Теневая экономика ("фиктивная", "серая" и "криминальная")

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая экономика
  • 37 37 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 04.11.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты теневой экономики
1.1. Определение понятия теневой экономики
1.2. Структура теневой экономики
1.3. Причины возникновения теневой экономики
2. Теневая экономика на российском рынке
2.1. Механизм функционирования теневой экономики
2.2. Место теневой экономики на российском рынке
2.3. Масштабы теневой экономики России
3. Последствия теневой экономики и методы борьбы с ней
3.1. Последствия теневой экономики
3.2. Существующие подходы к решению проблем теневой экономики
3.3. Методы борьбы с теневой экономикой
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В условиях резкого ухудшения материального положения основной массы населения в России в начальный период рыночных реформ «челноки» создали вторичный рынок занятости, смягчили процесс обнищания и роста безработицы, сыграв, таким образом, положительную роль.
Российская теневая экономика, вопреки сложившимся на Западе стереотипам по отношению к так называемой «русской мафии», производит в основном вполне легальную продукцию и услуги. На криминальные группировки приходится лишь 3% теневого сектора.
Таким образом, создавая новые рабочие места и источники дохода, теневая экономика исполняет роль социального стабилизатора, сглаживает чрезмерное неравенство доходов, уменьшает социальное напряжение в обществе.
Из данного параграфа видно, что в силу отмеченных реальностей отношение к теневой экономике не может быть однозначным – исключительно отрицательным или только положительным. Все процессы двойственны, такова уж жизнь. Задача же состоит в том, чтобы на основе результатов объективного анализа выработать комплекс мер по перемещению теневого капитала в нормальную хозяйственную жизнь страны.

3.2. Существующие подходы к решению проблем теневой экономики
В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики.
Первый — радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Его результаты всем известны: критические масштабы роста «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.
В качестве своеобразной реакции на отмеченные негативы радикально-либерального подхода возник подход преимущественно репрессивный, предполагающий: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания.
В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.
Вот почему необходим третий — комплексный экономико-правовой подход, выступающий в качестве конструктивной альтернативы.

