Изучение имени собственного на уроках русского языка в средней школе (на примере кондитерских изделий)
Заказать уникальную дипломную работу- 76 76 страниц
- 82 + 82 источника
- Добавлена 09.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Имена собственные в русском языке и в школьном курсе русского языка 6
1.1. Научное определение и типология имени собственного 6
1.2. Особенности семантики имен собственных 13
1.3. Правописание имен собственных 16
1.4. Содержание изучения имен собственных в средней школе 25
Глава 2. Наименования торговых марок кондитерских изделий 31
2.1. Рекламные названия и основные способы их номинации 31
2.2. Представленность кондитерских изделий в Московской области 35
2.3. Пути номинации кондитерских изделий 38
2.3.1. Семантический анализ 38
2.3.2. Словообразовательный анализ 41
2.3.3. Синтаксический анализ 42
2.3.4. Анализ заимствований 44
Глава 3. Наименования торговых марок кондитерских изделийна уроках русского языка в школе 47
3.1. Методы и принципы изучения имени собственного в школе 47
3.2. Компетенции школьников, развиваемые при изучении имен собственных 51
3.3. Типы упражнений при изучении имени собственного 55
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение 76
Данная особенность позволяет сопоставлять наименования кондитерских изделий с другими именами собственными, а также с именами нарицательными. На основе этого сопоставления отрабатываются различные орфографические правила и развиваются навыки правописания: заглавная буква в имени собственном, написание имен собственных в кавычках и без кавычек, различение имени собственного и нарицательного при помощи контекста и т.д.
Использование упражнений, построенных на наименованиях кондитерских изделий, в единой системе позволило познакомить обучающихся с понятием «имя собственное», сформировать навык по правописанию имен собственных; развить наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и навык самоконтроля у учеников; сформировать произвольность в поведении, а также понимание и способность к выполнению инструкций учителя.
Метод наблюдения над языковым материалом, использованный в обучении, не требует значительных затрат учебного времени, однако он позволяет добиться высоких результатов в таких процессах, как активная интеллектуальная деятельность, оперирование материалом, речевое оформление выводов. Все это способствует сознательному усвоению материала и долгосрочному удержанию его в памяти, а в процессе подачи учебного материала формируется естественная мотивация учебно-научных высказываний, создаются благоприятные условия по формированию умений произведения монологической речи учащимися.
Таким образом, решение поставленных задач и проведенное нами исследование подтвердили гипотезу, выдвинутую нами в начале работы.
Для наилучшего изучения ономастической лексики необходимы соответствующие научно-методические пособия по общей и русской ономастике, ономастические словари (словари личных имен, фамилий, словари географических названий и т. д.). В связи с ростом количества исследований представляется необходимой подготовка словаря-справочника современной ономастической терминологии.
Специфика языкового материала, используемого нами в качестве основы, его доступность для выборки дают возможность использовать самостоятельные формы работы учащихся при изучении имен собственных. Данное направление работы может стать перспективой нашего исследования и стать основой для разработки урока с использованием технологий развития критического мышления школьников или урока, основанного на проектной методике.
Спасибо за внимание!
1
1
1. 2012а – Программа по русскому языку. 5-9 классы[Текст] / Авторы: В. В. Бабайцева– редактор, А. Ю. Купалова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Л. Д. Чеснокова. – М.: «Дрофа», 2012.
2. Бабайцева 2012б – Бабайцева, В. В. Программа для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка. 5-9 классы[Текст] / В. В. Бабайцева. – М.: «Дрофа», 2012.
3. Бабайцева, В. В. Русский язык: практика. Сборник задач и упражнений[Текст] / В. В. Бабайцева: Учебное пособие для 6-7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1996.
4. Баранов 2009 – Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы [Текст] / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М., «Просвещение», 2009 г.
5. Баранов, М. Т. Обучение русскому языку в 6 классах. Методические указания к учебнику[Текст] / М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1990.
6. Ладыженская Т.А., Бараков М.Т. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1994.
7. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1994.
8.
9. Русская грамматика. В 2-х т. – М.: Наука, 1982
10. Русский язык: Учебник для 6 кл.: Давидюк Л.В., Быкова Е.И., Кошкина Ж.А., Стативка В.И. К.: ОсвітаУкраїни, 2006.
11. Грамматика русского языка. Т. I. Фонетика и морфология. – М.: Изд. АН СССР, 1952 – 720 с.
12. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение, 1997.
