женский портрет в творчестве Н.С. Гончаровой
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 22.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОРТРЕТЫ РАННЕГО ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА 1906 – 1907 (ИМПРЕССИОНИЗМ И ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ) 10
ЗРЕЛОЕ ТВОРЧЕСТВО 1907 - 1912 ГОДЫ – ПЕРИОД ПРИМИТИВИЗМА 14
1913 – 1915 ГОДЫ – ПЕРИОД «ЛУЧИЗМА» 23
ФРАНЦУЗСКИЙ ПЕРИОД (1915 – 1962) 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Посуществу, «изобретенное» Ларионовымнаправление можно назвать «первым шагомв сторону абстрактного искусства, ноГончарова, примыкавшая некоторое времяклучизму, не желала совершенно отказаться от предметности. Предметная основа всегда присутствует в её вещах этогопериода[Ш; 21].По словам Л.П. Литвиной, абстрактные полотна Гончаровой, созданныепосредством светоцветовых лучей, оказывались «некоей переработкой впечатлений отпредметного мира» («Лучистское построение», «Лес»,«Велосипедист»). Определённо преуспев в творческих поисках,Наталия Сергеевна, тем не менее, оставалась неудовлетворенной. Ей должно было явиться нечто ещё неосвоенное, нечто из другого мира [Л; 44].Однако лучизм не мог в полной мере удовлетворить деятельной натуры Гончаровой. Как бы в противовес ему она обращается к кубофутуризму, в результате чего на свет появляется «Дама в шляпе» (1812, Париж, Нац. музей современного искусства.Центр Помпиду). Самым ярким проявлением лучизма в портретном творчестве Гончаровой является не женское изображение, а мужское. Это портрет её супруга М.Ф. Ларионова. Как это можно заметить, линии в виде лучей пронизывают всё полотно в разных направлениях. Образ художника абстрактен, однако в нём можно уловить черты, присущие оригиналу. Композиция построена столь своеобразно, что создаётся впечатление отражения героя в самом себе. Цвета подобраны контрастно. При этом сочетание чёрного и ярко-оранжевого, просвеченного золотыми лучиками, создаёт эффект удивительной яркости и праздничности. Таким образом, становится очевидным, что лучизм не сыграл особой роли в рассматриваемом нами аспекте творчества Гончаровой, а именно – в эволюции женского портрета. ФРАНЦУЗСКИЙПЕРИОД(1915 – 1962)Отъезд за границу позволил Гончаровой напитаться новыми впечатлениями, испанским, итальянским и французским колоритом. Благодаря этому на свет появилась блестящая испанская серия, среди которых множество оригинальных женских портретов. «Две испанки» (начало 1920, ГТГ, Москва) – одна из самых изумительных картин Гончаровой. Знаменателен отзыв одного из неизвестных франкоязычных рецензентов, сравнивших героинь портреты с собором: «Maiscenonpasdesfemmes, cesontdescathedrals» [Ш; 12]. Действительно, доминирование вертикальных линий, устремлённость вверх, окаменелось, створчатость, кружевные элементы – всё это выдаёт архитектурный замысел полотна, выражение соборности.Фигуры испанок не только соборны, но и в какой-то мере механизированы. Так создаётся своеобразная ритмика картины, усиливают которую по-разному скрещенные ладони героинь.Обратим внимание на лица. Это – лица-маски, с пустыми глазницами и чётко прямоугольными красными ртами. Нос столь же архитектурен, как и фигуры героинь. Вообще лицам, как и фигурам, свойственна вытянутость вверх, удлинённость. Картина решена в трёх основных цветах: чёрном, белом и коричневом (фон в виде древесных спилов). Белоснежные мантильи обрамляют бесстрастные лица испанок. Белая собака, подобная злому идолу, охраняющему хозяек, уравновешивает цветовой баланс картины. Одновременно с этим она как будто является своеобразным отзвуком мантильи.Интересное сочетание представляют собой аскетизм колора и бархатистость фактуры. Этот групповой портрет –воплощение некоей таинственной – испанской жизни, которую обычному зрителю не разгадать. Гончарова увлекалась техникой пошуар, заключающейся в том, что используемая краска отбивается по трафарету. В этой технике ею выполнен ряд женских портретов, в том числе, известных современниц (Тамары Карсавиной, Иды Рубинштейн). Существуют и более абстрактные портреты в технике пошуар. Например, «Девушка на фоне осеннего пейзажа» (сер. 1920-х гг., кремовая бумага, гуашь, ГТГ, Москва).