Взаимодействие специализированного ДОУ с родителями детей с (ОВЗ ) с ограниченными возможностями здоровья.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогическая психология
  • 24 24 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 30.06.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья 5
2. Особенности воспитания детей с ОВЗ 11
3. Особенности сотрудничества ДОУ с родителями 15
4. Особенности взаимодействия специализированного ДОУ с семьей ребенка с ОВЗ 17
Заключение 22
Список литературы 24

Фрагмент для ознакомления

При помощи метода проектов можно решить ряд задач:- для детей:1. Способствовать развитию и обогащению социального, познавательного и коммуникативного опыта детей с ОВЗ в процессе их непосредственной деятельности.2.Воспитать у детей с ОВЗ интерес к различной деятельности, в том числе – к занятиям физической культурой, целью которых является разнообразие двигательной активности детей с ОВЗ.- для родителей:1.Способствовать формированию у родителей установки на положительные формы общения и взаимодействия с ребёнком и с коллективом педагогов.2.Углубить знания родителей о возможных коррекционных программах.3.Раскрыть возможности своего ребенка.- для педагогов:1.Создать условия для наиболее эффективного осуществления коррекционно-развивающей работы, для обмена педагогическим опытом.2.Способствовать определению потенциальных возможностей детей с ОВЗ и их родителей.Проектная совместная деятельность предполагает тесное сотрудничество родителей, воспитателей,дефектолога, инструктора по физическому воспитанию и т.д., а также детей в различных образовательных и воспитательных областях.Помимо совместных проектов, рассмотренных нами выше, для эффективного сотрудничества родителей ребенка с ОВЗ и ДОУ может применяться деятельность по обучению социально-бытовым навыкам детей с ОВЗ.В контексте формирования личности ребенка с нарушением интеллекта в условиях специализированного дошкольного учреждения социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. В отношении детей со сложной структурой дефекта проведено немало исследований, но анализ их особенностей в большинстве источников описан с точки зрения нарушения развития, и очень редко встречаются положения о сохранных функциях психических процессов, на которые можно опираться при обучении. Другими словами, не описаны потенциальные возможности, знание и развитие которых необходимо для обеспечения эффективности интеграции таких детей в общество. Но, тем не менее, нам удалось выявить следующие потенциальные возможности детей, на которые можно опираться в образовательном процессе:В работе с такими детьми можно опираться на эмоции, т.к. они относительно сохранны. По эмоциональным каналам проходит путь от эмоций к познавательной деятельности.Отсутствие речи компенсируется жестами и другими невербальными средствами коммуникации.Так как у данной категории детейотсутствует абстрактное мышление и остаются сохранны лишь элементарные функции мышления, то можно опираться на образование самых элементарных обобщений.Опираясь на стереотипию в поведении и высказываниях, на уровне механики ребенок может научиться воспроизводить какое-то действие или говорить по шаблону.Подражательные способности являются важным ресурсом развития детей со сложной структурой дефекта. Они способны копировать действия другого человека.Опираясь на эти элементы, мы можем реализовать цели и задачи программы в учебно-воспитательном процессе вместе с родителями ребенка с ОВЗ.Особенно важно закреплять навык дома вместе с ребенком, использовать различные таблички или другие наглядные средства для большей эффективности работы.Одним из важнейших принципов обучения детей на данном этапе, является принцип расширения социальных связей. Основная задача — максимально социализировать и интегрировать в общество воспитанников с ОВЗ.Педагогическая целесообразностьформирования социально-бытовых знаний, умений и навыков заключается в том, что проблемы социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, предопределяется в значительной степени не только научными задачами, но и потребностями практического совершенствования механизма. Целенаправленная, систематическая работа по формированию навыков и привычек культурного поведения начинается с поступления детей. И на протяжении обучения закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в ДОУ, интернате, на улице и в общественных местах. ЗаключениеК одной из серьезных опасностей, существующих во многих семьях, имеющихдетей с ограниченными возможностями, относят установление к ним особого отношения в виде «особенного» ребенка. При этом родители постоянно стремятся оградить его и от различных физических усилий, выполняя за него многие действия, которые он мог бы совершить успешно и сам, реагируют на любые его капризы, лишая его даже элементарной самостоятельности.Для ребенка с ОВЗ особенно важным является осознание семьи. Для такого ребенка, как и для ребенка с отсутствием дефектов, семья— это самые близкие люди, которые принимают его таким, какой он есть, внезависимости от состояния его здоровья ииндивидуальных особенностей. Однако,семья может бытьи причиной развития негативных качеств в детях, осуществлять препятствия его адаптации при меняющихся жизненных ситуациях.Воспитателям и педагогам, работающим с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в специализированных дошкольных образовательных учреждениях, необходимо понимать, что только при эффективном взаимодействии родителей ребенка с ДОУ можно ожидать положительные результаты при проведении различных коррекционных мероприятий.Взаимодействие специализированного ДОУ с родителями детей с ОВЗ имеет определенную специфику. При рождении ребенка с ОВЗ не только отношения внутри семьи, но также и контакт с окружающим социумом во многом искажаются.Среди наиболее эффективных методов по организации совместной работы воспитателя специализированного ДОУ и родителей детей с ОВЗ нами был отмечены проектная совместная деятельность и обучение социально-бытовым навыкам.Проектная совместная деятельность предполагает тесное сотрудничество родителей, воспитателей,дефектолога, инструктора по физическому воспитанию и т.д., а также детей в различных образовательных и воспитательных областях.Также для эффективного сотрудничества родителей ребенка с ОВЗ и ДОУ может применяться деятельность по обучению социально-бытовым навыкам детей с ОВЗ.Список литературыВасильковаЮ.В., ВасильковаТ.А.Социальная педагогика.— М., 2000. Выготский Л.С. Проблема обучения и развития в школьном возрасте. - М., Педагогика. - 1991.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т; 5 т. «Основы дефектологии» / Под ред. Т.А. Власовой. - М., 1983.Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. - 1969 №1. Гарашкина Н.В. Интерактивные методы обучения в технологии в вузовской подготовки будущих социальных работников / Н.В. Гарашкина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2013. –№ 12. – С. 113–121.Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. М.: Просвещение, 2011. – 270 с. Иванов В.Н., Патрушев В.И.- Социальные технологии: Учеб.пособие - М.: Муниципальный мир, 2006.КевляФ.И.Семья иразвитие личности ребенка// Семья вРоссии.— 1997. КлюеваН.В., КасаткинаЮ.В.Учим детей общению.— Ярославль: Академия развития, 1996. КозловаА.В., ДешеулинаР.П.Работа ДОУ ссемьей.— М.: Творческий центр «Сфера», 2004. КравченкоА.И.Социальная работа: учебник— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. КрупинаИ.В.Основы семейного воспитания// Педагогика/ Под ред. П.И.Пидкасистого.— 2-е изд.— М., 1996. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М., 2011. - 212 с.Лялина Е. Г., Палехова П. В., Терентьева Т. А. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. - 170 с.Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый цент «Маркетинг», 2001. – С. 28-29.Обучение детей с проблемами развития в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина, СПб., 1997ОлиференкоЛ.Я., ШульгаТ.И., ДементьеваИ.Ф.Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.— М., 2002.Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок – М.: ИНФРА-М, 2006.Плотинский Ю.М. Модель социальных процессов. – М.: Логос, 2006.СолодянкинаО.В.Педагогические основы взаимодействия образовательного учреждения ссемьей: теория ипрактика: Монография.— Екатеринбург-Ижевск: Институт экономики УрО РАН, 2004. СолодянкинаО.В.Сотрудничество дошкольного учреждения ссемьей.— М.: АРКТИ, 2004. Топчий Л.В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг / Л.В. Топчий. – М., 2009.Фромм А. Азбука для родителей, или Как помочь ребенку втрудной ситуации.- Екатеринбург, 1996.Хадисова К. В. Социокультурные факторы дифференциации содержания форм и методов социальной работы // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 472-474.Холостова Е. И. Социальная работа. — М.: Дашков и К, 2009. — 860 с.Ярычев Н. У. Становление и развитие отечественной парадигмы социальной помощи и поддержки нуждающихся: историко-социокультурный обзор // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 168-171.Зайцев Д. В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// информационно-аналитический портал [электронный ресурс] – URL: SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml

