Речевые средства создания образности в современных поэтических текстах
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 06.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Понятие об образности и речевых средствах выразительности 5
1.1. Художественная речь, образ и образность 5
1.2. Современное состояние русской поэтической речи 8
1.3.Тематика, проблематика и стилистика современной поэзии 11
Глава 2. Образность современной поэтической речи 15
2.1.Речевые средства в контексте интернет-технологий 15
2.2.Образность и речевые средства в новейшей русской поэзии 17
Заключение 24
Литература 26
Речевые особенности прозаизации поэзии, которая ярче всего проявляется на лексическом уровне, связаны, прежде всего, с бытовой лексикой. Под бытовой лексикой мы понимаем лексику, описывающую повседневные, бытовые ситуации, обыденные предметы и привычные явления.Исследователь М.В.Маесеева в ряд своих работ обращает внимание на «существенную роль бытовой детали, ее типизирующую функцию в тексте» [3]. Ученый отмечает, что бытовая лексика в поэтическом тексте имеет специфичное назначение. Она не только создает привычную читателю обстановку, но и позволяет абстрагироваться от проблем реального мира, сконцентрирваться на эмоциях и переживаниях. В связи с вышесказанным надо отметить, что часто описываемая в новейшей поэзии бытовая обстановка характеризуется отрицательно, связана с состоянием разрухи, упадка, социальным и личным неблагополучием.К примеру, стихи А. Вергелиса «Зверь из бездны…» современные реалии тесно переплетены с, казалось бы. Архаичной библейской темой. Стихотворение раскрывает тему апокалипсиса, содержит аллюзии на Ветхий завет и Откровение Ионна Богослова:Зверь из бездны выйдет на нас, урча —не поможет мальчик с пращой.Нас пожрет железная саранча, (мы, нас – в контексте аллюзий - человечество)будет мор, и что там еще?Аллюзия ведет читателя к пониманию жизненных ценностей человечества:Только мы не поняли ничего —смотрим телек и пьем вино.Просторечия, бытовые детали (телик, вино) рисуют обыденный мир, который поглощает героев. В стихотворении апокалипсис представлен неким бытовым «шоу»: «пропустили шоу, сойдя во мрак». Представление, несомненно, навеяно массовой культурой, где тема конца света стала франшизой с захватывающим сюжетов для боевиков, фантастических фильмов, книг, компьютерных игр с захватывающим сюжетом. С дурой стороны, такое нережительное отношение человечества к своей гибели подчеркивает утрату нами истинных нравственных и духовных ценностей.В стихотворении Г. Петухова «Царство мертвых денег» выбор речевых средств ориентирован на одушевление предметов и явлений бытовой сферы:Должно быть, есть какой-то Радамант,который правит царством мертвых денег,цифр неприкаянных — там мучается дебет,кредит страдает, плачет банкомат…Устройство Аида в тексте практически не отличается от устройства реального мира, где господствуют рыночные отношения, описанные в тексте следующим образом:Неспешно мелют Мельницы Господнибратву из Люберец и пацанов с Капотни,Не отличая наших, русских, от татар,мордвы, хачей, жидов и косорылых-Что тут поделаешь, свободный рынок.В тексте используется грубо-просторечная лексика, содержащая ярко выраженную отрицательную оценочность (хачи, жиды, косорылые) как средство речевой агрессии, жаргонизм братва, а также топонимы, символизирующие социальное неблагополучие. Соединение субстандарта и лексем с денотативным значением «религия», «сверхъестественное» размывает границы между обыденным и божественным, потусторонним.В стихотворении В. Сосновского «Вторчермет» описание обыденного мира с включением бытовой лексики связано с ощущением общего социального неблагополучия, показанного через личный опыт лирического героя: Сумрак ночи на фоне дымящей трубы,Три скамейки, разбитых качелей столбы,И подъезд, обветшавший, как древняя ложь,Подоконник в окурках, соседский дебош,Звон разбитых бутылок, с ухмылкоюшмонИ тлетворная сладость чужих похорон.