13. Обучение грамматике на уроках английского языка на среднем этапе (на примере учебника starlight)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 29 29 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 28.06.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Освоение грамматического навыка на уроке английского языка 5
1.1. Понятие грамматического навыка 5
1.2. Подходы к обучению грамматике на уроке английского языка 9
Глава 2. Принципы обучения грамматике в современном УМК по английскому языку (на примере учебника «Starlight-6») 15
2.1. Классификация навыков, развиваемых в учебнике «Starlight-6» 15
2.2. Обучение грамматике в учебнике «Starlight-6» 18
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Для обучения грамматике в УМК «Starlight-6» используются разные виды упражнений. Разнообразие грамматических заданий позволяет сделать процесс формирования грамматического навыка более интересным для учащихся и, следовательно, эффективным.
Самым распространенным заданием на обучение грамматике в анализируемом УМК является выбор правильного варианта из двух предложенных. Например: Choose the correct modal verb: 1. You must/can drive slowly through the park. 2. You mustn’t/can’t litter. Take your garbage with you! … В приведенном упражнении учащиеся отрабатывают навыки использования модальных глаголов английского языка. Изучение модальных глаголов проводится в контексте, чтобы учащиеся могли не только понять формы модальных глаголов, но и их значения в предложении, зависимость выбора модального глагола от значений окружающих его лексических единиц.
Одним из частотных заданий, направленных на обучение английской грамматике, является трансформационное упражнение. Его суть состоит в том, что учащимся предлагается изменить ту или иную лексическую единицу в соответствии с изучаемым грамматическим правилом. Например: Write the –ing forms of these verbs. What are the spelling rules? Make, work, travel, play, swim, come. В результате выполнения данного задания школьники изучают особенности построения видовременной формы глагола Present Continuous, которая в УМК «Starlight-6» изучается в совокупности с формой Present Simple. Образование формы причастия настоящего времени от глаголов довольно сложна для шестиклассников, поскольку глаголы зачастую меняют свое окончание. В связи с этим знание грамматического правила является основополагающим для использования изучаемой видовременной формы в речи учащихся.
Для изучения ряда грамматических правил в УМК «Starlight-6» предлагается упражнение на поиск грамматических структур. Например: Read the table. What are the spelling rules? Find examples in the text. Посредством данного упражнения школьники изучают правило изменении прилагательных по степеням сравнения: сравнительной (comparative) и превосходной (superlative). В данном задании используется сразу два подхода. Сначала применяется имплицитный подход, поскольку само правило построения прилагательных в сравнительной и превосходной степенях сравнения не дается учащимся. Однако они могут выявить это правило, исходя из таблицы с примерами:
Adjective Comparative Superlative Short adjectives small
big
heavy smaller (than)
bigger (than)
heavier (than) the smallest of/in
the biggest of/in
the heaviest of/in Long adjectives beautiful more beautiful (than) the most beautiful of/in Irregular good
bad
much/many better (than)
worse (than)
more (than) the best of/in
the worst of/in
the most of/in
После того как учащиеся выявили правило образования степеней сравнения прилагательных в английском языке, им предлагает проверить свои предположения и прочесть теоретические обоснования данного правила: We use the comparative form to compare two people, things, places, etc. We use the superlative form to compare more than two people, things, places, etc. from the same group. Note: We use as….as to show that two things are the same: Preston isn’t as big as Manchester. very+adjective: Canada is very big. Much+comparative: London is much bigger than York. Т.е. в продолжение задания используется эксплицитный подход, вводящий теоретическое объяснение грамматического правила английского языка.
Упражнение на составление предложений позволяет учащимся использовать изученное грамматическое правило в связной речи. Например: Write full sentences, as in the example. 1. Jasmine’s new bedroom / big / her old bedroom – Jasmine’s new bedroom isn’t as big as her old bedroom. В данном задании учащимся предлагается составить предложения из заданных лексических единиц, используя изученное правило образования степеней сравнения прилагательных. Заданный образец является хорошей текстуальной опорой, что значительно упрощает задание для шестиклассников. Это необходимо, чтобы сложная грамматическая структура не вызвала недопонимание и, как следствие, потерю интереса к английской грамматике и языку в целом.
Упражнение на сопоставление, применяемое в УМК «Starlight-6», включает в себя работу со схемой и наглядным материалом: Look at the sketches. Use them to describe what is happening in the pictures (1-8) in Ex. 1. Предлагаемые схемы наглядно отображают значение предлогов движения, которые изучаются в данном упражнении (см. Рис. 1).

