безразличия 9
Глава 2. Влияние потребительского дохода на потребительское поведение 11
2.1. Бюджетная линия 11
2.2. Изменения цен и доходов потребителя 13
Заключение 14
Список литературы 15
Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Угол наклона бюджетной линии определяется соотношением цен покупок PX /PY, а размер личного бюджета - удаленностью от начала координат.Все покупочные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, являются открывшими для потребителя. Наборы, находящиеся выше и правее бюджетной линии, недоступны для потребителя. Бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя покупочных наборов. Если при зафиксированных ценах на покупки и постоянных предпочтениях потребителя его бюджет возрастает (убавляется), то бюджетная линия сдвигается от начала координат параллельно самой себе вверх (вниз). Если при зафиксированном бюджете и неизменной цене покупки Х цена покупки Y уменьшается (увеличивается), то наклон бюджетной линии снижается (повышается), т.е. бюджетная линия обратится относительно какой-нибудь точки ее соприкосновения с осями координат.Для выбора покупочного набора, который обеспечивает потребителю максимум удовлетворения при данном бюджете, необходимо совместить карту безразличия потребителя с бюджетной линией. Из всех доступных для потребителя покупочных наборов он выберет такой, который относится к наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Именно данный набор обеспечит ему максимальное удовлетворение. Данный набор определит точка соприкосновения бюджетной линии с кривой безразличия, находящейся дальше всего от начала координат (Рис.4).Рисунок 4 – Совмещение кривых безразличия с бюджетной линиейУсловие оптимума потребителя можно интерпретировать так. Соотношение, при котором потребитель при этих ценах может замещать один товар иным, равно соотношению, при котором потребитель согласен замещать один товар иным без замены уровня своего удовлетворения. Предельная норма замещения 2-ух благ характеризует субъективную оценку эквивалентности данных благ для конкретного потребителя, а соотношение их цен - объективную (рыночную) оценку их эквивалентности. Если обе оценки совмещаются, потребитель оказывается в состоянии равновесия.2.2. Колебание цен и дохода потребителяВоспользовавшись картой безразличия и бюджетной линией, рассмотрим реакцию потребителя на изменение цен и его бюджета. Точки касания бюджетной линии с кривыми безразличия дают линию цена-потребление (EE), которая представляет множество оптимальных комбинаций приобретаемых товаров при изменении цены одного из них (рис. 5).Рисунок 5- Влияние цены на кривую безразличия и бюджетную линиюНа основе кривой цена-потребление допустимо вывестиграфик индивидуального спроса. На объем спроса воздействует изменение цены товара. Эффект замены появляется в ходе относительного изменения цен, он содействует росту потребления упавшего в цене товара. Эффект дохода возникает из-за колебания цены этого товара повышает (при понижении цены) или понижает (при росте цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект дохода может провоцировать и повышение, и понижение потребления товара или быть нейтральным (не влиять на потребление). Чтобы получить значение соответствующего эффекта, нужно исключить влияние иного эффекта.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ основе изучения рыночного спроса и цены лежит потребительское поведение. Поведение потребителей – достаточно сложный и неоднозначный процесс, на который влияет множество факторов. В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.Возникновение концепции потребительского поведения связано с маржинализмом. Основными понятиями в рамках потребительской теории являются общая и предельная полезность. В рамках экономической теории выделяют два основных подхода к исследованию поведения потребителей: количественный и порядковый. Количественная концепция полезности основывается на возможности сопоставления различных товаров и услуг на базе сравнения их полезностей и имеет исключительно субъективный, личностный характер. Порядковая теория полезности базируется на менее строгих предположениях, чем количественная. Суть порядковой теории полезности состоит в том, что в данном случае используется относительная оценка полезности, демонстрирующая предпочтение потребителя, и вопрос о том, насколько один покупаемый набор лучше другого, не возникает.В порядковой концепции полезности категория «полезность» трактуется как порядок выбора товаров (товарных наборов) потребителем. Следовательно, задача максимизации полезности означает выбор потребителем наиболее желательного товарного набора из всех доступных для него наборов.Одним из ключевых инструментов исследования в порядковой теории полезности служит кривая безразличия, которая определяет лишь желания и предпочтения потребителей. Возможности потребителя определяются бюджетной линией. Соответственно оптимум потребителя получается в точке касания бюджетной линии с кривой безразличия, дальше стоящей от начала координат. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАгаларова Е.Г., Антонова И.Ю. Исследование поведения потребителей // Успехи современного естествознания. 2011. №10. С.99-100.Агаларова Е.Г., Фролова Т.Ю. Управление поведением потребителя: от манипуляции к мотивации // Молодой ученый. 2014. №1 (60). С.317-319.Алиева З.М. Концепция формирования потребительского поведения под влиянием маркетинга отношений в розничной торговле // TerraEconomicus. 2013. №4-2. С. 92-98.Алиева З.М. Формирование потребительского поведения под влиянием маркетинга отношений // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2013. - №2 (46). - С.236-244.Бурмистрова И.К. Структурные сдвиги в потреблении как фактор экономического развития // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №4. С. 63-64.Куликов Л.М. Основы экономической теории. - М.: Кнорус, 2014. – 320 с.Кучеренко Е.А. Интегральная модель потребления в современном обществе // Теория и практика общественного развития. 2014. №3. С. 67-70.Погудаева М.Ю., Семенова-Слабкович Я.А. Особенности поведения потребителя в условиях информационной экономики // Экономический журнал. 2012. №28. С. 96-104.Суханова Т.В. Теоретические подходы к исследованию полезности экономического блага как объекта потребительского спроса // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. №4 (24). С. 91-99.
