Совершенствованное навыка чтения у второклассника
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 17.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования навыка чтения у младших школьников 6
1.1. Понятие чтения и его основные характеристики 6
1.2 Возрастные особенности формирования навыка чтения у младших школьников 9
1.3. Современные подходы к формированию навыка чтения у младших школьников 12
1.4. Методы и приемы формирования навыка чтения в начальной школе 17
Глава 2. Методика совершенствования осознанного чтения у второклассников 21
2.1. Анализ УМК «Школа России» и учебника по литературному чтению Л.Ф. Климановой 21
2.2. Система уроков по совершенствование сознательного навыка чтения у второклассника 26
Заключение 60
Список литературы 61
Приложение 61
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения : установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. На уроках литературного чтения во 2 классе идет работа над : Развитием речевых умений и навыков при работе с текстом :Развитие навыков чтенияРазвитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтенияЕсли рассматривать задание на чтение, то во 2 классе задания на технику чтения расширены заданиями на анализ и понимание текста, а также выразительности чтения. Основным материалом для изучения являются стихотворения К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто.Структура учебника такова, что текстам и заданиям предшествует небольшой текст, описывающий автора, который тоже является материалом для отработки навыков чтения.Примеры заданий на чтение из учебника Л.Ф. Климановой:1. Соотнести иллюстрацию и текст2. Поиск повторяющегося слова3. Исследование и создание рифм4.Чтение произведений по ролям с соответствующей интонациейТем не менее, при анализе учебника мы выявили, что недостаточно заданий на дополнительную отработку технических навыков чтения, а они во многом могли бы разнообразить процесс совершенствования навыка чтения у второклассника.Для формирования навыков сознательного чтения необходимо дополнительно осуществлять комплексную работу, направленную на развитие восприятия и продуцирования текста, орфографическую зоркость и пр. Нами были разработаны план-конспекты исходя из основных методов, предложенных для совершенствования навыков чтения учащихся 2 класса. Дополнительно были введены артикуляционная, дыхательная и речевая гимнастика, а также физкультминутки.Итак, навык чтения является основополагающим для всего процесса обучения школьника. Быстрое чтение способствует быстрому мышлению. Поэтому необходимо закладывать его в младшей школе.Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность. Опираясь на эти подходы нами разработаны план-конспекты, в которые дополнительно включены задания на совершенствование навыка чтения у учащихся 2 класса.
1. Аксёнова А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения. – М.: 1987.
2. Аксёнова А.К. Практикум по методике русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1989.
3. Аксёнова А.К. Специальная методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1994.
4. Аксёнова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1991.
5. Ананьев Б.Г. Восстановление функций при аграфии и алексии травматического происхождения. – М.: Ученые записки МГУ, 1947. Т.2. С.139.
6. Барская Н.М. Методика изучения грамматики и правописания в 5-8 классах вспомогательной школы. – Л.: 1980.
7. Барская Н.М. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1992.
8. Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского. – 1994. - №3. - с. 12-19.
9. Бородич А.М. Методика развития речи. – М.: 1981.
10. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1997.
11. Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму. – 2003. - №4.
12. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1965.
13. Гнездилов М.Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1962.
14. Городилова В.И. Чтение и письмо. – СПб.: 1997.
15. Грибова О.Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1992.
16. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.
17. Дмитриева С.Ю. Начальная школа с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. – Саранск: 2008.- 186 с.
18. Ерёменко И.Г. О дифференцированном обучении во вспомогательной школе . – 1976. - № 4.
19. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Правда, 1959.
20. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Педагогика, 1995.
21. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. – 1995. –№5 – с. 44-54.
22. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
23. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи. – М.: Просвещение, 1987.
24. Иванов Е.С. Что такое умственная отсталость. – СПб.: 2000.
25. Интернет-ресурс: http://www.creativeeducation.ru/credil-669.html
26. Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция.– М.: Педагогика, 2000.
27. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношении. – М.: Правда, 1965.
28. Киселева М.В., Лошкарева И.В., Анисимова А.А. Анализ учебных программ по литературному чтению для начальных школ в контексте культурно-нравственного воспитания // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2016/1565/22377 (дата обращения: 04.05.2017)
29. Козлова Г.Р. Формирование навыка чтения в начальной школе. – Ульяновск: 2014. С1.
30. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: 1997.
31. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
32. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. – 2001. - №5. – с. 99 - 101.
33. Пусько Н.В. Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных технологий. – Калининград: 2011.
34. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического. – М.: Педагогика, 1994.
35. Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.ру http://www.danilova.ru/publication/read_metod_05.htm
36. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_ch1/5.html#_ftnref1// Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова / Школа России. Часть 1 Литературное чтение
37. Эльконин, Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению. – М.: Правда, 1962.
Вопрос-ответ:
Что такое навык чтения?
Навык чтения - это умение различать и понимать символы письменности, связывать их с звуками и словами, а также смысловыми конструкциями текста.
Какие возрастные особенности влияют на формирование навыка чтения у второклассников?
У второклассников формирование навыка чтения зависит от их возрастных особенностей, таких как развитие физических и моторных навыков, памяти, внимания, мышления и речи.
Какие современные подходы используются при формировании навыка чтения у младших школьников?
При формировании навыка чтения у младших школьников используются различные современные подходы, такие как коммуникативный подход, игровой подход, дифференцированный подход и другие.
Какие методы и приемы применяются для формирования навыка чтения в начальной школе?
В начальной школе для формирования навыка чтения используются разнообразные методы и приемы, такие как метод чтения вслух, метод чтения вкратце, метод чтения с пониманием, метод изучения слов, метод работы с текстом и другие.
Как проводится анализ учебно-методического комплекта при методике совершенствования осознанного чтения у второклассников?
При методике совершенствования осознанного чтения у второклассников проводится анализ учебно-методического комплекта, включающий изучение структуры учебника, тематического плана, типовых заданий и текстов, а также сравнение с другими учебниками и программами.
Какие основные характеристики чтения у младших школьников?
Основными характеристиками чтения у младших школьников являются умение звуков алфавита, знание букв, их звукового и графического образа, умение складывать буквы в слова, умение понимать значение прочитанного текста.
Какие возрастные особенности существуют при формировании навыка чтения у младших школьников?
Возрастные особенности включают различия в психическом и физическом развитии детей, их внимании, памяти, мышлении, речи. Они могут влиять на способности к чтению и требуют индивидуального подхода к обучению.
Какие современные подходы используются для формирования навыка чтения у младших школьников?
Современные подходы включают комбинирование различных методов и приемов, использование интерактивного обучения, индивидуальный подход к каждому ученику, активное использование дополнительных материалов и источников информации.
Какие методы и приемы можно использовать для формирования навыка чтения в начальной школе?
Для формирования навыка чтения в начальной школе могут быть использованы методы комплексного обучения, чтение вслух с последующим обсуждением, оформление книжек и учебных материалов с помощью рисунков и других иллюстраций, проведение игровых занятий и конкурсов, использование новых технологий.
Какая методика совершенствования осознанного чтения может быть применена у второклассников?
Для совершенствования осознанного чтения у второклассников может быть применена методика анализа учебных материалов, соревновательные задания по чтению, использование дополнительных учебных пособий и интерактивных игр, работа с мультимедийными материалами.