Использование информационно- коммуникативных технологий при работе с одарёнными детьми на уроках иностранного языка ( 5-6 классы).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 33 33 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 29.06.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы использования ИКТ в сопровождении образовательного процесса в школе 6
1.1 Определение информационно-коммуникационных технологий 6
1.2 Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: их виды, преимущества и недостатки 7
1.2.1 Виды, функции и возможности ИКТ 8
1.2.2 Преимущества ИКТ 10
1.2.3 Отрицательное влияние ИКТ 11
1.3 Использование компьютерных технологий на уроках английского языкаи во внеурочной деятельности 12
1.3.1 ИКТ в процессе обучения восприятию аутентичной иноязычной речи 12
1.3.2 Информационное пространство в обучении иностранному языку 13
Глава 2. Использование ИКТ в работе с одарёнными детьми 15
2.1 Понятие одарённости, её характерные черты и виды 15
2.2 Выявление личностных особенностей одарённых детей 16
2.3 Особенности обучения одарённых детей 18
2.3.1Стратегия ускорения 19
2.3.2 Стратегия углубления 20
2.3.3 Стратегия обогащения 20
2.3.4 Стратегия проблематизации 21
2.3.5. Личностно-ориентированный подход в обучении 22
2.3.6 Деятельностный подход в обучении 22
2.4 Проявления детской одарённости при изучении иностранного языка 23
2.5 . Основные подходы, методы и приёмы работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка и во внеклассной работе 24
2.6. Изучение различных методов и приемов ИКТ технологий при работе с одаренными детьми 26
2.6.1 Коммуникационный аспект ИКТ при работе с одарёнными детьми 26
2.6.2 Использование мультимедийных презентаций на уроках иностранного языка при работе с одарёнными детьми 26
2.6.3 ИКТ ресурсы и методические приёмы для уроков иностранного языка и внеклассной работы в 5-6 классах 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Фрагмент для ознакомления

