Актуальные проблемы совершенствования бюджетного законодательства
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 07.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Бюджетное законодательство, его характеристика 4
1.1. Бюджетное законодательство: понятие, виды законодательных актов 4
1.2. Структура бюджетного законодательства 10
1.3. Принципы бюджетного права 13
Глава 2. Анализ бюджетного законодательства РФ 19
2.1. Проблемы формирования бюджетного законодательства РФ 19
2.2. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ 22
2.3. Направления совершенствования бюджетного законодательства РФ 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
В результате решением суда в удовлетворении части требования отказано, поскольку факт наличия в действиях учреждения состава вменяемого правонарушения установлен.
Вместе с этим следует отметить, что существующие сроки давности привлечения к ответственности не соответствовали практике финансового контроля уполномоченных на проведение контрольных мероприятий органов, тем самым предоставляя широкое поле для злоупотреблений с бюджетом. По справедливому мнению исследователей, ввиду необоснованных различий в формулировке нецелевого использования бюджетных средств в бюджетном и уголовном законодательстве, а также КоАП РФ, было существенно затруднено реагирование на злоупотребления в бюджетной сфере посредством всего комплекса предусмотренных законодателем мер.
Далее, определяя направления развития практики бюджетных расходов в судебной системе Российской Федерации, отметим такую проблему, как неисчерпывающий список получателей бюджетных средств, установленный в ст. 6 БК РФ. Главным образом данная проблема относится к привлечению к ответственности юридических лиц при нецелевом использовании бюджетных средств. Так, на текущем этапе практика по привлечению юридических лиц, которые не определены в числе получателей бюджетных средств ст. 6 БК РФ, складывается неоднозначно.
Таким образом, российским законодательством (ни административным, ни бюджетным, ни уголовным) также не установлена ответственность за неэффективное использование бюджетных средств. В связи с этим для повышения эффективности расходования бюджетных средств должны быть внесены изменения в бюджетное (глава 30 БК РФ), уголовное (глава 30 УК РФ) и административное законодательство (глава 15 КоАП РФ) в части определения понятия неэффективного использования бюджетных средств и установления ответственности за него.
2.3. Направления совершенствования бюджетного законодательства РФ
Вопрос о финансово-правовой ответственности в бюджетной сфере является одним из самых дискуссионных в науке финансового права после дополнения части четвёртой Бюджетного кодекса РФ главой 29, которая регулирует общие положения о бюджетных нарушениях и применении бюджетных мер принуждения.
Споры вызывает не столько факт наличия нового вида ответственности, сколько потребность правоприменителей в разработке монографий и соответствующих комментариев, которые будут посвящены комплексному исследованию института финансово-правовой ответственности в бюджетной сере и его структурным элементам. Кроме того, практика применения норм главы 29 Бюджетного кодекса РФ осложняется также тем, что действующая система управления финансовыми ресурсами в Российской Федерации (особенно на уровне субъектов) не имеет соответствующего механизма контроля со стороны компетентных органов государственной власти, ввиду пробелов в нормативно-правовом регулировании бюджетного процесса. Поэтому хотелось бы осветить тему финансово-бюджетного контроля в контексте данной статьи, попытаться найти пути решения существующих проблем и определить перспективы дальнейшего развития института финансово-правовой ответственности.
Исследование проблем финансово-правовой ответственности необходимо начать с признаков, которые её определяют:
1) финансово-правовая ответственность является самостоятельной мерой государственного финансового суверенитета;
2) занимает особое место в финансовых правоотношениях, что отличает её от иных мер государственного принуждения – мер безопасности, предупреждения и пресечения.
В соответствии с положениями ст. 70 Конституции РФ финансовое регулирование относится к предметам исключительного ведения Российской Федерации, следовательно, ответственность за нарушения бюджетного законодательства могут устанавливаться только на федеральном уровне, а дальнейшее правовое регулирование финансовой деятельности будет осуществляться внутриотраслевым законодательством.
