Развитие грамматических навыков на среднем этапе обучения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 21 21 страница
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 08.07.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения грамматики в преподавании иностранных языков 5
1.1 Понятие «грамматика». Роль грамматики в изучении английского языка 5
1.2 Подходы к изучению грамматики 7
1.3 Понятие «грамматического навыка» 11
Глава 2. Формирование и развитие грамматических навыков на средней ступени обучения иностранному языку 13
2.1 Специфика формирования и развития грамматических навыков 13
2.2 Вопросы формирования и развития грамматических навыков и способы их решения 15
Заключение 18
Список используемой литературы 20
Приложение 1 22



Фрагмент для ознакомления

Учащимся необходимо знать и понимать, для чего они делают то или иное задание или проходятустановленные правила.Разнообразие заданий также является немаловажным фактором при обучении грамматике. Необходимо тщательно отбирать задания, которые даются учащимся, в то же время задания должны быть представлены с наглядными примерами, для лучшего усвоенияучащимся.Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, что обучение грамматике иностранного языка представляет собой наиболее сложный аспект, применениеразнообразных подходов, методов и техник позволит не только эффективно изучить грамматику иностранного языка, но и придать данному процессу наиболее интересный и познавательный ракурс.Список используемой литературыАлексеева И.В. Ситуативные картинки на уроках английского языка. ИЯШ; 2001. – №6. – С. 29-31.Берман И.М. Методика обучения английскому языку. – М.: Высшая школа, 1970. – 269 с.Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. EnjoyEnglish. 6 класс. О.: 2014 – 200 с.Бородулина М.К., Карлин А.А., Лурье А.С. Обучение иностранному языку как специальности. – М.: Высшая школа, 1982. – 237 с.Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматики иностранного языка. ИЯШ. М.: Просвещение, 2000. – №5 – С.51-52Колесникова И., Долгина О., A Handbook of English Russian Terminology for Language Teaching. Cambridge: UniversityPress. Русско-балтийский информационный центр: БЛИЦ. Санкт - Петербург, 2001. – 429 с.Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Academia, 2000. – 264 с.Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка. ИЯШ. М.: Просвещение, 2006.Лизенин С.М., Денисова Л.Г. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы // Иностранные языки в школе. – 1992. – №5. – С. 16-17.Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: Вышэйшая школа, 1999. – 522 с.Миньяр-Белоручев Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык. ИЯШ. М.: Просвещение, 2000. – № 4 – с. 27-29Миролюбова А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. – Обнинск: Титул, 1999. – 112 с.Миролюбова А.А., Рахманова И.В. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1967. – 210 с.Обучение иностранным языкам: метод. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов [Текст] / тв. ред. М. К. Колкова; ред.: О. И. Трубицина, Ю. А. Комарова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2003. - 320 с.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. – 324 с.Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – Изд-во «Русский язык». – 1998. – 278 с.Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царонова В.П. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение, 1993. – 159 с.Приложение к журналу ИЯШ. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки). «Методическая мозаика», 2004.Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 1966. – 252 с.Чернина Л.Г. Из опыта использования учебных настольных игр при обучении грамматике. ИЯШ. М.: Просвещение, 1999.English at school. АЯ, 2009.Thornbury Scott. How to teach Grammar. Longman, 2003. – 372 с.Ur Penny. A course in language teaching. Practice and Theory. Cambridge: University Press, 2002. – 475 с.Приложение 1Класс: 6Тип урока: урок с применением деятельностного подходаТема урока: «PresentPerfect»Цели урока: ознакомиться с формой образования настоящего завершенного времени; развить умения по использованию грамматической формы данного времени.образовательная:знакомство с настоящим завершённым временем;первичное закрепление введенного грамматического материала; развивающая:развитие самостоятельности учащихся при выполнении заданий;развитие грамматических навыков;развитие речевой деятельности учащихся в различных ситуациях общения;воспитательная:формирование интереса к изучению иностранного языка; воспитание активности учащихся в решении проблемных задач.Средства обучения:карточки с грамматическим заданием, зелёные и красные карточки, учебник и рабочая тетрадь английского языка УМК М.З. Биболетовой и др., 6 класс.Методы обучения: словесный, работа с книгой, наглядный, объяснительно-иллюстративный.Форма обучения: фронтальная.План урокаI.Организация начала урока.....................................................................................................3 мин.II. Проверка выполнения домашнего задания........................................................................ 5 мин.III. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности................................................ 3 мин.IV. Актуализация и пробное учебное действие..................................................................... 3 мин.V. Выявление места и причины затруднения........................................................................ 2 мин.VI. Открытие новых знаний..................................................................................................... 8 мин.6.1. Постановка проблемной ситуации6.2.