Социальная психология как наука и как учебная дисциплина в образовательном процессе
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 08.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1 Характеристика социальной психологии как науки 5
1.2 Характеристика социальной психологии как учебной дисциплины в рамках образовательного процесса 14
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 24
2.1 Основные аспекты социальной работы 24
2.2 Технологии в системе современной профессиональной социальной работы 28
Выводы по второй главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
).При анализе организации предоставления социальных услуг населению, важно рассмотреть основные принципы, которые используются при социальном управлении. К ним относят:• единоначалие в принятии решений и коллегиальность при их обсуждении;• единство воздействия всех применяемых методов управления социальной службой в целях поддержания целостности всей социальной системы;• сочетание территориального и отраслевого управления;• приоритетность в достижении стратегических целей;• научность социального управления учреждением, предоставляющим социальные услуги;• прогнозирование социального управления;• мотивацию (стимулирование) труда;• ответственность за полученные результаты социального управления;• рациональный подбор, подготовку, расстановку и использование кадров;• экономичность и эффективность управления социальной службой;• системность (рассмотрение объекта, либо субъекта управления как системы, состоящей из звеньев);• иерархичность (определение систем как многоуровневых, многоступенчатых, требующих деления на элементы; при этом каждая из ступеней управляет нижестоящей и одновременно считается объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);• необходимое разнообразие (управляющей системе необходимо обладать большей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);• обязательность обратной связи (важность получения информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую при помощи сравнения заданного состояния с фактическим);• сочетание единоначалия и коллегиальности;• ситуационное управление по прогнозированию возмущений;• программно-целевое обеспечение;• делегирование полномочий;• гуманизм и нравственность в управлении социальными учреждениями;• гласность в принятии решений.Таким образом, эффективная работа по организации предоставления социальных услуг неотделима от соблюдения основных принципов социальной работы, а также от непрерывного мониторинга методов, которые используются в системе социальной службы. 2.2Технологии в системе современной профессиональной социальной работыВ условиях современного общества социальная работа обязана решать спектр острых проблем, которые возникают в социальной сфере, а также активно реагировать на новые вызовы общества и на потребности человека.Анализ трудов в области теории социальной работы таких авторов как Л.Г. Гуслякова, В. И. Жуков, В.В. Колков, Р.М. Куличенко, В. И. Курбатов, П.Д. Павленок, Н.М. Платонова, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова и др., позволил определить понятие современной социальной работы:1) специфическое общественное явление, 2) практическая деятельность, теоретическая и образовательная область, способная в совокупности обеспечить решение социальных проблем человека и общества.Система социальной работы своей целью имеет позитивные изменения социального развития и человека, и общества в целом. Современная социальная работа, при обеспечении социального благополучия, не только решает социальные проблемы конструктивно, но также и предупреждает их появление.Наиболее заметной из устоявшихся тенденций развития и совершенствования профессиональной социальной работы считается применение системного подхода в социальной работе, широкое применение основополагающих принципов, методов, идей и результатов системного подхода в инновационной практике социальной работы.Применение в социальной работе системного подхода как профессиональной деятельности предполагает изучение технологии взаимодействия субъектов и объектов социальной работы, включает в себя 4 последовательных этапа:На первом этапе происходит определение субъектов и объектов социальной работы. На втором проводят все необходимые исследования (сюда относят системно-структурный анализ, диагностику социальных проблем среды и клиента, возможности социальных институтов, служб, организаций в решении социальных проблем). На третьем этапе происходит разработка многовариантных решений определенных социальных проблем, типов социальных отношений и социальных рисков, характера социальных девиаций, а также определяется наиболее оптимальный вариант решения. На четвертом этапе осуществляют конкретное решение комплекса задач в области социальной работы с помощью современных технологий и частных методик.Современная социальная ситуация характеризуется наличием актуальной задачи в системе социальной работы по организационному уровню, какой является внедрение квалиметрических технологий. Для социальной работы в нашей стране данная задача значима, так как и обществом, и государством, и социальными службами крайне востребована научно обоснованная политика по качеству как условие инновационного развития социальной сферы.При этом, необходимость в повышении качества социального обслуживания населения, как одного из механизмов социальной политики государства, была обозначена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Можно определить приоритетные направления в государственной политике по социальной поддержке населения, к ним относятся: улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов; повышение эффективности государственной поддержки семьи; реабилитация и социальная интеграция инвалидов; социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов; развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг; формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений.Для эффективного обеспечения таких направлений необходима качественная организация социальной работы, внедрение в нее социальных инноваций, которые бы обеспечивали повышение качества оказания социальных услуг населению и опирались бы на научные разработки, а также применение результатов научно-исследовательской деятельности на практике. Проблемы по внедрению квалиметрических технологий в современной социальной работе довольно значимы в связи с тем, что обществом, государством и социальными службами востребована именно научно обоснованная политика по качеству как условие инновационного развития системы социальной работы в целом. Под технологией понимается качественный способ по реализации конкретного сложного процесса при помощи расчленения его на взаимосвязанные процедуры и операции, которые однозначно выполняются и позволяют достигать поставленной цели гарантированно. Квалиметрическая технология определяется как сочетание эффективных квалиметрических методов, которые применяются в ходе различных этапов деятельности по оцениванию качества предоставляемых услуг. К квалиметрическим технологиям относят технологии оценки качества, а также технологии по выявлению показателей этой оценки.Существуют 3 группы квалиметрических технологий, к ним относят: общие технологии, которые применяются для оценки объектов разных прикладных сфер (материальное производство и социальная сфера); отраслевые технологии, применимые для оценивания объекта, который имеет значение в определенной отдельной отрасли (в социальной сфере – образование, социальная защита, культура, медицина и др.); частные технологии, существующие для конкретного направления в деятельности отрасли (социальная защита – занятость населения, социальное обслуживание, социальная помощь и др.).Квалиметрические методы, которые применяются в технологиях, можно разделить на группы на основе разработанности, сюда относят теоретические и прикладные методы. Теоретические методы, в свою очередь, включают в себя две группы: - общенаучные методы (анализ, синтез, моделирование и др.), - конкретно научные методы. К методам конкретной научной дисциплины, которые применяют в социальной квалиметрии, относят:- статистические (описание данных, установление совпадений или различий), - социологические (анкетирование, интервью, фокус-группы, контент-анализ), - психологические (тестирование, наблюдение, проективные), - специфические (биография, социальная история, социальное картографирование и паспортизация и др.).Особо важное значение в квалиметрических технологиях приобретает социальный мониторинг, если рассматривать его как длительное непрерывное наблюдение за каким-либо социальным объектом, что предполагает коррегирующее воздействие. Мониторинг обеспечивает систему управления необходимой комплексной, многофакторной информацией, что позволит принимать оптимальные управленческие решения, а также влиять на объект управления позитивно.Итак, применение технологий в современной социальной работе предполагает такую деятельность руководителя и специалистов социальной службы, которая характеризуется как аналитическая, контрольно-оценочная, что, в свою очередь, обеспечит качество управления организацией, результативность деятельности кадров и повысит эффективность оказания социальных услуг населению.Выводы по второй главеСоциальная работа - этотакая профессиональная деятельность, которая имеет цель содействовать людям, социальнымгруппам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации; социальная защита - это определеннаясистема мер, которые направлены на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.Социальная работа заключается в оказании помощи людям, а управление социальной работой – в создании и организации функционирования специальных учреждений по ее реализации.Применение технологий в современной социальной работе предполагает такую деятельность руководителя и специалистов социальной службы, которая характеризуется как аналитическая, контрольно-оценочная, что, в свою очередь, обеспечит качество управления организацией, результативность деятельности кадров и повысит эффективность оказания социальных услуг населению.Система социальной работы своей целью имеет позитивные изменения социального развития и человека, и общества в целом. Современная социальная работа, при обеспечении социального благополучия, не только решает социальные проблемы конструктивно, но также и предупреждает их появление.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования, мы выявили, что социальная психология представляет собой науку о психических явлениях (а также процессах, свойствах или состояниях), которые характеризуют индивида и группу индивидов в виде субъектов социального взаимодействия.Помимо этого, мы определили, что под социально-психологическим исследованием понимают вид научного исследования, который проводится с целью установления определенных психологических закономерностей по взаимодействию коллективного и индивидуального субъектов. Также, можно заключить, что одной из главных задач, которую сегодня призвана решать социальная психология это раскрытие конкретных механизмов включения индивидуального в общественное; нивелирование социального контекста в психологическом, а психологического контекста в социальное. При этом направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» - в общественную жизнь.