Разумеется, хорошая память одарённых детей помогает им усваивать больший объём материала, они без труда запоминают не только отдельные слова и грамматические правила, но и целые фразы, речевые обороты, тексты для пересказа.Социальная одарённость тоже очень ярко и кстати проявляется при изучении иностранного языка, и не только на уроках: такие дети контактны, раскрепощены в речи, им легче преодолеть дискомфорт от языкового барьера, они не испытывают комплексов даже при общении с носителями языка и стараются использовать такую возможность с максимальной познавательной выгодой.. Основные подходы, методы и приёмы работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка и во внеклассной работеНа уроках иностранного языка основными задачами является формирование у учащихся ряда компетенций: языковой, речевой, коммуникативной, прагматической, социокультурной. Высокий интеллект, стремление к познавательной деятельности, творческое начало одарённых детей способствуют решению данных задач в полном объёме. В рамках вышеописанных стратегий и подходов в обучении практикуется как индивидуальная, так и совместная работа учащихся (сотрудничество), проектная деятельность. Все интеллектуальные и психоэмоциональные свойства личности учитываются при подборе приемов обучения, языкового материала и при выполнении заданий.При выборе того или иного подхода к обучению, вместе с соответствующими ему методами и приёмами, педагогу следует учитывать множество разных факторов, особенно работая с одарёнными, неординарными детьми: возраст учеников, тип учреждения образования, количественный и даже личностный состав группы, а также психологический и социальный микроклимат внутри неё. К примеру, для рассматриваемой в данной работе возрастной группы школьников (5-6 класс) в силу их адаптации и перехода из начальной школы в среднее звено целесообразно применять аудиовизуальные методы работы, обязательно с элементами игры (в этом возрасте она ещё является важным, хотя уже и не основным, видом познавательной деятельности), не перегружая их излишней теорией или языковыми структурами. [9] Разыгрывание различных коммуникативных ситуаций, имитирующих реальные случаи из жизни, драматизация диалогов и целых литературных произведений, уроки-викторины – все эти приёмы отлично подходят для реализации интеллектуального и творческого потенциала способных пятиклассников при изучении иностранного языка. Кроме того, возрастные особенности психики, особенно у одарённых детей, уже позволяютактивизировать и такие мыслительные процессы, как анализ, обобщение, осмысление, и эти особенности необходимо грамотно использовать в процессе обучения. Одарённых детей 10-11 лет на уроках иностранного языка ужеможно обучать основам проектной и исследовательской деятельности, уместен сознательно-практический метод работы. [13] Мотивированных и способных детей в этом возрасте можно и нужно учить самостоятельной или групповой работе. Такие задания, как сравнение культурных традиций (кухни, достопримечательностей и пр.) в своей стране и стране изучаемого языка, написание письма иностранному другу, будут для них посильны и интересны.Крайне важным фактором развития способностей у одарённых детей является их участие во внеурочной деятельности и правильная организация этой деятельности. Речь идёт не только о факультативных занятиях, где происходит углубление знаний по предмету, но и о различных конкурсах, фестивалях, олимпиадном движении. Они задают детям новые ориентиры, стимулируют их к дальнейшему росту, создают ситуации здорового соперничества и успеха. Предметные недели, проводимые в школах, и различные мероприятия также позволяют учащимся задействовать свою эрудицию, музыкальные, творческие и артистические данные, а педагогу отступить от программы, классно-урочной системы и традиционныхметодов работы, повысить интерес и мотивацию к изучению иностранных языков.Следует понимать, что эффективная работа содарёнными детьми -процесс трудоёмкий, он требует от учителя серьёзной дидактической и методической подготовки, большого разнообразия форм работы и материала. Однако и возможности педагога сегодня совершенно другие. На помощь ему приходят самые современные и разнообразные технологии, без которых сегодня невозможно представить современный и качественный образовательный процесс.Изучение различных методов и приемов ИКТ технологий при работе с одаренными детьми2.6.1Коммуникационный аспект ИКТ при работе с одарёнными детьмиРазвитие коммуникационных технологий существенно расширяет возможности учащихся продемонстрировать и применить полученные знания в различных конкурсах и олимпиадах, которые доступны в Интернeт-пространстве. Это помогает им сформировать адекватную самооценку, сравнить свои способности и возможности не только с учащимися своей школы, но и с одарёнными детьми из других школ и регионов.