Специфика психодиагностической работы с детьми , имеющими нарушения зрения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Специальная психология
  • 14 14 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 18.06.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Особенности детей с нарушением зрения 3
2. Особенности в отношении диагностики детей с нарушением зрения 8
Заключение 13
Список литературы 15




Фрагмент для ознакомления

Основные требования к характеру стимульного материала: контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60— 100 %. При этом дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном. [6]Стимульный материал включает в себя ряд условий:- пропорциональное соотношение предметов по величине в соответствии с реальными объектами;- соотношение с реальным цветом объектов;- высокий цветовой контраст (80 — 95 %);- четкое выделение дальнего, среднего, ближнего планов.Совместно с врачом-офтальмологом уточняется величина предъявляемых объектов, в зависимости от зрительных возможностей и возраста ребенка.Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30 — 33 см, а для слепых детей — в зависимости от остроты остаточного зрения. Размер перцептивного поля предъявляемых рисунков должен составлять от 0,5 до 50 градусов. Угловые размеры изображений — в пределах 3 — 35 градусов. Фон должен быть максимально разгружен, безлишни деталей, не входящих в замысел задания (в особенности это касается заданий для дошкольников и младших школьников).Предпочтительно в цветовой гамме использовать желтые, красные, оранжевые, зеленые тона. Насыщенность цвета — 0,8—1,0.Требования к стимульному материалу и организации диагностической процедуры при обследовании детей с амблиопией и косоглазием.Обследование может проводитсяв любое время дня. Если обследование проводится ребенкусо сходящимся косоглазием с дальнозоркой рефракцией, необходимы очки для близи. [5]При расходящемся косоглазии и высокой степени миопии также нужны очки для близи, а при миопии средней и слабой степени очки не требуются.Старшим дошкольникам с амблиопией и косоглазием с визусом до 0,3 с нецентральной, но устойчивой фиксацией рекомендуется предъявлять тест-объекты с размерами более 2 см преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов. Формы объектов обследуются и зрительно, и осязательно. Утро или вечер- оптимальноевремя проведения эксперимента.Детям с той же остротой зрения, но с центральной и неустойчивой фиксацией, а также с нецентральной и неустойчивой фиксацией предъявляются тест-объекты тех же цветов, размеров и форм. Обследование предпочтительнее проводить в полдень.Основной трудность для данной категории детей является локализация взора на определенном объекте.Детям в возрасте от 5 до 7 лет с остротой зрения от 0,4 и выше с центральной устойчивой фиксацией и с монокулярным, монокулярно-артенирующим и одновременным характером зрения, со сходящимся косоглазием можно предъявлять различные тест- объекты без ограничений в цвете и размере. Обследование можно проводить в любое время. Особенностью этой категории детей являются трудности конвергенции и расслабления, восприятия объемных предметов, а также изображений переднего и заднего плана. Для работы с заданиями со стимульным материалом детям необходимы очки для близи и упражнения на расслабление конвергенции (направление взора вверх и вдаль).Детям в возрасте от 5 до 7 лет с той же остротой зрения с центральной устойчивой фиксацией и с монокулярным, монокулярно-артенирующим и одновременным характером зрения, но с расходящимся косоглазием можно так же предъявлять объекты различных цветов и размеров. Время обследования не принципиально. Рекомендуются очки для близи и упражнения на усиление аккомодации (направление взора вниз и вблизь).Детям в возрасте от 5 до 7 лет с визусом от 0,4 до 1 при одновременном бинокулярном неустойчивом характере зрения и отсутствии косоглазия предъявление стимульного материала может корректироваться только возрастными противопоказаниями. [6]ЗаключениеВ ходе проведенных нами исследований по теме «Специфика психодиагностической работы с детьми, имеющими нарушения зрения», мы выяснили, чтозрительное нарушение – это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 угл. град. Причины возникновения нарушений зрения могут быть врожденного и приобретенного характера. Классификация по типу сложности проявления нарушений зрения обширна. Исследование развития данной категории детей показало особенности в формировании всех психических процессов (память, внимание, мышление, речь, общение, восприятие, эмоциональная сфера).Психодиагностика проводится только с учетом особенностей проявления нарушения зрения и возраста ребенка. От этого зависит выбор наглядных пособий, время проведения обследования, использование вспомогательных средств (очки). Список литературыБогданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2012. Карвасарский. Б.Д. Клиническая психология. – СПб: Питер, 2012. Мещеряков Б.Г. Психология. Тематический словарь. – Спб., 2007.Настольная книга педагога-дефектолога./ Т.Б. Епифанцева. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д, 2006.Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. /Сост. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер, 2010. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. /Сост. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер, 2010. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства – М.: Полиграф сервис, 2010.Специальная психология/ под ред. Лубовского В.И. – М., 2011. Усанова О. Н. Специальная психология. – СПб: Питер, 2012.

