Модель рынка монополистической конкуренции
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 21.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Условия и признаки возникновения монополистической конкуренции 5
1.1 Особенности функционирования рынка 5
1.2. Поведение продавца и покупателя на рынке монополистической конкуренции 8
2. Практическая деятельность российских фирм на рынке монополистической конкуренции 14
2.1. Продукты на рынке монополистической конкуренции 14
2.2. Социально экономические последствия рынка монополистической конкуренции 21
Заключение 26
Список литературы 28
2.2. Социально экономические последствия рынка монополистической конкуренцииВ современной экономике большое влияние и распространение получили монополии и монополистическая конкуренция. Среди основных характеристик монопольного рынка можно назвать:- в отраслифункционирует одна фирма, являющаяся единственным производителем конкретного продукта;- производитель выступает диктатором цен и способен манипулировать количеством продукта;- присутствуют барьеры для вхождения в отрасль аналогичных производств;- товар не имеет близких заменителей, то есть уникален.Как правило, монопольныйрынок возникаетв отраслях, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).Вместе с тем, в экономике любого государства присутствуют благоприятные и неустранимые по определенным причинам условия для существования монополий:- технологические особенности отраслей, в которых постоянные издержки достаточно высоки, а достижение экономии на масштабах производства достигается лишь в том случае, когда производители - чрезвычайно крупные как по абсолютным размерам, так и по доле на рынке;- максимально высокие невозвратные издержки, т.е. активы, воплощенные в основное производство, специфичны и не могут быть переориентированы на другие типы продукции и виды рынков;- наличие избыточных производственных мощностей для удовлетворения «пиковых» потребностей на продукты.Следует понимать, что монополия может оказывать не только позитивное, но и негативное влияние на предприятие:- позитивное - это сокращение удельных издержек за счет экономии на масштабе производства; достижение технологического прогресса за счет высокой концентрации ресурсов, эффективной реализации интересов общества в отраслях, где нецелесообразно стимулирование конкуренции, и др.;- негативное - нарушение прав конечных потребителей, которым приходится покупать товары по завышенным ценам при искусственно заниженном предложении;подавление развития предпринимательства, вследствие чего механизм чистой конкуренции действует с меньшей эффективностью.Монополистическая конкуренция, представляет собой рыночную структуру, с одной стороны, схожую с монополией, в части возможности осуществления контроля за ценой своих товаров, а с другой - схожую с совершенной конкуренцией, в части наличия множества мелких фирм, а также свободного входа на рынок и выход с рынка.Вопрос об эффективности монополистической конкуренции на сегодняшний день остается спорным. В пользу неэффективности механизма монополистической конкуренции говорит метод установления равновесной цены, которая в случае монопольной конкуренции превышает предельные издержки. Кроме того, фактический объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки. В условиях монополистической конкуренции кривая спроса имеет наклон вниз, поэтому точка нулевой прибыли оказывается левее точки минимальных средних издержек. Эти резервные производственные мощности неэффективны, так как средние издержки могут быть сокращены, если будет действовать меньшее число фирм. Все вышеуказанные причины уменьшают благосостояние потребителей. Вместе с тем, существуют и аргументы в поддержку монопольной конкуренции. Так, на большинстве рынков монополистической конкуренции степень монопольной властиневысока. Как правило, конкурирует достаточное число фирм, фирменные марки товаров которых взаимозаменяемы. Соответственно, чистые убытки от монопольной власти также невелики. Кроме того, неэффективность рыночного механизма компенсируется широким ассортиментом товаров.Далее остановимся на экономических последствиях монополистической конкуренции:- недоиспользуются ресурсы для производства товаров используются не в полном объеме, что ведет к возникновению избыточных производственных мощностей.