Развитие народного образования в Новгородской губернии во 80-90-е годы XIX века

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 26 26 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 22.07.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Новгородская губерния с 1880-1890 гг. 6
1.1 Территория, общая характеристика края и основные черты развития народного образования того времени 6
1.2 Типы первых школ в сфере народного образования 9
Глава 2. Зарождение школ и их роль в области народного образования 13
2.1 Как образование сказалось на расширении земель 13
2.2 Характеристика деятельности школ в практике народного образования и то как это сказалось на образовании земель 16
2.3 Использование опыта школы в современных условиях и применение на скотоводстве 20
Заключение 24
Литература 25

Фрагмент для ознакомления

Первый корпоративный уровень применяется для принятия решений для закупок, продаж или перепрофилирования сферы начинающего бизнеса. Выбранная стратегия выступает в виде концепции развития образования. Второй уровень представляет сфера образования предприятия. На нем реализуется стратегия, выступающая базой корпоративного стратегического плана, направленного на повышение конкурентного потенциала губернии.Третий уровень реализации стратегии диверсификации представляют руководители функциональных сфер, включающих финансы, научно-исследовательские работы, производство и управление персоналом. Если на уровне сфер образования стратегия диверсификации в большей степени носила деловой вид, то на уровне руководителей, она представлена в функциональном виде и позволяет конкретизировать отдельные области в общем плане развития корпорации.Стратегии целенаправленного сокращения применяются в тех случаях, когда у губернии возникает необходимость пересмотра ключевых факторов успеха после длительного периода роста или наоборот спада производства. Доля обученных грамоте озимых с 1887 по 1916 гг. снизилась с 26,8 до 24, 9%, а относительная площадь посева яровых увеличилась с 32, 1 до 35 %.47Основной фактором культуры в деревне была школа. Важно отметить, что среднее образование служило не только большим подспорьем к «хлебу» и часто заменял его, оно и являлся предметом продажи.Таким образом, эволюция полевого образования крестьян в пореформенной деревне заключалась в том, что крестьянское образование превращалось из натурального в товарное, а из товарного в капиталистическое, а образование принимало всё более и более торговый характер, значительно повысился производственно-технический уровень крестьянского образования, которое производило подавляющую часть всего сельского населения, ускорился процесс становления и дальнейшего развития аграрного образования. 2.3 Использование опыта школы в современных условиях и применение на скотоводстве Второй основной отраслью образования крестьян было животноводство, основу которого составлял рабочий скот. О количестве скота точных сведений до 1906 года не собиралось.62Текущая статистика скотоводства впервые была организована агрономическим отделением Губернской управы в 1906, когда были выбраны особого рода бланки, по которым собирались сведения о количестве лошадей и рогатого скота у крестьян. Опрос производился через сельских старост. Разъяснение для опроса. «Есть скот – есть навоз, а есть навоз – есть и хлеб, говорит народная мудрость. И чем беднее почва, тем суровее климат, тем необходимее земледельцу скот. Наша Новгородская губерния принадлежит именно к таким местностям, где без скота земледельцу нельзя шагу ступить…».Следует, что количество лошадей за 36 лет в период с 1880- по 1916 гг. увеличилось на 24.тыс. Также возросло количество крестьянских хозяйств на 93 тыс. в период с 1880 по 1916 гг. Несмотря на сокращение количества лошадей в расчёте на одно хозяйство, всё же крестьяне имели их в 2 раза больше, чем требовалось для обработки земли. Одной лошадью и можно было обработать до 5 десятин посевной площади: сопоставив всю площадь посева озимых и яровых культур с количеством лошадей, находим, что на одну лошадь приходилось только по 2-2,5 десятин посева. В свободное от полевых работ время площадь использовалась на лесных промыслах и для других хозяйственных нужд (например, транспортировка товара на ярмарку).Количество продуктивного скота в крестьянском хозяйстве подвергалось за разные годы значительным колебаниям.После снижения в 60-е годы поголовье скота начало возрастать и достигло наивысшего уровня в 1913 году – 621 тыс. голов, но в годы войны оно уменьшилось. Важную роль в хозяйстве крестьян играла корова. Коровой стремился обзавестись каждый крестьянин. Это объяснялось тем, что содержание коровы обходилось дешевле, чем лошади.Во многих областях и зонах нашей страны в летний период на протяжении многих десятилетий господствует пастбищная система содержания коров, характеризующаяся потреблением корма преимущественно за счет земельных угодий. В то же время в течение многих лет пастбищное содержание коров справедливо подвергается острой критике, как несовершенной, экстенсивной системы ведения молочного животноводства, тормозящей дальнейший рост продуктивности скота. Во-первых, дружное повсеместное отрастание естественных трав весной приводит к изобилию зеленого корма в конце мая и июне и резкому ее снижению в последующие летние месяцы (июль-август) в результате высыхания травостоя и систематического вытаптывания его скотом.