3.3. Методы борьбы с теневой экономикой
Подход к теневой экономики на потребительском рынке как социально-негативному явлению предполагает соответствующую стратегию борьбы с нею, одним из направлений которой является предупреждение преступлений,
т.е. деятельность государства и общества, направленная против преступности с целью удержания ее на минимально возможном уровне посредством воздействия на причины и условия, ее порождающие.
На борьбу с теневой экономикой направлены многочисленные законодательные акты, регулирующие сферы жизнедеятельности экономики. К числу наиболее характерных для всех стран с развитой рыночной экономикой законов, с помощью которых государство может вмешиваться в экономическую жизнь, относятся, например, торговое законодательство, законодательство в области сельского хозяйства, налоговое законодательство, банковское и финансовое законодательства. Большинство этих законов содержат уголовные санкции за их нарушение.
Д. Медведев провёл заседание Совета при Президенте РФ по борьбе с коррупцией. Президент призвал активизировать работу в этом направлении. Основной акцент в антикоррупционной борьбе, по мнению президента, должен делаться на профилактику коррупции. По словам Дмитрия Медведева, требования антикоррупционного законодательства должны учитываться при отборе кандидатов, а те чиновники, которые не предоставляют сведения о своих доходах и доходах членов семьи, должны увольняться со службы. Он также призвал разработать механизм проверки этих сведений. Президент заявил, что и он сам будет подпадать под действие этих требований и сам будет ежегодно предоставлять сведения о своих доходах. Дмитрий Медведев призвал также «расставаться без промедления» со всеми, кто пытается заработать на кризисе, находясь на государственной службе.
К основным инструментам предупреждающей деятельности относятся: административные, экономические, институциональные инструменты. Административные инструменты, их функция – обеспечение стабильной правовой обстановки для деловой жизни, они подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения. К экономическим инструментам относятся те действия государства, которые воздействуют на определенные аспекты рыночного процесса: меры финансового, денежно-кредитного характера, программирование и прогнозирование. К институциональным инструментам относят: правовые, этические, психологические, организационные нормы, обычаи и традиции.
Задачами механизма обеспечения экономической безопасности на потребительском рынке являются: прогнозирование возможных угроз стабильности на потребительском рынке; организация деятельности по предупреждению возможных угроз; выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности; принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы; постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности потребительского рынка страны.
В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. Основными субъектами этой деятельности являются: органы государственной власти и управления; Министерство внутренних дел; Федеральная служба безопасности; Федеральная пограничная служба; Комитет финансового мониторинга; таможенные органы; налоговые органы; антимонопольные органы и другие. Следует повысить уровень профессионализма сотрудников, в компетенцию которых входит борьба с экономическими преступлениями. Например, более половины сотрудников по борьбе с экономическими преступлениями, к сожалению, не имеют юридического высшего образования, какая-то часть сотрудников не имеет вообще никакого еятельности ___i.ru/news/18529/юридического образования. А также у многих нет необходимого для этой работы стажа.
С другой - выводить “тень” посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.
Рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при условии устранения причин, порождающих теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением законов за занятие теневым бизнесом и совершенствование их.
Уместно также указать на связь, существующую между циклами экономического развития и теневой экономикой. В период экономических кризисов наблюдается, с одной стороны, рост экономических преступлений (что связано с попытками любыми средствами укрепить материальное положение во время неблагоприятных экономических условий), а с другой стороны, усиление борьбы с этим видом преступности (что объясняется особым характером экономических преступлений, наносящих ущерб либо экономике в целом, либо отдельным ее отраслям, что особенно опасно в периоды кризисов, когда она сильно ослаблена).
Президент Дмитрий Медведев 25 декабря 2008 года подписал пакет федеральных законов по борьбе с коррупцией. На встрече с директором ФСБ Александром Бортниковым глава государства потребовал от правоохранительных органов подробно изучить их для эффективного применения на практике.
Подписанные Медведевым нормативные акты предполагают усиление контроля за чиновниками через повышение прозрачности их работы. К примеру, новый закон обязывает госслужащих декларировать доходы и имущество всех членов семьи, сообщать начальству о попытках подкупа и запрещает принимать подарки дороже 3 тыс. рублей. Более дорогие подарки автоматически переходят в собственность государства, у которого одаренные чиновники могут их выкупить. Кроме того, упрощается порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и других категорий лиц, в отношении которых ранее применялся особый судебный порядок.
В разговоре с Бортниковым Медведев потребовал, чтобы правоохранительные органы со всей строгостью следили за исполнением принятых законов: «Теперь вопрос в том, чтобы они стали эффективно действовать. Хочу, чтобы ФСБ вместе с другими правоохранительными органами организовали работу по применению этого законодательства». Глава ФСБ уверил президента, что работа уже идет: только за этот год выявлено около 1,5 тыс. правонарушений в этой сфере и возбуждено более 500 уголовных дел.
По словам источника, в законопроекте по борьбе с коррупцией предполагается «возложить на госслужащих обязанность сообщать руководителям обо всех подозрительных поступках других госслужащих, а также о всяких обращениях, склоняющих госслужащих к коррупции».
И конечно, попытаться донести до нашего населения, что теневая экономика, коррупция и другие виды экономических преступлений наносят колоссальный ущерб нашему государству. Объяснить, что, надо препятствовать ее развитию, обязательно бороться с ней.
Таким образом, в третьем параграфе были рассмотрены методы борьбы с теневой экономикой, и главный вывод можно сделать такой, что, прежде всего надо заняться предупреждением, профилактикой теневой деятельности, повысить уровень образования сотрудников, занимающихся данными преступлениями и ужесточить законы.
По итогам третьей главы можем сделать вывод о том, что основным направлением в этой борьбе с теневой экономикой должно служить ее предупреждение.

