Финансирование развития отраслей народного хозяйства

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Финансы и кредит
  • 76 76 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 14.07.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы осуществления финансовой деятельности государства 6
1.1. Механизмы и методы сглаживания региональных экономических различий и неравенств 6
1.2. Анализ влияния основных факторов на финансирование отраслей российской экономики 11
1.3. Влияние санкций на финансирование отраслей народного хозяйства 21
2. Практика финансирования отраслей народного хозяйства на примере агропромышленного комплекса России 36
2.1. Формирование механизма государственного регулирования финансирования интеграционных процессов в аграрной сфере 36
2.2. Финансирование сельхозтоваропроизводителей в условиях экономической нестабильности 44
2.3. Перспективы адаптации в России зарубежного опыта обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций 56
3. Пример финансирования АПК с помощью инвестиционной модели 69
Заключение 75
Список использованных источников 77

Фрагмент для ознакомления

В плачевном состоянии находится и отрасль животноводства. Здесь порядка 90% поголовья молочного скота находятся на привязном содержании. Большинство ферм слабо механизированы. Более половины продукции животноводства в общем объеме приходится на долю личных подсобных и фермерских хозяйств, использующих, в основном, ручной труд.Отечественные практики давно доказали, что рентабельность производства молока в 14% и более достигается при беспривязном содержании молочного стада. Опыт передовых хозяйств показывает, что существует реальная возможность повысить удои на 80% в течение 6-7 лет за счет эффективной племенной работы и использования рационального кормления. Проведенный анализ показывает, что, используя уже существующие возможности, процентов 30 хозяйств имеют реальный потенциал в срок до 2020 г. добиться роста производства молока более чем на 25-30%. И еще около 10% хозяйств при минимальном финансировании достичь тех же результатов. Так, по данным статистики, поголовье коров молочных пород в России практически не растет, однако при этом за последние 25 лет резко выросли удои молока, так как появилась возможность импортировать высокопроизводительных животных из Голландии и иных стран при существенной поддержки государства.Неоднозначна проблема инновационного развития мясного скотоводства.С одной стороны, по данным статистики поголовье крупного рогатого скота мясных пород в 2014 г. составило 2,388 тыс. голов, что на 11,7% превышает показатель прошлого года, при этом уровень собственного производства мяса примерно равен 75%, что несколько меньше прописанных в Доктрине продовольственной безопасности 85 %.С другой стороны, расширение собственных объемов производства мяса КРС достаточно трудоемко и долговременно. Так как крупный рогатый скот растет гораздо медленнее птицы и свиней, инвестиции в производство мяса КРС несколько сложнее и рассчитаны на более долгий срок, порядка 10 лет и более. Однако на этом направлении в России ведется активная работа.Наиболее интенсивно на основе инновационных технологий развиваются отрасли свиноводства и птицеводства. Использование новейших технологий и успешная реализация государственных проектов, одним из которых является проект по производству дефицитной и редкой продукции, в рамках которого в 2014 г. в г. Миллерово Ростовской области построен и введен в эксплуатацию один из крупнейших в России комбикормовых заводов, позволило российским производителям не только производить мясо индейки и утки, но и увеличить производство мяса птицы с 2000г. в пять раз.Сегодня уже можно предположить, что при сохранение существующих темпов развития данной отрасли в течение пяти лет велика вероятность достижения конкурентоспособности птицеводства сельского хозяйства России до требуемого уровня.Активно реализуются и инновационные проекты в области развития отечественного свиноводства. Так производство мяса свиней с 2000г. выросло в 2 раза. Главной задачей, определенной на ближайшую перспективу, является переход к использованию в основном мясных пород животных и развитие современной первичной переработки свинины в местах ее производства. Сегодня Россия занимает шестое место по производству свинины среди мировых производителей.Наиболее развитой сферой агропромышленного производства является сфера хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. В данной сфере процесс инновационного развития протекает наиболее интенсивно. Только за последние пять лет введены в эксплуатацию новые перерабатывающие мощности, охватывающие около 9% производства мяса и более 4% производства молока. За последние 15 лет модернизировано более четверти производственных мощностей, однако модернизация проведена все же за счет импортного оборудования. Особым достижением инновационной практики стала организация переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на сельских территориях на кооперативных началах и обеспечение регулярной доставки в распределительные центры и торговые сети готовых к употреблению продуктов питания.2.3. Перспективы адаптации в России зарубежного опыта обеспеченияпродовольственной безопасности в условиях санкцийВопросы продовольственной безопасности, актуальные во все времена, особую значимость приобретают в кризисных ситуациях. Запрет на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, происходящих из США, стран ЕС, Канады, Австралии, Норвегии, в ответ на санкции, введенные в отношении России, вновь приковали внимание к проблеме продовольственной безопасности страны. Генеральная Ассамблея ООН еще в 1974 году одобрила «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире» и определила продовольственную безопасность как систему мер, обеспечивающих производство и удовлетворение количественно-качественных потребностей населения страны в высококонкурентоспособных отечественных продуктах питания широкого ассортимента. Основным критерием продовольственной безопасности, по мнению экспертов ФАО, является производство 75-80 % общего объема основных видов продовольствия за счет собственных ресурсов.Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации была принята лишь в 2010 году, согласно которой «продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны». Помимо явно доминирующей идеи достижения пороговых значений самообеспечения по отдельным видам сельскохозяйственной продукции Доктрина уделяет внимание качеству продуктов и их доступности для населения. Для оценки рисков обеспечения продовольственной безопасности страны рассматривается доля импорта во внутреннем потреблении, превышающая 20 %. При этом фокус проблемы продовольственной безопасности состоит в увеличении объемов собственного производства продовольствия, а не в защите от внешней экспансии.