Действительность, которая окружает героя, составлена из бытовых предметов, пришедших в негодность: разбитые бутылки, сломанные качели, обветшавший и грязный подъезд.Тексты современного поэта Анатолия Наймана содержат явные интертекстуальных связей, связанные с античной культурой. Отбор речевых средств соответствует античной тематике и при этом ярко подчеркивает современность поднимаемых автором проблем: В конце концов, о времени и местесказать или о девственности Сафоесть то же что о пламени и вести…;Раз все равно эмцэквадрат, Неужто все не равно чему другому? Упоминание имени Сафо семантически не поддерживается с содержанием следующих строф, то есть, ее имя, действительно, необходимо лишь обозначения некоторой темы, связанной с современной эпохой и актуальными проблемами современности.Новейшей поэзии характерен общий отказ от романтической картины мира, «нарочитая деромантизация» действительности [6, 133], «анти-пафос» [7]. Н.А.Фадеева отмечает «повышенную физическую телесность» [8, 33] в области метафоры, Л.В. Зубова – «агрессию» в выборе метафоры для «поэтического освоения действительности» [7].Заметной, многозначной и весьма показательной является тенденция к технической метафоре, представляющей компьютер «высшим разумом, организующим не только жизнь, но и посмертную судьбу человека», заменяющим Бога [9].Можно выделять единичные метафоры, связанные с техническими процессами и развернутые метафоры, составляющие основу целого текста.Например, современный поэт Евгений Коновалов в стихотворении «На смерть Стива Джобса» использует техническую метафору в описании действительности: «мир изменен и дефрагментирован». Дефрагментация связана с оптимизацией работы жесткого диска, а это означает, что метафора уподобляет мир компьютеру, а значит, эта развернутая метафора, которая описывает технический прогресс, используется для описания процесса порабощения мира техникой.Вадим Дулепов в стихотворении «Какая-то Древнегреция» использует техническую метафору в отношении внутреннего, душевного состояния лирического героя:какая-то сегодня древнегрециясама собой, без повода-предлогапроизошла в душе цветокоррекция:деревья зеленей и неба много!Смена эмоционального состояния человека закономерно для современного читателя сопоставляется с современным процессом обработки на компьютере графической информации. Метафорический образ человека, представленного как технического устройства, является оценочно нейтральным, однако уподобление человека технике максимально упрощает внутреннюю организацию человека, снижает его статус. А между тем, и автор подчеркивает это, человека обладает разумом, ему свойственны душевные переживания.К. Комаров использует техническую метафору в своем стихотворении «Не спелось» для меткой характеристики пейзажа:Все то, что мне еще не спелось,все, что на языке горчит,я вижу на пустом дисплееапрельской пиксельной ночи.В основе метафоры - сопоставление изображения на экране с пейзажной зарисовкой (пустой дисплей пиксельной ночи), которое привносит снижающий компонент в оценку окружающего мира, поскольку изображение на экране является вторичным по отношению к действительности: представляет не сам предмет, а его копию. Через языковую рефлексию, связанную с банальностью поэтического языка, поэт В.Козлов, показывает возможность максимально эффективной метафоризации языка:А там без тебя — никак,там, что ни возьми, — не готово.И нигде не впитают тактвое стертое до дыр слово. («Грех стиха»)Характеристика «стертый до дыр» предполагает представление поэтического слова как вещи, языку присвоены предметные характеристики — возможность изнашиваться и выходить из употребления по причине частого использования. В стихотворении Г. Петухова «Царство мертвых денег» содержится метафора, относящаяся к физиологии:Я не расчесываю денежных корост,но только мучает меня один вопрос:куда истраченный девается ликвид,с купюр нули и президентов рожи,на что в итоге все это похоже,быть перестав, какой имеет вид?