Использование народной сказки для решения различных задач в ДОУ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Развитие речи
  • 32 32 страницы
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 02.06.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Методологические основы исследования 5
1.1. Требования стандартов ДОУ к решению развивающих и воспитательных задач посредством художественной литературы 5
1.2. Возможности народной сказки для решения педагогических задач 8
1.3. Разновидности сказок. Их характеристика 10
Глава 2. Особенности работы с народной сказкой в ДОУ в контексте решения поставленных задач 14
2.1. Анализ программ ДОУ на предмет включения в их содержание народных сказок 14
2.2. Решение воспитательных задач посредством знакомства с народными сказками 17
2.3. Развитие речевых и мыслительных способностей дошкольника через работу со сказкой 19
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложение 30
Фрагмент для ознакомления

Например, детям предлагается ответить на вопрос, в чем различие между словами «медведь» и «медведище» и «кот» и «котище», в чем оно выражается, почему в сказке медведище и котище, а не медведь и кот. Детей привлекает анализ видеоматериалов с записью ранее воспроизведенных ими пересказов, выполнения элементов психогимнастики по словесной инструкции взрослого. Эта форма работы способствует самоанализу, рефлексии действий, осознанному отношению ребенка к собственной речи. Осознанное отношение к речевым высказываниям, изменение предметной отнесенности слова и его значения определяет строение сознания, способствует возникновению опосредованного речью произвольного действия. В обсуждении видеозаписи ребенок осуществляет самокоррекцию, подбирает наиболее адекватные контексту сказки варианты слов и образных выражений, предлагает новые способы выполнения движений, характеризующих эмоциональное состояние героя. Такой подход расширяет границы возможностей дошкольника, создавая основу для его саморазвития.Ведущая задача на занятии данного этапа работы заключается в активной мобилизации впечатлений познания произведения и творческом воспроизведении литературного образца. Для того чтобы активизировать творческую инициативу детей, их внимание обращается на составление режиссерских дополнений, образно характеризующих литературного героя, соответствующих замыслу произведения, но отсутствующих в его контексте. Испытуемым предлагалось отгадать метафорическую загадку, например, о петухе, подобрать для его описания образную лексику, составить схему образных характеристик героя.Воспитатель загадывает детям загадку:В деревне есть часы такие:Не мертвые, а живые,Ходят без завода,Они птичьего рода.Затем воспитатель задает детям вопросы (Как вы догадались, что эта загадка про петуха? С чем сравнивают петуха в загадке? Почему петуха сравнивают с часами? Какие еще загадки про петуха вы знаете? Вспомните, как говорится о петухе в сказке «Кот, петух и лиса»? и др.). Восприятие сказки в грамзаписи является необходимым для успешного овладения пересказыванием, так как в этом случае дошкольники знакомятся с наилучшими образцами звукового оформления высказывания, интонационно-выразительного исполнения произведения. По мнению Г.Я. Кудриной, условия опосредованного речевого общения, требующие активности мышления, саморегуляции внимания, сформированности навыков слушания затрудняют детям передачу информации [20, с.6]. Именно поэтому целесообразно использовать звукозапись сказки на заключительном этапе работы над произведением, когда дошкольники уже овладели литературным материалом.А логопедами ДОУ №126 комбинированного вида г. Санкт-Петербурга Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской для родителей дошкольников, воспитателей и логопедов дошкольных учреждений были составлены специальные коррекционные сказки. В книге «Логосказки» [4] собраны те произведения, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения способствуют созданию радостного и интересного развивающего общения. Логопеды и воспитатели дошкольных учреждений могут использовать материал этой книги для проведения коррекционных занятий.ЗаключениеВ целом сказки подразделяются по двум основаниям – по авторству и тематике. Если в основе классификации сказок лежит авторство, то среди них выделяют народные и авторские сказки. Если же в основе классификации сказок лежит их тематика, то выделяются следующие виды сказок: сказки о животных; волшебные сказки; бытовые сказки.Посредством сказок ребенок получает не только знания о мире и взаимоотношениях людей, о возникающих проблемах у человека в жизни, но и понимает, что из каждой сложной ситуации всегда есть пути выхода.Сказки расширяют кругозор ребенка, пробуждают у него интерес к жизни и творчеству народа, воспитывают чувство доверия к людям и героям, обладающим положительными качествами.Ребенок черпает знания о мире, о взаимоотношениях людей, препятствиях и проблемах, перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними; также он учится преодолевать трудности, искать союзников и вместе бороться за восстановление справедливости, верить в силу добра и любви.Эффективность образовательной работы немало зависит от того как воспитатель умело использует педагогические традиции народа, в которых, что является немаловажным, воспитание и обучение осуществляется в гармоничном единстве. Сказка и выступает одной из народных форм обучения и воспитания детей.Работа со сказкой должна иметь целеполагающий характер, то есть выбор сказки, формы работы зависят напрямую от конкретных задач (обучающих, воспитательных), которые решает педагог в каждом конкретном случае.Традиции отечественного воспитания и образования богаты методами, которые можно использовать при работе с детьми дошкольного возраста. Выбирать необходимо те, которые соответствуют Федеральным государственным образовательным стандартам, целям и задачам программы, которая реализуется в детском саду, а также индивидуальным особенностям детей в группе. Учитывать необходимо не только ограниченные возможности здоровья, речевые нарушения, но и наклонности детей. Тогда работа будет наиболее плодотворной и эффективной. В курсовой работе была рассмотрена специфика применения сказок в ДОУ на основе ФГОС и современных образовательных программ, а также в практике работы в детском саду.Цель и задачи курсовой работы выполнены.Список использованной литературыАлексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.Аникин В.П. Русская народная сказка. - М.: Просвещение, 1977. - 208 с.