Законы, рассматривающие идею продовольственной безопасности, приняты во многих странах мира - в США, Франции, Швеции, Германии, Китае и др. Однако, в отличие от Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, подразумевающейся как элемент повседневной аграрной политики, например, в Германии «Закон о продовольственной безопасности» предполагает обеспечение продовольственной безопасности в чрезвычайной ситуации, когда мероприятия по регулированию рынка не могут устранить проблему.Выделяют три подхода к обеспечению продовольственной безопасности - протекционистский, промежуточный и экспорто-ориентированный. В основе данной классификации уровень аграрного потенциала страны. Протекционистский и экспорто-ориентированный подходы по своей сути являются контрастными, к первому либо ко второму нельзя отнести все страны мира - большинство стран придерживается промежуточного пути к обеспечению продовольственной безопасности, им присущи те или иные элементы обоих подходов. Яркими представителями первого подхода являются Япония и Норвегия, второго - США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Бразилия. Третий же подход характерен для большинства стран ЕС. Более подробно рассмотрим опыт Японии, ЕС и США (таблица 6), а также Китая как крупнейшего производителя продовольствия в мире.Таблица 6 – Подходы к обеспечению продовольственной безопасности в миреПоказательПротекционистскийподход(Япония)Промежуточный подход (страны ЕС)Экспортоориентированный подход (США)АграрныйпотенциалНизкийСреднийВысокийМетоды государственного регулирования и поддержки сельского хозяйстваПрямые платежи фермерам+++Импортные пошлины на продовольствие. Установление импортных квот на отдельные виды продовольствия+Импортные барьеры устанавливаются как в тарифной, так и в нетарифной форме+Компенсационные сборы на отдельные виды продовольствия. Лицензирование импорта+Централизованный импорт. Менее активная защита от импорта продовольствияСубсидированиеэкспортаНе применяется+Экспортные лицензии. Экспортный налог.+Продовольственная помощь нуждающимся странамЦеновоерегулирование+Закупочные, минимальные гарантированные цены.78 % в структуре PSE+Целевые, интервенционные, пороговые цены.13 % в структуре PSE+Целевые и залоговые цены, разностные платежи.22 % в структуре PSEЛьготноеналогообложение+++Льготноекредитование+++Поддержка по обеспечению продовольствием беднейших слоев населения+++Основное различие между протекционистским подходом и экспорто-ориентированным заключается в объемах государственной поддержки сельскохозяйственного производства (рис. 7). В Японии государственная поддержка сельского хозяйства является одной из самых высоких в мире - по данным ОЭСР оценка поддержки сельскохозяйственных производителей в 2014 году была 49,2 %. Для сравнения, этот показатель в ЕС составил 18 %, в США - 9,8 %. По России показатель PSE - 8,9 %, по Китаю - 20,2 %.Рис. 7. Поддержка сельскохозяйственного производителя (PSE), %Экспортоориентированный подход основан на субсидировании экспорта, которое, например, США обеспечило мировое лидерство в области сельского хозяйства. США покрывает собственные потребности в продовольствии и является крупнейшим мировым его экспортером. Благодаря государственным субсидиям и эффекту масштаба производства американские фермеры увеличили производство продукции и получили дополнительные конкурентные преимущества. Неотъемлемым элементом продовольственной безопасности США являются государственные программы продовольственной помощи беднейшим слоям населения. Они способствуют доступности продовольствия, сглаживанию социальных противоречий, росту доходов фермеров, избавлению от товарных излишков. Особенно актуальны они в период экономического кризиса.Представитель протекционистского подхода - Япония, имеющая ограниченные сельскохозяйственные ресурсы, не может производить большинство видов продовольствия и активно использует механизмы, направленные на защиту внутреннего производства: высокий уровень субсидирования производителей, ценовое регулирование, ограничение импорта продуктов питания путем таможенно-тарифного регулирования, а также в нетарифной форме. Японское правительство применяет и другие меры для обеспечения продовольственной безопасности страны: контроль производства и качества продукции, регулирование продовольственного снабжения и др. Экспортные субсидии не осуществляются. Значительная государственная поддержка аграрного производства противоречит требованиям ВТО, поддерживающей страны-экспортеры продовольствия. В качестве ответной реакции на давление ВТО используется концепция многофункционального подхода к сельскому хозяйству.Промежуточный подход характерен для большинства стран ЕС, стремящихся более к обеспечению продовольственной безопасности внутри членов союза, нежели лидерству в мировом экспорте продовольствия. По всем критериям, применяемым при оценке продовольственной безопасности, можно считать ее полностью достигнутой.Стремительному развитию аграрного сектора рассматриваемых стран способствовало повышение эффективности производства благодаря внедрению передовых технологий в производственный процесс, финансированию научно-исследовательских работ, переходу на инновационное развитие сельского хозяйства. Это позволило повысить уровень доступности продовольствия для населения. В США доля затрат на продовольствие в общих расходах потребителей составляет 6 %, Японии - 11,3 %, Германии - 9 %, Франции - 10,2 %. В России же доля продовольствия в потребительских расходах — 25,3 %.Приведенные примеры доказательно свидетельствуют, что продовольственная безопасность является гарантом качества жизни населения страны, служит рычагом к достижению экономически стабильной ситуации и, наряду со всем этим, поддерживается со стороны государства.Опыт Китая в обеспечении продовольственной безопасности интересен тем, что потребности огромного населения этой страны невозможно удовлетворить, используя даже весь мировой экспорт продовольствия, при отсутствии внутреннего аграрного производства. О высокой импортной продовольственной зависимости речи быть не может. В Китае используются стандартные методы государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства, как во многих странах мира, но при этом учитываются особенности и возможности государства: прямые платежи и субсидии, льготное налогообложение и кредитование, инвестиции в развитие сельской инфраструктуры, ценовое регулирование, поддержка научно-исследовательской деятельности в сельском хозяйстве, обеспечение безопасности продуктов питания. Вопросы экологии, повышение качества жизни сельского населения, обеспечение конкурентоспособности сельского хозяйства - приоритеты аграрной политики Китая.Одними из ключевых мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности Китая, являются развитие аграрной науки, повсеместное внедрение передовых аграрных технологий, как заимствованных у развитых стран, так и собственных. Предполагается и в дальнейшем увеличение финансирования аграрной науки, стимулирование и внедрение передовых технологий в аграрное производство.