1. Агаларова Е.Г., Антонова И.Ю. Исследование поведения потребителей // Успехи современного естествознания. 2011. №10. С.99-100.
2. Агаларова Е.Г., Фролова Т.Ю. Управление поведением потребителя: от манипуляции к мотивации // Молодой ученый. 2014. №1 (60). С.317-319.
3. Алиева З.М. Концепция формирования потребительского поведения под влиянием маркетинга отношений в розничной торговле // Terra Economicus. 2013. №4-2. С. 92-98.
4. Алиева З.М. Формирование потребительского поведения под влиянием маркетинга отношений // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2013. - №2 (46). - С.236-244.
5. Бурмистрова И.К. Структурные сдвиги в потреблении как фактор экономического развития // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №4. С. 63-64.
6. Куликов Л.М. Основы экономической теории. - М.: Кнорус, 2014. – 320 с.
7. Кучеренко Е.А. Интегральная модель потребления в современном обществе // Теория и практика общественного развития. 2014. №3. С. 67-70.
8. Погудаева М.Ю., Семенова-Слабкович Я.А. Особенности поведения потребителя в условиях информационной экономики // Экономический журнал. 2012. №28. С. 96-104.
9. Суханова Т.В. Теоретические подходы к исследованию полезности экономического блага как объекта потребительского спроса // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. №4 (24). С. 91-99.
Вопрос-ответ:
Что такое теория поведения потребителя?
Теория поведения потребителя - это научная дисциплина, которая изучает процессы и факторы, влияющие на выбор и потребление товаров и услуг.
Какие подходы к исследованию полезности существуют?
Существуют два основных подхода к исследованию полезности: кардинальный (использует показатели полезности в численном выражении) и ординальный (основан на сравнении предпочтений и ранжировании товаров).
Что представляет собой бюджетная линия?
Бюджетная линия - это графическое представление комбинаций товаров, которые потребитель может приобрести при заданных ценах и его доходе.
Как изменение цен и доходов потребителя влияют на его потребительское поведение?
Изменение цен и доходов потребителя может привести к изменению его выбора и спроса на товары. При повышении цен или снижении дохода, потребитель может сократить свое потребление или искать более дешевые альтернативы. При повышении дохода, потребитель может увеличить свое потребление и выбирать более дорогие товары.
Какова особенность бюджетной линии?
Особенностью бюджетной линии является ее отрицательный наклон, который определяется соотношением цен покупок и покупаемых товаров.
Что такое теория поведения потребителя?
Теория поведения потребителя - это научная дисциплина, изучающая причины и мотивы, которые влияют на потребительские решения, а также предсказывающая и объясняющая выбор и покупательский процесс.
Какие подходы существуют к исследованию полезности?
Существуют несколько подходов к исследованию полезности, такие как карта безразличия и кривая безразличия. Карта безразличия представляет собой графическое изображение различных комбинаций товаров, которые приносят одинаковую полезность потребителю. Кривая безразличия отображает все комбинации двух товаров, которые обеспечивают одинаковую полезность для потребителя.
Что представляет собой бюджетная линия?
Бюджетная линия - это графическое представление всех возможных комбинаций двух товаров, которые потребитель может приобрести при заданном уровне дохода и ценах на товары. Она имеет отрицательный наклон и угол наклона определяется соотношением цен покупок.
Как изменения цен и доходов потребителя влияют на его потребительское поведение?
Изменения цен и доходов потребителя имеют существенное влияние на его потребительское поведение. Повышение цен на товары или снижение дохода уменьшает бюджет потребителя и может привести к сокращению его спроса на товары, а снижение цен или увеличение дохода, наоборот, могут увеличить его спрос.