развитие детского творчества у детей старшего дошколього возраста в рисовании праздников
Заказать уникальную дипломную работу- 56 56 страниц
- 84 + 84 источника
- Добавлена 12.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития детского творчества детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Роль творчества в развитии детей дошкольного возраста 6
1.2. Психологическое обоснование особенностей развития детского творчества детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Анализ рисования праздников дошкольников в педагогической литературе 30
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей рисования праздников детьми старшего дошкольного возраста 35
2.1. Изучение особенностей рисования праздников в практике дошкольного образования 35
2.2.Педагогические условия развития у детей старшего дошкольного возраста детского творчества в рисовании праздников 39
2.3. Динамика развития детского творчества в рисовании праздников у детей старшего дошкольного возраста 47
Выводы 50
Список литературы 56
» друг другу.Нам здороваться ни лень:Всем Привет! и Добрый день! Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся.– ДОБРОЕ УТРО.2.Беседа о праздникахДети вы любите праздники?А какие праздники вы знаете?Отгадайте, какие праздники я вам загадала?1..Кто зимою фейерверкНад землёй бросает вверх.Веселит честной Народ.Развесёлый (Новый Год).2. Этот праздник ждет любого —Простака и гения.Каждый год встречаем сноваМы свой… (День рождения.)3.В день весенний всем мужчинамМусор вынести не лень.Есть на то своя причина:На пороге… (Женский день.)4.Если Рио-де-Жанейро —Ты в Бразилию попал.Если песни, танцы, перья —Значит, это… (Карнавал.)5.Этот праздник — лучший в мире!Его традиция проста:Смейся, улыбайся шире,И встречай День… (Дурака.)6.В этот день страна привыкла,Не работать никогда,Хоть мы праздник этот майский,Называем… (День труда.)7.В этот день, как ни старайся,Не пройдет любимый мимо.Валентинкой запасайся,В День… (Святого Валентина.)8.В этот день под звон бокалов,Поздравляем мы не зряРядовых и генералов,С… (23 Февраля.).Что дети делают на праздниках? (играют, читают стихи, поют, танцуют).Какой праздник у нас недавно был?Какие танцы мы танцевали?3.Физминутка: «Заинька».Заинька, попляши,Серенький попляши.Кружком, бочком повернись! покружитьсяЗаинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой! топнуть ногойКружком, бочком повернись! покружитьсяЗаинька, бей в ладоши!Серенький, бей в ладоши! похлопать в ладошиКружком, бочком повернись.4. Рисование.Сегодня мы будем рисовать, как танцевали на празднике.Перед тем как приступить к рисованию давайте подготовим наши пальчики к работе.5.Пальчиковая гимнастика: МышкаМышка в норку пробралась,(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)На замочек заперлась.(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)В дырочку она глядит,(Делаем пальчиками колечко)На заборе кот сидит!(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)Самостоятельная работа детей.6.Гимнастика для глаз: «Отдыхалочка»Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)Наши глазки так усталиМы дадим им отдохнуть,Их закроем на чуть — чуть.А теперь их открываемИ немного поморгаем.Рефлексия.Раскладываем работы детей на столах.Дети рассматривают работы, обходят вокруг столов, высказываютсвое мнение.Чья работа понравилась больше всех? Почему?2. Занятие «Праздничный майский салют»Цель: создать условия для поддержания интереса к изобразительной деятельности.Задачи: - Научить рисовать праздничный салют восковыми мелками;- Закреплять знания и умения пользоваться двумя материалами: восковыми мелками и акварелью;- Вызвать эмоциональный положительный отклик на предложение рисовать необычным способом;- Развивать самостоятельность, активность, ощущение собственной значимости;- Развивать эстетические чувства, выделяя средства выразительности в изображениях, созданных другими детьми;- Воспитывать любовь к своей Родине и родному городу;Предварительная работа:- Наблюдение за салютом;- Рассматривание фотографий и рисунков салюта;- Рисование салюта цветными карандашами;Материал к занятию:Белая бумага, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации с изображением салюта.Ход занятияРебята, скажите какой праздник, празднует народ 9 Мая? Что это за праздник?Правильно это День Победы нашей страны в войне над Фашисткой Германией.Сейчас я вам загадаю загадку. Если отгадаете, то узнаете, что бывает 9мая, в День Победы.«В тёмном небе расцвелиЯрко красные цветы:Жёлтые, зелёныеЗвёздочки весёлые.Гаснут и летятПадают кружась,Словно в дымке тают, на воду ложась».Ну, конечно все узнали салют.Кто знает, что такое салют? (огни в небе).