Заключение

Таким образом, теневая экономика представляет собой всякую экономическую деятельность, которая по тем или иным причинам не учитывается официальной статистикой, избегает налогообложения и не включается в валовой внутренний продукт.
В соответствие с поставленными во введении целью и задачами автором были рассмотрена структура и выявлены причины возникновения теневой экономики. Механизм функционирования и масштабы распространения теневой экономики в России, а также негативные последствия и методы борьбы с ней.
Основными источниками развития теневого сектора национальной экономики являются высокий уровень налогообложения, завышенная регламентация экономики, значительные масштабы госсектора в экономике, экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики и др.
Что касается роли теневой экономики, то, с одной стороны, негативные последствия, порождаемые ей, очевидны. Она приняла поистине огромные масштабы в России. По оценкам статистических органов, теневой сектор составляет у нас 40% от ВВП. Теневая экономика, кроме того, вносит в экономические, моральные и политические устои общества много того, с чем мириться никак нельзя.
Но справедливо будет заметить, что в условиях современной России теневая экономика (ее скрытая и неформальная часть) является важным инструментом поддержания экономического и социального равновесия, создавая условия для выживания бизнеса и населения.
Для эффективной борьбы с теневой экономикой важно привести в устойчивое состояние всю экономическую систему России: именно экономическое равновесие предопределяет стабильность общества. Пока не будет достигнута экономическая стабильность, пока не снизятся темпы инфляции нельзя говорить о решении проблемы теневой экономики.
Выработка эффективной политики относительно теневой экономической деятельности требует комплексного социально экономического и экономико-правового подхода. В работе было доказано, что главным направлением в борьбе с теневой экономикой должно прежде всего стать ее предупреждение и профилактика, необходимо повысить уровень образования сотрудников, занимающихся данными преступлениями и ужесточить законы.




Список литературы

Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики // ЭКО: Ежемесячный журнал. — Новосибирск. — 2004. — № 8. — С. 21-37.
Герасимов П.А. Теневой сектор в современной российской экономике.// Финансы и кредит: журнал. — М. — 2004. — № 17. — С. 59-67.
Голованов Н.М. Теневая экономика и легализация преступных доходов.- СПб.: Питер, 2003. — 303 с.
Гуров М. П. Теневая экономика на потребительском рынке России – СПб., СПбУ МВД России,2008 – 160 с.
Ечмаков С.М. Теневая экономика: анализ и моделирование. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 405 с.
Исправников В.О. Теневая экономика в России: Иной путь и третья сила. — М.: Российский экономический журнал, 1997. — 192 с.
Красавина Л.Н., Валенцева Н.И. Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики и их влияние на национальную безопасность России / Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики в финансово-кредитной сфере и меры по их снижению. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 271 с.
Нилов А. Цеховики. Рождение теневой экономики.- М.: Вектор, 2006. –158 с.
Королев П. Ю. Мировая экономика и ВЭД. Курс лекций, том 1. – СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2007. 610с.
Семина Г. Р. Теневая экономика – Уфа, «Гилем». 2005. – 190 с.
Рябушкин Б.Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 143 с.
Тарасов М. Усиление росли государства по ограничению теневой экономики в России // Проблемы теории и практики управления. - 2002.- №2.- С. 19-20.
Теневая экономика: Учеб. Для вузов / Под общ. ред. Н. Д. Эриашвили, Н. В. Артемьева – 4-е изд., стереотип. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 391 с.
http://www.rusnovosti.ru/news/18529/ 12.02.2009
http://actualcomment.ru/daytopic/338.html 10 марта 2009
http://www.fedpress.ru/federal/econom/world/id_125582.html 26.12.2008



Королев П.Ю. Мировая экономика и ВЭД. – Спб: Курс лекций том 1, 2007. – С.187
Королев П.Ю. Мировая экономика и ВЭД. – Спб: Курс лекций том 1, 2007. – С.189

Исправников В.О. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила.- М.: Российский экономический журнал, 1997.- С. 20.
Аблаев И.М. Тень и краски… // ЭКО.- 2004.- №8.- С.- 21-23.
Королев П.Ю. Мировая экономика и ВЭД. – Спб: Курс лекций том 1, 2007. – С.189


Теневая экономика: Учеб. Для вузов / Под общ. ред. Н. Д. Эриашвили, Н. В. Артемьева – 4-е изд., стереотип. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 363 с.