Россия обладает уникальными природными ресурсами, крупным производственным, научным и кадровым потенциалом, но при этом является одним из крупнейших импортеров продовольствия в мире. В 2014 году превышение импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия над экспортом составило 2,1 раза, в 2015 году ситуация несколько изменилась - в связи с ростом производства сельскохозяйственной продукции и экономическими санкциями объем импорта сократился на 33,6 % (рис. 8). Поскольку продовольствие - это один из основных рычагов политического и экономического давления в международных отношениях, все еще высокий объем импорта сельскохозяйственной продукции создает угрозу продовольственной безопасности страны.Рис. 8. Внешняя торговля сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием Российской Федерации, млрд долл. СШАОтдельные специальные экономические меры (Указы Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560, от 24 июня 2015 года № 320) для обеспечения безопасности страны затрагивают примерно половину всего объема российского импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Безусловно, это оказывает негативное воздействие на экономику страны, но при этом стимулирует рост объемов производства сельскохозяйственной продукции и развитие аграрного сектора. Российское эмбарго коснулось мяса крупного рогатого скота (КРС), свинины, рыбы, молока и молочной продукции, овощей, фруктов, орехов.Первостепенной задачей является защита отечественного производителя путем замещения импортируемых сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия товарами собственного внутреннего производства, призванная обеспечить национальную продовольственную безопасность. Главная опасность состоит в том, чтобы не просто поменять стран-экспортеров, а действительно заниматься развитием собственного производства. При этом следует учитывать, что определенная доля импорта необходима для поддержания ассортимента продовольственных товаров во внутренней торговле и участия в мировом товарообмене, прежде всего, в условиях свободной торговли в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).Обеспечение продовольственной безопасности требует осуществления дополнительных мер государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства, учитывая, что критериям Доктрины продовольственной безопасности соответствует самообеспеченность только по таким видам сельскохозяйственной продукции, как зерно, картофель, яйца (рис. 9). Рис. 9. Производство и импорт основных видов сельскохозяйственной продукции, тыс. тПо овощам и мясу и мясопродуктам достижение самообеспеченности возможно в среднесрочной перспективе. Повышение объемов производства молока и молокопродуктов возможны в более отдаленной перспективе.Российская экономика оказалась перед необходимостью за короткий период времени повысить свою конкурентоспособность, обеспечить рост объемов производства попавших под контрсанкции видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, на что ранее потребовались бы многие годы. Проведенный анализ зарубежного опыта обеспечения продовольственной безопасности позволяет сделать некоторые выводы по минимизации угроз для России, чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны как важнейшую составляющую экономической безопасности в условиях санкций.Прежде всего, речь идет об увеличении финансирования аграрного сектора экономики. В развитых странах, в том числе США, ЕС, Японии, Китае, на поддержку сельскохозяйственного производителя затрачивается значительная часть средств государственного бюджета. И такая поддержка себя оправдала в виде обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого экономического роста этих стран.С целью стимулирования внутреннего производства внесены изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Объем бюджетных ассигнований на реализацию Госпрограммы за счет средств федерального бюджета был увеличен на 39,4 % до 2126,2 млрд руб.Традиционные экономические методы, обеспечивающие определенный уровень бюджетной, финансовой и производственной поддержки, использовавшиеся до сих пор в нашей стране, не способствовали адекватному развитию аграрного сектора экономики. Помимо уже существующих мер с 2013 года были введены новые: прямые платежи сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 га посевной площади и на 1 л реализованного товарного молока.Одной из основных форм государственной поддержки аграрного сектора является субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам. В связи с санкциями объем инвестиций на развитие сельского хозяйства в последние годы снизился. Из 9 основных показателей Госпрограммы в 2014 году были выполнены 8. Невыполненным остался показатель «Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (к предыдущему году), %» (-9,6 п.п.). В 2015 году невыполненными были 3 показателя, в том числе и «Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (к предыдущему году), %» (-17,6 п.п.).Серьезной проблемой сельского хозяйства является его закредитованность. Совокупная задолженность сельскохозяйственных организаций около 2 трлн руб. Государственная поддержка отрасли в основном выражается в субсидировании процентных ставок. При этом наблюдается низкая доступность кредитов. Отсутствует доступ к кредитным ресурсам почти у половины хозяйств, около 2/3 крестьянских (фермерских) хозяйств.Решением проблемы является не отказ от субсидирования процентных ставок по кредитам, а совершенствование самого механизма кредитования. Особую роль в развитии аграрного сектора должен играть «Россельхозбанк», кредитующий отрасль по специальным низким процентным ставкам. Целесообразнее осуществлять перечисление бюджетных средств на возмещение части процентной ставки не на счет сельскохозяйственного производителя, а напрямую кредитной организации, которая выдала кредит. Сельскохозяйственному производителю необходимо будет возвращать кредитной организации только сумму привлеченного кредита и проценты, которые не возмещаются из федерального и регионального бюджетов, что снизит на него финансовую нагрузку. Производителю не придется отвлекать собственные средства на уплату всего объема процентных выплат и ожидать возмещения из бюджета. Необходимо также принять меры, направленные на совершенствование механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных производителей, повышение их финансовой устойчивости и предотвращение негативных последствий их банкротства.Доходы сельскохозяйственным производителям следует направлять на укрепление материально-технической базы для перехода на современный технологический уровень, что позволит конкурировать на внутреннем и внешнем рынках. Способствовать этому может межхозяйственное кооперирование техники и лизинговые отношения.Обеспечить продовольственную безопасность можно и объединением усилий бизнеса, государства и науки в рамках государственно-частного партнерства. Предпринимательская инициатива и государственная поддержка мотивируют бизнес по внедрению инновационных технологий и созданию современной инфраструктуры для продвижения на рынок продукции. Это, в свою очередь, позволит добиться снижения импортной зависимости страны, будет стимулировать развитие аграрного сектора.