Основные формы контроля учебного занятия в сфере высшего образования

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методика преподавания
  • 15 15 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 09.06.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Виды, методы и формы контроля 4
Заключение 14
Литература 15

Фрагмент для ознакомления

Зачет служит также одной из форм контроля за выполнение лабораторных и практических работ, предусмотренных учебным планом и программами.
Курсовое и дипломное проектирование наряду с обучающей функцией выполняет в учебном процессе и функцию контроля, является важнейшей формой проверки овладения студентами теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.
       Дипломное проектирование, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечивает наиболее глубокую и системную проверку подготовленности студентов к профессиональной деятельности.
Семестровые экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами контроля. В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности студентов по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированности знаний и умений.
Государственные экзамены – заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с характером профессиональной деятельности [5].       Недостатки традиционного семестрового контроля, который применяется сегодня в высшей школе, хорошо известны: он слабо стимулирует текущую работу «массового» студента, провоцирует многих надеяться на «авось», на «счастливый билетик». Напротив, добросовестных студентов на экзамене может подстеречь неудача. Внутрисеместровая аттестация студентов зачастую носит формальный характер, не стимулируя работу студента. И, наконец, нельзя не отметить пресловутый «субъективизм». Каждый из экзаменаторов имеет свое суждение о знаниях отвечающего, свои методы и критерии оценки. Количество дополнительных вопросов и их сложность зависят от экзаменатора, что также оказывает влияние на общий результат.
Стремление к более гибкому и эффективному, стимулирующему студентов «количественному измерению» качества знаний студентов привело в некоторых вузах к введению параллельных систем оценок. К их числу относится рейтинговая система оценки знаний (РСОЗ).
Рейтинг (от английского rating – уровень, разряд) – это индивидуальный числовой показатель. Рейтинговая оценка системы знаний предполагает систему накопления условных единиц (баллов) знаний в течение всего аттестуемого периода. В зависимости от количества баллов, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, студент по завершении курса получает достаточно адекватную совокупную оценку. Такой подход позволяет в комплексе оценить прилежание студента, его учебную активность и уровень усвоения материала.
Рейтинговая система нацелена в первую очередь на повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путём более высокой дифференциации оценки их учебной работы.
Как показывает анализ многих исследований, рейтинговая система имеет целый ряд преимуществ. Главными из них являются следующие:
– стимулируется познавательная активность студентов, повышается ритмичность их работы;
– формируется ответственное отношение и своевременность выполнения заданий;
– возникает мотивация к выполнению заданий более высокого уровня;
– возникает заинтересованность во внеаудиторной работе;
– снижается количество немотивированных пропусков аудиторных занятий;
– появляется возможность выбора индивидуальной образовательной тактики для студентов с различными способностями, возможностями и потребностями;
– сводится до минимума субъективизм и непредсказуемость в оценке знаний студентов;
– устраняются экзаменационные стрессовые ситуации.
 
 
  
Заключение
       Систематический контроль знаний и умений студентов – одно из основных условий повышения качества обучения. Преподаватель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля, но систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение преподавателем различными методами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности студентов, обеспечивает активную работу каждого студента. Контроль для студентов должен быть обучающим.
       В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности студентов, повышается уровень подготовки к занятию, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях студентов. Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения студентами  изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Это положение подтверждается результатами настоящего исследования.
Контроль за учебной деятельностью студентов необходим для эффективного обучения. Контроль будет осуществляться на должном уровне только в том случае, если будут выполнены такие требования, как регулярность, всесторонность, дифференцированность, объективность и, конечно же, соблюдение воспитательного воздействия контроля.
Переход на новую систему оценки знаний в сочетании с правильно подобранным, грамотным контролем учебной деятельности позволит перейти на качественно новый уровень  обучения в вузе. 

Литература
        1. Аронов М. Ф., Молчан Л.Л. Современный урок: В помощь преподавателю. Мн., 2004
        2. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Бабанского Ю. К. – М: Просвящение, 2008
         3. Ерецкий М.И., Пороцкий Е.С. Проверка знаний, умений и навыков. – М., 2008
         4. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. – М., 2008
       5. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. - М., 2012
    6. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 2003 









13

Литература
1. Аронов М. Ф., Молчан Л.Л. Современный урок: В помощь преподавателю. Мн., 2004
2. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Бабанского Ю. К. – М: Просвящение, 2008
3. Ерецкий М.И., Пороцкий Е.С. Проверка знаний, умений и навыков. – М., 2008
4. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. – М., 2008
5. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. - М., 2012
6. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 2003

Вопрос-ответ:

Какие основные формы контроля используются в сфере высшего образования?

Основные формы контроля в высшем образовании включают зачеты, экзамены, контрольные работы, лабораторные и практические работы, курсовые и дипломные проекты.

Что такое зачет и какова его роль в контроле учебного процесса?

Зачет является формой контроля за выполнение лабораторных и практических работ, предусмотренных учебным планом и программами. Зачет также выполняет функцию проверки овладения студентами теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.

Какое место занимают курсовые и дипломные проекты в системе контроля?

Курсовое и дипломное проектирование являются формами контроля в высшем образовании. Они проверяют не только овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками, но и оценивают их способность применять полученные знания в конкретных проектах.

Зачем используются контрольные работы в образовательном процессе?

Контрольные работы являются одной из форм контроля знаний студентов. Они позволяют проверить уровень овладения теоретическим материалом, умение решать задачи и анализировать информацию, а также эффективность учебной работы.

Какова роль экзаменов в системе контроля в высшем образовании?

Экзамены являются одной из основных форм контроля знаний и умений студентов в высшем образовании. Они представляют собой систематический и комплексный подход к проверке уровня подготовки студентов, оценивают их знания, умения, аналитическое мышление и способность применять полученные знания в практических ситуациях.

Какие формы контроля используются при выполнении лабораторных и практических работ?

Зачет служит одной из форм контроля за выполнение лабораторных и практических работ, предусмотренных учебным планом и программами.

Какую функцию выполняет курсовое и дипломное проектирование в учебном процессе?

Курсовое и дипломное проектирование выполняют функцию контроля и являются важнейшей формой проверки овладения студентами теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.

Какие методы контроля используются в высшем образовании?

Методы контроля в высшем образовании могут быть разнообразными, включая устные и письменные тесты, экзамены, зачеты, контрольные работы, выполнение лабораторных и практических заданий.

Как помогают формы контроля в высшем образовании оценить результаты обучения студентов?

Формы контроля позволяют преподавателям оценить, насколько студенты овладели материалом и достигли поставленных целей, а также выявить слабые места и дать рекомендации для дальнейшего совершенствования знаний.

Какова роль контроля в процессе обучения студентов?

Контроль играет важную роль в процессе обучения студентов, позволяя следить за их успеваемостью, оценивать прогресс и помогать им справляться с трудностями. Он также способствует поддержанию дисциплины и учебной мотивации студентов.