формирование каллиграфических умений у учащихся вторых классов с задержкой психического развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 54 54 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 26.05.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 2
Глава I. Теоретические основы процесса формирование каллиграфических умений у учащихся вторых классов с задержкой психического развития 4
1.1. Характеристика понятия «Задержка психического развития» 4
1.2. Характеристика понятия «Каллиграфические умения» и особенности формирования каллиграфических умений у детей с задержкой психического развития 16
1.3. Сопоставительный анализ приёмов и методов обучения каллиграфии 21
1.4. Современные требования к уровню сформированности каллиграфических умений школьников с ЗПР 30
1.5. Характеристика понятия «Индивидуально-ориентированные опоры» 33
Глава 2. Характеристика экспериментальной системы формирования каллиграфических умений у учащихся вторых классов с задержкой психического развития 39
2.1. Цели и содержание констатирующего эксперимента 39
2.2. Характеристика актуального уровня развития учеников экспериментального класса 40
2.3. Характеристика программы формирующего эксперимента 42
Заключение 49
Список использованной литературы 51

Фрагмент для ознакомления

Процесс личностно-ориентированного обучения предполагает обязательное согласование содержания материала, изучаемого с индивидуальным опытом и знаниями в частности каждого ребенка, использование индивидуальных способов осмысления учебного материала, дает возможность выбора при выполнении задания и усвоения обобщенных способов учебной деятельности.Новые целевые аспекты требуют существенных изменений в позициях учителя и ученика. Для отношений учителя и ученика в традиционной педагогике характерно руководство и выполнения- принуждение и наказание, постоянная оценка действий ребенка. В таком случае ребенок боится дать ответ без гарантии его правильности, боится быть высмеянным. Существенными результатами таких взаимодействий является формирование зависимого типа ученика, который постоянно опирается на рекомендации, советы и подсказки учителя.Альтернативой в личностно-ориентированном обучении является ученик, как субъект учения, своей деятельности, «цветок», который выращивает учитель. Он создает условия для же изменения ученика, его перехода в новое состояние, беспокоится о понимании учеником цели и задачи обучения, об их принятии ребенком; меняет постановку учебной задачи в зависимости от потребности ученика, учит детей самостоятельно ставить учебную задачу.При личностно-ориентированном обучении ученик имеет право на ошибку (на ошибках учатся), имеет собственное мнение, которое отличается от мнения учителя и других учеников, открыто демонстрирует свои способности. Учитель создает такие условия, когда ребенок свободно выражает свое несогласие с ним. Ведь учитель понимает, что «сопротивление» считается естественным средством по-разному понимать реальность, разницу в ценностях учителя и ученика. Проявление сопротивления необходимо детям с задержкой психического развития для нормального личностного развития.Личностно-ориентированный процесс обучения в школе интенсивной педагогической коррекции немыслим без разноуровневых, дифференцированных задач с возможностью выбора того, что посильная для ребенка, и способов их выполнения. Дифференцированными по уровню должны быть и вопросы для учеников. Условно они разделены на три группы: вопросы низкого уровня (с требованием что-то вспомнить) вопрос среднего уровня (с использованием знаний); вопрос высокого уровня (с синтезом знаний).Для личностно-ориентированного процесса недопустим такой метод вопрос, когда ребенок отвечает, ориентируясь только на учителя (правильно-неправильно). В таких случаях ученик не считает нужным проверить и оценить правильность своих ответов. Он как бы изъят из процесса контроля оценки результатов своих достижений. Это мешает развитию критического мышления ребенка. Поэтому личностно-ориентированный учитель не спешит выражать свое мнение, а приучает учащихся к оценке и самооценке своих высказываний.Оценка результатов личностно-ориентированного процесса также должна быть ориентирована на совершенствование учебно-познавательной деятельности учащихся, на мотивацию учения, на самооценку, взаимооценках, на совершенствование личностных качеств ребенка в контексте конкретной содержательной работы.