Рис. 1. Пример наглядной схемы в УМК «Starlight-6»
После изучения схем школьники сопоставляют предлоги с картинками и объясняют свой выбор в устной речи. Следовательно, данное упражнение направлено не только на изучение грамматики, но и на выработку навыка говорения.
Упражнение на группировку очень эффективно в тех грамматических правилах, в которых много нюансов и исключений. Например, в УМК «Starlight-6» подобное задание используется для изучения образования глагола в форме третьего лица единственного числа (в рамках темы Present Simple): Write the third-person singular of the verbs: catch, drive, go, have, listen, look, start, study, talk, walk, wake up, watch. Listen and check. Listen again and say.
/s/ /z/ /iz/
Группируя глаголы по способу добавления к ним окончания –s в третьем лице единственного числа, учащиеся имеют возможность запомнить все нюансы данного грамматического правила.
Также отметим теоретическое задание, которое уже было указано выше. В теоретическом задании учащиеся получают подробное описание грамматического правила английского языка в теории с иллюстрацией в виде примеров из английского языка. We use the present simple for habits or routines. I get up at 7 am every day. What time do you get up? (routine). He usually watches TV every night. He doesn’t go out very often (habit).
Типы упражнений и их количественное соотношение приведем в таблице (см. Таблицу 2).
Таблица 2
Типы упражнений для обучения грамматике в УМК «Starlight-6»
Тип упражнения Количество упражнений Процентное соотношение Выбор правильного варианта из двух предложенных 4 26% Трансформационное упражнение 3 20% Поиск грамматических структур 3 20% Составление предложений 2 13% Сопоставление 1 7% Группировка 1 7% Теоретическое задание 1 7% Общее количество 15 100%
Таким образом, обучение грамматике на уроках английского языка на среднем этапе очень разнообразно и эффективно, как показывает анализ современного УМК по английскому языку для шестых классов. Среди основных преимуществ данного УМК в плане грамматического навыка и его формирования у учащихся можно отметить: 1) интеграцию различных подходов к обучению грамматике на уроке английского языка; 2) взаимосвязанность изучаемых грамматических структур; 3) большое разнообразие видов упражнений на изучение грамматических правил; 4) поэтапное освоение каждой грамматической структуры.














Заключение

Для достижения цели исследования, которая заключалась в анализе способов обучения грамматике на уроках английского языка на среднем этапе, мы, прежде всего, изучили понятие грамматического навыка. Грамматика как отдельный раздел науки о языке состоит из множества компонентов (морфология, словообразование, синтаксис) и является связующим элементом между лексическими единицами языка. Поэтому обучение грамматике происходит в тесной взаимосвязи с формированием лексического навыка. Работа над грамматикой на уроке английского языка заключается в речевой подготовке, презентации нового грамматического материала и автоматизации речевого материала.
В современной методике преподавания английского языка предлагается множество различных подходов к обучению грамматике на уроке английского языка. Среди них мы выделили грамматико-переводной, коммуникативно-функциональный, эксплицитный, имплицитный, дифференцированный, системный, коммуникативный, функциональный, структурно-семантический, эстетический подходы. Выбор того или иного подхода к изучению грамматики на уроке английского языка зависит от множества факторов, от опыта учителя, от программы урока. Независимо от подхода, обучение грамматике должно проходить поэтапно, чтобы сделать употребление грамматической структуры простым для учащихся.
Проанализировав УМК по английскому языку для шестых классов (Starlight), мы сделали вывод, что грамматический навык занимает важное место в системе преподавания английского языка. Согласно проведенному исследованию, упражнения на развитие грамматического навыка находятся на третьем месте по количеству в одном модуле учебника (16,5%), уступая место лишь упражнениям на развитие лексического навыка и навыка чтения. Мы сделали вывод, что такая статистика вызвана тем, что без знания грамматических структур невозможно полноценное общение учащихся на английском языке.
Проанализировав принципы обучения грамматике в УМК "Starlight-6", мы пришли к выводу, что в учебнике сочетаются различные подходы и методики обучения грамматическому навыку. Среди подходов, наблюдаемых в первом модуле УМК, выделены эксплицитный, имплицитный, структурно-семантический и дифференцированный подходы. Каждая грамматическая структура водится поэтапно. Охват тем достаточно широк, что позволяет изучить максимальное количество грамматических явлений на уроке английского языка. Виды упражнений на обучение грамматике также очень разнообразны: выбор правильного варианта из двух предложенных, трансформационное упражнение, поиск грамматических структур, составление предложений, сопоставление, группировка и теоретическое задание.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что обучению грамматике в современном УМК по английскому языку для среднего этапа изучения языка отводится большое внимание. Это вызвано повышенной значимостью грамматики для полноценной иноязычной коммуникации.












