Состояние потребительского рынка и стадии развития науки «товароведение»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Товароведение
  • 26 26 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 26.07.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 5
2. СТАДИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ «ТОВАРОВЕДЕНИЕ» 18
2.1. История развития товароведения 18
2.2. Этапы развития товароведения как науки 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Фрагмент для ознакомления

III. В эпоху Просвещения наметилась дифференциация наук. Одним из результатовэтого процесса стало формирование научной терминологии — специфического языка каждой науки.Для развития товароведения как науки в этот период большое значение имели работыГ. Бургаве (1668—1738 гг.), который разработал основы химического анализа пищевых продуктов, а также К. Линнея (1707-1778 гг.), Ж. Бюффона (1707-1788 гг.), Б. Жюсье (1699—1777 гг.), систематические исследования которых в области биологии послужили основой для разработки научной классификации товаров.Также в этот период появляются первые самостоятельные работы по торговле и товароведению. Так, в 1575 г. впервые в России вышла «Торговая книга. Книжка описательная, как молодым людям торг вести и знати всему цену, и отчасти в ней описаны всяких земель товары различные, их же привозят на Русь немцы и иных земель люди торговые». В книге, авторы которой неизвестны, дана подробная для того времени характеристика ряда товаров, втом числе экспортно-импортных (меда, воска, зерна, пеньки, жиров, мехов и т.п.). Особенностями товароведной информации, сообщавшейся в «Торговой книге» и других источниках, являются ее описательный характер и отсутствие систематизации [2].Значительный вклад в развитие науки товароведения внесла вышедшая публикация в1756 г. книга И.Г. Людовицы «Основы полной торговой системы», где впервые были изложены основы товароведения как области научных знаний. Книга получила широкое признание современников.Людовицы впервые определил предмет и содержание товароведения, а также дал определение терминов «товароведение» и «товар». По его мнению, к товарам относятся «все движимые вещи, которые являются предметами торговли, за исключением денег и ценных бумаг».Несмотря на выделение товароведения как особой области знаний, накапливаемая информация о товарах носила в основном товароведно-технологический характер. Большое место в описаниях товаров уделялось технологии их промышленного или сельскохозяйственного производства.Большой вклад в развитие товароведения в России в XVIII—XIX вв. внесли работыФ.В. Зуева, А.Т. Болотова, Н.Я. Озерецковского, И.Я. Биндгейма, Б.А. Энгельмана, М.Г. Левковича и др. Благодаря этим работам появляются химические методы товароведной оценки, а также способы переработки и хранения некоторых потребительских товаров.Значительный вклад в развитие товароведения внесла опубликованная в 1859 г. монография проф. А.Н. Ходнева «Химическая часть товароведения. Исследование съестных припасов и напитков». Целью этого труда, как заявил автор в предисловии, было намерение дать «сжатое, но точное понятие о составе и свойствах сырых и обработанных товаров, химическое исследование их достоинств, открытие подмесей». Следует отметить, что многие из описанных способов подделок (фальсификаций) пищевых продуктов и средств их обнаружения не утратили своей актуальности и в наши дни.В том же 1859 г. вышла в свет книга A.M. Наумова «О питательных веществах и важнейших способах рационального их приготовления, сбережения и открытия в них примесей», где рассматривалась товароведная характеристика пищевых продуктов [2].IV. Эпоха промышленной революции. В 1927 г. Я.Я. Никитинский опубликовал первую научную монографию «Очерки по товароведению пищевых продуктов», а в 1933 г. Ф.В. Церевитинов издал обширную монографию по товароведению «Химия свежих плодов иовощей», многие теоретические положения которой не утратили своей актуальности и на современном этапе развития товароведения.В 1930-е гг. происходит дифференциация товароведных знаний с выделением общего ичастных разделов по группам потребительских товаров. Товароведение пищевых продуктов и товароведение непродовольственных товаров становятся двумя самостоятельными учебными дисциплинами.В конце 1950-х —начале 1960-хгг. выходят учебники по разным разделам товароведения. В период с 1957 по 1965 г. было издано восемь учебников по товароведению пищевых продуктов, выдержавших по 3—4 издания; отдельно издаются учебники по товароведению для кооперативных вузов, а также для техникумов. В 1957—1962 гг. вышли в свет девять учебников по товароведению промышленных товаров.Одновременно с учебной литературой в СССР издавалось много справочной и научно-практической товароведной литературы, внесшей значительный вклад в развитие научного товароведения. Были изданы: многотомный «Товарный словарь» (1947), «Справочник товароведа продовольственных товаров» в двух томах (1968,1980 и 1987—1988), «Справочник товароведа непродовольственных товаров» в двух томах (1970,1987-1988), серия книг «Контроль качества товаров в торговле» (1-е издание в 1976-1978 гг., 2-е издание в 1985-1988 гг.).Кроме того, были изданы крупные монографии: Церевитинов Ф.В. Химия плодов и овощей(1-е издание в 1933 г., 2-е в 1949 г.), Колесник А.А. Факторы длительного хранения плодов и овощей (1957), Козин Н.И. Химия и товароведение пищевых жиров (1 -е издание в 1939 г., 2-е в 1947 г., 3-е в 1958 г.), Рукосуев А. Н. Основы товароведения хлебных продуктов (1966), Сперанский В.Г. «Биологические основы сохраняемости плодов и овощей» (1964) и др.V. Современное товароведение. В начале 1990-х гг.в России наблюдалось падениепрестижа научных знаний, в связи с чем издание товароведной литературы в российских издательствах полностью прекратилось. Лишь в 1995 г. по инициативе издательства «Экономика» и автора начато издание серии научно-практических книг по товароведению «Товарный справочник» [1].Значительный вклад в развитие товароведения внесли зарубежные ученые, в первуюочередь немецкие и польские, чьи труды были переведены на русский язык и оказали заметное влияние на развитие отечественного товароведения. Так, в 1967 г. была переведена на русский язык и издана книга Г. Грундке «Основы общего товароведения» [1].