женский портрет в творчестве Н.С. Гончаровой

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 30 30 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 22.06.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОРТРЕТЫ РАННЕГО ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА 1906 – 1907 (ИМПРЕССИОНИЗМ И ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ) 10
ЗРЕЛОЕ ТВОРЧЕСТВО 1907 - 1912 ГОДЫ – ПЕРИОД ПРИМИТИВИЗМА 14
1913 – 1915 ГОДЫ – ПЕРИОД «ЛУЧИЗМА» 23
ФРАНЦУЗСКИЙ ПЕРИОД (1915 – 1962) 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30


Фрагмент для ознакомления

Посуществу, «изобретенное» Ларионовымнаправление можно назвать «первым шагомв сторону абстрактного искусства, ноГончарова, примыкавшая некоторое времяклучизму, не желала совершенно отказаться от предметности. Предметная основа всегда присутствует в её вещах этогопериода[Ш; 21].По словам Л.П. Литвиной, абстрактные полотна Гончаровой, созданныепосредством светоцветовых лучей, оказывались «некоей переработкой впечатлений отпредметного мира» («Лучистское построение», «Лес»,«Велосипедист»). Определённо преуспев в творческих поисках,Наталия Сергеевна, тем не менее, оставалась неудовлетворенной. Ей должно было явиться нечто ещё неосвоенное, нечто из другого мира [Л; 44].Однако лучизм не мог в полной мере удовлетворить деятельной натуры Гончаровой. Как бы в противовес ему она обращается к кубофутуризму, в результате чего на свет появляется «Дама в шляпе» (1812, Париж, Нац. музей современного искусства.Центр Помпиду). Самым ярким проявлением лучизма в портретном творчестве Гончаровой является не женское изображение, а мужское. Это портрет её супруга М.Ф. Ларионова. Как это можно заметить, линии в виде лучей пронизывают всё полотно в разных направлениях. Образ художника абстрактен, однако в нём можно уловить черты, присущие оригиналу. Композиция построена столь своеобразно, что создаётся впечатление отражения героя в самом себе. Цвета подобраны контрастно. При этом сочетание чёрного и ярко-оранжевого, просвеченного золотыми лучиками, создаёт эффект удивительной яркости и праздничности. Таким образом, становится очевидным, что лучизм не сыграл особой роли в рассматриваемом нами аспекте творчества Гончаровой, а именно – в эволюции женского портрета. ФРАНЦУЗСКИЙПЕРИОД(1915 – 1962)Отъезд за границу позволил Гончаровой напитаться новыми впечатлениями, испанским, итальянским и французским колоритом. Благодаря этому на свет появилась блестящая испанская серия, среди которых множество оригинальных женских портретов. «Две испанки» (начало 1920, ГТГ, Москва) – одна из самых изумительных картин Гончаровой. Знаменателен отзыв одного из неизвестных франкоязычных рецензентов, сравнивших героинь портреты с собором: «Maiscenonpasdesfemmes, cesontdescathedrals» [Ш; 12]. Действительно, доминирование вертикальных линий, устремлённость вверх, окаменелось, створчатость, кружевные элементы – всё это выдаёт архитектурный замысел полотна, выражение соборности.Фигуры испанок не только соборны, но и в какой-то мере механизированы. Так создаётся своеобразная ритмика картины, усиливают которую по-разному скрещенные ладони героинь.Обратим внимание на лица. Это – лица-маски, с пустыми глазницами и чётко прямоугольными красными ртами. Нос столь же архитектурен, как и фигуры героинь. Вообще лицам, как и фигурам, свойственна вытянутость вверх, удлинённость. Картина решена в трёх основных цветах: чёрном, белом и коричневом (фон в виде древесных спилов). Белоснежные мантильи обрамляют бесстрастные лица испанок. Белая собака, подобная злому идолу, охраняющему хозяек, уравновешивает цветовой баланс картины. Одновременно с этим она как будто является своеобразным отзвуком мантильи.Интересное сочетание представляют собой аскетизм колора и бархатистость фактуры. Этот групповой портрет –воплощение некоей таинственной – испанской жизни, которую обычному зрителю не разгадать. Гончарова увлекалась техникой пошуар, заключающейся в том, что используемая краска отбивается по трафарету. В этой технике ею выполнен ряд женских портретов, в том числе, известных современниц (Тамары Карсавиной, Иды Рубинштейн). Существуют и более абстрактные портреты в технике пошуар. Например, «Девушка на фоне осеннего пейзажа» (сер. 1920-х гг., кремовая бумага, гуашь, ГТГ, Москва).