Реформа государственного аппарата в период првления Александра I
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 18.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Исторические предпосылки и необходимость реформ государственной власти в начале XIX века 5
1.1. Предпосылки и необходимость реформ 5
1.2. Учреждение и статус министерств 8
Глава 2. Реформа Сената и государственного Совета. Последствия реформы власти 15
2.1. Предпосылки реформы Сената. Структура и статус Сената 15
2.2. Состав и структура государственного Совета 19
2.3. Последствия реформы власти и их влияние на историю России XIX века 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29
В 1811 году реформаторская деятельность Сперанского М. М. привела к появлению проекта Уложения Правительствующего Сената. Данный пакет документов должен был стать следующим этапом политических преобразований в стране. Разделение веток власти предполагало, что весь Сенат разделится на Правительствующую и Судебную ветку. Но данному преобразованию не дано было уже свершиться. Стремление предоставить крестьянам одинаковые гражданские права с остальным народом вызвало в стране такую бурю возмущения, что царь был вынужден свернуть проект преобразований и отправить Сперанского в отставку. 2.3. Последствия реформы власти и их влияние на историю России XIX векаРеформы Сперанского стали настоящей вершиной правительственных преобразований в начале царствования Александра I. Сын простого священника из села, он приложил немало трудов для того, чтобы стать известным юристом и сделать головокружительную административную карьеру.В 1807 году Сперанский уже входил в число лиц, приближенных к императору, практически ежедневно с ним беседовал, обсуждал проекты преобразований. Его мнение часто было решающим для Александра I при выборе кандидатов на государственные должности. Были у него и недоброжелатели, которые считали, что он владеет волей императора и сам управляет Россией. А на самом деле он всего лишь, пусть и очень талантливо, выполнял указания Александра I. Политические взгляды Сперанского отличались такой же неопределенностью, как и взгляды самого императора. С одной стороны, они желали сделать Россию поистине европейской державой, а с другой – понимали, что страна еще не готова к резким преобразованиям. Сперанский, как поклонник Наполеона и его идей, считал, что в стране с преобладанием подневольного населения не может быть и речи о настоящей монархии. Однако он также понимал и то, что если резко решить крестьянский вопрос, ограничится самодержавная власть императора, поэтому вел себя крайне осторожно.Разработаны политические реформы Сперанского и поданы на рассмотрение императору были только в 1809 году. В новом проекте он указывал на то, что в связи с революциями, потрясшими Европу, преобразования в России больше откладывать нельзя.Реформы Сперанского в первую очередь касались разделения нескольких ветвей власти (судебной, исполнительной, законодательной) с помощью созыва Государственной думы и введения судебных выборных инстанций. Также он считал первостепенной важностью создание Государственного совета, который связывал бы между собой органы управления центрального и на местах с императором. Реформы Сперанского, впрочем, наделяли все эти новые органы только правом совещательным. Они никак не влияли на самодержавную власть императора.В декабре 1825 г. произошло событие, которое до этого в России было представить невозможно. Эти дни отмечены вооруженным выступлением на Сенатской площади в Петербурге, и последовавшем затем восстанием Черниговского полка на Украине. Данные выступления подготавливались и проводились тайными обществами, а участники впоследствии стали называться декабристами.В дальнейшем создается первое декабристское общество «Союз Спасения», которое было организовано в 1816 г. с целью освобождения крестьян и введения в России конституционного правления. Вся страна в начале XIX века была подвергнута множеству слухов. Так, находясь под воздействием известия, связанного с намерением Александра I на присоединение к Царству Польскому западных русских земель среди членов Общества «Союза спасения» в 1817 году в Москве возникает идея, направленная на убийство императора. Тем не менее, вскоре от данной мысли им пришлось отказаться. Причина этому связана, как с недостатком средств, так и с нежеланием действовать при помощи слишком радикальных методов. В то же время, даже если бы появилась возможность совершения цареубийства, у заговорщиков не было бы возможности на осуществление переворота. В итоге принимается решение на роспуск «Союза спасения» и преступления к созданию новой, более централизованной и сильной организации.