Особенностями личностно-ориентированного урока в школе интенсивной педагогической коррекции является создание условий для проявления познавательной активности учащихся. Средствами достижения этой цели является использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся, создание заинтересованности каждого ученика в работе, стимулирования учащихся к высказываниям - использование различных способов выполнения заданий без боязни ребенка ошибиться, получить неправильный ответ.Технология личностно-ориентированного процесса предполагает специальное конструирование учебного материала, текстов, дидактического материала, рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием учащихся в процессе овладения знаниями.Цель личностно-ориентированного образования детей с задержкой психического развития состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы саморегуляции, саморазвития, адаптации, самореализации, самозащиты, самовоспитания и др., Для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой.Итак, объектом педагогической деятельности в условиях личностно-ориентированного образования детей в школе интенсивной педагогической коррекции является не столько сам ученик, сколько те условия, которые должен создать учитель для развития ученика (его активности, самостоятельности, инициативы, интересов), для формирования его субъектной позиции и организации среды, способствует этому. К таким условиям относятся:- межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит его общение, одноклассниками, другими учащимися; микроклимат в классном коллективе, уровень авторитарности учителя глазами детей, степень взаимопонимания и поддержки, симпатии и антипатии, уровень сплоченности ученических групп и т. д .;- направленность и особенности организации учебного процесса, в выдающейся степени определяет характер взаимодействия между участниками образовательного процесса и их деятельностью (учебной и педагогической). Важными при этом приоритетные методы учения, ориентация на индивидуальные способы обучения, степень учета интересов и способностей учащихся, способы и стиль взаимодействия учителя с учениками, реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения;- степень профессиональной компетентности педагогов школы интенсивной педагогической коррекции, уровень профессиональных знаний, умений и навыков, сформированность профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих готовность к организации конструктивного взаимодействия, стремление к профессиональному росту и тому подобное;- материальные условия реализации образовательного процесса (обеспечение учебной литературой, наглядными пособиями и т.д.).Исходя из парадигмы лично-ориентированного обучения детей с ЗПР личностно-ориентированную опору мы воспринимаем как основу коррекционной работы по устранению ошибок (в нашем случае, каллиграфии), ориентируясь на индивидуальные результаты и ошибки каждого конкретного ученика.Глава 2. Характеристика экспериментальной системы формирования каллиграфических умений у учащихся вторых классов с задержкой психического развития2.1. Цели и содержание констатирующего экспериментаЦель исследования: выявить нарушения сформированности калииграфичеких умений у учащихся второго класса с ЗПР.Содержание констатирующего экспериментаВ экспериментальном исследовании принимали участие младшие школьники с задержкой психического развития в возрасте 8-9 лет в количестве 2 человека. Все учащиеся имели нарушение почерка.Для проведения исследования нами был разработан диктант повествовательного текста, соответствующий программным требованиям 2 класса. Система оценки работ заключалась в определении соблюдения требований к каллиграфическому письму: величины букв, правильном соблюдении строки, форм букв и способах их соединения, соблюдении расстояния между буквами, гигиеническим правилам письма.Анализ письменных работ младших школьников позволил выявить следующие типы специфических каллиграфических ошибок:1 - несовпадение надстрочных и подстрочных элементов букв по высоте;2 - несоответствие высоты заглавных и строчных букв по отношению друг к другу;3 - выход за строку;4 - искажение букв и их соединений;5 - несоблюдение расстояния между буквами;6 — неравномерное распределение слов на строке;7 — разнонаправленность наклона;8 — выход за пределы полей;9 - неопрятность и небрежность выполнения работы.