Технологии социальной работы на производстве

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 27 27 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 12.06.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Заводская социология: история и перспективы 5
1.1 История развития социальной работы на производстве 5
1.2 Социальные службы на производстве сегодня 9
2. Деятельность социальных служб на производстве 11
2.1 Технологии социальной работы на производстве 11
2.2 Оценка эффективности социальных технологий на производстве 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Фрагмент для ознакомления

3. Социальное партнерство и регулирование трудовых конфликтов.Социальное партнерство – это цивилизованная система общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договора, соглашения, достижения компромисса, консенсуса по актуальным проблемам экономической и социально-политической жизни общества.Таким образом, необходимо создание на российских предприятиях социальной службы или специального управленческого подразделения, которое способно обеспечить как максимальное использование трудового потенциала производственных работников, т. е. создать условия для работы с полной отдачей сил, так и благоприятные условия труда, быта, отдыха, высокий уровень социальной защищенности работников, которые позволили бы повысить удовлетворенность трудом и качество трудовой жизни работников производства.2.2 Оценка эффективности социальных технологий на производствеНа протяжении нескольких последних лет темой номер один в общественной дискуссии в России стал вопрос о корпоративной социальной ответственности. Тем не менее идеи социальной ответственности бизнеса получили развитие только после 2000 г. [5] До этого времени взаимодействие бизнеса и общества в этом плане носило случайный и бессистемный характер. Под социальной ответственностью в основном понималась благотворительная деятельность отдельных компаний. Однако представления о нерентабельности социальных расходов, снижающих темпы накопления, расширения производства и его конкурентоспособности, не соответствуют действительности высокотехнологического производства. От стабильности в социальной сфере во многом зависит уровень производства[1]. Целый ряд факторов обусловливает пристальное внимание, которое придают компании отношениям с персоналом. Это прежде всего: рост конкуренции за человеческие ресурсы, который обусловлен недостатками профессионально-технического образования молодежи, возрастающим дефицитом квалифицированных кадров, обострением демографической ситуации, стремлением собственников компании и ее руководства не допустить возникновения конфликтных ситуаций и роста социальной напряженности,повышение роли человеческого капитала и его качества для успешной экономической деятельности компании и повышения ее конкурентоспособности.Понимание важности социальных инвестиций в персонал организации побуждает руководство компаний переходить от разовых мероприятий к долгосрочному взаимодействию. Одним из приоритетных направлений корпоративной социальной ответственности является развитие персонала:предоставление социального пакета и конкурентных заработных плат;инвестиции в развитие персонала. Используя индивидуальные таланты работника вне зависимости от пола, возраста, расы, инвалидности или других особенностей граждан, работодатель укрепляет терпимость и согласие в обществе, содействует повышению качества и полному использованию человеческого капитала. Работодатели во взаимоотношениях с сотрудниками должны неуклонно следовать национальному законодательству и в полном объеме выполнять требования трудовых договоров. Эффективность и производительность труда возрастают при повышении уровня ответственности самого работника. Оплата труда для большинства работающих является основным источником, обеспечивающим решение социальных проблем, ее размеры определяют уровень жизни работника. Оплата труда, размеры и наличие социальных выплат, а также возможности карьерного роста, что сопровождается ростом заработной платы, являются показателями эффективности реализуемых технологий социальной работы в организации. Поддержкой для работников являются выплаты социального характера. В ряде организаций предусмотрено предоставление дополнительных компенсаций и льгот, нуждающимся работникам оказывают материальную помощь. Выплаты на санаторно-курортное лечение (оплата проездапроезда к месту отдыха и лечения, оплата проезда) представляют существенный вклад в обеспечение качества и уровня жизни, поэтому данный показатель учитывается при определении социальной эффективности организации. Демографическую проблему помогают решить выплаты на содержание детей в общеобразовательных школьных и дошкольных учреждениях. Выплаты на дополнительное пенсионное обеспечение бывших и нынешних работников определяют уровень социальной защищённости работников на производстве. Измерения социальных инвестиций в России серьезно осложняются системной и институциональной несформированностью этого вида деятельности [1]: отсутствие общепринятых стандартов публичной социальной отчетности компаний,преимущественно бессистемный подход к социальному инвестированию,отсутствие единого представления о социальных инвестициях.