Поэтому, в январе 1818г. данная организация создаётся в Москве и получает название «Союза благоденствия». Целью Общества является распространение прогрессивных идей и направление России на путь величия и благоденствия. В 1921 году из членов Союза Благоденствия на Украине образовывается Южное общество, а следом Северное Общество. Оба данные общества преследовали общие цели: 1) они хотели добиться отмены крепостного права; 2) их цель состояла в ликвидации самодержавия и создании в России республики или конституционной монархии; 3) члены общества стремились к отмене сословного строя; 4) они добивались введения всеобщего равенства перед законом, что предполагало введение справедливого судопроизводства; 5) члены общества планировали всем дать равные гражданских прав и свобод;6) их цель состояла и в упразднении дворянства.Если анализировать период после смерти Александра, то есть время правления Николая I, то можно отметить, что 30-е гг. XIX столетия принесли Николаю множество волнений. Все это обосновывалось подъёмом в Западной Европе революционного движения. Наиболее тревожная обстановка складывалась в Польше. Восстание, которое вспыхнуло в 1830 г. вызвало бегство Константина Павловича, повлекшее вывод русских войск из Польши. Далее русской армии смогла штурмом взять Варшаву, подавив восстание. Относительно небольшая самостоятельность Польши довольно таки быстро была ликвидирована. В течение 30-ти лет царствования центром внимания Николая I оставался крестьянский вопрос. Первый шаг в данном направлении был связан с реформой управления государственной деревней. В этих целях в 1837г. создаётся Министерство государственного имущества. В результате проведения комплекса мер, правительство смогло упорядочить управление крестьянством, взимание с них податей и порядок набора рекрутов. При Николае в деревне начали открываться школы, вводится система государственного здравоохранения, открываются больницы.Малоземельные сельские общины были переселены на свободные земли в другие губернии. Помещики при этом остались недовольны реформой, по их мнению попытки улучшения быта крестьян могли лишь усилить тяготение крепостных тому, чтобы перейти в казенное ведомство.П. Д. Киселев, являясь главой Министерства государственного имущества, который и проводил реформы, считал необходимым проведение личного освобождения крестьян от крепостной зависимости, выделив им небольшие наделы земли и точно определив размер барщины и оброка. Николай I, при этом понимал, что, начало отмены крепостного права, приведет в движение практически все классы и сословия большой страны и боялся больше всего именно этого. В 1842 г. на заседании гос. совета им было сказано: «Нет сомнений, что крепостное право в том положении, который есть у нас, является злом, ощутимым и очевидным для всех, но прикасаться к нему было бы делом теперь ещё более губительным». Проведенная реформа управления государственной деревней стала всё же значительным мероприятием в период Николаевского царствования. Николай I проводит денежную реформу. Ее провел Министр Финансов Российской Империи Е. Ф. Канкрен. Его всегда отличало стремление к ограничению государственных расходов, осторожному использованию кредитов и обложению высокими пошлинами ввозимых в Россию товаров. Главная задача Канкрена была связана с наведением порядка в сфере денежного обращения. В 1939 г. основой финансовой системы России становится серебряный рубль. Денежная реформа, которую провел Канкрен оказывала малоприятное воздействие на экономическое положение России. Тем не менее, в России упорядочилось финансовое обращение, вырос оборот внутренней и внешней торговли.Крепостное хозяйство в России являлось малодоходным. Средства, которые были необходимы для крупных государственных мероприятий, очень медленно накапливались. Но Николай I с течением времени с этим считался всё меньше. После его победы над Польскими повстанцами, император возомнил себя самой главной силой, выступающей в борьбе с европейским революционным движением.Одновременно им проводилась активная политика на Востоке и Кавказе, требовавшая все большее количество военных расходов. Военные конфликты на Кавказе имели давнюю историю. Лишь со временем царским властям удается перетянуть на российскую сторону часть горских князей, а непокорные были вытеснены из их владений, которые были заменены своими ставленниками. Только в 1859 году Кавказская война, которая продолжалась 40 лет, была завершена.