«Преемственность в изучении величин дошкольников и младших школьников».
Заказать уникальную дипломную работу- 53 53 страницы
- 45 + 45 источников
- Добавлена 17.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения величин дошкольниками и младшими школьниками 6
1.1. Понятие величины и ее свойства 6
1.2. Особенности изучения величин на уровне дошкольного и начального общего образования 12
1.3. Преемственность в осуществлении математического образования между детским садом и начальной школой 19
Выводы по Главе 1 33
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению преемственности в изучении величин дошкольниками и младшими школьниками 35
2.1. Цели, задачи и организация экспериментальной работы 35
2.2. Содержание формирующего этапа 40
2.3. Анализ результатов исследования 44
Выводы по Главе 2 46
Заключение 48
Список использованной литературы 49
Приложения 53
Методика проведения констатирующего эксперимента.Для выявления представлений детей о величине предметов, сравнении предметов по длине, ширине, высоте была использована серия диагностических заданий.На формирующем этапе ставилась задача развития представлений дошкольников о величинах (длина, ширина, высота). Длительность формирующего этапа – 3 месяца.В рамках данного исследования формирующий этап включал работу по пунктам 1-3 и дополнительно включал материал, который станет основой при изучении дальнейших пунктов, приближаясь к объему материала, необходимого для освоения темы «Величины» в начальной школе. Экспериментальное обучение осуществлялась по следующим направлениям.1) формирование общего представления о данной величине, в основе которого лежит обращение к опыту ребенка и уточнения имеющихся у него представлений; 2) сравнение однородных величин: визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением или при помощи различных мерок; 3) знакомство с единицей измерения величины, с измерительным прибором; Работа по каждому из пунктов продолжалась 1 месяц.Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов показал, что по каждому из параметров у детей экспериментальной группы зафиксировано улучшение, а по ряду показателей дети вплотную приблизились к контрольной группе младших школьников, что позволяет говорить об эффективности примененной методики для формирования представлений о величинах у дошкольников в границах периода экспериментального исследования.
2. Артемов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. Н.Б. Истоминой. - М. - Воронеж: Институт практической психологии, 1996. - 224с.
3. Бабинова, Н.В. Совместные мероприятия в работе дошкольной образовательной организации и школы / Н.В. Бабинова // Детский сад от А до Я. – 2014. - № 5. – С. 73-77.
4. Безруких, М.М. Ребёнок идёт в школу /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М. : Академия, 2000.
5. Белошистая А.В. методика обучения математике в начальной школе :курс лекций – М. : Владос, 2007.
6. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 1986.
7. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
8. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. //Начальная школа№1 – 2000. – с. 5-20
9. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе : Психолого-пед. основы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по психол. спец. / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. - 2-е изд. - М. : Константа: Академ. проект, 2005. - 255с.
10. Дошкольник изучает математику : Как и где? / Сост. и общ. ред. Т.И. Ерофеева. – М.,2002.
11. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб.пособие для студ. и высш. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.
12. Киселева, Л. К школе готов! / Л. Киселева // Дошкольное образование. – 2015. - № 7-8. – С. 20-21.
13. Клименченко Д. Величины и их измерение // Начальная школа. - 2010. — №6.- с. 46-50.
14. Кожухарова Г.К. Проблемы и опыт реализации преемственности дошкольного и начального образования. // Реализация преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы: Материалы республиканской научно-практической конференции 20 февраля 2004 года / Сост. В.А. Гелло, А.П. Илькова, Л.Т. Ткач, Л.Л. Николау, З.А. Никоненко. – Тирасполь: РИО ПГУ, 2004. – 276 с.
15. Комарова, Е. А. Преемственность в обучении математике: Методическое пособие / Е.А. Комарова. -Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. - 108 с.
16. Кучеренко, Г.Н. Реализация программы преемственности дошкольного и начального общего образования / Г.Н. Кучеренко // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2013. - № 1. – С. 110-115.
17. Леушина А.М. о путях создания преемственности программ обучения детей в детском саду и в начальной школе // «Личность, образование и общество в России в начале XXI века С-Пб: ЛОИРО. – 2001. – 45с.
18. Леушина А.М. ФЭМП у дошкольного возраста. М.: «Просвещение», 1974г.
19. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. Сост. В.В.Данилова. М.: «Просвещение», 1987г.
20. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.
21. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие.- М.: Просвещение,1994.
22. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: «Просвещение», 1985г.
23. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка в школе. М., 2001.
24. Овчинникова М.В. Методика изучения темы «Величины» на уроках математики в начальных классах. Методические рекомендации для студентов факультета «Начальное обучение. Дошкольное воспитание». - Ялта: ЦОП «Надежда», 2010.- 54 с.
25. Окно в школьный мир : прогр. и метод. обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе (Технология ТРИЗ) / [авт. - сот.: А.Г. Апресова и др.]. - М. : Аркти, 2010. - 231 с.
26. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика синтез, 2014. 368 с.
