Психофизиологические основы учебного труда и интеллктуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 09.03.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента
2. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы ее определяющие
3. Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
4. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышение эффективности учебного труда
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку. В случае, когда урок физического воспитания проводится на 3−4-й паре, ЧСС не должна превышать 150−160 уд./мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.
3. Проведение физкультурных занятий 2 раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности.
4. Занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Так, с одной стороны, игровые виды и единоборства предъявляют повышенные требования к психике. Это обусловлено повышенным функционированием эмоционально-психических механизмов. Следствием таких занятий является снижение умственной активности. С другой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют учебную деятельность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.
5. В период экзаменационной сессии занятия желательно проводить не более 2 раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60−70% от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег).
В рамках учебной недели с целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности рекомендуется следующая исходно-ориентировочная схема планирования занятий по физическому воспитанию:
понедельник − занятия физическими упражнениями с целью активизации психофизического состояния организма студента;
среда − занятия физическими упражнениями для поддержания работоспособности;
пятница (или суббота) − занятия физическими упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления.
Только систематическое использование разнообразных средств физического воспитания создает объективные условия для оптимального проявления умственной работоспособности.
В.В.Носов рекомендует для повышения умственной работоспособности применять такие средства как русская и финская бани, самомассаж, вибро-, пневмо-, гидромассаж. Б.Н. Чумаков описывает методику автотренинга.
Заключение
При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны: чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышается раздражительость, снижение аппетита, головокружение, головная боль. Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспептические расстройства, лабильность частоты сердцебиения и кровяного давления, потливость, снижения сопротивляемости организма инфекциям и заболеваниям. Умственный труд протекает в условиях малой двигательной активности. Это приводит к возникновению условий для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения общего самочувствия. Поэтому умственная деятельность студентов, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, нервной системы и других.
Для поддержания умственной работоспособности необходимо использовать средства физической культуры.
В течение всех лет обучения в вузе наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6-8 ч занятий в неделю.
Список использованной литературы
Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры. − М.: Физкультура и спорт, 1999. − 165с.
Теоретические основы дисциплины «Физическая культура» (лекционный курс) / М.А. Зайнетдинов и др. − Уфа: Изд-во Уфимского гос. нефт. техн. ун-та. − 2007. − С. 74-100.
Физиолого-гигиенические аспекты трудовой деятельности человека: Учебное пособие к элективному курсу / Под редакцией профессора С.В. Клаучека. − Волгоград, 2006. − 85с.
Физическая культура: методические указания к теоретическому разделу для студентов 1-го курса / Составитель В.В. Носов, И.В. Переверзева. − Ульяновск, 2003. − С.15-39.
Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. − М.: Гардарики, 2000. − 448с.
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. − М.: Академия, 2000. − С. 273.
Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. − М.: Педагогическое общество России, 2000 . − С.162.
Приложение
Краткая характеристика степени переутомления при умственном труде
Симптом Степень переутомления Начинающая Легкая Выраженная Тяжелая Появление ранее отсутствующей усталости при умственной нагрузке
умственной нагрузке При усиленной нагрузке
При обычной
нагрузке При облегченной
нагрузке Без видимой
нагрузки Эмоциональные изменения Временное снижение
интереса к работе Временами
неустойчивость настроения Раздражительность Угнетение,
резкая раздражительность Расстройство сна Труднее
засыпать или
просыпаться
Постоянно
трудно засыпать или
просыпаться Сонливость
днем Бессонница Снижение умственной работоспособности
Нет Труднее сосредоточиться
Временами
забывчивость
Заметное ослабление внимания, памяти
Вегетативные нарушения Временами
ощущение
тяжести в
голове Часто
ощущение
тяжести в
голове Временами
Головные боли, снижение
аппетита
Частые головные боли, потеря аппетита
Физиолого-гигиенические аспекты трудовой деятельности человека: Учебное пособие к элективному курсу / Под редакцией профессора С.В. Клаучека. − Волгоград, 2006. − 85с.
Теоретические основы дисциплины «Физическая культура» (лекционный курс) / М.А. Зайнетдинов и др. − Уфа: Изд-во Уфимского гос. нефт. техн. ун-та. − 2007, − С. 74-100.
Теоретические основы дисциплины «Физическая культура» (лекционный курс) / М.А. Зайнетдинов и др. − Уфа: Изд-во Уфимского гос. нефт. техн. ун-та. − 2007. − С. 74-100.
Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. − 448с. С. 149-150.
Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры. − М.: Физкультура и спорт, 1999.− 165с.
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. − М.: Академия, 2000. − С. 273.
См. Физическая культура: методические указания к теоретическому разделу для студентов 1-го курса / Составитель В.В. Носов, И.В. Переверзева. − Ульяновск, 2003. − С.15-39.
Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 . − С.162.
4
2.Теоретические основы дисциплины «Физическая культура» (лекционный курс) / М.А. Зайнетдинов и др. ? Уфа: Изд-во Уфимского гос. нефт. техн. ун-та. ? 2007. ? С. 74-100.
3.Физиолого-гигиенические аспекты трудовой деятельности человека: Учебное пособие к элективному курсу / Под редакцией профессора С.В. Клаучека. ? Волгоград, 2006. ? 85с.
