Проблемы начального периода обучения игре на фортепиано в современном Китае

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Музыка
  • 78 78 страниц
  • 90 + 90 источников
  • Добавлена 13.06.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ В КИТАЕ 8
1.1. История появления и распространения фортепиано в Китае 8
1.2 Становление развитие государственных музыкально-образовательных учреждений (1919-1937 гг.) 13
1.3 Развитие фортепианного образования в КНР (1949-1979) 19
1.4 Новый этап развития китайского фортепианного искусства 24
1980-1990-х гг. 24
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ФОРТЕПИАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ 29
2.1. Начальный этап фортепианного образования детей в Китае 29
2.2.Методическое оснащение детского фортепианного образования в Китае 38
2.3. Современное состояние детского фортепианного образования в Китае 45
2.4. Проблемы современного детского фортепианного образования в КНР 48
2.5. Пути решения проблем начального фортепианного обучения на современном этапе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЯ 68
Приложение 78

Фрагмент для ознакомления

Во-первых, это позволяет компенсировать недостатки индивидуального обучения, которое происходит «один на один» и ограничивает круг художественной коммуникации. Во-вторых, у любительского обучения появляется нацеленность на результат – качество фортепианного исполнительства, позволяющее выносить творческий результат на суд публики или компетентного жюри. В-третьих, дети приобретают важнейший опыт ответственности за творческий результат при публичном исполнении фортепианного произведения, которая направлена не на решение технических исполнительских задач, а на получение отклика слушателей, совместного сопереживания чувств и эмоций, вызванных фортепианной музыкой.Разнообразие приемов и методов начального фортепианного обучения позволяет повысить качество образовательного процесса, личную ответственность и гордость ученика за достигнутые творческие успехи и, в конечном счете, укрепляет интерес к фортепианной музыке и исполнительскому искусству.III. Стимулирование интереса детей к фортепианной музыке и фортепианному образованию следует выделить в отдельное направление работы по преодолению существующих проблем.Речь должна идти именно о пропагандировании и музыкальном просвещении в области фортепианного искусства широких слоев населения, поскольку только в этом случае возможно развивать оба образовательных направления – любительское и профессиональное. И в том и в другом случае речь должна идти об удовольствии детей от фортепианной игры, что возможно только в случае их музыкальной осведомленности, слухового и эстетического опыта в области фортепианного искусства.Первая ступень фортепианного обучения должна быть предназначена не для воспитания профессионального музыканта, а для воспитания человека, искренне любящего музыку, испытывающего потребность в общении с музыкальным искусством. Поэтому логичным является обучение детей, наряду с техническими исполнительскими приемами, навыкам элементарного анализа музыкальных произведений, воспитание у них музыкальных чувств, любви к процессу фортепианного музицирования.Подобное целеполагание требует включение в процесс начального фортепианного обучения широкого музыкального репертуара; не следует ограничиваться тем, чтобы научить ребенка хорошо играть в несколько пьес (даже технически сложных и известных), необходимо помочь детям овладеть репертуаром, к которому они могут обращаться в свободное досуговое время, в семейном кругу, в различных жизненных ситуациях.По словам ХоуЮэ, интерес – лучший учитель, только он может стимулировать детей к настойчивым, продуктивным занятиям на фортепиано. Педагоги-пианисты должны придерживаться принципа постепенности обучения, гибких методов обучения, чтобы стимулировать и поддерживать интерес и энтузиазм детей к обучению игре на фортепиано. IV. Глубокая психолого-педагогическая подготовка преподавателей фортепиано, в особенности тех, кто ведет преподавание на начальном этапе обучения и в любительском направлении.Сложность технических исполнительских навыков, необходимых для игры на фортепиано, сосредотачивает внимание на двух важнейших методах фортепианного обучения – демонстрации и объяснении педагога. И здесь совершенно необходимо, чтобы это объяснение было воспринято и понято детьми, то есть в своем содержании, яркости и образности языка, смысловом наполнении ориентироваться на психологические особенности ребенка, педагогические задачи, как локальные, так и стратегические.Дань Чжаои подчеркивает, что в преподавании игры на фортепиано для детей педагоги должны стараться использовать не абстрактный, теоретический язык, а образную, ассоциативную, многоцелевую речь. Например, изучая басовый ключ, учитель может направить воображение учащегося и представить его как «большое ухо», а восьмые длительности на нотном стане как плывущих уток и т.д..Продуктивным является использовании образа движения по лестнице вверх и вниз при сольфеджировании мелодий детских песен.Известный фортепианный педагог, профессор Центральной Академии музыкиЛинг Юань говорил: «Хороший исполнитель – не обязательно хороший учитель, потому что у него должна быть страсть к заботе о фортепиано, забота о студентах и ​​чувство психологии и педагогики».Конечно психолого-педагогическая подготовленность преподавателя фортепиано не исключает его высокой исполнительской пианистической подготовки. Особенно актуально это для высшего профессионального образования и начального этапа фортепианного обучения детей. В последнем случае возможности детей в понимании концептуальных, содержательных основ музыки достаточно ограничены, поэтому именно педагог становится «носителем» музыкальной коммуникации, «проводником» общения ребенка с музыкой, дающим пример музыкальной вербализации нотного текста.Таким образом, педагогическое мастерство преподавателя начального фортепианного обучения заключается в балансе и органическом единстве исполнительских пианистических возможностей и психолого-педагогической подготовки, обеспечивающей ориентированность на характеристики физического и умственного развития детей, выбор методов обучения как для технического роста, так и высокого интереса детей к фортепианному музицированию.В конечном счете, реформа начальногофортепианного обучения детей в современном Китае заключается в том, чтобы изменить консервативный подход во взаимодействии педагогов и обучающихся, открыть возможности для использования инновационных интерактивных методов обучения, повысить заинтересовать детей в фортепианном искусстве и обучении, придать процессу системность и последовательность, при сохранениилюбительского и профильного направлений фортепианного образования.V. Постоянное обновление фортепианного репертуара, его выбор с учетом направления фортепианного обучения и индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика.Здесь интересно привести слова бывшего директора Института музыки Шанхайской консерватории, профессора ЛяоНайсюна, который в статье «Несколько основных аспектов преподавания фортепиано» пишет: «Выбор учебных материалов варьируется от человека к человеку в зависимости от условий развития каждого Ученика: организация учебных материалов и репертуара с целью обеспечения всестороннего, строгого планирования, цели и системы его развития должна быть столь же осмотрительной, как и рецепт врача. Учебный репертуар должен быть прогностичным и позволять Ученику «учиться дальше». …Учителям следует постоянно добавлять в учебный процесс новые материалы и музыкальные произведения, которые, с одной стороны, должны дополнять процесс решения долгосрочных исполнительских задач,с другой стороны, позволять студентам осваивать разные фортепианные стили фортепианных. …Это требует, чтобы учителя, занятые в самодеятельном фортепианном образовании детей, должны не только мастерски владеть тем материалом, которому они учат студентов, но и постоянно продолжать осваивать новые методы обучении и развивать новыевозможности и способности. Эти способности связаны, в том числе, с быстрым освоениемновых музыкальных стилей и музыкальных композиций,предвидением трудностей, возникающих на разных этапах обучения. Во-первых, учебные материалы для детского фортепианного обучения должны быть интересными, и соответствовать возрастным особенностям детей, привлекать их интерес и внимание, стимулировать инициативу обучения. Во-вторых, необходимо выбирать для детей музыку с китайской спецификой, позволяющую сохранять национальный характер обучения детей, наследования традиций китайской музыкальной культуры. Наконец, учитель может добавить в детский репертуар ряд любимых и популярных детских песен для поддержания детей к процессу обучения».VI.В рассуждениях ЛяоНайсюна обозначен важнейший путь развития начального фортепианного обучения в современном Китае – насыщение начального фортепианного обучения национальной музыкой, не уступающей по художественному качеству и исполнительским возможностям лучшим классическим образцам.Данный процессе может быть уподоблен процессу овладения детьми родным языком, который дополняется изучением иностранных языков, совершенно необходимых для современного человека. Как китайский является «родным языком» нашего человека, так китайская фортепианная музыка является нашим «родным языком» в фортепианном обучении. Хотя музыка является по-настоящему интернациональным искусством, каждое музыкальное произведение заключает в себе исторический и культурный фон, ценности, мировоззрение его создателя, национальные различия, и др.Для того, чтобы понять и принять художественные особенности музыки иностранной культуры, ребенку необходимо освоить культурные ориентиры и ценности своей национальной музыки. Необходимо публиковать и интерпретировать произведения китайского фортепианной музыки, не только для их продвижения и популяризации, но и для обеспечения преемственности поколений китайских музыкантов, китайского фортепианного образования. «Китайская традиционная музыка подчеркивает очарование, очарование настроение, темперамент народа, эти,своего рода, невыразимые вещи. Традиционная китайская музыка … подчеркивает красоту жизни, красоту инь и ян, единство древней китайской поэзии, каллиграфии, живописи, танца в их неразрывной связи. …Дети должны сначала просто понять особенности традиционной китайской культуры, а затем учиться игре на фортепиано».VII. Стимулирование участия обучающихся в различного рода конкурсах и фестивалях фортепианного искусства, как на профессиональном, так и на любительском уровнях. Это не только повышает качество и престиж национальной фортепианной школы, но и позволяет развивать и пропагандировать китайскую фортепианную музыку на мировом уровне, как в области художественного пианистического репертуара, так и в области педагогического репертуара для разных ступеней фортепианного обучения детей.Конкурсные и концертные выступления позволяют широкой музыкальной аудитории больше узнать о китайской фортепианной музыке и ее исполнителях, насладиться ее неповторимым очарованием. Здесь можно назвать такие конкурсы, пользующиеся популярностью у широкой публики, как Кубок Жемчужной реки; Национальный конкурс молодых пианистов;Премия фортепианного искусства Китая Excellence; Студенческий фортепианный конкурс, организуемый Национальным колледжем музыкального образования,и мн. др.Вопрос о национализации фортепианного образования в Китае по-прежнему остается дискуссионным, и достаточно продуктивнов данной сфере работает коммерческий сегмент, однако, идея развития национальной фортепианной музыки в современном Китае, способной составить паритет с европейской музыкальной классикой, является всеобъемлющей, в особенности актуально она звучит применительно к начальному фортепианному обучению. К концу XX в., по мнению Не На, в КНР сложилась эффективная система профессиональной подготовки пианистов, под значительным влиянием фортепианных школ Московской и Петербургской консерваторий, также национальных школ Франции, Германии и других европейских стран. Несмотря на это, она обладает самобытными чертами, собственными традициями фортепианного обучения, национальным фондом фортепианного педагогического (главным образом, детского) репертуара.Прогрессивное развитие профессионального фортепианного образования в современном Китае, в значительной степени, определяется сложившимся диалогом культур, художественным взаимообменом в различных сферах художественного творчества. В то же время, начальное фортепианное образование требует серьезного совершенствования, в частности, в области систематизации и стандартизации содержания обучения; комплексной профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров; создания научно обоснованного методического обеспечения процесса, ориентированного на психофизиологические возрастные особенности детей и с учетом их индивидуальной одаренности; стабилизации баланса европейской и национальной музыки для детей в фортепианном репертуаре; обеспечении преемственности не только в профессиональном, но и в любительском фортепианном обучении.