Королев П.Ю. Мировая экономика и ВЭД. – Спб: Курс лекций том 1, 2007. – С.189
Гуров М. П. Теневая экономика на потребительском рынке России. СПб., 2008. 114 с.
Там же с. 44
Тарасов М. Усиление роли государства…//Проблемы теории и практики управления.- 2002.- №2.- С. 20-21.
Герасимов П.А. Теневой сектор…// Финансы и кредит. - 2004. №17. С. 60-62.
Тарасов М. Усиление роли государства…//Проблемы теории и практики управления. - 2002.- №2.- С. 20-21.
Гуров М. П. Теневая экономика на потребительском рынке России. СПб., 2008. 45 с.
Теневая экономика: Учеб. Для вузов / Под общ. ред. Н. Д. Эриашвили, Н. В. Артемьева – 4-е изд., стереотип. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 391 с.
Гуров М. П. Теневая экономика на потребительском рынке России. СПб., 2008. 117 с.
Исправников В.О. Теневая экономика в России… - С. 57.
Тарасов М.Усиление роли государства… // Проблемы теории и практики управления.- 2002.- №2.- С. 22.
Виноградов В.В. Экономика России…- С. 203-204.
Исправников В.О. Теневая экономика…- С. 49.
Герасимов П.А. Теневой сектор…// Финансы и кредит.- 2004.- №17.- С. 60-62.
Виноградов В.В. Экономика России…- С. 203-204.
Аблаев И.М. Тень и краски… // ЭКО.- 2004.- №8.- С. 27.
Ечмаков С.М. Теневая экономика…- С. 290.
Исправников В.О. Теневая экономика…- С. 114-115.
Аблаев И.М. Тень и краски…// ЭКО.- С. 34-35.
Исправников В.О. Теневая экономика…- С. 114-115.
http://www.rusnovosti.ru/news/18529/ 12.02.2009
http://actualcomment.ru/daytopic/338.html 10 марта 2009
Гуров М. П. Теневая экономика на потребительском рынке России. СПб., 2008. 128 с.
Там же с. 128.

http://www.fedpress.ru/federal/econom/world/id_125582.html 26.12.2008










13

Список литературы

1.Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики // ЭКО: Ежемесячный журнал. — Новосибирск. — 2004. — № 8. — С. 21-37.
2.Герасимов П.А. Теневой сектор в современной российской экономике.// Финансы и кредит: журнал. — М. — 2004. — № 17. — С. 59-67.
3.Голованов Н.М. Теневая экономика и легализация преступных доходов.- СПб.: Питер, 2003. — 303 с.
4.Гуров М. П. Теневая экономика на потребительском рынке России – СПб., СПбУ МВД России,2008 – 160 с.
5.Ечмаков С.М. Теневая экономика: анализ и моделирование. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 405 с.
6.Исправников В.О. Теневая экономика в России: Иной путь и третья сила. — М.: Российский экономический журнал, 1997. — 192 с.
7.Красавина Л.Н., Валенцева Н.И. Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики и их влияние на национальную безопасность России / Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики в финансово-кредитной сфере и меры по их снижению. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 271 с.
8.Нилов А. Цеховики. Рождение теневой экономики.- М.: Вектор, 2006. –158 с.
9.Королев П. Ю. Мировая экономика и ВЭД. Курс лекций, том 1. – СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2007. 610с.
10.Семина Г. Р. Теневая экономика – Уфа, «Гилем». 2005. – 190 с.
11.Рябушкин Б.Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 143 с.
12.Тарасов М. Усиление росли государства по ограничению теневой экономики в России // Проблемы теории и практики управления. - 2002.- №2.- С. 19-20.
13.Теневая экономика: Учеб. Для вузов / Под общ. ред. Н. Д. Эриашвили, Н. В. Артемьева – 4-е изд., стереотип. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 391 с.
14.http://www.rusnovosti.ru/news/18529/ 12.02.2009
15.http://actualcomment.ru/daytopic/338.html 10 марта 2009
16.http://www.fedpress.ru/federal/econom/world/id_125582.html 26.12.2008

Вопрос-ответ:

Что такое теневая экономика?