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения6.3. Реализация построенного проектаVII. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи....................................4 мин.VIII. Физкультминутка..............................................................................................................3мин. IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.....................................................5 мин.X. Включение в систему знаний и повторение......................................................................5 мин.XI. Рефлексия учебной деятельности.......................................................................................2 мин.XII. Задание на дом....................................................................................................................2 мин.Ход урокаI.Организация начала урока.1.1. Приветствие1.2. Проверка подготовленности к уроку.II. Проверка выполнения домашнего задания.III. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.IV. Актуализация и пробное учебное действие. V. Выявление места и причины затруднения. VI. Открытие новых знаний6.1. Постановка проблемной ситуации. 6.2. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.6.3. Реализация построенного проекта.VII. Первичное закрепление введенного грамматического материала.7.1. Выполнение различных видов упражнений.VIII.ФизкультминуткаIX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.X. Включение в систему знаний и повторение.10.1. Выполнение различных видов упражнений.ХI. Рефлексия учебной деятельности.XII. Домашнеезадание.Учитель: Good morning, my friends. I amglad to see you again. How are you?- Who is on duty today? - Who is absent today?What date is it today?Are you ready to start our work?I'm glad to hear that you are ready. Let's start our lesson.Каждому из вас за выполненную работу будет проставлена оценка. В течение урока вы будете получать кружочки в качестве оценок(«5» фиолетовый – за правильный ответ; «4» синий – есть неточности; «3» белый – старался, но было много ошибок). По окончании урокамы сможем подсчитать кружочки и каждый сам себе поставит оценку.Учитель:Сейчас нам предстоит проверить домашнее задание. Вы должны были перевести предложения в прошедшем простом времени (PastSimple). Ученик: читают переведенные предложения с русского языка на английский.Учитель: Давайте проверим ответы! Кто согласен, поднимите зеленый кружочек, кто не согласен со сказанным, поднимите красный.Учитель:Молодцы! А давайте с вами попробуем перевести такое предложение:Моя мама уже приготовила обед (сегодня).Учащиеся попадают в затруднительную ситуацию. Ученики: предлагают свои варианты, но они не правильные, так как они не знают новое время.Учитель: Нам необходимо познакомиться с новым временем, PresentPerfect, настоящим завершённым, тогда мы сможем перевести предложения. Учитель:Запишите в своих рабочих тетрадях тему урока, дату занятия.Давайтерассмотримнесколькопримеров:My mother cooked dinner yesterday.My mother has already cooked dinner. Sam did his homework.We have done our homework.Учитель: чем отличаются друг от друга предложения. Беседа с учащимися. Как образуются 2-ые предложения из пар?Ученик: предлагают свои варианты ответов, рассуждая о форме образования данного времени, о формах смыслового глагола tohaveУчитель: помогает учащимся создать правило:Время PresentPerfectможно образовать спомощью вспомогательного глагола have / has + третья форма смыслового глагола (при условии, чтоэто неправильныйглагол) или основы первой формы смыслового глагола спомощью окончания-ed (при условии, что это правильный глагол). Учитель: Давайте разберемся, когда использоватьhave, а когда has.Что вы думаете по этому поводу? Ученик: предлагают собственные варианты ответовУчитель: Итак,давайте попробуем сформулировать основные действия, которые нам необходимо применить для решения конкретной задачи: перевести предложения на русский язык.Ученик: Для того чтобы образовать предложение во времени thePresentPerfectTense, необходимо использовать глагол have, has + глагол в 3-ей форме.Затем записывают в тетрадях форму образования Present Perfect, примерыпредложений.Учитель: Will you open your books, page 111, exercise 27? Look at the picture and read the short dialogue.Ученик:выполняютупр. 27, 28, с. 111-112. Учитель: Now it's time to read the rule from the table on page 112.Учитель предлагает учащимся разобрать примеры и прочитать правило из таблицы на с. 112 из учебникаУчитель:I see you are tired. Stand up, please. Let's do some exercises. (Данноеупражнениевыполняетсяподмузыку.)This is the way I wash my hands, Wash my hands, wash my hands.This is the way I wash my handsSo early in the morning.This is the way I wash my face,Wash my hands, wash my face. This is the way I wash my face So early in the morning.Ученик:Учащиеся выполняют задание (по рабочей тетради) (самостоятельно)Затем проверяем задание (с комментированием)Учитель:Iwant you to read the four forms of the verbs from exercise 29, page 112.Repeat the words after me, please. Ученик: повторяют 4 формы глаголов за учителем, выполняя упр. 29,с. 112.Учитель:Now you will make up and translatethe sentences from exercise 32, page 113.Ученик:Затем ученики составляют и переводят предложения из упр. 32, с. 113.Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. Какова была тема нашего урока?Какое правило вам необходимо знать? Подсчитайте свои баллы, попробуйте сами поставить себе оценкиOurlessonisover. The bell has gone. We shall meet on Tuesday.Дифференцируемое задание.Учитель: Упр. 10 стр. 119 подставить have или has в предложениях. (письменно).Придумать собственные 10 предложений в настоящем завершённом времени.