Да это такие разноцветные огоньки в небе, которые зажигаются и сверкают, а потом гаснут. Очень красиво!Какими цветами вы видели салют?Ребята, а когда бывает салют: днём или вечером? Правильно, салют бывает поздно вечером.А кто знает почему? (чтобы он был виден, огоньки тогда ярче).Скажите, а в нашем городе, где бывает салют? Куда вы ходите его смотреть? Теперь закройте все глаза и представьте, что вы стоите и смотрите салют. Какой он красивый, красочный и разноцветный.(звучит торжественная музыка, например «Фанфары»)«Вдруг из чёрной темнотыВ небе выросли кустыА на них- то голубые, красные и золотыеРаспускаются цветы небывалой красоты.И все улицы под тоже стали голубыми, красными и золотыми –Разноцветными.А народу целая толпа. Мамы, папы, ребятишки.Ждут на небе новой вспышкиС каждым залпомвсе кричат громкое «Ура».В вышине зажглись вновьЗвёзды и заря.Этот праздничный салют к миру, счастьюВсех зовёт».Открывайте теперь глаза. Что вы увидели? (салют). Понравился вам салют?Предлагаю вам нарисовать праздничный салют. Который вы сейчас представили или который видели на празднике.Мы будем рисовать праздничный салют над городом.Вы уже, наверное, догадались, чем мы будем сегодня рисовать? Знаете этот материал?Салют вы будете рисовать восковыми мелками. Он будет занимать почти весь лист.А в нижней части листа нарисуем вечерний город. Как вы думаете, что будет в рисунке главное? (салют). Главное рисуем крупно, ярко, а дома или деревья очень маленькие и тёмными мелками.Посмотрите, я сейчас вам покажу, как мы будем рисовать салют.Я беру мелок яркого цвета и на небе ставлю точку как будто именно здесь из ракетницы произвели залп салюта. Из этой точки в разные стороны провожу лёгким движением линии (их будет пока почти не видно, зато потом вы увидите чудо – фокус, она проявится как в сказке, когда будете рисовать красками). Затем на ножках этих линий нарисовать врассыпную или в виде цветов (как вы видели во время салюта) кругленькие салютики и закрашиваете их мелками: красными, синими, жёлтыми, какими хотите.Как ещё можно нарисовать салют? Покажите.После того как нарисовали салют мелками, нужно нарисовать ночной город. Ночной город мы рисуем тоже восковыми мелками. Вспомните, как вы рисовали дома. Рисуем не весь дом, а лишь верхние этажи. Один дом стоит рядом с другим. У домов могут быть разные крыши. Не забудем нарисовать окна в домах. Когда салют готов, красками затонируйте весь лист, поверх рисунка под ночное небо. Какой нужно выбрать цвет краски для ночного неба? Практические действия детей.Подведение итогов. Оценка работ.Проведя занятия, можно сделать вывод, что на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста влияет:- сотворчество детей и педагога в процессе работы;- создание положительной эмоциональной атмосферы;- подбор разнообразного демонстрационного материала;- поддержка творческой инициативы детей педагогом;- обучение детей различным способам творчества. Для того чтобы зафиксировать достижения детей, было проведено заключительное занятие, представляющее собой заключительный контрольный эксперимент.2.3. Динамика развития детского творчества в рисовании праздников у детей старшего дошкольного возрастаЧтобы определить эффективность применения используемых нами методов и приемов, а так же создания условий для развития творчества у детей старшего дошкольного возраста, нами был проведён контрольный этап эксперимента.На контрольном этапе эксперимента нашей целью было определение динамики развития творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в рисовании праздников.Задачи:- подтвердить эффективность педагогических условий, методов и приемов обучения, используемых в работе; - закрепить умения и навыки по рисованию праздников.На данном этапе были использованы следующие методы:- наблюдение;- рисование по творческому заданию;- обработка результатов.По итогам проведенных занятий была составлена таблица, в которой зафиксированы оценки по трехбалльной шкале по каждому из критериев.Таблица 2 – Критерии оценки№ Ф.И.ребенка12345общий результатбаллыуровень1Полина Н.3232313ВИрина О.2222311ССвета Р.3233213ВНастяЯ.3232313ВОльга У.2223311СИльяН.3322313ВДенисР.3222211СДанилаП.3322212СМихаилО.3222312САрсений М.3322212СНа данном этапе эксперимента удалось выяснить, что на высоком уровне оказалось 4 детей, на среднем 6 детей; низкого уровня зафиксировано не было. Таким образом, результаты сравнения констатирующего и контрольного этапов эксперимента показывают значительное повышение уровня развития творчества детей в процессе рисования праздников. Детские работы характеризуются большой выразительностью, использованием разнообразных материалов, наличием деталей, обогащающих содержание, применением детьми разнообразных техник в работе.