- потребители получают товар не по наименьшей цене, т. е. производится не весь объем продукции, необходимой потребителю.- приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его дальнейшего совершенствования.- приспособление потребительского спроса к продукту стимулирует совершенствование рекламы.Кроме того, монополии за счет высокого уровня сосредоточения экономических ресурсов создают перспективы для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно – высоких прибылей.Также необходимо отметить, что важнейшимпоследствием монополий является увеличение роли банков и других финансовых институтов, посколькурост концентрации производства и капитала постепенноусиливаетпотребность в привлечении долгосрочных ссуд.Наличие большого числа фирм гарантирует отсутствие тайного сговора в части согласования объемов производства и повышения цен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли отсутствует зависимость между ними, каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих фирм.Равновесное состояние достигается фирмой при равенстве предельного дохода и предельных издержек. Размер прибыли зависит от соотношения между ценой Р и средними издержками производства.Достижение долгосрочного равновесия монополистически конкурентной фирмой предполагает равенство цены и долгосрочных средних издержек.Пока цена отклоняется от долгосрочных средних издержек, равновесие отсутствует. Присвоение экономической прибыли привлекает в отрасль новые фирмы, убытки заставляют их покидать отрасль. При нулевой экономической прибыли у фирм нет стимула покидать отрасль или входить в нее.В рыночной структуре монополистической конкуренции устанавливаются более высокие цены и уменьшается объем производства по сравнению с чистой конкуренцией. Существование большого числа фирм способствует сбережению времени потребителя. Экономия времени возникает в силу отсутствия очередей, близости фирм, продающих товары и услуги, быстроты реализации сделок.Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Ситуация долгосрочного равновесия показана на рисунке.Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые — для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют.ЗаключениеПо итогам проведенного исследования достигнуты ранее поставленные задачи:- сформулировано понятие монополистической конкуренции, рассмотрены основные черты данной рыночной структуры,ее отличия от других рыночных структур;- изучены принципы формирования объемов производства и цены на продукцию при монополистической конкуренции;- проанализированы социально-экономические последствия и практическая деятельность российских фирм на рынке монополистической конкуренции.Для стран с развитой рыночной экономикой характерно существование рынков монополистической конкуренции и олигополии. В свою очередь, совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются намного реже и скорее являются абстрактными моделями, на примере которых в теории анализируется поведение фирмы, формирование ее ценовой стратегии и определение объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Монополистическая конкуренция, представляет собой рыночную структуру, с одной стороны, схожую с монополией, в части возможности осуществления контроля за ценой своих товаров, а с другой - схожую с совершенной конкуренцией, в части наличия множества мелких фирм, а также свободного входа на рынок и выход с рынка.Таким образом, под монополистической конкуренциейподразумеваетсятакой тип рыночной структуры, для которого характерно наличие множества фирм, производящих дифференцированные товары. Вместе с тем, продукция этих фирм является не полностью взаимозаменяемой, т.е. отличается от продукции конкурентов.В качестве примеров монополистических конкурентов можно привести небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли.Анализируя основные черты монополистической конкуренции, можно сделать вывод о том, что, данный тип рыночной структуры приносит определенную выгоду обществу:компании стремятся к усовершенствованию товаров, развитию технологий, что невозможно в условиях совершенной конкуренции. Рынок монополистической конкуренции, наряду с олигополией, в современных рыночных условиях является наиболее распространенной рыночной структурой. Безусловно, данная рыночная структура имеет свои достоинства и недостатки. В реальных условиях рынок не в силах противостоять монополистическим тенденциям. В условиях стихийной рыночной жизни рано или поздно определенные фирмы усиливают степень своего влияния на рынке.