27. Петерсон Л.Г. Программа дошкольной подготовки детей 3-6 лет Ступеньки М.: УМЦ «Школа 2000…», 2007. – 40 с.
28. Петрова, И.В. Механизмы реализации ФГОС с позиций непрерывности образовательного процесса в системе муниципальной методической службы / И.В. Петрова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2013. - № 9. – С. 35-39.
29. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. /Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.- Просвещение, 2011. 120 с;
30. Преемственность в обучении математике: Сборник статей / сост. А. М. Пышкало. - М.: Просвещение, 1978. - 240 с.
31. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. - М., 2006.
32. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». http:// минобрнауки.рф/документы/6261
33. Приказ от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» http:// минобрнауки.рф/документы/8034
34. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. -208 с.
35. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [авт.: А.Н. Федосова и др.]. - 2-е изд., испр. - М. : Просвещение, 2013. - 143 с.
36. Программы по учебным предметам. Базисный учебный план внеурочной деятельности: 1 – 4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч. 1: 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа») – «Программа по математике».
37. Региональная модель реализации преемственности дошкольного и начального общего образования / А.И. Савенков, Н.Е. Веракса, И.В. Егоров, И.Б. Шиян. - М. : [б. и.], 2010. - 59 с.
38. Рубина Е.Н.Психологические основы обучения дошкольников // Начальная школа. 2005. № 8.
39. Савченко, А.Я. Дидактика начальной школы [Текст] / А.Я. Савченко. – Киев, 1997. – 122 с.
40. Светалова Т. А., Чниышева Л. Н. Преемственность в формировании интегративных ка¬честв личности дошкольника и метапредметных результатов освоения основной образова¬тельной программы НОО/ Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров ЧИППКРО. 2011. - № 3 (8). - С. 65-69.
41. Современные технологии подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе : сб. ст. по материалам Междунар. научно-практ. конф. (24-25 окт. 2012 г.) / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Нижегород. гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина» ; [ред. кол.: Н.Г. Комратова, Т.Г. Ханова]. - Нижний Новгород : НГПУ, 2012. - 381 с.
42. Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 70-75.
43. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под редакцией А.А. Столяра. М.: «Просвещение», 1988 г.
44. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. – М. : Академия, 2000.
45. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2004.- 362 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности изучения величин на уровне дошкольного и начального общего образования?
Особенности изучения величин на уровне дошкольного и начального общего образования включают в себя разные методы и подходы к обучению, уровень абстрактного мышления и математической подготовки детей.
Что такое преемственность в осуществлении математического образования?
Преемственность в осуществлении математического образования означает связь и последовательность изучения математических понятий и навыков между детским садом и начальной школой.
Какие выводы можно сделать по главе "Теоретические аспекты изучения величин дошкольниками и младшими школьниками"?
Выводы по данной главе могут быть связаны с пониманием понятия величины и ее свойств, а также с определением особенностей изучения величин на уровне дошкольного и начального общего образования.
Какая экспериментальная работа была проведена по изучению прeемственности в изучении величин?
В рамках данного исследования была проведена экспериментальная работа, направленная на изучение преемственности в изучении величин. Были сравнены результаты обучения детей в детском саду и начальной школе и выявлены основные проблемы и трудности, с которыми они сталкиваются в процессе обучения величинам.
Каковы понятие величины и ее свойства?
Понятие величины относится к области математики и означает измеримую характеристику объекта или явления. Величины могут быть различных типов - длина, площадь, объем и т.д. К основным свойствам величин относятся единицы измерения, сравнимость и операции с величинами (сложение, вычитание, умножение, деление).
Что такое величина и какие свойства она имеет?
Величина - это математическое понятие, которое описывает количество или измеряемое качество объекта или явления. У величин есть такие свойства, как измеряемость, сравнимость и оперируемость. Измеряемость означает, что величина может быть измерена с помощью определенных единиц измерения. Сравнимость говорит о возможности установления отношений между величинами с помощью знаков «больше», «меньше» или «равно». Оперируемость означает возможность проведения операций с величинами, таких как сложение, вычитание, умножение и деление.
В чем отличия в изучении величин дошкольниками и младшими школьниками?
Изучение величин у дошкольников и младших школьников имеет свои особенности. В дошкольном образовании целью изучения величин является формирование представлений о количестве и измерении, развитие счета и логического мышления. В начальной школе углубляется изучение величин, учитывая уже сформированные представления. Обучение становится более систематическим и структурированным, включая изучение единиц измерения, овладение арифметическими действиями и решение задач на работу с величинами.
Как осуществляется преемственность в изучении величин между детским садом и начальной школой?
Преемственность в изучении величин между детским садом и начальной школой осуществляется путем плавного перехода от развивающего до систематического обучения. Дети из дошкольной группы постепенно овладевают основными представлениями о величинах, научаются сравнивать, классифицировать и измерять. В начальной школе эти знания углубляются и систематизируются, дети изучают единицы измерения, научаются выполнять арифметические действия с величинами и решать задачи на применение величин в различных ситуациях.