В результате анализа работ контрольного этапа эксперимента выяснилось следующее: у всех детей группы появился устойчивый интерес к творчеству;заметно вырос интерес к рисованию как виду творчества;появились навыки рисования праздников; повысился уровень творчества;повысился уровень самостоятельности и активности.Детям было интересно работать, они были активны и любознательны на занятиях.Таким образом, мы убедились в том, что планомерные занятия с детьми старшего дошкольного возраста, направленные на развитие творчества, приносят результаты.ВыводыОсобенностью сегодняшнего этапа развития образования в России является внедрение образовательных стандартов второго поколения. В этой связи знания об истории развития методов обучения рисованию являются важной и неотъемлемой частью знаний. В данной дипломной работе была освещена такая немаловажная сторона учебно-воспитательной работы в дошкольной образовательной организации, как формы и методы обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию. В старшемдошкольном возрасте происходят значительные психологические изменения. Ребенок начинает понимать, что отличается от других, что представляет собой некую индивидуальность. В период старшего дошкольного возраста активно совершенствуются восприятие, память, внимание, составляющие основу познавательного процесса, а также речь, письмо, чтение, счет, способствующие развитию высших психических функций. Велика роль занятий изобразительным искусством в развитии детей. Формы и методы работы должны быть направлены не только на формирование определенных знаний, умений и навыков, но и на привлечение внимания, интереса детей к творчеству, пробуждение у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, к процессу рисования и результатам своего творчества.Этому может способствовать ряд условий:1. Соблюдение психолого-педагогических условий воспитательного процесса - это важная составляющая часть результативности процессов обучения и воспитания.2. Занятия, проведенные в нестандартной форме, способствуют достижению более высоких результатов обучения.3. Творческое отношениевоспитателя находит отражение в результативности практической деятельности детей.Проверка эффективности этих условий стала основой нашего исследования. Учитывая эти условия, представленные нами ранее, мы разработали занятия, нацеленные на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в рисованиипраздников. По результатам проведенной работы были сделаны следующие выводы:1. Выдвинутая нами гипотеза о том, что занятия в рисовании праздников будут активизировать процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста, при соблюдении определенных педагогических условий, таких как: создание положительной эмоциональной атмосферы, подбор разнообразного демонстрационного материала, поддержка творческой инициативы детей педагогом - полностью подтвердилась.2. Система специально разработанных занятий по рисованию способствовала развитию детского творчества.3. Занятия строились по принципу усложнения материала.4. Для формирования творчества предлагалось детям несколько возможных вариантов.5. Формированию изобразительного творчества способствовал интерес детей к данному виду деятельности, уделялось большое внимание подаче учебного материала, поддерживалась заинтересованность детей, а также тщательно отбирался материал по степени сложности: он не должен был быть чересчур сложным и слишком простым, так как это снижало интерес детей к работе.Создавались условия, в которых дети могли бы максимально проявлять самостоятельность. Для развития и поддержания интереса к рисованию праздников,назанятиях использовались игровые приемы, сюрпризные моменты. Чтобы активизировать мыслительную деятельность применялись загадки, вопросы, создающие поисковую ситуацию, способствующие проявлению творческого подхода при выполнении задания. Очень важным в работе было уважительное, бережное отношение к детскому творчеству. Также предлагалась свобода выбора сюжета работы, выбора материала и удобного положения ребенка в процессе работы (стоя, сидя). Активно применялся метод сотворчества, сотрудничества педагога с детьми, что способствовало созданию интересных, неповторимых работ. Поощрялась самостоятельность детей в поиске путей осуществления замысла.