Список использованной литературы

Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. Английский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. – М.: Express Publishing, 2013. – 184 с.
Боц А.М. Технология коммуникативно ориентированного подхода в обучении грамматике испанского языка (на примере современных грамматических пособий и учебно-методических комплектов испанских методиство: I. Molina, M. Alvarez, F. Castro, O. Cerrolaza и др.) // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - №4. - С. 170-173.
Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // Иностранные языки в школе. – 2000. - №5. – С. 22-26.
Кладова И.С. Технология полного усвоения программы на уроках английского языка. Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыков: учебное пособие. – Березники, 2010. – 15 с.
Климентенко А.Д. Обучение лексике в V-VII классах. – М.: Иностранные языки в школе, 1974. – 144 с.
Ларкина А.С. Особенности формирования грамматических навыков речи учащихся в начальной школе в процессе общения английскому языку // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №3. - С. 105-107.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с.
Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие. – Мн.: Изд-во «Вышэйшая школа», 1999. – 522 с.
Мерзляков С.В. Сущность иноязычной грамматической компетенции // Пермский педагогический журнал. - 2014. - №5. - С. 71-75.
Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. - М.: Просвещение, 1990. —224 с.
Миньяр-Белоручев Р.К. Примитивная» грамматика для изучающих иностранный язык // Иностранные языки в школе. – 2000. - №4. – С. 27-29.
Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Изд-во «Русский язык», 1998. – 276 с.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Изд-во «Просвещение», 1998. – 224 с.
Thornsbury S. How to teach Grammar. – Longman, 1999. – 182 p.












2

Список использованной литературы

1. Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. Английский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. – М.: Express Publishing, 2013. – 184 с.
2. Боц А.М. Технология коммуникативно ориентированного подхода в обучении грамматике испанского языка (на примере современных грамматических пособий и учебно-методических комплектов испанских методиство: I. Molina, M. Alvarez, F. Castro, O. Cerrolaza и др.) // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - №4. - С. 170-173.
3. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // Иностранные языки в школе. – 2000. - №5. – С. 22-26.
4. Кладова И.С. Технология полного усвоения программы на уроках английского языка. Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыков: учебное пособие. – Березники, 2010. – 15 с.
5. Климентенко А.Д. Обучение лексике в V-VII классах. – М.: Иностранные языки в школе, 1974. – 144 с.
6. Ларкина А.С. Особенности формирования грамматических навыков речи учащихся в начальной школе в процессе общения английскому языку // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №3. - С. 105-107.
7. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с.
8. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие. – Мн.: Изд-во «Вышэйшая школа», 1999. – 522 с.
9. Мерзляков С.В. Сущность иноязычной грамматической компетенции // Пермский педагогический журнал. - 2014. - №5. - С. 71-75.
10. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. - М.: Просвещение, 1990. —224 с.
11. Миньяр-Белоручев Р.К. Примитивная» грамматика для изучающих иностранный язык // Иностранные языки в школе. – 2000. - №4. – С. 27-29.
12. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Изд-во «Русский язык», 1998. – 276 с.
13. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
14. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Изд-во «Просвещение», 1998. – 224 с.
15. Thornsbury S. How to teach Grammar. – Longman, 1999. – 182 p.

Вопрос-ответ:

Какая грамматика обучается на среднем этапе изучения английского языка по учебнику Starlight 3?

На среднем этапе изучения английского языка по учебнику Starlight 3 обучается различная грамматика, например, глаголы в настоящем простом времени, вопросы с глаголами to be и have got, использование местоимения this и that, а также множественное число существительных.

Какие подходы к обучению грамматике используются на уроках английского языка?

На уроках английского языка используются разные подходы к обучению грамматике, например, контекстное обучение, когнитивное обучение, интегрированное обучение и т. д. Эти подходы помогают учащимся лучше усваивать грамматические правила и применять их на практике.

Какие принципы обучения грамматике применяются в учебнике Starlight 6?

В учебнике Starlight 6 применяются различные принципы обучения грамматике, такие как пошаговое обучение, многократное повторение, использование визуальных материалов и контекстной практики. Это помогает учащимся лучше запоминать грамматические правила и успешно применять их в речи.

Какие навыки развиваются в учебнике Starlight 6?

В учебнике Starlight 6 развиваются различные навыки, такие как навыки говорения, письма, аудирования и чтения. Также развивается навык правильного использования грамматических конструкций, что позволяет учащимся более свободно и грамотно выражать свои мысли на английском языке.

Как обучение грамматике в учебнике Starlight 6 помогает учащимся научиться применять грамматические правила на практике?

Обучение грамматике в учебнике Starlight 6 помогает учащимся научиться применять грамматические правила на практике путем разнообразных заданий и упражнений. В учебнике представлены упражнения на составление предложений, ответы на вопросы, перевод предложений в разные времена и другие задания, которые помогают закрепить правила грамматики и применить их на практике.

Какие подходы используются для обучения грамматике на уроках английского языка по учебнику "Starlight 3"?

В учебнике "Starlight 3" используются различные подходы к обучению грамматике, включая коммуникативный подход, функциональный подход, контекстный подход и смешанный подход.

Какие принципы обучения грамматике применяются в современном учебнике "Starlight 6"?

В учебнике "Starlight 6" применяются принципы развития коммуникативной компетенции, активного участия учащихся в процессе обучения, использования аутентичных текстов, контекстного обучения и последовательного развития грамматических навыков.

Какие навыки развиваются в учебнике "Starlight 6"?

В учебнике "Starlight 6" развиваются такие навыки, как говорение, аудирование, чтение, письмо, а также грамматические и лексические навыки.