Список литературыАндрианов Г. В., Орлoвa Л. Г., Прaнoвич В. В. Экономическая теория: Учебное пособие.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 287с.Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учеб.для студентов, обучающихся по экономическим специальностям /В.З.Бадикоев.- 15 изд., стер.- М.: Издательство «Омега-Л», 2014.- 684 с.; ил., табл.- (Высшее экономическое образование).Баранова И. В., Кудь А. Н., Калюжная К. С. Рынок сотовой связи // Международный научный журнал Символ Науки. 2015. № 6. С. 93-95. Белоусова И.Э. Микроэкономика: учебник для бакалавров/ И.Э. Белоусова, Р.В.Бубликова, Е.В.Иванова и др.; под ред. Г.А.Родиной, С.В.Тарасовой.- М.: Издательство Юрайт, 2014.- 263 с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.Голиков М.Н. Микроэкономика: учебно-методическое пособие для вузов – Псков: Изд-во ПГПУ, 2005. 104с.Джуха В.М. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие/В.М. Джуха А.В.Курицын,И.С.Штапова. -2-е изд., перераб, и доп.-М.: КНОРУС,2012. -288с.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов – М.: Издательство Норма, 2003. – 572 с.Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие/Н.М. Розанова.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010 -906с. –(Учебники ГУ-ВШЭ).Селищев А. С. Микроэкономика: Анализ рынка; Теория цены; Рынок и общество. СПб: Питер, 2002. - 448 с. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд. доп. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 374 с.Фомина Т. А. Анализ рынка операторов сотовой связи //Молодой ученый. 2014. № 18. С. 466-468. Хитер Кен. Экономика отраслей и фирм/ Учеб. Пособ. М. Финансы и статистика. 2004. – 480 с.Шерер Ф, Росс Д. Структура отраслевых рынков. — М.: ИНФРА-М. 1997. — 423с.Рынок сотовой связи в России. [Электронный ресурс]: Новости сайта www.touchnokia.ru. Режим доступа: http://touchnokia.ru/rinok-sotovoj-svjazi-v-rossii.html
1. Андрианов Г. В., Орлoвa Л. Г., Прaнoвич В. В. Экономическая теория: Учебное пособие.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 287с.
2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учеб.для студентов, обучающихся по экономическим специальностям /В.З.Бадикоев.- 15 изд., стер.- М.: Издательство «Омега-Л», 2014.- 684 с.; ил., табл.- (Высшее экономическое образование).
3. Баранова И. В., Кудь А. Н., Калюжная К. С. Рынок сотовой связи // Международный научный журнал Символ Науки. 2015. № 6. С. 93-95.
4. Белоусова И.Э. Микроэкономика: учебник для бакалавров/ И.Э. Белоусова, Р.В.Бубликова, Е.В.Иванова и др.; под ред. Г.А.Родиной, С.В.Тарасовой.- М.: Издательство Юрайт, 2014.- 263 с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс.
5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.
6. Голиков М.Н. Микроэкономика: учебно-методическое пособие для вузов – Псков: Изд-во ПГПУ, 2005. 104с.
7. Джуха В.М. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие/В.М. Джуха А.В.Курицын, И.С.Штапова. -2-е изд., перераб, и доп.-М.: КНОРУС,2012. -288с.
8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов – М.: Издательство Норма, 2003. – 572 с.
9. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие/Н.М. Розанова.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010 -906с. –(Учебники ГУ-ВШЭ).
10. Селищев А. С. Микроэкономика: Анализ рынка; Теория цены; Рынок и общество. СПб: Питер, 2002. - 448 с.
11. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд. доп. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 374 с.
12. Фомина Т. А. Анализ рынка операторов сотовой связи //Молодой ученый. 2014. № 18. С. 466-468.
13. Хитер Кен. Экономика отраслей и фирм/ Учеб. Пособ. М. Финансы и статистика. 2004. – 480 с.
14. Шерер Ф, Росс Д. Структура отраслевых рынков. — М.: ИНФРА-М. 1997. — 423с.
15. Рынок сотовой связи в России. [Электронный ресурс]: Новости сайта www.touchnokia.ru. Режим доступа: http://touchnokia.ru/rinok-sotovoj-svjazi-v-rossii.html
Вопрос-ответ:
Что такое монополистическая конкуренция?
Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, в которой на рынке существует большое количество независимых продавцов, которые предлагают схожие, но не одинаковые товары или услуги.
Какие условия и признаки должны быть для возникновения монополистической конкуренции?