Теневая экономика - это сфера экономической деятельности, которая осуществляется вне официального регулирования и контроля со стороны государства. Это включает в себя нелегальные виды бизнеса, уклонение от уплаты налогов, неофициальное трудоустройство и другие подобные практики.

Каковы причины возникновения теневой экономики?

Причины возникновения теневой экономики могут быть разными. Одна из основных причин - это высокие налоговые ставки, которые поощряют предпринимателей и граждан уклоняться от уплаты налогов. Другими факторами могут быть сложности при получении официальных разрешений и лицензий, недостаток доступного финансирования, высокая бюрократизация и непрозрачность системы контроля и регулирования.

Каковы масштабы теневой экономики в России?

Оценить точные масштабы теневой экономики в России очень сложно, так как большая часть этой сферы деятельности проходит без официальной регистрации и контроля. Однако, некоторые исследования показывают, что доля теневой экономики в России может составлять от 20% до 50% от общего объема экономики страны.

Каковы последствия теневой экономики?

Теневая экономика имеет множество отрицательных последствий для экономики и общества. Это включает потерю налоговых доходов для государства, ухудшение климата инвестиций и предпринимательской активности, создание неравных условий конкуренции, распространение коррупции, ограничение прав работников и небезопасные условия работы. Борьба с теневой экономикой включает в себя улучшение правового регулирования, сокращение налоговых и административных барьеров, повышение прозрачности и контроля со стороны государства.

Что такое теневая экономика?

Теневая экономика - это незаконная, неофициальная экономическая деятельность, которая происходит вне официальных каналов и учета государственных органов. Это включает в себя такие виды деятельности, как нелегальная торговля, уклонение от уплаты налогов, контрабанда и другие противоправные действия.

Какова структура теневой экономики?

Структура теневой экономики включает в себя различные сектора, такие как нелегальная торговля, работа в тени (без официального трудоустройства), контрабанда, уклонение от уплаты налогов, незаконные финансовые операции и т. д. Каждый из этих секторов имеет свои особенности и способы функционирования.

Какие причины могут привести к возникновению теневой экономики?

Причины возникновения теневой экономики могут быть различными. Одна из них - высокие налоговые ставки, которые могут привести к уклонению от уплаты налогов. Другая причина - сложности в получении официального трудоустройства, что может привести к работе в тени. Также одной из причин может быть коррупция и недостаток эффективного контроля со стороны государства.

Каков механизм функционирования теневой экономики?

Механизм функционирования теневой экономики включает в себя различные этапы. Например, некоторые люди могут создавать нелегальные предприятия или заниматься нелегальной торговлей. Другие могут уклоняться от уплаты налогов и скрывать свои доходы. Есть также люди, которые занимаются контрабандой или незаконными финансовыми операциями. Все это позволяет им избежать официального контроля и учета со стороны государства.

Какие последствия теневой экономики и как с ней бороться?

Теневая экономика оказывает негативное влияние на экономику государства. Она приводит к уменьшению доходов государства из-за уклонения от уплаты налогов, искажению статистики и негативному влиянию на официальные рынки. Для борьбы с теневой экономикой необходимо принимать такие меры, как ужесточение налогового контроля, борьба с коррупцией, сокращение административных барьеров для официального предпринимательства и повышение эффективности государственного контроля.

Что такое теневая экономика?

Теневая экономика - это сфера хозяйствования, которая не включена в официальную статистику и не подвержена налогообложению и регулированию государства. Она осуществляет свою деятельность за пределами официальных правил и законов.

Каковы причины возникновения теневой экономики?

Причины возникновения теневой экономики могут быть разными. Одна из них - высокие налоги и сложные бюрократические процедуры, которые могут оттолкнуть предпринимателей от официальной деятельности. Другая причина - отсутствие доступных кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса. Также люди могут искать возможности для заработка в сфере теневой экономики из-за низкого уровня жизни и неудовлетворительной оплаты труда.