Результаты были обработаны, интерпретированы и приведены в п.2.2.2.2. Характеристика актуального уровня развития учеников экспериментального классаХарактеристика сформированности каллиграфических умений учащегося № 1 с ЗПРВ ходе исследоваия было выявлено, что учащийся № 1 имееет почерк, который имеет ряд недостатков, в частности ребенок часто выходит за пределы полей и строк, что выражается в смещении надстрочных и подстрочных элементов. Работу можно охарактеризовать как небрежную. Это объясняется неверным положением руки при письме и излишним нажимом на ручку. Причиной этого есть проблемы и развитостью мелкой моторики рук.Проблемы с расположением руки во время письма приводят к тому, что буквы порой накладываются одна на другую (учащийся № 1 часто пишет просто на месте, не двигая руку для продолжения письма на пустой строке).Среди преимуществ сформированных каллиграфических умений следует отметить то, что все буквы у ребенка соединены, чаще всего они соразмерны, а заглавные буквы выделены. Примечательным стало то, что заглавные буквы в тексте учащегося № 1 являются не только высокими, но и значительно шире обычных букв. Распределение ошибок для учащегося 1 представилено на рис.1.Рис.1. Структура сформированности каллиграфических умений учащегося №1Характеристика сформированности каллиграфических умений учащегося № 2 с ЗПРВ сравнении с учащимся № 1, учащийся №2 допустил большее количество ошибок, что в основном проявлялось в несовпадении надстрочных и подстрочных элементов, что в сочетании с выходом за строку оставлял впечателние деградирующего или волнообразного направления букв. Направление не менялось в ходе написания, так в одном случае слово было так искажено, что начиналось на одной строке, опускалось и далее письмо продолжалось на следующей строке, оставив предыдущую незаполненной. Заглавные буквы были ненамного выше строчных, некоторые буквы (а,е) фактически ложились на бок. В целом написанный текст воспринимался очень тяжело и калииграфическим данное письмо назвать никак нельзя. Распределение ошибок для учащегося 1 представлено на рис.2.Рис.2. Структура сформированности каллиграфических умений учащегося №2Как видно из диаграмм и описания, почерк у исследуемых с ЗПР окончательно несформирован, имеется значительное количество ошибок, которые фактически делают текст нечитабельным. Для коррекции ошибок нами было решено предпринять методику личностно-ориентированных опор, в рамках которых мы описрались на описанную структуру нарушений каллиграфического письма у испытуемых, планируя коррекционную работу в соответствии с выявленными ошибками.2.3. Характеристика программы формирующего экспериментаПрограмму формирующего эксперимента представим следующим образом:Таблица №1 - Содержание формирующего эксперимента по формированию каллиграфическох умений учащихся с ЗПР на осное личностно-ориентированных опор№Тема занятийКоррекционные упражнения для учащегося №1Коррекционные упражнения для учащегося №21Рисуем палочкиСкорректировать движения рук и чрезмерный нажим на ручку с помощью упражнений:Мягче мягкогоМашина по строкеПлети косичкуРазработка мелкой моторики, в основном хватательных функций и гибкости пальцев, которая выполнялась в виде лепки из пластелина и занятий с рельефными предметами2Наклонные палочки по образцуУсовершенствование навыков рисования наклонных палочек, рисование наклонных клеточек и многоквартирного дома для букв.Рисование по шаблону:ребенку предлагались для обведения квадрат и треугольник в качестве образцов для определения наклона, далее ребенок продолжал придерживаться наклона, в случае необходимости пользуясь образцом.3Круги на строке (знакомство с овалом и полуовалом)Для работы ребенку выдавалась доска-трафарет с выдавленными буквами, которые необходимо обводить, особое внимание уделялось овалам и полуовалам.Аналогично4Узоры из наклонных палочекЗадания по приспособлению наклона для воссоздания узоров-образцовРазработка совместно с педагогом узоров-образцов5Закругляем палочки (линия с петлей)Для работы ребенку выдавалась доска-трафарет с выдавленными буквами, которые необходимо обводить, особое внимание уделялось линиям с петлей. После работы, в отличие от предыдущего занятия была проведена игра помощь, где у элемента «линия с петлей» не хватало деталей, их необходимо было воссоздатьКорректировка опускания написанного на строке. Выполнение упражнений по шаблону «Солнце»6Крючкообразные элементыДля работы ребенку выдавалась доска-трафарет с выдавленными буквами, которые необходимо обводить, особое внимание уделялось крючкам. Дидактическая игра «Рыбалка»Для работы ребенку выдавалась доска-трафарет с выдавленными буквами, которые необходимо обводить, особое внимание уделялось крючкам.