Стилистический модус песенно-поэтического цикла группы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Стилистика
  • 35 35 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 16.06.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Дискография группы 3
2. Этапы творческого развития группы 13
3.Исторические особенности рок-культуры России………………………..…15
4. Влияние времени на творчество группы Ляпис Трубецкой 17
5. Песни-пародии группы 20
6. Лингвистический анализ текстов группы Ляпис Трубецкой 25
7. Ляпис и музыкальные награды 29
8. После Ляписов 30
Заключение 32
Список использованных источников 33

Фрагмент для ознакомления

Ла-ла-ла-ла.  Осень не лето,  Осенью климат не тот. Или:  Ливни осенние словно связи случайные При расставании слезы текут отчаянно. Все песни цитируются по СБ-альбомам «Красота» (1999) и «Всем девчонкам нравится» (2000). 5.3 Песня «Любови копец»Пародируются и характерные музыкальные штампы. Аналогичным образом построена песня «Любови копец», где, в свою очередь, используется ритм вальса, и вновь комический эффект достигается за счет совмещения разнородных стилей: Вы танцевали мазурку с капралом Я ревновал вас, зыря в монокль.  Я подарил бигуди вам с кораллом Вы мне за это армейский бинокль. Пародия, игра со штампами в творчестве группы столь всеобъемлющи, что нередко трудно выделить конкретный объект пародии, особенно в песнях, которые обращены к традиции рок-музыки. Здесь пародия выявляется не так четко, часто на уровне единичного приема. Так, например, происходит в песне «Ранетое сердце», где комический эффект создается за счет соединения текста, сделанного в традициях русской частушки («а чо, чо, чо...») и музыки в традициях западного рока, с обыгрыванием заштампованного приема («one, two, three»), которое состоит в том, что счет идет до двенадцати. Кстати, каждый из таких игровых приемов имеет социально-культурное обоснование. Так, счету именно до двенадцати на английском языке первоначально учат во всех отечественных школах (а не до десяти, как по-русски). Каждый из обыгранных штампов становится знаком, при помощи которого автор и исполнители песни общаются с родственной ей аудиторией. Интересно обыгрываются традиции советской рок-песни 80-х годов в песне «Вернись», где практически один и тот же текст принимает форму пародии в первой части и поется совершенно серьезно во второй, что достигается только за счет интонации. 6. Лингвистический анализ текстов группы Ляпис ТрубецкойОбратимся к лингвистическому анализу текстов песен через понятие «текст». Г.А. Золотова определяет текст как «речевое произведение, коммуникативно-смысловую единицу речи, разного объема, обращенную к слушателю (читателю) и характеризующуюся линейной связностью и коммуникативно-грамматической целостностью» 6.1 Песня «В платье белом»Текст песни «В платье белом» из альбома «Ты кинула» (1988), предназначенный для массового слушателя, содержит понятные каждому образы – без сложных символов, аллюзий и метафор. Конкретная лексика преобладает над абстрактной: из 50 существительных – 35 являются конкретными (70 %). Лексика всего текста делится на две противоположные семантические группы: гротескно высокопарная, романтичная (соловей, звезды, небеса, Амур, любовь, крылья) и сниженно реалистичная, почти натуралистическая (милиционер усатый, толстая девчонка, теленок, вымя, лысенький). Первую группу составляют слова, часто употребляемые в лирике, относящиеся к литературному языку. А вторую – слова из разговорной речи, фразеологизмы, выражения, имеющие отрицательную коннотацию (Например, слово «торчать» в толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова имеет пометку «разг., часто фам. или не одобрит») . Эта смысловая дифференциация позволяет автору добиться иронического стилистического приема. Рифма текстов песен парная, точная. Ее можно назвать несколько банальной, избитой (морозы – мимозы, имя – вымя, плачет – скачет и т. д.). Это придает тексту песни некую народность, его легко запомнить и потом воспроизвести.  В синтаксисе текста отмечаем синтаксический параллелизм. Первая предикативная единица сложноподчиненного предложения с придаточным времени, начинающаяся анафорой с союза «когда» и повторяющаяся 11 раз во всем тексте имеет такую схему: подлежащее - согласованное определение - косвенное дополнение или обстоятельство места – простое глагольное сказуемое – прямое или косвенное дополнение. А состав второй предикативной единицы варьируется, сложно отразить ее обобщенную схему. 6.2 Песня «Манифест»Песня «Манифест» из одноименного альбома 2008 г. – своеобразный гимн, пестрящий аллюзиями разных эпох и культур. Реалии эпохи СССР создают общий колорит всей композиции (буржуй, пролетарий, Горисполком) наравне со специфичным синтаксисом. В то же время в текст вплетены такие слова, как «братья» и «сестры», которые явно отсылают нас к православной религии, но скорее всего они использованы для контраста, как орудие сарказма. Общую картину дополняют реалии нашего современного времени, которые употреблены в отрицательной, грубой коннотации (водка, бухло, марихуана,косяк,проститутки,психбольницы,фобии,гомофобия), использованы аббревиации (ОРТ, НТВ), строчки на английском языке («Thisismymanifest,  I’mnumberone, I’amthebest»), которые можно перевести, как «Это мой манифест, Я – номер один, Я лучше всех».