Яркий образ денежных коростами содержит однозначно негативную оценку: деньги - гнойные. Таким образом, существуют основания для выделения в новейшей русской поэзии следующих прозаизирующих элементов: бытовой лексики, лексики субстандартных подсистем, снижающей метафоры и обращение к прецедентным феноменам в сниженных контекстах.ЗаключениеСтремительное появление и развитие новых тем, идей, средств выражения и направлений в современной поэзии регламентирует потребность в их изучении и систематизации. Решенные в нашей работе задачи, относящиеся к оценке речевых средств образности современной поэзии, позволили сформулировать к следующие выводы:.Современная поэзия включает самые разнообразные речевые средства создания образности. Из рассмотренных в данной работе, самыми яркими, на наш взгляд, являются лексические, использование просторечий, бытовой, жаргонной лексики, лексики, связанной с современными технологиями, Интернет-общением и др. В связи с этим мы выделили в работе отдельное понятие «техническая метафора» (например, «пустой дисплей пиксельной ночи»), а также другие ярких характеристики речевых средств создания образности в новейшей поэзии.Поэзия современности оперирует невербальным языком, используя широкое многообразие семиотических кодов языка. В арсенал текстопорождения включены графика, видео, мультипликация, звук, компьютерные коды, поисковые запросы и т. д. Все это стремительно расширяет пласт медиапоэзии и электронной поэзии, где информационные технологии подчинены замыслу поэта и реализации идей автора.Современная поэзия получила широкую доступность и распространение в связи с доступностью Интернета.Основная задача поэзии – развивать язык и обеспечивать общение автора посредством него с читателем. Вместе с тем, по нашему мнению, для объективной оценки ситуации в современной поэзии требуется как можно большее число независимых исследований и публикаций и самих участников литературного процесса, и его исследователей. В заключение отметим, что все задачи данного исследования решены, цель достигнута. Данное исследование имеет широкий практический интерес, познавательно, интересно и может стать основой для дальнейших исследований в области речевых особенностей как современной поэзии в целом, так и творчества конкретных авторов в частности.Литература
2. Долгополов А.Ю. Формирование литературного процесса в российском Интернете: структура, особенности организации и функционирования: дис. ...канд. филол. наук. – Тольятти: ТГУ, 2005. – 168 c.
3. Зубова Л.В. Критика и защита языка современной поэзии.http://window.edu.ru/resource/478/38478/files/spr0000051.pdf
4. Зубова Л.В. Языки современной поэзии – М., 2010. – [Электронный ресурс].
5. Казначеев С.М. Современные русские поэты.– М.: Институт бизнеса и политики, 2006. – 304 с.
6. Майофис М. «Не ослабевайте упражняться в мягкосердии»: Заметки о политической субъективности в современной русской поэзии // НЛО. 2003. № 62. С. 323.
7. Мечковская Н.Б. Семиотика: язык, природа, культура. – М.: Академия, 2007. – 432 с.
8. Мечковская Н.Б. Семиотика: язык, природа, культура. – М.: Академия, 2007. – 432 с.
9. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. – М.: РГГУ, 2002. – 685 с.
10. Пономарева Е.В. Сетевая литература в современном литературном пространстве // Уральский филологический вестник. Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. – 2012. – № 1. – С. 193-207.
11. Степанов Е. Современная поэзия: тенденции начала XXI века // Дети Ра. – 2008. – № 9(47). – С. 113-122.
12. Светлова О. Заметки о современной поэзии / в кн. «Серебряный стрелец. Поэзия 2008». – Киев: Логос, 2008. – 304 с.
13. Сидякина А.А. Уральский поэтический видеоарт в процессе становления российскойвидеопоэзии // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 23 (352). – С. 152-155.
14. Сурина Т.В. Поэзия как разрыв однородности и просветление бытия в аспекте новой онтологии // Вестник ТГПУ. – 2007. – № 11 (74). – С. 24-28.
15. http://cheloveknauka.com/rechevye-sredstva-vyrazitelnosti-v-avtobiograficheskoy-proze-o-e-mandelshtama#ixzz4hvL34Fck
Вопрос-ответ:
Что такое образность в поэтических текстах?