13. Азнабаева, А. Ф. Современное состояние и тенденции имянаречения в полиэтническом социуме: На материале русского, башкирского, татарского и немецкого языков [Текст] / А. Ф. Азнабаева: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.20. – Уфа, 2006. – 190 с.
14. Альберт Х. Трактат о критическом разум/ Пер с нем. — М.: Едиториал УРСС, 2003.
15. Баранов, М. Т. и др. Методика преподавания русского языка[Текст] / М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1990.
16. Баранов, М. Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку [Текст] / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. 1981. № 3. С. 14-18.
17. Белецкий, А.А.Лексикология и теория языкознания: (Ономастика)[Текст] / А. А. Белецкий. –Киев: Изд-во Киев.ун-та, 1972. – 209 с.
18. Бондалетов, В.Д. Русская ономастика[Текст] /В.Д. Бондалетов. – М.: Просвещение, 1983. – 224с.
19. Быстрова, Е. А., Львова, С. И., Капинос, В. И., Разумовская М. М., Гостева Ю. Н., Цыбулько И. П. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов[Текст] / Е. А. Быстрова и др. – М., 2004.
20. Васильева, Н. В. Собственное имя в мире текста[Текст] /Н.В.Васильева. – Изд. 2-е испр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 223 с.
21. Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.
22. Волков Е.В. Развитие критического мышления: Опыт неспортивного, но здорового и полезного ориентирования в реальности и в себе // Тренинг, 2005.
23. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.-139 с.
24. Горбаневский М. В. В мире имен и названий. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – М.: Знание, 1987. – 208 с.
25. Горелик Д. Е. К изучению топонимов и антропонимов в фольклоре Поволжья // Ономастика Поволжья.2. Горький, 1971. – С.331-335
26. Гришина И. И. Знаковая природа имени собственного в авторской волшебной сказке // ФН. – 2011. – № 1. – С. 1-63.
27. Гришина И. И. О двух подходах к интерпретации имени собственного // ФН. – 2010. – № 1. – Ч. 1. – С. 7-80.
28. Данилина Е.Ф. К вопросу о лексическом значении личных имен // Лексика и словообразование русского языка. Пенза, 1972. – 121 с.
29. Донская Т. К. Принципы развивающего обучения русскому языку: Учебное пособие к спецкурсу. – Л., 1985.
30. Ермолович Д.И. Имена собственные на стыке языков и культур. М.: Р. Валент, 2001.-200 с.
31. Ермолович, Д.И. Имена собственные: теория и практика межъязыковой передачи/ Д.И.Ермолович. – М.: Р. Валент, 2005. – 416 с.
32. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.
33. Захарченко Е. Г. Особенности семантики пословичных собственных имен // Семантика языковых единиц. Доклады V Международной конференции. Т.1. – М., 1996. – С.138-139.
34. Иванцова Е. В. Семантическая трансформация имени собственного в лексике и фразеологии современного русского языка // Семантика языковых единиц. Доклады V Международной конференции. Т.1. – М., 1996. – С.141-143.
35. Калашова А. С. Лингвопрагматические особенности референции имен собственных в политическом дискурсе // ФН. – 2013. – № 5. – Ч. 2. – С. 94-98.
36. Карташова В. Н. Формирование лингвогуманитарной культуры учителя в сфере раннего иноязычного образования: Монография. – М.: Прометей, МПГУ, 2002. – 287 с.
37. Клушина Н.И. Имя собственное на газетной полосе // Русская речь. – 2002. – № 1
38. Книжникова, З. О. Грамматическая характеристика имен собственных (лингвокультурологический аспект) // Устойчивые фразы в парадигмах науки: Материалы Международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Владимира Леонидовича Архангельского. ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого». – Омск: С-Принт, 2015. – С. 377-381.
39. Косолапкова А.А. Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи // Совершенствование методов обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1981. С. 55 – 60.
40. Кострица Ю.А. Исторический аспект развития теории имени собственного // Альманах современной науки и образования. – 2010. – № 7 – С. 186-188.
41. Крюкова И.В. Рекламное имя: рождение, узуализация, восприятие: Учеб.пособие по спецкурс. Волгоград: Перемена, 2003.
42. Лукин В. А. Имя собственное – ключ к истолкованию текста (Анализ повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего") // РЯШ. – 1996. – № 1. – С.63-69.
43. Лыков А.Г., Чабанец Т.А. Русское личное имя собственное // Филологические науки. – 1999. – № 1
44. Мазилова А.Ю. Лингвистические основы построения вербальных товарных знаков // Ярославль: Культура, литература, язык. – 2005., с. 279
45. Михайлова В.Н. Словообразовательная специфика собственного имени в художественной речи.//Русское языкознание, Вып. 13. Киев, 1986. -120 с.