Смешением трех разных временных пластов достигается эффект преемственности, сближения. Михалок предлагает слушателям провести аналогию между настоящим и прошлым страны в смелой, провокационной форме. Перед нами яркий пример социальной сатиры. Советская эпоха ярко отразилась и в синтаксисе текста песни. Безличная односоставная синтаксическая конструкция «Нет работе, Слава бухлу!» построена по типу антонимичной по смыслу конструкции «Нет – войне, Слава – труду!». Безличная односоставная предикативная единица «Гуляй солдаты!»является прецедентным текстом, источником которого является песня В. Дашкевича из кинофильма «Бумбараш» «Журавль по небу летит» – «Гуляй, солдатик, ищи ответу!». Форму манифеста, заданную самим названием, подтверждают обращения («Слушай, буржуй, слушай, пролетарий!»), неполные двусоставные синтаксические конструкции с пропущенным сказуемым («Вместо ОРТ – бокс и баскетбол, Вместо НТВ – хоккей и футбол!») и конструкция с модальным предикативом, в которую входит наречие “долой” («Долой институты, кафедры, семестры»). Они придают тексту особый динамизм и экспрессию.6.3 Песня «Космонавты»Песня под названием «Космонавты» – яркий пример зрелого поэтического творчества Сергея Михалка. В первую очередь привлекает внимание богатый арсенал речевых выразительных средств, тропов и символов. Они подобранны не хаотично, их можно объединить в две группы: с условным названием «Вселенная» и «Земля». За счет большого количества гипербол (миллионы, огромных, медведь Бамбула– «большой, сильный, здоровый человек» в онлайн словаре Елистратова Грамота РУ), сравнений (звезды – дикие пчелы бога), олицетворений (звезды спускаются с неба, Сатурн закурил трубку, вечность любит интригу), эпитетов (небесный, млечные, туманные, цветные, внеземные, радостные) в первой семантической группе и немногочисленных образов-символов второй группы (Диснейленд- комплекс парков развлечений компании «Уолт Дисней» в 32 км восточнее Парижа; ежик в тумане - персонаж мультипликационного фильма Юрия Норштейна, выпущенного студией «Союзмультфильм» в 1975 г.; ротор – вращающаяся часть в машинах), достигается эффект незначительности земных реалий по сравнению с бесконечностью всего бытия. Еще раз подтверждает эффект абстрактная лексика, которая превалирует над конкретной (20 существительных из 35 – 60 %). Общее настроение от прочтения данного текста – гармоничное и умиротворенное. Этому способствует особый синтаксис песни «Космонавты»: простые полные двусоставные предложения доминируют над сложными (100 %), отсутствуют союзы и частицы, нет отрицаний с частицей не. Последняя строчка в песне занимает наиболее сильную позицию в тексте синтаксически: «Смерти больше нет». Она отсылает нас ко многим источникам: и к Библии, и к поэзии С.И. Кирсанова, и к одноименной песне группе «Крематорий».7. Ляпис и музыкальные наградыНа церемонии вручения престижной премии Рок-коронация-1996 группа «Ляпис Трубецкой» удостоилась трёх номинаций из четырёх: «Лучший автор текстов года» (Сергей Михалок), «Альбом года» («Ранетое сердце») и главного приза — Рок-короны-1996 как «Лучшая группа года».На Рок-коронации-1999 группа «Ляпис Трубецкой» удостоилась специального приза «За покорение иностранного рынка» от газеты «Имя».На Рок-коронации-2001 клип «Юность» был признан клипом года.На Рок-коронации-2007 песня»Капитал» была признана песней года, клип «Капитал» — клипом года.На Рок-коронации-2008 альбом Manifest был признан альбомом года, песней года — «Зорачкі», а группа «Ляпис Трубецкой» стала обладателем очередной Рок-короны.На Рок-коронации-2009 песня «Ружовыя акуляры» была признана песней года.«Ляпис Трубецкой» — лауреаты премии RAMP  номинации «Клип года» за видео «Капитал» (2007) и «Огоньки» (2009), а также как «Группа года» (2009).В 2008 году клип «Капитал» был признан лучшим в рок-премии «Чартова Дюжина». В 2009 году клип «Огоньки» был признан лучшим в премии. В 2012 году музыканты также стали триумфаторами главной российской рок-премии, победив сразу в трех номинациях: «Группа», «Поэзия» («Я верю») и «Видеоклип» («Я верю»). А песня «Шут» по итогам года вошла в тройку самых популярных треков хит-парада «Чартова Дюжина» («НАШЕ радио»). В 2014 году группа одержала победу в номинации «Концерт» рок-премии «Чартова Дюжина»(26.10.2013, «Lyapic Crew», Stadium Live).В 2013 году «Ляпис Трубецкой» получили сразу две статуэтки белорусской премии Rock Profi: за вклад и лучшую песню («Железный»).8. После ЛяписовTrubetskoy — белорусская рок-группа из Минска. Основана 1 сентября 2014 года экс-участниками коллектива «Ляпис Трубецкой». Лидер коллектива – бывший вокалист «Ляписов» Павел Булатников. Сами участники группы Trubetskoy называют свой стиль «heavy dance music» – «тяжелая танцевальная музыка».17 марта 2014 года Сергей Михалок объявил о грядущем роспуске группы «Ляпис Трубецкой», и 31 августа этот коллектив прекратил свою деятельность. В ночь на 1 сентября 2014 года в интернете появились работы двух новых групп, основанных экс-участниками «Ляписов» — увидели свет клип Brutto на одноимённую песню и сингл «Ласточка» от музыкального проекта с частично знакомым названием Trubetskoy.