1. ВасильковаЮ.В., ВасильковаТ.А.Социальная педагогика.— М., 2000.
2. Выготский Л.С. Проблема обучения и развития в школьном возрасте. - М., Педагогика. - 1991.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т; 5 т. «Основы дефектологии» / Под ред. Т.А. Власовой. - М., 1983.
4. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. - 1969 №1.
5. Гарашкина Н.В. Интерактивные методы обучения в технологии в вузовской подготовки будущих социальных работников / Н.В. Гарашкина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2013. –№ 12. – С. 113–121.
6. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. М.: Просвещение, 2011. – 270 с.
7. Иванов В.Н., Патрушев В.И.- Социальные технологии: Учеб.пособие - М.: Муниципальный мир, 2006.
8. КевляФ.И.Семья иразвитие личности ребенка// Семья вРоссии.— 1997.
9. КлюеваН.В., КасаткинаЮ.В.Учим детей общению.— Ярославль: Академия развития, 1996.
10. КозловаА.В., ДешеулинаР.П.Работа ДОУ ссемьей.— М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
11. КравченкоА.И.Социальная работа: учебник— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
12. КрупинаИ.В.Основы семейного воспитания// Педагогика/ Под ред. П.И.Пидкасистого.— 2-е изд.— М., 1996.
13. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007.
14. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М., 2011. - 212 с.
15. Лялина Е. Г., Палехова П. В., Терентьева Т. А. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. - 170 с.
16. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый цент «Маркетинг», 2001. – С. 28-29.
17. Обучение детей с проблемами развития в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина, СПб., 1997
18. ОлиференкоЛ.Я., ШульгаТ.И., ДементьеваИ.Ф.Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.— М., 2002.
19. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок – М.: ИНФРА-М, 2006.
20. Плотинский Ю.М. Модель социальных процессов. – М.: Логос, 2006.
21. СолодянкинаО.В.Педагогические основы взаимодействия образовательного учреждения ссемьей: теория ипрактика: Монография.— Екатеринбург-Ижевск: Институт экономики УрО РАН, 2004.
22. СолодянкинаО.В.Сотрудничество дошкольного учреждения ссемьей.— М.: АРКТИ, 2004.
23. Топчий Л.В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг / Л.В. Топчий. – М., 2009.
24. Фромм А. Азбука для родителей, или Как помочь ребенку втрудной ситуации.- Екатеринбург, 1996.
25. Хадисова К. В. Социокультурные факторы дифференциации содержания форм и методов социальной работы // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 472-474.
26. Холостова Е. И. Социальная работа. — М.: Дашков и К, 2009. — 860 с.
27. Ярычев Н. У. Становление и развитие отечественной парадигмы социальной помощи и поддержки нуждающихся: историко-социокультурный обзор // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 168-171.
28. Зайцев Д. В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// информационно-аналитический портал [электронный ресурс] – URL: SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml


Вопрос-ответ:

Какие особенности характерны для детей с ограниченными возможностями здоровья?

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют различные особенности, которые зависят от вида и степени их заболевания. Они могут испытывать трудности в двигательной активности, коммуникации, когнитивных навыках, а также в адаптации к окружающей среде. Эти дети требуют особого внимания и поддержки в образовательном процессе и социальном взаимодействии.

Какие особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья?

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья требует индивидуального подхода и специальной методики работы с такими детьми. Основные принципы воспитания включают создание доброжелательной и поддерживающей атмосферы, учет специальных потребностей и возможностей каждого ребенка, стимулирование его развития и самостоятельности, а также развитие социальной адаптации и умения общаться с другими людьми.

Каким образом специализированное ДОУ сотрудничает с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья?

Сотрудничество между специализированным ДОУ и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья строится на взаимодействии, включающем обмен информацией о развитии ребенка, совместное определение целей и задач, а также планирование и проведение образовательных и реабилитационных мероприятий. Родителей также приглашают участвовать в педагогическом процессе, принимать решения по вопросам воспитания и обучения своего ребенка.

Как происходит взаимодействие специализированного ДОУ с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

Взаимодействие специализированного ДОУ с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья основывается на партнерстве и взаимной поддержке. Родители вносят свой вклад в планирование и осуществление образовательного процесса, а педагоги обеспечивают поддержку и помощь семье в воспитании и развитии ребенка. Они проводят индивидуальные консультации, обучают родителей методикам работы с ребенком, а также организуют семинары и тренинги для родителей.

Какие характеристики имеют дети с ограниченными возможностями здоровья?

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют различные характеристики в зависимости от вида и степени их ограничения. Они могут иметь физические, интеллектуальные, эмоциональные или социальные ограничения. Каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода и внимания.

Какие особенности есть воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья?

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода и адаптации методик и программ обучения. Важно создать условия, которые помогут ребенку справляться с его особенностями и развивать его потенциал. Работа с такими детьми требует терпения, творческого подхода и понимания их индивидуальных потребностей.

Какие особенности сотрудничества ДОУ с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья?

Сотрудничество ДОУ с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть тесным и доверительным. Родители должны быть включены в процесс принятия решений и разработки индивидуальных программ для своих детей. Важно предоставлять родителям информацию о прогрессе и достижениях их детей, а также консультировать и поддерживать их во время трудностей.

Какие особенности есть взаимодействия специализированного ДОУ с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

Взаимодействие специализированного ДОУ с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья должно быть направлено на создание благоприятной образовательной среды и поддержку ребенка. Учитывая специфические потребности ребенка, ДОУ должно работать семьей для определения целей и разработки индивидуальных планов обучения и воспитания. Важно обеспечить доверительные отношения и постоянную коммуникацию для успешного развития ребенка.