46. Молибога Г. Л. Цветообозначения, образованные от имен собственных // ФН. – 2012. – № 7. – Ч. 2. – С. 130-134.
47. Никонов В. А. На пути к теории собственных имен // Конференция по топонимике Северо-Западной зоны СССР: тез.докл. и сообщений. – Рига, 1966. – С. 12-13.
48. Никонов В.А. Этнография и ономастика (на материале Украины). – Советская Этнография. 1971, № 5, с. 25-36.
49. Новичихина, М. Е. Теоретические проблемы исследования эффективности коммерческой номинации : диссертация ... доктора филологических наук : 10.02.19. – Воронеж, 2004. – 351 с.
50. Откупщиков Ю.В. Очерки по этимологии. СПб., 2001, с. 6–68
51. Паршина Е.О. Имена собственные в функции нарицательных как средства оценочной категоризации // ФН. – 2012. – № 7. – Ч. 1. – С. 159-162.
52. Пирогова Ю.К. Речевое воздействие и игровые приёмы в рекламе // Рекламный текст: Семиотика и лингвистика. М.: Изд. Дом Гребенникова, 2000. – С. 167-190.
53. Поль Р.У. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире. 1990.
54. Раевская О.В. К вопросу об ономасиологических категориях // Филологические науки. – 1999. – № 1.
55. Разумовская 2012 – РазумовскаяМ. М., КапиносВ. И., ЛьвоваС. И., БогдановаГ. А., ЛьвовВ. В. Программа по русскому языку. 5-9 классы. – М.: «Дрофа», 2012.
56. Розенталь 1971 – Современный русский язык / Под ред. Д. Э. Розенталя. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. – 636 с.
57. Руденко Д. И. Собственные имена в контексте современных теорий референции // ВЯ. – 1988. – № 3. – С.55-68
58. Светозарова, Н.Д. Фонетические особенности русских антропонимов. – Фонетика сегодня 2010. Институт русского языка. С. 113-115.
59. Соков, А. А.Никоним в виртуальном дискурсе: лингвопрагматический аспект: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01. – Владимир, 2014. – 169 с.
60. Степанова М. А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие (2003) // «Вопросы психологии».
61. Суперанская A.B. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973. – 368 с.
62. Суперанская А. В. Калакуцкая Л. П.Фамилии. Имена. Отчества. Написание и склонение // ВЯ. – 1995. – № 3. – С.150-152.
63. Тарасов, Д. Я. Социально-философский анализ феномена имени в российской культуре : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Тарасов Дмитрий Яковлевич; [Место защиты: Твер. гос. ун-т]. – Тверь, 2007. – 18 с.
64. Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (под ред. Сабаткоева Р. Б.), Дейкина А. Д., Воителева Т. М., Архипова Е. В. и др. – М., 2005.
65. Терентьев, Е. А. Теоретико-методологическая концептуализация топонимических практик : на примере Москвы и Санкт-Петербурга : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / Терентьев Евгений Андреевич; [Место защиты: Нац. исслед. ун-т "Высш. шк. экономики"]. – Москва, 2016. – 29 с.
66. Топоров В.Н. Об одном способе сохранения традиции во времени: имя собственное в мифопоэтическом аспекте // Этнография имен / отв. ред. В. А. Никонов, Г. Г. Стратанович. – М., 1971. – 262 с.
67. Тростенцова Л.А. Изучение морфологии как процесс // Русский язык в школе, 1986. № 3.
68. Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973.
69. Формановская Н. И. Имя человека в аспекте «Язык и культура» // Слово и текст в диалоге культур. – М., 2000. – с. 279-293.
70. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под редакцией А.Г. Асмолова/ – М.: Просвещение, 2013.
71. Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 1996.
72. Хуторской А. В. Современная дидактика. – СПб., 2001.
73. Черняева В. М. Собственные имена в революционно-демократической стихотворной сатире 60-х годов XIX века // Ономастика Поволжья.2. Горький, 1971. – С.315-318
74. Шарашова М. К. Изучение собственных имен в лингвистике // Вопросы лексики и грамматики русского языка / Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. – № 264. – М., 1967. – С.14-26.
75. Шарашова М. К. О значении собственных имен // Семантика языковых единиц. Доклады V Международной конференции. Т.1. – М., 1996. – С.118-120.