ЗаключениеВ тот момент, когда корону Российской империи возложили на Александра I, ему было всего лишь двадцать четыре года. Тем не менее, несмотря на такой молодой возраст, у него было очень прогрессивное мышление, которое и дало толчок к проведению целого ряда умеренно-либеральных реформ. По своему складу ума и характера Александр относился к представителям просвещённого абсолютизма, по примеру своей бабки Екатерина II. Он не делал попыток посягнуть на твердыню крепостного права, но залог прогресса всегда видел именно в образовании. По этой причине при нём открыли несколько привилегированных учебных заведений, в том числе и знаменитый Царскосельский лицей. Трудами молодого императора была преобразована система административного управления государством. На место старых петровских коллегий, по европейскому образцу, учредили министерства. Была даже предпринята реальная попытка даровать подданным конституцию, но она так и осталась лишь в числе благих намерений. Уже во второй половине царствования Александр провёл реформу в армии, дополнившую весьма громоздкую систему рекрутирования печально известными аракчеевскими военными поселениями. После того, как Александр I взошел на престол, он провозглашает, что управление страной будет осуществляться в соответствии с законами императрицы Екатерины. Правление он начинает с подготовки целого ряда весьма радикальных реформ и начинает с создания взамен коллегий Петра Первого 02.09.1802г. создания министерств.Конечная цель установления новой системы состояла в устранении коллегий, введении министерского принципа управления.Император лично назначал министров, и отвечали они только перед ним. Созданная Александром I министерская система, лишь немного модернизированная существовала до самой революции 1917 г.Тем не менее, по причине того, что верховным распорядителем в стране оставался царь, то введение министерств особо ничего не смогло изменить. Повлияло на это и то, что сам порядок прохождения делопроизводства и функции министерств в самом начале не определили в полном объеме.Новый царь понимал, что создание Правительствующего сената (год 1711-й) было продиктовано благими целями, но считал, что с течением лет этот орган утратил свою значимость и превратился в жалкую имитацию самого себя.Сперанский и его реформы, носившие либеральный характер, конечно же, имели не только сторонников. Против них выступили дворяне, настроенные консервативно. В преобразованиях они увидели угрозу для своего положения и для самодержавно-крепостнического строя вообще. Историк и писатель Н. М. Карамзин, как основной идеолог консерваторов, представил императору записку, в которой просил его (и даже настаивал) сохранить прежние порядки, чтобы тем самым сохранить самодержавие и крепостничество.Александр был, наверное, самым демократически настроенным российским императором. Он получил в свои руки государство, работавшее по устаревшим механизмам, которые было необходимо срочно менять.Список использованной литературыАнаньич Б.В. Кризис власти и реформы в России на рубеже XIX-XX вв. // Отечественная история. 2012. №2.Валишевский К. Александр I. История царствования. В 3 томах - СПб.: «Вита Нова», 2011. - т. 1 - с. 480. Дацишина М. В.Тема Наполеона и войны 1812 г. в советской и нацистской пропаганде в ходе Великой Отечественной войны // Вопросы истории. - 2011. - № 6. - С. 149-156.Завражин А.В. Движение декабристов и его влияние на политическое переустройство России // Вестник Военного университета. 2015. № 3 (11). С. 81 - 89.История отечественных органов внутренних дел: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Мулукаева. М., 2012. История России IX - XX вв. Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов. / Под редакцией М.М. Шумилова, С.П. Рябинкина. С-П. 2011.История России. Учебник – 2-е изд., перераб. и доп./под редакцией А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – Москва, Изд. «Проспект». 2013.История России. / под редакцией Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов, Москва, Издательская группа ИНФРА - М – НОРМА. 2014.История России с древности до наших дней / под редакцией М.Н.Зуева, Москва, Высшая школа, 2008.Ключевский В.О. Русская история: Полн. курс лекций: В 3 кн. – М., 1995.Каргалов В.В., Савельев Ю.С., История России с древнейших времен до 1917 года. – Москва, издательство «Русское слово», 2004.МалыгинА.Я., Мулукаев Р.С. Полиция Российской империи. М.: Юнити-Дана, 2013.Мельникова Л. В.Отечественная война 1812 года и Русская православная церковь // Отечественная история. 2012. № 6. С. 27-38.Моряков В. И., Фёдоров В. А., Щетинов Ю. А. История России для поступающих в ВУЗы. - М.: Проспект, 2014. - С. 185.
1. Ананьич Б.В. Кризис власти и реформы в России на рубеже XIX-XX вв. // Отечественная история. 2012. №2.
2. Валишевский К. Александр I. История царствования. В 3 томах - СПб.: «Вита Нова», 2011. - т. 1 - с. 480.