По линиям, композиции, фигуре героини эта картина напоминает более раннюю «Даму с зонтиком». Она также безлика, так же устремлена вверх. Это – не портрет человека, а портрет настроения, которое можно охарактеризовать как радостное, солнечное (благодаря ярко-жёлтым пятнам, обозначающим кроны деревьев, зонтик, лицо и часть тела самой девушки). Закруглённость форм усиливает оптимистичное звучание портрета. Выполненный в абстрактной манере, портрет этот призван отображать не внешнее сходство, а внутренний мир женщины. Ещё один знаменитый испанский портрет –«Испанка в белом» (1920-е, холст, масло, частное собрание». Здесь властвует белый цвет во всей своей красоте – цвет весенней вишни. Некоторыйгеометризм форм смягчён необыкновенной пластичностью линий, ниспадающими вертикально складками. Стихия белого помогает лучше увидеть главное – лицо героини – красивое, немного надменное, с чуть прищуренными глазами и тщательно выписанным ртом. Нос героини – не грубый прямоугольник прежних моделей, а написанный утончённо и выразительно.В какой-то мере эта картина напоминает врубелевскую «Царевну-Лебедь», написанную в символистском стиле, и действительно – прекрасная испанка кажется стоящей на перекрёстке двух миров – реального и нереального. Портрет «В ложе. Зрительница» (1925–1926,холст, масло.ГТГ) выявляет иныенастроения в творчестве Гончаровой. Цвет, яркость, сочность – всё это остаётся позади. На этой картине доминирует чёрный цвет, вступающий в конфликт с белым, в котором выполнены руки, программка и окантовкой чёрной накидки, наброшенной на голову.Портрет поясной, модель повёрнута в анфас. Вся её фигура, выражение лица свидетельствует о глубокой скорби. Совершенно очевидно, что её нет дела до происходящего на сцене. Она вся погружена в свои мысли.На этой картине мы наблюдаем совсем иной колорит, который принципиально отличается от прежнего – пёстрого, экзотического. Положение модели, чернота одеяния наводят на мысль о Пикассо, его любительнице абсента. Испанский отзвук в портрете – головной убор, схожий с мантильей. Во всём остальном – чисто русская скорбь, показанная как позой, так и выражением лица. Линии на этом портрету утончённые, прежний широкий и динамичный мазок отсутствует. Положение рук создаёт медленный и тягучий ритм картины, словно замедленное сердцебиение. Этот портрет можно назвать психологическим, настолько точно он передаёт внутреннее состояние героини.Таким образом, поздний период творчества Н.С. Гончаровой оказывается более сложным и изощрённым по технике, манере, мастерству, но не столь жизнерадостный и яркий, как ранний и зрелый. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе были рассмотреныэтапы творчества выдающейся русской художницы Н.С. Гончаровой на примере женских портретов.Было выявлено, что на раннем этапе творчества она тяготела к импрессионизму, далее – к постимпрессионизму, примитивизму, отчего её женские портреты отличаются специальной упрощённостью, грубоватостью, декоративностью, гротеском, странным образом сочетая в себе черты иконописи, лубка, архаизма. Цветовая гамма Гончаровой – узнаваема – это коричневый, чёрный, белый и рыжий цвета. Яркость колора – одна из основных признаков портретов раннего и зрелого периодов творчества художницы, явившееся следствием её увлечения Гогеном, Ван Гогом и другими мастерами.Изображая лица моделей, художница стремится либо застылости выражения, либо к потаённой эмоции. Некоторые героини Гончаровой и вовсе не имеют лица, что указывает на стремление передать внутренний мир персонажей.Авангардные портреты Гончаровой отличаются яркой характерностью, гротеском, смелостью воплощения. Поздний период творчества демонстрирует разнообразие женских образов на портретах: от таинственных застывших масок до тонко выписанных лиц, несущих сложное психологическое состояние. Эволюция женских портретов отражает общую эволюцию творчества Н.