Повышение уровня жизни сельского населения, занятости, развитие сельских территорий - также одно из направлений для обеспечения продовольственной безопасности страны. Значительные субсидии фермерам, льготное кредитование взамен на достижение определенных производственных показателей и ведение фермерской деятельности в течение некоторого периода времени используются в странах ЕС для поощрения занятости молодых специалистов на селе. В Японии для фермеров, только начинающих свою деятельность, создан центр помощи фермерам, а также центр переквалификации фермеров. Использование подобного опыта в России повысит привлекательность сельскохозяйственного труда, обеспечит приток молодежи в село.Для обеспечения экономической доступности продовольствия беднейшим слоям населения можно использовать опыт США. Возможность внедрения программы продовольственной помощи обсуждается уже давно. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1215 -р утверждена Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, включающая прямые поставки продуктов питания или предоставление денежных средств для приобретения продовольствия заинтересованными лицами. Программа продовольственной помощи, с одной стороны, повысит уровень жизни населения, обеспечивая доступность продовольствия, с другой стороны, вызовет рост спроса на продовольствие, что привлечет дополнительные инвестиции в аграрный сектор экономики, подстегнет его развитие.Реализовав полностью или хотя бы частично свой аграрный потенциал, Россия сможет обеспечить национальную продовольственную безопасность и стать одним из лидеров в мировом экспорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, и тем самым усилить свои позиции на мировом продовольственном рынке.3. Пример финансирования АПК с помощью инвестиционной моделиОсновная задача, стоящая перед сельским хозяйством, состоит в том, чтобы обеспечить стабильность и устойчивость развития. Решение этой задачи, в свою очередь предполагает постановку и решение первоочередных проблем:- как обеспечить приток чистых инвестиций, если доходность активов, продукции в сельском хозяйстве ниже, чем в других отраслях;- какие инструменты необходимо использовать для того, чтобы банковский и другой финансовый капитал стал активным участником воспроизводственного процесса в аграрном бизнесе;Согласно Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов, доходность по облигациям с переменным купонным процентом определяется по формуле:где C(t) - текущая цена продажи (в % к номиналу);Kn - очередной купонный платеж (в % к номинальной цене облигации, осуществляемый в tn момент времени).В рекомендациях приводится формула расчета доходности для инвесторов, придерживающихся тактики продажи облигации в наиболее выгодный момент еще до погашения, которая получила название текущей доходности r. Для её расчета рекомендуется использовать формулу:гдеtпр,tпок – даты (в днях) покупки ипродажи,С(tпр) и C (tпок) – соответствующие цены.Большое значение имеет определение цены заемного капитала, в т.ч. привлекаемого в форме облигационных займов. Немецкие исследователи рекомендуют издержки по заемному капиталу оценивать по проценту, требуемому кредитором. При этом составляющие издержек заемного капитала необходимо корректировать с учетом требований налогового законодательства. Оценку издержек инвестирования собственных средств Д.Хан предлагает проводить с учетом состояния рынка капиталов на базе модели CAPM (CapitalAssetPricingModels), в которой взаимосвязь между ожидаемой нормой дисконта для рискового капитала и величиной риска определяется по формуле:Re = Rf + ft(RMе — Rj) , гдеRe- ожидаемая норма дисконта;Rf - норма дисконта по безрисковому капиталовложению;J3 - масштаб риска рассматриваемого капиталовложения;RMe - ожидаемая норма дисконта рыночного портфеля.Для определения величины издержек инвестированного капитала большое значение имеет выбор ставки инструмента безрисковых вложений, обеспечивающих минимальный уровень доходности. Однако в российских условиях к этому добавляется также и необходимость выбора базы безрисковых инвестиций, которая может быть в виде таких инструментов долгового рынка, как, облигации федерального займа (различных видов). В современных рыночных условиях финансирование основных средств сельскохозяйственного назначения может осуществляться за счет следующих источников, представленных на рисунке 10.Исходы из общей схемы источников инвестирования можно построить более конкретную схему источников инвестиций в сельском хозяйстве. По результатам проведенного нами исследования можно отметить, что материальная база Ставропольского края не отвечает современным требованиям по структуре, качеству и физическому состоянию. В аграрных формированиях замедлились процессы обновления основных средств, во многом были дезорганизованы, а иногда и разрушены существовавшие системы материально-технического снабжения, ремонта и технического обслуживания машинно-тракторного парка.Рис. 10. Финансовые источники инвестиционной деятельности сельскохозяйственных организацийБолее быстрый рост цен на продукцию производителей сельскохозяйственной техники привел к тому, что предприятия практически не закупают новые более эффективные машины и агрегаты. В этой связи задача государства состоит в создании необходимых организационных и финансово-экономических условий, обеспечивающих развитие процесса воспроизводства материально-технических ресурсов. Решение этих вопросов зависит от принятия соответствующих законов, постановлений, указов и других нормативно-правовых документов, регулирующих возможности хозяйств вести простое и расширенное воспроизводство. Однако в процессе реформирования сельскохозяйственного производства, с изменением форм собственности и хозяйствования возникли сложные проблемы в решении этих вопросов. Как показали исследования центральное место в системе воспроизводственных факторов, обусловивших кризисное состояние сельского хозяйства России в целом, принадлежит инвестиционной составляющей. Ввиду недостаточной проработки моделей заимствования средств на цели сельскохозяйственного производства отрасль в целом испытывает острый дефицит финансовых источников инвестиционной деятельности. В этой связи нами предлагается наиболее приемлемая модель организации облигационных займов для удовлетворения потребностей АПК в инвестиционно-финансовых ресурсах, при разработке которой учитывался как современный уровень развития отечественного финансового рынка, так и передовой зарубежный опыт финансирования аграрного сектора экономики.В рамках этой модели обеспечением выпуска облигаций является имущество, оцененное по справедливой (рыночной) стоимости. Государство (правительство) в лице уполномоченного органом исполнительной власти агента определяет соотношение обеспечения с объемом выпуска. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» Правительство Ставропольского края от 21 мая 2008 г. № 76-п утвердило Генеральные условия эмиссии и обращения государственных облигаций, исходя из которых:1.