Как оказалось, группа Trubetskoy была основана частью бывших музыкантов «Ляписа Трубецкого»: одним из вокалистов Павлом Булатниковым, гитаристом Русланом Владыко и бывшим барабанщиком Александром Сторожуком (играл в «Ляписе Трубецком» с 2001 по 2011 год включительно). К этому трио присоединились действующий гитарист J:МОРС Павел Третяк и бывший басист «BeZ bileta», Крамбамбули и J:Морс, композитор, руководитель джаз-оркестра Chiefs Band Алесь-Франтишек Мышкевич.Первый сингл, выпущенный группой 1 сентября 2014 года, можно назвать дебютным лишь условно. Песня «Ласточка» изредка исполнялась на концертах «Ляписа Трубецкого», но уже успела завоевать популярность у фанатов группы. Однако, несмотря на просьбы тех же фанатов, так и осталась неизданной в студийном варианте.Первый концерт группы Trubetskoy состоялся менее чем через неделю после её создания — 5 сентября коллектив выступил на фестивале RESPUBLICA в украинском Каменец-Подольском. Там же состоялась премьера песни «Рядом».23 октября 2015 года состоялся выход дебютного альбома «Magister Bibendi».23 октября 2016 года группа заявила о выходе нового видеоклипа на новую песню «Один из вас», выход которого состоялся 4 ноября[4].13 ноября 2016 года группу покинул Алесь Франтишек-Мышкевич[5]. Позже стало известно о том , что место бас-гитариста займёт экс-участник группы «Ляпис Трубецкой» Дмитрий Свиридович.ЗаключениеСергей Михалок – автор текстов песен группы «Ляпис Трубецкой» за двадцать лет творчества совершил своеобразную личную эволюцию. Во многих песнях ощутим «лоскутный» стиль, когда пародируемые знаки не становятся предметом прямой и последовательной пародии, а могут восприниматься либо как знаки той или иной культуры прошлого, либо как части единой культуры настоящего. Здесь все зависит от слушателя. Так происходит в песне «Любовь повернулась ко мне задом», где куплет построен на использовании знаков русской рок-культуры («один-два, проверка микрофона, наверное, снова слова забыл»), а припев использует сниженную лексику, присущую «дворовой» культуре («а передом к мобильному пацану»). Оппозиция «рокеры - гопники» хорошо знакома только тем, чья молодость пришлась на восьмидесятые годы, поэтому противоположность куплета и припева осознается только этой частью аудитории, поколение 90-х уже не воспримет этой оппозиции, следовательно, пародийный, игровой характер песни может уже оказаться неосознанным. Та или иная степень игры присуща большинству песен группы, что позволяет говорить о совершенно особом взгляде на мир, присущем части того поколения, которое представляет эта группа. Сложные формы пародии и игры являются частью особого миросозерцания, присущего современности Это миросозерцание можно определить как постмодернистскую иронию. Если взглянуть на проблему более широко, то можно говорить, что творчество группы напоминает о любой ситуации определенного культурного хаоса вообще, возникающего на рубеже веков, который произвольно объединяет знаки всей предшествующей культуры и затем порождает из себя нечто совершенно новое. Список использованных источников и литературыЗолотова Г.А. Русский язык: от системы к тексту. 10 кл.: Учеб.пособ. Для факульт. Заняий в общеобразоват. Учрежд. Гуманитарного профиля / Г.А. Золотова, Г.П. Дручинина, Н.К. Онипенко. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.Официальный сайт группы http://ljapis.ru/mihalok-avtobiography.htmlУшаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Славянский Дом Книги, 2008.Интервью Сергея Михалка: «Мне приходится корчить из себя анархиста-психопата» на сайте http: //lenta.ru/video/2013/02/08/lyapis/Интервью Сергея Михалка «Как много зауми! Зауми, Михалок! Как-то ты раньше был проще» для белорусского радио euroradio.fm http://www.experty.by/node/1058Сайт свободной энциклопедии «Википедия» http://ru.wikipedia.orgОжегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2010Кормильцев И. Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998.Милюгина Е.Г. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2. Тверь, 1999. Ильин И. Постструктурализм. Деконстрктивизм. Постмодернизм. М., 1996. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 1997. Ильин И. Указ. соч. или иномарка <...> шеф, два счетчика»КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/funktsiya-parodii-i-igry-v-tekstah-gruppy-lyapis-trubetskoy#ixzz4fAhinG9uСайт Интерфакс http://www.interfax.ru/culture/394202 Комсомольская правда http://www.kp.by/daily/26281.4/3158646/BelMusic.by http://www.belmusic.by/alfavit/item/istoriya-gruppy-lyapis-trubeckojКомсомольская правда http://www.kp.by/daily/26281.4/3158646/ Сайт энциклопедии русского рока http://s30977390137.mirtesen.ru/_/istoriyaНаучный сайт http://cheloveknauka.com/otechestvennaya-muzyka-v-rakurse-postmodernizmaСайт киберленинка http://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-v-epohu-postmodernizma