Акцент на правильном расположении руки и аккуратном, чистом письме.7Отработка элементов для букв о, а, и др, основанных на овалеИгра «Название корабля», «Лифт», суть которых сводилась к поиску овалов и операций с нимиОбведение трафаретов, работа с дидактическими материалами с окошками8Отработка элементов для букв, основанных на плавных линиях (к примеру, г)Дидактическая игра «Морские волны», обучение соответствию букв по размеру (волна большая и маленькая)Дидактическая игра «Морские волны», задание «Волн нет» по коррекции волнообразного написания9Рисуем буквы над и под отработка надстрочных и подстрочных элементов для букв (к примеру, б и д)Дидактическая игра «Половинки» с зеркальным отражением букв через строкуДидактическая игра «Половинки». Составление буквы из небольших сегментов паззла на строке10Соединение букв а-еОтработка соединений по трафаретам, игра «Роспись»Отработка движений рук при написании, писание букв в воздуже 11Соединение букв б-аИгра «На что похоже» и «Как сделаем», на котором буквы соединялись и образовали рисунок-машина, цепочка. Отработка движений рук при написании, собери букву12Соединение букв г-аДидактическая игра «рисуем плавно», рисование пальцами в воздухеОтработка движений рук при написании, игра «Как рыба в воде»13Каллиграфия м и лИгра «Половинки» на отработку элементов букв14Каллиграфия и, шИгра «Ямки», игра «Много-мало», работа по трафаретуИгра «Огород» и «Шляпки» по опознанию элементов букв15Каллиграфия ф и жИгра «Набор» на сбор букв из форагментовИгра «Набор»16Каллиграфический марафон «на что похоже»Разглядывали рисунки из букв, находили их на рисункеДидактическая игра «Что неверно» на поиск несоответствия размера и направления письма17Узоры из букв (пишем слова)Игра «Вуаля» на соединение буквИгра «Кружим, кружим» на повтор соединения букв 18Далеко и близко (о расстоянии между словами)Игра «Паровозик», где с помощью шаблона детям необходимо было установить расстояние между словамиИгра «Остановка», где слово – это автобус, который предстояло остановить, чтоб все другие машины вместились19За линию никакУчащемусядополнительно выделялись линии, чтоб скорректировать размер букв и выровнять ихУчащемуся чертилась линия, позволяющая соблюдать направление написания слов . Дидактическая игра «пояс»20Повторение каллиграфии пройденных буквИгра «я пишу красиво»Игра «Я пишу красиво»ЗаключениеВ данной время наиболее актуальной является проблема обучения младших школьников каллиграфически правильного письма. Актуальность данной проблемы обусловлена ​​прежде всего тем, что в последние десятилетия большинство младших школьников проводит время за компьютерами. А не по книжкам и тетрадями. Учащиеся разрабатывают моторику руки, не умеют координировать свои движения при письме. При поступлении ребенка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешности обучения во многом зависит от его готовности к новым для него учебной нагрузкой. Поэтому при обучении детей письму должны учитывать индивидуально - психологические особенности каждого ученика.Формирование навыков красивого, правильного каллиграфического письма - это одна из основных проблем начальной школы, потому что почерк - это душа человека, его лицо. Сделаем так, чтобы и душа, и помыслы, и почерк были красивыми, а это будет наслаждение для других - читателей, потому что еще, не жалко, часто встречаются в школьной практике ученики с плохими почерками и это прежде всего вина учителя начальных классов, не сумел привить любовь к письму. Ведь написано с любовью и читается с любовью.