Тем самым государство регулирует финансовые отношения посредством принятия правовых норм, содержащих права и обязанности субъектов, предоставляя физическим и юридическим лицам экономические права и свободы, а также осуществлять операции с финансовыми средствами, требуя от субъектов финансового права надлежащего исполнения правовых предписаний действующего бюджетного законодательства. В случае ненадлежащего исполнения требований бюджетного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, договоров и соглашений, на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы России, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, нарушающее требования ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ, будет применена бюджетная мера принуждения финансовыми органами и органами Федерального казначейства РФ на основании уведомления о применении соответствующих мер финансового контроля.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что с точки зрения теории и науки процесс определения и применения бюджетных мер принуждения не вызывает не должен вызывать никаких затруднений. Однако в процессе применения положений ст.306.1 и 306.2 Бюджетного кодекса РФ, правоприменитель сталкивается с такими проблемами, как определение понятия «финансовое правонарушение в бюджетной сфере» в системе классификации видов правонарушений, так как по своему характеру оно до сих пор отождествляется с административным проступком, что нередко порождает некие сомнения для определения правовых оснований при решении вопроса о выделении финансово-правовой ответственности в бюджетной сфере в качестве самостоятельного правонарушения.
Кроме того, финансовое законодательство России предусматривает значительное число финансовых правонарушений (прежде всего это касается налогового законодательства), анализ которых зачастую не позволяет выделить ни основные признаки правонарушения в бюджетной сфере, ни характерные черты института финансово-правовой ответственности в целом.
Таким образом, в действующем Бюджетном кодексе РФ существуют следующие проблемные ситуации, касающиеся финансово-правовой ответственности:
1) статья 306.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетного содержит недостаточно полное определение бюджетного нарушения;
2) нет нормативного закрепления субъектов правонарушения, т.е. лиц, совершивших противоправное деяние и способными нести финансово-правовую ответственность.
Для решения данных проблемных ситуаций необходимо внести следующие изменения в ст.306.1 Бюджетного кодекса РФ: сформулировать новое определение бюджетного правонарушения, под которым следует понимать: «Виновно совершённое противоправное, общественно вредное действие (бездействие) субъекта, за совершение которого бюджетным законодательством Российской Федерации установлены меры принуждения». Данное определение поможет правоприменителю наиболее полно определить специфику правонарушения в бюджетной сфере, нормативно закрепит следующих субъектов правонарушения – участник бюджетного процесса, налогоплательщик, резидент либо нерезидент по смыслу требования валютного законодательства и других лиц, прямо указанных в соответствующих федеральных законах. Для определения иных субъектов можно сделать соответствующие диспозиции Бюджетного кодекса РФ отсылочными или бланкетными.
Заключение
Можно сделать следующие выводы:
1. Приоритеты и направления бюджетной политики России определяются в ежегодных Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному собранию Государственной думы. Основные требования к содержанию политики: достижение сбалансированности бюджетов в среднесрочной перспективе, повышение результативности бюджетных расходов, их ориентация на приоритетные социальные цели, обеспечение прозрачности и под отчетности бюджетов всех уровней.
Межбюджетные отношения присутствуют на всех этапах бюджетного процесса, начиная с определения требований к порядку движения денежных средств в виде доходов и расходов, и заканчивая оперативным управлением бюджетным процессом на основе результатов мониторинга и анализа, корректирующих и предупреждающих действий.
2. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации в основном регулируются Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом № 184-ФЗ.
Экономическая основа самоуправления — имущество и местные бюджеты, доходы которых складываются из налоговых и неналоговых поступлений. Расходные полномочия территорий определены Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.
3. Российским законодательством (ни административным, ни бюджетным, ни уголовным) не установлена ответственность за неэффективное использование бюджетных средств. В связи с этим для повышения эффективности расходования бюджетных средств должны быть внесены изменения в бюджетное (глава 30 БК РФ), уголовное (глава 30 УК РФ) и административное законодательство (глава 15 КоАП РФ) в части определения понятия неэффективного использования бюджетных средств и установления ответственности за него.