Образность в поэзии означает использование речевых средств, которые позволяют передавать образы и создавать впечатления у читателя. Это может быть использование метафор, сравнений, эпитетов, символов и других средств, которые помогают оживить текст и сделать его более эмоциональным и выразительным.
Какие речевые средства создания образности существуют?
Существует множество речевых средств, которые помогают создавать образность в поэтических текстах. Некоторые из них включают использование метафор, сравнений, эпитетов, символов, метонимий, аллегорий и т.д. Все эти средства помогают передать эмоции, ассоциации и воссоздать определенную атмосферу в тексте.
Каково современное состояние русской поэтической речи?
Современная русская поэтическая речь является разнообразной и динамичной. В ней происходит постоянный поиск новых выразительных средств и форм, а также экспериментирование с языком и стилистикой. Важной особенностью современной поэзии является использование интернет-технологий и социальных медиа в создании и распространении поэтических текстов.
Какие речевые средства используются в современной русской поэзии?
В современной русской поэзии используются различные речевые средства создания образности. Одним из них является использование интернет-технологий и социальных медиа, таких как блоги, социальные сети, видеохостинги и др. В поэтических текстах можно встретить множество метафор, сравнений, эпитетов, символов, аллегорий и других выразительных средств.
Какие тематика и проблематика обычно присутствуют в современной поэзии?
Современная поэзия затрагивает разные темы и проблемы, которые актуальны для современного общества. Это могут быть темы связанные с политикой, социальной справедливостью, природой, любовью, смертью и т.д. Важно отметить, что современная поэзия отличается от классической поэзии тем, что она более свободна в выборе тем и стилистики, и чаще всего отражает индивидуальное видение автора на мир.
Что такое образность и речевые средства выразительности?
Образность в поэтических текстах – это способ создания ярких и выразительных образов с помощью слов. Речевые средства выразительности – это инструменты, которые поэты используют для передачи своих эмоций, мыслей и образов в тексте.
Какое состояние русской поэтической речи сейчас?
Современная русская поэтическая речь находится в разнообразном состоянии. В ней можно найти элементы традиционных поэтических приёмов, таких как ритм, рифма и образность, а также новые техники и средства выразительности, связанные с использованием интернет-технологий и современной тематикой.
Какие речевые средства используются в современной поэзии?
В современной поэзии используются различные речевые средства, такие как метафоры, аллегории, эпитеты, сравнения и др. Часто поэты используют нетрадиционные приёмы, такие как игра слов, повторение, ассоциации, создание звукоподражаний и т.д. Важно, чтобы эти средства помогали передать образность и эмоциональную силу текста.
Как интернет-технологии влияют на образность современной поэтической речи?
Интернет-технологии открыли новые возможности для поэтов. Они могут использовать непривычные и нетрадиционные языковые средства, такие как смайлики, эмодзи, хэштеги, сокращения и др., чтобы создать образы и эффектно передать свои мысли. Интернет также позволяет поэтам легко делиться своими стихами со слушателями и получать обратную связь.
Как создают образность и речевые средства в новейшей русской поэзии?
В новейшей русской поэзии образность создается с помощью множества речевых приемов и средств. Поэты используют нестандартные метафоры, образы и символы, основанные на современной жизни и технологиях. Они играют словами, создавая игровые ассоциации и языковые эксперименты. Также важную роль играют ритм, рифма и звучание текста, которые помогают передать эмоциональность и красоту поэтического произведения.
Что такое образность и речевые средства выразительности?
Образность в поэтическом тексте отражает способы создания впечатления живости, яркости и эмоциональной окрашенности текста. Речевые средства выразительности включают в себя фигуры речи, метафоры, эпитеты и другие средства, которые помогают передать образность поэтического текста.
Каково состояние русской поэтической речи в настоящее время?
Современная русская поэтическая речь отличается разнообразием стилей и тематик. В ней активно использованы речевые средства, связанные с интернет-технологиями, такие как интернет-жаргон, смешение языковых регистров и другие. Также в современной поэзии присутствуют яркие образы и нестандартные приемы создания образности.