Система критериев оценки эффективности социальной работы базируется на принципах социальной ответственности бизнеса. Данные критерии сформированы с учётом качественной модернизации социальной сферы российского общества. В соответствии с новыми принципами социальной жизни изменяется значение и содержание социальной корпоративной политики организации, повышается её социальная значимость. И соответственно, возрастает социальная эффективность организации в обеспечении размеров и форм оплаты труда, значимость показателей общего уровня жизни и доходов работников, а также различных форм компенсаций, социальных выплат, социальной помощи работникам предприятий через реализацию социальных программ.В целом новая социальная политика государства ориентирована не на предоставление льгот, а на её замену социальными гарантиями и мерами социальной поддержки. ЗаключениеСоциальная работа в России в настоящее времязанялаустойчивое место среди прочих социальных институтов. Она выполняет важную роль социальной помощи, поддержки и защиты различным группам населения, включая и тех работающих, которые зачастую, хотя и трудятся, но имеют низку заработную плату, которой едвали хватает на жизнь. Отталкиваясь от общих методологических посылок практикии теории социальной работы, можно определить социальную работу на производстве как деятельность администрации, общественных организаций трудовых коллективов по оказанию поддержки и помощи своим работникам. Если рассматривать социальную работу на предприятии в широком смысле слова, то она включает в себя такие составляющие, как:Социальная помощь,Социальная поддержка,Социальное обслуживание,Социальная защита. Социальная защита работников может определяться как совокупность юридических и социальных гарантий, которые обеспечивают работающим на предприятии реализацию их важнейших социально-экономических прав, в том числе право на необходимый для нормального воспроизводства и развития рабочей силы уровень жизни. Социальная защита работников проявляется в четырех основных формах: целевые социальные программы предприятия, различные виды консультирования, налоговые и другие льготы, денежные выплаты. Социальное обслуживание работников может быть сведено к предоставлению различных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей тех, кто не может сам о себе позаботиться.К основным формам социального обслуживания относят социальную диагностику, профессиональную и социальнуюреабилитацию, производственныеи материальные услуги. Социальная поддержка понимается как деятельность специалистов по поддержанию лиц, временно оказавшихся в трудной жизненной ситуации, меры восстанавливающего и предупредительного характера. Социальная поддержка может осуществляться в форме трудоустройства, психологического, материального, образовательного и других видов содействия. Социальная помощь – это система специальных мер в виде услуг, поддержки и содействия, оказываемых отдельным работникам для смягчения или преодоления жизненных трудностей, поддержания их полноценной жизнедеятельности и социального статуса, адаптации к условиям предприятия.Таким образом, социальная работа на производстве становится важнейшим направлением социального развития трудового коллектива и социальной политики, способствующим оптимальному взаимодействию работников в рамках трудовой организации и существенному повышению уровня и качества их жизниСписок использованной литературы:Бахметьев В.А. Оценка эффективности социальной работы в организации/ В.А.Бахметьев// Микроэкономика.- 2009.- №6.- С.232-238Дулясова М.В. Социальная защита работника: жизнь, здоровье, деловая репутация/ М.В.Дулясова, Т.Р.Каннанова.- М.: Экономика, 2008.- 397 с.Ибрагимова А.А. Влияние социального маркетинга на производстве/ А.А.Ибрагимова// Социально-экономическое управление: теория и практика.- 2016.- №1(28).- С.70-71Карагулова А.И. Социальные ресурсы сельскохозяйственных предприятий и их развитие/ А.И.Карагулова// Известия вузов Кыргызстана.- 2014.- №11.- С.100-102Качайнова Н.Б. Заводская социология: истоки и перспективы/ Н.Б.Качайнова// Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования.- 2016.- Т.2.- №3.- С.29-38Кириллов А.В. Социальное партнерство как фактор повышения эффективности работы отечественных предприятий/ А.В.Кириллов// Материалы Афанасьевскихчтений.- 2008.- Т.1.- №6.- С.154-161Мустаева Ф.А. Зарубежный опыт социальной работы на промышленном предприятии/ Ф.А.Мустаева, Г.А.Кудрявцева// Социальная политика градообразующего предприятия: мат. науч.-практ. конф./под ред. Ф.А.Мустаевой.- Магнитогорск, 2002.- 145 с.Наугольнова И.А. Социальный подход к управлению предприятием: бережливое производства/ И.А.Наугольнова// Точки над Ё.- 2014.- №3(12).- С.42-46Омельченко Ю.А. Влияние социально-психологического климата на эффективность работы предприятия/ Ю.А.Омельченко// Молодой ученый.- 2016.- №11(115).- С.886-888Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие/ под. ред. проф. П.Д.Павленка.-М.:Дашков и К.- 2008.- 608 с.Сахбеева Л.З. Системный анализ социальных отношений на производстве/ Л.З.Сахбеева, Л.З.Ахметшин// Материалы научной сессии ученых Альметьевского государственного нефтяного института.- 2012.- Т.1.- С.275-277Филатов В.А. Социальная работа на промышленном предприятии/ В.А.Филатов// Динамика систем, механизмов и машин. - 2012.- №4.- С.127-129Яковлева Т.П. Социальные индикаторы состояния условий и охраны труда на производстве/ Т.П.Яковлева, М.А.Калитина, Г.И.Тихонова, А.Н.Чуранова// Социальная политика и социология.- 2016.- Т.15.- №6(119).- С.144-151