Эмитентом облигаций от имени Ставропольского края выступает министерство финансов Ставропольского края (далее - эмитент);2.Облигации могут выпускаться в форме: именных бездокументарных ценных бумаг; именных документарных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением (учетом); документарных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением (учетом).3.По срокам обращения облигации являются среднесрочными, со сроком обращения от одного года до пяти лет.4.По виду получаемого дохода и порядку погашения облигации могут быть: бескупонными; с переменным купонным доходом; с постоянным купонным доходом; с фиксированным купонным доходом; с амортизацией долга.Величина купонного дохода на одну облигацию рассчитывается по формуле:Q = Ri x Ti x Ni / (365 x 100%), где:Q - величина купонного дохода за i-й купонный период, рублей;Ri - размер ставки купона по i-му купонному периоду, процент годовых;Ti - i-й купонный период, дней;Ni - непогашенная часть номинальной стоимости Облигации на дату расчета выплаты купонного дохода за i-й купонный период, рублей.Уполномоченный агент организует проведение оценки имущества, выступающего в качестве обеспечения облигационного займа, а также юридическое оформление эмиссии. Первичное размещение облигаций и ведение депозитарного учета осуществляется уполномоченными правительством депозитариями.Вырученные от размещения облигаций средства аккумулируются в целевом фонде, предназначенном исключительно для финансирования приоритетных инвестиционных проектов. В этой связи для освоения финансовых ресурсов на инвестиционные цели создается АИФ «Фонд модернизации АПК», которому пе-редаются в оперативное управление финансовые средства, полученные от размещения облигаций инвестиционного займа. В дальнейшем инвестирование предполагает использование финансирования инвестиционных проектов за счет доходов, которые принесет создаваемое или реконструируемое предприятие в будущем. Подобная организация инвестирования считается в мировой практике особенно актуальной моделью для тех стран и регионов, которые нуждаются в расширении и модернизации производственных мощностей капиталоемких отраслей экономики.При проектном финансировании основным обеспечением предоставляемых средств, в т.ч. кредитов, являются доходы, которые получит создаваемое или реконструируемое предприятие в будущем. Особую роль при реализации проектного финансирования в условиях современной России играет распределение рисков между участниками проекта, например, путем диверсификации или выставления гарантий. На практике же риски распределяются, в основном, между учредителями и инвесторами.Для обеспечения контроля за реализацией инвестиционных проектов и целевым расходованием средств облигационного займа под каждый проект создается открытое акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит АИФ «Фонд модернизации АПК», а остальные акции приобретают участники проекта. В уставах создаваемых ОАО обязательно должно быть предусмотрено условие выкупа своего контрольного пакета у АИФ участниками проекта по наиболее выгодной цене через 2-3 года. Таким образом, до выхода каждого проекта на самоокупаемость АИФ регулирует процессы реализации проекта, а после его осуществления выходит из состава собственников АО, продает свои акции, обеспечивая тем самым возвратность с прибылью вложенных в инвестиционные проекты финансовых средств.ЗаключениеИзучив состояние и оценив инновационный потенциал российских сельхозпредприятий, полагаем, что инновационная деятельность в этой области представляется проблематичной в силу низкой инвестиционной привлекательности, недостаточного финансирования и недостаточного обеспечения научными кадрами. Но в результате исследования было выявлено, что сельское хозяйство России имеет высокий природный и инвестиционный потенциал, что свидетельствует в пользу наличия значимых резервов развития подотраслей сельского хозяйства и существования реальных возможностей достижения высоких показателей к 2020г.Однако достижение высоких показателей в ближайшей перспективе возможно только при условии интенсивного развития отечественного АПК на инновационной основе с охватом более 25% потенциально способных сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые и обеспечат эффективное производство более половины всей выпускаемой продукции. Кроме того, не стоит забывать, что инновационное развитие представляется возможным не только за счет применения зарубежных техники, технологий и даже семенного материала, как действуют новаторы настоящего времени, но и с использованием отечественных достижений и передовой практики и, самое главное, при наличии кадров соответствующего уровня подготовленности к реализации инновационных технологий.Проведенный в работе анализ позволил сделать следующие выводы:1.Целью процесса трансформации аграрного сектора за период 1990-2014 гг. являются сдвиги в структуре сельскохозяйственных угодий и пашни по категориям хозяйств, с которыми координируются сдвиги в структуре инвестиций в основной капитал АПК по источникам финансирования.2.В условиях преобладания в национальной экономике трансакционного сектора над реальным сдвиги в инвестициях в основной капитал РФ по отраслям производства и услуг являются источником сдвигов в производстве продукции сельского хозяйства, растениеводства и животноводства по категория хозяйств.3.Динамика доли растениеводства в продукции сельского хозяйства по отраслям положительно коррелирует с динамикой долей услуг в инвестициях в основной капитал РФ.4.Динамика доли животноводства в продукции сельского хозяйства по отраслям имеет координацию с динамикой доли отраслей производства в инвестициях в основной капитал РФ и доли привлеченных средств в инвестициях в основной капитал АПК по источникам финансирования.5.Среди категорий хозяйств центральную роль в процессе координации выполняют личные подсобные хозяйства, у которых скорость сдвигов коррелирует со скоростью сдвигов в инвестициях в основной капитал РФ по отраслям производства и услуг.В связи с расширением санкций в отношении России продовольственная безопасность страны не должна пострадать. Изучение зарубежного опыта решения данной проблемы будет способствовать выработке эффективной стратегии обеспечения продовольственной безопасности страны.Усилия следует сконцентрировать на инвестиционно-инновационном развитии аграрного сектора экономики, создании производственного потенциала современных высокотехнологичных предприятий. Япония, страны ЕС, США занимают ведущие места в мире по масштабам инновационной деятельности в аграрном секторе. России целесообразно использование практики разработки концепций национальных инновационных систем в аграрном секторе и конкурсного распределения финансовых средств на научно-исследовательские разработки в рамках этих систем, где государство выступает заказчиком. Необходимы масштабные инвестиции, что, в свою очередь, повлечет за собой освоение новых инновационных технологий.Список использованных источников