По линиям, композиции, фигуре героини эта картина напоминает более раннюю «Даму с зонтиком». Она также безлика, так же устремлена вверх. Это – не портрет человека, а портрет настроения, которое можно охарактеризовать как радостное, солнечное (благодаря ярко-жёлтым пятнам, обозначающим кроны деревьев, зонтик, лицо и часть тела самой девушки). Закруглённость форм усиливает оптимистичное звучание портрета. Выполненный в абстрактной манере, портрет этот призван отображать не внешнее сходство, а внутренний мир женщины. Ещё один знаменитый испанский портрет –«Испанка в белом» (1920-е, холст, масло, частное собрание». Здесь властвует белый цвет во всей своей красоте – цвет весенней вишни. Некоторыйгеометризм форм смягчён необыкновенной пластичностью линий, ниспадающими вертикально складками. Стихия белого помогает лучше увидеть главное – лицо героини – красивое, немного надменное, с чуть прищуренными глазами и тщательно выписанным ртом. Нос героини – не грубый прямоугольник прежних моделей, а написанный утончённо и выразительно.В какой-то мере эта картина напоминает врубелевскую «Царевну-Лебедь», написанную в символистском стиле, и действительно – прекрасная испанка кажется стоящей на перекрёстке двух миров – реального и нереального. Портрет «В ложе. Зрительница» (1925–1926,холст, масло.ГТГ) выявляет иныенастроения в творчестве Гончаровой. Цвет, яркость, сочность – всё это остаётся позади. На этой картине доминирует чёрный цвет, вступающий в конфликт с белым, в котором выполнены руки, программка и окантовкой чёрной накидки, наброшенной на голову.Портрет поясной, модель повёрнута в анфас. Вся её фигура, выражение лица свидетельствует о глубокой скорби. Совершенно очевидно, что её нет дела до происходящего на сцене. Она вся погружена в свои мысли.На этой картине мы наблюдаем совсем иной колорит, который принципиально отличается от прежнего – пёстрого, экзотического. Положение модели, чернота одеяния наводят на мысль о Пикассо, его любительнице абсента. Испанский отзвук в портрете – головной убор, схожий с мантильей. Во всём остальном – чисто русская скорбь, показанная как позой, так и выражением лица. Линии на этом портрету утончённые, прежний широкий и динамичный мазок отсутствует. Положение рук создаёт медленный и тягучий ритм картины, словно замедленное сердцебиение. Этот портрет можно назвать психологическим, настолько точно он передаёт внутреннее состояние героини.Таким образом, поздний период творчества Н.С. Гончаровой оказывается более сложным и изощрённым по технике, манере, мастерству, но не столь жизнерадостный и яркий, как ранний и зрелый. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе были рассмотреныэтапы творчества выдающейся русской художницы Н.С. Гончаровой на примере женских портретов.Было выявлено, что на раннем этапе творчества она тяготела к импрессионизму, далее – к постимпрессионизму, примитивизму, отчего её женские портреты отличаются специальной упрощённостью, грубоватостью, декоративностью, гротеском, странным образом сочетая в себе черты иконописи, лубка, архаизма. Цветовая гамма Гончаровой – узнаваема – это коричневый, чёрный, белый и рыжий цвета. Яркость колора – одна из основных признаков портретов раннего и зрелого периодов творчества художницы, явившееся следствием её увлечения Гогеном, Ван Гогом и другими мастерами.Изображая лица моделей, художница стремится либо застылости выражения, либо к потаённой эмоции. Некоторые героини Гончаровой и вовсе не имеют лица, что указывает на стремление передать внутренний мир персонажей.Авангардные портреты Гончаровой отличаются яркой характерностью, гротеском, смелостью воплощения. Поздний период творчества демонстрирует разнообразие женских образов на портретах: от таинственных застывших масок до тонко выписанных лиц, несущих сложное психологическое состояние. Эволюция женских портретов отражает общую эволюцию творчества Н.С. Гончаровой: от импрессионизма к примитивизму и далее – от постимпрессионизма к фовизму и абстракционизму, через лучизм и театральное искусство, кубизм и сюрреализм к глубокому психологизму. Присущие ранее черты Гончаровой – широта и динамичность мазка, упрощённость и уплощённость форм сменяются утончённостью и глубиной. Итак, творчество Н.С. Гончаровой – это своеобразный феномен, который ещё предстоит исследовать. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбросимова А.А. Самая дорогая русская художница // Литературная газета,2013. – № 48. – С.5.Бессонова М.А. Избранные труды. – М.: BALTRUS, 2004. – 336 с.Бобровская Л.Н. Наталия Гончарова. – М. : Гос. Третьяковская галерея, 2013. – 40 с.: ил. (Художник в Третьяковской галерее).Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Искусство, 1998. – 644 с. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства. – М.: РИП-холдинг, 2013. — 192 с.Гильдербранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. – М.: Логос, 2011. — 144 с.Государственная Третьяковская галерея. Михаил Ларионов, Наталия Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись. 4 окт. 1999 - 20 янв. 2000. [Каталог выставки]. М. С. 161.Королёва С.И. Наталья Сергеевна Гончарова. Т.91. – М.: Директ-Медиа, 2011. –48 с. Куликова Е.Ю. Кого предпочитает живопись. Заметки о выставке Н. Гончаровой «Между Востоком и Западом». – М.: Государственная Третьяковская галерея, 2014. – 17 с. Литвина Л.