1. Бахметьев В.А. Оценка эффективности социальной работы в организации/ В.А.Бахметьев// Микроэкономика.- 2009.- №6.- С.232-238
2. Дулясова М.В. Социальная защита работника: жизнь, здоровье, деловая репутация/ М.В.Дулясова, Т.Р.Каннанова.- М.: Экономика, 2008.- 397 с.
3. Ибрагимова А.А. Влияние социального маркетинга на производстве/ А.А.Ибрагимова// Социально-экономическое управление: теория и практика.- 2016.- №1(28).- С.70-71
4. Карагулова А.И. Социальные ресурсы сельскохозяйственных предприятий и их развитие/ А.И.Карагулова// Известия вузов Кыргызстана.- 2014.- №11.- С.100-102
5. Качайнова Н.Б. Заводская социология: истоки и перспективы/ Н.Б.Качайнова// Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования.- 2016.- Т.2.- №3.- С.29-38
6. Кириллов А.В. Социальное партнерство как фактор повышения эффективности работы отечественных предприятий/ А.В.Кириллов// Материалы Афанасьевскихчтений.- 2008.- Т.1.- №6.- С.154-161
7. Мустаева Ф.А. Зарубежный опыт социальной работы на промышленном предприятии/ Ф.А.Мустаева, Г.А.Кудрявцева// Социальная политика градообразующего предприятия: мат. науч.-практ. конф./под ред. Ф.А.Мустаевой.- Магнитогорск, 2002.- 145 с.
8. Наугольнова И.А. Социальный подход к управлению предприятием: бережливое производства/ И.А.Наугольнова// Точки над Ё.- 2014.- №3(12).- С.42-46
9. Омельченко Ю.А. Влияние социально-психологического климата на эффективность работы предприятия/ Ю.А.Омельченко// Молодой ученый.- 2016.- №11(115).- С.886-888
10. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие/ под. ред. проф. П.Д.Павленка.-М.:Дашков и К.- 2008.- 608 с.
11. Сахбеева Л.З. Системный анализ социальных отношений на производстве/ Л.З.Сахбеева, Л.З.Ахметшин// Материалы научной сессии ученых Альметьевского государственного нефтяного института.- 2012.- Т.1.- С.275-277
12. Филатов В.А. Социальная работа на промышленном предприятии/ В.А.Филатов// Динамика систем, механизмов и машин. - 2012.- №4.- С.127-129
13. Яковлева Т.П. Социальные индикаторы состояния условий и охраны труда на производстве/ Т.П.Яковлева, М.А.Калитина, Г.И.Тихонова, А.Н.Чуранова// Социальная политика и социология.- 2016.- Т.15.- №6(119).- С.144-151

Вопрос-ответ:

Как развивалась социальная работа на производстве?

Социальная работа на производстве начала развиваться в 19 веке вместе с промышленной революцией. Идея заключалась в том, чтобы создавать условия для улучшения жизни рабочих и снижения социальных неравенств. Вначале основной акцент делался на решении вопросов жилья, питания и здоровья рабочих. В последующем социальная работа стала охватывать и другие аспекты жизни на производстве, такие как организация досуга, образование и профессиональное обучение рабочих.