При организации работ дети проявляли эмоциональность и открытость. В ходе проведенных занятий дети познакомились с различными средствами художественной выразительности и научились их использовать в процессе рисования праздников. Дети овладели различными способами и приемами рисования праздников. Большое значение творческая деятельность оказала на сенсорное и умственное развитие. Дети усвоили сенсорные эталоны, научились рассуждать, мыслить, планировать, анализировать свою деятельность. Обогатился словарный запас детей, за счет получения новых знаний (названий), умений. Развились такие качества, как: самостоятельность, активность, настойчивость в овладении более сложными приемами, умение доводить начатое дело до конца, желание экспериментировать.Проведенные занятия показали, что дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно использовать полученные творческие навыки. На основе этого становится возможным усложнение творческой деятельности, и дальнейшее его развитие. Это служит прямой подготовкой детей к более сложной учебной деятельности в школе.Таким образом, задачи по развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в рисовании праздников решены, гипотеза, выдвинутая нами - подтвердилась. Список литературыАбдулин О.А. Педагогика. -М.: Просвещение, 2009. - 463 с.Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 2002.Алексеева Л.Г., Воронин А.Н.. Развитие и диагностика способностей.- Москва. Наука 2009. - 240 с.Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: Наука. Издательство АПН РФСФР, 1960. - 486 с.Басова М.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов на Дону.: «Феникс», 1999. - 416 с.Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. / Т.В. Башаева - Яр. Академия развития. 1997. - 243 с.Болотина Л.Р., Комарова Т.С, Баранов С.П. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М.: Академия, 1998. – 240 с. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. - Минск: Университетское, 1990. - 211 с.Введение в научное исследование по педагогике. Учебное пособие. / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др. / Под редакцией В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. / Л.А. Венгер - М.: Просвещение. 1969. - 225 с.Вергизова Е.В., Тарасова Л.Д. Проектирование моделей развивающей среды в ДОУ. // http://festival.1september.ru/articles/564789/. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. // Дошкольное воспитание. – 2005. – №5. – с. 24-28. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. // М.: Смысл-Эксмо, 2003. – с. 235-326. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1998. – 573 с. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1965. - 379 с.Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. - М.: МГУ, 1968. - 134 с.Гончаров О.А. Восприятие пространства и перспективные построения. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2007. - 252 с.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное пособие. – М.: Академия, 1997. – 272 с. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учебное пособие. – М.: Академия, 1999. – 344 с. Давыдов В. В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др. Возрастная психология / Под ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.Давыдов В. В., Варданян А.У. Моделирование и учебная деятельность. - Ереван, 1981. - 220 с.Давыдов В. В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности // Вопросы психологии, 1981. №6. - С. 13 - 26.Давыдов В. В. Новое обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - С. 64- 89.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения - М.: Директ-Медиа, 2008. - 239 с.Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности: Учеб.пособие. - М.: Российское пед. агенство 1998. - 210 с.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Изд - во «Питер», 2000. - 368 с.Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – Спб., 2002.Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1986.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с. Ерофеева Т.И. Семинарские и практические занятия по курсу «Методология и методики педагогического исследования». – М.: Просвещение, 1997. – 88 с. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Том I. Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1996. – 320 с. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2. – с. 48-51. Истомина З.М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста. // Психология дошкольника. Хрестоматия. / Составитель Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1997. – 125 с. Йеменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. – 255 с. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества:учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» / Т.Г. Козакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255 с.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003. – 192 с. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006. – с. 189. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Корзина Г.И. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 152 с. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятия с детьми 2-7 лет. – М.:Владос, 2006. – 176 с. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 1970. – 158 с. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество. – М.: Карапуз – Дидактика, 2006.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.:Мнемозина, 1995. - 158 с.Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.:Просвещение, 1985 – 283 с. .// http://www.detskiysad.ru/izo/teoria03.html. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с. Кубышева М.А. «Реализация технологии деятельностного метода», ЦСДП, Москва 2005. - 26 с.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Сфера. - 2004. - 464 с.Лаврентьева Т.В. Развитие линейного глазомера у дошкольников. М.: Просвещение, 1968. - 253 с.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – с. 29–33. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская 3.Я. Художник в каждом ребенке. М.: Просвещение, 2008. – 175 с. Мосина В.Р. Изобразительное искусство и формирование эстетического и социокультурного пространства/ В.Р. Мосина// Социально-гуманитарные знания №1, 2007 - С. 42- 46.Мухина В.С. Детская психология. Учебное пособие. / Под редакцией Л.А. Венгера. – 2-е издание. – М.: Просвещение. – 1985. – 272 с. Мухина B.C. Возрастная психология:феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Просвещение, 1991 - 473 с.Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1981. - 190 с.Неменский Б.М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». // nsc.1september.ru›2002/30/7.htm. Немов Р.С. “Психология” в 3 кн. Кн. 2 Психология образования.изд. - М: Просвещение: Владос. 2009. - 384 с.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. -М.: Просвещение, 2001. - 240 с.Николаева Е.И. Психология детского творчества. – Спб: Речь, 2006.Обухова С.Н. Педагогические условия становления эстетически развитой личности дошкольника средствами народного и декоративно-прикладного искусства. // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Том 15. – 2009. – № 2. – с. 314-317. Обухова Л.Ф “Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 2010. - 362 с.Петухова Л.В. Нетрадиционные техники рисования как условие развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 2. – с. 159-163. Погодина С.В. Значение художественных эталонов в творческом становлении дошкольников. // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2009. – № 1. – с. 74-80. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. – Москва – Рига: Эксперимент, 2000. – 160 с. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1998. – 280 с. Психологический словарь. / Под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1993. – 448 с. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. / Под редакцией Казаковой Р.Г. – М.: Сфера, 2005. – 128 с. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. - 1986. - №4. - С. 101- 107.Сакулина Н.П. Воспитание на занятиях изобразительной деятельности. // Дошкольное воспитание. – 1967. – № 5. – с. 29-35. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965. – 189 с. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Просвещение», 1973. – 254с.Сизова А.В. Формирование цветовосприятия как проблема художественно- эстетического воспитания школьников. // Мир образования – образование в мире. – 2002. – №1. – с. 187-192. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю. – М.:Педагогика, 1986. – 152 с. Трофимова Н.М., Ерёмина Е.И. Самообразование и творческое развитие личности // Педагогика. - 2003. - №2. - С. 42 -48.Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1956. // http://www.detskiysad.ru/izo/tvorchestvo.html. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 24 - 32.Художественное творчество в детском саду. / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. / Под редакцией Н.А. Ветлугиной. – М: Просвещение, 1974. – 425 с. Художественное творчество и ребенок. / Под редакцией Н.А. Ветлугиной. – М., 1972.Шаров А.С. Психология образования и развития человека: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Омск: Изд - во ОмГПУ,1996. - 150 с.Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М.: Просвещение, 1981. - 380 с.Эльконин Д.Б. “Избранныепсихологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии” П.ред. Д.И. Фельдштейна - М: Международная педагогическая академия, 2005 - 463 с.Якобсон П.М.Психология ихудожественное восприятие. - М.:Искусство, 1964. - 85 с.Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971. - 46 с.
2. Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 2002.
3. Алексеева Л.Г., Воронин А.Н.. Развитие и диагностика способностей.- Москва. Наука 2009. - 240 с.
4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: Наука. Издательство АПН РФСФР, 1960. - 486 с.
5. Басова М.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов на Дону.: «Феникс», 1999. - 416 с.
6. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. / Т.В. Башаева - Яр. Академия развития. 1997. - 243 с.
7. Болотина Л.Р., Комарова Т.С, Баранов С.П. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М.: Академия, 1998. – 240 с.
8. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. - Минск: Университетское, 1990. - 211 с.
9. Введение в научное исследование по педагогике. Учебное пособие. / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др. / Под редакцией В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
10. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. / Л.А. Венгер - М.: Просвещение. 1969. - 225 с.
11. Вергизова Е.В., Тарасова Л.Д. Проектирование моделей развивающей среды в ДОУ. // http://festival.1september.ru/articles/564789/.
12. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. // Дошкольное воспитание. – 2005. – №5. – с. 24-28.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. // М.: Смысл-Эксмо, 2003. – с. 235-326.
14. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1998. – 573 с.
15. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1965. - 379 с.
16. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. - М.: МГУ, 1968. - 134 с.
17. Гончаров О.А. Восприятие пространства и перспективные построения. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2007. - 252 с.
18. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное пособие. – М.: Академия, 1997. – 272 с.
19. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учебное пособие. – М.: Академия, 1999. – 344 с.
20. Давыдов В. В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др. Возрастная психология / Под ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
21. Давыдов В. В., Варданян А.У. Моделирование и учебная деятельность. - Ереван, 1981. - 220 с.
22. Давыдов В. В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности // Вопросы психологии, 1981. №6. - С. 13 - 26.
23. Давыдов В. В. Новое обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - С. 64- 89.
24. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
25. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения - М.: Директ-Медиа, 2008. - 239 с.
26. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности: Учеб. пособие. - М.: Российское пед. агенство 1998. - 210 с.
27. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Изд - во «Питер», 2000. - 368 с.
28. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – Спб., 2002.
29. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1986.
30. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
31. Ерофеева Т.И. Семинарские и практические занятия по курсу «Методология и методики педагогического исследования». – М.: Просвещение, 1997. – 88 с.
32. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Том I. Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1996. – 320 с.
33. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2. – с. 48-51.
34. Истомина З.М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста. // Психология дошкольника. Хрестоматия. / Составитель Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1997. – 125 с.
35. Йеменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. – 255 с.
36. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» / Т.Г. Козакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255 с.
37. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003. – 192 с.
38. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006. – с. 189.
39. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Корзина Г.И. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 152 с.
40. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятия с детьми 2-7 лет. – М.:Владос, 2006. – 176 с.
41. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 1970. – 158 с.
42. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество. – М.: Карапуз – Дидактика, 2006.
43. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.:Мнемозина, 1995. - 158 с.
44. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.:Просвещение, 1985 – 283 с. .// http://www.detskiysad.ru/izo/teoria03.html.
45. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.
46. Кубышева М.А. «Реализация технологии деятельностного метода», ЦСДП, Москва 2005. - 26 с.
47. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Сфера. - 2004. - 464 с.