Также необходимо внести следующие изменения в ст.306.1 Бюджетного кодекса РФ: сформулировать новое определение бюджетного правонарушения, под которым следует понимать: «Виновно совершённое противоправное, общественно вредное действие (бездействие) субъекта, за совершение которого бюджетным законодательством Российской Федерации установлены меры принуждения».
Список использованной литературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации [(принят Государственной Думой РФ 31.07.1998 №145) (с изм. и доп. вступ. в силу с 03.11.2015)] // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014).
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «РГ», № 237, 25.12.1993.
О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 23.07.2013 №252 (ред. от 03.11.2015) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
«Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик» (утв. ЦИК СССР 06.07.1923), Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 150, 07.07.1923.
Багрецов А. Л. Финансовая система России // Лаборатория книги • 2012 г. - 204 с.
Бочаров В.В., Леонтьев В.Е., Н.П. Радковская Корпоративные финансы / Юрайт, 2014.
Комягин Д. Л. Бюджет как элемент стратегического планирования // Финансовое право. 2014. № 9. С. 11–17.
Кочаненко Е.П. Некоторые аспекты оптимизации структуры и полномочий органов государственного финансового контроля в Российской Федерации / Е.П. Кочаненко // Законодательство и экономика. – 2011. – №12. – С. 5.
Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебное пособие для вузов // Ю.А. Крохина. – М.: Норма, 2014. – С. 356.
Ластовский М. Финансовая политика государства и механизм ее реализации // Лаборатория книги / 2015 г. - 59 с.
Методы повышения эффективности использования бюджетных средств как инструмент обеспечения экономической безопасности государства / Л. Н. Смирнова, В. А. Титов. СПб.: Копи-Р Групп, 2013. 118 с.
Межбюджетные отношения в России: реальность и перспективы / Х. М. Кармоков, В. А. Широбокова; под ред. С. М. Шахрая. М.: НИИСП, 2012. 109 с.
Михалева О.В. Анализ структуры бюджета Российской Федерации за период 2013 – 2015 гг. [Электронный ресурс]: Статья. http://pei-journal.ru/
Овчарова Е.В. Финансовый контроль в Российской Федерации: Учебное пособие /Зерцало-М - 2015 г. - 224 с.
Подъяблонская Л.М., Подъяблонская Е.П. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов: учебник / ЮНИТИ-ДАНА - 2015 г. -303 с.
Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И., Петренко В.А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учебное пособие / Юнити-Дана - 2012 г. - 263 с.
Соболь А.Б. К вопросу о финансово-правовой ответственности в бюджетной сфере / А.Б. Соболь // Вестник ВЭГУ. – 2014. – №5 (43). – С.153–154.
Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М., Элит, 2012.
Шарандина Н. Л. Бюджетная политика как категория бюджетного права: к постановке вопроса // Финансовое право. 2011. № 11. С. 28–31.
Экономика и финансы / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2014. - 344 с.
Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление; Юрайт - Москва, 2013. - 496 c.
Комягин Д. Л. Бюджет как элемент стратегического планирования // Финансовое право. 2014. № 9. С. 11–17.
Комягин Д. Л. Бюджет как элемент стратегического планирования // Финансовое право. 2014. № 9. С. 11–17.
Бюджетный кодекс РФ Статья 2. «Структура бюджетного законодательства Российской Федерации»
Ластовский М. Финансовая политика государства и механизм ее реализации // Лаборатория книги / 2015 г. - 59 с.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Болтинова О.В. Бюджетный процесс в Российской Федерации: теоретические основы и проблемы развития: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 3.
Болтинова О.В. Бюджетный процесс - институт финансового права. М.: Элит, 2013. С. 54 - 55.
Болтинова О.В. Бюджетный процесс - институт финансового права. С. 51 - 52.
Пешкова Х.В. Принципы бюджетного процесса // СПС "КонсультантПлюс"; Она же. Принципы бюджетного права и бюджетное устройство России // СПС "КонсультантПлюс".
Комягин Д.Л. Система принципов бюджетного права: российское законодательство и научная доктрина // Реформы и право. 2012. N 4. С. 19 - 31.