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа протяжении прошедших столетий фортепианная культура Китая прошла значительный путь: от первых подражательных опытов аккомпанирования на церковных службах и разучивания произведений европейской музыки в классах преподавателей-любителей, до собственной национальной исполнительской и композиторской фортепианной школы. Не менее значительны достижения в области китайского фортепианного образования. Однако, огромные масштабы страны и численности населения Китая порождают постоянную нехватку квалифицированных педагогических кадров и системного фортепианного обучения на всех ступенях и направлениях. Подтверждением этого служит разрыв между высокими достижениями профессиональных концертирующих пианистов-исполнителей и исполнительским уровнем рядовых пианистов. Не менее проблемной является ситуация в области педагогических кадров. Несмотря на активное освоение китайскими пианистами достижений европейской и русской школ, наличие достижений исполнительской и композиторской китайской фортепианной школы, собственные принципы развития национального фортепианного образования еще не выработаны. В особенности это касается начального фортепианного обучения детей. Основными проблемами в данной области являются: отсутствие единых стандартов, учебных планов и требований в содержании и организации учебного процесса; недостаток разнообразных апробированных методических пособий и разработок, ориентированных как на психофизиологические возрастные особенности, так и на индивидуальные способности и уровень подготовки детей; недостаточный уровень не столько исполнительской, сколько психолого-педагогической профессиональной подготовки педагогических кадров для начального фортепианного образования; отсутствие преемственности образовательного процесса в области любительского фортепианного образования. Думается, что перечень проблем может быть продолжен, мы остановились лишь на тех, решение которых является первоочередной задачей для прогрессивного развития и совершенствования современного начального фортепианного образования в Китае.Источником проблем начального фортепианного образования в современном Китае является отсутствие нацеленности процесса обучения на конечных результат образования, а не на решение технических исполнительских задач, сложность которых постепенно возрастает. В итоге многие педагоги заняты поисками и применением отдельных (иногда устаревших) технических приемов и методов обучения, целью которых является овладение ребенком тем или иным уровнем виртуозности. Эмоциональное, художественное содержание музыки остается за рамками внимания педагогов и их воспитанников.Вместе с тем, китайская фортепианная литература в настоящее время обладает большим количеством произведений для детей, не только приобщающх начинающих исполнителей к достижениям западноевропейской композиции, но и сохраняющих китайские национальные интонационные истоки. Это, безусловно, должно быть широко использовано в процессе начального фортепианного обучения.Большим достижением является появление учебной литературы для разных ступеней музыкального образования – «Учебник по музыке для первой ступени начальных школ» и «Учебник по музыке для средних школ», что свидетельствует о прогрессивном развитии и формировании фундаментальных основ для системы образования.О проведении целенаправленной исследовательской работы в области систематизации и структурирования начального фортепианного образования свидетельствуют поиски национальных основ, например, особых исполнительских стилей; использования китайской оздоровительной системы «цигун», позволяющей концентрировать мысль, достигать внутреннего равновесия и насыщаться эмоциями и переживать состояние, когда фортепиано становится частью самого исполнителя, и др.Если для высшего профессионального фортепианного образования в Китае важнейшее значение имеет овладение иной, европейской системой интонирования, без чего просто невозможно полноценное исполнение классических музыкальных произведений, выход на большие конкурсные и концертные площадки, то для начального фортепианного образования следует искать другие ориентиры – адаптацию достижений европейской музыкальной композиции к национальным музыкальным традициям, сохраняя и укрепляя интерес детей к занятиям игрой на фортепиано, посредством яркого, образного содержания, доступного для понимания ребенка; интересными звуковыми и исполнительскими находками; радостными эмоциональными переживаниями и проч. Огромный размах фортепианного обучения детей в современном Китае, число которых достигает 30 миллионов, требует обращения к единому системному подходу в организации и содержании образовательного процесса, как на профессиональном, так и на любительском уровне.Решению проблем может способствовать так называемый творческий подход к обучению, характерный и зарекомендовавший себя в русском фортепианном образовании. Во-первых фортепианная педагогика должна быть ориентирована на высокую комплексную музыкальную грамотность детей, как в области теории, так и истории музыки; во-вторых, на высокую культуру исполнения, в которой технические задачи всегда подчинены задачам художественным; в-третьих, использовать обоснованные методические пособия, предназначенные для работы над фортепианными произведениями разных жанров (полифонии, крупной формы, миниатюры, и др.), над различными элементами музыкальной выразительности (темпом, ритмом, агогикой, типами фактуры и т.д.). всегда подчиняя эту работу художественным задачам произведения; в-четвертых, ориентироваться на стилистическое содержание исполняемой музыки, сохраняя дух исторической эпохи его создания.Начальный период обучения оказывает решающее влияние на весь процесс фортепианного образования. Здесь очень важно обучение ребенка сознательному подходу к исполнению музыкального произведения; чем выше интеллектуально развитие, богаче музыкально-слуховой опыт, тоньше эмоциональное восприятие ребенка, тем больших успехов он может добиться в фортепианном исполнительстве. Поэтому нельзя сводить процесс фортепианного начального обучения исключительно к овладению техническими навыками и считать его результатом достижение ребенком определенного уровня виртуозности.Только комплексное решение проблем начального фортепианного образования в современном Китае может обеспечить его прогрессивное развитие и удовлетворить растущие культурные и образовательные потребности населения. Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель исследования достигнута.БИБЛИОГРАФИЯАйзенштадт, С. А. Борис Матвеевич Лазарев и музыкальная культура российской эмиграции в Китае / С. А. Айзенштадт // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 8. Айзенштадт, С. А. Восточный романтизм и его трансформации в китайском фортепианном исполнительстве / С. А. Айзенштадт // Проблемы музыкальной науки. – 2014. – № 1. – С. 6–11. Айзенштадт, С. А. Зарождение фортепианного искусства в странах Дальневосточного региона / С. А. Айзенштадт // Идеи и идеалы. – 2012. – № 4. Т. 2. – С. 101–109. Айзенштадт, С. А. К проблеме духовного лидерства в фортепианных школах стран Дальневосточного региона / С. А. Айзенштадт // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 382. – C. 75–80. Айзенштадт, С. А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона. Китай, Корея, Япония / С. А. Айзенштадт. – Владивосток : Дальнаука, 2015. – 247 с. Айзенштадт, С. А. О типологии национальных фортепианных школ стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония) / С. А. Айзенштадт // Проблемы музыкальной науки. – 2015. – № 2. – С. 5–10. Айзенштадт, А. С. Русские основоположники китайской фортепианной школы: мифы и реальность на изломах истории / С. А. Айзенштадт // «Родная земля»: образ и идея русской культуры: Сб. докладов научно-практической конференции «Свиридовские чтения». – Курск, 2012. – С. 108–114. Айзенштадт, С. А. Русский музыкант в Китае (А.