1. Алтухов А.И. Продовольственная безопасность России в условиях за¬рубежных санкций // АПК: экономика, управление. - 2014. - № 12. - С. 19-29
2. Анатолий Вассерман: Санкции — удобный повод для выхода из ВТО. http://politikus.ru/articles/45364-anatoliy-vasserman-sankcii-udobnyy-povod-dlya-vy- hoda-iz-vto.html
3. Афонцев С. А. Бизнес в условиях санкций: Есть ли ложка мёда в бочке дегтя? [Электронный ресурс]: Точки роста экономики Большого Урала: IX Ежегодная межрег. конф. Екатеринбург. Режим доступа: http://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/science/conference/Afoncev_S.pdf
4. Ахметшина Л.Г., Порвадов М.Г. Мировой опыт государственной поддержки сельского хозяйства: оценка и тенденции развития // В мире науч¬ных открытий. - 2016. - № 8.2 (44). - С. 206-222
5. Балуев Д. Эволюция экономических санкций как инструмента внешней политики: от Второй мировой войны до санкций против России // Международные процессы. 2014. Т. 12. № 3. С. 23-33
6. Бесчастнова Н. В. Оценка глобализации мирохо¬зяйственных связей на основе подсчета индекса глобализации. URL: http://iupr.ru/domains_data/
7. Годовой отчет АО «Россельхозбанк» за 2015 год
8. Гранберг А. Г. Проблемы территориального народнохозяйственного планирования. Ново¬сибирск, 1987. С. 6
9. Дмитриева Н. И. Экономические санкции в све¬те новой институциональной экономики. Сб.: Госу¬дарственное управление в XXI в.: традиции и инно¬вации. 9-я Международная конференция. Ч. 1. М.: изд. Московского университета, 2014. С. 269-280
10. Загашвили В. Западные санкции и российская экономика // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 11. С. 67-77.
11. Здоровец, Ю. И. Функциональный анализ отношений участников интеграционного формирования [Текст] / Ю. И. Здоровец // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2014. - № 1(32). - С.219-224
12. Злобин Е. В. Наука и бизнес – направления взаимодействия (к итогам XVII международной конференции по страхованию в Южном федеральном университете, Ростов-на-Дону) / Е. В. Злобин, Р. Т. Юлдашев // Страховое дело. 2016. № 8.
13. Импортозамещение в России: Архив новостей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newsruss.ru
14. Ирина Ю.Ч. Организационный и экономический механизм хозяйствования и устойчивого развития в АПК//Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2016. Т. 26. № 6. С. 80-88.
15. Казакова, Н. А. Анализ механизмов государственной поддержки и рисков осуществления приоритетного национального проекта - развитие АПК» (на примере Белгородской области) [Текст] / Н. А. Казакова, Т. И. Наседкина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - С. 28-40
16. Клепач А. Н. Международные санкции и ответ¬ные меры: возможен ли позитив для российской экономики? // Мир новой экономики. 2015. № 1. С. 6-12.
17. Климова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 67-79
18. Климова Н.В. Особенности регулирующего воздействия государства на агробизнес в зарубежных странах [Электронный ресурс] // Научный жур¬нал КубГАУ. - 2013. - № 90 (06). - URL: http://ej.kubagro.ru/2013/06/pdf/45.pdf
19. Константинов А. В. Теория и опыт зарубежных стран в сфере финансового регулирования и их при¬менение в российской системе // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 9 -2. - С. 394-398
20. Кузнецов И. Внешняя торговля России в 2015 году снизилась на треть // Экономика и жизнь. 2016. № 5 URL: https://www.eg-online.ru/article/304044/
21. Кулешов B.B., Моршок В.Д. Анализ развития экономики федеральных округов: финансовый ас¬пект // Регион: экономика и социология. 2013. № 1. С. 7.
22. Курбанова О.Э. Проблемы кредитования сельского хозяйства в условиях действия экономических санкций / О.Э.Курбанова, К.А. Одинокова // Молодой ученый. - 2015. - №13. – С.421-423
23. Лукьянова А.Н. Об импортозамещении в российском агропромыш¬ленном комплексе // Аналитический вестник «О мерах по реализации импор- тозамещения в гражданских отраслях промышленности в интересах укрепле¬ния национальной безопасности». - 2014. - № 27 (545). - С. 58-64
24. Макконнелл К. Р., Брю С. Л., Флинн Ш. М. Эко¬номикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2011. 1010 с.
25. Маслова В. Инвестиции в АПК в условиях импортозамещения // АПК: экономика, управление. - 2014. - № 12. - С. 41-47
26. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gp.specagro.ru
27. Молчанова, Л. А. Банковский и аграрный сектор: альтернативные инструменты финансирования производств [Текст] / Л. А. Молчанова, А. И. Черных, И. Н. Гюнтер // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2016. - № 4. - С. 209-213
28. Национальные счета: валовый внутренний про¬дукт // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab3.htm
29. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регу¬лирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Постановление Правительства Рос. Федерации от 14 ию¬ля 2012 г. № 717
30. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Россий¬ской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 30 янв. 2010 г. № 120
31. Об утверждении Концепции развития внутренней продовольствен¬ной помощи в Российской Федерации: Распоряжение Правительства Рос. Фе¬дерации от 3 июля 2014 г. № 1215-р
32. Оперативный мониторинг экономической ситуа¬ции в России. Тенденции и вызовы социально¬-экономического развития. URL: http://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2015-12-september.pdf
33. Петренко И.М., Булгаров М.А. Направления повышения эффективности мер государственной поддержки импортозамещения в малых формах хозяйствования АПК //Животноводство Юга России. 2016. № 7 (17). С. 25-29.
34. Петриков А.В. Многофункциональность сельского хозяйства: теоретические и поли¬тические аспекты: докл. на XII Никоновских чтениях / А.В. Петриков. - М.: РГАУ МСХА. 2016.
35. Плугов А.Г. Мировой опыт обеспечения продовольственной безопас¬ности и его использование в России: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14 / Рос. Ун-т дружбы народов. - М., 2016. - 25 с
36. Прасолов В.И. Риски продовольственной безопасности России в усло¬виях санкций // Актуальные вопросы общественных наук: социология, поли¬тология, философия, история: сб. ст. по материалам LVII междунар. науч.- практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2016. - № 1 (53). - С. 62-71
37. Прогноз и моделирование кризисов и миро¬вой динамики / отв. ред. А. А. Акаев, А. В. Коротаев, Г. Г. Малинецкий. 2-е изд. М.: Книж¬ный дом «ЛИБРОКОМ», 2014
38. Решетняк, Л. А. Роль государственной поддержки в развитии аграрного производства Белгородской области [Текст] / Л. А. Решетняк, Ю. И. Здоровец // Материалы международной научно-практической конференции. - Воронеж : Издательство Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I. - 2015. - С. 316-319
39. Россия не пойдёт по пути изоляционизма, ксенофобии и поиска врагов. http://riafan.ru/161626-rossiya-ne-poydet-po-puti-izolyatsionizma-ksenofobii-i-poiska-vragov-putin/
40. Семенова Е.В. Обеспечение продовольственной безопасности России на фоне ослож¬нения геополитической обстановки / Е.В. Семенова, О.Г. Петрова // Известия Санкт- Петербургского государственного аграрного университета. - 2014. - №12. - С. 136-142
41. Соколова И.С., Зубкова Ю.А., Антонова Я.Н. Инвестиции в кризис: быть или не быть? // Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их право¬вое обеспечение: материалы VII-й Международной научно-практической конференции. Март 2016 г. / Под ред. О. С. Кошевого. Филиал ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Вит¬те» в г. Пензе. 2016. С. 356-360
42. Сулакшин С. С. Социально-экономические итоги развития России в 2015 г. Аналитическая справка / С. С. Сулакшин, Л. И. Кравченко. URL: http://rusrand.ru/analytics/socialno-ekonomicheskie-itogi-razvitiya-rossii-v-2015-g-analiticheskaya-spravka
43. Турьянский, А. В. Сельскохозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция [Текст] / А. В. Турьянский, В. Л. Аничин. - Белгород: Издательство БелГСХА им. В. Я. Горина, 2010. - 191 с.
44. Черных, А. И. Современное состояние и тенденции развития интеграционных процессов в АПК [Текст] / А. И. Черных, О. В. Гончаренко : материалы XVIII Международной научно--производственной конференции. - Белгород : Издательство БелГСХА им. В. Я. Горина, 2014. - С. 274
45. Шаховская Л., Корженевская О., Тимонина В. Причины и последствия экономических санкций против Российской Федерации // Евразийский союз ученых. 2015. № 3. С. 144-146
46. Шишов Ю. Международные экономические санкции и их влияние на экономическую безопасность отраслей Российской Федерации // Микроэкономика. 2014. № 6. С. 59-64
47. Юлдашев Р. Т. Перспективы развития прорывных технологий VI технологического уклада / Р. Т. Юлдашев, А. И. Воинов // Финансовый бизнес. 2016. № 1.
48. «FinExpertiza» [Ålectronic resource] // Access mode: http://www.Bnexpertiza.ru
49. Agricultural Policy Monitoring and Evaluation. 2015. OECD COUNTRIES. - URL: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/agriculture-and-food/agricultural-policy-monitoring-and-evaluation-2015_agr_pol-2015-en#page1
50. Beschastnova N. V. Evaluation of globalization of world economic relations on the basis of calcu¬lation of the index of globalization. URL: http:// iupr.ru/domains_data/files/zurnal_23/Beschast- nva%20globalizacii).pdf