Список используемой литературы
1. Алексеева И.В. Ситуативные картинки на уроках английского языка. ИЯШ; 2001. – №6. – С. 29-31.
2. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. – М.: Высшая школа, 1970. – 269 с.
3. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Enjoy English. 6 класс. О.: 2014 – 200 с.
4. Бородулина М.К., Карлин А.А., Лурье А.С. Обучение иностранному языку как специальности. – М.: Высшая школа, 1982. – 237 с.
5. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматики иностранного языка. ИЯШ. М.: Просвещение, 2000. – №5 – С.51-52
6. Колесникова И., Долгина О., A Handbook of English Russian Terminology for Language Teaching. Cambridge: University Press. Русско-балтийский информационный центр: БЛИЦ. Санкт - Петербург, 2001. – 429 с.
7. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Academia, 2000. – 264 с.
8. Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка. ИЯШ. М.: Просвещение, 2006.
9. Лизенин С.М., Денисова Л.Г. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы // Иностранные языки в школе. – 1992. – №5. – С. 16-17.
10. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: Вышэйшая школа, 1999. – 522 с.
11. Миньяр-Белоручев Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык. ИЯШ. М.: Просвещение, 2000. – № 4 – с. 27-29
12. Миролюбова А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. – Обнинск: Титул, 1999. – 112 с.
13. Миролюбова А.А., Рахманова И.В. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1967. – 210 с.
14. Обучение иностранным языкам: метод. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов [Текст] / тв. ред. М. К. Колкова; ред.: О. И. Трубицина, Ю. А. Комарова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2003. - 320 с.
15. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. – 324 с.
16. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – Изд-во «Русский язык». – 1998. – 278 с.
17. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царонова В.П. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение, 1993. – 159 с.
18. Приложение к журналу ИЯШ. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки). «Методическая мозаика», 2004.
19. Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 1966. – 252 с.
20. Чернина Л.Г. Из опыта использования учебных настольных игр при обучении грамматике. ИЯШ. М.: Просвещение, 1999.
21. English at school. АЯ, 2009.
22. Thornbury Scott. How to teach Grammar. Longman, 2003. – 372 с.
23. Ur Penny. A course in language teaching. Practice and Theory. Cambridge: University Press, 2002. – 475 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет грамматика в изучении английского языка?