Н. Черепнин) / С. А. Айзенштадт // Забытые имена: История Дальнего Востока России в лицах. – Владивосток : Дальнаука, 2001. – Вып. 2. – С. 48–60. Айзенштадт, С. А. Стилевые искания в фортепианном исполнительстве стран Дальневосточного региона / С. А. Айзенштадт // Проблемы музыкальной науки. – 2011. – № 2. – С. 184–188. Айзенштадт, С. А. Творческая деятельность итальянских музыкантов М. Пачи и А. Фоа в контексте художественной жизни российской эмиграции в Шанхае / С. А. Айзенштадт // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 2-х частях. – Тамбов : Грамота, 2015. – №7; Ч. II – С. 13–18. Айзенштадт, С. А. Три судьбы. Русские эмигранты Аксаков, Захаров и Черепнин и музыкальная культура Китая / С. А. Айзенштадт // Вопросы истории и теории фортепианного исполнительства. – Владивосток : Дальневосточная государственная академия искусств, 2008. – С. 4–37. Айзенштадт, С. А. Фортепианная культура Китая и Кореи глазами американских исследователей / С. А. Айзенштадт // Проблемы музыкальной науки. – 2013. – № 2. – С. 6–11. Айзенштадт, С. А. Фортепианная культура Китая и музыкальное мышление Востока / С. А. Айзенштадт // Культура Дальнего Востока России и стран АТР. Сборник статей по материалам научной конференции. Вып. 11. – Владивосток : Изд-во Тихоокеанского государственного экономического университета. 2005. – С 58-61. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства: Учебник. Ч. 1 и 2 / А. Д. Алексеев. – М. : Музыка, 1988. – 415 с. Алексеев, А. Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего / А. Д. Алексеев. – М. : Музыка, 1991. – 104 с. Алексеев, В. М. Наука о Востоке: статьи и документы / В. М. Алексеев; ред-кол.: Т.Н. Федоренко и др. ; Сост. М.В. Баньковская. – М. : Гл. ред. вост. литературы, 1982. – 535 с. Алкон, Е. М. Музыкальное мышление Востока и Запада. Континуальное и дискретное / Е. М. Алкон. – Владивосток : Изд-во ДГУ, 1999. – 123 с. Бажанов, Н. С. Динамическое интонирование в искусстве пианиста / Н. С. Бажанов. – Новосибирск : Изд-во Новосибирской гос. Консерватории, 1994. – 299 с. Бажанов, Н. С. Современное фортепианное исполнительское искусство: направления и тенденции развития / Н. С. Бажанов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 21. – С. 211–220. Баренбойм, Л. А. О фортепианно-педагогических школах вообще и школе Николаева в частности / Л. А. Баренбойм // Л.В. Николаев: Статьи и воспоминания современников. Письма. К 100-летию со дня рождения. – Л. : Сов. композитор, 1979. – С. 24–26. Беликова, В. В. Музыкальное исполнительство как вид художественно- творческой деятельности : Автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Беликова Валентина Венедиктовна. – Киев, 1991. – 16 с.Большой толковый словарь русского языка ; ред. С. А. Кузнецов. – СПб. : Норинт, 2000. – 1536 с.Бородин, А. Б. Формирование понятия «фортепианная школа» у музыкантов-исполнителей в процессе профессионального вузовского образования : дис. ... канд. педагогических наук : 13.00.08 / Бородин Антон Борисович. – Екатеринбург, 2007. – 162 с. Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Бянь Мэн. – СПб., 1994. – 140 с. Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX–XXI веков : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Ван Ин. – СПб., 2008. – 216 с. Ван Чжичэн. История русской эмиграции в Шанхае / Ван Чжичэн. – М. : Русский путь, 2008. – 576 с. ВэйЯньгэ. Новая музыка Китая 20-40-х годов / ВэйЯньгэ // Китайская культура 20-40-х годов и современность. – М. : Наука, 1993. – С. 143–173. Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка ХХ века: Очерки / Л. Е. Гаккель. – Л. : Сов. композитор, 1990. – 288 с. Гуревич, В. А. Роль международных конкурсов в современном музыкальном образовании: свет и тени / В. А. Гуревич // Музыкальное образование в со- временном мире: диалог времен. Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции. – Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2011. – С. 48–49. Дальний Восток // Новый энциклопедический словарь. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2000. – С. 310. Дацышен, В. Г. Новая история Китая / В. Г. Дацышен. – Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2004. – 346 с. Дедусенко, Ж. В. Исполнительская пианистическая школа как род культурной традиции : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.01 / Дедусенко Жанна Викторовна. – Киев, 2002. – 208 с. ДжуанСун. Фортепианная музыка для детей (детская музыка) в творчестве китаийских композиторов XX столетия : Автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / ДжуанСун. – Минск, 2006. – 24 с. Дрожжина, М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века : Дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Дрожжина Марина Николаевна. – Новосибирск, 2005. – 346 с. Дубровская, Д. В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552– 1775 гг.) / Д. В. Дубровская. – М. : «Крафт+», Институт востоковедения РАН, 2000. – 254 с. Зубкова Е. В. История развития фортепианной музыки Китая / Е.А. Зубкова // Развитие гуманитарных наук. Проблемы и перспективы. М., 2015. – с.41-43.Игнатонис, Э. Некоторые тенденции развития современного фортепианного исполнительства / Э. Игнатонис // Исполнительское искусство: проблемы истории, теории, интерпретации [Электронный ресурс] – URL:/www.rachmaninov.ru/merzhanov/page/ignatonis.htm. (дата обращения 08.05.2017) Кобзев, А. И. Духовная культура Китая / А. И. Кобзев. // Духовная культура Китая. Энциклопедия в 6 т. – М.: Восточная литература, 2006–2010. – Т. 1. – С. 13–32. Кобзев, А. И. Философия китайского неоконфуцианства / А. И. Кобзев. – М. : Восточная литература, 2002. – 606 с. Ковалевский, Г. Пианист нашего времени / Г. Ковалевский. // Играем с начала. – 2013. – № 4. – С. 12. Кузуб, Т. И. Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации : Автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Кузуб Татьяна Игоревна. – Екатеринбург, 2010. – 24 с. Ли СяоСяо. Китайская фортепианная миниатюра XX века в ее взаимосвязи со спецификой национального художественного мышления : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Ли СяоСяо. – Минск, 2010. – 264 с. Ли СяоСяо. Пути развития жанра программной фортепианной миниатюры в Китае / Ли СяоСяо // ВесцiБеларускайдзяржаунайакадэмiiмузыкi. – 2008. – № 13. – С. 56–59. Ло Шии. Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры : Автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Ло Шии. – М., 2003. – 28 с. Лу Лэй. Взаимодействие национальных культур России и Китая в XX веке : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / Лу Лэй. – М., 2004. – 148 с. Лю, Цин. Высшее музыкально-педагогическое образование в современном Китае: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / Лю Цин. 13.00.02. – М., 2009.Мельникова, Н. И. Фортепианное исполнительство как культурологический феномен / Н. И. Мельникова. – Новосибирск : Изд-во Новосибирской гос. консерватории, 2002. – 232 с. Не На. Становление и развитие фортепианного искусства в Китае (до 70-х годов XX в.) : Дисс. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Не На. – Минск, 2002. – 212 с. Нейгауз, Г. Г. Пианист Арам Татулян / Г. Г. Нейгауз // Советское искусство. – 1938. – 13 января. Нейгауз, Г. Г. Размышления, воспоминания дневники. Избранные статьи. Письма к родителям / Г. Г. Нейгауз. – М. : 1983. – 526 с. Николаев, А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма : учебное пособие фортепианных факультетов музыкальных вузов / А. А. Николаев. – М. : Музыка, 1980. – 112 с. Ню Дун Ян. Черты генезиса фортепианного искусства Китая / Ню Дун Ян // ВесцiБеларускайдзяржаунайакадэмiiмузыкi. – 2008. – № 12. – С. 122– 124. Ню Яцань. Фортепианная педагогика России и Китая: интегративный подход : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ню Яцань. – М., 2009. – 197 с. Пан Вэй. О некоторых стилистических особенностях китайской фортепианной музыки XX века (Сонаты Дин Шаньдэ и ЧжуВанхуа) / Пан Вэй // ВесцiБеларускайдзяржаунайакадэмiiмузыкi. – 2006. – № 8. – С. 61–66. Печерица, В. Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае / В.Ф. Печерица. – Владивосток : Изд-во Дальневосточного университета, 1999. – 274 с. Ражников, В. Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении : Автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Ражников Владимир Григорьевич. – М., 1993. – 69 с. Се Хэн. Проблемы фортепианной педагогики в Китае / Се Хэн // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2016. – №179. – С.109-113.Смирнов, М. К вопросу о национальном исполнительском стиле / М. Смирнов // Эстетические очерки. Вып. 4. – М., 1977. – С. 153–167. Сраджев, В. П. Теоретические основы формирования исполнительской техники пианиста : Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Сраджев Виктор Пулатович. – Киев, 1990. – 39 с. СунДжуан. Исторические предпосылки становления и развития музыки для детей (детской музыки) в Китае / СунДжуан // Вести Белорусской академии музыки. – 2008. – № 13. – С. 60–63. Сунь Вэйбо. Полифонический цикл в фортепианном творчестве китайских композиторов: традиции и новаторство : Автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Сунь Вэйбо. – Минск, 2006. – 25 с. СюйБо. Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX– XXI веков : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / СюйБо. – Ростов-на- Дону, 2011. – 149 с. Терентьева, Н. А. История и теория музыкальной педагогики и образования : учебное пособие в 2-х ч., Ч. II / Н. А. Терентьева. – СПб., 1994. – 148 с. У Ген Ир. Традиционная музыка Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония): историко-теоретический анализ : Автореферат дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / У Ген Ир. – СПб., 2012. – 41 с.У На. Педагогическая деятельность профессора Б.С. Захарова в Шанхае (по материалам документов и публикаций Дин Шаньдэ) / У На // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гер- цена. – 2009. – № 92. – С. 262–271. У На. Фортепианная музыка Дин Шаньдэ: сопряжение китайских национальных традиций с европейскими приемами композиторского письма / У На. – СПб., 2013. – 224 с. Фан Динь Тан. Проблема «Восток-Запад» и дальневосточная художественная культура / Фан Динь Тан. – Киев : Наукова думка, 1998. – 310 с. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М. : Изд-во АСТ, 2003. – 603 с. Хисамутдинов, А. А. Из истории музыкального образования: Россия– Китай / А. А. Хисамутдинов // Музыкальная академия. – 2012. – № 3. – С. 151–155. Хисамутдинов, А. А. Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке. Биобиблиографический словарь / А. А. Хисамутдинов. – Владивосток, 2001. – 384 с. Хотенцева, И.А. Формирование художественно-образного мышления как основа интерпретации музыкального произведения у студентов в классе фортепиано: Дисс.. канд. искусствоведения / Хотенцева Ираида Алексеевна. 13.00.02. – М., 2009. – 195 с.ХоуЮэ. Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития : Автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / ХоуЮэ. – СПб., 2005. – 26 с. ХоуЮэ. Профессиональное фортепианное исполнительство и обучение в Китае в первой трети ХХ века / ХоуЮэ // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 12 (85). – C. 132–136. Хоу, Юэ. Фортепианное образование в Китае и проблемы его развития: Дисс.. докт. искусствоведения / Ю.Д. Хоу. 17.00.02. – М., 2009. – 183 с.Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы / Хуан Пин. – СПб. : Астерион, 2009. – 159 с.Хуан Чжулин. Пути развития детской фортепианной музыки в Китае : Дис.... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Хуан Чжулин. – Харків, 2009. – 245 с. ЧзоЧженьгуань. Музыкальная жизнь русской эмиграции в Шанхае / ЦзоЧженьгуань // Музыкальная академия. – 2000. – № 2. – С. 158–160. ЦзоЧжэньгуань. Русские музыканты в Китае / ЦзоЧженьгуань. – СПб. : Композитор, 2014. – 336 с.ЦиньЦинь. ЛюШикунь, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзян: три лика современного музыкального искусства Китая (к проблеме универсализма творческой личности) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / ЦиньЦинь. – СПб., 2009. – 24 с. ЦиньЦинь. Феномен универсализма творческой личности на примере жизни и деятельности Чжоу Гуанжэнь / ЦиньЦинь // Общество. Среда. Развитие («TERRA HUMANA») – 2012. – № 4. – С. 197-201. ЧжанЧуньцзянцзы. Фу Цонг: об истоках исполнительского мастерства пианиста / ЧжанЧуньцзянцзы // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – Нижний Новгород, 2011. – № 1. – С. 45–48.Чжен, И. А. Профессиональная музыкальная культура стран Дальнего Востока в контексте межкультурных взаимодействий : Дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Чжен Ирина Абрамовна. – Чита, 2006. – 171 с.Чинаев, В. П. Исполнительские стили в контексте музыкальной культуры XVIII–XX вв. (на примере фортепианно-исполнительского искусства) : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Чинаев Владимир Петрович. – М., 1995. – 48 с. ЧуньШинь. Китай / ЧуньШинь // Как учат музыке за рубежом / Сост. А. Норт, Дж. Харвгривз; Пер. с англ. – М. : Классика–XXI, 2009. – С. 65–74. Шахназарова, Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма / Н. Г. Шахназарова. – М. : Сов. композитор, 1983. – 152 с. Шнеерсон, Г. М. Музыкальная культура Китая / Г. М. Шнеерсон. – М., 1952. – 252 с. Melvin, S. Rhapsodyinred: howwesternclassicalmusicbecameChinese / SheilaMelvin, JindongCai. – NewYork : Algora, 2004. – 362 p.Time, PlaceandMusic. Ananthologyofethnomusicologicdobservation c. 1550 to c. 1800/Ed. F. Harrison. – Amsterdam: FristKnuf, 1973. – 221 p. Ван Юйхэ [汪毓和]. История современной китайской музыки [中国近代史] / Ван Юйхэ. – Пекин, 2005. – 377 с. Дань Чжаои [但昭]. Теоретические основы фортепианного обучения [琴教育文基本信] / Дань Чжаои. – Шанхай, 2008 – 499 с. ТаоЯбин [陶兵]. Музыкальные контакты Китая с европейскими странами во время династии Мин и Цин [明清中西音交流] / ТаоЯбин. – Пекин, 2001. – 230 с. Приложение