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная пресса, 2003. – 144 с.Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. – Спб.: КАРО, 2002. – 128 с.Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста. – М.: Детство-пресс, 2017. – 112 с.Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 156 с.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 124.Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием литературе. - М.:АРКТИ, 2002. -144с.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – Изд. 3-е, перераб. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 256 с.Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Психология дошкольника. Хрестоматия. Сост. Г. А. Урунтаева. -М.: Педагогика, 1998.- 138 с.Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошкольное воспитание. – 1948. – №9.Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 5. – С. 28-35.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Волшебный источник творчества сказкотерапии: вестн. психосоциал. и коррекц. реабилитац. работы / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М., 1997. - 349 с.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практимум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006. – 310 с.Ивановская О.Г. Сказка как средство развития речи младших школьников с речевыми нарушениями [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/2(19)/ivanovskaya__19_101_105.pdf (дата обращения 12.04.2017).Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.Кабланова Т.П. Сказка как средство развития связной речи. Из опыта работы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/02/07/iz-opyta-raboty-skazka-kak-sredstvo-razvitiya-svyaznoy-rechi (дата обращения 11.04.2017).Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с..Кудрина Г.Я. Зависимость пересказа текста от условий его восприятия в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1982. – 32 с.Куликовская Т.А. Сказки – пересказки. Обучение дошкольников пересказу. – М.: Детство, пресс, 2011. – 80 с.Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. - Спб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009 г. - 175 с.Погосова Н. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь, 2008. – 208 с.Померанцева Э.В. Судьба русской сказки. – М.: Наука, 1979. – 220 с.Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – Изд. 6-е, испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 208 с.Пропп В. Я. Русская сказка. - М.: Лабиринт, 2000. - 416 с.Расскажи мне сказку. Сост. Э. И. Иванова. - М.: Изд. «Просвещение», 1993. -464 с.Родионова Г.С Развитие творческого воображения дошкольников с недоразвитием речи в ходе работы со сказкой // Психология обучения. - 2011. - №8. - С 30-38.Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 1999.-560с.Сказка как источник творчества детей. Науч. рук. Ю. А. Лебедев. - М.: Просвещение, 2001. - 235 с.Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / Сост. Л.Г. Бараг. – М.: Наука, 1979. – 46 с.Тудоровская Е.А. О классификации волшебных сказок // Советская этнография. – 1965. – №2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Российская газета. – Вып. 6241. – 2013. – 25 октября.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Ярославль: ГЦРО, 2011. – 108 с.ПриложениеФрагмент беседы с детьми после прочтениянародной сказки «Лиса и кот».Воспитатель: Как вы думаете, если волк и медведь большие и сильные, то почему они так испугались маленького кота? (потому что их лиса напугала тем, что кот – над всеми зверями начальник; потому что кот набросился неожиданно на волка и медведя).А какая пословица очень точно испуг волка и медведя? (У страха глаза велики)Какое главное качество лисы в этой сказке? А в других сказках? (Хитрость, ум, смекалка)Как разговаривает лиса с волком – вежливо/невежливо, заносчиво, пренебрежительно, снисходительно? (Невежливо, заносчиво).Фрагмент беседы и театрализации с детьми после прочтениянародной сказки «Репка».Воспитатель: Давайте попробуем сыграть сказку, которую мы сейчас вместе прочитали.Распределение ролей. Ребенка – репку усаживают на стульчик в центр группы, остальные персонажи по очереди подходят, берут за руку репку, «пытаются» ее вытянуть. На словах «Вытянули репку!» ребенок – репка встает со стула. Можно обыграть сказку несколько раз с разными детьми. Также удобно использовать маски при наличии их в группе, или перчаточные куклы.Воспитатель: давайте вспомним, в какой последовательности наши герои пытались вытянуть репку (дедка – бабка – внучка – Жучка- кошка Машка – мышка).Воспитатель: а как вы думаете, одна маленькая мышка смогла бы вытянуть репку?Дети: нет!Воспитатель: а почему?Дети: она маленькая.Воспитатель: а почему в сказке после прихода мышки получилось вытянуть репку?Дети: потому что тянули все вместе.Воспитатель: правильно, если тянуть всем вместе, то можно вытянуть даже большую – пребольшую репку. И вместе сделать важное дело тоже гораздо проще, чем по одному.Совместная творческая деятельности по мотивам сказки репка.Фрагмент беседы с детьми старшего дошкольного возраста после прочтения народной сказки «Морозко».Воспитатель: как вы думаете, о чем нам хочет поведать эта сказка?Дети: о двух сестрах, доброй и злой.Воспитатель: верно. Одну сестру Морозко наградил, а другую наказал. А почему одна сестра была хорошей, а другая плохой? Как вы это поняли?Дети: одна любила трудиться, а другая нет. Одна была вежливой, а другая нет. Воспитатель: а вы всегда стараетесь быть вежливыми?Дети: да!Воспитатель: правильно, не важно, где вы находитесь – дома или в детском саду, на прогулке или в гостях: ваша доброта, вежливость всегда должна быть с вами. Фрагмент беседы с детьми подготовительной группы после прочтения сказки «Кот в сапогах».Воспитатель: мы прочитали с вами сказку, стараясь запомнить ее и рассказать по цепочке. Начнем.Дети по цепочке рассказывают сказку, воспитатель подсказывает опорные слова.Воспитатель: хорошо, вы прекрасно справились с заданием. Давайте подумаем, а какое отношение имеет к этой сказки русская пословица «Чужими руками хорошо жар загребать».(пословица говорит о том, что легко, когда кто-то другой делает за тебя трудную работу.Как кот сделал за своего хозяина).Воспитатель: а вы бы хотели быть похожими на кота? Почему?(кот изворотлив, и стремится к цели – это его хорошие качества.Но при этом он обманывает, вводит в заблуждение – это плохие качества).Воспитатель: давайте придумаем своей конец сказки:Трагический (гибель кота).Смешной (все случилось не так, как в сказке Шарля Перро.Кот сам оказался обманут, у него отобрали сапоги).