П. Творческая чета русского авангарда//Искусство, 2012. – 6. – С. 13 – 15.Полушин В.Л. Наталия Гончарова. Царица русского авангарда. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 558 с. Поспелов Г.Г., Илюхина Е.А. М. Ларионов. Живопись. Графика. Театр:книга-альбом. М.: Галарт; RA [Русский авангард], 2005. – С. 114 – 120.Рылёва А.Н. «Синяя всадница» Наталия Гончарова // «Амазонки авангарда» / Гос. ин-т искусствознания Мин. культуры РФ. – М.: Наука, 2004. С. 106.Сарабьянов А.Д. Наталья Гончарова//Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. В 2 томах. Том 1. А-К. – М.: Искусство, 2011. – 654 с. С. 41 – 47.Сарабьянов Д.В. Многообразие, скрепленное индивидуальностью. Заметки отворчестве Наталии Гончаровой // Михаил Ларионов – Наталия Гончарова.Шедевры из Парижского наследия. Живопись. – М.: ГТГ, 1999. – 46 с. Фаворский О.В. О композиции// Творчество, 1967. – № 2. – 56 с. С. 9 – 10.Цветаева М.И.«Наталья Гончарова (жизнь и творчество)//Цветаева М.И. Проза. – М.: Эксмо-Пресс. – 548 с. Шарп Д. А. К проблеме безобразного в искусстве Наталии Гончаровой //Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов: исследования и публикации / Гос. ин-т искусствознания Мин. культуры РФ. – М.: Наука, 2003. – С . 50 – 54.50 шедевров русской живописи. Гончарова. – М.: DeaGostini, 2011. – №6. – 31 с.Кабанова О. «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом»: Третьяковкаоткрыла большую выставку художницы // Ведомости. 2013. 17 окт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/17596561/goncharovavo-vsem-cvete (дата обращения 9.04.1917).Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом (сайт ГосударственнойТретьяковской галереи.Режим доступа: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions4005/. Дата обращения 10.04.2017).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абросимова А.А. Самая дорогая русская художница // Литературная газета, 2013. – № 48. – С.5.
2. Бессонова М.А. Избранные труды. – М.: BALTRUS, 2004. – 336 с.
3. Бобровская Л.Н. Наталия Гончарова. – М. : Гос. Третьяковская галерея, 2013. – 40 с.: ил. (Художник в Третьяковской галерее).
4. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Искусство, 1998. – 644 с.
5. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства. – М.: РИП-холдинг, 2013. — 192 с.
6. Гильдербранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. – М.: Логос, 2011. — 144 с.
7. Государственная Третьяковская галерея. Михаил Ларионов, Наталия Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись. 4 окт. 1999 - 20 янв. 2000. [Каталог выставки]. М. С. 161.
8. Королёва С.И. Наталья Сергеевна Гончарова. Т.91. – М.: Директ-Медиа, 2011. – 48 с.
9. Куликова Е.Ю. Кого предпочитает живопись. Заметки о выставке Н. Гончаровой «Между Востоком и Западом». – М.: Государственная Третьяковская галерея, 2014. – 17 с.
10. Литвина Л.П. Творческая чета русского авангарда//Искусство, 2012. – 6. – С. 13 – 15.
11. Полушин В.Л. Наталия Гончарова. Царица русского авангарда. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 558 с.
12. Поспелов Г.Г., Илюхина Е.А. М. Ларионов. Живопись. Графика. Театр: книга-альбом. М.: Галарт; RA [Русский авангард], 2005. – С. 114 – 120.
13. Рылёва А.Н. «Синяя всадница» Наталия Гончарова // «Амазонки авангарда» / Гос. ин-т искусствознания Мин. культуры РФ. – М.: Наука, 2004. С. 106.
14. Сарабьянов А.Д. Наталья Гончарова//Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. В 2 томах. Том 1. А-К. – М.: Искусство, 2011. – 654 с. С. 41 – 47.
15. Сарабьянов Д.В. Многообразие, скрепленное индивидуальностью. Заметки о творчестве Наталии Гончаровой // Михаил Ларионов – Наталия Гончарова. Шедевры из Парижского наследия. Живопись. – М.: ГТГ, 1999. – 46 с.
16. Фаворский О.В. О композиции// Творчество, 1967. – № 2. – 56 с. С. 9 – 10.
17. Цветаева М.И.«Наталья Гончарова (жизнь и творчество)//Цветаева М.И. Проза. – М.: Эксмо-Пресс. – 548 с.
18. Шарп Д. А. К проблеме безобразного в искусстве Наталии Гончаровой //Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов: исследования и публикации / Гос. ин-т искусствознания Мин. культуры РФ. – М.: Наука, 2003. – С . 50 – 54.
19. 50 шедевров русской живописи. Гончарова. – М.: DeaGostini, 2011. – №6. – 31 с.
20. Кабанова О. «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом»: Третьяковка открыла большую выставку художницы // Ведомости. 2013. 17 окт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/17596561/goncharovavo-vsem-cvete (дата обращения 9.04.1917).
21. Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом (сайт Государственной Третьяковской галереи. Режим доступа: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions4005/. Дата обращения 10.04.2017).