Мы определили, что социальная работа является такойпрофессиональной деятельностью, которая имеет цель содействовать людям, социальнымгруппам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации; социальная защита - это определеннаясистема мер, которые направлены на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.Также мы выяснили, что социальная работа заключается в оказании помощи людям, а управление социальной работой – в создании и организации функционирования специальных учреждений по ее реализации.Применение технологий в современной социальной работе предполагает такую деятельность руководителя и специалистов социальной службы, которая характеризуется как аналитическая, контрольно-оценочная, что, в свою очередь, обеспечит качество управления организацией, результативность деятельности кадров и повысит эффективность оказания социальных услуг населению.Так, система социальной работы своей целью имеет позитивные изменения социального развития и человека, и общества в целом. Современная социальная работа, при обеспечении социального благополучия, не только решает социальные проблемы конструктивно, но также и предупреждает их появление.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАндреева Г. М. Социальная психология — М.: Аспект Пресс. — 2001. — С. 25—26.Гарашкина Н.В. Интерактивные методы обучения в технологии в вузовской подготовки будущих социальных работников / Н.В. Гарашкина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2013. –№ 12. – С. 113–121.Горбунова М. Ю. Социальная психология. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 223 с.Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Учеб.пособие. - М.: Муниципальный мир, 2006.Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка// Семья в России. — 1997. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия развития, 1996. Кравченко А. И. Социальная работа: учебник — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Крупина И. В. Основы семейного воспитания// Педагогика/ Под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд. — М., 1996. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007.Лялина Е. Г., Палехова П. В., Терентьева Т. А. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. - 170 с.Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2007Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый цент «Маркетинг», 2001. – С. 28-29.Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб.: СПбГУП, 2010. — 533 с.Плотинский Ю.М. Модель социальных процессов. – М.: Логос, 2006.Солодянкина О. В. Педагогические основы взаимодействия образовательного учреждения с семьей: теория и практика: Монография. — Екатеринбург-Ижевск: Институт экономики УрО РАН, 2004. Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология : учебник для студентов учреждений сред.проф. образования. - 2-е изд. - М. : Форум : Инфра-М, 2008.Социальная инноватика в управлении: муниципал.финанс. – производ. группы: учебн. пособие для вузов / В.Н. Иванов, С.Б. Мельников (и др.); под общ. Ред. В.Н. Иванова, С.Б. Мельникова: Академия наук социал. технологий и местн. самоуправл. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Муниципальный мир, 2006.Социальная психология / Под ред. С. Московичи. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 592 с.Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Отв. ред. Е.И. Холостова. М.: МГСУ, 2006.Топчий Л.В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг / Л.В. Топчий. – М., 2009.Хадисова К. В. Социокультурные факторы дифференциации содержания форм и методов социальной работы // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 472-474.Холостова Е. И. Социальная работа. — М.: Дашков и К, 2009. — 860 с.Ярычев Н. У. Становление и развитие отечественной парадигмы социальной помощи и поддержки нуждающихся: историко-социокультурный обзор // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 168-171.Социальная защита [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/94.Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н. Роль общественных организаций в решении социальных задач // Современные научные исследования и инновации. –2016. — № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/.
2. Гарашкина Н.В. Интерактивные методы обучения в технологии в вузовской подготовки будущих социальных работников / Н.В. Гарашкина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2013. –№ 12. – С. 113–121.
3. Горбунова М. Ю. Социальная психология. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 223 с.
4. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Учеб. пособие. - М.: Муниципальный мир, 2006.
5. Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка// Семья в России. — 1997.
6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия развития, 1996.
7. Кравченко А. И. Социальная работа: учебник — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
8. Крупина И. В. Основы семейного воспитания// Педагогика/ Под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд. — М., 1996.
9. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007.
10. Лялина Е. Г., Палехова П. В., Терентьева Т. А. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. - 170 с.
11. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2007
12. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый цент «Маркетинг», 2001. – С. 28-29.
13. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб.: СПбГУП, 2010. — 533 с.
14. Плотинский Ю.М. Модель социальных процессов. – М.: Логос, 2006.
15. Солодянкина О. В. Педагогические основы взаимодействия образовательного учреждения с семьей: теория и практика: Монография. — Екатеринбург-Ижевск: Институт экономики УрО РАН, 2004.
16. Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. - 2-е изд. - М. : Форум : Инфра-М, 2008.