Следует отметить два основных направления развития товароведения — практическоеи научное. Причем на разных этапах развития либо преобладало то или иное направление, либо оба направления существовали совместно.Современный этап развития науки характеризуется интеграцией научных знаний различных отраслей. Эта проблема сегодня стоит и перед товароведением как прикладной наукой. Одним из подходов к интеграции двух разделов — товароведения пищевых продуктов и товароведения непродовольственных товаров — является создание общих для обоих разделов теоретических основ, рассматривающих основополагающие характеристики всех товаров независимо от их назначенияЗАКЛЮЧЕНИЕНа современном этапе социально-экономического развитияобщества потребительский рынок стал одним из первых индикаторов многих трансформационных процессов, происходящихв стране и показывающих уровень развития предпринимательской активности, общества и государства. Поэтому проблемы стабилизации и развития потребительского рынка России и её субъектов в современных условиях приобретают особую значимость. Это обусловлено прежде всего местом и ролью потребительского рынка в его активном воздействии на состояние процессов производства товаров и услуг, их распределение и потребление.Как известно, потребительский рынок состоит из трехосновных сегментов: рынка розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг. Взаимодействуя друг с другом, эти сегменты обеспечивают потребности населения и создают возможности для успешного функционирования экономики. За последние 20 лет мы стали свидетелями бурной трансформации потребительского рынка. Реформирование его сегментов, появление конкуренции привели к развитию новых форм и методов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и изменили устоявшиеся в данной сфере принципы и методы управления предприятиями. Этот сектор экономики страны стремительно развивается вместе с увеличением притока в него российских и западных инвестиций.Таким образом, на ранних этапах развития товароведения доминировало практическоенаправление, для которого были характерны описательные подходы к рассмотрению товаров и отсутствие научного анализа при оценке их потребительских свойств.Накопление описательной информации и развитие естественно-научных методов оценки качества товаров привело к возникновению и развитию научного направления в товароведении. Этому в немалой степени способствовали развитие естественных наук (физики, химии, биологии), а также приход в коммерческие учебные заведения ученых из этих областей науки. Постепенно это направление становится доминирующим, что оказывает влияние и на содержательную часть товароведения, где начинают преобладать сведения о химических и физических свойствах товаров, методах их исследований.Одновременно в процессе преподавания товароведения было ослаблено практическоенаправление. Это вызвало резкую критику практиков и преподавателей смежных дисциплин, особенно экономических, а также требование реформирования содержания учебных планов, программ и учебников по товароведению, в основном за счет исключения знаний в областифизики, химии и технологии. Спор между товароведами и экономистами о сути товароведения длился почти 30 лет, выходя на страницы научных журналов и средств массовой информации, в залы заседаний ученых советов и научных конференций.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Жиряева, Е.В. Товароведение : учеб. пособие / Е.В. Жиряева; СПб.: Питер, 1-е изд., 2002. - 650 с.2.Ярбилова А. К. Учебно-методический комплекс по дисциплине товароведение непродовольственных товаров : учеб. пособие / А.К. Ярбилова; Махачкала: ДГИНХ, 2008 - 134 с.3. Торговля и общественное питание по Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. – Вологда, 2010. – 125 c.4. Торговля и общественное питание по Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. – Вологда, 2009.5. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. для вузов / под ред. В.А. Алексунина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2002. – 614 c.6. Статистика рынка товаров и услуг / под ред. И.К. Беляевского. − М.: Финансы и статистика, 2003. – 656 с.7. Статистика рынка товаров и услуг: учебно-практическое пособие / И.К. Беляевский, Л.А. Данченок, Н.В. Татаркова, А.В. Коротков.– М., 2006.8. Сфера услуг в городе: проблемы и перспективы / коллектив авторов под руководством д.э.н., проф. В.А. Ильина. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2005. – 108 с.9. Айзинова, И.М. Сфера платных услуг населению в контексте социально-экономического развития / И.М. Айзинова // Проблемы прогнозирования. – 2010. – № 1. – C. 112.10. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учеб. пособие для вузов / И.В. Алешина. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 384 c.11. Беляевский, И.К. Перспективы развития и совершенствования статистики торгового предприятия / И.К. Беляевский, О.Э. Башина // Вопросы статистики. – 2002. – № 12. – С. 20.12. Богалдин-Малых, В.В. Бизнес-стратегии и операционный маркетингна рынке услуг: учеб. пособие / В.В. Богалдин-Малых. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2008. – 608 c.13. Николаева, М.А. Маркетинг товаров и услуг / М.А. Николаева – М.: Издательский дом «Деловая литература», 2001. – 448 с.14. Новоселов, А.С. Региональный потребительский рынок. Проблемы теории и практики / А.С. Новоселов, В.В. Кулешов. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 364 с.15. Попова, О.И. Основные направления развития общественного питания в г. Вологде / О.И. Попова // Интеграция науки, образования и техники в интересах развития регионов России: сборник статей научно-практической конференции. – Москва – Коряжма: СФ МГЭИ, 2011. – С. 55-59.16. Попова, О.И. Состояние и проблемы развития потребительского рынка / О.И. Попова, Т.В. Воронцова // Молодые ученые – экономике: сборник статей молодой научной школы. – Вып. 11. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. – С. 137-165.17. Райзберг, Б.А. Курс экономики: учебник / Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 720 с.18. Райзберг, Б.А. Современный социоэкономический словарь / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 629 с.