76. Шахнарович, А. М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе / А. М. Шахнарович, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М.: Либроком, 2009. – 328 с.
77. Ширяева Е.Ф. Имя собственное с относительной единичностью в названиях предметов одежды // ФН. – 2013. – № 11. – Ч. 1. – С. 206-208.
78. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.: Интор, 2012. – 112с.
79. Яковлева О.Е.Семиотические типы прагмонимов современного русского языка (на материале номинации продуктов питания): автореф. дис. ...канд. филол. Наук.-Новосибирск.2006
80. Ян Ке. Окказионализмы, образованные на основе собственных имен, и их лингвокультурная ценность // ФН. – 2008. – № 1. – Ч. 2. – С. 66-168.
81. Янко-Триницкая Н. А. О некоторых особенностях имен собственных // Уч. зап. МГПИ им. В. П. Потемкина, т. XLII, вып. 4. – М., 1957.
82. Яровая Т. Ю. Личные собственные имена в дореволюционном творчестве И. А. Бунина: отбор и использование: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Воронеж, 2000. – 23 с.
Вопрос-ответ:
Как можно изучать имена собственные на уроках русского языка в средней школе?
Имена собственные можно изучать на уроках русского языка в средней школе путем анализа и изучения кондитерских изделий. Преподаватель может предложить учащимся провести исследование различных имён собственных, относящихся к кондитерским изделиям, и обсудить семантику их названий, правила их написания и другие особенности.
Какие особенности семантики имен собственных можно выделить?
Особенности семантики имен собственных заключаются в том, что они обозначают конкретные объекты, людей, места или события. Они несут с собой определенный смысл и ассоциируются с определенными характеристиками, историей или атрибутами. Например, имена собственные кондитерских изделий могут передавать информацию о вкусе, форме, составе, происхождении и других особенностях продукта.
Какова типология имён собственных в русском языке?
В русском языке можно выделить несколько типов имён собственных. Во-первых, это имена собственные собственные, они называют конкретные объекты или абстрактные понятия, например, Фанта, Тирамису. Во-вторых, это географические имена собственные, которые обозначают географические места, например, Москва, Санкт-Петербург. И в-третьих, это имена собственные имена собственные людей, которые обозначают отдельных людей или группы людей, например, Иван, Анна.
Какие правила написания имен собственных существуют?
Существует несколько правил написания имен собственных. Во-первых, имена собственные пишутся с заглавной буквы. Во-вторых, в именах собственных используются только буквы русского алфавита, без знаков препинания или цифр. В-третьих, существует правило о сохранении оригинального написания иностранных имен собственных, которые не являются транслитерированными на русский язык. И, наконец, правила написания имен собственных могут быть уникальными для конкретных объектов или персон.
Какие типы имен собственных изучаются на уроках русского языка?
На уроках русского языка изучаются различные типы имен собственных, такие как географические названия, имена людей, имена организаций и др. В конкретной статье рассматриваются имена собственные, связанные с кондитерскими изделиями.
Какие особенности семантики имеют имена собственные?
Имена собственные имеют ряд особенностей в семантике. Они обозначают конкретные объекты или сущности и имеют индивидуальное значение. Кроме того, они могут быть географическими названиями, именами людей, названиями организаций и т. д.
Как правильно писать имена собственные?
Правописание имен собственных имеет свои особенности. Например, имена собственные пишутся с заглавной буквы, даже если они находятся в середине предложения. Также существуют правила для правописания иностранных имен, фамилий и географических названий.
Какие наименования торговых марок кондитерских изделий существуют?
Существует большое количество наименований торговых марок кондитерских изделий. Они могут быть разнообразными и зависят от рекламных стратегий компаний. Некоторые известные торговые марки кондитерских изделий включают в себя "Аленка", "Мишка косолапый", "Коровка" и другие.
Какие основные способы номинации рекламных названий торговых марок кондитерских изделий существуют?
Рекламные названия торговых марок кондитерских изделий могут быть номинированы различными способами. Например, это может быть использование звукоподражательных слов, ассоциаций с определенными эмоциями, употребление слов со сложной и запоминающейся звуковой структурой и другие. Эти способы помогают привлечь внимание потребителей к продукту.
Какие особенности семантики имен собственных рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности семантики имен собственных, такие как индивидуальность, уникальность и связь с определенным объектом или лицом.
Какие правила правописания имен собственных изучаются в средней школе?
В средней школе изучаются правила правописания имен собственных, включая написание собственных имен с прописной или строчной буквы, использование знаков препинания и изменение окончаний в различных падежах.