17. Социальная инноватика в управлении: муниципал. финанс. – производ. группы: учебн. пособие для вузов / В.Н. Иванов, С.Б. Мельников (и др.); под общ. Ред. В.Н. Иванова, С.Б. Мельникова: Академия наук социал. технологий и местн. самоуправл. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Муниципальный мир, 2006.
18. Социальная психология / Под ред. С. Московичи. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 592 с.
19. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Отв. ред. Е.И. Холостова. М.: МГСУ, 2006.
20. Топчий Л.В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг / Л.В. Топчий. – М., 2009.
21. Хадисова К. В. Социокультурные факторы дифференциации содержания форм и методов социальной работы // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 472-474.
22. Холостова Е. И. Социальная работа. — М.: Дашков и К, 2009. — 860 с.
23. Ярычев Н. У. Становление и развитие отечественной парадигмы социальной помощи и поддержки нуждающихся: историко-социокультурный обзор // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 168-171.
24. Социальная защита [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/94.
25. Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н. Роль общественных организаций в решении социальных задач // Современные научные исследования и инновации. –2016. — № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/.
Вопрос-ответ:
Каковы основные аспекты социальной работы?
Основные аспекты социальной работы включают в себя помощь людям в решении их социальных проблем, развитие социальной сети и поддержку социальных изменений в обществе. Социальные работники помогают клиентам справиться с трудностями, такими как бедность, бездомность, насилие в семье, а также помогают им найти доступ к ресурсам и услугам, необходимым для улучшения их жизненной ситуации.
Какие технологии используются в системе современной профессиональной социальной работы?
В системе современной профессиональной социальной работы используются различные технологии. Некоторые из них включают кейс-менеджмент, когнитивно-поведенческую терапию, социальное моделирование, коммуникационные и конфликтологические технологии, а также технологии организации работ по оказанию социальных услуг.
Каковы характеристики социальной психологии в качестве науки?
Социальная психология - это научная дисциплина, изучающая взаимодействие и взаимоотношения между людьми в социальной среде. Она изучает, как люди влияют друг на друга, формируют свою самооценку и предпочтения, и как социокультурная среда влияет на их поведение и мышление. В социальной психологии используются различные методы исследования, включая обзоры литературы, эксперименты, опросы и анализ кейсов.
Что такое социальная психология как учебная дисциплина в рамках образовательного процесса?
Социальная психология в рамках образовательного процесса является одной из дисциплин, которые изучаются в университетах и других учебных заведениях. Эта дисциплина помогает студентам понять, как люди взаимодействуют друг с другом в социальной среде, и как социальные факторы влияют на их мышление, поведение и эмоции. Студенты также учатся применять социально-психологические знания для решения практических проблем и развития профессиональных навыков в области социальной работы, менеджмента, маркетинга и других сферах деятельности.
Что такое социальная психология?
Социальная психология - это научная дисциплина, изучающая взаимодействие между индивидами и группами в социальном контексте. Она исследует, как социальные факторы влияют на мысли, чувства и поведение людей, а также как люди воздействуют на других.
Как социальная психология связана с образовательным процессом?
Социальная психология является важной учебной дисциплиной в рамках образовательного процесса. Она помогает понять основные законы и механизмы социального взаимодействия, развивает навыки анализа и принятия решений в социальных ситуациях, а также способствует формированию толерантного и эмпатичного отношения к окружающим.
Какие особенности есть взаимодействия социальной психологии и социальной работы?
Социальная работа и социальная психология тесно связаны между собой. Социальные работники используют знания социальной психологии для анализа поведенческих и психологических аспектов клиентов, взаимодействуют с ними на уровне эмоциональной и психологической поддержки, а также применяют социально-психологические методы и приемы в работе с людьми в различных социальных ситуациях.
Какие технологии используются в социальной работе?
Современная социальная работа включает в себя широкий спектр технологий, таких как социальная диагностика, соц-психологическое консультирование, социальная реабилитация, групповая терапия, медиация и многое другое. Эти технологии помогают социальным работникам эффективно взаимодействовать с клиентами и достигать поставленных целей.
Какие выводы можно сделать после изучения первой главы?
Изучение первой главы позволяет сделать следующие выводы: социальная психология является научной дисциплиной, изучающей взаимодействие между людьми, и важной учебной дисциплиной в рамках образования; она помогает понять основные законы и механизмы социального взаимодействия, развивает навыки анализа и принятия решений в социальных ситуациях.