1. Золотова Г.А. Русский язык: от системы к тексту. 10 кл.: Учеб.пособ. Для факульт. Заняий в общеобразоват. Учрежд. Гуманитарного профиля / Г.А. Золотова, Г.П. Дручинина, Н.К. Онипенко. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.
2. Официальный сайт группы http://ljapis.ru/mihalok-avtobiography.html
3. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Славянский Дом Книги, 2008.
4. Интервью Сергея Михалка: «Мне приходится корчить из себя анархиста-психопата» на сайте http: //lenta.ru/video/2013/02/08/lyapis/
5. Интервью Сергея Михалка «Как много зауми! Зауми, Михалок! Как-то ты раньше был проще» для белорусского радио euroradio.fm http://www.experty.by/node/1058
6. Сайт свободной энциклопедии «Википедия» http://ru.wikipedia.org
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2010
8. Кормильцев И. Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998.
9. Милюгина Е.Г. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2. Тверь, 1999.
10. Ильин И. Постструктурализм. Деконстрктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
11. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 1997.
12. Ильин И. Указ. соч. или иномарка <...> шеф, два счетчика»
13. КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/funktsiya-parodii-i-igry-v-tekstah-gruppy-lyapis-trubetskoy#ixzz4fAhinG9u
14. Сайт Интерфакс http://www.interfax.ru/culture/394202
15. Комсомольская правда http://www.kp.by/daily/26281.4/3158646/
16. BelMusic.by http://www.belmusic.by/alfavit/item/istoriya-gruppy-lyapis-trubeckoj
17. Комсомольская правда http://www.kp.by/daily/26281.4/3158646/
18. Сайт энциклопедии русского рока http://s30977390137.mirtesen.ru/_/istoriya
19. Научный сайт http://cheloveknauka.com/otechestvennaya-muzyka-v-rakurse-postmodernizma
20. Сайт киберленинка http://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-v-epohu-postmodernizma