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.
2. Аникин В.П. Русская народная сказка. - М.: Просвещение, 1977. - 208 с.
3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная пресса, 2003. – 144 с.
4. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. – Спб.: КАРО, 2002. – 128 с.
5. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста. – М.: Детство-пресс, 2017. – 112 с.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
7. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 156 с.
8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 124.
9. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием литературе. - М.:АРКТИ, 2002. -144с.
10. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – Изд. 3-е, перераб. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 256 с.
11. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Психология дошкольника. Хрестоматия. Сост. Г. А. Урунтаева. -М.: Педагогика, 1998.- 138 с.
12. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошкольное воспитание. – 1948. – №9.
13. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 5. – С. 28-35.
14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Волшебный источник творчества сказкотерапии: вестн. психосоциал. и коррекц. реабилитац. работы / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М., 1997. - 349 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практимум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006. – 310 с.
16. Ивановская О.Г. Сказка как средство развития речи младших школьников с речевыми нарушениями [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/2(19)/ivanovskaya__19_101_105.pdf (дата обращения 12.04.2017).
17. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
18. Кабланова Т.П. Сказка как средство развития связной речи. Из опыта работы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/02/07/iz-opyta-raboty-skazka-kak-sredstvo-razvitiya-svyaznoy-rechi (дата обращения 11.04.2017).
19. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с..
20. Кудрина Г.Я. Зависимость пересказа текста от условий его восприятия в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1982. – 32 с.
21. Куликовская Т.А. Сказки – пересказки. Обучение дошкольников пересказу. – М.: Детство, пресс, 2011. – 80 с.
22. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. - Спб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009 г. - 175 с.
23. Погосова Н. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь, 2008. – 208 с.
24. Померанцева Э.В. Судьба русской сказки. – М.: Наука, 1979. – 220 с.
25. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – Изд. 6-е, испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 208 с.
26. Пропп В. Я. Русская сказка. - М.: Лабиринт, 2000. - 416 с.
27. Расскажи мне сказку. Сост. Э. И. Иванова. - М.: Изд. «Просвещение», 1993. -464 с.
28. Родионова Г.С Развитие творческого воображения дошкольников с недоразвитием речи в ходе работы со сказкой // Психология обучения. - 2011. - №8. - С 30-38.
29. Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 1999.-560с.
30. Сказка как источник творчества детей. Науч. рук. Ю. А. Лебедев. - М.: Просвещение, 2001. - 235 с.
31. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / Сост. Л.Г. Бараг. – М.: Наука, 1979. – 46 с.
32. Тудоровская Е.А. О классификации волшебных сказок // Советская этнография. – 1965. – №2.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Российская газета. – Вып. 6241. – 2013. – 25 октября.
34. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Ярославль: ГЦРО, 2011. – 108 с.