Оппозиция 'город дом отдыха' в творчестве И. А. Гончарова

Содержание

Введение

Глава 1. «Усадебный текст» русской литературы и особенности ее в романе И. А. Гончарова «история»

1.1 Усадьба как культурно-историческое явление и «усадебный текст» русской литературы

1.2 Усадебный мир в романе И. А. Гончарова «история»

Глава 2. «- Петербург текст» русской литературы и, в частности, воссоздать в романе И. А. Гончарова «история»

2.1 Особенности изображения Петербурга в русской литературе

2.2 Образ Петербурга в романе и. А. Гончарова «история»

Глава 3. Антитеза «Коленях-Петербург» в романе И. А. Гончарова «история»

Вывод

Библиография

Запрос

Введение

Степень изучения проблемы. Монографии, полностью отражает проблему оппозиции «город, дом отдыха» в творчестве и. А. Гончарова, не была создана. Отдельных компонентов заявленной проблемы нашли отражение в исследованиях Е. А. Ляцкого, М. В. Отрадина, Е. А. Краснощековой, В. И. Мельник, И. А. Рыбасова, Н. И. Пруцкова, В. А. Надзвецкова и др.

Актуальность исследования заключается в том, что субъект, образ мира русской усадьбы и города в творчестве и. А. Гончарова на данном этапе развития литературы, несмотря на многочисленные исследования, нуждается в более детальной обработке.

Актуальность темы работы определяется выбором целей и задач исследования.

Предметом исследования выступает оппозиция «город, дом отдыха» в творчестве И. А. Гончарова. предметом является детальный анализ механизмов оппозиции. Иллюстрирует оппозиция сравнительный анализ «хозяйственные» & «городской» тексты и. А. Гончарова. Материалы данного исследования составляют прозаические и драматические произведения А. с.