Вопрос-ответ:

На каком этапе началось творческое развитие группы 2+1?

Творческое развитие группы 2+1 началось со второй половины 1980-х годов.

Какие исторические особенности рок культуры России повлияли на группу 2+1?

Исторические особенности рок культуры России, такие как ограничения на свободу самовыражения и цензура, повлияли на группу 2+1, влияние рок-музыки из-за границы и расцвет андеграундной музыкальной сцены.

Какие песни группы 2+1 можно назвать пародийными?

Некоторые песни группы 2+1, которые можно назвать пародийными, это "Ты мне не снишься", "Московские окна", "Я так тебя люблю".

Какие музыкальные награды получила группа Ляпис Трубецкой?

Группа Ляпис Трубецкой получила такие музыкальные награды, как "Золотая граммофонная игла", "Рок-Коронация", "Муз-ТВ Авардс".

Что произошло после распада группы Ляпис Трубецкой?

После распада группы Ляпис Трубецкой ее участники создали новые музыкальные проекты, такие как "Браславский траурный объединенный завод", "Тараканы!".

Какой стилистический модус присутствует в песенно-поэтическом цикле группы Ляпис Трубецкой?

Стилистический модус в песнях группы Ляпис Трубецкой может быть описан как смесь различных жанров, включающих рок, панк, ска и фолк. Также присутствуют элементы шансона, русского романса и даже регги. Этот разнообразный стилистический модус создает уникальный звук группы.

Как развивалась творческая деятельность группы Ляпис Трубецкой?

Творческая деятельность группы Ляпис Трубецкой можно разделить на несколько этапов. Первый этап связан с формированием собственного звучания и стиля. Начиная с 1990-х годов, группа активно выступала и выпускала альбомы, преодолевая трудности и получая все большую популярность. Второй этап пришелся на конец 2000-х годов, когда группа стала использовать в своих песнях более экспериментальные жанры и элементы электронной музыки. Третий этап начался в 2010-х годах, когда группа объявила о временной паузе в творчестве.

Какие исторические особенности рок-культуры России оказали влияние на творчество группы Ляпис Трубецкой?

Рок-культура России в период, когда группа Ляпис Трубецкой сформировалась, оказала на нее значительное влияние. В то время рок-музыка была связана с протестным настроением и критикой существующего политического и социального строя. Этот протестный дух искусства нашел свое выражение в песнях Ляпис Трубецкой, которые часто затрагивали социальные проблемы и вызывали эмоциональную реакцию у слушателей.

Как время повлияло на творчество группы Ляпис Трубецкой?

Время сильно повлияло на творчество группы Ляпис Трубецкой. На протяжении своей карьеры они менялись, эволюционируя вместе с российской рок-культурой. Они пробовали новые жанры, экспериментировали с звучанием и текстами песен. Политические и социальные изменения также оказывали влияние на направление и тематику их музыки.

Чем отличается стилистический модус песенно-поэтического цикла группы 2 1 от других групп?

Стилистический модус песенно-поэтического цикла группы 2 1 отличается своей оригинальностью, экспериментами со звуком и текстами песен. Группа использует разнообразные жанры и стили, от рок-н-ролла до регги и ска, что делает их звучание уникальным.