Кроме того, материалы конкурсов и олимпиад прошлых лет можно без труда найти в сети и использовать их для подготовки к традиционным олимпиадам. Не вызывает никаких сомнений огромная польза и значение межкультурного обмена. В зависимости от возраста учащихся, это может быть сначала обычная бытовая переписка с иноязычными сверстниками, посткрoссинг (обмен открытками, картинками), а со временем – серьёзный тематический проект, включающий совместную работу школьников из разных стран. [12] Темы таких проектов могут быть самые разнообразные, например: «Россия глазами американских школьников: мифы и стереотипы», «Глобальное потепление – глобальная проблема», «Правила Дорожного Движения в Великобритании и в России: сходства и отличия» (6 класс). 2.6.2 Использование мультимедийных презентаций на уроках иностранного языка при работе с одарёнными детьмиО функциях и преимуществах мультимедийных презентаций уже упоминалось выше. Стоит отметить, что в применении к исследуемой возрастной категории учеников (5-6 классы) как правило, учитель использует готовые презентации, созданные им самим или заимствованные в Интернете. Это могут быть как чисто демонстрационные презентации, например, по темам «Праздники», «Школы Великобритании» (5 класс), так и интерактивные, направленные на активизацию лексического и грамматического материала, например соотнести слова с картинками или транскрипцией, выбрать подходящее местоимение и т. д. Однако когда речь идёт об одарённых детях, способных и любознательных, то в 6 классе их уже можно учить готовить собственные небольшие презентации для проектов или устных докладов. При выборе темы стоит применять стратегии обогащения или углубления, т.е. предложить учащемуся осветить подробнее какой-либо интересный вопрос в рамках изучаемой по программе тематики. Это может быть описание, рецепт или история интересного блюда, достопримечательности, праздника и т. д. Мультимедийная презентация собственного изготовления по желанию ученика может сопровождать его рассказ в качестве наглядной опоры при тематическом контроле монологической речи. Такой вид заданий попутно формирует навыки работы учащихся с коммуникационными технологиями, а также сделает его рассказ наглядным и интересным для одноклассников.2.6.3ИКТ ресурсы и методические приёмы для уроков иностранного языка и внеклассной работы в 5-6 классахНеоспоримым и проверенным фактом является тот факт, что в текстах песен, так же как и в процессе драматизации, театральных постановок учащиеся с лёгкостью запоминают значительно больший объём информации, чем при использовании традиционных методов обучения. Драматизация и выступление перед зрителями на сцене являются сильнейшим мотиватором для детей в совершенствованиинавыков грамотной и выразительной иноязычной речи. В 5-6 классе они являются логическим продолжением и развитием игровых форм обучения, эффективных для начальной школы. Все эти приёмы и формы работы становятся гораздо проще и доступнее благодаря возможностям ИКТ, обеспечивающим свободный доступ к фонограммам, сценариям, визуальным эффектам и др.Учитель, который хочет расти и самосовершенствоваться сегодня не испытывает дефицита в методической базе и возможностях обмена опытом благодаря современным технологиям. Существуют специальные сайты для образовательного и культурного обмена, например «Studentsaroundthewоrld»и некоторые другие. Зарегистрироваться на этом сайте могут школьники и работники образования, чтобы осуществлять организованный культурный обмен между целыми детскими коллективами.Для уроков в 5-6 классе подходит интерактивный курс английского “24/7 TeenTalkEnglish”. Он состоит из 2 уровней и 8 разделов. Разнообразие звукозаписей и анимационных роликов в исполнении носителей языка из Великобритании, множество фонетических, грамматических и речевых упражнений, а также игр на тренировку правописания делает этот курс отличным подспорьем для учителя и легко вписывается по тематике уроков в учебный процесс.Учащимся 5-6 классов также будет интересен интерактивный курс английского языка  “Правильный английский без скучных правил”. Он рассчитан на детей от 4 до 12 лет со и состоит из 3 частей для разных возрастных групп.[9] Часть 3 “Волшебный мир” подходит для детей 10–12 лет. Курс состоит из обучающих игр с заданиями 3-х уровней сложности и знакомит учащихся с британским и американским вариантами английского языка. Данный курс подходит для самостоятельной работы одарённых и мотивированных учащихся, так как позволяет ребёнку увидеть собственные достижения после автоматической проверки выполненных заданий. Программа Профессор Хиггинс состоит из двух частей – фонетики и грамматики, который включает 130 уроков по разным грамматическим правилам. Данная программа развивает коммуникативные навыки во всех видах речевой деятельности и подходит для учащихся разных возрастов.Для усвоения тематической лексики отлично подойдёт иллюстрированный тематический словарь «LearnEnglish. Eurotalk. Interactive». Он включает упражнения на восприятие речи на слух, формирование навыков устной речи и развитие памяти.