1. Айзенштадт, С. А. Борис Матвеевич Лазарев и музыкальная культура российской эмиграции в Китае / С. А. Айзенштадт // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 8.
2. Айзенштадт, С. А. Восточный романтизм и его трансформации в китайском фортепианном исполнительстве / С. А. Айзенштадт // Проблемы музыкальной науки. – 2014. – № 1. – С. 6–11.
3. Айзенштадт, С. А. Зарождение фортепианного искусства в странах Дальневосточного региона / С. А. Айзенштадт // Идеи и идеалы. – 2012. – № 4. Т. 2. – С. 101–109.
4. Айзенштадт, С. А. К проблеме духовного лидерства в фортепианных школах стран Дальневосточного региона / С. А. Айзенштадт // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 382. – C. 75–80.
5. Айзенштадт, С. А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона. Китай, Корея, Япония / С. А. Айзенштадт. – Владивосток : Дальнаука, 2015. – 247 с.
6. Айзенштадт, С. А. О типологии национальных фортепианных школ стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония) / С. А. Айзенштадт // Проблемы музыкальной науки. – 2015. – № 2. – С. 5–10.
7. Айзенштадт, А. С. Русские основоположники китайской фортепианной школы: мифы и реальность на изломах истории / С. А. Айзенштадт // «Родная земля»: образ и идея русской культуры: Сб. докладов научно-практической конференции «Свиридовские чтения». – Курск, 2012. – С. 108–114.
8. Айзенштадт, С. А. Русский музыкант в Китае (А.Н. Черепнин) / С. А. Айзенштадт // Забытые имена: История Дальнего Востока России в лицах. – Владивосток : Дальнаука, 2001. – Вып. 2. – С. 48–60.
9. Айзенштадт, С. А. Стилевые искания в фортепианном исполнительстве стран Дальневосточного региона / С. А. Айзенштадт // Проблемы музыкальной науки. – 2011. – № 2. – С. 184–188.
10. Айзенштадт, С. А. Творческая деятельность итальянских музыкантов М. Пачи и А. Фоа в контексте художественной жизни российской эмиграции в Шанхае / С. А. Айзенштадт // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 2-х частях. – Тамбов : Грамота, 2015. – №7; Ч. II – С. 13–18.
11. Айзенштадт, С. А. Три судьбы. Русские эмигранты Аксаков, Захаров и Черепнин и музыкальная культура Китая / С. А. Айзенштадт // Вопросы истории и теории фортепианного исполнительства. – Владивосток : Дальневосточная государственная академия искусств, 2008. – С. 4–37.
12. Айзенштадт, С. А. Фортепианная культура Китая и Кореи глазами американских исследователей / С. А. Айзенштадт // Проблемы музыкальной науки. – 2013. – № 2. – С. 6–11.
13. Айзенштадт, С. А. Фортепианная культура Китая и музыкальное мышление Востока / С. А. Айзенштадт // Культура Дальнего Востока России и стран АТР. Сборник статей по материалам научной конференции. Вып. 11. – Владивосток : Изд-во Тихоокеанского государственного экономического университета. 2005. – С 58-61.
14. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства: Учебник. Ч. 1 и 2 / А. Д. Алексеев. – М. : Музыка, 1988. – 415 с.
15. Алексеев, А. Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего / А. Д. Алексеев. – М. : Музыка, 1991. – 104 с.
16. Алексеев, В. М. Наука о Востоке: статьи и документы / В. М. Алексеев; ред-кол.: Т.Н. Федоренко и др. ; Сост. М.В. Баньковская. – М. : Гл. ред. вост. литературы, 1982. – 535 с.
17. Алкон, Е. М. Музыкальное мышление Востока и Запада. Континуальное и дискретное / Е. М. Алкон. – Владивосток : Изд-во ДГУ, 1999. – 123 с.
18. Бажанов, Н. С. Динамическое интонирование в искусстве пианиста / Н. С. Бажанов. – Новосибирск : Изд-во Новосибирской гос. Консерватории, 1994. – 299 с.
19. Бажанов, Н. С. Современное фортепианное исполнительское искусство: направления и тенденции развития / Н. С. Бажанов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 21. – С. 211–220.
20. Баренбойм, Л. А. О фортепианно-педагогических школах вообще и школе Николаева в частности / Л. А. Баренбойм // Л.В. Николаев: Статьи и воспоминания современников. Письма. К 100-летию со дня рождения. – Л. : Сов. композитор, 1979. – С. 24–26.
21. Беликова, В. В. Музыкальное исполнительство как вид художественно- творческой деятельности : Автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Беликова Валентина Венедиктовна. – Киев, 1991. – 16 с.
22. Большой толковый словарь русского языка ; ред. С. А. Кузнецов. – СПб. : Норинт, 2000. – 1536 с.
23. Бородин, А. Б. Формирование понятия «фортепианная школа» у музыкантов-исполнителей в процессе профессионального вузовского образования : дис. ... канд. педагогических наук : 13.00.08 / Бородин Антон Борисович. – Екатеринбург, 2007. – 162 с.
24. Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Бянь Мэн. – СПб., 1994. – 140 с.
25. Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX–XXI веков : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Ван Ин. – СПб., 2008. – 216 с.
26. Ван Чжичэн. История русской эмиграции в Шанхае / Ван Чжичэн. – М. : Русский путь, 2008. – 576 с.
27. ВэйЯньгэ. Новая музыка Китая 20-40-х годов / ВэйЯньгэ // Китайская культура 20-40-х годов и современность. – М. : Наука, 1993. – С. 143–173.
28. Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка ХХ века: Очерки / Л. Е. Гаккель. – Л. : Сов. композитор, 1990. – 288 с.
29. Гуревич, В. А. Роль международных конкурсов в современном музыкальном образовании: свет и тени / В. А. Гуревич // Музыкальное образование в со- временном мире: диалог времен. Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции. – Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2011. – С. 48–49.
30. Дальний Восток // Новый энциклопедический словарь. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2000. – С. 310.
31. Дацышен, В. Г. Новая история Китая / В. Г. Дацышен. – Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2004. – 346 с.
32. Дедусенко, Ж. В. Исполнительская пианистическая школа как род культурной традиции : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.01 / Дедусенко Жанна Викторовна. – Киев, 2002. – 208 с.
33. ДжуанСун. Фортепианная музыка для детей (детская музыка) в творчестве китаийских композиторов XX столетия : Автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / ДжуанСун. – Минск, 2006. – 24 с.
34. Дрожжина, М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века : Дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Дрожжина Марина Николаевна. – Новосибирск, 2005. – 346 с.
35. Дубровская, Д. В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552– 1775 гг.) / Д. В. Дубровская. – М. : «Крафт+», Институт востоковедения РАН, 2000. – 254 с.
36. Зубкова Е. В. История развития фортепианной музыки Китая / Е.А. Зубкова // Развитие гуманитарных наук. Проблемы и перспективы. М., 2015. – с.41-43.
37. Игнатонис, Э. Некоторые тенденции развития современного фортепианного исполнительства / Э. Игнатонис // Исполнительское искусство: проблемы истории, теории, интерпретации [Электронный ресурс] – URL:/www.rachmaninov.ru/merzhanov/page/ignatonis.htm. (дата обращения 08.05.2017)
38. Кобзев, А. И. Духовная культура Китая / А. И. Кобзев. // Духовная культура Китая. Энциклопедия в 6 т. – М.: Восточная литература, 2006–2010. – Т. 1. – С. 13–32.
39. Кобзев, А. И. Философия китайского неоконфуцианства / А. И. Кобзев. – М. : Восточная литература, 2002. – 606 с.
40. Ковалевский, Г. Пианист нашего времени / Г. Ковалевский. // Играем с начала. – 2013. – № 4. – С. 12.
41. Кузуб, Т. И. Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации : Автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Кузуб Татьяна Игоревна. – Екатеринбург, 2010. – 24 с.
42. Ли СяоСяо. Китайская фортепианная миниатюра XX века в ее взаимосвязи со спецификой национального художественного мышления : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Ли СяоСяо. – Минск, 2010. – 264 с.
43. Ли СяоСяо. Пути развития жанра программной фортепианной миниатюры в Китае / Ли СяоСяо // ВесцiБеларускайдзяржаунайакадэмiiмузыкi. – 2008. – № 13. – С. 56–59.