Вопрос-ответ:

Каким образом народная сказка может помочь в решении различных задач в ДОУ?

Народная сказка является мощным инструментом развития и воспитания детей, так как она содержит в себе множество ценностей и уроков. С помощью сказки можно развивать у детей логическое мышление, эмоциональную сферу, коммуникативные навыки. Кроме того, сказка позволяет детям погрузиться в мир фантазии и воображения.

Какие требования стандартов ДОУ предъявляются к использованию художественной литературы для решения развивающих и воспитательных задач?

Стандарты ДОУ требуют, чтобы работа с художественной литературой была основана на выявлении и учете возрастных и индивидуальных особенностей детей. Также важно, чтобы литературные произведения были доступными детям и соответствовали их интересам и потребностям. Кроме того, педагог должен уметь использовать литературу для достижения конкретных воспитательных и развивающих задач.

Какие возможности предоставляет народная сказка для решения педагогических задач в ДОУ?

Народная сказка имеет несколько особенностей, которые позволяют использовать ее для решения различных педагогических задач. Во-первых, сказка является универсальным средством воспитания, так как ее сюжеты и персонажи отражают множество общечеловеческих ценностей и норм поведения. Во-вторых, сказка развивает у детей логическое мышление, память, воображение и креативность. Благодаря этому сказка помогает развивать у детей мышление и способности, необходимые для успешного обучения. Кроме того, сказка способствует развитию эмоциональной сферы, так как она вызывает у детей различные эмоции и чувства.

Какие разновидности сказок существуют и как их можно характеризовать?

Существует несколько разновидностей сказок, каждая из которых имеет свои особенности. Например, народные сказки – это передаваемые из поколения в поколение произведения, которые отражают общечеловеческие ценности и традиции. Художественные сказки – это произведения, созданные конкретным автором с использованием элементов народной сказки. Сказки-символы – это сказки, в которых заложены глубокие символические значения. Сказки-притчи – это сказки, в которых представлены учебные ситуации и нравственные уроки.

Какие требования стандартов ДОУ предъявляются к использованию народной сказки в решении развивающих и воспитательных задач?

Стандарты ДОУ предъявляют требования к использованию народной сказки как средства развития и воспитания детей. Они подчеркивают, что сказка должна быть подобрана с учетом возрастных особенностей детей и направлена на развитие их интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков. Также требуется, чтобы сказка способствовала развитию речи, фантазии и воображения, формированию позитивной мотивации к обучению и взаимодействию с окружающим миром.

Какие возможности предоставляет народная сказка для решения педагогических задач в ДОУ?

Народная сказка предоставляет широкий спектр возможностей для решения педагогических задач в ДОУ. Она может использоваться для развития речи и логического мышления у детей, формирования ценностных ориентаций, эмоционально-нравственного развития, развития воображения, познавательных и коммуникативных навыков. Сказка также способствует формированию культуры чтения, позволяет воспитывать у детей интерес к книгам и чтению, а также помогает развивать творческое мышление и фантазию.

Какие разновидности сказок существуют и как их можно характеризовать?

Существует несколько разновидностей сказок, например, народные сказки, авторские сказки, былинные сказки, волшебные сказки и т.д. Народные сказки передаются из поколения в поколение и являются народной мудростью. Авторские сказки создаются отдельными авторами и могут иметь глубокий смысл. Былинные сказки рассказывают о подвигах героев и становлении народа. Волшебные сказки характеризуются наличием волшебных событий и фантастических персонажей. Каждая разновидность сказок имеет свои особенности и может использоваться для решения различных педагогических задач.

На что направлена статья "Использование народной сказки для решения различных задач в ДОУ"?

Статья направлена на исследование возможностей использования народной сказки для решения различных задач в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Какие требования стандартов ДОУ описывают использование художественной литературы для развития и воспитания?

Стандарты ДОУ требуют использования художественной литературы для решения развивающих и воспитательных задач, таких как развитие речи, воображения, эстетических представлений и нравственных качеств у детей.

Какие возможности предлагает народная сказка для решения педагогических задач в ДОУ?

Народная сказка имеет широкий спектр возможностей для решения педагогических задач. Она может помочь развивать речь, воображение, эмоциональную сферу, моральные ценности, а также формировать эстетические представления у детей.