Указанные программы можно применять на уроках, факультативных занятиях (не забывая, однако о здоровьесберегающих нормах – не более 15 минут работы с экраном в течение 1 урока), для самоподготовки и индивидуальных занятий с учащимися.Разумеется, это лишь несколько примеров ИКТ, подходящих для изучаемой возрастной категории – учащихся 5-6 классов. Они подходят для работы не только с одарёнными детьми, которые едва составляют несколько процентов от всех учеников. Данные средства помогают открыть таланты и способности в обычных на вид учениках, тем болеечто в возрасте 10-12 лет детская любознательность при высокой мотивации дают порой очень высокие результаты. Далеко не все хорошо успевающие дети, выпускаясь из школы, обязаны своими успехами природным данным – большинство из них, напротив, добились многого своим трудом и трудом своих учителей.ЗаключениеВ данной работе мы дали определение понятию «одарённость», а также изучили основные виды детской одарённости и её проявления. Кроме того, наше исследование затронуло вопросы методов и подходов к обучению одарённых детей вообще и иностранному языку в частности. Мы выяснили, что представляют современные информационно-коммуникационные технологии, какие они бывают, какие функции они выполняют в образовательном процессе. Мы рассмотрели их основные преимущества и недостатки, их положительное и отрицательное влияние на детей и их познавательную деятельность. Помимо всего прочего, в данной работе определены наиболее полезные и часто применяемые на уроках иностранного языка ИКТ-ресурсы, способы их эффективного применения на уроках иностранного языка и во внеклассной работе. Отдельное внимание, разумеется, было уделено особенностям применения коммуникационных технологий при работе с одарёнными детьми – основному предмету данного исследования. Мы рассмотрели наиболее подходящие технологии для учащихся 5-6 классов с учётом их возраста и интеллектуально-психических особенностей. На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:Применение информационно-коммуникационных технологий в том или ином виде является необходимой и неотъемлемой частью современного образовательного процесса.ИКТ существенно расширяют не только информационное, но и коммуникационное пространство учащихся, создавая тем самым одновременно и устойчивую мотивацию для изучения иностранного языка, и условия для применения имеющихся знаний на практике.Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению является наилучшим способом диагностики различных видов одарённости детей и развития явно выраженных или скрытых способностей каждого отдельно взятого ученика.Разнообразие ИКТ и их возможностей позволяет учителю иностранного языка применять на уроках разнообразные подходы, приёмы и методы работы, что повышает дифференцированность обучения и способствует формированию у учащихся всех необходимых компетенций: языковой, речевой, социокультурной и др.В данном исследовании также разработаны отдельные приёмы и советы по практическому применению ИКТ на уроках в рамках содержания предметно-тематического содержания программы и календарно-тематического планирования по иностранному языку для средних общеобразовательных школ. Описанные приёмы, указанные Интернет-ресурсы и предложенные темы для проектной и исследовательской работы школьников подходят для непосредственного применения при разработке уроков и планировании внеклассной работы по иностранному языку. Все они направлены на достижение двух основных целей: сделать уроки иностранного языка интересными и полезными для школьников и дать им возможность для полноценного интеллектуального и личностного развития.Список использованной литературыЗубов, А. В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Зубов, И. И. Зубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург, 2004Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Рабочая концепция одаренностиБелкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008,.№,.с.73–75.Беляева Л. А., Иванова Н. В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе.2008, №4, с.36–40Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2008, №4, с.4–7.Носенко О. В., Белоус Е. П. Обучающие программы для общеобразовательных школ // Английский язык в школе. 2009, №1, с.68–73. Полат Е. С. Метод проектов на уроке иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2000. – №2 – с. 3-10.Репина Е. В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2009, №6, с.5–8.Савенков А. И. Развитие детской одарённости в образовательной среде // Развитие личности. –2002.–№3.–с. 113-146Сысоев, П. В. Разработка авторских учебных Интернет- ресурсов по иностранному языку / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. – 2009. - № 2. – С. 8-16.Чупина, О. В. Использование программы ICQ в диалоге культур / О. В. Чупина // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 2. – С. 49-52.Компанеева Л. Г. Преподавание иностранных языков одаренным детям. – http://pn.pglu.ru