4.Физическая культура: методические указания к теоретическому разделу для студентов 1-го курса / Составитель В.В. Носов, И.В. Переверзева. ? Ульяновск, 2003. ? С.15-39.
5.Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. ? М.: Гардарики, 2000. ? 448с.
6.Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ? М.: Академия, 2000. ? С. 273.
7.Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. ? М.: Педагогическое общество России, 2000 . ? С.162.
Вопрос-ответ:
Какие психофизиологические основы имеет учебный труд и интеллектуальная деятельность?
Учебный труд и интеллектуальная деятельность основываются на взаимодействии психических и физических процессов в организме человека. Интеллектуальная деятельность требует активности мозга и нервной системы, а учебный труд включает в себя использование памяти, внимания, мышления и других психических функций. Важную роль играют также физическая подготовка и общая работоспособность организма.
Какие факторы определяют динамику работоспособности студентов в учебном году?
Работоспособность студентов в учебном году зависит от нескольких факторов. Во-первых, это уровень физической подготовки: регулярные занятия физической культурой способствуют поддержанию высокой работоспособности. Во-вторых, психологический фактор: мотивация студента к учебе, чувство ответственности, общая эмоциональная обстановка в учебной группе. Также влияют внешние факторы, такие как качество питания, сон, общая уровень стресса.
Почему психофизическое состояние студентов меняется в период экзаменационной сессии?
В период экзаменационной сессии студенты испытывают повышенное психоэмоциональное и физическое напряжение, что может привести к изменению их психофизического состояния. Основные причины изменения состояния включают нервное и эмоциональное утомление, связанное с переживанием стресса и повышенным уровнем тревожности, а также физическое утомление в результате длительных периодов работы и недостатка отдыха. Эти факторы могут негативно сказываться на работоспособности студентов и их успеваемости.
Что такое психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента?
Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента описывает взаимосвязь между психическими и физическими процессами, которые происходят при интеллектуальной нагрузке и выполнении учебных задач. Это включает в себя анализ влияния окружающей среды, физической активности и психоэмоционального состояния на работоспособность студента, а также на его способность к концентрации, запоминанию и решению учебных задач.
Какая динамика работоспособности студентов наблюдается в течение учебного года и какие факторы ее определяют?
В течение учебного года наблюдается изменение работоспособности студентов. В начале учебного года она обычно высокая, так как студенты отдохнули и готовы к новым занятиям. Постепенно, с увеличением учебной нагрузки, работоспособность может снижаться. Факторы, определяющие динамику работоспособности, могут быть различными: уровень физической активности, качество сна, питание, психоэмоциональное состояние, привычки и образ жизни студента.
Какие основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии?
Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии включают в себя высокую учебную нагрузку, стресс, нехватку сна, неправильное питание и недостаток физической активности. Это может приводить к нервно-эмоциональному и психофизическому утомлению, что в свою очередь негативно влияет на работоспособность и интеллектуальную деятельность студента.
Какие психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности рассмотрены в статье?
В статье рассмотрены психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов. Автор обсуждает важность использования средств физической культуры для регулирования работоспособности студентов и повышения качества их учебной деятельности.
Какова динамика работоспособности студентов в течение учебного года?
Динамика работоспособности студентов в течение учебного года может иметь разные тенденции. В статье рассматриваются факторы, которые могут влиять на уровень работоспособности студентов, такие как периоды активной учебы, экзаменационные сессии, отпуска и т.д. Также обсуждаются возможные способы поддержания и повышения работоспособности студентов на протяжении всего учебного года.
Какие основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии?
В период экзаменационной сессии психофизическое состояние студентов часто меняется под воздействием различных факторов. Это может быть вызвано стрессом, недостатком сна, увеличенной нагрузкой на мозг и тело, нередкими периодами длительной сидячей работы. В статье рассматриваются критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления, а также указываются способы борьбы с ними и поддержания психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии.
Что можно сказать об особенностях использования средств физической культуры в регулировании работоспособности студентов?
Статья обращает внимание на особенности использования средств физической культуры для регулирования работоспособности студентов. Автор подчеркивает, что физическая активность и спорт имеют положительное влияние на психофизическое состояние студентов и способствуют повышению их учебной эффективности. Рассматриваются различные виды физических упражнений и их влияние на работоспособность и интеллектуальную деятельность студентов.
Какими способами можно регулировать работоспособность студентов?
Работоспособность студентов можно регулировать с помощью средств физической культуры. Физическая активность и занятия спортом способствуют улучшению кровообращения, насыщению мозга кислородом, повышению концентрации и улучшению метаболических процессов в организме. Это в свою очередь положительно сказывается на психофизиологическом состоянии студентов, улучшает их умственную работоспособность и способствует более эффективному усвоению учебного материала.
Почему психофизическое состояние студентов может изменяться в период экзаменационной сессии?
Психофизическое состояние студентов в период экзаменационной сессии может изменяться по нескольким причинам. Во-первых, стресс и нервное напряжение, связанные с подготовкой к экзаменам и ожиданием результатов, могут негативно влиять на психическое и физическое состояние студентов. Во-вторых, длительная умственная работа, выполнение большого объема заданий и недостаток сна могут вызывать утомление и снижение концентрации внимания. В-третьих, неправильный режим питания, отсутствие физической активности и недостаток свежего воздуха также могут отрицательно сказываться на работоспособности студентов в период экзаменов.