3. Дацишина М. В. Тема Наполеона и войны 1812 г. в советской и нацистской пропаганде в ходе Великой Отечественной войны // Вопросы истории. - 2011. - № 6. - С. 149-156.
4. Завражин А.В. Движение декабристов и его влияние на политическое переустройство России // Вестник Военного университета. 2015. № 3 (11). С. 81 - 89.
5. История отечественных органов внутренних дел: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Мулукаева. М., 2012.
6. История России IX - XX вв. Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов. / Под редакцией М.М. Шумилова, С.П. Рябинкина. С-П. 2011.
7. История России. Учебник – 2-е изд., перераб. и доп./под редакцией А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – Москва, Изд. «Проспект». 2013.
8. История России. / под редакцией Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов, Москва, Издательская группа ИНФРА - М – НОРМА. 2014.
9. История России с древности до наших дней / под редакцией М.Н.Зуева, Москва, Высшая школа, 2008.
10. Ключевский В.О. Русская история: Полн. курс лекций: В 3 кн. – М., 1995.
11. Каргалов В.В., Савельев Ю.С., История России с древнейших времен до 1917 года. – Москва, издательство «Русское слово», 2004.
12. Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С. Полиция Российской империи. М.: Юнити-Дана, 2013.
13. Мельникова Л. В. Отечественная война 1812 года и Русская православная церковь // Отечественная история. 2012. № 6. С. 27-38.
14. Моряков В. И., Фёдоров В. А., Щетинов Ю. А. История России для поступающих в ВУЗы. - М.: Проспект, 2014. - С. 185.
Вопрос-ответ:
Какие были предпосылки и необходимость реформ государственной власти в начале XIX века?
Предпосылками и необходимостью реформ государственной власти в начале XIX века были осложнение внешнеполитической и внутренней ситуации в стране, неэффективность государственного аппарата, несоответствие правительства потребностям развивающегося общества и требованиям времени.
Каково было учреждение и статус министерств во время реформы государственного аппарата?
Во время реформы государственного аппарата в период правления Александра I было создано несколько министерств, включающих министров и их помощников. Министерства получили определенные полномочия и ответственность за управление различными сферами государства.
Какие были предпосылки и структура Сената?
Предпосылками реформы Сената были его неэффективность и несоответствие требованиям времени. Структура Сената включала Президента Сената, Вице-Президента и членов, которые назначались императором и занимались рассмотрением важных государственных вопросов.
Какие последствия реформы Сената и государственного Совета?
Реформа Сената и государственного Совета имела ряд последствий. Она усилила роль Сената как высшего органа законодательной и исполнительной власти. Государственный Совет получил больше полномочий и стал совещательным органом для императора. Эти реформы также повлияли на историю России, способствуя совершенствованию административной и правовой системы.
Каковы состав и структура государственного Совета?
Государственный Совет состоял из членов, которые назначались императором. В его состав входили представители высших слоев общества - дворянства, духовенства и высокого чиновничества. Государственный Совет был органом совещательной власти, предлагающим императору решения по важным вопросам государственной политики.
Какие были предпосылки и необходимость реформ государственной власти в начале XIX века?
В начале XIX века Российская империя столкнулась с рядом проблем в государственном аппарате. Рост населения, развитие промышленности и торговли требовали более эффективного управления, а также совершенствования законодательства. Кроме того, после поражения в войне с Наполеоном и утраты некоторых территорий, необходимо было провести реформы для восстановления и укрепления государственной власти.
Как была проведена реформа Сената и государственного Совета в период правления Александра I?
Реформа Сената и государственного Совета была проведена в 1810 году. В результате реформы была изменена структура и статус обоих органов. Сенат стал высшим государственным органом, а его функции были расширены. Также были изменены критерии отбора членов Сената и введена система ответственности за неправомерные действия. Государственный Совет стал совещательным органом и получил новый состав и структуру.
Какие были последствия реформы Сената и государственного Совета и как они повлияли на историю России?
Реформа Сената и государственного Совета имела значительные последствия и оказала влияние на историю России. Эти реформы способствовали укреплению государственной власти, повышению эффективности управления и развитию законодательства. Благодаря усилению роли Сената и введению новых критериев отбора его членов, удалось снизить уровень коррупции и повысить профессионализм государственных служащих. Реформа государственного Совета также способствовала более широкому участию в правительственных решениях и содействовала развитию гражданского общества.