1. Зубов, А. В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Зубов, И. И. Зубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
2. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург, 2004
3. Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Рабочая концепция одаренности
4. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008,.№,.с.73–75.
5. Беляева Л. А., Иванова Н. В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе.2008, №4, с.36–40
6. Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2008, №4, с.4–7.
7. Носенко О. В., Белоус Е. П. Обучающие программы для общеобразовательных школ // Английский язык в школе. 2009, №1, с.68–73.
8. Полат Е. С. Метод проектов на уроке иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2000. – №2 – с. 3-10.
9. Репина Е. В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2009, №6, с.5–8.
10. Савенков А. И. Развитие детской одарённости в образовательной среде // Развитие личности. –2002.–№3.–с. 113-146
11. Сысоев, П. В. Разработка авторских учебных Интернет- ресурсов по иностранному языку / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. – 2009. - № 2. – С. 8-16.
12. Чупина, О. В. Использование программы ICQ в диалоге культур / О. В. Чупина // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 2. – С. 49-52.
13. Компанеева Л. Г. Преподавание иностранных языков одаренным детям. – http://pn.pglu.ru

Вопрос-ответ:

Зачем использовать информационно-коммуникативные технологии при работе с одаренными детьми на уроках иностранного языка?

Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет разнообразить урок иностранного языка и сделать его более интересным и эффективным для одаренных детей. Это также способствует развитию их коммуникативных навыков, самостоятельности и креативного мышления.

Какие виды информационно-коммуникативных технологий можно использовать в образовании?

В образовании можно использовать такие виды информационно-коммуникативных технологий, как компьютерные программы, интерактивные доски, электронные учебники, онлайн-платформы для обучения и поддержки образовательного процесса и другие.

Какие преимущества имеют информационно-коммуникативные технологии в образовании?

Информационно-коммуникативные технологии позволяют ученикам получать доступ к большому объему информации, развивать навыки самостоятельного поиска и обработки информации, совершенствовать коммуникативные навыки, учиться работать в коллективе и применять полученные знания на практике.

Какие недостатки может иметь использование информационно-коммуникативных технологий в образовании?

Среди недостатков использования информационно-коммуникативных технологий в образовании можно выделить необходимость наличия соответствующей технической базы, возможность отвлечения учеников от учебного процесса, возможность получения неправильной или недостоверной информации, а также проблемы с конфиденциальностью данных.

Какие возможности предоставляют информационно-коммуникативные технологии для обучения одаренных детей иностранному языку?

Информационно-коммуникативные технологии позволяют одаренным детям расширить свой кругозор, углубить знания об иностранном языке, проводить самостоятельные исследования, развивать креативное мышление и учиться применять полученные знания на практике через взаимодействие с носителями языка и использование различных онлайн-ресурсов.

Какие преимущества и недостатки имеют информационно-коммуникативные технологии в образовании?

Преимущества информационно-коммуникативных технологий в образовании включают возможность получения доступа к широкому спектру информации, увлекательную и интерактивную форму обучения, повышение мотивации и заинтересованности учащихся, развитие навыков самостоятельного поиска и обработки информации. Однако, среди недостатков можно выделить зависимость от технических средств и доступа к интернету, возможность отвлечения внимания учащихся на развлекательный контент вместо учебного.

Какие возможности и функции предоставляют информационно-коммуникативные технологии?

Информационно-коммуникативные технологии предоставляют широкий спектр возможностей и функций. С их помощью учащиеся могут получать доступ к образовательным ресурсам и материалам из разных источников, взаимодействовать с учителем и другими учениками, создавать и редактировать тексты, презентации, видео и другие мультимедийные материалы, использовать интерактивные задания и тесты, а также развивать навыки анализа и критического мышления.

Какое отрицательное влияние могут оказывать информационно-коммуникативные технологии?

Использование информационно-коммуникативных технологий может приводить к отвлечению внимания учащихся на развлекательный контент вместо учебного, а также к зависимости от технических средств и доступа к интернету. Кроме того, неконтролируемое использование информационных технологий может приводить к развитию плохих привычек, например, чрезмерной игре в компьютерные игры или злоупотреблению социальными сетями.

Какие преимущества имеют информационно-коммуникативные технологии в образовании?

Информационно-коммуникативные технологии в образовании имеют несколько преимуществ. Во-первых, они позволяют улучшить доступность и качество образования. С помощью ИКТ можно получить доступ к большому объему информации из разных источников, а также взаимодействовать с преподавателями и другими учащимися в режиме реального времени. Во-вторых, ИКТ способствуют развитию творческого мышления, обучению самостоятельности и самоорганизации учащихся. Они позволяют ученикам активно взаимодействовать с материалом, находить решения различных проблем, развивать свои навыки и умения. В-третьих, использование ИКТ в образовании способствует повышению мотивации учащихся. Более интересные и эффективные уроки с использованием новых технологий могут создать благоприятную образовательную среду и стимулировать интерес учащихся к изучаемому предмету.