Необходимо стремиться, чтобы письмо младших школьников было опрятным, разборчивым. Правильное, грамотное и аккуратное выполнение письменных заданий приучает ученика к систематическому труду, формирует уважение к ней, привычку к чистоте, опрятности и порядку. В педагогической литературе раскрывается сущность, содержание и функциональные технологии характеристики личностно-ориентированного образования учащихся начальной школы. Назначение личностно-ориентированного подхода к образованию заключается в том, чтобы способствовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности. Личностно-ориентированный подход к образованию детей с задержкой психического развития должна строиться по тем же принципам. Итак, учитель школы интенсивной педагогической коррекции признает ценными не желание достичь определенной нормы в образовании ребенка, а динамику положительных изменений в личности ребенка и стремление к ним. Норма же рассматривается лишь как промежуточная, а не конечная цель образовательного процесса. Именно потому метод использования личностно-ориентированных опор столь ценен в коррекционной педагогике.По результатам иссследования нами быявлены многочисленные калиграфические ошибки в написании букв и слов детьми с ЗПР и виявлена их индивидкальная структура для реализации метода личностно-ориентированных опор. С его помощью было разработано содержание программы, позволяющее скорректировать выявленные нарушения в каллиграфических навках детей с ЗПР.Список использованной литературыАгаркова Н.Г. Конструирование букв - ведущий прием в обучении шестилетних детей письму// Начальная школа. - 1989. - №12. - с.55.Агаркова Н.Г. Графический навык. Каллиграфический навык. (Программа для начальной школы)// Начальная школа. - 1994. -№7.Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. - 1999. - №4.Агаркова Н.Г. Русская графика: Книга для учителя / Н.Г.Агаркова, - М.: Дрофа. 2000.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. - 125 с.Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский ; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев. А. М. Моисеев ; авт. коммент. А. М. Моисеев] ; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. – 558Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю, К. Бабанский.- М.: Просвещение, 1985. 208 сБуковцова Н. И., Елянюшкина О. В. Формирование каллиграфических умений при нарушениях почерка у младших школьников с задержкой психического развития // СНВ. 2015. №4 (13) С.127-132.Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1967. – 207 с.Волкова Г.А. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей. – М.: Школа – Пресс, 1994. – 144 с.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.-144 сВолоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2001. 106 с.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.Гуревич, М.О., Психомоторика / М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий, М.-Л., 2007, с. 72-87Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.Детская патопсихология [Текст] : хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2004.Дмитриев, А.А. Специальная (коррекционная) педагогика [Текст]: учеб. пособие. – М.:Высшая шк. 2010. – 295 с.Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. - М.: Просвещение, 1987. - 124 с, с.23Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: пособие для учителей четырехлет. нач. шк. М.: Просвещение, 2005, 238 с.Занков Л.В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды. - М., 1990.-часть 1, гл. 3Илюхина В.А. Новые подходы к формированию графических навыков. Письмо «с секретом» // Начальная школа, 1999, №10. С. 19-23Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. 1999, №8. С. 12-17.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Под ред. Б.П. Пузанова. – М. : Владос, 1999. – 420 с.Кудреватова Л.И. Типичные каллиграфические ошибки и их исправления // Начальная школа. — 1995. №3. с.81.Логинова П.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Уч. пособие / Под ред. Л.С.Волковой - С-Пб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, - 2004Марковская И. Ф, Задержка психического развития: клиническая и нейропсихическая диагностика. — М., 1993. 18-22 стрОсновная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд.. персраб. — М. : Просвещение. 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ Под ред. О.Б. Иншаковой. М.: Московский психолого - социальный институт. Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. 287 с.Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М.: Просвещение, 2010. 87 с.Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа. 1999. №5. С. 21-25.Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб.: Речь, 2003. 347 с.Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород: НГПУ, 1994.Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа. 2007, №7. С. 13-18.Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа,1999, №1. С. 16-19.