С. Гончаровой: от импрессионизма к примитивизму и далее – от постимпрессионизма к фовизму и абстракционизму, через лучизм и театральное искусство, кубизм и сюрреализм к глубокому психологизму. Присущие ранее черты Гончаровой – широта и динамичность мазка, упрощённость и уплощённость форм сменяются утончённостью и глубиной. Итак, творчество Н.С. Гончаровой – это своеобразный феномен, который ещё предстоит исследовать. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбросимова А.А. Самая дорогая русская художница // Литературная газета,2013. – № 48. – С.5.Бессонова М.А. Избранные труды. – М.: BALTRUS, 2004. – 336 с.Бобровская Л.Н. Наталия Гончарова. – М. : Гос. Третьяковская галерея, 2013. – 40 с.: ил. (Художник в Третьяковской галерее).Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Искусство, 1998. – 644 с. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства. – М.: РИП-холдинг, 2013. — 192 с.Гильдербранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. – М.: Логос, 2011. — 144 с.Государственная Третьяковская галерея. Михаил Ларионов, Наталия Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись. 4 окт. 1999 - 20 янв. 2000. [Каталог выставки]. М. С. 161.Королёва С.И. Наталья Сергеевна Гончарова. Т.91. – М.: Директ-Медиа, 2011. –48 с. Куликова Е.Ю. Кого предпочитает живопись. Заметки о выставке Н. Гончаровой «Между Востоком и Западом». – М.: Государственная Третьяковская галерея, 2014. – 17 с. Литвина Л.П. Творческая чета русского авангарда//Искусство, 2012. – 6. – С. 13 – 15.Полушин В.Л. Наталия Гончарова. Царица русского авангарда. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 558 с. Поспелов Г.Г., Илюхина Е.А. М. Ларионов. Живопись. Графика. Театр:книга-альбом. М.: Галарт; RA [Русский авангард], 2005. – С. 114 – 120.Рылёва А.Н. «Синяя всадница» Наталия Гончарова // «Амазонки авангарда» / Гос. ин-т искусствознания Мин. культуры РФ. – М.: Наука, 2004. С. 106.Сарабьянов А.Д. Наталья Гончарова//Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. В 2 томах. Том 1. А-К. – М.: Искусство, 2011. – 654 с. С. 41 – 47.Сарабьянов Д.В. Многообразие, скрепленное индивидуальностью. Заметки отворчестве Наталии Гончаровой // Михаил Ларионов – Наталия Гончарова.Шедевры из Парижского наследия. Живопись. – М.: ГТГ, 1999. – 46 с. Фаворский О.В. О композиции// Творчество, 1967. – № 2. – 56 с. С. 9 – 10.Цветаева М.И.«Наталья Гончарова (жизнь и творчество)//Цветаева М.И. Проза. – М.: Эксмо-Пресс. – 548 с. Шарп Д. А. К проблеме безобразного в искусстве Наталии Гончаровой //Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов: исследования и публикации / Гос. ин-т искусствознания Мин. культуры РФ. – М.: Наука, 2003. – С . 50 – 54.50 шедевров русской живописи. Гончарова. – М.: DeaGostini, 2011. – №6. – 31 с.Кабанова О. «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом»: Третьяковкаоткрыла большую выставку художницы // Ведомости. 2013. 17 окт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/17596561/goncharovavo-vsem-cvete (дата обращения 9.04.1917).Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом (сайт ГосударственнойТретьяковской галереи.Режим доступа: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions4005/. Дата обращения 10.04.2017).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абросимова А.А. Самая дорогая русская художница // Литературная газета, 2013. – № 48. – С.5.
2. Бессонова М.А. Избранные труды. – М.: BALTRUS, 2004. – 336 с.
3. Бобровская Л.Н. Наталия Гончарова. – М. : Гос. Третьяковская галерея, 2013. – 40 с.: ил. (Художник в Третьяковской галерее).
4. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Искусство, 1998. – 644 с.
5. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства. – М.: РИП-холдинг, 2013. — 192 с.
6. Гильдербранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. – М.: Логос, 2011. — 144 с.
7. Государственная Третьяковская галерея. Михаил Ларионов, Наталия Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись. 4 окт. 1999 - 20 янв. 2000. [Каталог выставки]. М. С. 161.