48. Лаврентьева Т.В. Развитие линейного глазомера у дошкольников. М.: Просвещение, 1968. - 253 с.
49. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt.
50. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – с. 29–33.
51. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская 3.Я. Художник в каждом ребенке. М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
52. Мосина В.Р. Изобразительное искусство и формирование эстетического и социокультурного пространства/ В.Р. Мосина// Социально-гуманитарные знания №1, 2007 - С. 42- 46.
53. Мухина В.С. Детская психология. Учебное пособие. / Под редакцией Л.А. Венгера. – 2-е издание. – М.: Просвещение. – 1985. – 272 с.
54. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Просвещение, 1991 - 473 с.
55. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1981. - 190 с.
56. Неменский Б.М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». // nsc.1september.ru›2002/30/7.htm.
57. Немов Р.С. “Психология” в 3 кн. Кн. 2 Психология образования.изд. - М: Просвещение: Владос. 2009. - 384 с.
58. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. -М.: Просвещение, 2001. - 240 с.
59. Николаева Е.И. Психология детского творчества. – Спб: Речь, 2006.
60. Обухова С.Н. Педагогические условия становления эстетически развитой личности дошкольника средствами народного и декоративно-прикладного искусства. // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Том 15. – 2009. – № 2. – с. 314-317.
61. Обухова Л.Ф “Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 2010. - 362 с.
62. Петухова Л.В. Нетрадиционные техники рисования как условие развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 2. – с. 159-163.
63. Погодина С.В. Значение художественных эталонов в творческом становлении дошкольников. // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2009. – № 1. – с. 74-80.
64. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. – Москва – Рига: Эксперимент, 2000. – 160 с.
65. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1998. – 280 с.
66. Психологический словарь. / Под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1993. – 448 с.
67. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. / Под редакцией Казаковой Р.Г. – М.: Сфера, 2005. – 128 с.
68. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.
69. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. - 1986. - №4. - С. 101- 107.
70. Сакулина Н.П. Воспитание на занятиях изобразительной деятельности. // Дошкольное воспитание. – 1967. – № 5. – с. 29-35.
71. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965. – 189 с.
72. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Просвещение», 1973. – 254с.
73. Сизова А.В. Формирование цветовосприятия как проблема художественно- эстетического воспитания школьников. // Мир образования – образование в мире. – 2002. – №1. – с. 187-192.
74. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю. – М.:Педагогика, 1986. – 152 с.
75. Трофимова Н.М., Ерёмина Е.И. Самообразование и творческое развитие личности // Педагогика. - 2003. - №2. - С. 42 -48.
76. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1956. // http://www.detskiysad.ru/izo/tvorchestvo.html.
77. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 24 - 32.
78. Художественное творчество в детском саду. / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. / Под редакцией Н.А. Ветлугиной. – М: Просвещение, 1974. – 425 с.
79. Художественное творчество и ребенок. / Под редакцией Н.А. Ветлугиной. – М., 1972.
80. Шаров А.С. Психология образования и развития человека: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Омск: Изд - во ОмГПУ,1996. - 150 с.
81. Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М.: Просвещение, 1981. - 380 с.
82. Эльконин Д.Б. “Избранные психологические труды. Проблемы
возрастной и педагогической психологии” П.ред. Д.И. Фельдштейна - М: Международная педагогическая академия, 2005 - 463 с.
83. Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие. - М.:Искусство, 1964. - 85 с.
84. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971. - 46 с.
Шестьдесят два
Содержание
Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества
1.1 Содержание понятия детского творчества
1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве
1.3 Развитие изобразительных и творческих способностей детей в процессе изображения деятельности
Глава 2. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях
2.1 сюжетно-тематическое рисование как вид изображения деятельности детей дошкольного возраста
2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте
2.3 Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционные методы рисования на занятиях по сюжетному рисованию
Глава 3. Экспериментальное исследование
3.1 Этапы и методы экспериментального исследования
3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента
Вывод
библиография