Во-вторых, продолжительная пастьба коров (10-12часов) с частыми перегонами на дойку, применяемая во многих хозяйствах, также не дает должного эффекта, поскольку она приводит к быстрому выбиванию пастбищ, снижения урожайности травостоя. А частые перегоны коров на длительное расстояние создают значительные энергетические затраты корма на передвижение животных, не стимулируют высокую молочную продуктивность.В-третьих, существующая конструкция летних лагерей при пастбищном содержании коров не обеспечивают защиту животных ни от сильной жары, ни от проливных дождей. Скот, при отсутствии водных источников и защитных навесов, вынужден длительное время находиться на солнцепеке, угнетаемый оводом и гнусом.Кроме того, неудовлетворительная конструкция летних лагерей (доильных площадок) не может обеспечить нормальное санитарное состояние животных и получение высококачественного молока. Все эти недостатки приводят к нарушению всего распорядка работ на ферме и, в конечном итоге, к снижению молочной продуктивности и рентабельности производства.У животных на пастбище постоянно должны быть соль и вода. Летом корова выпивает 40-50 л воды в сутки, а поедая молодую сочную траву, она испытывает повышенную потребность в поваренной соли.Пасти коров на клеверном пастбище можно только после предварительной подкормки в стойлах или хотя бы непродолжительной пастьбы на злаковом пастбище.В районах торгового животноводства появилось много маслодельных и сыроваренных предприятий, принадлежавших кулацким хозяйствам, которые, кроме того, являлись скупщиками молока у крестьян, содержателями сборных сливных пунктов.На сельских ярмарках и базарах бойко шла торговля молоком и скотом. Таким образом, животноводство в пореформенной деревне также принимало торговый характер. В районах молочного животноводства крестьянские хозяйства в расчёте на один двор имели коров значительно больше, чем в среднем по губернии, и продуктивность скота была выше. В этих районах расширялся внутренний рынок, ускорялись темпы развития аграрного капитализма. Это выступает одним из крупнейших событийразвития России, которое направлено на сохранение и поддержку авторских работ и занимается продолжением развития этого искусства. ЗаключениеВ ряду серьезных преобразований социально-экономической и политической жизни России начала и первой половины XIX в. важное место занимают реформаторские шаги в области образования. По существу впервые в отечественной истории вопросы широкого народного образования становятся предметом государственной заботы, заинтересованности крупнейших и влиятельнейших ведомств.По всей видимости, рано еще говорить о сложившейся целенаправленной политике в этой сфере, однако, целый ряд продуманных и последовательных шагов был сделан. Это лишний раз свидетельствует о необходимости назревших принципиальных перемен в обществе, сдерживавшихся, однако, часто непоследовательной, консервативной или даже реакционной позицией властей. Жизнь внесла свои коррективы в темпы, формы и масштабы процесса. Дело оказалось дороже, чем предполагалось, и отводимых средств явно не хватало. Организация начального народного образования натолкнулась на рыхлость российского управления и практическое отсутствие кадров учителей. Не стала исключением и Новгородская губерния.Литература1. Российский государственный исторический архив (РГИА)2. Министерство государственных имуществ. Ф. 515 - Главное управление уделов. 3. Комиссия об учреждении народных училищ. Ф. 733 - Министерство народного просвещения. Департамент народного просвещения.-730с.4. 796, 797, 802, 815 Святейший Синод. Ф. 845 - Личный архив А. С. Воронова. Ф. 970 - Личный архив И. П. Корнилова.5. Министерство внутренних дел. Хозяйственный департамент.6. Государственный исторический архив Новгородской области (ГИАНО)7. Дирекция народных училищ Новгородской губернии. Боровичский уезд.8. Духовная консистория Новгородской епархии.1. Опубликованные источники8. АрсеньееК. И. Статистические очерки России. СПб., 1848. 503 с.9. Богданов И. М. Грамотность в дореволюционной России и в СССР: (Ист.-стат. очерки). -М., 1964. 195 с.10. Ведомость о состоянии учебных заведений в Санкт-Петербургском округе находящихся за 1819, 1820, 1824 гг. // С-Петербургский университет в первое столетие его деятельности. Пг., 1919. Т. 1 551с.11. Ведомость о воскресных школах, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. CXIV. 1862. 329с.12. Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т. 3. Ч. 3. Новгородская губерния. СПб., 1849. 72 с.13. Воронов А. С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт- Петербургского учебного округа с 1715 по 1853 гг. 2 ч.- СПб., 1849, 1854.14. Грамотность в России // ЦСУ, отд. статистики нар. образования. М., 1922. 55 с