44. Ло Шии. Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры : Автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Ло Шии. – М., 2003. – 28 с.
45. Лу Лэй. Взаимодействие национальных культур России и Китая в XX веке : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / Лу Лэй. – М., 2004. – 148 с.
46. Лю, Цин. Высшее музыкально-педагогическое образование в современном Китае: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / Лю Цин. 13.00.02. – М., 2009.
47. Мельникова, Н. И. Фортепианное исполнительство как культурологический феномен / Н. И. Мельникова. – Новосибирск : Изд-во Новосибирской гос. консерватории, 2002. – 232 с.
48. Не На. Становление и развитие фортепианного искусства в Китае (до 70-х годов XX в.) : Дисс. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Не На. – Минск, 2002. – 212 с.
49. Нейгауз, Г. Г. Пианист Арам Татулян / Г. Г. Нейгауз // Советское искусство. – 1938. – 13 января.
50. Нейгауз, Г. Г. Размышления, воспоминания дневники. Избранные статьи. Письма к родителям / Г. Г. Нейгауз. – М. : 1983. – 526 с.
51. Николаев, А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма : учебное пособие фортепианных факультетов музыкальных вузов / А. А. Николаев. – М. : Музыка, 1980. – 112 с.
52. Ню Дун Ян. Черты генезиса фортепианного искусства Китая / Ню Дун Ян // ВесцiБеларускайдзяржаунайакадэмiiмузыкi. – 2008. – № 12. – С. 122– 124.
53. Ню Яцань. Фортепианная педагогика России и Китая: интегративный подход : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ню Яцань. – М., 2009. – 197 с.
54. Пан Вэй. О некоторых стилистических особенностях китайской фортепианной музыки XX века (Сонаты Дин Шаньдэ и ЧжуВанхуа) / Пан Вэй // ВесцiБеларускайдзяржаунайакадэмiiмузыкi. – 2006. – № 8. – С. 61–66.
55. Печерица, В. Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае / В.Ф. Печерица. – Владивосток : Изд-во Дальневосточного университета, 1999. – 274 с.
56. Ражников, В. Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении : Автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Ражников Владимир Григорьевич. – М., 1993. – 69 с.
57. Се Хэн. Проблемы фортепианной педагогики в Китае / Се Хэн // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2016. – №179. – С.109-113.
58. Смирнов, М. К вопросу о национальном исполнительском стиле / М. Смирнов // Эстетические очерки. Вып. 4. – М., 1977. – С. 153–167.
59. Сраджев, В. П. Теоретические основы формирования исполнительской техники пианиста : Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Сраджев Виктор Пулатович. – Киев, 1990. – 39 с.
60. СунДжуан. Исторические предпосылки становления и развития музыки для детей (детской музыки) в Китае / СунДжуан // Вести Белорусской академии музыки. – 2008. – № 13. – С. 60–63.
61. Сунь Вэйбо. Полифонический цикл в фортепианном творчестве китайских композиторов: традиции и новаторство : Автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Сунь Вэйбо. – Минск, 2006. – 25 с.
62. СюйБо. Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX– XXI веков : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / СюйБо. – Ростов-на- Дону, 2011. – 149 с.
63. Терентьева, Н. А. История и теория музыкальной педагогики и образования : учебное пособие в 2-х ч., Ч. II / Н. А. Терентьева. – СПб., 1994. – 148 с.
64. У Ген Ир. Традиционная музыка Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония): историко-теоретический анализ : Автореферат дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / У Ген Ир. – СПб., 2012. – 41 с.
65. У На. Педагогическая деятельность профессора Б.С. Захарова в Шанхае (по материалам документов и публикаций Дин Шаньдэ) / У На // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гер- цена. – 2009. – № 92. – С. 262–271.
66. У На. Фортепианная музыка Дин Шаньдэ: сопряжение китайских национальных традиций с европейскими приемами композиторского письма / У На. – СПб., 2013. – 224 с.
67. Фан Динь Тан. Проблема «Восток-Запад» и дальневосточная художественная культура / Фан Динь Тан. – Киев : Наукова думка, 1998. – 310 с.
68. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М. : Изд-во АСТ, 2003. – 603 с.
69. Хисамутдинов, А. А. Из истории музыкального образования: Россия– Китай / А. А. Хисамутдинов // Музыкальная академия. – 2012. – № 3. – С. 151–155.
70. Хисамутдинов, А. А. Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке. Биобиблиографический словарь / А. А. Хисамутдинов. – Владивосток, 2001. – 384 с.
71. Хотенцева, И.А. Формирование художественно-образного мышления как основа интерпретации музыкального произведения у студентов в классе фортепиано: Дисс.. канд. искусствоведения / Хотенцева Ираида Алексеевна. 13.00.02. – М., 2009. – 195 с.
72. ХоуЮэ. Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития : Автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / ХоуЮэ. – СПб., 2005. – 26 с.
73. ХоуЮэ. Профессиональное фортепианное исполнительство и обучение в Китае в первой трети ХХ века / ХоуЮэ // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 12 (85). – C. 132–136.
74. Хоу, Юэ. Фортепианное образование в Китае и проблемы его развития: Дисс.. докт. искусствоведения / Ю.Д. Хоу. 17.00.02. – М., 2009. – 183 с.
75. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы / Хуан Пин. – СПб. : Астерион, 2009. – 159 с.
76. Хуан Чжулин. Пути развития детской фортепианной музыки в Китае : Дис.... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Хуан Чжулин. – Харків, 2009. – 245 с.
77. ЧзоЧженьгуань. Музыкальная жизнь русской эмиграции в Шанхае / ЦзоЧженьгуань // Музыкальная академия. – 2000. – № 2. – С. 158–160.
78. ЦзоЧжэньгуань. Русские музыканты в Китае / ЦзоЧженьгуань. – СПб. : Композитор, 2014. – 336 с.
79. ЦиньЦинь. ЛюШикунь, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзян: три лика современного музыкального искусства Китая (к проблеме универсализма творческой личности) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / ЦиньЦинь. – СПб., 2009. – 24 с.
80. ЦиньЦинь. Феномен универсализма творческой личности на примере жизни и деятельности Чжоу Гуанжэнь / ЦиньЦинь // Общество. Среда. Развитие («TERRA HUMANA») – 2012. – № 4. – С. 197-201.
81. ЧжанЧуньцзянцзы. Фу Цонг: об истоках исполнительского мастерства пианиста / ЧжанЧуньцзянцзы // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – Нижний Новгород, 2011. – № 1. – С. 45–48.
82. Чжен, И. А. Профессиональная музыкальная культура стран Дальнего Востока в контексте межкультурных взаимодействий : Дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Чжен Ирина Абрамовна. – Чита, 2006. – 171 с.
83. Чинаев, В. П. Исполнительские стили в контексте музыкальной культуры XVIII–XX вв. (на примере фортепианно-исполнительского искусства) : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Чинаев Владимир Петрович. – М., 1995. – 48 с.
84. ЧуньШинь. Китай / ЧуньШинь // Как учат музыке за рубежом / Сост. А. Норт, Дж. Харвгривз; Пер. с англ. – М. : Классика–XXI, 2009. – С. 65–74.
85. Шахназарова, Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма / Н. Г. Шахназарова. – М. : Сов. композитор, 1983. – 152 с. Шнеерсон, Г. М. Музыкальная культура Китая / Г. М. Шнеерсон. – М., 1952. – 252 с.
86. Melvin, S. Rhapsodyinred: howwesternclassicalmusicbecameChinese / SheilaMelvin, JindongCai. – NewYork : Algora, 2004. – 362 p.
87. Time, PlaceandMusic. Ananthologyofethnomusicologicdobservation c. 1550 to c. 1800/Ed. F. Harrison. – Amsterdam: FristKnuf, 1973. – 221 p.
88. Ван Юйхэ [汪毓和]. История современной китайской музыки [中国近代史] / Ван Юйхэ. – Пекин, 2005. – 377 с.
89. Дань Чжаои [但昭]. Теоретические основы фортепианного обучения [琴教育文基本信] / Дань Чжаои. – Шанхай, 2008 – 499 с.
90. ТаоЯбин [陶兵]. Музыкальные контакты Китая с европейскими странами во время династии Мин и Цин [明清中西音交流] / ТаоЯбин. – Пекин, 2001. – 230 с.