1.Жиряева, Е.В. Товароведение : учеб. пособие / Е.В. Жиряева; СПб.: Питер, 1-е изд., 2002. - 650 с.
2.Ярбилова А. К. Учебно-методический комплекс по дисциплине товароведение непродовольственных товаров : учеб. пособие / А.К. Ярбилова; Махачкала: ДГИНХ, 2008 - 134 с.
3. Торговля и общественное питание по Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. – Вологда, 2010. – 125 c.
4. Торговля и общественное питание по Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. – Вологда, 2009.
5. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. для вузов / под ред. В.А. Алексунина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2002. – 614 c.
6. Статистика рынка товаров и услуг / под ред. И.К. Беляевского. − М.: Финансы и статистика, 2003. – 656 с.
7. Статистика рынка товаров и услуг: учебно-практическое пособие / И.К. Беляевский, Л.А. Данченок, Н.В. Татаркова, А.В. Коротков.– М., 2006.
8. Сфера услуг в городе: проблемы и перспективы / коллектив авторов под руководством д.э.н., проф. В.А. Ильина. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2005. – 108 с.
9. Айзинова, И.М. Сфера платных услуг населению в контексте социально-экономического развития / И.М. Айзинова // Проблемы прогнозирования. – 2010. – № 1. – C. 112.
10. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учеб. пособие для вузов / И.В. Алешина. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 384 c.
11. Беляевский, И.К. Перспективы развития и совершенствования статистики торгового предприятия / И.К. Беляевский, О.Э. Башина // Вопросы статистики. – 2002. – № 12. – С. 20.
12. Богалдин-Малых, В.В. Бизнес-стратегии и операционный маркетингна рынке услуг: учеб. пособие / В.В. Богалдин-Малых. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2008. – 608 c.
13. Николаева, М.А. Маркетинг товаров и услуг / М.А. Николаева – М.: Издательский дом «Деловая литература», 2001. – 448 с.
14. Новоселов, А.С. Региональный потребительский рынок. Проблемы теории и практики / А.С. Новоселов, В.В. Кулешов. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 364 с.
15. Попова, О.И. Основные направления развития общественного питания в г. Вологде / О.И. Попова // Интеграция науки, образования и техники в интересах развития регионов России: сборник статей научно-практической конференции. – Москва – Коряжма: СФ МГЭИ, 2011. – С. 55-59.
16. Попова, О.И. Состояние и проблемы развития потребительского рынка / О.И. Попова, Т.В. Воронцова // Молодые ученые – экономике: сборник статей молодой научной школы. – Вып. 11. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. – С. 137-165.
17. Райзберг, Б.А. Курс экономики: учебник / Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 720 с.
18. Райзберг, Б.А. Современный социоэкономический словарь / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 629 с.