Пешкова Х.В. Принципы бюджетного процесса // СПС "КонсультантПлюс".
В.В. Бочаров, В.Е. Леонтьев, Н.П. Радковская Корпоративные финансы / Юрайт, 2014.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) .
Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 05.08.2013. N 31. Ст. 4191.
Голубев А.В. Юридическое выражение адресности расходов бюджетов // Финансовое право. 2012. N 7. С. 18 - 22.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.09.2015 N Ф10-2902/2015 по делу N А35-8409/2014 [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
Трубин В.Ю. Нецелевое использование бюджетных средств как основание ответственности за нарушение бюджетного законодательства: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011.
О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 23.07.2013 №252 (ред. от 03.11.2015) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
Кочаненко Е.П. Некоторые аспекты оптимизации структуры и полномочий органов государственного финансового контроля в Российской Федерации / Е.П. Кочаненко // Законодательство и экономика. – 2011. – №12. – С. 5.
Соболь А.Б. К вопросу о финансово‐правовой ответственности в бюджетной сфере / А.Б. Соболь // Вестник ВЭГУ. – 2009. – №5 (43). – С.153–154.
Бюджетный кодекс Российской Федерации [(принят Государственной Думой РФ 31.07.1998 №145) (с изм. и доп. вступ. в силу с 03.11.2015)] // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебное пособие для вузов // Ю.А. Крохина. – М.: Норма, 2007. – С. 356.
29
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [(принят Государственной Думой РФ 31.07.1998 №145) (с изм. и доп. вступ. в силу с 03.11.2015)] // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014).
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «РГ», № 237, 25.12.1993.
4. О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 23.07.2013 №252 (ред. от 03.11.2015) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. «Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик» (утв. ЦИК СССР 06.07.1923), Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 150, 07.07.1923.
6. Багрецов А. Л. Финансовая система России // Лаборатория книги • 2012 г. - 204 с.
7. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е., Н.П. Радковская Корпоративные финансы / Юрайт, 2014.
8. Комягин Д. Л. Бюджет как элемент стратегического планирования // Финансовое право. 2014. № 9. С. 11–17.
9. Кочаненко Е.П. Некоторые аспекты оптимизации структуры и полномочий органов государственного финансового контроля в Российской Федерации / Е.П. Кочаненко // Законодательство и экономика. – 2011. – №12. – С. 5.
10. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебное пособие для вузов // Ю.А. Крохина. – М.: Норма, 2014. – С. 356.
11. Ластовский М. Финансовая политика государства и механизм ее реализации // Лаборатория книги / 2015 г. - 59 с.
12. Методы повышения эффективности использования бюджетных средств как инструмент обеспечения экономической безопасности государства / Л. Н. Смирнова, В. А. Титов. СПб.: Копи-Р Групп, 2013. 118 с.
13. Межбюджетные отношения в России: реальность и перспективы / Х. М. Кармоков, В. А. Широбокова; под ред. С. М. Шахрая. М.: НИИСП, 2012. 109 с.
14. Михалева О.В. Анализ структуры бюджета Российской Федерации за период 2013 – 2015 гг. [Электронный ресурс]: Статья. http://pei-journal.ru/
15. Овчарова Е.В. Финансовый контроль в Российской Федерации: Учебное пособие /Зерцало-М - 2015 г. - 224 с.
16. Подъяблонская Л.М., Подъяблонская Е.П. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов: учебник / ЮНИТИ-ДАНА - 2015 г. -303 с.
17. Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И., Петренко В.А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учебное пособие / Юнити-Дана - 2012 г. - 263 с.
18. Соболь А.Б. К вопросу о финансово-правовой ответственности в бюджетной сфере / А.Б. Соболь // Вестник ВЭГУ. – 2014. – №5 (43). – С.153–154.
19. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М., Элит, 2012.
20. Шарандина Н. Л. Бюджетная политика как категория бюджетного права: к постановке вопроса // Финансовое право. 2011. № 11. С. 28–31.
21. Экономика и финансы / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2014. - 344 с.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы совершенствования бюджетного законодательства существуют в России?