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы существуют для финансирования развития отраслей народного хозяйства?

Теоретические основы финансирования развития отраслей народного хозяйства включают механизмы и методы сглаживания региональных экономических различий и неравенств, анализ влияния основных факторов на финансирование отраслей российской экономики и изучение влияния санкций на финансирование отраслей народного хозяйства.

Какие механизмы и методы существуют для сглаживания региональных экономических различий и неравенств в финансировании отраслей народного хозяйства?

Для сглаживания региональных экономических различий и неравенств в финансировании отраслей народного хозяйства применяются различные механизмы и методы, такие как выделение приоритетных регионов для инвестиций, предоставление льготных условий для развития отсталых регионов, создание специальных экономических зон и т.д.

Какие основные факторы влияют на финансирование отраслей российской экономики?

На финансирование отраслей российской экономики влияют различные факторы, включая политическую стабильность, уровень инфляции, наличие инвестиционных ресурсов, доступность финансовых инструментов, качество институциональной среды и другие.

Как санкции влияют на финансирование отраслей народного хозяйства?

Санкции могут негативно сказаться на финансировании отраслей народного хозяйства, ограничивая доступ к финансовым ресурсам, создавая неопределенность и риски для инвесторов и препятствуя развитию экономики. Однако, санкции также могут стимулировать развитие внутренних ресурсов и приоритетных отраслей экономики.

Как финансируется агропромышленный комплекс России?

Агропромышленный комплекс России финансируется через различные источники, включая государственные бюджетные средства, кредиты и займы от коммерческих банков, инвестиции от частных инвесторов, субсидии и льготы от государства, а также собственные средства предприятий.

Какие существуют механизмы и методы сглаживания региональных экономических различий и неравенств?

Для сглаживания региональных экономических различий и неравенств используются различные механизмы и методы. Один из таких механизмов - федеральное финансирование регионов, когда государство выделяет средства на развитие отсталых или малоразвитых регионов. Также существуют инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса, которые помогают развивать экономику в малоразвитых регионах. Одним из методов сглаживания может быть также налоговая политика, например, снижение ставок налогов для определенных регионов. В целом, для сглаживания региональных различий используется комплекс различных мер и инструментов.

Какие факторы оказывают влияние на финансирование отраслей российской экономики?

Финансирование отраслей российской экономики может зависеть от различных факторов. Одним из таких факторов является состояние мировой экономики и глобальной финансовой системы. Если мировая экономика находится в стагнации или кризисе, то это может отразиться на финансировании отраслей в России. Также важными факторами являются политическая стабильность в стране, уровень инфляции, наличие инвестиций и иностранного капитала. Кроме того, финансирование отраслей может зависеть от региональных особенностей и приоритетов государственной политики.

Какое влияние оказывают санкции на финансирование отраслей народного хозяйства?

Введение санкций может негативно сказаться на финансировании отраслей народного хозяйства. Санкции могут привести к ограничению доступа к финансовым ресурсам, например, запретом на получение зарубежных кредитов или инвестиций. Это может затруднить развитие отраслей, особенно тех, которые сильно зависят от внешнего финансирования. Кроме того, санкции могут увеличить стоимость ссуд и усложнить доступ к новым технологиям и оборудованию. В целом, санкции оказывают негативное влияние на финансирование отраслей и могут привести к их снижению или даже кризису.