Вопрос-ответ:

Каково состояние потребительского рынка?

Состояние потребительского рынка может быть описано как динамичное и постоянно меняющееся. В настоящее время, с развитием интернета и электронной коммерции, потребители имеют широкий доступ к продуктам и услугам со всего мира. Они стали более информированными, требовательными и влиятельными. Компании, в свою очередь, сталкиваются с растущей конкуренцией и постоянной необходимостью инноваций, чтобы успешно выделиться на рынке.

Какова история развития товароведения?

История развития товароведения начинается в эпоху Просвещения, когда происходила дифференциация наук. В этот период формировалась научная терминология и специфический язык каждой науки, включая товароведение. В дальнейшем, развитие товароведения проходило через различные этапы, сопровождаемые усовершенствованием методов и подходов к изучению товаров, их производства и потребления.

Какие этапы развития товароведения как науки можно выделить?

В развитии товароведения как науки можно выделить следующие этапы: 1) формирование научной терминологии и языка в эпоху Просвещения; 2) развитие методов и подходов к исследованию товаров; 3) усовершенствование технологий производства и потребления товаров; 4) применение математических и статистических методов в анализе рынка и потребительского поведения; 5) использование современных информационных и коммуникационных технологий в исследовании и продвижении товаров.

Какие причины влияют на состояние потребительского рынка?

Состояние потребительского рынка зависит от множества факторов. Некоторые из них включают экономическую ситуацию в стране, уровень доходов населения, инфляцию и безработицу. Также важную роль играют социальные и культурные факторы, такие как изменение вкусов и предпочтений потребителей, модные тенденции и общественное мнение. Технологические инновации и изменения в законодательстве также могут оказывать существенное влияние на состояние рынка.

Каково состояние потребительского рынка?

Состояние потребительского рынка в настоящее время разнообразное и динамичное. Он охватывает широкий спектр продуктов и услуг, предлагаемых потребителям различных категорий. Потребительский рынок характеризуется интенсивной конкуренцией между компаниями, стремящимися привлечь большее количество клиентов и увеличить свою долю рынка.

Какова история развития товароведения?

История развития товароведения начинается с эпохи Просвещения, когда научное познание стало приобретать все большую важность. В этот период были сформированы основы научной терминологии и специфического языка товароведения. Затем развитие науки продолжалось, проходя через различные этапы, а сейчас товароведение является отдельной научной дисциплиной, изучающей товары и их свойства, потребности потребителей и другие аспекты товарного обращения.

Какие стадии развития науки товароведение можно выделить?

Развитие науки товароведение можно выделить на несколько этапов. Одним из них является эпоха Просвещения, когда появилась дифференциация наук и формирование специфического языка каждой науки. Затем товароведение прошло через различные этапы развития как научной дисциплины, включая формирование теоретических основ, создание методологических подходов и практическое применение научных знаний в сфере товарного обращения.

Каково значение товароведения как науки?

Товароведение играет важную роль в современном обществе. Как наука, она изучает товары и их свойства, а также потребности и предпочтения потребителей. Полученные знания позволяют оптимизировать процессы товарного обращения, создавать новые продукты, разрабатывать маркетинговые стратегии и предлагать потребителям наиболее удовлетворяющие их потребности товары и услуги.

Какое состояние имеет потребительский рынок?

Состояние потребительского рынка сейчас можно охарактеризовать как активное и динамичное. С появлением новых технологий и расширением доступа к информации, потребители стали более требовательными и осведомленными. Конкуренция между производителями разнообразных товаров и услуг приводит к постоянному развитию и совершенствованию продукции. Современный потребительский рынок предлагает широкий выбор товаров и услуг, а потребители могут сравнивать и выбирать наиболее выгодные варианты.

Какие стадии развития науки товароведение выделяют?

Развитие науки товароведение можно выделить следующие стадии: исторический период, когда формировалась научная терминология и разрабатывались основные принципы товароведения; этап активного развития товароведения как науки, включающий различные научные исследования, разработку методологии и системы знаний о товарах; современный этап, характеризующийся использованием современных технологий и методов в исследованиях товароведения.