Существует несколько проблем совершенствования бюджетного законодательства в России. Одна из основных проблем - недостаточная прозрачность и понятность бюджетных процессов. К сожалению, бюджетное законодательство часто не является понятным документом, доступным для широкого круга людей. Вторая проблема - недостаточная эффективность контроля за выполнением бюджета. Не всегда есть механизмы, позволяющие эффективно контролировать расходы, а также предотвращать финансовые нарушения. Еще одна проблема - отсутствие механизма своевременного обновления бюджетного законодательства в соответствии с изменениями в экономике и обществе. Это может привести к устареванию некоторых норм и правил.
Какие виды законодательных актов входят в бюджетное законодательство?
В бюджетное законодательство входят различные виды законодательных актов, определяющих правовые основы функционирования бюджетной системы. Во-первых, это конституционное законодательство, которое устанавливает основные принципы бюджетной системы и государственные финансы. Во-вторых, это федеральное законодательство, включающее федеральные законы о бюджете, о налогах, о бюджетном процессе и т.д. Также в бюджетное законодательство могут входить иные нормативные акты, такие как постановления Правительства РФ, инструкции, приказы и т.д.
Какая структура имеет бюджетное законодательство?
Бюджетное законодательство имеет сложную структуру, состоящую из нескольких уровней и подуровней. Основной уровень - это федеральное законодательство, включающее федеральные законы о бюджете, налогах, бюджетном процессе и др. На втором уровне находятся подзаконные нормативные акты, такие как постановления Правительства РФ, инструкции, приказы и т.д. На третьем уровне находятся нормативные акты субъектов РФ, устанавливающие особенности бюджетного процесса на территории субъекта. На четвертом уровне располагаются нормативные акты муниципальных образований, определяющие местные бюджеты и их исполнение.
Какие проблемы встречаются при совершенствовании бюджетного законодательства?
В процессе совершенствования бюджетного законодательства возникают различные проблемы. Некоторые из них включают сложность в прогнозировании доходов и расходов бюджета, несовершенство механизмов контроля и учета бюджетных средств, а также проблемы с налоговым законодательством, которые могут влиять на формирование бюджета. Кроме того, иногда возникает необходимость внесения изменений в существующее законодательство для более эффективного управления бюджетом.
Что такое бюджетное законодательство и какие виды законодательных актов включает?
Бюджетное законодательство - это совокупность правовых норм, регулирующих формирование, исполнение и контроль бюджетов. Оно включает в себя такие виды законодательных актов, как федеральные законы о бюджете, законы о налогах и сборах, постановления Правительства о бюджетном процессе, а также региональные и местные законы о бюджете.
Какие проблемы существуют в совершенствовании бюджетного законодательства?
Проблемы в совершенствовании бюджетного законодательства включают непоследовательность в законодательных актах, сложность структуры законодательства, недостаточную ответственность за нарушение законодательства, а также необходимость постоянного обновления законодательства.
Что такое бюджетное законодательство и какие виды законодательных актов оно включает?
Бюджетное законодательство - это система законодательных актов, регулирующая формирование, исполнение и контроль бюджетов. Оно включает федеральные законы, постановления Правительства РФ, нормативные акты Минфина РФ, иные нормативные акты органов государственной власти.
Какова структура бюджетного законодательства?
Структура бюджетного законодательства включает: Вводную, Основную и Заключительную части, а также специальные главы, отражающие особенности формирования и исполнения бюджетов разных уровней.
Какие принципы лежат в основе бюджетного права?
Основными принципами бюджетного права являются принцип юридичности, прозрачности, социальной справедливости, финансовой устойчивости и устойчивости бюджетной системы, а также разграничения полномочий и контроля между органами государственной власти.
Какие проблемы существуют в формировании бюджетного законодательства РФ?
Проблемы в формировании бюджетного законодательства РФ включают несогласованность нормативных актов, неоднозначность терминологии, несоблюдение процедурного порядка при разработке законов, а также необходимость совершенствования механизмов контроля за исполнением бюджета.