Для возникновения монополистической конкуренции необходимо, чтобы на рынке было несколько независимых продавцов, предлагающих схожие товары или услуги, и чтобы каждый из них имел определенную степень контроля над ценой и качеством продукта.
Каким образом функционирует рынок монополистической конкуренции?
На рынке монополистической конкуренции каждый из продавцов имеет некоторую степень контроля над ценой и качеством своего продукта. Они пытаются привлечь покупателей путем дифференциации товаров, например, через упаковку, брендирование или добавление дополнительных услуг.
Какие продукты предлагаются на рынке монополистической конкуренции?
На рынке монополистической конкуренции предлагаются схожие, но не одинаковые товары или услуги. Например, на рынке сотовых телефонов разные производители предлагают телефоны с различными функциями, дизайном и ценой.
Какие социально-экономические последствия сопровождают рынок монополистической конкуренции?
На рынке монополистической конкуренции социально-экономические последствия могут быть разнообразными. С одной стороны, такой рынок способствует разнообразию предлагаемых товаров и услуг, а также стимулирует инновации и конкуренцию между продавцами. С другой стороны, он может приводить к созданию избыточной рекламы и затрат на дифференциацию продуктов, что может повлиять на цены и конечных потребителей.
Что такое монополистическая конкуренция?
Монополистическая конкуренция - это форма рыночной структуры, при которой на рынке существует большое количество продавцов, предлагающих продукты, которые имеют сходные, но не идентичные характеристики. Каждая фирма имеет некоторую степень монополистической власти над своим товаром, но при этом она все еще сталкивается с конкуренцией со стороны других фирм.
Какие условия и признаки приводят к возникновению монополистической конкуренции?
Для возникновения монополистической конкуренции требуется наличие нескольких фирм на рынке, которые предлагают сходные товары, но с некоторыми отличиями. Кроме того, важно, чтобы каждая фирма имела некоторую степень контроля над ценой своего товара и могла воздействовать на спрос и предложение на рынке.
Какие особенности функционирования рынка наблюдаются при монополистической конкуренции?
На рынке монополистической конкуренции существует свободное вхождение и выход фирм, то есть новые фирмы могут легко появляться на рынке и бывшие участники могут также легко покидать его. Кроме того, каждая фирма в монополистической конкуренции стремится дифференцировать свой товар, чтобы тем самым привлечь больше покупателей.
Как продавцы и покупатели ведут себя на рынке монополистической конкуренции?
Продавцы на рынке монополистической конкуренции стараются создать уникальное и привлекательное предложение, чтобы привлечь покупателей. Они могут использовать различные стратегии маркетинга и рекламы. Покупатели, в свою очередь, имеют возможность выбора между различными товарами с похожими характеристиками и могут сравнивать цены и качество, чтобы сделать оптимальный выбор.
Какие условия и признаки характеризуют монополистическую конкуренцию?
Монополистическая конкуренция возникает при наличии большого числа продавцов, которые предлагают аналогичные, но не совершенно одинаковые товары. Важным признаком такой конкуренции является наличие дифференциации товаров, то есть каждый продавец старается придать своему товару уникальные характеристики или бренд. Кроме того, на рынке монополистической конкуренции отсутствуют значительные препятствия для входа новых фирм и выхода существующих. Фирмы также имеют возможность устанавливать цены на свои товары в определенных пределах.
Каковы особенности функционирования рынка монополистической конкуренции?
На рынке монополистической конкуренции фирмы соревнуются друг с другом, предлагая потребителям различные варианты товаров. Каждая фирма старается привлечь покупателей за счет уникальных характеристик своего товара или создания бренда. Однако, в отличие от рынка полной конкуренции, фирмы на рынке монополистической конкуренции могут влиять на цены, но в определенных пределах. Это связано с тем, что товары фирм являются близкими, но не совершенно одинаковыми, и покупатели могут быть готовы заплатить немного больше за товар с лучшими характеристиками.