Вопрос-ответ:

Каковы исторические аспекты становления фортепианной школы в Китае?

История появления и распространения фортепиано в Китае начала развиваться в VIII веке. Однако в середине XIX века фортепиано стало популярным инструментом в стране. Становление и развитие государственных музыкально-образовательных учреждений в Китае произошло в период с 1919 по 1937 годы. В послевоенное время, с 1949 по 1979 годы, произошло активное развитие фортепианного образования в Китае. В 1980-1990-е годы начался новый этап развития китайского фортепианного искусства.

Каким образом фортепиано появилось и распространилось в Китае?

Фортепиано было впервые привезено в Китай в VIII веке. Сначала оно использовалось в правительственных кружках и среди высшего слоя общества. В середине XIX века фортепиано начало пользоваться популярностью среди населения и вошло в повседневную жизнь китайцев, особенно в городах. Это способствовало распространению и развитию фортепианной культуры в Китае.

Какие учреждения занимались развитием фортепианного образования в Китае в разные периоды времени?

С момента появления фортепиано в Китае в середине XIX века, начали появляться музыкальные школы и учебные заведения, в которых активно занимались развитием фортепианного образования. С 1919 по 1937 годы произошло становление и развитие государственных музыкально-образовательных учреждений. После 1949 года, с момента основания Китайской Народной Республики, началось активное развитие фортепианного образования в Китае.

Какие проблемы встречают начинающие пианисты в Китае?

Начинающие пианисты в Китае сталкиваются с несколькими проблемами. Во-первых, одной из основных проблем является недостаток качественных музыкально-образовательных учреждений и квалифицированных преподавателей. Во-вторых, отсутствие прочных традиций в фортепианном образовании и недостаточный опыт в обучении игре на данном инструменте. В-третьих, высокий уровень конкуренции среди молодых музыкантов и стремление достичь высоких результатов в кратчайшие сроки. В-четвертых, часто возникает проблема отсутствия доступных инструментов для практики и отсутствия возможности посещать концерты и мастер-классы. В-пятых, начинающим пианистам может быть сложно найти баланс между обучением в общеобразовательной школе и интенсивными занятиями музыкой.

Какова история появления и распространения фортепиано в Китае?

История появления и распространения фортепиано в Китае началась в конце XVIII века, когда инструмент был привезен европейскими миссионерами. В первых десятилетиях XIX века фортепиано было востребовано и популярно только в определенных кругах общества. В середине XIX века начала формироваться первая фортепианная школа в Китае, основанная китайскими музыкантами, которые изучали игру на этом инструменте в Европе. С течением времени фортепиано стало все более распространенным, и в начале XX века были открыты первые государственные музыкально-образовательные учреждения, где начали обучать игре на фортепиано.

Какие проблемы возникают при начальном периоде обучения игре на фортепиано в современном Китае?

Проблемы начального периода обучения игре на фортепиано в современном Китае могут быть различными. Одной из таких проблем является отсутствие качественных учебных материалов и методик, специально разработанных для детей, которые облегчили бы процесс обучения и делали его более интересным и доступным. Другой проблемой может быть недостаток квалифицированных преподавателей, способных обеспечить должное качество обучения и правильно вести ребенка на начальном этапе. Кроме того, возможны трудности с доступностью инструментов, особенно в небольших городах и сельской местности, где может быть недостаточно пианино или фортепиано для всех желающих заниматься музыкой.

Какова история появления и распространения фортепиано в Китае?

История появления и распространения фортепиано в Китае начинается с конца 18 века, когда первые инструменты были привезены европейскими миссионерами. Однако, в то время фортепиано было редкостью и доступно только немногим. В конце 19 века с усилением политических и культурных контактов с Западом, фортепиано начало популяризироваться в Китае и стало все более доступным широким массам населения. С течением времени фортепиано стало важной частью китайского музыкального образования и культуры.

Как развивались государственные музыкально-образовательные учреждения в Китае в период с 1919 по 1937 годы?

В период с 1919 по 1937 годы в Китае произошло становление и развитие государственных музыкально-образовательных учреждений. В это время было создано несколько учебных заведений, которые специализировались на музыкальном образовании, включая обучение игре на фортепиано. Это позволило расширить доступность музыкального образования и повысить качество преподавания. Однако, в то же время, в связи с политическими и экономическими трудностями, развитие этих учреждений было ограничено.

Какова история появления и распространения фортепиано в Китае?

История появления и распространения фортепиано в Китае начинается с конца XVIII века, когда фортепиано было введено в страну западными миссионерами. В начале XIX века появилось первое фортепиано, сделанное в Китае, и после этого инструмент начал активно распространяться. Однако в первые десятилетия своего существования в Китае фортепиано было недоступным для большинства населения из-за высокой стоимости. Только в конце XIX века, с развитием промышленности, фортепиано стало более доступным и начало все больше популяризироваться.

Как развивались государственные музыкально-образовательные учреждения в Китае с 1919 по 1937 годы?

С 1919 по 1937 годы государственные музыкально-образовательные учреждения в Китае прошли через период интенсивного развития. Были созданы новые учебные заведения и консерватории, в которых предлагалось обучение фортепиано. Преподавание фортепиано стало осуществляться в рамках формальных программ, разработанных специалистами. Благодаря этому, китайское фортепианное искусство получило дополнительный импульс к развитию и привлекло больше талантливых музыкантов.