Литература

1. Российский государственный исторический архив (РГИА)
2. Министерство государственных имуществ. Ф. 515 - Главное управление уделов.
3. Комиссия об учреждении народных училищ. Ф. 733 - Министерство народного просвещения. Департамент народного просвещения.-730с.
4. 796, 797, 802, 815 Святейший Синод. Ф. 845 - Личный архив А. С. Воронова. Ф. 970 - Личный архив И. П. Корнилова.
5. Министерство внутренних дел. Хозяйственный департамент.
6. Государственный исторический архив Новгородской области (ГИАНО)
7. Дирекция народных училищ Новгородской губернии. Боровичский уезд.
8. Духовная консистория Новгородской епархии.1. Опубликованные источники8. АрсеньееК. И. Статистические очерки России. СПб., 1848. 503 с.
9. Богданов И. М. Грамотность в дореволюционной России и в СССР: (Ист.-стат. очерки). -М., 1964. 195 с.
10. Ведомость о состоянии учебных заведений в Санкт-Петербургском округе находящихся за 1819, 1820, 1824 гг. // С-Петербургский университет в первое столетие его деятельности. Пг., 1919. Т. 1 551с.
11. Ведомость о воскресных школах, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. CXIV. 1862. 329с.
12. Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т. 3. Ч. 3. Новгородская губерния. СПб., 1849. 72 с.
13. Воронов А. С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт- Петербургского учебного округа с 1715 по 1853 гг. 2 ч.- СПб., 1849, 1854.
14. Грамотность в России // ЦСУ, отд. статистики нар. образования. М., 1922. 55 с

Вопрос-ответ:

Какие основные черты развития народного образования в Новгородской губернии в 80-90-е годы XIX века?

В 80-90-е годы XIX века в Новгородской губернии наблюдалось развитие народного образования. Основными чертами этого развития были расширение земель, зарождение школ и активная деятельность этих школ в области народного образования.

Какие типы первых школ существовали в сфере народного образования в Новгородской губернии?

В сфере народного образования в Новгородской губернии существовали различные типы первых школ. Одни из них были училища, где дети получали начальное образование. Другими типами были приходские школы, которые создавались при храмах и церквях. Также существовали приходские деревницкие школы, где обучение велось на деревне.

Как образование сказалось на расширении земель в Новгородской губернии?

Образование сыграло важную роль в расширении земель в Новгородской губернии. Благодаря школам и образованию, крестьяне стали получать знания, которые позволяли им эффективнее использовать земельные ресурсы. Это привело к увеличению общей площади земель и повышению их плодородности.

Какая роль школ оказывалась в области народного образования в Новгородской губернии?

Школы играли важную роль в области народного образования в Новгородской губернии. Они обеспечивали детей начальным образованием и основными знаниями, что повышало уровень грамотности и образованности населения. Школы также способствовали сохранению культурных и национальных традиций, развитию крестьянского самоуправления и укреплению общественных связей в регионе.

Какая территория входила в Новгородскую губернию в 80-90-х годах XIX века?

В состав Новгородской губернии входили различные районы Северо-Западной России, включая города Великий Новгород, Чудово, Старая Русса и др.

Какие основные черты можно отметить в развитии народного образования в Новгородской губернии в то время?

Основные черты развития народного образования в Новгородской губернии в 80-90-х годах XIX века включали организацию первых школ, расширение земель и развитие образовательной практики.

Каковы типы первых школ, существовавших в сфере народного образования в Новгородской губернии?

В Новгородской губернии в то время существовали различные типы школ: приходские, церковно-приходские, городские и др. Они играли важную роль в распространении образования среди населения.

Какое влияние образование оказало на расширение земель в Новгородской губернии?

Развитие образования в Новгородской губернии сказалось на расширении земель, так как образованные люди были лучше подготовлены к сельскому хозяйству и ведению сельского хозяйства.

Какая была характеристика деятельности школ в практике народного образования в Новгородской губернии?

Школы в Новгородской губернии в то время играли важную роль в области народного образования. Они предоставляли образование детям и взрослым сельским жителям, помогали им освоить основные знания и навыки.

Какова характеристика развития народного образования в Новгородской губернии во 80-90-е годы XIX века?

Во 80-90-е годы XIX века в Новгородской губернии развитие народного образования имело свои особенности. В этом периоде была расширена сеть образовательных учреждений, специально предназначенных для народа. Кроме того, особое внимание уделялось развитию начального образования в деревнях и селах. Важную роль в развитии народного образования играли первые школы, которые зарождались и функционировали в этот период.