Грамматика является одним из основных компонентов при изучении английского языка. Она помогает структурировать и организовать знания о языке, правилах построения предложений, использовании времен, форм и других грамматических элементов. Знание грамматики позволяет уверенно выражать свои мысли на английском языке и правильно использовать грамматические конструкции.

Какие подходы существуют к изучению грамматики?

Существует несколько подходов к изучению грамматики. Один из них - традиционный, основанный на механическом запоминании правил и упражнениях по их применению. Другой подход - коммуникативный, при котором грамматика изучается в контексте реальных коммуникативных ситуаций. Также существуют смешанные подходы, объединяющие элементы традиционного и коммуникативного подхода.

Что такое грамматический навык?

Грамматический навык - это умение правильно и грамматически корректно строить предложения, использовать грамматические структуры и элементы языка. Он включает в себя понимание и усвоение правил грамматики, а также автоматизацию их применения в речи.

Как формируются и развиваются грамматические навыки на среднем этапе обучения иностранному языку?

На среднем этапе обучения иностранному языку формирование и развитие грамматических навыков осуществляется через систематическое изучение и практику грамматических правил и конструкций. Здесь уже используются более сложные конструкции, времена, модальные глаголы и другие грамматические элементы. Важным аспектом развития грамматических навыков является практика их использования в устной и письменной речи, а также чтение и анализ грамматических текстов.

Какие вопросы возникают при формировании грамматических навыков на средней ступени обучения?

На средней ступени обучения могут возникать вопросы по более сложным грамматическим конструкциям, таким как условные предложения, страдательный залог, прямая и косвенная речь, согласование времен и т.д. Также могут возникать вопросы по использованию грамматических элементов в контексте реальных коммуникативных ситуаций.

Какое значение имеет грамматика в изучении английского языка?

Грамматика играет важную роль в изучении английского языка, поскольку является основой для правильного образования предложений и выражения своих мыслей на английском. Она позволяет ученикам понять структуру языка, научиться строить предложения, использовать правильное время и порядок слов. Правильное использование грамматики помогает избежать недоразумений и создает основу для дальнейшего развития языковых навыков.

Какие подходы используются при изучении грамматики?

При изучении грамматики применяются различные подходы. Один из них - структурный подход, который сосредоточен на изучении и понимании грамматических правил и структур языка. Другой подход - коммуникативный - фокусируется на использовании языка в различных контекстах и коммуникативных ситуациях. Комбинированный подход объединяет оба этих подхода и ставит целью развитие как грамматических знаний, так и коммуникативных навыков.

Что такое грамматический навык?

Грамматический навык - это способность использовать грамматические правила языка для строительства предложений и выражения своих мыслей. Грамматический навык включает в себя знание грамматических правил, умение применять их на практике, а также навык правильного употребления лексических единиц. Он развивается через постоянное обучение, практику и использование языка в реальных коммуникативных ситуациях.

Как формируются и развиваются грамматические навыки на средней ступени обучения?

На средней ступени обучения грамматические навыки формируются и развиваются через систематическое изучение грамматических правил и их применение на практике. Ученикам предлагаются разнообразные задания и упражнения, которые помогают усвоить новые грамматические конструкции и закрепить уже изученные. Развитие грамматических навыков также происходит через общение на английском языке, чтение аутентичных текстов и просмотр видео и аудиоматериалов. Регулярная практика в реальных коммуникативных ситуациях является необходимым условием для развития грамматических навыков.

Какие теоретические аспекты изучения грамматики рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются понятие грамматики, ее роль в изучении английского языка, а также различные подходы к изучению грамматики.