Какие социальные службы существуют на производстве сегодня?

На производстве сегодня действует множество социальных служб, которые оказывают поддержку работникам в различных сферах. Например, это могут быть службы по охране труда, медицинские службы, службы по организации культурно-массовой работы, службы по профессиональной ориентации и трудоустройству и многие другие. Задача этих служб - создавать условия для комфортной и безопасной работы, обеспечивать социальное благополучие и развитие работников.

Какие технологии используются в социальной работе на производстве?

В социальной работе на производстве используются различные технологии, направленные на решение конкретных задач. Например, это могут быть технологии по организации мероприятий и массовых мероприятий, технологии по проведению анкетирования и опросов, технологии по оказанию психологической поддержки и консультирования, технологии по разработке программ профессионального обучения и трудоустройства. Все эти технологии помогают эффективно организовать работу социальных служб и достичь поставленных целей.

Как оценивается эффективность социальных технологий на производстве?

Оценка эффективности социальных технологий на производстве может проводиться различными способами. Одним из показателей является уровень удовлетворенности работников услугами социальных служб. Для этого проводятся опросы и анкетирования среди работников. Также эффективность может оцениваться через анализ статистических данных, например, снижение количества травм на производстве или повышение уровня профессиональных навыков у работников. Важно также учитывать мнение руководства предприятия и результаты внутренней оценки деятельности социальных служб.

Какова история развития социальной работы на производстве?

История развития социальной работы на производстве имеет долгую и сложную историю. Начиная с 1920-х годов, в Советском Союзе появились первые социальные службы на фабриках и заводах. Они занимались организацией социального обеспечения и помощью работникам. В Советском Союзе была разработана система социальных гарантий для работников, включающая доступ к бесплатной медицине, образованию и другим формам поддержки. В современной России социальные службы на производстве также выполняют важную роль в обеспечении социальной защиты работников.

Какие технологии социальной работы применяются на производстве?

На производстве применяются различные технологии социальной работы. К ним относятся проведение социальных и психологических консультаций, организация тренингов и семинаров по повышению квалификации и развитию навыков, создание благоприятной рабочей среды и профилактика трудовых конфликтов, а также оказание помощи в решении личных и социальных проблем работников. Технологии социальной работы на производстве направлены на повышение качества жизни и работоспособности работников, а также на повышение производительности и эффективности производства в целом.

Как оценивается эффективность социальных технологий на производстве?

Оценка эффективности социальных технологий на производстве проводится на основе различных показателей. Это могут быть показатели улучшения работоспособности и производительности работников, уменьшения числа трудовых конфликтов и проблем на производстве, повышения качества рабочей среды, улучшения социальных условий и удовлетворенности работников. Для оценки эффективности могут использоваться как количественные, так и качественные методы, включая опросы и интервью с работниками, анализ статистических данных и многое другое.

Что такое заводская социология и какова ее история?

Заводская социология - это наука, которая изучает социальные процессы на производстве и их влияние на рабочую среду и трудовые отношения. История заводской социологии началась в конце XIX века вместе с развитием промышленности. Ученые и социологи начали проводить исследования, чтобы выявить социальные проблемы рабочих и предложить пути их решения.

Какие социальные службы существуют на производстве сегодня?

На производстве сегодня действуют различные социальные службы, в зависимости от предприятия и его особенностей. Например, на некоторых заводах есть службы по охране труда, которые занимаются обеспечением безопасности рабочих мест и профилактикой производственных травм. Также существуют социальные службы, которые помогают работникам в решении личных и семейных проблем.

Какие технологии используются в социальной работе на производстве?

В социальной работе на производстве используются различные технологии, направленные на решение социальных проблем рабочих. Например, специалисты могут проводить социальные анкетирования, чтобы выявить основные проблемы и потребности рабочих. Также используются методы консультирования, тренинги по развитию навыков и помощь в поиске работы.

Как оценивается эффективность социальных технологий на производстве?

Эффективность социальных технологий на производстве может оцениваться различными способами. Например, можно проводить анализ статистических данных, чтобы определить изменения в некоторых показателях, таких как уровень удовлетворенности рабочих, снижение конфликтов на рабочем месте и улучшение производительности. Также можно проводить опросы и обсуждения среди рабочих, чтобы выявить их мнение о социальной работе на предприятии.