8. Королёва С.И. Наталья Сергеевна Гончарова. Т.91. – М.: Директ-Медиа, 2011. – 48 с.
9. Куликова Е.Ю. Кого предпочитает живопись. Заметки о выставке Н. Гончаровой «Между Востоком и Западом». – М.: Государственная Третьяковская галерея, 2014. – 17 с.
10. Литвина Л.П. Творческая чета русского авангарда//Искусство, 2012. – 6. – С. 13 – 15.
11. Полушин В.Л. Наталия Гончарова. Царица русского авангарда. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 558 с.
12. Поспелов Г.Г., Илюхина Е.А. М. Ларионов. Живопись. Графика. Театр: книга-альбом. М.: Галарт; RA [Русский авангард], 2005. – С. 114 – 120.
13. Рылёва А.Н. «Синяя всадница» Наталия Гончарова // «Амазонки авангарда» / Гос. ин-т искусствознания Мин. культуры РФ. – М.: Наука, 2004. С. 106.
14. Сарабьянов А.Д. Наталья Гончарова//Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. В 2 томах. Том 1. А-К. – М.: Искусство, 2011. – 654 с. С. 41 – 47.
15. Сарабьянов Д.В. Многообразие, скрепленное индивидуальностью. Заметки о творчестве Наталии Гончаровой // Михаил Ларионов – Наталия Гончарова. Шедевры из Парижского наследия. Живопись. – М.: ГТГ, 1999. – 46 с.
16. Фаворский О.В. О композиции// Творчество, 1967. – № 2. – 56 с. С. 9 – 10.
17. Цветаева М.И.«Наталья Гончарова (жизнь и творчество)//Цветаева М.И. Проза. – М.: Эксмо-Пресс. – 548 с.
18. Шарп Д. А. К проблеме безобразного в искусстве Наталии Гончаровой //Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов: исследования и публикации / Гос. ин-т искусствознания Мин. культуры РФ. – М.: Наука, 2003. – С . 50 – 54.
19. 50 шедевров русской живописи. Гончарова. – М.: DeaGostini, 2011. – №6. – 31 с.
20. Кабанова О. «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом»: Третьяковка открыла большую выставку художницы // Ведомости. 2013. 17 окт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/17596561/goncharovavo-vsem-cvete (дата обращения 9.04.1917).
21. Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом (сайт Государственной Третьяковской галереи. Режим доступа: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions4005/. Дата обращения 10.04.2017).
Оппозиция 'город дом отдыха' в творчестве И. А. Гончарова
Содержание
Введение
Глава 1. «Усадебный текст» русской литературы и особенности ее в романе И. А. Гончарова «история»
1.1 Усадьба как культурно-историческое явление и «усадебный текст» русской литературы
1.2 Усадебный мир в романе И. А. Гончарова «история»
Глава 2. «- Петербург текст» русской литературы и, в частности, воссоздать в романе И. А. Гончарова «история»
2.1 Особенности изображения Петербурга в русской литературе
2.2 Образ Петербурга в романе и. А. Гончарова «история»
Глава 3. Антитеза «Коленях-Петербург» в романе И. А. Гончарова «история»
Вывод
Библиография
Запрос
Введение
Степень изучения проблемы. Монографии, полностью отражает проблему оппозиции «город, дом отдыха» в творчестве и. А. Гончарова, не была создана. Отдельных компонентов заявленной проблемы нашли отражение в исследованиях Е. А. Ляцкого, М. В. Отрадина, Е. А. Краснощековой, В. И. Мельник, И. А. Рыбасова, Н. И. Пруцкова, В. А. Надзвецкова и др. Актуальность исследования заключается в том, что субъект, образ мира русской усадьбы и города в творчестве и. А. Гончарова на данном этапе развития литературы, несмотря на многочисленные исследования, нуждается в более детальной обработке. Актуальность темы работы определяется выбором целей и задач исследования. Предметом исследования выступает оппозиция «город, дом отдыха» в творчестве И. А. Гончарова. предметом является детальный анализ механизмов оппозиции. Иллюстрирует оппозиция сравнительный анализ «хозяйственные» & «городской» тексты и. А. Гончарова. Материалы данного исследования составляют прозаические и драматические произведения А. с.