Список литературы

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2012.
2. Карвасарский. Б.Д. Клиническая психология. – СПб: Питер, 2012.
3. Мещеряков Б.Г. Психология. Тематический словарь. – Спб., 2007.
4. Настольная книга педагога-дефектолога./ Т.Б. Епифанцева. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д, 2006.
5. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. /Сост. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб. : Питер, 2010.
6. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. /Сост. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб. : Питер, 2010.
7. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства – М.: Полиграф сервис, 2010.
8. Специальная психология/ под ред. Лубовского В.И. – М., 2011.
9. Усанова О. Н. Специальная психология. – СПб: Питер, 2012.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеют дети с нарушением зрения?

Дети с нарушением зрения имеют некоторые особенности в психологическом и физическом развитии. Они могут испытывать трудности в ориентации в пространстве, в восприятии окружающего мира и в социальном взаимодействии. Также они часто имеют задержки в развитии моторики, речи и когнитивных функций.

Какие особенности есть в диагностики детей с нарушением зрения?

Диагностика детей с нарушением зрения требует особых подходов и методов. Важно учитывать специфику их восприятия информации и возможности доступа к стимульному материалу. Также необходимо проводить оценку пространственного восприятия, моторики, речи и других когнитивных функций, учитывая их возможности и потребности.

Какое требование предъявляется к стимульному материалу при психодиагностической работе с детьми с нарушением зрения?

Одним из требований к стимульному материалу при работе с детьми с нарушением зрения является контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону. Они должны быть ярко выражены для лучшего восприятия детьми. Например, черные объекты на белом фоне лучше различаются, чем белые объекты на черном фоне.

Какой стимульный материал включает в себя психодиагностическая работа с детьми с нарушением зрения?

Стимульный материал включает в себя разнообразные объекты и изображения, которые подходят для работы с детьми с нарушением зрения. Это могут быть тактильные карточки, геометрические фигуры, предметы с различными текстурами и формами. Также используются различные аудиоматериалы, такие как звуки, музыка и речь, для оценки слухового восприятия.

Какие требования предъявляются к психологу, работающему с детьми с нарушением зрения?

Психолог, работающий с детьми с нарушением зрения, должен иметь специализированные знания и навыки. Он должен быть готов к работе с разными методами и инструментами оценки развития, уметь адаптировать их под потребности каждого ребенка. Важно также уметь устанавливать доверительные отношения с ребенком и его родителями, чтобы создать комфортную обстановку для работы.

Какие особенности имеют дети с нарушением зрения?

Дети с нарушением зрения имеют некоторые особенности, связанные с ограниченными возможностями восприятия мира вокруг себя. Они могут испытывать трудности в ориентации в пространстве, распознавании объектов и лиц, чтении и письме, а также взаимодействии со сверстниками. Также у них могут быть отклонения в развитии психических процессов, таких как внимание, память и мышление.

Какие особенности диагностики детей с нарушением зрения существуют?

При диагностировании детей с нарушением зрения необходимо учитывать специфику их восприятия и взаимодействия с окружающей средой. Например, стимульный материал должен быть контрастным и понятным для детей с нарушением зрения. Также проведение психодиагностических тестов может потребовать дополнительной адаптации для учета особенностей восприятия и коммуникации детей с нарушением зрения.

Каковы основные требования к стимульному материалу при диагностике детей с нарушением зрения?

Основные требования к стимульному материалу при диагностике детей с нарушением зрения включают контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону. Например, дети с нарушением зрения лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном. Это необходимо учитывать при выборе и подготовке материалов для проведения психодиагностики.