Список использованной литературы

1. Агаркова Н.Г. Конструирование букв - ведущий прием в обучении шестилетних детей письму// Начальная школа. - 1989. - №12. - с.55.
2. Агаркова Н.Г. Графический навык. Каллиграфический навык. (Программа для начальной школы)// Начальная школа. - 1994. -№7.
3. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. - 1999. - №4.
4. Агаркова Н.Г. Русская графика: Книга для учителя / Н.Г.Агаркова, - М.: Дрофа. 2000.
5. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. - 125 с.
6. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский ; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев. А. М. Моисеев ; авт. коммент. А. М. Моисеев] ; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. – 558
7. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю, К. Бабанский.- М.: Просвещение, 1985. 208 с
8. Буковцова Н. И., Елянюшкина О. В. Формирование каллиграфических умений при нарушениях почерка у младших школьников с задержкой психического развития // СНВ. 2015. №4 (13) С.127-132.
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1967. – 207 с.
10. Волкова Г.А. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей. – М.: Школа – Пресс, 1994. – 144 с. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.-144 с
11. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2001. 106 с.
12. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
13. Гуревич, М.О., Психомоторика / М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий, М.-Л., 2007, с. 72-87
14. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.
15. Детская патопсихология [Текст] : хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2004.
16. Дмитриев, А.А. Специальная (коррекционная) педагогика [Текст]: учеб. пособие. – М.:Высшая шк. 2010. – 295 с.
17. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. - М.: Просвещение, 1987. - 124 с, с.23
18. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: пособие для учителей четырехлет. нач. шк. М.: Про¬свещение, 2005, 238 с.
19. Занков Л.В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды. - М., 1990.-часть 1, гл. 3
20. Илюхина В.А. Новые подходы к формированию графических навыков. Письмо «с секретом» // На¬чальная школа, 1999, №10. С. 19-23
21. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. 1999, №8. С. 12-17.
22. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Под ред. Б.П. Пузанова. – М. : Владос, 1999. – 420 с.
23. Кудреватова Л.И. Типичные каллиграфические ошибки и их исправления // Начальная школа. — 1995. №3. с.81.
24. Логинова П.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Уч. пособие / Под ред. Л.С.Волковой - С-Пб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, - 2004
25. Марковская И. Ф, Задержка психического развития: клиническая и нейропсихическая диагностика. — М., 1993. 18-22 стр
26. Основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд.. персраб. — М. : Просвещение. 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
27. Письмо и чтение: трудности обучения и кор¬рекция: Учебное пособие/ Под ред. О.Б. Иншаковой. М.: Московский психолого - социальный институт. Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. 287 с.
28. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М.: Просвещение, 2010. 87 с.
29. Прохорова Е.В. Трудности у младших школь¬ников на уроках письма // Начальная школа. 1999. №5. С. 21-25.
30. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студен¬тов факультетов психологии. СПб.: Речь, 2003. 347 с.
31. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород: НГПУ, 1994.
32. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа. 2007, №7. С. 13-18.
33. Шевелева О.П. Формирование навыка чисто¬писания у младших школьников // Начальная школа,1999, №1. С. 16-19.


Совершенствование навыка чтения учащихся с задержкой психического развития















Совершенствование навыка чтения учащихся с задержкой психического развития.


Выполнил: пахомова Любовь Вениаминовна

учитель начальных классов МОУ &';СОШ № 1, Лысково

I.   Блок прогностическое обоснование проекта

1)   Характеристика исходной ситуации, определившей необходимость проекта

В процессе реализации школьной реформы стало очевидным, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников.

Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, их чтение вслух технически совершенным, невыразительно. Почему они с трудом понимают и запоминают условие математической задачи, грамматическое правило; трудно выделить главное в учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

Есть ряд причин, в том числе и социальных: снижение интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения и т. д. Однако главной причиной такого явления все-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленной подготовки навыка беглого, сознательного и выразительного чтения.

- Я в курс обучения в 2 класса, по специальной (коррекционной) программе VII вида. Дети с задержкой психического развития (ЗПР). Класс был сформирован в 2009 году. Все дети, направленные психолого-медико-педагогической комиссией. 7 человек из 11 не усвоили знания и умения в объеме требований программы 1 класса и переведены в связи с этим во 2 класс КРС (Коррекционно-развивающего сопровождения).

Актуальность совершенствования навыка чтения учащихся ЗПР состоит в следующем:

· чтение – один из основных способов приобретения информации и овладение навыком полноценного чтения является для учащихся имеет важное значение для успешного обучения в школе по всем предметам;

· как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для формирования ключевых компетенций у учащихся;

· преждевременное использование работы с текстом на учебных навык чтения и раннее переключение навыка чтения с предмета на средство обучения тормозят нормальное развитие чтения как потребителя, деятельности;

· одним из вариантов повышения качества обучения чтению в начальной школе направлена на управление формирование навыков чтения.